Занятие почему земля кормит в подготовительной группе. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Растение - земли украшение». Тема «почему земля кормит?»

Конспект занятия для детей подготовительной группы.

Курсы повышения квалификации. Тема: «Добрый мир. (Духовно-нравственная культура. Основы религиозных культур и светской этики в ДОУ. Православная культура»

Тема: « Земля. Вода. Растения ».

Воспитатель: Борисова Р. И.

МБДОУ №52 Сергиево Посадский р-н. п. Березняки

Средства: Чтение рассказа, стихотворений, обсуждение, вопросы к детям, музыкальное сопровождение, игры.

Хрестоматия 1. Прогулки по дням творения.

Прогулка третья: « Земля, вода, растения». Стр. 26 – 41.

Стихотворения: «День третий», «Урожай».

Рассказ « Откуда взялся хлеб».

Физкультурные минутки: «Клен зеленый».

« Путешествие капелек». Музыкальное сопровождение: Вальс цветов из балета «Щелкунчик». Музыка П.И. Чайковского

Программные задачи:

Образовательные : познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения»

Развивающие : формировать у детей понятия земля, вода, растения;

Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем;

Использовать в процессе ознакомления с миром творений

произведения художественной литературы, музыки, живописи;

Воспитательные: формировать представления о труде взрослых, прививать детям желание любить и беречь землю, созданную Богом.

В ходе НОД реализуются задачи по следующим образовательным областям:

«Коммуникация»

– развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

«Познание»

– формирование духовно-нравственной культуры.

«Социализация»

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми (в том числе моральным, нравственным).

«Здоровье»

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Словарная работа: севалка, снопы, овин

Предварительная работа: прогулка к озеру, наблюдение за окружающим

миром (деревьями, кустами, птицами, небом и т.д.), посещение зернохранилища, подробный рассказ агронома о зерновых культурах.

Путешествие с книгой.

Ход занятия :

Ребята, прежде чем начать путешествие с книгой по дням творения, давайте вспомним с вами, как называется книга, в которой рассказывается о Боге? (Библия)

В этой книге рассказывается, как возник наш мир. Бог сотворил мир.

Бог очень добрый. И Он сотворил мир, чтобы мир тоже был добрым.

Вопросы на закрепления.

Что сотворил Бог в первый день? (День и ночь)

Что сотворил Бог во второй день? (Небо – облака и воздух)

Послушайте стихотворение: (стр. 26)

В третий день Отец Небесный (Бог)

Твердь земную сотворил,

Ароматными плодами,

Древом жизни одарил.

Зелень яркими коврами

Расстилается кругом.

Все в садах, цветах, деревьях –

Это наш с тобою дом.

На третий день Бог создал землю (сушу), море и океан. Потом Он повелел вырасти растениям; деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела, стала красивым садом. И Бог порадовался этому.

Обсуждение:

Что Бог сотворил в третий день? (землю (сушу), моря и океаны)

Кто из вас видел озеро?

Озеро – это вода или суша? (вода)

Какого цвета вода в озере?(голубая)

Кто купался летом в речке, в море?

Река- это вода или суша? (вода)

Море- это вода или суша? (вода)

Какого цвета вода в реке?(голубая)

Какого цвета вода в море? (сине-зеленая)

Давайте поиграем в игру, путешествие капелек.

(звучит музыка П.И. Чайковского « Щелкунчик».)

Я – мама тучка, а вы детки – капельки. Вам пора отправляться в путь.

Под музыку капельки прыгают. Разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю… Скучно им стало по одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли веселыми ручейками . (б ерутся за руки) Встретились ручейки и стали большой рекой. (ручейки соединяются в одну цепочку) Плывут капельки в большой реке, а река попала в океан (дети делают круг) Плавали, плавали капельки в океане, но тут солнышко пригрело. Тали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, ве селые вернулись к маме Тучке. (Д ети приседают, поднимаются на носки и вытягивают руки вверх, разбегаются и собираются у мамы Тучки)

Кому только ни нужна вода на земле! И траве, и зверю, и птице, и человеку. Вот почему Бог наполнил водою большие моря и океаны.

Наше путешествие по дням творения продо лжается.

Потом Бог повелел вырасти растениям: (деревья, кусты, травы, грибы, хлебные растения)

Деревьям – у дерева один толстый ствол, много сучьев и веток. На ветках

или листья, или колючие иглы- хвоинки.

Какие мы знаем деревья? (береза, дуб, рябина, ясень, ель)

Кустам – у куста не один ствол, а несколько тоненьких стволов.

Хлебным растениям- у хлебных растений вместо стебельков- пустые

соломинки, наверху- колоски с зёрнышками.

Какие вы знаете хлебные растения? (рожь, пшеница, овес)

Травам – у травы – тоненький стебелек.

Какие вы знаете травы? (клевер, мятлик)

Грибам – у гриба нет листьев, ни веток: только сверху шляпка, а снизу-

Какие вы знаете грибы? (подберезовик, сыроежка, белый)

Овощам– у одних овощей мы едим корни (морковь)

у других – листья (капуста)

Какие вы знаете овощи? (картофель, помидор, огурец, фасоль и т.д.)

Молодцы ребята, много интересного вы знаете о растениях, Бог – Творец всем плодам, овощам, злакам.

Вы хорошо потрудились, правильно отвечали на мои вопросы, я предлагаю вам отдохнуть поиграть в игру: « Клен зеленый». (стр.42)

Для того, что бы все это росло и приносило благо людям, Бог сотворил землю.

Земля кормит человека, но кормит недаром. Много должны потрудиться люди, поле дало рожь для черного хлеба, пшеницу для белой булки, гречку для каши…

Рассказ откуда взялся хлеб . (стр.37)

Земля кормит человека, но кормит недаром. Много должны потрудиться люди на родной матушке земле, что бы она отблагодарила дарами своими.

Лето подходило к концу. Стоял август месяц. Петин отец с утра выехал в поле. Еще раньше вспахал он его, взборонил, а теперь ходит с севалкой через плечо и то одной, то другой рукой разбрасывает зерна ржи. Долго ходил он, наконец, засеял все поле.

Ну, слава Богу, посеял хлебушко! Какой – то урожай на будущий год Бог пошлет?

Вот пришла зима. Долго тянулись зимние холодные вечера. Наступила весна. На поле зазеленела рожь. За лето рожь выросла. Отец и мать с раннего утра и до позднего вечера трудились на поле. Рожь жали серпами, связывали в снопы. Снопы сушили и молотили зерно. Много муки намолотили для хлеба. Вкусный и душистый хлеб выпекали в русских печах!

Обсуждение рассказа:

Почему земля кормит человека?

Что растет на земле?

Кто творец всего, что растет на земле?

Из муки какого растения выпекают черный хлеб?

Легко ли достается человеку хлеб?

Стихотворение. « Урожай » (стр.36)

Посмотрю пойду,

Полюбуюся,

Что послал Господь

За труды людям:

Выше пояса

Рожь зернистая

Дремлет колосом

Почти до земли.

Бережное отношение к хлебу – это проявление уважения к заботе Бога и труду человека. Хлеб нельзя выбрасывать, нельзя им играть. Сухими корочками можно покормить домашних животных или птиц зимой.

Прекрасный окружающий мир создал Бог, мы должны беречь и приумножать его добрыми делами и помыслами.

Подошло к завершению наше путешествие по дням творения.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе

Тема «ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ КОРМИТ?»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли («познавательное развитие»);

Учить детей во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы(«познавательное развитие»);

Прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности («социально-коммуникативное развитие»);

Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом («социально-коммуникативное»).

Методы и приемы: - практические: экспериментирование

- наглядные: показывание образца, презентация

- словесные: проблемные ситуации

Материалы и оборудование: цветок в вазе с водой синего цвета, мешочек с почвой, фартуки, нарукавники, лист бумаги, почва, стакан с водой, спиртовка, стекло, презентация.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций «Почему цветок синий», «Земля или почва»,

Экспериментирование

Коммуникативная

Трудовая

Соблюдение рабочих мест в порядке, уборка рабочих мест

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Воспитатель ставит цветок в вазе с водой синего цвета и предлагает детям подумать, о чем они сегодня будут говорить.

Дети высказывают свои предположения.

Дети могут обосновать свое мнение.

Игровое упражнение «Найди, что скажу»

Воспитатель предлагает детям найти то, о чем они будут разговаривать.

Дети двигаются по инструкции воспитателя:

Три шага вперёд от двери

Пять шагов направо

Встать с левой стороны стола

Пройти 7 шагов вперёд.

У детей развивается умение действовать по словесной инструкции. Закрепляется ориентировка в пространстве

Воспитатель просит сказать, что это такое.

Воспитатель говорит, что это почва.

Дети говорят, что это земля.

Дети спрашивают, что такое почва.

Формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.

Воспитатель предлагает стать исследователями и узнать, что такое почва.

Дети проходят в лабораторию, одевают фартуки, нарукавники.

Развивается интерес к исследовательской деятельности

Воспитатель предлагает положить на лист бумаги немного почвы, рассмотреть, определить цвет, запах.

Воспитатель делает вывод: в почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Дети растирают комочки земли, находят остатки растений. Рассматривают в микроскоп.

Дети узнают, из чего состоит почва.

Воспитатель предлагает детям размешать почву в стакане с водой.

Воспитатель делает вывод, что почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

У детей закрепляется умение делать опыты.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Воспитатель напоминает детям, что в ней обитает много жильцов. Педагог уточняет у детей, чем они дышат?

Дети убеждаются, что в почве есть воздух.

Дети отвечают, что как и все животные - воздухом.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

На стекле дети видят капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы. Делают вывод, что в почве есть вода.

У детей формируется умение формулировать и обобщать результаты опытов.

Воспитатель делает вывод, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Педагог предлагает детям рассказать, кто и что живет в почве.

Дети рассказывают об обитателях почвы.

Дети умеют применять свои знания о животном мире, связно излагать свои мысли.

Воспитатель делает вывод, что все живущие в почве берут питательные вещества из почвы и обращает внимание на цветок в вазе.

Дети делают вывод, что цветок стал синим из-за того, что вода синяя. Цветок впитал краску из воды. Также растения впитывают питательные вещества из почвы.

Дети учатся размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов.

Воспитатель предлагает просмотреть презентацию.

Делают вывод, что нужно беречь окружающую среду

У детей появляется бережное отношение к природе.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве.

Познавательные:

  • познакомить детей с составом земли;
  • познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
  • формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.

Развивающие:

  • упражнять в умении сравнивать, анализировать;
  • формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
  • активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

Воспитательные:

  • учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;
  • воспитывать любовь к природе;
  • учить видеть необычное в обычном;
  • формировать основы экологической культуры.

Материалы и оборудование:

  • мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;
  • вода, ложечки для воды;
  • салфетки;
  • трубочки для коктейля;
  • поднос для «создания» земли;
  • поднос с землей и проросшими побегами гороха;
  • иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;
  • пакетики с разной землёй .

Методические приёмы:

  • загадывание загадки;
  • вопросы к детям;
  • дидактическая игра «Откуда горсть земли?»
  • экспериментирование;
  • исследование;
  • использование физминутки

Предварительная работа:

  • наблюдения на прогулке за почвой, песком;
  • рассматривание камней;

Ход занятия.

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте загадку.

Её все матушкой зовут,

По ней все ножками бегут. (Земля)

Сообщение темы.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Почему говорят, что она всем «добром отвечает» ? Почему землю называют «мать-земля» , «матушка» ? Какая земля у нас под ногами - твердая или мягкая?

Дети. (Твердая, крепкая, надежная.)

Воспитатель. А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые?

Дети. (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

Экспериментирование.

Исследование песка.

(На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой.)

Воспитатель. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит.

(Дети называют предметы.)

Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок?

Дети. (Из песчинок) .

Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?

Дети. (Сыпучий.)

Воспитатель. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

(Ответы детей и проведение опыта.)

Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Дети. (Нет, сыпучий только сухой.)

Воспитатель. Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.

(Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.)

По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу» .

Исследование глины.

Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Внимательно рассмотрите ее. Какая она?

Дети. (Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.)

Воспитатель. Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода?

Дети. (Она плохо проходит сквозь глину.)

Воспитатель. Как изменилась глина?

Дети. (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)

Воспитатель. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

«Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины) . Ее используют в строительстве» .

Физкультминутка

Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения.

РАЗ - и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.

ДВА - и вмиг я глиной стану,
Может, к обуви пристану,
Если дождик во дворе.
Не ходите вы по мне!

ТРИ - сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ - камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас
Никому не надо.

ПЯТЬ - я почва - верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Наша круглая планета
Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем
Братья нам. И мы друзья!

После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

Исследование камней

Воспитатель. Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они?

Дети. (Твердые, холодные, шероховатые и т. п.)

Воспитатель. Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни?

Дети. (Нет.)

Воспитатель. Как они изменились?

Дети. (Стали ярче, красивее.)

Воспитатель. Кто знает, где «живут» камушки?

Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)

Воспитатель. Кто из вас видел камни и где это было?

В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут"на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче» .

Исследование почвы.

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля - почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)

Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды» , тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?

Дети. (Вода впиталась, почва стала влажной.)

Воспитатель. Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?

Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться» .)

Воспитатель. А кто живет в почве?

(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва - это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений» .

Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами - песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Воспитатель. Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?

Дети. (Земля.)

Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей» , «матушкой-землей» . Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля - это еще и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю» , на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле.

(Дети говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани.)

А теперь давайте поиграем!

Игра «Откуда эта горсть земли?»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей

планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток - пустыня, 2-й - лес, 3-й - цветники, 4-й - каменистый берег моря, 5-й - глинистая дорога, 6-й - горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой) .

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков - на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей - на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной - на глинистую дорогу, с песчаной - на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками - на лепесток с изображением морского берега.)

Заключительная часть.

Воспитатель. Вам понравилось наше занятие? Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги гороха - во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.) Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдёт с землей и растениями дальше.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

по экологии "Состав почвы"

г. Ачинск

Цель:

Дать детям элементарные представления о почве, как о компоненте природы

Задачи:


  • Познакомить детей с составом земли (песок, глина, остатки растений) путём проведения опыта;

  • Рассказать детям о почвенной фауне;

  • Развивать логическое мышление, умение делать простые выводы из наблюдений, экспериментальной деятельности;

  • Активизировать и обогащать словарный запас детей (почва, дождевые черви);

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Предварительная работа: Рассматривание репродукция картины В. Васнецова "Три царевны подземного царства", иллюстрации - схемы, чтение художественной литературы, дидактические игры,

Материал: Банки с водой, земля, схема почвенной фауны, бумага, карандаши, краски, восковые мелки;

Ход НОД: Воспитатель рассматривает с детьми репродукцию В. Васнецова "Три царевны подземного царства", в это время раздаётся стук в дверь, воспитатель выходит посмотреть, кто стучится и возвращается с куклой, которая представляется детям Царевной подземного царства.

Царевна:

«Дети, я живу в подземном царстве. Меня послали к вам мои старшие сёстры, вы их видели на картине. Я пришла к вам с заданием рассказать о земле. Посмотрите на картину, что это? (дети рассматривают схему земного шара, отвечают на вопрос) Знаете, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно - давно на земле не было растений. Сначала появились моря и океаны, затем появлялись и разрушались горы под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, и только потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую. Как вы думаете, что такое почва? Да, почва – это земля. Мы её так называем по имени нашей планеты – Земля. Как вы думаете, из чего состоит почва? Давайте проверим это, проводя опыты»

Дети проводят опыты под руководством Царевны подземного царства.

ОПЫТ №1. Состав почвы

Дети берут стакан с водой и кладут в него пластмассовую ложечку почвы. Размешивают почву в стакане с водой. Через некоторое время стало видно, что на дне стакана выпал в осадок песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений и остатки растений. Вывод: Почва в своём составе имеет: песок, глину, остатки растений.

ОПЫТ 2: В почве есть воздух .

Дети берут стакан с водой, и бросают в него комочек почвы.

Царевна : «Что вы видите? (со дна поднимаются пузырьки воздуха) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?»

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

Царевна: «Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Воздухом дышат многие животные подземного мира.


  • Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

  • Кто живет под землей? (ответы детей)


Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды, тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле. Кто эти животные? Я согласна с вами, это дождевые черви. Дождевые черви питаются отмершими растениями, тем самым помогают увеличиваться почвенному слою.

Царевна: «Знаете ли вы, какую ещё пользу приносят дождевые черви? (ответы детей).

Да, они не только рыхлят и удобряют землю, но через прорытые ими подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без червей растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть. Они делают почву мягкой и плодородной».

Царевна: « Что необходимо делать, что бы почва сохранялась?»

Дети : «Не загрязнять почву, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей».

Царевна: «Ребята, русский народ, придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва»

Дети перечисляют знакомые поговорки о земле:


  • Без хозяина земля - круглая сирота.

  • В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

  • Где нет земли, там нет травы.

  • Земля - кормилица.

  • Возвращай земле долг – будет толк.

  • Земля кормит, да и сама есть просит.

  • Кто землю лелеет, того она и жалеет.

  • Береги то, с чего хлеб ешь.

  • Землю удобряй – будет урожай.
Динамическая пауза «Огород»

Повторяй за мной зарядку.

Шаги на месте.

В ней звук [Т]

Пришел на грядку.

Тыква вот, а вот томат.

Вытянуть руки влево, вправо.

Здесь - капуста, здесь - салат.

Наклониться к левой ноге, затем к правой.

Выпрямиться.

Тмин, картошка, артишок

Руки на пояс, к плечам, вверх.

И петрушки корешок.

Руки опустить.

Все, что вырастили мы,

Развести руки в стороны.

Будем есть мы до весны.

Руки вниз, выпрямиться.

Царевна : «Молодцы!Земля - наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Ребята, пожалуйста, нарисуйте мне картину о главных животных, которые сохраняют почву на нашей голубой планете. Я помещу ваши рисунки на своей стене, буду любоваться ими и вспоминать нашу встречу».

Используемая литература.


  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва, 2003 г.

  2. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников "Наш дом - природа". Москва, 1998 г.

  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, 2002 г.

Конспект НОД "Знакомство со свойствами почвы" для детей подготовительного к школе возраста

Богдан Алина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Золотая рыбка"
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности "Знакомство со свойствами почвы"для детей 6-7 лет.Данный материал будет полезен педагогам-дошкольникам при проведении опытно-исследовательской деятельности по теме "Почва".

"Знакомство со свойствами почвы"

Программное содержание:
Образовательные задачи:
Познакомить с процессом образования почвы.
Дать представление о почве и ее составе.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Развивающие задачи:
Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы
Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Предварительная работа: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадыва-ние загадок о почве, подземных жителях.
Словарная работа: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, пло-дородная, перегной, минеральные соли.

Оборудование: Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, под-носы.

Методы и приемы:
Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
Наглядные: показ способов проведения опытов.
Практические: элементарные опыты.
Игровые: расшифровка слова по первым буквам картинок.

Ход деятельности:
Организационный момент.
Дети входят в помещение, здороваются с гостями.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд
Каждый здесь другому рад. Ребенок протягивает руку следующему – таким образом замыкается круг.
Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.
Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва). Правильно, тема нашего разговора – почва.
- Как вы думаете, что же такое почва? (ответы детей)
Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений
- Как же образовалась почва? (ответы детей)
Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.
- Что же такое перегной? (ответы детей)
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.
- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.
Основная часть.
Воспитатель.
- Ребята, попрошу вас разбиться на пары и занять свои рабочие места (дети проходят к столам с оборудованием для проведения опытов). Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним правила работы.
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться со стеклянной посудой.
4.Советоваться друг с другом.
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
Опыт №1.
- Какого цвета почва? (ответы детей)
Насыпьте одну ложку почвы на тарелочку, рассмотрите ее через лупу. Что вы увидели? (остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и дру-гих мелких животных)
Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев.
Опыт № 2
Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?
Вывод: в состав почвы входит воздух.
Опыт № 3
Опустите немного почвы в стакан с водой, перемешайте и дайте отстояться. Что вы замети-ли? На дно стакана осел слой песка, поверх него –слой темного цвета – это перегной.
Вывод: это доказывает, что в почве содержится песок и перегной
Опыт № 4 проводит педагог.
С помощью пипетки возьму несколько капель воды из стакана, где мы размешивали почву и помещу на предметное стекло. Теперь нагрею стекло над пламенем свечи. Что произошло? После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли.
Вывод: почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде. Соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Опыт № 5 проводит педагог .
Положу ложечку почвы на блюдце, накрою почву стеклянным стаканом. затем нагрею ее над пламенем свечи. Что вы наблюдаете? Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Откуда взялись капельки воды?
Вывод: в почве присутствует вода. При нагревании вода испаряется. Водяной пар поднима-ется вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчай-шие капельки воды.
Опыт № 6
Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (вода больше не впи-тывается). Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось сво-бодного места, весь воздух вытеснен водой)
Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.
Опыт № 7
Насыпьте в прозрачный пластиковый стаканчик с отверстиями на дне сухой почвы. По-ставьте его в тарелку с водой. Что вы заметили? (Земля в стаканчике стала мокрой).
Вывод: вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх
Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.

Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, мы провели с вами ряд опытов, чтобы выяснить состав почвы и ее свойства.
- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? (ответы детей) Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
- Что же получают растения из почвы? (ответы детей)
Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой получают питательные вещества. Остатки погибших рас-тений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.
Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша работа. Понравилось вам работать в лаборатории? У меня есть волшебная палочка. Давайте встанем в круг, будем передавать ее и говорить, какой опыт больше всего понравился.
Второй раз воспитатель спрашивает, проведение какого какой опыта вызвало затруднения.
- Мне понравилось как вы сегодня работали в парах, помогали друг другу. Прислушивались к мнению товарища.
Спасибо всем за работу.

Литература:
Н.А. Рыжова «Почва – живая земля» - Карапуз – Дидактика: М.: 2005