Светлов биография. Михаил Светлов. Печальный поэт. Великая Отечественная война

Блаженный Августин Аврелий, по словам отца Андрея Кураева, наиболее «молодёжный» святой. Его хрестоматийное произведение «Исповедь» повествует о сложном и полном приключений пути к Богу, о философских блужданиях, о напряжённых поисках нравственного идеала. Многие слышали фразу «Господи, дай мне целомудрие и воздержание - но только не сейчас». Это слова святого, не без ужаса вспоминающего дерзкие стремления своей молодости. Но главный герой книги - не автор, а Бог, к Которому обращены и покаянные стоны души, и хваления, и непростые вопросы.
Блаженный Августин - епископ Иппонский, один из великих святых неразделённой христианской Церкви. Он почитается и православными, и католиками. Святой родился и умер в Африке, в римской провинции, и молодые годы провёл в городах Италии - Риме, Милане. Один историк заметил, что как богослов Августин Аврелий был трагически одинок в своей эпохе - не было современника, способного ответить (и возразить) Августину на его уровне. Отдельные предположения святого, не осмысленные критически в Западной Церкви, получили мощное развитие в дальнейшем католическом богословии.

Для нас же жизнь и свидетельство Августина, сохранённое в его «Исповеди», - прежде всего, памятник любви, пламенной и преображающей любви к Богу.

1. Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.

2. Мудрое и глупое - это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, - это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту и другую пищу.

3. Я стал предпочитать православное учение, поняв, что в его повелении верить в то, чего не докажешь, больше скромности и подлинной правды, чем в издевательстве над доверчивыми людьми, которым заносчиво обещают знание, а потом приказывают верить множеству нелепейших басен, доказать которые невозможно.

4. Греховный закон - это власть и сила привычки, которая влечёт и удерживает душу даже против её воли, но заслуженно, ибо в эту привычку соскользнула она добровольно. Кто же может освободить меня, несчастного, от «этого тела смерти» (Рим. 7, 24), как не благодать Твоя, дарованная через Господа нашего Иисуса Христа?

5. Кто станет отрицать, что будущего ещё нет? Но в душе есть ожидание будущего. И кто станет отрицать, что прошлого уже нет? Но и до сих пор есть в душе память о прошлом. И кто станет отрицать, что настоящее лишено длительности: оно проходит мгновенно. Наше внимание, однако, длительно, и оно переводит в небытие то, что появится. Длительно не будущее время - его нет; длительное будущее - это длительное ожидание будущего. Длительно не прошлое, которого нет; длительное прошлое это длительная память о прошлом.

6. Друзья, льстя, развращают, а враги, браня, обычно исправляют.

7. Так как некоторые общественные обязанности можно выполнять только если тебя любят и боятся, то враг истинного счастья нашего тут и начинает наступать, всюду разбрасывая, как приманку по силкам, свои похвалы: мы жадно их подбираем и по неосторожности попадаемся, отлагаем от истины Твоей радость свою и полагаем её в человеческой лжи. Нам приятно, чтобы нас любили и боялись не ради Тебя, а вместо Тебя. И враг, уподобив нас таким образом себе, держит нас при себе…

Того, кто хочет людских похвал, невзирая на Твоё порицание, не защитят люди на Суде Твоём, не вырвут его от осуждения Твоего. Не «грешника, однако, хвалят за желания души его», «не творящего беззаконие благословляют»: хвалят человека за дар, от Тебя полученный, но если он больше радуется похвалам, чем самому дару, за который его хвалят, то Ты его порицаешь. И тот, кто хвалит, лучше того, кого хвалят. Первому угоден в человеке Божий дар, а второму более угоден дар от человека, а не от Бога.

8. Почему человек хочет печалиться при виде горестных и трагических событий, испытать которые он сам отнюдь не желает? И тем не менее он, как зритель, хочет испытывать печаль, и сама эта печаль для него наслаждение. Удивительное безумие! Человек тем больше волнуется в театре, чем меньше он сам застрахован от подобных переживаний, но когда он мучится сам за себя, это называется обычно страданием; когда мучится вместе с другими - состраданием. Но как можно сострадать вымыслам на сцене? Слушателя ведь не зовут на помощь; его приглашают только печалиться, и он тем благосклоннее к автору этих вымыслов, чем больше печалится. И если старинные или вымышленные бедствия представлены так, что зритель не испытывает печали, то он уходит, зевая и бранясь; если же его заставили печалиться, то он сидит, поглощённый зрелищем, и радуется.

9. Почему душа больше радуется возврату найденных любимых вещей, чем их постоянному обладанию? Победитель-полководец справляет триумф; он не победил бы, если бы не сражался, и чем опаснее была война, тем радостнее триумф. Буря кидает пловцов и грозит кораблекрушением; бледные, все ждут смерти, но успокаиваются небо и море, и люди полны ликования, потому что полны были страха. Близкий человек болен, его пульс сулит беду; все желающие его выздоровления болеют душой; он поправляется, но ещё не может ходить так, как раньше, - и такая радость у всех, какой и не было, когда он разгуливал, здоровый и сильный!

Так всегда с радостью: возникает ли она по поводу гнусному и отвратительному, по дозволенному ли и законному; в сердце ли самой чистой и честной дружбы; при мысли о том, кто «был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»: всегда большой радости предшествует ещё большая скорбь. Почему это, Господи Боже мой?

10. Легко человеку, если он полон Тобой; я не полон Тобой и потому в тягость себе. Радости мои, над которыми надо бы плакать, спорят с печалями, которым надо бы радоваться, и я не знаю, на чьей стороне станет победа. Увы мне!

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354-430) - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный - Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической "Исповеди" ("Confessiones"). Его самый известный теологический и философский труд - "О граде Божием".

Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге "О граде Божием", "первой мировой истории", в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.

Биография

Августин (Аврелий) - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан своей матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения "Hortensius" Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние; и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. - в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря местному епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий апостола Павла, произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию Католическая церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным. Некоторое время он провёл в строгом уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящён в епископы в Гиппоне.

Отец Августина, римский гражданин, был мелким землевладельцем, а мать - Моника - благочестивой христианкой. В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр - Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи - Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 372 г. у Августина в конкубинатe родился сын Адеодат. Через год он прочёл Цицерона и увлёкся философией, обратившись к чтению Библии. Однако вскоре Августин перешёл в модное тогда манихейство. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. B "Исповеди" Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на "шелуху" манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, но там он провёл всего год и получил должность преподавателя риторики в Медиолане. Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства. После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам. После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских "Тускуланских бесед", Августин составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 г. он, вместе с Адеодатом и Алипием, крестился в Медиолане, после чего вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце "Исповеди". После этого часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, "Житии".

Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через год умер.

Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

Этапы творчества

Первый этап (386-395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские "диалоги" ("Против академиков" [то есть скептиков, 386 г.], "О порядке" , "Монологи" , "О жизни блаженной" , "О количестве души" , "Об учителе" , "О музыке" , "О бессмертии души" , "Об истинной религии" , "О свободной воле" или "О свободном решении" ); цикл антиманихейских трактатов.

Второй этап (395-410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: "О книге Бытия", цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и "Исповедь", антидонатистские трактаты.

Третий этап (410-430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и "О граде Божьем"; критический обзор собственных сочинений в "Пересмотрах".

Влияние на христианство

Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.

Учения Августина

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.

Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.

Августин Блаженный, Великий Августин, Отец Церкви. Кто такой Августин Блаженный, о чем писал – биография, факты из жизни, учение, философия, религия, цитаты.

Августин Блаженный биография кратко

Августин Аврелий Иппонийский Блаженный Августин – христианский богослов, Отец Церкви, епископ и проповедник. Родился Блаженный Августин 13 ноября 354 г. в провинции Нумидия (ныне Алжир). Первое обучение получил на дому – мать, Святая Моника (о ее жизни можно прочесть в «Исповеди» Августина) дала христианское направление страсти к знаниям своего сына. Отец Августина , что интересно, наоборот был язычником что несколько погашало религиозный пыл матери. Отец имел небольшой земельный участок и был римский гражданином.

  • Почему «Блаженный»? Прозвище дано на основе его взглядов. Считал, что блаженство дано человеку Богом – человек должен стремиться к блаженству, что естественно.

С детства Августин Блаженный изучал греческий язык, латынь и литературу. Первое образование получил в школе в Тагансте, затем в Мадавру, который считался в то время культурным центром, после чего взял 30х летний курс по риторике в Карфагене.

В 17 лет познакомился с молодой женщиной низшего социального статуса. Они находились в неофициальных отношениях 13 лет. В 372 году у пары родился сын, Адеодат.

Августин Блаженный активно занимался изучением трактатов предшественников. Философско-религиозные взгляды известного христианского мыслители заинтересовали после прочтения «Гортензия» (Hortensius) Цицерона . Позднее начал преподавать риторику в Таганстве. Вступил в манихейскую общину (синкретическое христианское течение). Занимался сбором и систематизацией информации для своей «Исповеди». Христианская схоластическая традиция строилась, в основном, на теории неоплатонизма, с который Августин Аврелий также познакомился, определив дальнейший вектор.

387 года был крещен вместе с единомышленниками в Медиолане рукой Амвросия. Через несколько лет возвращается в свою африканскую провинцию, где организовывает монашескую общину. В 395 году становится епископом. Оставил после своей смерти – 28 августа 430 года – множество трактатов, которые поделены на 3 периода.

  1. Первый период философско-религиозного типа литературы характеризуется влиянием античной литературы почти в чистом виде. К этому этапу жизни Августина Блаженного относятся, в основном, диалоги. Автор плавно подводит последователей к неоплатонизму: «О порядке», «Монологи», «О свободном решении».
  2. Второй период озаглавлен серьезной церковной литературой из-за рассмотрения религиозной проблематики: «О книге Бытия», в цикл которого вошли и толкования к посланиям апостолов. К этому же периоду принадлежит и знаменитая «Исповедь» Августина Аврелия, которая, практически, подытожила духовные поиски схоластика.
  3. Третий период в исследованиях Августина Блаженного посвящен проблемам сотворения мира, бытия (онтологии) и эсхатологии. К этому периоду относится не менее известный «О граде Божьем», «Пересмотры», «О Троице», «О христианской науке», которые ближе к современному пониманию христианский догматов. Философские труды Августина Блаженного стали основой для дальнейшего развития неоплатонизма схоластической традиции, а труды стали ценным материалом для изучения не только богословами, но и западными антропологами и психологами.

Августин Блаженный цитаты:

  • «Перед верой меркнут все достижения разума».
  • «Время врачует все раны».
  • «Человек – великая бездна. Его волосы легче посчитать, чем чувства и движения сердца».
  • «То, что хочешь зажечь в других, должно гореть в тебе самом».

(1 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Кто бы мог подумать, что появившись на свет в далеко не богатой семье, Августин Аврелий в скором времени станет одним из величайших теологов и философов своего времени известных и поныне. Его матерью была никто иная как сама Святая Моника — богочестивая христианка, сделавшая неоценимый вклад в развитие Августина. Отец же был мелким землевладельцем, исповедовавшим язычество, что так же во много повлияло на формирование сознания мыслителя.

В юные годы у Августина не было тяги к греческому языку, который считался едва ли ни основным предметом, изучаемым в школе. Мальчишка был пленён латинской литературой, и безмерно увлекался театром. Закончив школу в Тагасте, юный Августин продолжил своё обучение в соседнем культурном центре – в Мадавре.

Юность

В 370 году, в возрасте 16 лет, благодаря финансовой поддержке одного из самых богатых жителей Тагаста, Августин отправился обучаться риторике в славный город, сыгравший немалую роль в становлении Августина как философа — Карфаген.

Изначально, в Карфагене, изучение наук отошло для Августина на второй план. Проникшись духом культурного мегаполиса, Августин ходил в театр, посещал церкви и, конечно же, заводил знакомства с девушками. Можно сказать, что в этот период Августин вел довольно распутный образ жизни — забыв о своей основной цели пребывания в Карфагене, он предавался плотским утехам, легкомысленно бросаясь в объятия юных красавиц. Сам Августин, в более зрелом возрасте, будет оценивать своё поведение в юношеские годы со всей христианской строгостью, искренне раскаиваясь и коря себя за беспечность.

В 17 лет Августин впервые стал отцом. Неизвестная девушка, с которой он в дальнейшем прожил в гражданском браке 13 лет, родила ему сына, который был назван Адеодат (Данный Богом — A Deo Datus).

Спустя год после рождения сына Августин знакомится с творением великого Цицерона под названием «Гортензием». Этот труд пробуждает в нём тягу к духовности. С этого времени философия стала его страстью, а немного позже к его увлечениям добавилась и Библия.

Тем не менее, не смотря на постоянное изучение священной книги, в скором времени Августин вступил в популярное тогда религиозное течение — манихейство (псевдорелигия, объединяющая изначально христианско-гностические представления о мире, буддизм и зороастризм). Примерно в это же время Аврелий стал преподавать риторику в Тагасте и Карфагене. Он активно пропагандирует манихейство, занимается изучением манихейских сочинений, агитирует своих друзей и знакомых примкнуть к данной религии.

Более позднее время

На протяжении 9 лет Августин перебывал в духовном поиске, размышляя над вопросами веры. Так и не найдя ответы на них в манихейских аксиомах, в 383 году он постепенно отошел от данной религии. Отчасти, сомнения Августина в манихействе вызвало его знакомство с епископом манихеев Фавстом — довольно изощренным в разговорах проповедником, но абсолютно неосведомленным в грамматике, логике, риторике, философии и других свободных науках. На смену манихейству приходит увлечение философией академического скептицизма.

Примерно в это же время Августин принял решение отправиться на поиски должности учителя в Рим, но задержаться там больше чем на год он не смог. Немного позже он все же начал преподавательскую деятельность, только уже в Медиолане (современный Милан). Именно здесь, изучив работы Платона в переводе на латынь, Августин впервые знакомится с неоплатонизмом, который представляет Бога как бытие, неподвластное опытному познанию. После беседы с Амвросием Медиоланским, к Августину приходит понимание рациональности раннего христианства. Амвросий произвёл на Августина неизгладимое впечатление, навсегда оставшись для него величайшим учителем никейской ортодоксальности. В 387 г. в канун Пасхи, Августин и его сын Адеодат приняли крещение от митрополита Амвросия. Сейчас на месте крещения Августина, одного из величайших отцов церкви, возведён храм — легендарный Миланский кафедральный собор Дуомо. После крещения Августин был решительно настроен вернуться на родину и забрать с собой мать, однако по пути родную провинцию Нумидия, 56-летняя Моника скоропостижно скончалась в небольшом городке Остия, где и была похоронена.

388 год Августин полностью провёл в Риме. Здесь он коротал время за написанием первых двух книг своего трактата «О свободном решении». Ему было суждено воочию увидеть падение Капитолия. В это же время народ ринулся к захоронениям христианских великомучеников. Изучая обительскую жизнь, Августин нашёл в ней искомый «мир и покой» для развития мысли и обогащения духовности.

Возвращение

Дальнейшая жизнь Августина посвящена христианству, богослужению и церкви. По возвращению на родину Августин был определен священником в городе Гиппон, после стал епископом. Он занимался активной борьбой со всякого рода ересями, стал автором многочисленных работ посвященных христианской философии, в числе которых: «Исповедь», «О граде Божием», «О троице».

На деньги, оставшиеся от родителей, Августин возвел монастырь, который стал пристанищем для него самого и его немногочисленных друзей. В последние годы жизни Августин был полностью обращён в веру — всё свободное время он проводил придерживаясь поста и читая молитвы. Истинно христианскую жизнь он понимал, как жизнь в уединении — на расстоянии от внешнего мира.

Философия

Философия Августина Аврелия — это неординарная комбинация христианского религиозно-мифологического миропонимания с философским осознанием вопросов мироздания.В своих трудах Августин не раз упоминает о важности и пользе знания философии.

Работы Платона и неоплатоников стали базой философской теологии Августина. Именно такой философский строй в его представлении особенно точно и полно должен донести всем правильность христианского вероучения. Августин провел очень глубокую и кропотливую работу, основной целю которой было придание христианских «очертаний» платонизму и неоплатонизму. Для этого Августином были абсолютизированы те основы учений, которые соответствовали христианству, и отброшены те, которые были недопустимы. В конечном итоге, платонизм и неоплатонизм в течение долгого времени воспринимались европейскими философами в том разрезе, который был продемонстрирован великим мыслителем, а именно в христианизированной, неполной форме.

Бог является центром доктрины Августина. Базируя свою концепцию на неоплатонизме, Августин заявляет, что Бог - это нематериальный, всесильный и всевластный Абсолют, а выше него – ничего нет и быть не может. В то же время он отрицает неоплатоническую теорию, согласно которой Бог един с миром, так как он его излучает. Бог как создатель мира совершенно не зависит от природы или человека. Они же, в свою очередь, — целиком и полностью зависимы от него.

Не стало Августина Блаженного, как часто его называют современные философы, в возрасте 76 лет.

«Исповедь», написанная Августином в 43 года, является первой автобиографией в истории. Именно благодаря этому труду мы имеем представление о жизни и деяниях одного из известнейших отцов христианской церкви — блаженного Августина.

Цитаты Аврелия Августина

  • Время лечит любые раны.
  • Почему душа больше радуется возврату потерянных любимых вещей, чем их постоянному обладанию?
  • Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы - рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
  • Мир - это книга. И кто не путешествовал по нему - прочитал в ней только одну страницу.
  • Если ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Если ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя. Вот и всё.
  • Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости.
  • Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека - простите его, а то будет два нехороших человека.