Александр кушнер биография для детей. Александр Кушнер: «Я всю жизнь хотел быть как все. Воспоминания о детстве

Немногие виды стрелкового оружия могут похвастаться таким тотальным влиянием на тактику военных действий, как пулемет. Ворвавшись на поля сражений, он произвел настоящий фурор. К конструкции этого механического зверя приложили руку многие лучшие умы земного шара. Но, пожалуй, больше всего мифов сложилось вокруг творения американца Ричарда Гатлинга. Его многоствольный монстр действительно внушает трепет одним своим видом. Знакомый большинству по фотографиям в военных журналах и компьютерным играм, каким же он был на самом деле?

Где ты, совершенное оружие?

Творение Леонардо.

Весьма вскоре после того, как в мире появилось огнестрельное оружие, встал вопрос о наращивании его мощности. Но если с калибрами было все понятно - законы физики ограничивали их естественное развитие, то увеличение скорострельности сулило заманчивые перспективы. Дульнозарядные пушки и фузеи имели очень долгий промежуток между выстрелами. Такой, что легкая кавалерия, а то и быстрый бросок пехоты вполне могли уместиться в этот временной отрезок, и тогда дело вновь скатывалось к рукопашной свалке. Поэтому лучшие умы Европы прилагали максимум изобретательности в деле совершенствования нового оружия.

До изобретения патрона, а, следовательно, и способа зарядки с казенной части ствола было еще далеко. Поэтому поиски велись в основном в направлении увеличения числа стволов. Так появились кургузые многоствольные пистолеты и ружья. Они так и не стали официальным оружием ни одной страны мира ввиду сложности конструкции, но пользовались некоторой популярностью у частных владельцев. Артиллерия шла по сходному пути увеличения изначально заряженных стволов. Устройство это называлось "органная пушка" и лупило единым залпом, создавая широкую зону поражения. Правда, в ущерб точности. Одним из активных разработчиков подобного оружия был и знаменитый гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, оставивший нам немало чертежей на эту тему.

Добрый доктор Гатлинг

Американец Ричард Джордан Гатлинг родился в 1818 году. Получив медицинское образование, он так и не стал практикующим врачом. Зато увлекся изобретательством. В целом на его счету более полусотни патентов, но в историю он вошел как создатель "адской машины" - одного из первых работающих пулеметов. Строго говоря, первооткрывателем этого оружия он не был. Так, в 1862 году во время одного из сражений гражданской войны в США обе стороны уже применили пулеметы системы Аджера. Правда, дебют вышел не особо ярким, и повлиять на исход сражения ненадежные механизмы не смогли.

Мало того, к тому времени уже несколько американских изобретателей демонстрировали свои модели пулеметов. Основную проблему в продвижении нового оружия составляли…боеприпасы. Бумажный мешочек с зарядом пороха и круглой пулей, даже помещенный в специальную металлическую трубку, давал отвратительный результат. Лишь появление полноценного патрона принесло возможность приблизить эксперименты к военной практике.

Вопреки сложившемуся мнению Гатлинг не был изобретателем и системы, использовавшей многоствольный принцип. Его гениальность проявилась в том, что он сумел создать достаточно простой механизм, объединив ствол и патронник. Это позволило решить вопрос центровки быстровращающегося устройства. Пулемет приводился в действие вращением специальной ручки, обеспечивая не только перемещение стволов, но и экстракцию гильз уже отстрелянных патронов. Скорострельность составляла 200 выстрелов в минуту - цифра по тем временам фантастическая.

Боевое крещение

Долгое время интерес к детищу Гатлинга со стороны военных был скорее теоретическим. У бравых вояк - отважных пехотинцев и лихих кавалеристов - просто в голове не умещалось, какой потенциал таит в себе это уродливое с их точки зрения устройство. К тому же Гатлинг не стесняясь выставлял такие цены за свою продукцию, что у заказчиков волосы вставали дыбом. Так, за 12 орудий с комплектом патронов генералу Батлеру пришлось заплатить 12 000 долларов. Это при средней цене за винтовку 15-25 $. Впрочем, постепенно технология отрабатывалась, оружие совершенствовалось, а цена снижалась.

Но первыми, кто целенаправленно применил "гатлинги" на полях сражений, были не американцы, а британцы. Этот пулемет как нельзя лучше подошел для ведения колониальных войн. Почему? Очень просто. Что такое колониальная война? Это небольшой контингент войск, сталкивающийся с превосходящими силами врага. Мало того, врага организованного, хорошо обученного (ведь многие, к примеру, африканские народы того времени имели устоявшуюся культуру воспитания воинов) и к тому же воюющего на своей территории. Поэтому пулемет был в таких условиях настоящим спасением.

Первыми под свинцовую раздачу попали зулусы. Вначале воинственному племени сопутствовал успех и они разгромили британцев. Но те поняли, что пришла пора продемонстрировать наглядно свирепую силу белого человека. 4 000 пехотинцев и 1 000 кавалеристов британской армии вышли в поле против 20 000 зулуских воинов. Казалось бы, ситуация безвыходная. Но два (!!!) "гатлинга" сумели переломить ход событий. Наголову разгромленные зулусы оставили на поле боя полтары тысячи человек убитыми. Англичане потеряли лишь 15 человек.

В весьма скором времени пулеметы Гатлинга массово вышли на поля сражений. Так, их активно применяли во время русско-турецкой войны. Россия приобретала столько оружия, что Гатлинг выдал разрешение на производство своего детища в нашей стране. Не обошли пулемет своим вниманием и соотечественники доктора. "Гатлинги" доказали свою эффективность в разборках с индейцами и в войне на Кубе (1898 год). Большую популярность завоевали пулеметы и у частных компаний, которые активно использовали их для подавления рабочих волнений, например, шахтерских выступлений в Колорадо. А владелец "Нью-Йорк Таймс" прикупил себе три штуки для защиты офиса.

Пулемет Максима - дорога в будущее

При всех своих плюсах пулемет Гатлинга оставался очень капризной и ненадежной машиной. Тому было несколько причин. Во-первых, для снаряжения стволов использовалась далекая от совершенства система, в которой патроны передвигались сугубо за счет собственной силы тяжести. Во-вторых, качество боеприпасов тоже страдало, они часто заклинивали и давали осечку. И, в-третьих, сама по себе система, в которой основой являлась мускульная сила стрелка, была изначально бесперспективна.

Мир менялся, и на сцену уже выходило полностью автоматическое оружие. Его создателем стал соотечественник Гатлинга Хайрем Максим. Именно его детище по-настоящему изменило тактику и стратегию ведения войны. И хотя в 1893 году Гатлинг продемонстрировал одно из своих орудий, оснащенное электромотором и добился скорострельности в 3000 выстрелов в минуту, это не спасло его детище от длительной стоянки на обочине истории.

Возрождение. И пришла авиация

Так уж вышло, что своим возрождением система Гатлинга обязана появившемуся во время Первой мировой новому виду вооружения - самолету. Поначалу легкие деревянные птицы использовались лишь как наблюдатели и разведчики, но очень скоро их боевой потенциал захотели повысить, превратив в смертоносные истребители. И тут перед конструкторами встала сложная задача - оснастить пилота достойным автоматическим оружием и при этом не очень усложнять процесс прицеливания. Основной проблемой стал винт, мотыляющий лопастями аккурат перед стволами пулеметов.

Попыток решить эту проблему было немало. Французы, к примеру, не мудрствуя лукаво усиливали винты стальными отражателями, которые просто отбивали в сторону не вовремя вылетевшую пулю. Немцы же вспомнили о "гатлингах" и попытались за счет механической связи с мотором синхронизировать пулемет с лопастями. Впрочем, несмотря на многочисленные проекты, разработка в серию так и не пошла.

После Второй мировой к системе Гатлинга снова проявили интерес военные. И опять виной тому стала авиация. На этот раз реактивная. Возросшая скорость самолетов потребовала еще большей скорострельности от авиационных пулеметов. Одноствольные образцы могли выдать лишь не больше 1500 выстрелов в минуту, дальше следовал перегрев ствола. Многоствольные "гатлинги" решали эту проблему на ура. Уже в 1945 году в США запустили программу "Вулкан", а в 1956-м на вооружение поступила первая пушка калибра 20 мм с несколькими вращающимися стволами. Модель оказалась удачной и породила целое семейство оружия.


Авиационная пушка "Вулкан".

Немного о мифах


Пулемет Гатлинга за свой внушительный и экзотический внешний вид давно прописался в кинематографе и компьютерных игрушках. Как старые его варианты, так и новейшие разработки. Стоит отметить, что хотя многие герои боевиков оснащены тем или иным вариантом "гатлинга", ручная версия так и не принята на вооружение ни одной страной мира. И тут нет никакого заговора. Просто сей дивайс слишком тяжел и сложен в обслуживании, чтобы доверять его простому пехотинцу. К тому же его скорострельность такова, что основным весом (несмотря на наличие электромотора) являются как раз патроны. Много патронов…

Такие пестрые, веселые, манящие за собой в счастливое детство – озорные вертушки из бумаги! Спектр их применения удивительно широк: от украшения коктейлей и развлечения детишек до ярких деталей для фотосессий и великолепных настенных панно. Думаете, придется изрядно потратиться, чтобы приобрести такой фантастический декор? Вовсе нет! Умелые руки, капля фантазии – и вы сможете изготовить симпатичные вертушки самостоятельно!

Необычная веерная вертушка

Вертушка в форме колеса – идея интересная и нетривиальная! Особенно если учесть, что вертеться она совсем не умеет. Однако это настолько яркий и красивый декор для праздников и фотосессий, что гости от него всегда приходят в неописуемый восторг! Как же изготовить веерные вертушки из бумаги своими руками?

Понадобится:

  • картон (цветная бумага);
  • ножницы;
  • краска на водной основе – для придания особого цвета;
  • баночка – для разбавления краски с водой;
  • клеевой пистолет (тюбик клея либо двусторонний скотч);
  • кисть;
  • дырокол – для нанесения узора.

Творческий процесс:


Из таких вееров можно выложить удивительные по красоте композиции! Правильно сочетая вертушки по цвету, украсьте стену причудливым орнаментом. Можно смастерить оригинальные и яркие украшения для коктейлей. А если вы соедините гармошки между собой с помощью красочных лент, получится нарядная гирлянда.

Озорная вертушка-флюгер

А вот эта вертушка полностью оправдывает свое название: легкое дуновение – и она уже вертится, радуя глаз своей пестрой красотой. Не исключено, что эта вертушка-флюгер станет любимой игрушкой для малышей.

Понадобится:

  • ножницы;
  • линейка;
  • гвоздик (пластилин);
  • бумажный лист;
  • клей;
  • карандаш.

Творческий процесс:

  1. Сделайте из бумажного листа квадратик. Лишнюю полоску отрежьте.
  2. Теперь нужно наметить линии сгиба крест-накрест. Отметьте по 1 сантиметру от середины.
  3. Возьмите верхний край слева и приклейте его к серединке. То же проделайте и с остальными краями.
  4. Но мы ведь хотим не просто затейливый узор из бумаги, нам надо, чтобы наша вертушка еще и крутилась, правильно? Для этого проколите гвоздиком ее сердцевинку, а с обратной стороны прилепите кусочек пластилина. Осталось прикрепить пластилин к палочке – и можно держать в руках симпатичную вертушку, наслаждаясь ее стремительным кручением!

Нарядная вертушка для коктейлей

Хотите, чтобы смотрелся ярко и оригинально? Одной соломинки маловато будет, но если вы украсите ее разноцветной вертушкой – это уже совсем другое дело!

Понадобится:

  • бумажные квадратики;
  • соломинки;
  • пуговицы – для декора;
  • клеевой пистолет;
  • двусторонний скотч;
  • ножницы.

Творческий процесс:

  1. Вооружитесь ножницами и квадратом из бумаги. По каждому уголку надо сделать надрезы, оставляя по 2 сантиметра от центра.
  2. На каждую четвертинку наклейте по кусочку двустороннего скотча.
  3. Теперь необходимо загнуть уголки каждой четвертинки и приклеить ее к скотчу соседней.
  4. Другой угол загните под тот, который уже приклеен.
  5. Загните следующие два уголка и аналогичным образом всуньте их под уже приклеенные четвертинки.
  6. Возьмите соломинку, намотайте на ее краешек скотч, капните клея и приклейте вертушку.
  7. В серединку наклейте яркую пуговицу, и необычное украшение готово!

«Ада нет. Это мое глубокое убеждение»

Александр Семенович Кушнер — автор более 50 сборников стихов, лауреат множества престижных премий (в том числе и государственной), первый лауреат премии «Поэт». На восьмом десятке он продолжает активно писать и издаваться. За последние пять лет — пять новых книг.

Накануне юбилея корреспондент «Российской газеты» расспросила поэта о секретах творческого долголетия, о дружбе со знаменитыми современниками и о том, где он находит темы для стихов.

Интервью: Ольга Штраус/РГ, Санкт-Петербург
Фото: kushner.poet-premium.ru

Александр Семенович, все цитируют самый известный ваш афоризм «Времена не выбирают… », а я хочу признаться в другом. Знаете ли вы, что для многих моих сверстников паролем были ваши строки: «Придешь домой, шурша плащом, сдувая дождь со щек. Таинственна ли жизнь еще? — Таинственна еще! ». А еще мне кажутся очень оптимистичными ваши строки про конец жизни:

Всё равно эта жизнь и в конце хороша,
И в долгах, и в слезах, потому что свежа!
И послушная рифма,
Выбегая на зов, и легка, как душа,
И точна, точно цифра!

Вы и сейчас так считаете? У вас получается стареть радостно?

Александр Кушнер: Скажу правду: сомневаюсь.

Старость — тяжелое испытание, посланное человеку в конце жизни.

Другое дело, что жаловаться — нельзя, стыдно. Мне близко такое понимание жизни, как у деревенских старух: если бы ты один умирал, а кроме тебя никто, было бы обидно. Невыносимо. А так… Гете умер! Он что, был хуже тебя?!

В одном из недавних стихов вы признались, что любимое место в Петербурге у вас — Михайловский замок: «Не хотел никому говорить, а сейчас — сказал». Вы храните их в тайне, любимые места ?

Александр Кушнер: Просто мне почти всё в городе нравится. Даже в каком-нибудь фабричном районе, за Обводным, вдруг почувствуешь какую-то особую, скромную красоту. Тополь так будет шуметь и сверкать рядом с кирпичным фасадом, что место станет прекрасным.

Я недавно написал стихотворение о Дворцовой площади. Уж казалось, какой записанный, избитый адрес! Но я вдруг почувствовал, что Дворцовая площадь похожа на огромное поле, окаймленное стеной елового леса. Здесь так же легко дышится. Этот город вообще рассчитан на человека, он как будто создан для прогулок.

По вашему определению,

«Рай — это место, где читает Толстого».

А каково ваше представление об аде?

Александр Кушнер: Ада нет. Это мое глубокое убеждение. Я не думаю, чтобы Бог был так жесток, что допустил бы его существование. Ведь невозможно себе представить вечную зубную боль — ее и минуту-то терпеть нельзя!

Судя по вашей биографии, вы — очень хороший человек (вас любят читатели, с вами дружны коллеги-поэты, молодые авторы, у которых вы вели литобъединение, остаются с вами навсегда). Вы лишены вредных привычек (ни пьянства, ни загулов). Такая «хорошесть» — помогает или мешает быть поэтом?

Александр Кушнер:

Во-первых, я не такой уже хороший человек. (Вообще это надо у жены спрашивать).

Но мне кажется, человек, наделенный каким-то даром — почти всегда хороший человек. Потому что у него есть любимое дело, ему некогда и незачем завидовать… И потом, что мы понимаем под хорошим? Вот Пушкин — по-моему, прекрасный человек! Но ведь он написал: «и с отвращением читая жизнь мою…» . Наверное, это каждый может повторить вслед за ним. Все мы кого-то обижали в своей жизни, потом мучились угрызениями совести… Человек — не ангел. Но я терпеть не могу хамство, грубость, матерщину. И как я согласен с , который, пройдя через лагеря, вынес на всю жизнь отвращение к уголовному стилю и мату… Лживость не люблю. Еще (для себя) стараюсь быть сдержанным, избегать слишком ярких проявлений эмоций: жалко тратить силы на внешние, как говорили символисты, «экстазы» (их любимое нелепое словцо, какой-то «бывший таз» в нем слышится). Но если речь идет о любви — тут я себя никогда не жалел… А еще не люблю слишком ироничных людей, точнее, я их побаиваюсь. Ирония предполагает некоторое высокомерие. Вот недавно я прочел книгу Всеволода Петрова о . Какой прелестный облик возникает! Человек знал все европейские языки — и при этом был невероятно прост в общении и добр. , который говорил про себя, что ему всегда 13 лет, добавил как-то: а Кузмину — всегда три.

Интересно, а вам сколько?

Александр Кушнер: Я затрудняюсь сказать, хотя много думал об этом. Вспоминаю себя мальчиком 8-9 лет. И понимаю, что никогда не был так умен, как тогда. В смысле — впечатлителен и отзывчив. Меня все волновало, все хотелось понять… Степень напряжения умственной жизни была невероятно высока. Когда я смотрю на свои стихи, я вижу, что некоторые ранние в значительной степени взрослее, чем последующие. Может, в одном стихотворении тебе 30 лет, а в другом 40 или 10? Нет, не знаю

Ваши стихи утешительны, в них даже это слово — утешение — повторяется часто. Значит ли это, что вам самому часто приходится себя утешать? Чем?

Александр Кушнер: Вы правы, назвав это слово. «Вот что такое стихи — утешение…» . Это строчка, которая давно у меня появилась. Но это именно так. Странно сказать, но в каком-то смысле поэт близок к священнику. А также и музыкант, и художник. И даже , написавший «и скучно, и грустно»… утешает. Потому что совершенно ясно, что когда он это писал, он был увлечен своим стихотворением, а потому был счастлив.

Стихи — это аккумулятор энергии. Книжная полка — заряженная батарея, всегда готовая подключить нас к этому ряду.

В этом и состоит чудо искусства. Стоит подойти к полотнам Ван Гога или Рембрандта, и ты испытаешь прилив сил. Что, разве очень радостные художники? Да ничуть! Но глядя на их картины, хочется жить.

Я только не люблю в искусстве нарочито пугающее. Вот

Босха не люблю — ничего не могу с собой поделать. Не люблю заумь (Крученыха, Бурлюка и всю эту компанию).

Потому что мир в этих стихах отвратителен. Человек нарочно пишет, как сумасшедший. Зашел бы в клиническую палату — я был однажды, навещая там больного друга, и понял, как это страшно. Таких заведомо «сумасшедших» в искусстве я не люблю.

Известна формула «стихи не пишутся — случаются». А как это происходит у вас?

Александр Кушнер: Самое трудное — начать стихотворение, найти повод. Об этом часто спрашивают молодые поэты: как понять, о чем писать? Я бы ответил на это так: было бы желание. Когда оно есть — нужный повод подворачивается сам собой. Что-то вспомнил, увидел, пришла поэтическая мысль — не вообще мысль, а поэтическая, метафорическая. И вдруг рождается стихотворение. И еще важны вариации. Тем-то всего двадцать. Ты должен сказать что-то свое, новое. Найти это «что-то новое» — увлекательнейшая задача!

Вы сказали: было бы желание. А как его в себе возбудить? Не дать угаснуть?

Александр Кушнер: Не знаю. Наверное, это от природы… Кажется, у спросили: что такое вдохновение? Он ответил: «Какое вдохновение? Крутанешь, как бутылку шампанского — и пробка сама вылетает!» . Ну, конечно, поэты разные — , например, писал трудно. И мало. А Пушкин не жаловался. И тоже. А иногда поэты кокетничают. Мой любимый сказал про музу: «Для меня ты мученье и ад» . Не верю!

А вы пишете за компьютером?

Александр Кушнер: Никогда!

Только ручкой, за столом, раскрыв блокнот и положив рядом еще листы бумаги.

Не знаю, как литературоведы разбираются со стихами. Поэт ведь может начать на одном листе, потом продолжить на другом, на третьем. Но ведь он их не нумерует, часы там не отмечает. Как выясняют, что вначале пришло? Непостижимо.

Вообще локтевой сустав, кисть как-то связаны с головой.

Иногда прямо чувствуешь, как будто тебя кто-то под руку подталкивает…

Начиная стихотворение, я никогда не знаю, чем оно кончится. Стихотворение само выходит на нужную дорогу. Многое зависит от первой строчки. Она часто бывает именно первая, задает ритм, интонацию…

Сколько времени в день вы работаете?

Александр Кушнер: Знаете, Маяковскому однажды сказали: Пастернак сел писать поэму, он ответил: ну, вот и хорошо — теперь хотя бы посидит два-три часа, а то десять минут — и готово дело. Конечно, это преувеличение. Ну, часа полтора-два мне посидеть за столом надо.

В ваших стихах много детей. А в личной жизни? Как, например, складывались ваши отношения с сыном Евгением?

Александр Кушнер: Я его очень люблю. Это сын от первого брака. Он живет в Иерусалиме, работает на «Русском радио», очень предан русскому языку. Есть внуки Боря и Катя, у них уже свои дети (у Кати два, а у Бори четыре). Но правнуки совсем маленькие. Боря сообщил недавно, что музыку на мои стихи пишет. И поет. Приятно.

А вы никогда не собирались уехать?

Александр Кушнер: Никогда. Я кровно связан с этим языком, культурой, городом. Как я могу уехать? Разлуку с людьми дорогими не могу представить!

особый случай. И то, надо сказать, как я его видел, чувствовал, он не очень был уверен в том, что правильно распорядился своей судьбой. И когда однажды я ему сказал об этом: вот, Иосиф, видимо, все верно — ты уехал, стал нобелевским лауреатом, все прекрасно, он ответил: «не уверен».

Вы дружили с Рейном, Бродским, встречались с Ахматовой… И все-таки в число «ахматовских сирот» не вошли. Почему?

Александр Кушнер: Я приходил к четыре или пять раз. Всегда один. То есть сначала с , потом один. Одному лучше. В компании — это развлечение, а один на один можно поговорить о стихах. Потом эта компания объединила очень разных людей. Больше всего я ценю Иосифа.

Кроме того, у меня была еще компания своя — это прозаики Андрей Битов, Валерий Попов, Лидия Гинзбург — великий ученый и писатель, Дмитрий Евгеньевич Максимов, Борис Бухштаб — замечательный литературовед, дивно писавший о Фете и . Поэты Глеб Семенов, Глеб Горбовский, Александр Городницкий, Нонна Слепакова.

Они не выступали на стадионах, не собирали тысячные эстрадные залы, как москвичи. Но дарования их ничуть не меньше.

Вообще досадно то, что петербуржцев-ленинградцев читатели знают хуже.

Понятно, почему: в Москве сконцентрированы все издательства, толстые журналы, аудитория там шире… Но возможно, это связано еще с петербургским характером. Как сказала Ахматова:

Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сверкающие льды,
Бессолнечные, мрачные сады
И голос музы, еле слышный.

А мне еще хотелось спросить вас вот о чем: какой главный урок жизни вы извлекли к своему юбилею?

Александр Кушнер:

Жизнь — это правда! — учит от самого начала и до смерти.

И узнаешь что-то новое, и ошибки новые наживаешь… Но я не очень люблю старческую мудрость. Искусство не должно воспитывать: ведь и клен, и облако никого не воспитывают. Они просто радуют. Нужно добиться, чтобы твои стихи приносили человеку радость.

Одной из наиболее известных творческих личностей в русской поэзии считается Александр Кушнер, биография, интересные факты из жизни которого будут представлены вашему вниманию в статье.

Немного биографии

Родился поэт в 1936 году в Ленинграде. Детские годы Александра Семеновича проходили в семье интеллигентов, что оказало немалое влияние на раскрытие его таланта. Отец поэта был военно-морским инженером. Прежде чем прийти в большую литературу, Кушнер, окончив педагогический институт им. Герцена, получил филологическое образование. Далее он работал по специальности, преподавая в школе русскую литературу и язык десять лет.

Стоит отметить, что писать поэт начал еще в раннем детстве. Первые строки он написал в начальной школе. Таким образом, ему было удобно выражать свои мысли и эмоциональное состояние.

Воспоминания о детстве

Как вспоминал сам Александр Кушнер, биография которого никогда не была легкой и безоблачной, во время войны он жил с мамой в Сызрани, и ему отчетливо запомнилась голодная жизнь. После того как приходил из садика, на вопрос мамы о том, чем там кормили, отвечал, что несладким чаем с хлебом. Но на самом деле в Сызрани было намного легче, чем в блокадном Ленинграде.

В 1954 году была окончена школа с золотой медалью, были поданы документы в университет. Как назло, поступить у Александра не вышло. И это, наверное, был знак свыше, так как он перенес документы в пединститут, который успешно и окончил.

В скором времени Александр Кушнер, фото которого вы видите в статье, оброс литературными связями, познакомившись с Глебом Семеновым, который был руководителем литературного объединения при Горном институте.

Влияние отца на талант сына

В далеком 1944 году Семен Кушнер вернулся с фронта, на морском кителе его были капитанские погоны. Как только отец увидел тягу сына к стихам, стал читать ему произведения Лермонтова и Пушкина. «Илиада» и «Одиссея» также звучали из уст его отца не раз. Именно тогда отец помог сыну понять, для чего ему дан талант, и восьмилетний Александр с удовольствием и упоением стал писать стихи.

Индивидуальность поэта

Делая первые шаги в творчестве, Александр Кушнер сразу показал свою индивидуальность, свой почерк, который не похож ни на одного современника тех времен и этих.

Строки всегда были выше повседневности, обращены к вневременным событиям и мыслям. Именно своей неповторимостью он длительное время удерживает читателей.

Некоторые стихотворения относятся к хрестоматийной классике, другие стали исполняться бардами и неплохо звучат под гитару. На самом деле Александр Кушнер - поэт, фотография которого украшает сборники бардовской поэзии, специальные тексты для песен не писал. Но он и не был против того, чтобы его стихи звучали в виде песен.

Совершенно неожиданно стихи Кушнера стали звучать, открыв для него самого новую грань в творчестве.

Роль Санкт-Петербурга в жизни Кушнера

Начиная с 19 века в русской литературе можно отследить два магистральных направления. Условно их называют московской и петербургской школами. Одна из них придерживается строгости в стиле, классических принципов. Другая же школа основывается на яркой образности и характерной широте взгляда. Александр Семенович придерживается скорее классических принципов, являясь одним из наиболее ярких поэтов того времени.

Стоит отметить, что Северную столицу не так уж и часто вспоминает поэт в своем творчестве, но без Петербурга сам себя не представляет. Город отображается в его стихах, равно как и в творчестве Ахматовой, Блока, Гумилева.

Дружба с Иосифом Бродским

Как ни странно, эти две выдающиеся личности родились примерно в одно время и проявили себя на берегах Невы. Длительный период они дружили, но и были конкурентами в творчестве. Несмотря на дружеские отношения, время от времени у них возникали споры и конфликты, связанные с творчеством. Каждому хотелось показать свою значимость и величину. Ссоры и различные взгляды на жизнь не оказали негативного влияния на дружбу двух великих поэтов. И после эмиграции Бродского они поддерживали между собой дружбу. Их связь длилась долгие годы.

Иосиф Бродский написал для друга пару стихотворений. В ответ будущему нобелевскому лауреату Кушнер посвятил целый цикл стихов.

Тяжелым потрясением для друга стала смерть Иосифа Бродского в далеком 1996 году. За год до трагического внезапного события Бродский посвятил Кушнеру поэтический вечер в Нью-Йорке. Вечер прошел отлично, оставив посетителям массу позитивных впечатлений и ярких воспоминаний.

Стихи для детей

Стоит отметить тот факт, что поэт уделяет много времени творчеству для маленьких читателей. В его творческом арсенале не только интересные стихи. На его слова звучат детские песни, стихи используют для спектаклей и мультфильмов.

Александр Кушнер - поэт, биография которого стала предметом нашего обзора, относится к детской аудитории как к полноценному читателю. Его убеждения в том, что человек не может сформироваться как личность, не приобщаясь к высокой культуре, непоколебимы. Ведь только в детские годы ребенок способен воспринимать окружающий мир. Все эти факторы в совокупности оказывают решающее влияние на формирование характера человека, его личностных данных и даже судьбы. И дети с удовольствием читают его стихи.

На сегодняшний день люди видят в его стихотворениях что-то близкое для себя, несмотря на временные преграды.

Творчество Кушнера

Публиковаться Александр Семенович начал в далеком 1957 году. Регулярным нападкам подвергалась поэзия, в которой была доля критики. Спустя некоторое время его поэзию запретили печатать, после того как секретарь Ленинградского обкома выступил на сессии.

Наибольшую известность ему принесли сборник «Письмо» и «Прямая речь».

В его проникновенной лирике находит свое отражение любой предмет или обычное событие, пейзаж или внутреннее отображение его сущности.

За свою жизнь Кушнер издал немногим больше 30 книг поэзии и прозаических статей, которые были размещены в двух книгах. Именно здесь поэт показал себя с другой стороны, как человек, тонко чувствующий современную русскую поэзию.

Стоит отметить тот факт, что его работы издавались на итальянском, английском и голландском, французском, чешском языках.

Время от времени он сам занимался переводами.

Александр Кушнер: личная жизнь

Женой Александра Семеновича стала Елена Невзглядова, женщина, которая является поэтом, литературоведом, эссеистом и филологом. Свои выступления она проводит под именем Елена Ушакова. Сын поэта живет в Израиле.

Многочисленные награды Кушнера

80-летний поэт и писатель является лауреатом множества литературных премий, среди которых стоит выделить:

  • «Северную Пальмиру» (1995 год).
  • Государственную премию России (1996 год).
  • Пушкинскую премию нем. фонда А. Тепфера (1999 год) и др.

В 2013 году поэту была присуждена премия «Балтийская звезда», которую вручили ему в Санкт-Петербурге. На церемонии вручения, после торжественной речи, стихи Кушнера читал знаменитый актер Юрий Томошевский.

Литературное объединение

С начала 1970 годов в Санкт-Петербурге возникает литературное объединение под руководством Александра Кушнера, первыми участниками которого стали В. Скобло, В. Ханан, А. Танков, Ю. Колкер, Т. Костина и другие. За все свое существование литературное объединение несколько раз меняло место дислокации. Впервые оно расположилось в швейном объединении «Большевичка». Последнее местонахождение ЛИТО - Дом писателей. В момент, когда великому поэту стало тяжело управляться с ролью руководителя, он поручил это ответственное дело своему ученику - поэту Александру Танкову.

В настоящее время участники ЛИТО объединены преданностью русскому слову. Множество поэтов, которые состояли в нем, состоялись в творчестве и стали известными поэтами и писателями. Среди наиболее популярных стоит выделить Н. Кононова, А. Пурина, А. Машевского.

Со времен своего образования состав ЛИТО почти не изменился. Все так же его участники раз в несколько недель собираются для чтения стихов, обсуждают их, высказывая свое мнение.

Александр Семенович Кушнер родился 14 сентября 1936 года в Ленинграде. Живет в Петербурге. Закончил в 1959 году филологический факультет Государственного Педагогического института им. Герцена и десять лет преподавал в школе русский язык и литературу. Печатается с 1956 года. Член Союза Писателей с 1965 года, член ПЕН Клуба (1987). Женат на Елене Невзглядовой, филологе и поэте, выступающей со стихами под псевдонимом Елена Ушакова.

Алеасандр Кушнер – автор поэтических книг «Первое впечатление» 1962, «Ночной дозор» 1966, «Приметы» 1969, «Письмо» 1974, «Прямая речь» 1975, «Голос» 1978, «Таврический сад» 1984, «Дневные сны» 1985, «Живая изгородь» 1988, «Ночная музыка» 1991, «На сумрачной звезде» 1994, «Тысячелистник» 1998, «Летучая гряда» 2000, «Кустарник» 2002, «Холодный май» 2005, «Облака выбирают анапест» 2008.
Его статьи о русской поэзии и эссеистика опубликованы в книгах «Аполлон в снегу» 1991, «Тысячелистник» 1998, «Волна и камень» 2003, «Аполлон в траве» 2005
Вышли восемь книг избранных стихов А.Кушнера: «Канва» 1981, «Стихотворения» (с предисловием Д.С.Лихачева) 1986, «Избранное» (с предисловием И.Бродского) 1997 Петербург, «Стихотворения», Москва, 2000, «Пятая стихия» Москва, 2000. «Избранное», Москва 2005, «В новом веке», Москва 2006, «Времена не выбирают…» Петербург (издательство «Азбука-классика») 2007
Стихи А.Кушнера переводились на английский язык (книга A. Kushner «Apollo in the snow» 1991, Farras, Straus and Giroux, New-York; второе издание - 1992, Harvilll, London), на итальянский (книга Aleksandr Kushner «La poesia di San Pietroburgo», Milano, 1998, книга Aleksandr Kushner «Poesie» Edizioni Trasse 2003), на голландский (книга «Vier petersburgers» I.Annenski, O.Mandelstam, A.Koesjner, J.Brodski; 1996, Amsterdam), на сербский «Лирика» 2007, а также на немецкий, чешский, французский, иврит, болгарский, японский и др. языки.
О поэзии А.Кушнера писали И.Роднянская, Е.Евтушенко, Л.Анненский, С.Чупринин, В.Баевский, С.Владимиров, Е.Невзглядова, А.Пурин, А.Алёхин, А.Столяров, Т.Бек, А.Машевский, И.Шайтанов и др.

ХХ век в России прошел под знаком великих катастроф. Александр Кушнер считает, что осознание трагического опыта и некоторые выводы, сделанные из него - вот то главное, что составляет смысл его поэзии. Жалобы на жизнь, на ее бессмыслицу, так же как романтическое противопоставление поэта толпе представляются ему глубоко архаическими, малопродуктивными. Ты не доволен жизнью, предъявляешь претензии к мирозданию, мечтаешь «вернуть творцу билет» - нет ничего проще: миллионы «убитых задешево», как сказал Мандельштам, - с удовольствием поменялись бы с тобой судьбой, временем и местом. ХХ век в России научил человека (и поэта) дорожить простыми вещами: теплом парового отопления, постельным бельем, книгами на книжной полке, разговором с другом по телефону, женской улыбкой - всё это в любую минуту могли отнять и отнимали у тысяч людей. Вопрос заключается не в том, есть ли смысл в жизни и стоит ли жить, а в том, как достойно прожить эту жизнь, реализовать, несмотря ни на что, свои способности. Одна из форм свободы, явленной человеку (и поэзии) в ХХ веке - это интеллектуальное (и поэтическое) осмысление трагедии, преодоление ее, способность вернуть душу, «умирая, в лучшем виде».
Поэзии противопоказаны абстракции, поэзия предметна и конкретна, - в этом смысле Александру Кушнеру важен опыт его поэтических учителей И.Анненского, О.Мандельштама, так же, как их сочувствие обычному человеку, «старым эстонкам», «рядовому ездоку». При этом А.Кушнеру органично близка ориентация этих поэтов на европейские культурные достижения, «тоска по мировой культуре».
А.Кушнер не раз писал в своих эссе, утверждал в стихах присутствие поэзии в самой жизни. Кто-то позаботился о том, чтобы так заманчиво и ярко сверкали весенние облака, так пышно цвела сирень, так ритмично шумели морские волны, так много значила земная любовь. Поэзия - не выдумка поэта: поэт извлекает ее из мирового хаоса, из сырого материала жизни, озвучивает и закрепляет ее в слове.
Что касается формальных стихотворных задач, то А.Кушнер привержен русскому рифмованному, регулярному стиху, возможности которого (прежде всего, интонационные) далеко не исчерпаны, бесконечно разнообразны (новая русская поэзия молода, значительно моложе своих европейских сестер, насчитывает всего лишь три века). И еще одно важное положение: считая поэтический эпос, эпические формы, в том числе поэму с ее повествовательной интонацией и заранее обдуманным сюжетом - устаревшим жанром, вытесненным прозой Толстого, Достоевского, Чехова, Пруста и т.д., А.Кушнер сосредоточил внимание на книге стихов как новом и самом продуктивном жанре лирической поэзии. Книга стихов, в обход эпоса, дает сегодня возможность поэту создать наиболее полную, осмысленную, в самом деле грандиозную картину современной жизни. Лирика - душа искусства, в направлении лирики вот уже несколько веков движется не только поэзия, но и проза, и живопись, и музыка, лирика стоит на страже интересов частного человека, она - его защитник в бесчеловечном мире. И это - тоже один из главных уроков, преподанных человеку (и поэту) в трагическом ХХ веке.