С двойными согласными в корне. Удвоенные согласные в корне слова. Cложные существительные с удвоенной согласной

Неотъемлемой частью любого литературного произведения являются Они способны сделать текст неповторимым и индивидуально авторским. В литературоведении такие средства называются тропами. Подробнее узнать о том, что такое тропы, вы сможете, ознакомившись с данной статьей.

Художественная литература не могла бы существовать без различных речевых фигур, которые придают произведениям особый стиль. Любой автор, будь то поэт или прозаик, постоянно использует тропы, помогающие передать собственные мысли и эмоции, которые он хочет выразить в своем творении. Именно большим количеством тропов отличаются от других типов авторских текстов. Итак, поговорим подробнее о самих средствах речевой выразительности: что это такое, какие виды существуют, какие из них наиболее часто используются, каковы их функции и особенности.

Выясним, что такое тропы. Тропы - это которые делают текст более выразительным и лексически разнообразным. Выделяют множество видов этих средств: метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, синекдоха, парцелляция, литота, эпитет, сравнение и другие. Обсудим подробнее эти тропы. В русском языке их действительно много, поэтому некоторые ученые пытались выделить несколько таких средств выразительности, от которых произошли все остальные. Так, после серии исследований было установлено, что «главными» тропами являются метафора и метонимия. Однако единой классификации средств речевой выразительности не существует, так как ученые не смогли определить единый троп, от которого были образованы все остальные.

Поясним значение перечисленных выше тропов.

Метафора - это скрытое сравнение, такой речевой оборот, который помогает сопоставить несколько предметов друг с другом без помощи слов «как», «такой же, как», «аналогично чему-либо» и так далее.

Метонимия - это которое представляет собой замещение одного слова другим по принципу «смежности».

Олицетворение - это присвоение неодушевленным предметам человеческих качеств.

Гипербола - это преувеличение каких-либо свойств предмета.

Эпитеты - это особые тропы. В литературе они занимают очень важное место, так как характеризуют признаки предмета: размер, цвет. Если речь идет о чем-то одушевленном, то этот троп может уточнять характер, внешность.

Парцелляция - одно из позволяющее сделать акцент на нужной части предложения при помощи отделения ее от главного предложения.

Теперь вы имеете представление о том, что такое тропы и какими они бывают. Эти знания могут пригодиться вам не только для анализа но и для создания своих собственных авторских текстов. Помня о выразительной функции тропов, вы легко можете разнообразить лексику своего произведения причудливыми оборотами, которые сделают его индивидуальным и неповторимым.

Итак, зная, что такое тропы, можно создавать собственные литературные шедевры, которые получатся максимально необычными и индивидуальными!

В 8. РЕЧЬ. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Тропы – употребление слова в переносном значении.

Перечень тропов

Значение термина

Аллегория

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как

прожекторы.

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.)

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе).

Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.)

Метафора,

развёрнутая

метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Олицетворе-ние

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр

ночной, О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)

Метонимия

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.

Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.

Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Наполеоны.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.

Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком.

ФИГУРЫ РЕЧИ

Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в

отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Значение термина

Анафора (или едино-начатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее!

Градация

Постепенность- стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последо-вательности речи.

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

Лексический повтор

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

Плеоназм

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

Синтаксический

параллелизм

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность

с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...

Умолчание

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.

Мы сёла - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

Милый друг, и в этом тихом Доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А.Блок.)

Экспрессивно – эмоциональная лексика

Разговорная.

Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

Грязнуля, крикун, бородач.

Эмоционально окрашенные слова

Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

Прелестный, отвратительный, злодей

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Миленький, зайчонок, умишко, детище.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.

Что-то воздуху мне мало,

ветер пью, туман глотаю...

Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!

3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

4. Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» - и легче тени Татьяна прыг в другие сени.

ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Средство

Значение термина

Аллитерация

Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..

Альтернация

Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

Ассонанс

Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

Звукопись

Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Звукоподра-

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА

1. Ряды однородных членов предложения.

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.

2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.

Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру.

3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.).

Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

4. Диалогичность изложения.

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, красавец, можно сказать.

5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не

равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.

Волков бояться – в лес не ходить.

7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Значение II. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Правилах русского языка

II. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

с суффиксом -н- , например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

с суффиксом -ск- , например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

с суффиксом -ств- : искусство (ср. искусный).

Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, несся.

Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-) , образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

[предлагаемые изменения 2000 г., п. 4] < pravila.html?proekt.htm >

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

< pravila.html?proekt.htm >

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жеваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлеченный вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчеванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2 < pravila.html?def_3.htm >), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: ученые труды, раненые пограничники, рваная одежда, копченая колбаса, кипяченое молоко, вяленая рыба, гашеная известь, соленые огурцы, моченые яблоки, пареный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, не слыханный, нежданный и некоторое другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

[предлагаемые изменения 2000 г., п. 5] < pravila.html?proekt.htm >

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами -ик, -иц-, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитательница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и cyществительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учено, ученость (ученый); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых - двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжешь, жжет, жженый, жжение, жженка.

При наличии чередования зг - зж, зд - зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжишь (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем. поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг - " рассвет").

§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось, составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).

§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа - группка, группочка; программа - программка, программный, киловатт - киловаттный, Калькутта - калькуттский; класс - классный, гунн - гуннский, балл (единица меры оценки) - пятибалльный; галл - галльский; либретто - либреттист.

Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонки (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.

Правила русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое II. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


  • Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: I - II - III 90 91 92 93 94 95 96 97 98 …
  • СОГЛАСНЫЕ
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически С. обладают относительно меньшей, …
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки (лат. consonantes) - Ходячее определение, унаследованное еще из античной грамматической теории и выраженное в латинском термине, получившем в переводе …
  • СОГЛАСНЫЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словарике:
    звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума ([м], [р]) или только шума ([б], [г]), который образуется в …
  • СОГЛАСНЫЕ
    СОГЛ́АСНЫЕ, звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, к-рый образуется в полости рта, где …
  • ДВОЙНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДВОЙН́ЫЕ ЗВЁЗДЫ, две звезды, обращающиеся по эллиптич. орбитам вокруг общего центра масс под действием сил тяготения. По методам наблюдений выделяют …
  • СОГЛАСНЫЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    согла"сные, согла"сных, согла"сным, согла"сные, согла"сными, …
  • СОГЛАСНЫЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства С: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акусгич. …
  • СОГЛАСНЫЕ
    звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя …
  • АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр II, Николаевич, Освободитель (1818 - 1881), Император Всероссийский (с 19 февраля 1855), …
  • ДВОЙНЫЕ ЗВЕЗДЫ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ЭКСПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные [от экс... и лат. plaudo (plodo) - бью, хлопаю], разновидность смычных согласных, в которых осуществлены все три фазы …
  • ФИЗИЧЕСКИЕ ДВОЙНЫЕ ЗВЁЗДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    двойные звёзды, двойные звёзды, у которых компоненты связаны силами взаимного тяготения и обращаются вокруг общего центра масс. Помимо большинства …
  • НАЗАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные, носовые согласные, согласные, произносимые с опущенным мягким нёбом, т. е. с включением носового резонатора; см. Назализация звуков, Согласные …
  • ИМПЛОЗИВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    согласные [от лат. in (im) - в, внутрь и plaudo (plodo) - бью, хлопаю], сомкнутые согласные, ненапряжённые согласные, в артикуляции …
  • ДВОЙНЫЕ ЗВЁЗДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    звёзды, две звезды, близкие друг другу в пространстве и составляющие физическую систему, компоненты которой связаны силами взаимного тяготения. Компоненты обращаются …
  • ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    король прусский (1740—86), один из самых видных деятелей в истории XVIII в., прославившийся как государь и писатель, как полководец и …
  • СМЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (лат. plosivae, нем. Verschlusslaute) — согласные, образующееся при полном сомкнутии, или затворе (лат. plosio, нем. Verschluss), органов речи, делающем истечение …
  • ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ
    ? король прусский (1740?1786), один из самых видных деятелей в истории XVIII в., прославившийся как государь и писатель, как полководец …
  • СМЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (лат. plosivae, нем. Verschlusslaute) ? согласные, образующееся при полном сомкнутии, или затворе (лат. plosio, нем. Verschluss), органов речи, делающем истечение …
  • СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
    Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из …
  • НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ в Словаре лингвистических терминов:
    1) Согласные, лишенные соотносительности по глухости-звонкости. Непарные звонкие согласные: (л, л’), (м, м’), (н, н’), (р, р’), (j); непарные глухие …
  • ДВОЙНЫЕ ЗВЕЗДЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    две звезды, обращающиеся по эллиптическим орбитам вокруг общего центра масс под действием сил тяготения. По методам наблюдений выделяют визуально-двойные звезды, …
  • РИМСКИЕ ПАПЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • ПАПСТВО в Православной энциклопедии Древо.
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антиохийская Православная Церковь, по преданию, основана около 37 г. апостолом Павлом и Варнавой в Антиохии …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА
    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); …
  • МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:
    один из финно-угорских яз. Принадлежит к финской группе этих яз. (наряду с прибалтийско-финскими, лопарским, мордовским, удмуртским и коми яз.). Распространен …
  • ГРАФИКА в Литературной энциклопедии:
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Совокупности систем акустически-артикуляционных знаков устной или произносимой речи, обозначаемой термином фонетика, противостоит Г., как совокупность систем оптических знаков, …
  • УНИКУРСАЛЬНАЯ КРИВАЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    кривая (от уни- и лат. cursus - бег, путь) (матем.), плоская кривая, которая может быть задана параметрическими уравнениями x j …
  • ПАПСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    религиозный монархический центр католической церкви, возглавляемый римским папой (который рассматривается в католицизме как преемник апостола Петра). Папа избирается пожизненно …
  • ЗВЁЗДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскалённых газов, по своей природе сходные с Солнцем. Солнце кажется несравненно больше З. только благодаря …
  • ВОСПРОИЗВОДСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    процесс производства, рассматриваемый в непрерывном движении и возобновлении. Включает В. материальных благ, В. рабочей силы и В. производственных отношений. В. …
  • АЛЮМИНИЕВЫЕ СПЛАВЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    сплавы, сплавы на основе алюминия. Первые А. с. получены в 50-х гг. 19 в.; они представляли собой сплав алюминия с …
  • ЦИНК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (фр., англ. Zinc, нем. Zink; хим. знак Zn, ат. вес 65,4). — Хотя сплавы Ц. (напр., с медью — …
  • ФОНЕТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ????????? = звуковой, голосовой) — отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. …
  • УГЛЕВОДОРОДЫ АРОМАТИЧЕСКИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    получили свое название оттого, что очень часто их производные обладают приятным запахом и встречаются в различных смолах, эфирных маслах и …

Цели:

  • Закрепить написание и произношение слов с двойными согласными,
  • Пополнять словарный запас детей
  • Развивать орфографическую зоркость, устную связную речь, операции мышления: анализ, сравнение, классификация.
  • Воспитывать коммуникативные качества личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.

Оборудование:

  • учебник Л.В. Кибирева “Русский язык” 2 класс, 2 ч. – М.: ООО “Русское слово”;
  • ноутбук, проектор

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний учащихся.

2.1 - Запишите сегодняшнее число.

(Поставьте ударение в словах, назовите встретившиеся орфограммы.)

2. 2 Минутка чистописания.

Чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания, отгадайте загадку:

Плещет тёплая волна
В берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (ванна)

Какой звук в отгадке произносится долго? (н )

Какими буквами на письме обозначается этот звук? (нн)

Вот эти буквы мы и будем сегодня отрабатывать.

Откуда мы начинаем писать букву н? (сверху вниз) (Слайд 2)

3. Работа по теме урока.

Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?

Да, мы будем работать со словами с двойной согласной.

1. Выборочная работа (Слайд 3)

Выпишите слова с двойными согласными, выделите орфограмму.

Спросите, не повысив тона:
Что больше: центнер или тонна ?

Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы .

Кто получит низкий балл ,
Не придет на школьный бал.

Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора .

Приятней найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп .

Проверка написанных слов.

2. Работа по рисунку. Тетрадь к учебнику “Русский язык” с.8 упр.9

(Рассмотри рисунок, найди на нём предметы, в названиях которых есть двойные согласные. Запиши их, разделяя черточкой для переноса) (Слайд 4)

Вспомните, как переносятся слова с двойными согласными?

3. Проверка.

Ответ: кас - са, пас-сажир, кол -ли, тен -нис, антен - на, трол- лейбус, пер-рон, ал-лея, шос –се.

(Слайд 5)

4. Физкультминутка (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ) (Слайд 6-11)

5. Работа по учебнику (с. 14 упр. 21)

Дети читают задание. Выполняет один ученик у доски, остальные в тетрадях.

6. Игра “Из каких слов убежали двойные согласные?” (Слайд 12- 13)

(Работа по вариантам: первый вариант – записывает слова с двойными согласными - сс, бб, рр; второй вариант – с двойными – пп, лл, нн, мм, жж)

1 вариант 2 вариант
Россия группа
рассказ миллион
шоссе тонна
русский конница
бассейн грамматика
суббота вожжи
перрон дрожжи
терраса жужжит
территория

7. Лингвистическое задание.

На слух определите слова с двойными согласными.

Элла, Нона, ванна, класс,
Ссора, теннис и рассказ,
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
Мы слова такие слышим
И с двойной согласной пишем.

А вы знаете имена, в которых тоже есть двойные согласные? Назовите их. (Алла, Анна, Виолетта, Римма, Жанна, Кирилл)

8. Итог урока

Ребята, кому из вас понравился урок?

Что интересного на уроке вы узнали? С какими словами познакомились? (Слайд 14)

9. Домашнее задание

т. С. 10 упр. 11 (Может кто-то тоже сочинит двустишия)