Под объектами охраны окружающей среды понимаются. Объекты правовой охраны окружающей среды. ? Контрольные вопросы

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА Неспособность рыночной системы произвести определенные блага вообще либо произвести их в желательном или оптимальном количестве.
Проявляется в результате неисключительного и (или) неконкурентного потребления благ. Неисключительность означает, что индивидам, не оплатившим благо, нельзя воспрепятствовать им воспользоваться. Например, все используют преимущества чистого воздуха независимо от того, сделали они в борьбу с его загрязнением или нет. В этом случае индивиды не станут платить за благо, которое они могут получить даром, и, следовательно, рыночная система обмена не работает. блага является неконкурентным, если его одним индивидом не препятствует потреблению его любыми другими индивидами. Опять-таки, удовольствие от вдыхания чистого воздуха является неконкурентным. В этом случае платы, препятствующее потреблению товара, невозможно, так как является доступным и бесплатным для любого желающего. В этом случае рыночная система не может обеспечить оптимального уровня потребления. В реальной жизни мы часто сталкиваемся с благами, потребление которых частично является конкурентным, а частично неконкурентным. При наличии внешних эффектов может оказаться неспособным обеспечить оптимальный уровень производства, хотя некоторые экономисты считают, что эта проблема может быть преодолена через всех заинтересованных сторон.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА" в других словарях:

    - (market failure) Краткое выражение для обозначения того, что рынок не является панацеей от всех экономических проблем. Существуют различные причины, вследствие которых нерегулируемый рынок не способен обеспечить идеальное положение вещей.… … Экономический словарь

    - (банкротство) в гражданском праве неспособность должника удовлетворить требования кредитора (кредиторов) и погасить перед ними свои обязательства. Различают практическую Н., заключающуюся во временном отсутствии средств, и абсолютную, которая… … Энциклопедия юриста

    - (провал рынка, несостоятельность рынка) это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето. Авторы классической экономической школы, сформулировав принципы свободного рынка, доказали его эффективность … Википедия

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) - в соответствии со ст. 1 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) под экономической несостоятельностью (банкротством) понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная… …

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - в соответствии со ст. 230 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее Закон) в производстве по делу о банкротстве организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, лицами, участвующими в … Юридический словарь современного гражданского права

    Банкротство - (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

    Курс валют - (Exchange rate) Курс валют это цена одной валюты к другой валюте Курс валют: понятие и форма, методы установления, котировки и виды, динамика и теории регулирования, валютный паритет и таргетирование Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …

    - (нем. Kapitalismus, от лат. capitalis главный) общественный строй, основанный на частнокапиталистич. собственности на средства произ ва и на эксплуатации наемного труда капиталистами, последняя общественно экономич. формация, основанная на… … Советская историческая энциклопедия

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Индивидуализм и экономический порядок , Фридрих Хайек. Книгу `Индивидуализм и экономический порядок` составили экономические и политико-философские работы одного из крупнейших мыслителей XX века, выдающегося экономиста, лауреата Нобелевской…

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА/ПРОВАЛ РЫНКА

Существуют различные причины, вследствие которых нерегулируемый рынок не способен обеспечить идеальное положение вещей. Основными причинами несостоятельности/ провала рыночного механизма являются: монополия, внешние эффекты и проблема распределения доходов. Максимизация прибыли в условиях монополии сопровождается искусственным ограничением производства и завышением цен на товары. Если производство или потребление товара основано на экономии, обусловленной внешними факторами, то в условиях нерегулируемого рынка может возникнуть недостаток этого товара; если же речь идет об отрицательных эффектах, то товар оказывается в излишнем количестве. Общественные блага в чистой рыночной экономике производятся в недостаточном количестве. Возможно также, что рынок приведет к такому распределению доходов, которое будет неприемлемым с социальной точки зрения. На первый взгляд, различные несовершенства рынка являются веским доводом в пользу государственного регулирования рынков некоторых товаров, производства некоторых других товаров в госсекторе и в пользу перераспределения доходов. Однако все эти меры также потенциально могут быть неэффективными, так что при принятии решений в условиях смешанной экономики необходимо использовать принцип второго лучшего.

Основной причиной государственного вмешательства в организацию деятельности отраслевых рынков являются провалы рынка. К ним относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство информации. Ведущей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния.

Несостоятельными оказываются рынки и в плане эффективного производства общественных благ, которые без вмешательства государства либо вообще не будут выпущены, либо будут, но в недостаточном количестве. Общественно необходимый уровень выпуска общественных благ определяется точкой равенства предельной общественной выгоды, предельным общественным издержкам производства. Издержки производства общественных товаров делятся между потребителями в соответствии с тем, насколько высоко они их оценивают.

Неоклассический анализ исходит из того, что рынок будет производить субоптимальный (частично оптимальный) объем продукции, так как интересам индивидуума отвечает уменьшение стоимостной оценки общественного товара в целях сокращения своего вклада в издержки обеспечения этим товаром общества. Например, если индивидуум утверждает, что общественный товар не обладает ценностью (стоимостью) для него, то рынок не предоставит его в достаточном количестве.

Если же предположить наличие совершенной информации и отсутствие трансакционных издержек, мотивы, приведенные выше, исчезнут и объем выпуска достигнет общественно оптимального уровня. Недопоставка может иметь место только в случае несовершенной информации и трансакционных издержек.

Несостоятельность рынка проявляется в случае возникновения внешних эффектов {экстерналий). Они имеют место, когда экономический агент оказывается не в состоянии принять во внимание последствия своей деятельности для других индивидуумов. В случае возникновения экстерналий общественные издержки и выгоды не совпадают с частными издержками и выгодами, а объем выпус­ка снижается по сравнению с общественно оптимальным и возни­кают потери благосостояния.

Если самостоятельное функционирование отраслевого рынка становится неэффективным, т.е. влечет за собой нерациональное использование ресурсов, то в этом случае возмож­ны провалы рынка и оправдано вмешательство со стороны госу­дарства, особенно если оно осуществляется при соблюдении прин­ципа Парето. На несостоятельных отраслевых рынках индустри­альная политика государства может реализовываться в виде прямого, косвенного и фрагментарного вмешательства в его деятельность.

Основными концепциями, составляющими основу отраслевой политики, служат:

экономическая эффективность . На рынке экономическая эффективность достигается благодаря действию основного рыночного механизма – конкуренции. Она вызывает стремление товаропроизводителей к внедрению достижений НИОКР, снижению издержек производства, улучшению качества продукции и увеличению ее выпуска. Но государство должно поддерживать развитие здоровой конкуренции на рынке;

оптимизация поведения экономических агентов.

Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. По мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики (табл. 2).

Типы отраслевой политики государства

Типы отраслевой политики По используемым методам
пассивная активная
По целям защитная Конкурентная политика проводится путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование Антимонопольное регулирование сочетается со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой
наступательная Конкурентная политика сочетает антимонопольное ре-гулирование и создание благоприятного экономического климата через использование методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики Структурная политика проводится в целях ускорения экономического роста, разрабатывается система координации экономических решений (в том числе создается система индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.

Такая политика считается защитной, поскольку государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Она является пассивной так как, с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой – этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности.

Пассивная и защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий, как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.

Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.

Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства более конкретных мероприятий.

Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны Европейского сообщества приняли подобную модель политики в 70-80-х гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием конкретных, наряду с общими, и позитивных целей и направленного воздействия государства на решения экономических агентов. Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние, как положительное, так и отрицательное, - на развитие экономической системы в целом.

"Для демократии характерно

периодически возникающее подозрение:

действительно ли более чем половина

людей права более половины времени".

(Э.Б. Уайт)

Введение.

Случаи несостоятельности рынка («ошибки рынка»). Понятие государства в экономической теории. Несостоятельность государства («ошибки государства»).

Государственный механизм и принятие общественных решений. Экономическая теория политики.

====================================================================

Несостоятельность рынка. Рынок всемогущ там, где деньги ясно и полно выражают интересы тех, кто прямо получает выгоды от обмена. Только в этом случае рыночное равновесие означает и наилучшую ситуацию для общества в целом. К сожалению, это далеко не всегда так.

Когда экономисты говорят о функционировании рынка,они имеют в виду, то, насколько эффективно рынки справляются со своей задачей обеспечения организации использования ограниченных ресурсов на взаимовыгодной основе. В идеальном случае рынки могут сделать возможным любой обмен, который является взаимовыгодным для обеих сторон. Предположим, что мы ведем речь о рынке пшеницы. Торговля выгодна для производителей в том случае, если цена, которую они получают за пшеницу, покрывает, по крайней мере, альтернативную стоимость ее производства. Торговля выгодна для потребителей, если удовлетворение, которое они получают от приобретения пшеницы, по крайней мере, так же велико, как удовлетворение, которое они получили бы, потратив те же деньги на следующий по привлекательности проект (например, на строительство бассейна). Если существует цена, которая делает торговлю выгодной и для потребителей и для производителей, тогда ведение торговли будет эффективным, ввиду того, что в результате торговой сделки, по крайней мере, одна из сторон будет в выигрыше и ни одна не проиграет. На основании игры спроса и предложения, как правило, выигрывают обе стороны. Таков идеальный механизм рынка, который Адам Смит именовал "невидимой рукой". Но, как это не прискорбно, он работает эффективно не во всех случаях.

Даже самые активные сторонники рыночной экономики признают, что рынки далеко не всегда функционируют безупречно. Такие ситуации на рынках получили название случаев несостоятельности рынка или “ошибок рынка ”.

Несостоятельность рынка (ошибки рынка) представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

К числу основных случаев несостоятельности рынка относят:

    внешние эффекты;

    общественные блага,

    регулирование доходов,

    монополии и другие случаи недостаточной конкуренции,

    обмен в условиях несовершенной информации.

В этих ситуациях в работе рынка происходят сбои, приводящие к неэффективному распределению ресурсов.

Государство по тем или иным причинам присутствует на всех рынках товаров и услуг. Хотя бы путем взимания налогов. В случаях несостоятельности рынка вмешательство государства в процессы функционирования рынка даже сторонники полной свободы предпринимательства считают необходимым. Что происходит в этом случае? Почему государство это делает? Всегда ли оно достигает нужного эффекта? Что нужно оставить рынку, а какие задачи должно решать государство? На этот вопрос трудно ответить, пока мы не определили, что понимается под рынком и государством. Если понятие рынка нам уже известно, то с государством, как его понимают современные экономисты, еще предстоит познакомиться.

Экономическая наука государством называет совокупность государственных институтов, то есть организаций, законов и правил государственного регулирования.

Основное, что довольно легко усваивается у нас в России - это то, что все принадлежащее государству управляется чиновниками. Они тоже люди, со всеми их положительными и отрицательными чертами. Депутат думы или министр, заявляющий, что все его помыслы и действия направлены общественным интересом, в действительности в лучшем случае руководствуется своим личным представлением об общественном благе. Но его представления и действительные общественные предпочтения, если бы их кто-либо знал, это "две большие разницы”. Политические деятели, быть может, меньше, чем руководители частных фирм, заинтересованы в максимизации своего дохода, но почти наверняка они больше заинтересованы в приобретении престижа и власти. Рынок часто называют конкурентным, как бы имея в виду, что сфера общественных интересов неконкурентна. Как бы не так. Здесь конкуренция не менее острая, но правила игры иные.

Иногда рынки работают не идеально по причине неэффективного государственного вмешательства. В таких случаях говорят об "ошибках государства ", которые не нужно путать с обычной некомпетентностью.

Несостоятельность государства («ошибки государства») представляет собой ситуацию, при которой государство оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

В настоящем разделе мы рассмотрим объекты общественных и государственных забот (что в общем случае не одно и то же) на микроуровне и рекомендуемые решения, а затем общие подходы достижения этих решений.

Некоторые вопросы уже были рассмотрены ранее. Проблемы недостаточной конкуренции - это в основном проблема монополий, хотя и иные ситуации рыночной власти могут потребовать вмешательства со стороны государства. Соответствующие вопросы были рассмотрены в разделе 4. Обмен в условиях несовершенной информации частично анализировался в главе 6. Все, что на нашем уровне представления материала нужно знать по этому вопросу, - это то, что государство должно содействовать информационной открытости на товарных рынках взвешивая маржинальные общественные выгоды и затраты.

Государственный механизм и принятие общественных решений.

Экономическая теория пытается объяснить функционирование общества, исходя из предпосылки, что все участники преследуют свои собственные цели и стараются при этом действовать рационально. Условие успеха заключается и в экономике, и в политике в расширении тех видов деятельности, где предельная выгода превышает предельные затраты. Экономисты не считают, что к издержкам и выгодам относятся только деньги и материальные блага. Конечно, подсчитать издержки и выгоды часто невозможно, но этого и не требуется для объяснения политических решений. За исследования в этой области присудили нобелевскую премию 1986-го года лидеру этого направления Джеймсу Бъюкенену (США). Вместе с тем, проникновение экономического подхода в другие общественные науки ни в коем случае нельзя понимать как подмену их экономической наукой.

Бъюкенен считал, что принципы взаимодействия в обществе, которые управляют производством колбасы и предоставлением услуг Центрального банка не слишком отличаются, хотя на первый взгляд эти принципы несовместимы. Есть правда вопрос, в котором государство отличается от других игроков на рынке. Спецификой государства является возможность использования отрицательных стимулов, таких как штрафы, уголовное преследование. В остальных случаях особой разницы между фирмой и государством нет. Государство, как и частные фирмы, производит товары и услуги. Для этого государству надо приобретать на рынках факторов производственные ресурсы. Поэтому оно наравне с фирмами участвует в конкуренции за ресурсы, хотя и имеет где-то преимущества, а где-то находится в невыгодных условиях.

Такой подход стимулирует исследование условий наиболее эффективного государственного участия в каждом конкретном случае. Приходится выбирать между "несостоятельностью государства" и "несостоятельностью рынка".

Государство - это машина для принуждения. Так справедливо считали мыслители, начиная с Платона и Аристотеля и до наших дней. Но с течением времени люди все больше уделяют внимание не принуждению, а стимулированию и убеждению. Принуждать - значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора. Убеждать - значит склонять людей к совместной деятельности, расширяя свободу их выбора. Наиболее распространенный случай убеждения - это акт купли-продажи. Вместе с тем, очевидно, что без принуждения в современном мире не обойтись. Но вот где эффективнее принуждение, а где - убеждение, вот в чем вопрос. Общее правило таково: чем более богатое общество, чем больше в нем возможности выбора, тем больше этими возможностями можно пользоваться для убеждения.

Установившийся шаблон деловых операций уменьшает транзакционные издержки, сводя их к привычной практике и, таким образом, позволяя всем участникам извлечь из процесса обмена большую чистую выгоду.

Государство можно рассматривать как инструмент, служащий для уменьшения транзакционных издержек посредством использования принуждения и формирования условий конкуренции.

Может ли экономическая теория сказать насколько велика вероятность, что государственные действия будут основываться на беспристрастных суждениях и на достаточной информации? К сожалению, нет.

Экономическая теория политики (теория общественного выбора) основана на принципах, разработанных шведским экономистом Кнутом Викселем в диссертации "Исследование по теории финансов" (1896 г.). В современной экономической теории эти принципы развиты Джеймсом Бъюкененом, получившем за это Нобелевскую премию в 1986 году.

Суть современной теории общественного выбора заключается в объяснении политического и экономического поведения на единой основе ограниченности и выбора, основанного на сопоставлении выгод и затрат. Основным ее результатом явилась целая конституция экономической политики. Главные ее положения могут быть представлены цитатами из трудов К. Викселя и Дж. Бьюкенена:

    Единственным критерием справедливости государственных решений в области экономической политики является их соответствие "общественному договору" или гражданскому согласию.

    Приносят ли общественные блага большие преимущества гражданам, расходующим на них свои средства, - об этом никто не вправе судить, кроме самих граждан.

    Вопиющей несправедливостью является принуждение людей к уплате налогов, которые потом затрачиваются на деятельность, не соответствующую интересам налогоплательщиков или даже противоречащую им.

    Важнейшим мотивом поведения политического деятеля является стремление к личному обогащению, хотя это не всегда подтверждается на практике. Депутаты заинтересованы в общественном благосостоянии ровно в той же степени, что и их избиратели.

    Политика как обмен отличается от обычного поведения покупателя и продавца на товарном рынке. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда. Методы анализа рыночного поведения можно применить к исследованию любой сферы деятельности, где человек делает выбор. Основное различие между рынком и политической системой заключается не в отличающихся типах ценностей и интересов людей, а в условиях, в которых они исповедают свои многообразные убеждения.

    Таким образом, представляется возможным дать оценку самой политической системе независимо от результатов ее функционирования. Для этого нужно определить, в какой мере правила реализации государственных решений соответствуют уникальному правилу единодушия, гарантирующему эффективность политического обмена. Если признать, что искомым критерием оценки является эффективность, то это означает, что степень улучшения политической системы обусловлена тем, насколько полно воплощается в жизнь принцип единодушия.

Подход Викселя нацелен на реформу правил игры, что в целом соответствует интересам всех игроков, а не на улучшение стратегий отдельных участников при неизменных правилах игры. Он неосознанно расширил свой анализ до уровня конституционного выбора, то есть выбора правил, регламентирующих деятельность государства. Эти правила игры понемногу приживаются на российской политической сцене.

ОТВЕТ

В характеристике сущности и функционирования рынков в микроэкономической литературе наблюдаются два подхода.

Первый подход исходит из того, что конкурентные рынки существуют и функционируют. Поэтому необходимо только создавать предпосылки для конкуренции.

Второй подход исходит из того, что конкурентные рынки не существуют. Поэтому необходимо выяснить, какие меры требуются, чтобы преодолеть эту ситуацию.

Во всех предыдущих вопросах мы исходили из первой трактовки конкурентных рынков. Здесь и далее речь пойдет о позиции несостоятельности рынков.

Несостоятельность конкурентных рынков обусловлена следующими основными причинами.

1. Наличием рыночной власти у производителя или продавца ресурсов. Рыночная власть приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, а других – с недостатком. Производители с рыночной властью в своих действиях применяют цены, которые отличные от цен, которые используют в своих действиях покупатели, в результате чего рынок становится несостоятельным и перестает функционировать. Аналогичная ситуация имеет место при рыночной власти на рынках факторов производства. Допустим, что рабочие имеют рыночную власть над предложением труда в выпуске обуви. В этом случае обувной промышленности будет предложено мало труда при высокой заработной плате, а, например, пищевой – много труда при низкой заработной плате. В результате чего инвестиции будут неэффективными, поскольку эффективность предполагает одинаковые предельные нормы технологического замещения в выпуске товаров.

2. Наличием неполной и неточной информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. В этом случае рыночная система будет функционировать неоптимально, ибо, не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки в своих решениях. Дефицит информации побуждает производителей выпускать одних товаров в избытке, а других – слишком мало. Подобная ситуация будет наблюдаться среди покупателей. Одни покупатели не будут приобретать нужный и выгодный им товар, а другие приобретать товар, не приносящий им пользу либо даже вредный им. Дело может дойти до фиаско рынка этих товаров.



3. Наличием внешних эффектов. Цены действуют эффективно, когда они дают информацию и производителям, и потребителям. Нередко цены не отражают действий производителей или потребителей, что приводит к несостоятельности рынков. Внешние эффекты образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но не отражаемое прямо рыночными ценами. Предположим, что нефтеперегонный завод сделал выброс в реку, в результате чего ниже выброса нельзя купаться и ловить рыбу. Это и есть внешний эффект. Если этот внешний эффект распространится на всю отрасль, то цена продуктов нефтеперегонного завода окажется ниже в сравнении с условиями учета в издержках производства, затрат, связанных с загрязнением.

4. Рынки не способны предложить так называемые общественные товары, полезные многим потребителям, хотя они могли бы быть выпущены при очень низких издержках производства и несмотря на большую значимость для общества.

Вопрос 57

Рынки с асимметричной информацией.

ОТВЕТ

АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – ситуация, в которой часть участников сделки владеют важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица; характерна для многих ситуаций в бизнесе. Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм.

Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги, или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т. д.

Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: а) рынок продуктов; б) рынок страхования; в) рынок кредитов; г) рынок труда.

Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. американского экономиста Уильяма Спенсера Викри (1914–1996) и английского экономиста Джеймса Миррлиса (р. 1936) «Рынок подержанных автомобилей». Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле. В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили, и в конце концов он рухнет.

Асимметричная информация охватывает и рынок страхования. Она затрудняет проблему медицинского страхования пожилых людей, у которых риск заболеть очень высок. Поскольку цена страхового полиса не увеличивается в соответствии с этим риском, страховые компании неохотно страхуют пожилых людей. Страхователь знает лучше свое состояние здоровья, чем страховщик, что вызывает необходимость в неблагоприятном отборе. Тем более что застраховаться стремятся люди со слабым здоровьем, о чем свидетельствует тот факт, что доля этой категории лиц в общем количестве страхующихся увеличивается, что, в свою очередь, повышает цену страхового полиса. Рост же цены страховки приводит к тому, что молодые и здоровые люди не страхуются. Таким образом, отбор лиц для страхования чреват угрозой существования страхового рынка.

В связи с несостоятельностью страхового рынка страхованием вынуждено заниматься государство. Страхуя людей пожилого возраста, оно тем самым устраняет последствия неблагоприятного отбора.

Факт асимметричности информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная или ошибочная информация может разрушить рынки. Значительный вклад в исследование рынков с асимметричной информацией внес американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джозеф Стиглиц.

Исследования проблем асимметричной информации актуальны для современного российского рынка.

АКЕРЛОФ Джордж (р. 1940), американский экономист. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Автор работ по микроэкономике. Акерлоф возглавил разработку концепции асимметричной информации, предполагающей активное участие правительства в регулировании экономики.

СТИГЛИЦ Джозеф (р. 1943), американский экономист. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Автор работ по микроэкономике, исследователь и преподаватель новой ветви экономической науки – «экономики информации».

Вопрос 58

Концепции прибыли.

ОТВЕТ

Различные концепции издержек производства обусловливают и различные концепции прибыли. Выделяют бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль.

Бухгалтерская прибыль – разница между общей выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и явными (внешними) издержками, т. е. платой за производственные ресурсы поставщиков. Бухгалтерская прибыль отличается от экономической прибыли на величину неявных (внутренних) издержек, поскольку экономическая прибыль не включает в себя экономические издержки.

Экономическая прибыль – общая выручка за вычетом всех издержек (явных и неявных), включая в неявные издержки и нормальную прибыль предпринимателя. Под экономической прибылью имеется в виду чистая прибыль, означающая разницу между выручкой и экономическими (альтернативными, вмененными) издержками. Экономическая прибыль показывает, что на данном предприятии производственные ресурсы используются более эффективно. Поэтому экономическая, а не бухгалтерская прибыль выступает критерием эффективности использования предприятием затраченных (потребленных) ресурсов. Когда экономические издержки превышают полученный доход, то предприятие несет убытки.

Расчеты бухгалтерской и экономической прибыли покажем на условном примере.

Нормальная прибыль – вознаграждение за выполнение предпринимательских функций; элемент внутренних (неявных) издержек наряду с внутренней рентой и внутренней зарплатой. Нормальная прибыль позволяет удерживать предпринимательские ресурсы в определенной сфере деятельности. Если нормальная прибыль не обеспечивается, то предприниматель либо переориентирует свои усилия с данного направления деятельности на другое, более доходное, либо откажется от предпринимательской деятельности ради получения зарплаты, или жалованья.

Балансовая прибыль – разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), с одной стороны, материальными затратами, амортизацией и заработной платой – с другой. Балансовую прибыль иначе называют общей (валовой) прибылью. Балансовая прибыль выступает основным источником распределения и использования средств производства.

Предельная прибыль – разница между предельным доходом и предельными издержками. Предельная прибыль, как и предельный доход и предельные издержки, является положительной до определенного уровня производства продукции, однако по достижении его становится отрицательной, т. е. выпуск продукции становится убыточным. Предельную прибыль иначе называют маргинальной прибылью.

Прибыль, выраженная в абсолютных величинах, называется массой прибыли, которая находится в прямой зависимости от величины авансированного капитала и нормы прибыли. Норма прибыли выступает важным показателем эффективности производства и определяется отношением массы прибыли к авансированному капиталу.

Конкурентная борьба между отраслями экономики приводит к образованию средней нормы прибыли на равновеликий капитал, т. е. происходит своего рода «выравнивание» отраслевых норм прибыли. Но этот процесс возможен лишь при свободной межотраслевой конкуренции. Прибыль на авансированный капитал, извлекаемая согласно средней норме прибыли, называется средней прибылью. Однако существование средней нормы прибыли отнюдь не означает, что каждый собственник капитала непременно ее получит.