Выводы по анализу воспитательной работы. Анализ воспитательной деятельности учащихся. Анализ воспитательной работы в школе

Анализ, планирование, организация и диагностика воспитательной работы в классе.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между

людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Воспитание – великое дело: им решается участь человека. Эти известные слова не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость. Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

Воспитание – это искусство, искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, само-

совершенствование.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Моя задача как классного руководителя - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности. Все это повышает роль анализа, планирования,организации и диагностики воспитательной работы.

Планирование как функция занимает важное место в управленческой деятельности классного руководителя .План классного руководителя может быть любой формы(на год, на полугодие или на учебную четверть), по тому насколько интересна жизнь в классе, ученик судит о жизни всей школы, поэтому план должен разрабатываться педагогом только вместе с воспитанниками. Я думаю планирование должно начинаться сверху. Сначала основные мероприятия школы, где класс обязан принимать участие, а затем мероприятия классного уровня. Вместе с тем план должен быть открытым, т. е.откликаться на события, конфликты, возможно на ЧП, случившиеся в классе в течении учебного года. Каждый классный руководитель создает свою систему воспитательной работы.

Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от сложившихся в педагогическом коллективе традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного руководителя. Можно рекомендовать составление плана из следующих разделов:

1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные направления и дела классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Анализ воспитательной работы – это не констатация: что-то сделал, что-то не успели сделать.

Анализ воспитательной работы – это

· выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудачи;

· это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе.

Особенно продуктивными являются результаты диагностики, мониторинга и анализа собственной деятельности, что позволяет классному руководителю дальнейшие шаги в своей воспитательной практике.

Затем на основе анализа всех направлений воспитательной работы определяются цели и задачи на предстоящий год, планируется перечень необходимых мероприятий. Предлагаю два вида примерных программ анализа.

Вариант №1

(_____/______уч. г.)

Класс_____

Характеристика класса.

1) класс ____________

2) количество учеников в классе ______________

мальчиков: ______________ год рождения:

девочек: ______________ год рождения:

Вариант №1

Количество детей в семьях

Дети – инвалиды

3 ребенка

2 ребенка

Семей с одним кормильцем (мать/отец)

Семей опекунов

Нуждающихся в социальной поддержке

Социально неблагополучных

Состоят на учете в школе

Состоят на учете в ОДН

Склонных к бродяжничеству

Дети из семей беженцев, переселенцев

3) Успеваемость

отличники

хорошисты

с одной «3»

неуспевающие

Вариант №2

Из них:

Многодетные семьи

Неполные семьи

Семьи опекунов

Учащиеся – инвалиды

Малообеспеченные семьи

Многодетные семьи

Неполные семьи

Социально-неблагополучные семьи

Семьи опекунов

Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете («Группа риска»)

Учащиеся, у которых оба родителя не имеют работы

Учащиеся, состоящие на учёте в ОДН

Учащиеся, склонные к бродяжничеству

Учащиеся – инвалиды

Организация льготного питания.

Малообеспеченные семьи

Всего учащихся, обучающихся в классе

Качество знаний __________________

Общий интеллектуальный уровень знаний, умений и навыков

Высокий ______________________

Средний ______________________

Низкий ______________________

Сведения об учащихся по состоянию здоровья

Группа здоровья

Физкультурная группа.

Основная группа

Подготовительная

Специальная группа

Сплоченность коллектива класса:

а) актив класса

Есть ли учащиеся, постоянно входящие в актив

б) лидерство, принятые, отверженные, группы

в) сплоченность класса:

Группы по интересам; месту жительства; отрицательного характера

Любят ли вместе проводить время в школе, вне ее (степень самостоятельности)

Дружба между мальчиками и девочками

Переживают ли удачи и неудачи вместе, болеют ли за свой коллектив

г) самоуправление в классе и школе:

Школьный

Ученический актив

Временный творческий коллективы

Охват учащихся

Участие в мероприятиях класса, школы

Степень самостоятельности в подготовке.

Кружки, объединения, студии, секции

В них человек

% соотношение к контингенту

Предметные кружки

Интеллектуально-познавательные

Художественно-эстетические

Технические

Спортивные

2.Анализ воспитательной работы коллектива класса .

1) цели и задачи

2) приоритетные направления

Вариант №1

а) здоровый образ жизни

Медосмотры, результат

Участие в спортивных соревнованиях, праздниках (результаты)

Поездки на туристическую базу

Работа с родителями по данному направлению

Занятость в спортивных секциях, кружках

Недостатки:

б) гражданско-патриотическое воспитание

Тематические классные часы

Участие и организация школьных и внешкольных мероприятий (результативность)

Недостатки:

в) нравственное, этическое, эстетическое воспитание

Тематические классные часы

Предметные недели

Тематические дискотеки

Просмотры и обсуждение фильмов, спектаклей

Посещение выставок

Праздничные концерты в школе и вне школы

Недостатки:

г) трудовое воспитание

Дежурство

Генеральные уборки

Уборка территории - и. т.д.

Недостатки:

д) правопорядок и профилактика

Работа с группой риска

Проведение мероприятий, классных часов, декад

Индивидуальная работа

Недостатки:

е) работа с родителями

Направление работы с родителями

Формы работы

Название мероприятия

Кол-во родителей

Диагностика

Психолого-педагогическое просвещение

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Вовлечение родителей в управление воспитательным процессом.

Недостатки:

Вариант №2

а)

Направление

Формы работы

Название мероприятий

Кол-во уч-ся, родителей (%)

Направление

Результативность

Недостатки

3.Анализ деятельности классного руководителя.

а) реализация поставленных задач через разнообразие форм работы

б) реализация методической темы

в) какие методы педагогического воздействия были наиболее эффективными

г) диагностика, мониторинг (по приоритетному направлению ВР класса)

д) уровень воспитанности учащихся

3. Вывод

4. Цели и задачи на следующий

Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе

Вариант №2

Анализ воспитательной работы с классом

(_____/______уч. г.)

Класс_____

Ф. И.О. классного руководителя___________________________

1. Общие сведения

Количество учащихся в классе:

Ø Начало года ____________

Ø Конец года _____________

Ø Ф. И. выбывших _______________ в школу № ___

Ø Ф. И. прибывших _______________ из школы № ___

Возрастной состав:

Мальчики

Родители: (%)

Ø Служащие_________

Ø Рабочие __________

Ø Предприниматели___________

Ø Безработные____________

Ø Пенсионеры __________

Ф. И. ребенка

Дополнительная информация

Неполные семьи

Семьи опекунов

Многодетные семьи

Дети-инвалиды

Учащиеся группы риска:

Состоят на внутришкольном учете

Стоят на учете в ОДН

Склонны к бродяжничеству

Дети из неблагополучных семей

2. Анализ развития учащихся класса.

· Уровень воспитанности:

Направление

· Физическое развитие:

Основная группа здоровья

Подготовительная группа здоровья

Имеют хронические заболевания

· Успеваемость учащихся:

Отличники

Хорошисты

Имеют одну «3»

Неуспевающие

· Занятость в кружках:

Ф. И. ребенка

Название кружка

Местонахождение кружка

Успехи и достижения учащихся класса.

Ф. И. ребенка

Название мероприятия

Результат

3. Анализ развития коллектива класса.

Ø Есть ли учащиеся, постоянно входящие в актив

Социометрическая структура класса:

Принятые

Отверженные

· Уровень воспитанности:

(кол-во уч-ся)

направление ВР

4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

Название мероприятия

Время проведения

Ф. И. учащихся, принявших участие

Результат

Посещение театров, музеев, походы, экскурсии:

Мероприятие

Кол-во учащихся

Результат

5. Анализ индивидуальной работы:

Ф. И. ученика

Что сделано

Результат

6. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса, с родительским активом.

Темы и цель родительских собраний:

Индивидуальные встречи с родителями учащихся:

7. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?

Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

8. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в минувшем году.

Результаты решения воспитательных задач прошлого года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

9. Выводы:

Удачи и находки, накопленный положительный опыт;
отрицательные моменты в организации жизни класса и воспитании учащихся;
нереализованные возможности и неиспользованные резервы;
перспективные цели и первоочередные задачи на ближайшее будущее.

Цели и задачи воспитательной деятельности - так называется второй раздел плана. В нем находят отражение целевые ориентиры процесса воспитания.

Целевые ориентиры должны быть:

Направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, на овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития;

Сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщество, социальным заказом государство и общество, особенностями классного коллектива и условиями его жизнедеятельности;

Обеспечены необходимыми ресурсами для их достижения;

Конкретными, четко и ясно сформулированными;

Диагностическими.

Наряду с целью в плане работы формулируется задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. Например, классный руководитель в качестве главного ориентира воспитательной системы класса избрал цель – формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и коммуникативной культурой. А для его реализации определил следующие задачи:

1)создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

2)способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

3)развивать познавательную активность учащихся;

4)содействовать формированию нравственной позиции школьников.

Основные направления и дела классного коллектива – так можно называть третий раздел плана. Здесь педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива.

Кто начинает первые шаги как классный руководитель может использовать в своей работе примерные планирования. (Кл. руководитель №2 2005 г,№4 2006г Мэгариф № 8г., №г.

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Чтобы проводить воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Он должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Наука предлагает большой арсенал методов диагностики. Наиболее приемлемые для практического использования такие:

Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности хотят изучать (одновременно их должно быть немного). Требуется планировать сроки наблюдения, определить время и способы записи, фиксирования результатов. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях, что ценно. Но этому методу доступны только внешние проявления поведения, по нему нельзя судить о мотивах поступков.
Анкетирование и другие опросные методы могут давать разные данные о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты - непростое дело и требует определения состава качеств, сведений, которые учитель хочет получить. Затем нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много, и пр. Анкета позволяет собрать быстро и много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

Беседа , более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Лучше ставить непрямые вопросы и конкретные, на которые можно получить развернутые ответы, надо создать доверительную обстановку и т. д.
Проективная методика.

К ним надо отнести: методику незаконченного предложения, рассказа, истории; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
Вот некоторые примеры. Закончи несколькими фразами: Наступило воскресенье, и вся семья, как обычно, занялась... (Ученик обычно пишет то, как бывает в его семье). Разыграйте сцену: Ребенок пришел из школы, мама дает ему обед и спрашивает... Принцип проекции личности в ситуации используется и в косвенных вопросах анкет и опросниках, например: За последнюю неделю меня порадовало... Мне всегда интересно, когда на уроке...

Любой диагностирующей должен соблюдать следующие правила.

Правила профессиональной этики при проведении

педагогической диагностики.

    Классному руководителю, прежде чем анкетировать детей, необходимо подготовить их к этому, создать искреннюю, доверительную атмосферу. Постороннему - психологу, заместителю директора - необходимо согласовать процедуру опроса с классным руководителем, предварительно ознакомив его с характером вопросов. Предлагая учащимся честно и искренне отвечать на вопросы, необходимо убедить их, что их не будут преследовать за честные ответы. Анкеты чаще всего следует делать анонимными (но надо оставлять детям право поставить свою подпись, ведь это тоже тест на смелость и мужество для самого ребенка). Подсчет мнений должен быть честным, объективным, учитывать типичные ответы и суждения. Результаты обязательно должны быть доведены не только до сведения педагогов, но и самих учащихся (с их согласия),которым следует сообщить о тех выводах, что сделал для себя педколлектив – любое анкетирование должно служить укреплению взаимоотношений воспитателей и воспитанников. После обсуждения результатов анкетирования следует предпринять все меры, чтобы ни один из педагогов никоим образом (тем более прилюдно) не упрекнул детей, не опустился до угроз. Не следует разглашать полученную из анкет информацию, которая может ухудшить психологическое состояние учащегося или его положение в классе (семье) Беседуя по результатом анкетирования с учеником индивидуально, следует подчеркивать и опираться на его сильные стороны, мобилизуя воспитанника на борьбу с его слабыми сторонами. При этом необходимо давать конкретные рекомендации, предлагать способы и приемы работы над собой. Выводы, подчеркнутые из анкет, необходимо проверять и пополнять путем педагогических наблюдений за поведением ребенка, а также изучая мнения других педагогов, родителей. Полученную информацию о ребенке следует учитывать при организации уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий, дополнительного образования детей.

Планирование – дело творческое, поэтому классный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени соответствует его педагогическим воззрениям.

В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение»