Яшин поэт биография. А. Я. Яшин - биография. Основные прижизненные издания

Катион.

Воздействие или реактив

Наблюдаемая реакция

Li +

Na +

К +

Са 2+

Sr 2+

Ва 2+

Сu 2+

РЬ 2+

Fe 2+

Fe 3+

Al 3+

NH 4 +

Н + (кислая среда)

Анион

Воздействие или реактив

Наблюдаемая реакция

4 2-

3 -

РО 4 3-

СrO 4 2-

S 2- ,

СО 3 2-

CO 2

SO 3 2-

F -

Cl -

Br -

I -

ОН - (щелочная среда)

Лабораторная работа № 5 общие приемы работы с газами

Цель работы: научиться получать и собирать простые и сложные газообразные вещества в зависимости от свойств этих веществ.

Реактивы и материалы: цинк, алюминий, медь, хлорид натрия, перманганат калия, хлорид аммония, гидроксид кальция, концентрированные растворы гидроксида натрия, соляной, серной и азотной кислот, лучинка.

Оборудование: пробирки, воронки, кристаллизатор, аппарат Киппа, пробирка с газоотводной трубкой, колба Вюрца, капельная воронка, газометр, промывные склянки, ступка с пестиком.

Техника безопасности: соблюдать основные правила работы в химической лаборатории и при работе с аппаратом Киппа.

Получение газов

Вещества в газообразном состоянии в лабораторных условиях получают:

а) взаимодействием смеси нескольких твердых веществ при нагревании;

б) прокаливанием одного твердого вещества;

в) взаимодействием твердого вещества с жидкостью при на­гревании и без нагревания (хлор, хлороводород и др.).

Для получения газов применяют различные приборы (рис. 1-2). Простейшим из них является прибор, изображенный на рис. 2, а, представляющий пробирку с газоотводной трубкой. При пользовании этим прибором надо учитывать условия протекания реакции. Так, если реакция идет только при нагревании, то остановить ее можно прекращением нагревания. Если же нагревание для реакции не тре­буется, то она идет до тех пор, пока не израсходуются исходные вещества (или одно из них). Преимущество такого прибора в его простоте. Недостаток - в необходимости разбирать прибор после каждого опыта по получению газа.

На рис. 2, б, изображен прибор, состоящий из колбы Вюрца и капельной воронки. Он удобен для получения газов, когда хотя бы одно из реагирующих веществ является жидким или содержится в растворе. Выделение газа в таком приборе можно регулировать приливанием жидкого реагента. Такой прибор для получения газа можно использовать неоднократно и, следовательно, нет необходи­мости разбирать его после каждого опыта.

Приборы для получения газов (рис. 2) необходимо перед употреблением проверять на герметичность. Для этого опускают конец газоотводной трубки от прибора в сосуд с водой и слегка обогревают реакционный сосуд. Если прибор герметичен, то в воду пойдут пузырьки воздуха, а при прекращении нагревания вода из сосуда начнет засасываться в прибор.

В практике часто используют приборы автоматического действия.

Одним из таких приборов является аппарат Киппа (рис. 1). Это стеклянный прибор, состоящий из двух частей: сосуда 1 с суже­нием в средней части и шарообразной воронки 2 , конец которой на 1-2 см не доходит до дна сосуда. Воронка вставляется в сосуд на шлифе, обеспечивающем герметичность прибора. Средний шар имеет тубус, закрытый пробкой с газоотводной трубкой и краном 3 . В нижней части аппарата имеется тубус 4 , через который выливают отработанную жидкость. Аппарат Киппа для большей прочности изготовляют из толстостенного стекла, так как он должен выдерживать большое давление находящегося в нем газа. С помощью аппара­та Киппа можно получать оксид углерода(IV), водород, сероводород и некоторые другие газы.

При зарядке аппарата Киппа в среднюю часть прибора (находя­щегося в собранном виде) через тубус помещают твердое вещество (мрамор для получения СО 2 , цинк для получения Н 2). Затем тубус закрывают пробкой с газоотводной трубкой и при открытом кране вливают раствор кислоты в воронку. Кислота поступает в нижнюю часть прибора. Затем поднимается в средний шар и приходит в соприкосновение с твердым веществом - начинается химическая реак­ция, выделяется газ. Как только кислота покроет твердое вещество, вливание кислоты прекращают и кран закрывают. После закрытия крана кислота под давлением образовавшегося газа вытесняется в нижнюю часть прибора и в воронку. Реакция прекращается.

Приведение аппарата в действие осуществляется открытием крана. При этом образовавшийся газ выходит через газоотводную трубку. Кислота приходит во взаимодействие с твердым веществом, начинается реакция. При разрядке аппарата Киппа кислоту выли­вают через нижний тубус, твердое вещество извлекают через верхний тубус. Во избежание нарушения герметичности прибора разъедине­ние воронки и сосуда производят только при острой необходимости.

Собирание газов

Способы собирания газов определяются их свойствами: раст­воримостью и взаимодействием с водой, с воздухом, ядовитостью газа. Различают два основных способа собирания газа: вытеснением воздуха и вытеснением воды. Вытеснением воздуха собирают газы, которые не взаимодействуют с воздухом.

По относительной плотности газа по воздуху делают заключе­ние, как расположить сосуд для собирания газа (рис. 3, а и б).

На рис. 3, а показано собирание газа с плотностью по воздуху более единицы, например оксида азота(IV), плотность которого по воздуху равна 1,58. На рис. 3, б показано собирание газа с плотностью по воздуху менее единицы, например водорода, аммиа­ка и др.

Вытеснением воды собирают газы, которые не взаимодействуют с водой и плохо в ней растворяются. Этот способ называется соби­ранием газа над водой , которое осуществляют следующим образом (рис. 3, в). Цилиндр или банку заполняют водой и закрывают стек­лянной пластинкой так, чтобы в цилиндре не оставалось пузырьков воздуха. Пластинку придерживают рукой, цилиндр переворачивают и опускают в стеклянную ванну с водой. Под водой пластинку удаляют, в открытое отверстие цилиндра подводят газоотводную трубку. Газ постепенно вытесняет воду из цилиндра и заполняет его, после чего отверстие цилиндра под водой закрывают стеклянной пластинкой и цилиндр, заполненный газом, вынимают. Если газ тяжелее воздуха, то цилиндр ставят дном на стол, а если легче, то дном вверх на пластинку. Газы над водой можно собирать в про­бирки, которые, так же как и цилиндр, заполняют водой, закрывают пальцем и опрокидывают в стакан или в стеклянную ванну с водой.

Я
довитые газы собирают обычно вытеснением воды, так как при этом легко отметить момент, когда газ целиком заполнит сосуд. Если есть необходимость собрать газ способом вытеснения воздуха, то для этого поступают следующим образом (рис. 3, г).

В колбу (банку или цилиндр) вставляют пробку с двумя газо­отводными трубками. Через одну, которая доходит почти до дна, впускают газ, конец другой опускают в стакан (банку) с раствором, поглощающим газ. Так, например, для поглощения оксида серы(IV) в стакан наливают раствор щелочи, а для поглощения хлороводорода - воду. После заполнения колбы (банки) газом вынимают из нее пробку с газоотводными трубками и сосуд быстро закрывают пробкой или стеклянной пластинкой, а пробку с газоотводными трубками помещают в газопоглощающий раствор.

Опыт 1. Получение и собирание кислорода

Соберите установку по рис. 4. В большую сухую пробирку поместите 3-4 г перманганата калия, закройте пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в штативе наклонно отверстием чуть вверх. Рядом со штативом, на котором укреплена пробирка, поставьте кристаллизатор с водой. Пустую пробирку заполните водой, закройте отверстие стеклянной пластиной и быстро переверните в кристаллизатор вверх дном. Затем в воде выньте стеклянную пластину. В пробирке не должно быть воздуха. Нагрейте в пламени горелки перманганат калия. Опустите конец газоотводной трубки в воду. Наблюдайте появление пузырьков газа.

Через несколько секунд после начала выделения пузырьков подведите конец газоотводной трубки в отверстие пробирки, заполненной водой. Кислород вытесняет воду из пробирки. После заполнения пробирки кислородом закройте ее отверстие стеклянной пластиной и переверните.

В

Рис. 4. Прибор для получения кислорода

пробирку с кислородом опустите тлеющую

    Какие лабораторные способы получения кислорода вам известны? Напишите соответствующие уравнения реакций.

2. Опишите наблюдения. Объясните расположение пробирки в ходе опыта.

3. Составьте уравнение химической реакции разложения перманганата калия при нагревании.

4. Почему в пробирке с кислородом тлеющая лучинка вспыхивает?

Опыт 2. Получение водорода действие металла на кислоту

Соберите прибор, состоящий из про­бирки с пробкой, через которую прохо­дит стеклянная трубка с оттянутым кон­цом (рис. 5). Положите в пробирку не­сколько кусочков цинка и прилейте разбавленный раствор серной кислоты. Плотно вставьте пробку с оттянутой трубкой, укрепите пробирку вертикально в зажи­ме штатива. Наблюдайте выделение газа.

В

Рис. 5. Прибор для получения водорода

ыходящий через труб­ку водород не должен содержать примеси воздуха. На газоотводную трубку наденьте перевернутую вверх дном пробир­ку, через полминуты снимите и, не перево­рачивая, поднесите к пламени горелки. Если в пробирку поступил чистый водород, он загорается спо­койно (при загорании слышен слабый звук).

При наличии в пробирке с водородом примеси воздуха про­исходит небольшой взрыв, сопровождающийся резким звуком. В этом случае испытание газа на чистоту следует повторить. Убедившись, что из прибора идет чистый водород, зажечь его у отверстия оттянутой трубки.

Контрольные вопросы и задания:

1. Укажите способы получения и собирания водорода в лаборатории. Напишите соответствующие уравнения реакций.

2. Составьте уравнение химической реакции получения водорода в условиях опыта.

3. Подержите над пламенем водорода сухую пробирку. Какое вещество образуется в результате горения водорода? Напишите уравнение реакции горения водорода.

4. Как проверить полученный в ходе эксперимента водород на чистоту?

Опыт 3. Получение аммиака

В

Рис. 6 . Прибор для получения аммиака

пробирку с газоотводной трубкой поместите предварительно растертую в ступке смесь хлорида аммония и гидроксида кальция (рис. 6). Отметьте запах смеси. Пробирку со смесью закрепите в штативе, чтобы дно ее было чуть выше, чем отверстие. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, на изогнутый конец которой наденьте пробирку вверх дном. Слабо нагрейте пробирку со смесью. К отверстию перевернутой пробирки поднесите лакмусовую бумажку, смоченную водой. Отметить изменение цвета лакмусовой бумажки.

Контрольные вопросы и задания:

    Какие водородные соединения азота Вам известны? Напишите их формулы и названия.

    Опишите происходящие явления. бъясните расположение пробирки в ходе опыта.

    Составьте уравнение реакции взаимодействия хлорида аммония и гидроксида кальция.

Опыт 4. Получение оксида азота(IV )

Соберите прибор по рис. 7. В колбу положите немного медных стружек, в воронку налейте 5-10 мл концентрированной азотной кислоты. Кислоту вливать в колбу небольшими порциями. Соберите выделяющийся газ в про­бирку.

Рис. 7. Прибор для получения

оксида азота(IV )

Контрольные вопросы и задания:

1. Опишите происходящие явления. Каков цвет выделяющегося газа?

2. Составьте уравнение реакции взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой.

3. Какими свойствами обладает азотная кислота? От каких факторов зависит состав веществ, до которых она восстанавливается? Приведите примеры реакций между металлами и азотной кислотой, в результате которых продуктами восстановления HNO 3 являются NO 2 , NO , N 2 O , NH 3 .

Опыт 5. Получение хлороводорода

В колбу Вюрца поместите 15-20 г хлорида натрия; в капельную воронку - концент­рированный раствор серной кислоты (рис. 8). Конец газоотводной трубки введите в сухой сосуд для собирания хлороводорода так, чтобы трубка дохо­дила почти до дна. Закройте отверстие сосуда рыхлым комоч­ком ваты.

Рядом с прибором поставьте кристаллизатор с во­дой. Из капельной воронки наливайте раствор серной кислоты.

Для ускоре­ния реакции колбу слегка подогреть. Когда над

ватой, кото­рой закрыто отверстие сосуда, появится туман,

н

Рис. 8. Прибор для получения хлороводорода

агревание колбы прекратите, а конец газоотводной трубки опустите в колбу с водой (держать трубку близко над водой, не опуская ее в воду). Вынув вату, тотчас закройте отверстие сосуда с хлороводородом стеклянной пла­стинкой. Перевернув сосуд отверстием вниз, погрузите его в кристаллизатор с водой и выньте пластинку.

Контрольные вопросы и задания:

    Объясните наблю­даемые явления. Какова причина образования тумана ?

    Какова растворимость хлороводорода в воде?

    Испытайте полученный раствор лакмусовой бумажкой. Чему равно значение рН ?

    Напишите уравнение химической реакции взаимодействия твердого хлорида натрия с концентрированной серной кислотой.

Опыт 6. Получение и собирание оксида углерода(IV )

Установка состоит из аппарата Киппа 1 , заряжен­ного кусками мрамора и соляной кислотой, двух последовательно соединенных склянок Тищенко 2 и 3 (склянка 2 заполнена водой для очистки проходящего оксида углерода(IV) от хлороводорода и от механических примесей, склянка 3 - серной кислотой для осушки газа) и колбы 4 емкостью 250 мл для собирания оксида углерода(IV) (рис. 9).

Рис. 9. Прибор для получения оксида углерода(IV )

Контрольные вопросы и задания:

    Зажженную лучину опустить в колбу с оксидом углерода(IV) и объяснить, почему гаснет пламя.

    Составить уравнение реакции образования оксида углерода (IV).

    Можно ли для получения оксида углерода(IV ) использовать концентрированный раствор серной кислоты?

    Выделяющийся из аппарат Киппа газ пропустить в пробирку с водой, подкрашенной нейтральным раствором лакмуса. Что наблюдается? Напишите уравнения реакции, протекающей при растворении газа в воде.

Контрольные вопросы:

    Перечислите основные характеристики газообразного состояния вещества.

    Предложите классификацию газов по 4-5 существенным признакам.

    Как читается закон Авогадро? Каково его математическое выражение ?

    Объясните физический смысл средней молярной массы смеси.

    Рассчитайте среднюю молярную массу условного воздуха, в котором массовая доля кислорода составляет 23 %, а азота - 77 %.

    Какие из перечисленных газов легче воздуха: оксид углерода(II), оксид углерода(IV), фтор, неон, ацетилен С 2 Н 2 , фосфин РН 3 ?

7. Определите плотность по водороду газовой смеси, состоящей из аргона объемом 56 л и азота объемом 28 л. Объемы газов приведены к н.у.

8. Открытый сосуд нагревается при постоянном давлении от 17 о С до 307 о С. какая част воздуха (по массе), находящегося в сосуде, при этом вытесняется?

9. Определите массу 3 л азота при 15 о С и давлении 90 кПа.

10. Масса 982,2 мл газа при 100 о С и давлении 986 Па равна 10 г. Определите молярную массу газа.

Приборы и реактивы:

Весы техно-химические и разновес. Мерный цилиндр на 500 мл. Баллон с диоксидом углерода или аппарат Киппа с двумя промывными склянками. Колба вместимостью 250 – 500 мл с пробкой. Термометр. Барометр. Карандаш восковой. Мрамор. Растворы: хлороводородной кислоты (плотность 1,19 г/см 3), серной кислоты (плотность 1,84 г/см 3).

Сухую колбу плотно закрыть пробкой и отметить восковым карандашом уровень, до которого пробка вошла в горло колбы. Взвесить колбу с пробкой на техно-химических весах с точностью до 0,02г (m 1).

Наполнить колбу 10 диоксидом углерода из баллона через редуктор или аппарат Киппа, которым пользуются для получения непрерывного тока газа в химических лабораториях (рис.1). Он состоит из двух частей: нижней, представляющей собой два соединенных между собой резервуара 2 и 3, и верхней – шарообразной воронки 1, удлиненный конец которой доходит почти до дна резервуара 3. В верхней части резервуара 2 имеется тубус 5, который закрыт пробкой с газоотводной трубкой, имеющей кран 6. В нижнем резервуаре 3 также имеется тубус 4, служащий для выливания жидкости из прибора. Чтобы зарядить аппарат, в резервуар 2 насыпают через тубус 5 твердое вещество. Размер кусочков твердого вещества должен быть таким, чтобы вещество не попадало в резервуар 3 через щель. Для надежности в месте перетяжки 7 помещают круглую резиновую прокладку с отверстием по середине для воронки 1 и несколькими небольшими отверстиями для свободного движения жидкости. Затем тубус 5 закрывают пробкой с газоотводной трубкой. Кран 6 открывают и в прибор через воронку 1 сверху наливают кислоту в том количестве, чтобы твердое вещество в резервуаре 2 было ей покрыто (слишком много жидкости наливать не следует). Начинается реакция между кислотой и твердым веществом, сопровождающаяся выделением газа.

Кран 6 закрывают, и, если прибор герметичен, кислота вытесняется из среднего шара 2 под давлением выделяющегося в процессе реакции газа. Как только вся жидкость будет вытеснена из шара 2 в резервуары 3 и 1, реакция прекращена, и газ перестает выделяться.

Для возобновления выделения газа вновь открывают кран 6, жидкость при этом поднимается в средний резервуар 2, приходит в соприкосновение с твердым вещество, и аппарат начинает работать. По окончании работы кран 6 снова закрывает. Для получения диоксида углерода в резервуар 2 помещают мрамор, а через воронку 1 наливают хлороводородную кислоту. Почему в данном случае нельзя пользоваться серной кислотой? В данной работе необходимо пропустить газ через две промывные склянки (см. рис.1), одна из которых 8 наполнена водой, чтобы очистить газ от примесей хлороводорода, а другая 9 – концентрированной серной кислотой для осушки газа. В качестве промывных склянок удобно также пользоваться склянками Тищенко.


Газ следует пропускать в колбу медленно, чтобы можно было считать пузырьки в промывных склянках. Через 5 – 10 мин, не закрывая кран у аппарата Киппа, медленно вынуть газоотводную трубку из колбы и тотчас закрыть колбу пробкой. Не нагревать колбу руками, для чего при закрывании пробкой держать колбу пальцами за горлышко на весу в вертикальном положении. Зачем необходима эта предосторожность?

Взвесить колбу с диоксидом углерода на тех же весах и с той же точностью, что и колбу с воздухом (m 2 ).

Произвести контрольный опыт. В ту же колбу дополнительно пропускать газ в течение 5 мин и снова взвесить колбу. Если воздух из колбы был полностью вытеснен диоксидом углерода, то результаты первого и второго взвешивания не должны расходиться более чем на 0,02г.

Измерить рабочий объем колбы V 1 , для чего наполнить колбу дистиллированной водой до черты на шейке колбы и замерить объем воды, вылив ее в мерный цилиндр.

Записать атмосферное давление и температуру, при которых производится опыт.

Данные опыта записать в следующем виде:

Масса колбы с пробиркой и воздухом, m 1 , г.

Масса колбы с пробкой диоксидом углерода, m 2 , г.

Объем газа в колбе, V 1 , мл.

Температура, t , 0 С; абсолютная температура, Т , К.

Атмосферное давление, р.

Несмотря на то, что долгое время Александр Яшин был известен читателю только как поэт, его литературное дарование с самого качала было удивительно разносторонне. Уже в юности, в школе-семилетке, а затем в Никольском педтехникуме (1927-1931), рядом со стихами, которые он начал писать с шести лет, в его творчестве появляется бесконечное количество рассказов, очерков, статей, фельетонов, пьес, поэм, частушек, песен. И пусть этот материал не вошел ни в одну из его книг, он уже тогда показал характерную для Яшина тягу к жанровому разнообразию.

Непосредственным переходом к прозе стали поэмы («Мать», «Клад», «Алена Фомина») с их развитыми сюжетными линиями и детально прорисованными характерами героев, красочными пейзажами и лирическими отступлениями. Они-то и помогли ему, выступив в прозе.

Все, что было свойственно поэзии Яшина стало характерным и для его прозы. Поэтому рассказы и повести Яшина так различны по своему характеру: от лирического цикла «Сладкий остров» и стихов в прозе («Талая вода») до рассказа-очерка «Вологодская свадьба», до социально-психологической повести «Сирота».

Проблемы совести, чести, правды, всегда волновавшие Яшина-поэта, волнуют и Яшина-прозаика. Он переходит на прозу, потому что стихи уже не могут вместить в себя всего накопившегося материала, всех социальных проблем, затрагивающих его душу.

Круто менявшаяся послевоенная жизнь, всяческие перестройки не только на Севере - во всей России заставили поэта многое передумать и пересмотреть, обострили взгляд, углубили перо до самой сути народного бытия.

Разумеется, в те годы - тридцатые и начало сороковых - в здешних краях было немало других талантливых людей, взявшихся за перо. Создавались литературные кружки, объединения, первые писательские союзы. Это было уже то широкое признание, которое становится поэтической судьбой.

В понятии «судьба» - не только жизненная предопределенность, предначертанность, предназначенность, но в не меньшей степени и неизвестность предстоящих поворотов твоего пути. Лишь поверхностный человек может облегченно вздохнуть: раз судьба, словно бы дорога, контурно обозначилась, значит, все в порядке, дело само пойдет. Но ветвь плодоносит только под тяжестью.

Александр Яшин вернулся с Отечественной войны, из-под огненных стен Ленинграда и Сталинграда, победно мобилизованный на такую радость и на такую любовь к жизни, о какой и думать не мог даже в юности. Он стал всесоюзно известным поэтом.

В ту пору он не осознавал еще, что начавшийся тогда подход, вернее, подлет писателей к жизни сверху, пусть и с благими, но умозрительными поисками положительного героя, желаемых жизненных ситуаций и заранее предопределенных выводов, непременно обернется в скором времени горькими разочарованиями и его, как человека, совестливого, резко толкнет в самую глубину народной жизни, чтобы уже оттуда, из жизни, подойти к подлинным художественным открытиям. Но это будет потом.

А пока, именно в эти послевоенные годы, Север вновь поднимается, чтобы серьезно и заметно работать в советской литературе.

В Архангельске и Вологде забурлила творческая жизнь. Яшин, еще до войны стоявший у ее истоков, не мог остаться в стороне - не такой характер, чтоб отстраниться от земляков. Он стал часто приезжать из Москвы, подолгу бывать в Вологде.

Те, кто знали его лично (а круг знакомств был огромный), запомнили Александра Яковлевича навсегда. Всякий большой поэт даже внешне похож на свои стихи. Поэзия - высочайшая подлинность человеческого существа.

То же самое и с Александром Яшиным. В облике его, как в его стихах, - северная, корневая крепкость и открытость на людскую чистоту, солнечность. Он был, конечно, из зимостойкой, из той крестьянской породы, которую выковали невзгоды, труд и короткие радости. Он являл собою сильного человека. Лучше выразиться, он был таким дарован миру этой сильной работящей породой. Вдобавок к сказанному, Яшин был человеком широких, даже редких знаний, огромной начитанности, зоркого понимания людей. Вот эта-то его зоркость иной раз и смущала некоторых, пугала, даже отпугивала от него, но что поделаешь: он оставался самим собой.

Проза писателя

Прозе своей, как и стихам, Яшин предъявляет все те же требования художественной образности, сюжетной сжатости, ясности смысла, точности и красоты слова. Это, как принято говорить, поистине проза поэта. В то же время поэтическое творчество Яшина все больше приближается к прозе: все чаще обращается он к форме белого стиха и верлибра.

Первым произведением зрелой прозы Александра Яшина является лирический рассказ «Журавли», написанный в 1954 году. Основные же прозаические произведения созданы им за десятилетие 1955-1965 гг., которое четко делится на три периода.

Первый - становление Яшина как прозаика, которое произошло в 1955-1957 гг., когда были написаны рассказы «Новоселы», «Рычаги», «После боя», «Талая вода», «Михал Михалыч», «Единомышленники» и повести «Стечение обстоятельств» и «В гостях у сына» (первая часть задуманного романа «Слуга народа»).

Затем наступает перерыв в работе над прозой - это время раздумий, разочарований, вызванных резкой критикой рассказа «Рычаги». В этот же переломный момент создается поэтическая книга «Совесть», состоящая в основном из стихотворений 1958-1959 гг.

Второй период (1960-1962 гг.) является наиболее плодотворным. В 1960 году один за другим были написаны рассказы «Проводы солдата», «Первый гонорар», «Волк в городе», «Срочное дело», «Охота на мертвого глухаря», цикл рассказов «Сладкий остров» и повести «Сирота» и «Баба Яга». Цикл рассказов «Вместе с Пришвиным», рассказы «Директива» и «Первое путешествие Маринки», а также повести «Выскочка» и «Астма» относятся к 1961 году. В 1962 году создается очерк «Вологодская свадьба», рассказы «Две берлоги», «Чистые руки», «Живодер», «Старый Валенок» и большой отрывок незавершенной пьесы «Переходный возраст». В это же время Яшин начал работать над книгой стихов «Босиком по земле».

Этот удивительный «творческий запой», как сам писатель называл такие состояния, был пресечен несправедливой критикой очерка «Вологодская свадьба». Выбитый из колеи, Яшин в 1963 году пытается работать над повестью «Лауреат», а также дополняет несколькими стихотворениями книгу «Босиком по земле». Подготовку ее к изданию он заканчивает в 1964 году и посвящает этот год работе над киносценарием «Сирота».

Третий, самый короткий период, начинается в 1965 году. В это время появляются большие рассказы «Угощаю рябиной», «Подруженька», «Открывать здесь!». Рассказ «Самосуд» не был дописан из-за трагической смерти сына Александра, которая подорвала силы писателя. Правда, Яшин задумывает несколько новых вещей - роман «Для кого строился дом», повести «Бобришный Угор», «Саша» и ряд рассказов, о чем говорят его многочисленные записи и заготовки. Но на написание этих произведений, которые, как считал писатель, должны были стать основными в его жизни и куда предполагалось включить много автобиографического материала, уже не хватало сил. А в поэзии еще был настоящий взлет, была лебединая песня, когда Яшин за одно лето 1966 года в основном создал последнюю книгу стихов «День творенья».

По мере того, как накапливался материал для прозы, у Александра Яшина сложилась четкая система работы. Прежде всего он меняет толстые тетради дневников на карманные записные книжки, с которыми никогда не расстается, перенося из них необходимые для той или иной вещи записи в специальную картотеку. Во время непосредственной работы над рассказом или повестью нужные карточки перекладывались в отдельную папку, на обложке которой отмечались сроки начала и завершения работы над рукописью, перепечатки последующих вариантов, а также - кому из писателей показана новая вещь и вкратце их впечатление о ней. В самой рукописи ставились даты каждого дня работы над произведением. Яшин писал медленно, тщательно отделывая каждую фразу, и не спешил публиковать уже готовые произведения.

В картотеке писателя, кроме заготовок к уже написанным и изданным вещам, как, например, к «Сироте», кроме материалов к вещам задуманным («Веселые люди», «Мачеха», «Без ордера», «Убыток», «Почему правда горька?»), были и другие разделы: «Пейзажи», «Характеры», «Фамилии», «Цитаты», «Острые слова». «Названия» и т. д. В раздел «Сюжеты» вошли замыслы более 50 рассказов.

«Вологодская свадьба»

Эта работа впервые опубликована в 1962 году. В конце 1961 г. Яшин едет в родные места на свадьбу своей двоюродной сестры Нины. Колоритные и художественно точные дневниковые записи этой поездки, включающие в себя мельчайшие подробности свадебного торжества, тексты старинных причетов и песен, наброски образных портретов своих земляков с передачей их характерного говора, целиком использованы автором при работе над очерком.

Первый вариант написан в деревне Скачково Вологодской области. Продолжая работу над очерком в течение всего 1962 года, Яшин предложил рукопись журналу «Новый мир». Одновременно была подана заявка в издательство «Советская Россия». Публикация очерка принесла Яшину много восторженных отзывов. Появившиеся же в конце января 1963 г. в вологодских, а затем и центральных газетах рецензии резко отличались от высказываний читателей в письмах писателю и в личных беседах с ним. По инициативе «некоего журналиста» была развернута несправедливая критика Яшина.

В трудные для Яшина дни большое значение имела поддержка друзей - письма, телефонные звонки, написанные, хотя и не увидевшие свет, рецензии О. Берггольц и В. Солоухина, который назвал свою заметку «Государственный вопрос» и утверждал, что речь идет об охране старины, красоты. А. Твардовский, успокаивая Яшина, ручался, что «Вологодская свадьба» будет еще обсуждаться.

В «Вологодской свадьбе», может быть впервые в литературе тех лет (исключая серьезный очерк Федора Абрамова «Вокруг да около»), задеты прямо и резко те наболевшие проблемы, о которых ныне вовсю идут жаркие дискуссии. Это - о неумелом руководстве, о пагубности очковтирательства, о сельском бездорожье…

«Открывать здесь!»

Рассказ опубликован посмертно в журнале «Литературная Грузия» в 1977 году. Поводом для создания его послужил необычный подарок старшей дочери - бутылка кубинского ликера в нарядной экзотической упаковке. В основу рассказа положен ряд эпизодов из жизни писателя, однако события несколько смещены во времени и последовательности, а образы и характеры героев подчинены замыслу произведения. Прообразом главного героя является сам Яшин - это он погибает от курения, это у него «не пишется», не пишется из-за того, что он ограничивает себя в выборе темы, бескомпромиссности суждений. Муки творчества художника, муки совести - и есть главная линия рассказа, при которой тема курения отходит на второй план.

Приведенные в рассказе описания рабочего кабинета, письменного стола, сказочного вида из окна на Кремль, а также самого процесса писательского труда - удивительно достоверны, реальны, сделаны с натуры. Образы Юрия Сергеевича и Евгении Федоровны - собирательные, хотя, рисуя их, Яшин отталкивался от реальных событий, связанных с конкретными людьми.

Грузинская линия введена в рассказ прежде всего потому, что написан он был в г. Гагра. Большое значение также имела дружба с Георгием Леонидзе. Откликнувшись на переданную ему бутылку кубинского ликера, известный грузинский писатель немедленно позвонил Яшину из Тбилиси и предложил ему санаторную путевку в Кобулети, которая в рассказе превратилась в бочонок вина. Сыграли свою роль и встречи Яшина на Кавказе с грузинским писателем Григолом Чиковани и его другом, сельским учителем, рассказы которого частично были включены в повествование. Эти встречи безусловно помогли прозаику воссоздать в соответствующих эпизодах рассказа необходимый восточный колорит.

«Астма»

Повесть опубликована посмертно в журнале «Звезда» в 1971 году под названием «Короткое дыхание». Так случилось, что Яшин дал читать повесть ряду случайных для его творчества лиц. «Астма» была ими не понята, все их суждения были субъективными и не по существу. За внешними деталями они не разглядели сути произведения.

Многие эпизоды повести автобиографичны. Так, например, описание экскурсии дано под впечатлением поездки Яшина во Владимирскую область в первые послевоенные годы. На выбор профессии для главной героини повлияли рассказы химика М. И. Рыбинской, с которой писатель познакомился в 1956 г. Подмосковные пейзажи соответствуют хорошо знакомым Яшину местам около его дачи в писательском поселке Переделкино, лесам, перелескам, где он, не раз стоял на весенней тяге. Образы героев не имеют прототипов и являются собирательными.

«Сирота»

Впервые повесть опубликована в журнале «Москва» (1962). Это была первая и единственная при жизни прозаическая книга Яшина. Создавая повесть, Яшин опирался прежде всего на материал, собранный им в своей родной деревне Блудново Вологодской области, рисовал знакомые с детства места, обращался к судьбам и характерам своих земляков.

Прототипом главного героя повести, Павла Мамыкина, стал двоюродный брат Яшина по отцу - Павел Иванович Горчаков, который не раз обращался к писателю за материальной помощью. Это продолжалось до тех пор, пока он, женившись, снова не попросил денег на обзаведение хозяйством. Прообразами многих действующих лиц повести - бабушки Анисьи, Шурки, пасечника Михаила Алексеевича, Нюрки Молчуньи - стали односельчане и близкие родственники Яшина. Образ председателя колхоза Прокофия Кузьмича - собирательный.

Задумав написать по мотивам повести киносценарий, Яшин подписывает договор с творческим объединением «Юность» киностудии «Мосфильм». После обсуждения на «Мосфильме» сценарий «Сирота» 21 августа 1964 г. был возвращен автору для доработки. Разногласия между замыслом автора и требованиями редакции киностудии решили судьбу сценария: осенью 1965 г. договор был расторгнут…

И через все эти произведения при разности изображаемых характеров и событий нервной молнией встает яшинское неприятие бюрократического, расчетливого, лукавого отношения к людям труда, ко всему фальшивому и закостенелому, что мешает пробиться в жизнь свежим порывам, ищущего ума и сердца.

Проза Яшина - это не только годы поисков справедливых людских взамоотношений, но и борьба за них. Талант писателя, остро социальный по своей природе, обрел в прозе и сатирическую отточенность, и публицистический блеск. Конечно, не все еще Яшин успел и смог довести до высокого художественного накала - времени не хватило, - но в лучших вещах он предстал перед читателем как своеобразный и яркий мастер слова.

Советский поэт Александр Яшин, известный так же как прозаик, литературный редактор и журналист, прожил недолгую, но насыщенную жизнь, полную событий и творчества. В этой статье представлена биография писателя, из которой можно узнать, каким же человеком был Александр Яшин.

Биография

Яшин (настоящая фамилия Попов) родился 27 марта 1913 года в селе Блудново (территория современной Вологодской области). Александр рос в крестьянской семье, и так небогатой, а после смерти отца в Первой мировой войне и вовсе бедствующей.

Уже с пяти лет Саша Попов работал в поле и по хозяйству - в трудное время важны были каждые руки. Мать его вышла замуж повторно, и отчим был груб с мальчиком. Окончив три класса сельской школы, восьмилетний Саша просил отпустить его в уезд, для продолжения учебы. Но отчим не хотел отпускать его, теряя, пусть и маленького, но все же работника и помощника. Мальчик пожаловался любимым школьным учителям, и они собрали сельский совет, где большинством голосов решили отправить Сашу на дальнейшую учебу в соседний город Никольск.

Окончив там семь классов, пятнадцатилетний юноша поступил в педагогическое училище.

Начало творчества

Еще в школе Александр начал писать стихи, за что получил от одноклассников прозвище "Рыжий Пушкин". На первом курсе училища начинающий поэт стал посылать свое творчество в газету. Первая публикация состоялась в 1928 году, в газете "Никольский коммунар". С этого времени Александр стал использовать псевдоним Яшин.

Его стихи стали часто появляться в разных местных газетах, таких как "Ленинская смена", "Северные огни", "Советская мысль", а в последствии и во всесоюзных изданиях "Колхозник" и "Пионерская правда". В том же 1928 году Александр Яшин дважды выступил делегатом ассоциации пролетарских писателей - сначала на губернском съезде, а затем и на краевом.

После окончания училища в 1931 году Яшин год проработал сельским учителем, а затем переехал в Вологду, где работал в газете и на радио. В 1934 году в Архангельске был выпущен первый поэтический сборник 21-летнего Александра Яшина под названием "Песни Северу". В том же году юный поэт получил свою первую награду за комсомольскую походную песню "Четыре брата".

В 1935 году Александр переехал в Москву и поступил в Литературный институт имени Горького. Там в 1938 году был выпущен второй сборник его поэзии "Северянка". В 1941 г., окончив учебу, Яшин добровольно ушел на фронт, проведя три военных года в батальонах морской пехоты, обороняя Ленинград и Сталинград, освобождая Крым и работая военным корреспондентом журнала "Боевой залп".

В 1943 г. он получил медаль "За боевые заслуги", а в 1944 г. был демобилизован из-за серьезной болезни. В 1945 г. был награжден орденом Красной Звезды и медалями за оборону Ленинграда и Сталинграда.

Признание и лучшие произведения

Военное творчество Александра Яшина, выраженное в сборниках "На Балтике было" и "Город гнева", высоко оценено Союзом советских писателей, однако настоящее признание пришло к поэту после поэмы "Алена Фомина", написанной в 1949 году. За нее Яшин получил Сталинскую премию второй степени.

В конце сороковых и начале пятидесятых Александр Яковлевич ездил на целину и строительства гидроэлектростанций, путешествовал по Северу и Алтаю. Огромное количество впечатлений было описано в его сборниках "Земляки" и "Советский человек".

В 1954 году поэт принял участие во Втором Съезде советских писателей. В 1958 году написал свое самое известно стихотворение - "Спешите делать добрые дела":

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил - И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал, -

Рассказывает мать, - День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю, Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом, Много обещал...

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас, Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог -

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.

Нет отчима, И бабка умерла...

Спешите делать добрые дела!

С 1956 года Александр Яшин обратился к прозе, написав несколько произведений, критикующих сталинский режим и описывающих жизнь советских рабочих и колхозников без прикрас. К ним относится рассказ "Рычаги" (1956), повесть "В гостях у сына" (1958), "Вологодская свадьба" (1962). Все эти произведения либо были запрещены сразу после издания, либо вообще были выпущены лишь после смерти писателя.

Личная жизнь

Александр Яшин был дважды женат и имел семерых детей: сына и двух дочерей от первого брака, двух сыновей и двух дочерей от второго. После второй женитьбы старшие дети поэта остались жить с ним, а не с матерью.

Настоящей любовью поэта стала Вероника Тушнова, советская поэтесса. Они познакомились в начале 60-х и сразу же прониклись пламенными чувствами друг к другу, несмотря на брак Александра и недавний второй развод Вероники. Последняя книга поэтессы "Сто часов счастья" посвящена ее горячей любви к Александру Яковлевичу.

Не смея оставить свою многодетную семью, Яшин решил прекратить отношения. И вскоре после этого Тушнова заболела раком, от которого скончалась в 1965 году. Поэт серьезно переживал смерть возлюбленной, во всем виня себя. Большая часть его лирики того периода посвящена поэтессе. В статье представлено фото Александра Яшина с Вероникой Тушновой.

Кончина и память

Александр Яковлевич Яшин умер 11 июля 1968 года от рака. По просьбе самого поэта, его похоронили на родине, в селе Блудново. В память о нем в Вологде установлен мемориальный комплекс Александра Яшина, включающий его родной дом и могилу. Также имя поэта носит одна из вологодских улиц.

Яшин Александр Яковлевич (настоящая фамилия — Попов) (14 (27 марта) 1913, д. Блудново, Вологодской обл. — 11 июля 1968, Москва) — русский поэт и прозаик.

Родился в деревне Блудново Вологодской губернии в крестьянской семье. Первыми наставниками поэта стали учителя школы-семилетки и педагогического техникума в районном городе Никольске, который Александр Яшин окончил в 1931 году. Печататься Яшин начал в 1928 в районной газете «Никольский коммунар», в уездной газете Великого Устюга «Советская мысль» и в центральной периодической печати. Будучи ещё учащимся педтехникума, он становится участником Первого губернского съезда писателей в Великом Устюге. По окончании техникума Яшин учительствовал в деревне, много читал, писал стихи, сотрудничал в Вологодских и Архангельских газетах.

С 1932 года Яшин жил в Вологде, затем в Архангельске, где в 1934 году увидел свет первый сборник его стихотворений «Песни Северу». После участия в Первом Всесоюзном съезде писателей Яшин в 1935 переезжает в Москву и поступает в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1941 году.

В годы Великой Отечественной войны уходит добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвует в обороне Ленинграда и Сталиграда, в освобождении Крыма. В 1942 - 1943 изданы его сборники стихов «На Балтике было» и «Город гнева».

В послевоенные годы Яшин много ездит по стране, совершает поездки по Северу, на Алтай, на строительство гидроэлектростанций, на целину. Впечатления от увиденного нашли отражение в сборниках стихов Яшина «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951), в поэме «Алёна Фомина» (1949). Также Яшин начинает писать прозу, выходят его рассказы «Рычаги» (1956), «Вологодская свадьба» (1962), повестей «Сирота» (1962), «Угощаю рябиной» (1965) и другие прозаические произведения.

В 1960-е выходят поэтические сборники «Босиком по земле», «День творения», «Бессонница». Перу Яшина принадлежат также прозаические произведения: повести «Сирота» (1962) и «Вологодская свадьба» (1965), рассказы «Угощаю рябиной» (1965) и др.

Многие произведения остались незавершенными. Посмертно, в 1972, вышли два тома «Избранных произведений» Александра Яшина. Яшину во многом обязаны своим становлением в русской литературе поэт Николай Рубцов и прозаик Василий Белов.

Особенное место в жизни Александра Яшина занимала его любовь к поэтессе Веронике Тушновой, которая закончилась разрывом. Они встречались тайно, в других городах, в гостиницах, ездили в лес, бродили целыми днями, ночевали в охотничьих домиках. А когда возвращались на электричке в Москву, Яшин просил Веронику выходить за две-три остановки, чтобы их не видели вместе. Сохранить отношения в тайне не получилось. Друзья осуждают его, в семье настоящая трагедия. Разрыв с Вероникой Тушновой был предопределен и неизбежен.