Сколько человек в роте, батальоне, взводе и так далее. — Хотя у «Тополей» небольшой забрасываемый вес

Никто в Вооружённых силах СССР и России не командовал боевым вертолётным полком дольше, чем полковник армейской авиации Владимир Алексеевич Господ, двенадцать лет. А тех событий, которые пришлись на военную судьбу полковника Господа, хватило бы на несколько жизней. На его счету – 699 боевых вылетов в Афганистане и 327 вылетов – в должности командира сводного вертолётного полка в Чечне. И ещё плюс к этому у полковника Господа – тридцать два захода на аварийный реактор Чернобыльской АЭС в 1986 году в первую неделю после аварии…

Рассказывает полковник Владимир Алексеевич Господ:


– В марте 1969 года произошёл конфликт с китайцами на границе в районе острова Даманский. До сих пор в памяти остались имена героев-пограничников – капитана В.Д. Бубенина, старшего сержанта Ю.В. Бабанского, старшего лейтенанта И.И. Стрельникова и полковника Д.В. Леонова, начальника пограничного отряда. Всем им было присвоено звание Героя Советского Союза (И.И. Стрельникову и Д.В. Леонову посмертно).

На меня тогда это произвело такое сильное впечатление, что я, мальчишка, загорелся и захотел стать пограничником и задумался о поступлении после школы в пограничное училище.

Помню, я собирал материалы о героях-пограничниках, организовал в нашем далеко не приграничном городе Воронеже отряд «Юные друзья пограничников» и даже написал письмо легендарному пограничнику Герою Советского Союза Н.Ф. Карацупе, попросив его прислать нам свою пограничную фуражку (эта фуражка у меня до сих пор хранится).

И так сложилась судьба, что, будучи уже командиром вертолётного полка, мне удалось побывать на заставе имени старшего лейтенанта И.И. Стрельникова, кумира моих мальчишеских надежд. Именно его застава в 1969 году приняла главный удар китайцев. Интересно, что сын И.И. Стрельникова одно время служил на этой заставе замполитом. (В ходе демаркации границы между СССР и Китаем в 1991 году остров Даманский отошел к КНР. Ныне он называется Чжэньбао-дао. – Ред.)

Но отец после окончания школы мне сказал: будешь лётчиком. (Сам-то он военный лётчик, закончил службу командиром эскадрильи на Камчатке).

Отца я послушался и поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. Его благополучно закончил 20 октября 1979 года с золотой медалью. К этому времени до ввода советских войск в Афганистан оставалось два месяца.

У меня было право выбора места службы, и я выбрал Венгрию. Сначала меня пускать туда не хотели, потому что я не был женат. Но всё-таки золотая медаль сыграла свою роль. (И во всей Венгрии, наверное, я был единственным лётчиком-холостяком.)

Венгрия вместе с Германией, Чехословакией и Польшей считалась передовым рубежом нашей обороны, поэтому в первые годы войны оттуда в Афганистан лётчиков не брали. Самыми первыми в Афган полетели лётчики Среднеазиатского и Туркестанского военных округов. У них были навыки полётов в горно-пустынной местности. Командование считало, что война закончится быстро, поэтому первоначально никакие замены не планировались.

Вот первые лётчики в Афгане по-честному два года и отвоевали. А конца-то войне всё не видно… И осенью 1981 года постепенно пришлось заменять тех, кто вошёл в Афганистан первыми. Но до поры до времени заграницу не трогали.

Только в мае 1984 года к нам в Венгрию приехал полковник Кошелев из Москвы, заместитель начальника армейской авиации. Он сказал: «Я прибыл для того, чтобы отобрать в Венгрии первую эскадрилью, которая пойдёт в Афганистан для замены отдельной 254-й эскадрильи». Эта эскадрилья базировалось на аэродроме в Кундузе и входила в состав 201-й дважды Краснознамённой мотострелковой дивизии. Потом эта дивизия была выведена в Таджикистан, где до сих пор и несёт службу уже под названием 201-й военной базы. Первый орден Красного Знамени дивизия получила за Великую Отечественную, второй – уже за Афганистан.

А в Афганистан в то время отбирали самых лучших лётчиков – только первого и второго класса. В Венгрии уровень боевой подготовки лётчиков тогда был очень высоким. Мы непрерывно летали, постоянно участвовали в учениях.

У меня жена молоденькая совсем, ей тогда всего восемнадцать лет было. В Венгрии, конечно, ей жить очень нравилось. А тут мне надо постоянно ездить в бесконечные командировки и её одну оставлять… Меня всё это очень расстраивало.

Настало время жене рожать. Меня, как назло, опять отправляют на месяц на очередные учения. Я командиру говорю: «Вы меня не отправляйте, у меня жена вот-вот должна родить», а он: «Да ты не волнуйся, езжай, мы тут всё сделаем…». Но я помню, что тогда пошёл на принцип и сказал: «Нет, жену не оставлю». Он: «Да мы тогда тебя с командира экипажа снимем!». Я говорю: «Снимайте, мне жена дороже». Кстати, как в воду глядел: жену прихватило ночью, и никто бы ей не помог. А так, слава Богу, дочку родила она благополучно.

Дня три-четыре полковник Кошелев просидел в штабе – изучал наши личные дела. Потом командир полка всех собрал и говорит: «Товарищи офицеры, сейчас до вас будет доведён список лётного и инженерно-технического состава, которому первым от нашего 396-го отдельного гвардейского Волгоградского ордена Красной Звезды вертолётного полка выпала высокая честь выполнять интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан». И все замерли… Мою фамилию назвали сразу. Первым фамилию командира звена капитана М.И. Абдиева, а потом – старшего лётчика капитана Господа… Так что никаких иллюзий!..

Нас собрали уже отдельно и сказали, что не отправят в Афган до тех пор, пока мы не получим квартиры на территории Союза. В Одесском военном округе был аэродром Рауховка, где должно было уже заканчиваться строительство пятиэтажного дома, в котором мы должны были получить обещанные квартиры. И только после получения квартир и переучивания на новую технику – вертолёты МИ-8МТ – мы пойдём в Афганистан.

Сложили вещи в контейнеры, и отправили их поездом в Рауховку. Сами вместе с жёнами и детьми на военном самолёте прилетели под Одессу. Но в Рауховке нам сказали, что, хотя дом и построен, но госкомиссией не принят. Оно и понятно. Кто строил-то? Военный стройбат… В результате периметр фундамента у дома оказался меньше, чем периметр крыши.

Дали три дня отпуска, чтобы мы нашли себе жильё в деревне. Весь гарнизон Рауховка – несколько пятиэтажных домов, а вокруг частный сектор. Нашёл я какой-то домик. Бабушка, хозяйка домика, мне говорит: «В самом доме места нет. Если хотите, занимайте сарай».

Первую ночь мы с женой и ребёнком спали в сарае. Повезло ещё, что был конец мая. Украина… Сады цветут, вишни-абрикосы… Но дочка ещё совсем маленькая – полтора года. Поэтому я её с женой из этой красоты отправил к родителям в Минск. Сам получил контейнер, разгрузил его в сарай. Оставалось только подождать, когда дадут обещанную квартиру.

Почти сразу нас отправили в Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в город Торжок под Калинин. Отучились мы месяц и вернулись в свою Рауховку. Квартиры так никто и не получил! На том доме – большие замки, и решения госкомиссии нет. Ситуация патовая: ясно, что перестраивать дом никто не будет, но и принимать его в таком виде тоже никто не собирается. До отправки в Афганистан оставалось две недели.

Нам говорят: «Вы езжайте в Афган. А мы, как только проблемы с домом порешаем, семьи ваши туда переселим». Мы стали задавать вопросы: «А как вы вещи будете перетягивать? Они же у кого где по всему селу разложены…». Короче, опять – безвыходная ситуация.

Закончилась вся эта история очень просто. Самые активные из нас решили: сбиваем замки и заселяемся согласно уже принятому решению жилкомиссии. Так мы и сделали. Я занял двухкомнатную квартиру. Даже адрес помню: дом пятьдесят пять, квартира пять. Перенёс я туда вещи, и после этого мы почти сразу вылетели в Каган (этот аэродром на границе с Афганистаном).

В те (как сейчас оказалось) хорошие времена перед отправкой в Афганистан все лётчики обязательно проходили ещё и горную подготовку. Это было нужно для адаптации в летном смысле. Но оказалось, что не только для этого: от перемены воды и климата у всех стало плохо с желудком. В первое время от туалета дальше чем на полметра мы не отходили. Кашлянул человек, сразу побежал в туалет и… не добежал. Единственным спасением был отвар из верблюжьей колючки. В баке полевой кухни его заваривали на всю эскадрилью и как-то держались.

С нами работали очень опытные инструкторы – лётчики, которые вошли в Афганистан в 1979 году и два года там летали. Они передавали нам свой собственный боевой опыт. Например, у вертолётчиков есть такое понятие: держать шарик в центре. Дело вот в чём: на панели управления расположен прибор, который называется авиагоризонтом. У него внизу шарик, который в зависимости от траектории движения вертолёта перемещается. По обычным инструкциям, пилот должен стремиться держать этот шарик в центре – тогда вертолёт летит без скольжения, ровно. Но нам объяснили, что когда шарик не в центре и вертолёт непредсказуемо перемещается в горизонтальной плоскости, попасть в него с земли из стрелкового сложнее. Так что потому-то мы в Афганистане летали вопреки инструкции – с шариком где угодно, только не в центре.

Это сейчас молодые лётчики могут выполнять сложный пилотаж, чуть ли ни мёртвые петли на вертолёте крутят. В Советском Союзе была другая система: ты должен был летать тихо, спокойно, без больших кренов и углов тангажа (угол тангажа – угол между продольной осью летательного аппарата и горизонтальной плоскостью. – Ред.). А если нарушишь – крепко наказывали. А тут нам говорят, что атаку надо совершать с тангажом двадцать пять градусов. Для МИ-8 такой угол наклона очень большой. Ведь это МИ-24 по форме напоминает шило, у него сопротивление корпуса воздуху значительно ниже, чем у МИ-8. Но чем больше угол пикирования, тем точнее попадают ракеты в цель и тем труднее в тебя попасть с земли. Поэтому двигаешь ручку от себя до отказа – и вперёд…

В Кундуз мы прилетели 1 сентября 1984 года на транспортном самолёте АН-12. Открываем дверь, делаем шаг и… как будто вошли в парилку! Жара – под пятьдесят в тени.

Наша эскадрилья входила в состав 201-й дивизии. Командовал дивизией в то время генерал-майор Шаповалов. Обычно мы работали с разведбатом дивизии. В первый же день каждого из нас закрепили за инструктором из лётчиков, которых мы должны были заменить. Командир экипажа, инструктор, сидит на левом сидении, ты – на правом. И он тебе показывает что к чему, причём – во время выполнения реальной боевой задачи. Но ты в таком полёте просто сидишь и смотришь. У правых лётчиков есть присказка: «Наше дело правое – не мешай левому. Руки вместе, ноги вместе, оклад двести». (Руки и ноги не касаются органов управления вертолётом. Должностной оклад правого летчика в то время был двести рублей – Ред.).

Никогда не забуду первый вылет в Афганистане. Ситуация была следующая: МИ-24 «забили» караван в предгорьях. У нас задача была вроде бы простая – забрать трофеи. Подлетаем, вокруг картина ужасная: убитые верблюды валяются, лужи крови кругом… Но к этому времени бой ещё не закончился. «Духи» побросали оружие, которое везли, и стали разбегаться по барханам. Их били четыре МИ-24 и два МИ-8. Это страшная сила, поэтому у душманов даже мыслей не было отстреливаться. Лётчики МИ-24 нам говорят: «Мужики, помогайте!.. А то они, как тараканы, в разные стороны разбегаются, за всеми не уследишь». К пулемёту тогда сел борттехник. И до сих пор картина перед глазами стоит: «дух» ползёт по бархану, а борттехник его из пулемёта у нас на глазах укладывает. Ощущения были, мягко говоря, не самые приятные. Впервые у меня прямо на глазах убивали людей.

Ещё я сразу увидел, как садятся в Афганистане. По правилам, надо зависнуть над землёй и только после этого сесть. Но если сделать так, то винтами ты поднимешь такую вековую пыль, что долго вообще ничего не увидишь. Поэтому вертолёт плюхнулся на скорости, обгоняя пыль. И это жёлтое облако тут же нас накрыло, пылища от винтов поднялась бешеная… Вблизи картина оказалась ещё страшней: слева-справа не только убитые верблюды, но и люди валяются… Десантники высадились с бортов и пошли собирать трофеи и пленных. Какие-то «духи» от верблюдов побежали – их тут же из автоматов положили…

В Афганистане было то, чего не было потом в Чечне. В Чечне, чтобы открыть огонь, нужно было запрашивать «добро» у ЦБУ (Центр боевого управления. – Ред.). А в Афгане командир экипажа или ведущий пары сам принимал решение на открытие огня. Если по тебе работают с земли или ты видишь, что люди на земле с оружием, то не надо никого запрашивать, а можно стрелять. В Чечне же доходило до абсурда: по тебе стреляют, ты запрашиваешь ЦБУ. А там говорят: «Мы сейчас посмотрим по карте, что это за банда. А потом уже примем решение». Говоришь: «Ведь по мне работают!..». Ответ: «Уходи». И ты с полным боекомплектом уходишь, потому что тебе «земля» работать запретила.

Так что от первого вылета, где я выполнял роль «вывозимого» лётчика, у меня остались очень сильные впечатления. Думаю: «Ничего себе. Это только первый день. А если так будет целый год?..». А так и было, но не целый год, а почти полтора. Правды ради надо сказать, что бывали дни и полегче.

О том, что это действительно война, я окончательно осознал через полтора месяца пребывания в Афганистане. Помню, это было 16 октября 1984 года. У меня на глазах сбили вертолёт. На борту, кроме экипажа, было ещё двенадцать десантников. Я тогда увидел, как вертолёт падает, как он от удара об землю разваливается…

Тогда одновременно летело семь вертолётов МИ-8. Я шёл один, без пары, самым крайним, замыкающим. Обычно крайнего и сбивали. Так что, по всем законам, сбить в этот раз должны были именно меня. Но сбили вертолёт передо мной.

Мы должны были высаживать десант на площадку в Центральном Баглане. Это зелёнка в предгорьях. Место это было самым настоящим бандитским осиным гнездом. По плану, ещё до высадки десанта по площадке должны были отработать «грачи» (Штурмовики СУ-25. – Ред.). И только после них МИ-24 должны были подавить то, что осталось после работы СУ-25. А потом уже мы своими МИ-8 должны были высадить десант на обработанную площадку.

Но с самого начала всё пошло наперекосяк. «Грачи» не пришли, потому что не было погоды. Наш комэска принимает решение: идти без штурмовиков СУ-25 под прикрытием только двух пар МИ-24. На одном из них впереди всей группы он должен был идти сам. Пара МИ-24 запускается, и тут даже не у самого комэска, а у его ведомого отказывают генераторы. Ну ладно, твой ведомый не может взлететь, так иди один – мы же не на воздушный бой идём: можно и без ведомого! Тем более, что комэска не один, а с нами. Но он докладывает руководителю полётов: «У моего ведомого отказ авиационной техники, поэтому вся пара остаётся. Группу поведёт Абдиев».

Вторая пара МИ-24 выруливает на полосу и тоже докладывает об отказе. Не помню сейчас, что именно было у них, вроде отказал автопилот. Это несущественная поломка. По инструкции, конечно, они лететь были не должны. Но в реальности с такими отказами, конечно, летали. Без автопилота тяжело, но летать можно. Нужно просто совершать двойные действия органами управления вертолётом. Главное, чтобы работали двигатели, редуктор, гидросистема – и тогда вертолёт управляемый. Без всего остального, по большому счёту, летать можно.

Вторая пара МИ-24 докладывает комэске, который уже перебрался на пункт управления: «У нас отказ техники. Разрешите зарулить?». Он: «Заруливайте». И вторая пара МИ-24 тоже зарулила на стоянку.

Вышло так, что СУ-25 не отработали и МИ-24 – наше прикрытие – остались на аэродроме. Конечно, комэска должен был сказать нам: «Парни, заруливайте тогда и вы на стоянку. Будем устранять неисправности на МИ-24 или ждать погоды, когда СУ-25 смогут подойти. А потом уже пойдём на высадку десанта».

Я не в праве сейчас осуждать действия командира. Знаю одно – без прикрытия мы лететь были не должны. Но командир решил иначе…

Капитан М.И. Абдиев, которого определили старшим, у комэска спрашивает: «Так мы идём без двадцатьчетвёрок?..». Комэск: «Идёте». Абдиев: «Понял. Выполняем контрольное висение, взлёт парами».

Пошла первая пара, вторая, третья, и я один замыкающим. Летели мы на высоте всего несколько сот метров. Подходим к району десантирования. И тут по нам отработали – скорее всего, из стрелкового оружия. Пуска ПЗРК не было, никто его не видел. Впереди меня шла пара Романенко–Ряхин, я за ними в двухстах метрах, крайний. Вижу: у Жени Ряхина из-под вертолёта пошёл жёлтый дым. Он нос опустил и почти сразу въехал в гору. Вместе с экипажем на борту были десантники: замполит роты, один сержант и десять бойцов. И экипаж: командир – капитан Е.В. Ряхин, штурман – капитан А.И. Захаров и борттехник – лейтенант В.М. Островерхов.

Тогда я впервые в жизни видел, как взрывается вертолёт. Он столкнулся с землёй и начал просто рассыпаться, разваливаться на части. Потом яркая огненная вспышка! – это взорвалось топливо. Видно было, как в разные стороны разлетаются люди, части вертолёта… Картина нереальная, кажется, что всё это ты видишь в страшном кино.

Докладываю ведущему: «Четыреста тридцать восьмой упал». Он: «Как упал?!.». Я: «Упал, взорвался…». Ведущий группы мне даёт команду: «Зайди, посмотри, есть ли живые». Я скорость подгасил и начал разворачиваться (к этому времени я уже мимо места падения пролетел). Завис… Картина жуткая: тела изуродованные, на них одежда горит, вертолёт весь разрушенный тоже горит. Я разгоняю скорость и докладываю командиру: место осмотрел, спасать некого, вертолёт взорвался, все погибли.

Слышу по радиостанции, как комэска стальным голосом докладывает старшему начальнику: «Два ноля первый, у меня одна боевая потеря». Тогда все, кто был в воздухе, подумали: «А где же прикрытие, командир…».

Для сравнения надо тут вспомнить, что до этого комэска эскадрильей командовал подполковник Е.Н. Зельняков. Везде сам летал, где надо и где не надо, и за собой эскадрилью таскал. Складывалось впечатление, как будто он смерти себе ищет. Но смерти не нашёл, а стал в Афганистане первым командиром отдельной эскадрильи, который получил звание Героя Советского Союза.

После доклада комэска комдиву нам дают команду разворачиваться и идти на аэродром. Тут же взлетел поисково-спасательный вертолёт и привёз погибших. Точнее, то, что от них осталось…

Если бы всё шло по плану, то вряд ли «духи» в такой ситуации стали бы стрелять. До места высадки оставалось километра три. Конечно, СУ-25 в этом месте – на маршруте – нам бы не помогли. Но с нами бы шли две пары МИ-24 – справа и слева. Их из пулемёта практически не сбить, потому что они со всех сторон бронированные. Плюс ко всему, «духи» отлично знали разницу в огневой мощи МИ-8 и МИ-24. У последнего есть и пушка, и пулемёт, и управляемые и неуправляемые ракеты.

На МИ-8 тоже иногда ставили бронированные плиты, которые прикрывали экипаж. Но плиты были тонкие, и от пуль не спасали.

Практика показала: если колонна МИ-8 идёт под прикрытием МИ-24, то работать по колонне может только самоубийца. При малейшем огневом воздействии с земли МИ-24 разворачиваются и гасят всё с вероятностью сто процентов. А когда мы подходим к самому месту высадки, то двадцатьчетвёрки нас обгоняют и начинают обрабатывать ту площадку, где должен высаживаться десант. Потом они становятся в круг, а мы высаживаем. Если даже в этот момент кто-то из «духов» высунулся, двадцатьчетвёрки гасят их без вариантов.

В те времена работу больших начальников оценивали по трофеям и по числу погибших. Если ты сдал определённое количество автоматов, пулемётов, «буров» и нет погибших, – это результат. А если есть погибшие – все предыдущие результаты смазываются. А тут за один день в дивизии погибло пятнадцать человек. Прилетел командующий 40-й армией генерал-лейтенант Генералов. Меня вызвали в штаб, где собралось всё начальство, и долго пытали, что я видел: стреляли ли с земли или не стреляли? Была версия, что причиной падения мог стать отказ авиационной техники. Или на борту кто-то баловался с оружием и случайно убил командира экипажа. Или случайно взорвалась граната. Такие случаи были и до, и после. Сидит солдат, волнуется перед высадкой, затвором щелкает или в таком состоянии кольцо гранаты может выдернуть. Потом это учли, и когда один вертолёт из-за этого упал, приказали перед посадкой в вертолёт отсоединять магазины, чтобы исключить самопроизвольный выстрел. Хотя поставьте себя на место бойца, которого вот-вот должны высадить на площадку, где по нему сразу начнут стрелять?!. Ну кто тут будет держать магазин отстёгнутым? Так что в реальности магазин никто не отсоединял, и патрон был в патроннике.

Комиссия много версий перебрала. Авиационное начальство пыталось доказывать, что вертолёт не был сбит. Потому что, если вертолёт сбит, то надо привлекать к ответственности старшего авиационного начальника за то, что нам разрешили идти без обработки площадки штурмовиками и без прикрытия МИ-24.

Но потом из слов командующего я понял, что им всё-таки выгоднее было показать, что вертолёт был сбит именно огнём с земли. Командующий сказал: однозначно было противодействие стрелковым оружием с земли. Раз пошёл дым снизу, значит пули попали по бакам.

Если кто-то скажет, что ему на войне не было страшно – не верьте. Боятся все. Мне, конечно, тоже было очень страшно. И жить я тоже очень хотел. Ведь мне было всего двадцать шесть лет. Жена дома, дочка маленькая… Но бояться можно по-разному. Кто-то боится, но дело делает, потому что стыдно перед боевыми товарищами. А кто-то боится и к доктору бежит и там говорит, что у него сегодня голова болит. Доктор в таком случае просто обязан отстранить лётчика от полётов. А проверить в полевых условиях, без оборудования, болит ли кого-то голова на самом деле или не нет, невозможно. Но на самом деле все понимали, что никакой он не больной. Мы же видели: он, как все и все мы, ест, спит, пьёт… А как вылет – заболел… Вообще настоящий лётчик, даже если на самом деле болеет, всё равно доктору скажет, что жалоб у него нет, а вместо этого подойдёт к командиру и попросит: «Ты меня не планируй, я болею». Но если ты уже в плановой таблице, то сказать доктору, что у тебя есть жалобы, – это явно не по-лётному. Мы таких не уважали.

После этой трагедии мы поняли, что всё может быть. Ведь перед вылетом мы с Женей Ряхиным в столовой рядом сидели. И жил он рядом со мной в соседней комнате. Да и в Рауховке квартиры у нас были на одной лестничной площадке.

После таких ситуаций надо было прийти в себя, расслабиться. Но вся беда была в том, что в Афгане с алкоголем было очень сложно. Водку в военторге не продавали, купить её можно было только у своих же, кто постоянно в Союз летал, совести не имел и на войне деньги делал. Бутылка водки у этих «бизнесменов» стоила сорок чеков. А младшие офицеры – от лейтенанта до капитана – получали в месяц двести шестьдесят семь чеков. Нетрудно сосчитать, что на месячную зарплату можно было только шесть раз выпить – и ты свободен… От денег.

Так что первое время мы спиртные напитки волей-неволей не употребляли. Но мой ведомый, Миша Стрыков, был простой советский парень, умудренный жизненным опытом. Он знал, как делают самогон. Он говорит: «Парни, нужен сахар. Дрожжи я найду в лётной столовой, и потом вы все мне скажите спасибо».

Чай нам давали утром и вечером. К чаю положены два или три кусочка сахара. Сидели в столовой обычно мы так: ведущий со своим штурманом и ведомый со штурманом. То есть за столом четверо. Миша берёт эту тарелочку с сахаром и высыпает сахар в пакетик. Мы ему: «Миша, ну дай хоть по кусочку, сахар давно не ели…». Миша ничего нам не давал, только говорил: «Мужики, потом скажите спасибо». Так мы больше месяца не видели сахара.

Миша сахар собирал-собирал, в конце концов набрал несколько килограммов. Сам-то я вырос в городской интеллигентной семье, поэтому очень смутно представлял себе, как делается самогон. А хозяйственный Миша нашёл бак на сорок литров, залил туда сорок литров кипячёной воды, положил сахар и двести граммов дрожжей. Всё это замешал, и мы стали ждать… Стояла эта брага дней семь. Бак уже вот-вот на подходе. И тут, как назло, нам надо лететь на операцию в Баграм! Миша по какой-то причине, сейчас уже не помню, в Баграм не полетел…

Возвращаемся мы через два дня. Сразу побежали к заветному баку и видим, что на дне осталось только чуть-чуть, как говорят на Украине, «муляки». Выясняется, что, когда мы улетели, Миша собрал со всего полка всех своих однокашников, которые тоже почему-то никуда не улетели. И они за два дня выпили все сорок литров. Мы Мише говорим: «Мы же целый месяц сахар не ели …». Миша оправдывается: «Не переживайте, я сахар достану, новый бак поставим…».

Наше производство самогона успешно действовало до 17 мая 1985 года. К тому времени свой бак был в каждой комнате. Но Горбачёв, дай Бог ему здоровья, подписал Указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом. И наш командир полка прошёл с пистолетом по комнатам и лично расстрелял все баки.

А спирта в эскадрильи было много. Ведь на каждом вертолёте стояла так называемая «испанка» (её так в шутку называли потому, что она горячая, как испанская женщина) или, если по-другому, «липа». Официально по документам этот прибор назывался Л-166. По первой букве его и прозвали «липой». Это было самое эффективное средство против переносных зенитно-ракетных комплексов. Ракета ПЗРК через головку самонаведения идёт на тепло, излучаемое двигателями. По существу, это печка, которая стоит на вращающейся платформе в хвосте вертолёта за редуктором. Вокруг печки – стёклышки-отражатели. После взлёта ты её включаешь, и она создаёт вокруг вертолёта вращающееся инфракрасное поле. Температура этого поля больше, чем у двигателя.

Я неоднократно видел «липу» в действии. Пуск «редая» (переносной зенитно-ракетный комплекс Redeye широко применялся душманами в середине 80-х годов. – Ред.) хорошо виден с вертолёта. По мне лично не стреляли ни разу. Но как-то выпустили ракету по ведущему нашей группы. Сама ракета летит всего три-четыре секунды, за ней тянется специфический фиолетовый след. И я успел заметить, как ракету вдруг закрутило-закрутило-закрутило… Она улетела куда-то в сторону и самоликвидировалась.

Для того, чтобы «липа» исправно работала, каждый день перед вылетом стёклышки у неё надо было протирать спиртом. И именно на это дело списывалось его очень большое количество. Ясно, что на самом деле «липу» нам никто спиртом не протирал. Мы у техников поинтересовались: «А почему не протираете?». Они: «А комэска спирт не дает!».

В эскадрилье надо было ежемесячно проводить партийное собрание. Я был секретарём партийного бюро. Повестка дня, например, такая: личный пример коммунистов при выполнении боевых заданий. А тут у нас кое-кто из лётчиков выпил лишнего, и его начали подтягивать на персональное дело. По тем временам для него такой поворот событий мог закончиться очень серьёзными проблемами. Он понял, что ему надо как-то выкручиваться, и говорит: «Да вы не меня тут должны воспитывать! Лучше бы позвали командира эскадрильи. Пусть он доложит, куда наш спирт уходит. «Липы» не протираются, предварительная подготовка к вылету у вертолётов не выполняется…».

Все остальные коммунисты тут тоже поднялись на дыбы: «Господ, запиши в протоколе, что мы настаиваем, чтобы спирт делили по-честному! Иначе мы летать не будем! Ведь вертолёты не обслуживаются, как положено. Иди, докладывай командиру решение нашего партийного собрания».

Комэска на партийные собрания не ходил. Иду к нему. Стук-стук. Спрашивает: «Что такое?». Я: «Товарищ командир, разрешите доложить решение партийного собрания». Он: «Ты чего? Никогда не докладывал, а тут пришёл…». Я: «Решение принято единогласно. Коммунисты настаивают, чтобы спирт делить по-честному». Он: «А сколько вам надо?». Я: «Ну, литров двадцать…». Он: «А не много ли вам?!.». Я: «Товарищ командир, спирт-то мы списываем. Каждый день в бортжурнале расписываемся, что использовано спирта столько-то и столько-то». Он: «Ну ладно, если партсобрание приняло такое решение, то куда мне деваться. Я ведь тоже коммунист». Подписывает заявку и говорит: «Иди, получай».

Беру канистру, сопровождающих, чтобы пехота спирт не отняла. И такой небольшой колонной мы дружно идём на склад ГСМ (склад горюче-смазочных материалов. – Ред.). Начальнику службы горючего, старшему лейтенанту, говорю: «Командир сказал, чтобы ты нам по решению партийного собрания налил двадцать литров спирта». Он посмотрел и говорит: «Нет, по этой бумажке не налью». Я: «Видишь, командир подписал?». Он: «Нет, не налью». Оказывается, у командира в подписи была точка под последней буквой. Если точка стоит, то всё нормально, документ к исполнению. А если точки нет, то понятно, что писал по принуждению. Так старлей нам ничего и не налил.

Иду обратно. Командир, скрепя сердцем, точку всё-таки поставил. В эскадрилье у нас было пять звеньев, в каждом – партийная группа, которую возглавлял патргруппорг. Приношу двадцать литров, вызываю партгрупоргов. Пришли они с трёхлитровыми банками. Только начали мы спирт делить – явились комсомольцы: «А нам?..». Мы не стали от них требовать решения комсомольского собрания, просто так налили. И с этого времени спирт в эскадрилье начали делить по-честному.

Продолжение следует...

Был подполковник Волков.
Легендарная была личность.Яркая и харизматичная. Ходил в неуставных "глаженых" сапогах (что это такое в самом конце напишу), при этом гонял за такие сапоги других офицеров и никого это не удивляло, Волкову можно!))) Всегда наглаженный, статный, красавеЦ, но не без недостатков

Ходило про него много легенд и рассказов. Психологом был хорошим. Всегда было неясно чем закончится его речь. Бывало начнет с тобой беседовать вкрадчиво, ласково, а по мере разговора голос крепнет и ты уже понимаешь что будет разнос... и дожидаешься. Орал он знатно! Мощно! Со словечками неуставными, как без них)) Любил играть голосом! С хрипотцой! Сильный был голос. Боялись его и любили одновременно))) Его речи перед строем, расходились на цитаты моментально)))

Один раз помнится срочно построил всех офицеров в одну шеренгу в штабе полка. Начальник штаба доложил, а он команду вольно не подает. Ходит нервно перед строем взад-вперед, заложив руки за спину и все... Внезапно остановится, глаза прищурит, обведет строй стоящих по стойке смирно офицеров... нижнюю челюсть слегка вперед вытянет, что бы всем было ясно, как он зол.... и как рявкнет во всю дурь всего одно слово: "Бл*ди!!!" Потом голову вниз и опять нервно ходить перед строем...

Минут пять так ходил с периодическими остановками. Все у кого косяки какие-то были, за это время успели надолго с выходными проститься))) Потом оказалось кто-то с полка настучал на него в штаб дивизии, что он перед строем матом ругается. Но кто именно он не знал))) скорее всего женщины)))

Каждое утро начиналось с полкового построения и развода на работы и занятия. Полк стоял перед штабом на плацу в любую погоду. Хоть плюс 25, хоть минус 40 и метель, не важно. Обычно он всегда приезжал вовремя. УАЗик привозил его прямо на плац. Он выходил, там принимал рапорт дежурного по полку и здоровался с личным составом. Обычно после этого он проводил разборы полетов за ночь, клеймил кого-то позором, иногда лично проверял конспекты и отправлял на занятия и работы. Если конспекта у офицера не было, занятие проводил его непосредственный начальник)))
Перед тем как клеймить позором, женщин военнослужащих он отправлял в казармы. Их было не много, но они были. Но почти всегда, в запале, об этом забывал. В этом случае замполит к нему тихонько подходил и тактично шептал на ухо, явно напоминая про мат и про женщин. В ответ Волков гневно орал уже на него: "Вывести их из строя к е*ени матери! И что бы больше я их в строю не видел!"

На следующий день они радостно сидели в казарме, но до тех пор, пока кто-то из них Волкову в строю не понадобится. Тогда он опять орал: "У нас что полк благородных девиц?! Где эта, бл*дь, угроза НАТО?! На плац их, пусть вместе со всеми сопли морозят!"

И круг замыкался...)))

Некоторые офицеры от него чуть не плакали. Если ему не понравился, беда - сгноит. А если видит что дело знаешь и стараешься, простит многое. Шлангов не любил, халявщиков. Ни разу не помню его пьяным или неопрятно одетым, незастегнутым или небритым. В народе его завали "Волчара".

Помнится как-то приехал он ко мне на занятия по огневой подготовке. Нервный приехал, взвинченный, сразу было видно. Я ждал беды. И не только я. Солдаты бегали как заведенные, старались. Вроде все хорошо. Но тут он дает вводную что я убит, командир второго взвода убит, самый старый сержант в батарее убит. Короче все убиты, остались только те сержанты, что с учебки недавно пришли.
Мой вычислитель берет управление на себя, хоть был и не старшим по званию, а рядовым (но зато самым умным). Волков у меня (у мертвого) спрашивает с чего это вдруг? А я докладываю, мол мое завещание распоряжение было такое... на такой скорбный случай... Смотрю он плечами поворочал, скулами поскрипел, но промолчал. Наблюдает за работой расчетов...

А потом вычислитель дал некорректную точку наводки, скомандовал расчетам: "Наводить в красный флаг на ВАПе!"))))))

Волчара аж взвился от возмущения... побежал на позицию. Ну вот и прилетело, думаю. А он встал перед сгорбившимся вычислителем и орет: "Какой красный флаг, сынок?! На каком ВАПе?! Наводи в мою красную зал*пу!"...
Летел с него мат лихо и гармонично, особенно в минуты гнева))))

Каким-то чудом не огреб я тогда. Отошел он потом, и на совещании признал занятия в 1 батарее организованными удовлетворительно))) но вообще, если уж командир посещает занятия, ему надо остаться недовольным и дать разнос, взбодрить, иначе зачем посещал? Поэтому я его оценкой остался доволен. Я тогда выглядел примерно так)))

Был еще случай о котором хочу поведать, по рассказам, он случился за несколько лет до моей службы в полку. рассказывали, что солдат срочник хотел Волкова застелить. История банальна. Из дома письмо получил плохое, просился в отпуск... вроде бы и солдат неплохой был, но звезд с неба не хватал. Кроме того, если каждого отпускать, у всех дома беда начнется... и не отпустили его, сказали Волков запретил и о девушке его нехорошо высказался. Мол если отпускать солдат к каждой бабе слабой на передок, служить некому будет (в чем с ним сложно не согласиться)...

И вот этот обиженный солдат заступил в караул (у нас вечно некого ставить было), ушел с поста и пришел с автоматом как раз на построение, что бы с Волковым встретиться и разобраться. Сначала никто ничего не понял, думали в карауле набедокурил и сняли его, привели на плац о его подвигах рассказать. А когда поняли, куда уже денешься... полк на плацу, как на ладони. Да и солдат предупредил что пристрелит каждого кто с места сойдет. Пистолет был только у дежурного (и то не уверен), он рядом стоял и не успел бы достать его из кобуры, да еще передернуть затвор, у солдата наверняка патрон уже был в патроннике...

Так и замерли все, не зная как же поступить и подавая руками знаки тем кто в казарме остался. Из строя просили что бы одумался, не дурил... не ломал себе жизнь. Мол пока ничего еще не случилось, никому не расскажем, в отпуск отпустим... а командир полка все не приезжал. Дело было зимой. Холодно, поземка. Солдат в тулупе. Минут 10 стояли, обычно он не опаздывал. И вдруг сзади солдата громкий голос Волкова: "Ну и что он натворил, этот воин?!

Волков, как оказалось, не на машине приехал (как обычно), а со стороны парка незаметно подошел.
Все аж вздрогнули, включая солдата! А Волков орет ему в спину: "Почему на строй автомат направил, жизнь твою так!? Ты что устав не знаешь?! Ну-ка дай автомат сюда! Быстро!"

Солдат, как кролик перед удавом, поворачивается... снимает автомат с плеча и безропотно ему отдает...

Конечно, Волков не знал что это его убивать пришли, а у солдата наверное инстинкт его бояться сработал))) но легенда такая в полку ходила... говорят случай этот замяли, иначе скандал был бы громкий...
Волков вовремя подошел, караул уже был поднят в ружье и выдвинулся на плац. Страшно представить какая бы там бойня началась. Подойти незаметно у них бы явно не получилось.
Такие вот воспоминания у меня о первом командире полка)))

Далее некоторые смешные выражения, которые я записал в блокнотик во время службы:

На каждую вашу жену положено пособие (Заполярье, замполит полка).

Вы сейчас у меня стоя сидеть будете! (не записал кто именно).

И что бы книга больных стояла на правом фланге, в первой шеренге!
(к-н Зайцев, КБ 1 батареи).

После окончания стрельб, гильзы привести в первоначальное положение!
(кто именно не записал).

- Как ты… бл*дина смог это сделать! КАК!!! Это же невозможно!
- Сам не знаю! Хотел только попробовать завести... думал не получится...
(Заполярье, диалог зампотеха и солдата окончательно запоровшего двигатель).

Получите зеленую краску и покрасьте пожарную гильзу в красный цвет! (к-н Зайцев).

Кто сломал в распоряжении первой батареи приемник? Тот что я купил на свои личные государственные сбережения!? (Заполярье, замполит дивизиона).

- Зимой, солдат каждое занятие должен проводить на лыжах!
- А уставы?!
- Уставы, это занятие?
- Так точно!
- Так какого х*я вы мне вопросы задаете?!
(командир полка п-к Волков).

Если Вам не нравится, что я ругаюсь матом, пишите рапорт! Я его бл*дь с удовольствием рассмотрю! (командир полка п-к Волков).


Обещал про глаженные сапоги объяснить. Это когда в сапоги вставляют колодку, густо намазывают голенище кремом и много гладят утюгом. Крем застывает, впитывается в кожу и садится жестко по колодке. Сапоги становятся дубовыми, но красивыми. Даже отражения в них были как в зеркале и сидели на ноге словно влитые, но считались нарушением устава... в таких теперь роты почетного караула обычно ходят)))

Это будет моя первая заметка в блоге. Совсем не полноценная статья по количеству слов и информации, зато очень важная заметка, которая и читается на одном дыхании, и пользы в себе несет едва ли не больше, чем многие мои статьи. Итак, что же такое отделение, взвод, рота и другие понятия, известные нам из книг и фильмов с экрана? И сколько человек они в себе содержат?

Что такое взвод, рота, батальон и так далее

  • Отделение
  • Взвод
  • Батальон
  • Бригада
  • Дивизия
  • Корпус
  • Армия
  • Фронт (округ)

Это все тактические единицы в родах и видах войск . Я расположил их в порядке от меньшего количества человек к большему для того, чтобы Вам было проще их запомнить. Я за время службы наиболее часто встречался со всеми до полка.

От бригады и выше (по количеству человек) за 11 месяцев службы мы даже не произносили. Возможно, это связано с тем, что служу я не в воинской части, а в учебном заведении.

Сколько человек они включают в себя?

Отделение. Насчитывает от 5 до 10 человек. Командует отделением командир отделения. Командир отделения — это сержантская должность, поэтому и комод (сокращенно от командир отделения) зачастую младший сержант или сержант.

Взвод. Взвод включает в себя от 3 до 6 отделений, то есть может достигать от 15 до 60 человек. Командует взводом командир взвода. Это уже офицерская должность. Ее занимает минимум лейтенант, максимум — капитан.

Рота. Рота включает в себя от 3 до 6 взводов, то есть может состоять от 45 до 360 человек. Командует ротой командир роты. Это майорская должность. По факту командует старший лейтенант или капитан (в армии командира роты или называют ласково и сокращенно — ротный).

Батальон. Это или 3, или 4 роты + штаб и отдельные специалисты (оружейник, связист, снайперы и т.п.), минометный взвод (не всегда), иногда — ПВО и истребители танков (далее — ПТБ). Батальон включает в себя от 145 до 500 человек. Командует командир батальона (сокращенно — комбат).

Это должность подполковника. Но у нас в стране командуют и капитаны, и майоры, которые в будущем могут стать подполковниками при условии сохранения этой должности.

Полк. От 3 до 6 батальонов, то есть от 500 до 2500+ человек + штаб + полковая артиллерия + ПВО + ПТБ. Командует полком полковник. Но может также и подполковник.

Бригада. Бригада — это несколько батальонов, иногда 2 или даже 3 полка. В бригаде, обычно, от 1000 до 4 000 человек. Командует ею полковник. Сокращенное название должности командира бригады — комбриг.

Дивизия. Это несколько полков, в том числе артиллерийские и, возможно, танковые + служба тыла + иногда авиация. Командует полковник или генерал-майор. Численность дивизий разная. От 4 500 до 22 000 человек.

Корпус. Это несколько дивизий. То есть в районе 100 000 человек. Командует корпусом генерал-майор.

Армия. От двух до десяти дивизий разных родов войск + тыловые части + ремонтные мастерские и так далее. По численности может быть очень разной. В среднем от 200 000 до 1 000 000 человек и выше. Командует армией генерал-майор или генерал-лейтенант.

Фронт. В мирное время — военный округ. Точные цифры здесь уже сложно назвать. Они варьируются от региона, военной доктрины, политической обстановки и тому подобным вещам.

Фронт — это уже самодостаточная структура с резервами, складами, учебными частями, военными училищами и так далее. Командует фронтом командир фронта. Это генерал-лейтенант или генерал армии.

Состав фронта зависит от поставленных задач и обстановки. Обычно в состав фронта входят:

  • управление;
  • ракетная армия (одна - две);
  • армия (пять - шесть);
  • танковая армия (одна - две);
  • воздушная армия (одна - две);
  • армия ПВО;
  • отдельные соединения и части различных родов войск и специальных войск фронтового подчинения;
  • соединения, части и учреждения оперативного тыла.

Фронт может усиливаться соединениями и частями других видов Вооружённых Сил и резерва Верховного Главнокомандования.

Какие еще подобные тактические термины существуют?

Подразделение. Этим словом обозначаются все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия деление, делить. То есть часть делится на подразделения.

Часть. Это основная единица Вооруженных Сил. Под понятием «часть» чаще всего подразумеваются полк и бригада. Внешними признаками части являются: наличие собственного делопроизводства, войскового хозяйства, расчетного счета в банке, почтового и телеграфного адреса, собственной гербовой печати, права командира отдавать письменные приказы, открытого (44 учебная танковая дивизия) и закрытого (в/ч 08728) общевойскового номеров. То есть часть имеет достаточную автономность.

ВАЖНО! Обратите внимание, что термины воинская часть и войсковая часть обозначают не совсем одно и то же. Термин «воинская часть» применяется как общее обозначение, вне конкретики. Если же мы говорим о конкретном полке, бригаде и так далее, то употребляется термин «войсковая часть». Обычно следом упоминается и ее номер: «войсковая часть 74292» (но нельзя употреблять «воинская часть 74292») или же сокращенно — в/ч 74292.

Соединение . Стандартно под этот термин подходит только дивизия. Само слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Вот все вместе и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части.

Объединение. Этот термин объединяет корпус, армию, группу армий и фронт (округ). Штаб объединения также является частью, которой подчинены различные соединения и части.

Итог

Иных конкретных и группирующих понятий в воинской иерархии не существует. Во всяком случае, в Сухопутных войсках. В данной статье мы не касались иерархии воинских формирований авиации и флота. Однако внимательный читатель теперь достаточно просто и с незначительными ошибками может себе представить флотскую и авиационную иерархию.

Теперь нам будет проще вести диалог, друзья! Ведь мы с каждым днем приближаемся к тому, чтобы начать разговаривать на одном языке. Вы все больше узнаете воинских терминов и значений, а я все быстрее приближаюсь к гражданской жизни!))

Желаю каждому найти в этой статье то, что искал,