«шестнадцать личностных факторов» опросник

Однажды замечательно сказал В.В.Маяковский: "Я не целковый, чтобы всем нравиться". Человек не рожден, для того чтобы всем нравиться, главное, чтобы он нравился самому себе. Когда вопрос так не стоит, еще ничего для себя не сделав, не осознав себя, мы очень рано бросаемся в объятия другого и немедленно теряемся в этих объятиях.

Ничего не поделаешь, мы, так или иначе, зависим от оценки других людей. Когда нас оценивают хорошо, мы возносимся, становимся большими, красивыми, умными, мы приняты собой, потому что судим о себе с чужих слов. А когда нас чернят, говоря, что мы плохие, нехорошие, топают на нас ногой, покрикивают - немедленно возникает испуг и наше "я" внутренне сотрясается. Оказывается, мы не соответствуем чьим-то представлениям. Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы "примеряет" на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку (о ней мы говорили в статье "Восприятие мира и себя в нем"). Повторюсь, под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Соотношение между "Я - реальным" и "Я - идеальным" и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке.

Любовь. Другой говорит: "Как ты хороша! Как ты хорош!" И наша жизнь начинает приобретать яркие краски. Стоит услышать "хорошо" в свой адрес, и мы на этом не останавливаемся. На следующий день, если другой сказал один раз "хорошо", он должен будет сказать нам два раза "хорошо", потом три... В уме не рождается понимание, что все имеет две стороны. Если нам говорят "хорошо", вопрос в том, когда другой выведет вторую часть. Обязательно, в следующий раз, или через раз, или через десять раз, все равно нам будет показана вторая часть. Там, где "хорошо", там, где восторг, там прячется и вторая часть. Находясь в восторженности, мы не подозреваем об этом, и как бабочки летим на огонь этого "хорошо".

После "хорошо" приходит "плохо". Никто так не ссорится, как влюбленные, как возлюбленные, те, кто так много обещал друг другу. Когда достигается пик восторга, мужчина восхищается женщиной, женщина восхищается мужчиной, теперь они должны осуществить свою жизнь за счет друг друга, они должны поддержать этот восторг, они должны прожить всю жизнь вместе и умереть в один день. И вдруг, спустя какое-то время, они видят, что все не так. Не так, как они себе представляли. Начинаются мучения. Нам сказали "плохо", и мы уже не такие: нас не хвалят, нас не любят, нами не интересуются и так далее. Если мы не знаем ничего о себе, то слова другого о нас - это вся наша жизнь. Просто слова другого. Мы ничего не видим за словами. Он говорит "хорошо" - и полет, он говорит "плохо" - мы летим в бездну и разбиваемся. Все зависит от другого, если мы являемся незнакомцами для самих себя.

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности - парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по - разному.

В жизни все происходит не так, как представляется в уме человека. В результате, урон наносится немедленно, с первой же неудачной, несостоявшейся любовью: поцарапанное, побитое эго, потрясение, потому что получилось не так, как ожидалось. Последствия этого иногда растягиваются на всю жизнь. Человек от боли, от страха, оттого, что потерпел такое фиаско, больше не вступает в глубокие отношения. Его психическая самозащита работает таким способом, что в любви он движется, чуть ли не по-пластунски, исподтишка, заглядывая и так, и этак, измеряя и соизмеряя - ему кажется, что еще раз такой боли он не вынесет. Когда человек учится осознавать себя, он остается во внимании к себе, он проходит через первую любовь, через боль разрушающихся проекций, и многое открывается перед ним. Он видит, что первое, из-за чего болеет человек - это не душевная боль, а боль, связанная с разрушением проекций.

Чаще всего к психологам обращаются люди с заниженной самооценкой (или их родственники, или если речь идет о детях). При этом важно учитывать уровень притязаний индивида. В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания.

В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения.

Второй случай таит в себе гораздо большую внутреннюю конфликтность. Такая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Столкновение очень высоких притязаний с низкой самооценкой может давать очень острые эмоциональные реакции. В психологии это понятие получило название "аффект неадекватности". Люди с аффектом неадекватности стремятся во всем быть первыми (даже когда это первенство не имеет абсолютно никакого значения), поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих.

Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного "отвержения", индивид может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты. От людей с очень высокой самооценкой можно услышать высказывания о том, что их никто не понимает, не может по достоинству оценить их качества и достижения, при этом может проявляться мнительность и подозрительность.

Человек приходит в жизнь, и в его представлении ему обещано счастье на все оставшиеся годы. Он даже не подозревает, через что ему придется пройти, сколько потерять, сколько найти, какое видение ему понадобится для того, чтобы прожить свою собственную жизнь. Он не подозревает, не представляет, и с детства пытается вписаться в огромность жизни с уже готовым обещанием самому себе, что все будет хорошо. И вдруг - крушение.

Главным для человека всегда будут отношения с другими людьми. Но живые отношения не строятся по заранее заказанному проекту, результат будет одним и тем же: фрустрация и разочарование по поводу встречи.

Есть расхожее мнение: самые счастливые любовники те, которые не встретились. Разочарование можно скрыть от себя, подавив в подсознание, а можно признать, что оно есть, и жить с ним. Тогда двери для нас не закрываются, мы сможем выйти из этих отношений, мы будем открыты для новых встреч, для новых отношений. В противном случае двери закрываются, и мужчина с женщиной просто влачат существование. Истинное счастье - это когда мы не упускаем жизнь, а идем вместе с ней, не закрывая глаза, а, значит, обучаемся видеть реальность и жить с реальностью. Это - взрослая жизнь.

Марина Макарова

В теме популярной психологии впервые читателям предлагается такое полное энциклопедическое издание. Любовь и семейные отношения, смысл жизни и эффективная коммуникация, воспитание детей и лучшие методики самосовершенствования – по всем этим темам читатель найдет ответы на ключевые вопросы и, главное, разумные практические рекомендации, а также примеры из лучших мировых психологических исследований, статей, тренингов и методик.

Автор энциклопедии, Николай Иванович Козлов, один из самых известных российских психологов. Его книги-бестселлеры «Как относиться к себе и к людям», «Философские сказки», «Простая правильная жизнь» и другие знакомы десяткам миллионов читателей. Н. И. Козлов – доктор психологических наук, профессор, президент Ассоциации психологов синтон-подхода, аккредитованный член ЕАС (Европейская ассоциация консультирования), ректор Университета практической психологии, основатель и научный руководитель крупнейшего в России тренинг-центра «Синтон», главный редактор портала «Психологос», самого популярного психологического портала рунета.

Книга:

Нас постоянно оценивают. Оценивают наш внешний вид, наши манеры, высказывания и тексты, наши поступки и наш выбор – и далеко не все оценки нас радуют, далеко не все из них нам нужны. Нужно уметь разделять оценки, обращая внимание на оценки-подсказки от разумных и компетентных людей и пропуская мимо ушей непродуманные оценки случайных людей.

«Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца», – Александр Сергеевич Пушкин имел в виду эту ситуацию.

Глухота к оценкам окружающих – такая же ошибка, как и полное им подчинение. Человек, полностью игнорирующий оценки окружающих, то ли не способный, то ли не желающий их слышать, полностью автономен, но одновременно и изолирован от общества. Восхищенный взгляд мужчины радует привлекательную женщину, а неодобрительный взгляд отца заставляет ребенка задуматься: «Правильно ли я поступил?» Оценки бывают нужными, радостными и полезными.


Один из способов избавиться от оценочной зависимости – совершать нестандартные поступки, делать непривычные для себя и окружающих вещи. Это тренирует уверенность, смелость, умение выходить из зоны комфорта.

Важно уметь себя адекватно оценивать. Интерес и внимательность к тому, как нас воспринимают и оценивают окружающие, – замечательные качества, обязательная часть воспитанности. А вот зависимость человека от положительных или отрицательных оценок окружающих – большая неприятность. Если человек теряет авторскую позицию, стараясь угодить всем окружающим без разбора, его жизнь лишается разумной направленности, а сам он легко может превратиться в невротика.

Действительно, как себя вести, если муж хочет от вас одного, мама – другого, а ребенок – третьего, и все вас оценивают? Жить с постоянной оглядкой на других неуютно.

Впрочем, некоторый уровень оценочной зависимости иногда необходим. Например, в воспитательном процессе. Разумный воспитатель может использовать оценочную зависимость ребенка от родителей и других значимых старших, чтобы сформировать у него полезные для жизни установки, взгляды и привычки.

Если же вы взрослый человек (будьте внимательны, не все люди старше 16 лет взрослые!), то уже можете полагаться на свой разум и ставить себе оценки самостоятельно. Или не ставить их вовсе, если в данной ситуации у вас другие планы. Взрослому и разумному человеку оценочная зависимость скорее вредна, лишая его самостоятельности и плохо сказываясь на здоровье. Вместо оценочной зависимости взрослому человеку полезно развивать в себе внимательность к оценкам окружающих, чтобы при необходимости своевременно учитывать их, влиять на них или игнорировать их, когда они неактуальны.

Как уменьшить оценочную зависимость? Есть два пути. Первый – уменьшать собственно зависимость от оценок. Здесь поможет упражнение «Нестандартные поступки». Второй – развивать в себе умение выбирать, на какие оценки реагировать стоит, а на какие – нет.

Упражнение «Нестандартные поступки»

Путешествующие по Японии туристы могли видеть, как на площадях по-деловому одетые молодые люди вдруг начинали просто так петь или читать стихи. Что это было? Тренировка менеджеров для развития их уверенности в себе, умения вести себя, не сковывая себя рамками ожиданий окружающих, – тренинг «Нестандартные поступки» (см. гл. 7, разд. «Самомотивация»).

Для многих людей оценочная зависимость – серьезный внутренний барьер. Приобрести внутреннюю свободу от того, что подумают окружающие, – достойная задача на определенном этапе развития. Внутренняя свобода – это легкость и раскованность, естественность поведения, кураж и драйв, возможность принимать собственные решения, способность игнорировать мнение окружающих, когда оно неактуально. Как выработать такую отстройку от внешнего контроля?

Один из способов – тренироваться совершать нестандартные поступки. Индивидуальный тренинг «Нестандартные поступки» заключается в том, чтобы делать непривычные для себя и нестандартные для окружающих вещи. Вещи, никому не вредные, часто добрые, полезные, но: «Я так никогда не делал! Боязно как-то! Страшно!»

Упражнение «Нестандартные поступки» – это работа с ограничивающими верованиями, со страхом, тренировка уверенности, смелости, умения выходить из зоны комфорта.

Еще труднее будет, если эти действия пойдут вразрез не только с вашими привычками, но и с ожиданиями окружающих. Если это будут поступки нешаблонные, неожиданные, странные, непонятные – такие, которых «нормальные» (то есть соблюдающие нормы, рамки, стандарты) люди не совершают.

Чтобы преодолеть детскую зависимость от мнений окружающих, придумайте и научитесь совершать нестандартные поступки, но не через силу, а с воодушевлением, с духом свободы и озорства, ощущая себя внутри потрясающе умным, славным и красивым.

Что это может быть? Все, что вам внутренне трудно и страшно, в рамках вашей собственной физической безопасности, уважения окружающих и соблюдения закона.

В советское время будущий великий физик Лев Ландау тренировал внутреннюю смелость, гуляя по улице с воздушным шариком, привязанным к его шляпе. Сейчас это кажется милым и простым, но в то время было чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня типичные тренировочные ситуации: соску в рот – и гулять по улице. На автобусной остановке или в метро вслух, громко и с выражением читать стихи Пушкина или других любимых поэтов. В вагоне метро начать канючить в стиле «Простите, люди добрые, что мы к вам обращаемся! Сами мы люди местные, возьмите у нас денег, кто сколько хочет!» – и раздавать желающим мелочь.

Если вам страшно, нестандартные поступки лучше вначале делать в компании. Вместе веселее, и уже не так страшно.

Если очень страшно, легче начать делать нестандартные поступки с внутренним оправданием: «Это не просто соска, это врач прописал для исправления прикуса!» Стихи в толпе: «Я не дурачусь, я участник драмкружка и тренируюсь». Когда почувствуете себя уверенно, какие-либо оправдания вам будут уже не нужны. Перед кем и за что оправдываться?

Не стоит практиковать нестандартные поступки, из-за которых у вас могут быть какие-либо житейские неприятности. Не напрягайте полицейских, соседей и коллег – излишне смелый тренинг нестандартных поступков на работе может повредить вашей деловой репутации. Важно помнить, что данное упражнение – это не практика хулиганства, не стоит совершать поступки, неприятные окружающим. И не превращайте тренировку в пустое развлечение: когда поймете, что освободились от сковывающих рамок, прекращайте эпатаж и займитесь делом.

Реймонд Кеттелл родился в 1905 г в Англии, в Стаффордшире. Там же он получил начальное образование. В 1924 г. Р. Кеттел получает степень бакалавра по специальности «химия» в Лондонском университете После окончания он работает в г. Экзетере в университетском колледже Юго-Запада лектором. В 1929 г. Кеттелл защищает докторскую диссертацию, но уже по психологии, написанную под руководством выдающегося английского психолога Ч. Спир-мена. С 1932 г. Реймонд Кеттелл берется руководить психиатрической клиникой города Лейсестера. В 1937 г. ему присваивают степень доктора наук Лондонского университета, после чего Кеттелл сотрудничает с Э Л. Торндайком в педагогическом колледже Колумбийского университета Затем он работает профессором психологии в Университете Кларка, а в 1941 г. - лектором в Гарвард-ском университете В 1944 г. Кеттелл снова меняет место работы и переходит в Иллинойсский университет на пост профессора-исследователя в области психологии. Там он руководит лабораторией по исследованию личности и группового поведения. В 1940-х гг. Кеттелл публикует множество книг и статей, освещающих психологические исследования различных областей. Он обсуждает традиционные вопросы экспериментальной психологии, социальной психологии и генетики Однако основные его труды в дальнейшем относятся к области систематического исследования личности человека Можно выделить несколько наиболее значительных работ в этом направлении: «Описание и измерение личности» (1946), «Личность, систематическое, теоретическое и эмпирическое исследование» (1950), «Личностное и мотивационное структурное измерение» (1957) и «Научный анализ личности» (1966). В определении Кеттелла личность представляет собой систему черт, которым он дает собственную классификацию. По его мнению, черта - это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Далее он различает исходные и поверхностные черты. Первые представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они - всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы. Исходные черты Кеттелл делит на формируемые средой и конституциональные (наследственные). С модальной точки зрения ученый различает черты: динамические (приводящие к действию в определенном направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций). Используя информацию о различных чертах индивидуума, Кеттелл составил очень простое уравнение, характеризующее предположительное поведение человека в конкретной ситуации. Это спецификационное уравнение дает возможность предсказать реакцию индивидуума в будущем на основе характеристик его личности, оцененных в настоящем. Уравнение можно использовать в тестировании. Особое внимание в своих работах Кеттелл уделяет более подробному рассмотрению динамических черт Он разделяет их на три группы: аттитюды, эрги и чувства. Аттитюд - это, по определению Кеттелла, видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства. Простыми словами, формула атти-тюда выглядит примерно так: интерес определенной интенсивности в каком-то действии относительно определенного объекта. Эрг можно назвать конституциональной динамической исходной чертой, что-то схожее с инстинктом или врожденной склонностью. В своих исследованиях Кеттелл выявил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность Чувство - динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды. Оно имеет сходство с эргой, но является не врожденным, а приобретенным. Согласно Кеттеллу чувства имеют тенденцию к организации вокруг значительных объектов культуры, в отношении которых со временем и с приобретением опыта все больше вырабатываются аттитюды. Исследования Кеттелла выявили чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также с собственным «Я». Интересно, что последнее чувство оказалось одним из самых стабильных в проведенных исследованиях Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кеттелл представил в виде динамической решетки. Она представляет собой мотивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине - чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определенных действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов. Чувству «Я» в исследованиях Кеттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством. Изучение развития личности Р. Кеттелл производил как на уровне описания временных изменений ее структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды. Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций) Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье. Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий. Кеттелл отнес это явление к закону биосоциального насилия. Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Кеттелл проводит разграничения Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. Классическое обусловливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обусловливание играет значительную роль в построении динамической решетки. Особый интерес представляет одна из его форм, которую Кеттелл назвал «слитным научением». При этом научении определенное поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные. Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кеттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трех способов: 1) умышленное намерение создать определенный тип личности; 2) ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом; 3) индивид может сам определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности вследствие важных мотивов. Весьма важно описать и дифференцировать по определенным параметрам различные социальные группы или институты для дальнейшего исследования как отдельной личности, так и определенной социальной группы, а также взаимоотношений между ними. Кеттелл вывел 28 положений относительно отношений между индивидуальной личностью и так называемой групповой синтальностью. Следует также отметить, что Р. Кеттелл провел интересные психологические исследования в области: юмора (1947), музыкальных предпочтений (1954), лидерства (1954), интеллекта (1963), психопатологии (1966), креативности (1968), установки на реакции (1968). Умер Кеттел 2 февраля 1998 г в возрасте 92 лет в своем доме на Гавайях. За свою долгую и невероятно продуктивную жизнь он опубликовал около 35 книг и 400 статей, в которых главным образом разрабатывал теорию личности

КЕТТЕЛ (Cattell) Реймонд Бернар

(р. 1905) - английский психолог, специалист в области психометрики, психологии личности, социальной и клинической психологии, психологии образования. Автор серии известных личностных опросников: 16PF, HSPQ, CPQ, ESXO. Образование получил в Лондонском ун-те (бакалавр, 1924; д-р философии, 1929; д-р наук, 1939). После защиты докт. дис. получил место преподавателя в Эксетерском ун-те и в 1932 г. стал директором Городской политехнической клиники Лейчес-тера, Англия. В 1937 г. Э.Л. Торндайк предложил ему место научного сотрудника, а на следующий год Г.С.Холл - должность профессора в ун-те Кларка. В 1941 г. К. читает курс лекций в Гарвардском ун-те и там знакомится с Г. Олпор-том, Г. Мюрреем и др. В 1944 г. К. -профессор-исследователь, затем засл. профессор фак-та профессиональной психологии Иллинойского ун-та. Позднее - профессор в Гавайском ун-те. В 1961 г. К. - президент Общества мультивариантной экспериментальной психологии. В 1981 г. - почетный член Британского общества психологов. В 1983 г. ему вручили награду АРА по психометрике, а в 1984 г. - награду департамента США по вопросам образования За достигнутые успехи. К. был ред.-консультантом Multivariate Behavioral Research и консультантом во многих др. журналах. Наиболее известными являются фундаментальные работы К. в теории свойств личности. Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. К. выделил три метода исследования личности: бивариантный, мультивариантный и клинический. Отвергая бивариантный подход за то, что он не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, составляющими суть личности, К. останавливается на мультивариантном и клиническом методах, считая последний полезным, т.к. он позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения. Для исследования личности К. разработал четыре экспериментальные методики: 1) Р-метод, позволяющий сравнивать количество баллов, полученных человеком в серии измерений в различных ситуациях на протяжении некоторого времени, 2) Q-метод, при котором по результатам большого количества различных измерений сравнивают двух людей между собой, 3) R-метод, при котором большое количество людей сравнивают по сумме баллов, набранных ими, или по результатам большого количества специальных измерений, 4) дифференциальный R-метод, при котором измерения повторяют в различных ситуациях, а затем сравнивают различия между ними. Эти разработки К публикует в серии статей в разных психологических журналах (Journal of Social Psychology, 1944, 19; 1950, 31; Transactions of the New York Academy of Sciences, 1951, 14; British Journal of Psychology, 1952, 42. Разрабатывая теорию личности, К. вводит фундаментальное понятие диспозиции, предлагая два подхода к их различению. Первый включает в качестве причин наблюдаемой модальности три вида диспозиций: 1) когнитивные способности; 2) темперамент; 3) динамические, т.е. мотива-ционные диспозиции, которые выходят на передний план в зависимости от побудительных характеристик актуальной ситуации. Второй подход предполагает анализ различий между поверхностными (внешними) и исходными (глубинными) чертами. Поверхностные черты представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве, но не обязательно имеют общую причину. Их можно идентифицировать при клиническом исследовании, опрашивая людей по поводу того, какие характеристики, по их мнению, сочетаются. Глубинные (исходные) черты определяют то постоянство, которое наблюдается в поведении человека и формирует единый независимый тип личности. Эти черты можно выявить, по мнению К., только мультивари-ативными статистическими методами. Для решения вопросов, связанных со структурой личности, К. (совместно с Ч.Э. Спирменом) применил факторный анализ и использовал данные, полученные с помощью трех методов: оценочного, анкетирования и объективного измерения поведения. В результате этой работы была создана серия опросников 16PF и личностных блоков ОА (Objective Analytic). Чтобы выяснить роль наследственности и факторов окружающей среды для структуры личности, К. разработал многофакторный анализ абстрактных отклонений от нормы (MAVA, 1960), который был значительным шагом вперед по сравнению с традиционными методами того времени. В 1960-е гг. начал серию исследований природы и структуры способностей. Согласно его взглядам способности имеют иерархическую организацию. На вершине пирамиды находятся G - общие способности; ниже располагаются уровни все более узких способностей; в основании пирамиды располагаются специфические способности (в трактовке Спирмена). На основании эмпирических данных К. утверждал, что существуют двадцать видов первичных способностей и шесть видов вторичных. В более поздних работах К. стал применять динамическое исчисление (систему математических формул для оценки мотивацион-ных факторов поведения) для того, чтобы ввести количественные оценки в психоанализ. Их использование позволило психиатрам измерять желание и состояние пациентов (в эргах) при помощи теста мо-тивационного анализа. Это исследование обеспечило определенное статистическое обоснование концепции влечений и структуры это. К. автор большого количества статей и книг, в том числе Personality and Learning Theory, v. 1,2. 1979; The Inheritance of Personality and Ability, 1982; Handbook of Personality: Theory and Research / ed L.A. Pervin/, 1990 и др. Л. А. Карпенко

(1998-02-02 ) (92 года) Место смерти: Страна:

Великобритания
США

Научная сфера: Место работы: Альма-матер : Известен как:

Рэ́ймонд Бе́рнард Кэ́ттелл (англ. Raymond Bernard Cattell ; 20 марта - 2 февраля ) - британский и американский психолог , внесший существенный вклад в развитие дифференциальной психологии в областях черт личности, способностей и мотивации. Автор одной из наиболее влиятельных теорий личности, разработанных в психологии XX века, автор теории гибкого и кристаллизированного интеллекта. Являлся последовательным сторонником мультивариативных исследований в психологии. Опубликовал 55 книг и более 500 статей.

Биография

Раймонд Бернард Кэттелл родился в Стаффордшире в 1905г. В 16 лет поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался химии и физике. В 1924г. Кэттелл получил степень бакалавра по специальности «химия» в Лондонском университете. За несколько месяцев до окончания и получения диплома с отличием решил посвятить свою карьеру психологии. В 1929г. получил звание доктора психологии в Лондонском университете. Будучи студентом-дипломником, работал в качестве ассистента у выдающегося психолога Чарльза Спирмена, разработавшего метод факторного анализа.

С 1932 по 1937г. Кэттелл руководил психиатрической клиникой города Лейсестера в должности директора. В 1937 г. ему присвоили степень доктора наук Лондонского университета. После этого Кэттелл сотрудничал с профессором Э. Л. Торндайком в педагогическом колледже Колумбийского университета в Нью-Йорке. С 1938г. Кэттелл работал профессором психологии в Университете Кларка, а с 1941 - лектором в Гарвардском университете. В 1944 г. Кэттелл перешёл в Иллинойсский университет на пост профессора-исследователя в области психологии. Там он руководил лабораторией по исследованию личности и анализа группового поведения (занимал эту должность 30 лет).

В 1973г. Кэттелл переехал в Боулдер, где основал Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977г. стал консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе.

Основные труды

В 1940-х гг. Кэттелл опубликовал множество книг и статей, освещающих исследования различных областей - экспериментальной психологии, социальной психологии и генетики. Основные его труды относятся к области систематического исследования личности человека. Наиболее значительные работы в этом направлении:

  • 1946 г. – «Описание и измерение личности»,
  • 1950 г. – «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование»,
  • 1957 г. – «Личностное и мотивационное структурное измерение»,
  • 1965 г. – «Научный анализ личности»,
  • 1982 г. – «Наследование личности и способностей»,
  • 1987 г. – «Бейондизм: религия от науки».

Также Р. Кэттелл провёл интересные психологические исследования в области: юмора (1947), музыкальных предпочтений (1954), лидерства (1954), интеллекта (1963), психопатологии (1966), креативности (1968), установки на реакции (1968).

Теория личности

В определении Кэттелла личность представляет собой систему черт, которым он даёт собственную классификацию. По его мнению, черта - это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Далее он различает исходные и поверхностные черты. Первые представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они - всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы. Исходные черты Кэттелл делит на формируемые средой и конституциональные (наследственные).

С модальной точки зрения ученый различает черты: динамические (приводящие к действию в определённом направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).

Используя информацию о различных чертах индивидуума, Кэттелл составил очень простое уравнение, характеризующее предположительное поведение человека в конкретной ситуации. Оно имеет вид: R = s 1 T 1 + s 2 T 2 + s 3 T 3 +…+ s n T n ,

где Т - определённая черта; s - её оценка.

Это спецификационное уравнение даёт возможность предсказать реакцию индивидуума в будущем на основе характеристик его личности, оцененных в настоящем. Уравнение можно использовать в тестировании.

Особое внимание в своих работах Кэттелл уделяет более подробному рассмотрению динамических черт. Он разделяет их на три группы: аттитюды , эрги и чувства .

Аттитюд - это, по определению Кэттелла, видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства. Простыми словами, формула аттитюда выглядит примерно так: интерес определённой интенсивности в каком-то действии относительно определённого объекта.

Эрг можно назвать конституциональной динамической исходной чертой, что-то схожее с инстинктом или врождённой склонностью. В своих исследованиях Кэттелл выявил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.

Чувство - динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды. Оно имеет сходство с эргой, но является не врождённым, а приобретенным. Согласно Кэттеллу чувства имеют тенденцию к организации вокруг значительных объектов культуры, в отношении которых со временем и с приобретением опыта все больше вырабатываются аттитюды. Исследования Кэттелла выявили чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также с собственным «Я». Интересно, что последнее чувство оказалось одним из самых стабильных в проведённых исследованиях

Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кэттелл представил в виде динамической решетки. Она представляет собой мо-тивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине - чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определённых действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов.

Чувству «Я» в исследованиях Кэттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством.

Изучение развития личности Р. Кэттелл производил как на уровне описания временных изменений её структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды. Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций) Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье. Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий. Кэттелл отнёс это явление к закону биосоциального насилия.

Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Кэттелл проводит разграничения Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. Классическое обуславливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обуславливание играет значительную роль в построении динамической решетки. Особый интерес представляет одна из его форм, которую Кэттелл назвал «слитным научением». При этом научении определённое поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные.

Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кэттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трёх способов:

1) умышленное намерение создать определённый тип личности;

2) ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом;

3) индивид может сам определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности вследствие важных мотивов.

Весьма важно описать и дифференцировать по определённым параметрам различные социальные группы или институты для дальнейшего исследования как отдельной личности, так и определённой социальной группы, а также взаимоотношений между ними. Кэттелл вывел 28 положений относительно отношений между индивидуальной личностью и так называемой групповой синтальностью.

Ключевые понятия

Аттитюд (Attitude). Специфический образ действий, который субъект желает или хочет реализовать в конкретной ситуации. Аттитюд включает в себя стимул или ситуацию, интерес (интенсивное желание), реакцию и объект. Происхождение конкретного аттитюда обычно прослеживается до первичного, врождённого побуждения, то есть одного из эргов.

Динамическая черта (Dynamic trait). Черта, активизирующая и направляющая человека к конкретным целям. К динамическим чертам относятся эрги и семы.

Динамическое исчисление (Dynamic calculus). Комплексный метод определения силы и направленности аттитюдов. В динамическом исчислении эрги и семы рассматриваются как основа любой мотивации, они входят в поведенческое уравнение (behavioral equation), позволяющее вычислить аттитюд данного индивида в конкретной ситуации.

Корреляционная матрица (Correlation matrix). Общая совокупность данных в массе переменных, используемых в факторном анализе.

Кристаллизовавшийся интеллект (Crystallized intelligence). С другой стороны, отвечает за применение в настоящем ранее полученных знаний. Первичный фактор B - это кристаллизовавшийся интеллект, и для него Кэттелл оценил долю наследственности в 60%. Для подвижного интеллекта, черты второго порядка, доля наследственности равна 65%.

Основные черты (Source traits). Черты, предопределяющие поведение, основные структуры, составляющие личность.

Поверхностные черты (Surface traits). Наблюдаемые формы поведения, имеют значение лишь как исходный пункт, с которого удобно начинать исследование, или как индикаторы основных черт.

Подвижный интеллект (Fluid intelligence). Позволяет нам усваивать новый материал, независимо от того, приходилось ли нам уже иметь дело с подобными вещами.

Семы (Sems ). "Социально сформированные проводящие структуры эргов". Выученные или приобретенные динамические черты, промежуточные цели, связывающие аттитюд с изначальным эргом. Семы берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность.

Состояние (State). Понятие, относимое Кэттеллом к временным изменениям в поведении, появляющимся в результате изменений в окружающей среде. Примеры психологических состояний - радость, гнев, страх, беспокойство. В число физиологических состояний входят ритм сердца, температура тела и кровяное давление.

Способность (Ability trait). Динамическая черта личности, определяющая умение и эффективность в достижении целей.

Темпераментная черта (Temperament trait). Основная черта, влияющая на эмоциональные характеристики поведения.

Фактор (Factor). Скрытая переменная, получаемая при обработке данных при помощи факторного анализа.

Факторная нагрузка (Factor loading). Корреляция между данным пунктом и фактором, с которым он соотносится.

Факторный анализ (Factor analysis). Метод, используемый для определения скрытых психологических переменных личности или скрытых переменных в вопросах тестов, которые выявляются при обработке корреляционной матрицы.

Черта (Trait). Относительно постоянное свойство или расположение, то, от чего зависит поведение человека в конкретной ситуации.

Эрг (Erg). Врождённое биологическое побуждение или мотив. Эрги у людей - эквиваленты инстинктов у животных. Термин "эрг" относится к энергии, происходящей из первичных побуждений, таких как сексуальное влечение, голод, любопытство, гнев и т. д. Кэттелл выделил 10 основных эргов, большинство из которых свойственны также и млекопитающим.