Юрий Манин. Динамическая функциональная асимметрия полушарий головного мозга как цивилизационный фактор Семь искусств

ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова»

Кафедра мировой экономики

Контрольная работа

по дисциплине

«Мировая экономика»

«Анализ экономики Южной Кореи»

Выполнила:

студентка 3 курса ФФ

группы 2308

Бухадеева Е.Б.

Проверил: К.э.н.

Автурханов Э.М.

Г. Москва

Введение…………………………………………………………………………...3

    Этапы экономического развития……………………………………………...4

    Тип экономического развития…………………………………………………9

    Уровень экономического развития……………………………………………9

    Социальная структура экономики…………………………………………...10

    Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП……………..10

    Промышленность……………………………………………………………..11

    Сельское хозяйство…………………………………………………………...14

    Минеральные ресурсы………………………………………………………..16

    Транспорт……………………………………………………………………...17

    Связь……………………………………………………………………….17

    Качество и использование рабочей силы……………………………….18

    Малый бизнес и предпринимательство. Возможности для ведения бизнеса в стране (регионе) российскими бизнесменами……………………..19

    Внешнеэкономические связи…………………………………………….20

    Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции…………….22

    Прогноз и развитие экономических связей с Россией…………………24

    Прогноз социально-экономического развития страны (региона)……..25

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………...28

Введение.

Южная Корея является страной, которая за короткое время превратилась из отсталой в страну с передовым производством. В настоящее время весь мир пользуется продукцией, произведенной в Южной Корее, от автомобилей до мобильных телефонов. ВВП на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до 28 100 долл. США в 2009 году. Южную Корею сейчас вполне можно отнести в разряд развитых стран.

Темпы экономического развития Южной Кореи значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, она вышли на ведущие позиции в экономике.

Еще более высокими темпами развивается экспорт из этой страны. Дело в том, что, обладая высокой конкурентоспособностью, продукция обрабатывающей промышленности Южной Кореи все более интенсивно захватывает позиции на мировом рынке. Страна превратилась в крупнейшего экспортера обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивает вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров.

Цель данной работы - определение роли Южной Кореи на в мировом производстве и международном разделении труда. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Определить особенности экономики Южной Кореи, этапы ее развития, тип и уровень;

Определить социальную структуру экономики;

Оценить современное состояние Южной Кореи на рынке услуг и товаров и их положение на рынке услуг в перспективе;

Охарактеризовать внешнеэкономические связи Южной Кореи;

Проанализировать основные макроэкономические показатели.

  1. Этапы экономического развития

В развитии южнокорейской экономики можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает 1948-1961гг., второй период- с 1961 г. до середины 70-х годов, третий - с конца 70-х до 90-х годов, четвертый - конец 90-х и до наших дней.

Первый этап можно назвать послевоенным временем. Ко Второй мировой войне Корея подошла в качестве одной из беднейших стран мира с преимущественно аграрной экономикой. Послевоенная разруха и Корейская война не способствовали устойчивому развитию экономики страны. Правительство опиралось на экономическую помощь иностранных государств, в частности США. Народное хозяйство страны находилось в упадке, доходы населения были очень низки.

После разделения Кореи на две части - КНДР и Южную Корею - разрушились давние связи между аграрным Югом и промышленным Севером. Южная Корея лишилась таких отраслей промышленности, как металлургическая, химическая, цементная. На юге были сосредоточены в основном предприятия лёгкой и пищевой промышленности.

Корейская война окончательно подорвала экономику страны. После окончания войны союзниками Юга при содействии правительства был разработан план содействия южнокорейской экономике. США предоставили в 1954-1959 годах около 1,5 миллиарда долларов в виде субсидий и «займов развития» (займы составляли 12,4 миллиона долларов). Эти деньги в основном ушли на закупку американских продовольственных и потребительских товаров, лишь небольшая часть пошла на восстановление производственной инфраструктуры промышленности и сельского хозяйства. Однако в первые послевоенные годы американская помощь способствовала сравнительно быстрому восстановлению экономики.

С начала 60-х годов XX века начался второй этап развития корейской экономики. За три десятилетия (с 1962 по 1989 год) ВНП увеличивался в среднем на 8 % в год, поднявшись с 2,3 миллиардов долларов в 1962 году до 204 миллиардов в 1989 году. Средний годовой доход населения вырос с $87 на человека в 1962 году до $4 830 в 1989 году. Доля промышленного сектора в 1962 году составляла 14,3 % от ВНП, а в 1987 году - 30,3 %. Объём торговли товарами народного потребления вырос с $480 млн в 1962 до $127,9 млрд в 1990.

Наиболее значимым фактором в ускорении развитии экономики страны стала экономическая политика нового президента Пак Чонхи, который направил усилия правительства на привлечение иностранных инвестиций, увеличение объёма экспорта и индустриализацию экономики. Государство стало играть более заметную роль в экономической жизни общества. Стали внедряться элементы плановой экономики - пятилетние экономические планы.

В период развития лёгкой промышленности с 1962 по 1971 года иностранные инвестиции составили 2,6 миллиарда долларов, в основном в виде займов, предоставленных правительству и частному сектору.

Сделав ставку на промышленный сектор экономики и ориентированную на экспорт стратегию развития страны, правительство страны искусственно увеличило разрыв между промышленным и аграрным направлениями в экономике, что стало серьёзной проблемой к началу 70-х годов.

Третий этап мы можем назвать периодом стабилизации (1970-1997).

К началу 1970-х годов промышленный сектор страны столкнулся с проблемами. До этого национальная промышленность производила дешёвые продукты используя дешёвую рабочую силу, что увеличивало конкурентоспособность южнокорейских товаров и стимулировало проведение политики протекционизма со стороны других развивающихся стран. Правительство ответило на это увеличением финансирования тяжёлой и химической промышленности и направлением инвестиций в капиталоёмкие и высокотехнологичные отрасли экономики.

Структурный переход к капиталоёмкой промышленности был сложным. Ситуацию осложняло то, что в конце 1970-х годов случился мировой энергетический кризис, приведший к увеличению цен на нефть и ограничивший объёмы южнокорейского экспорта. В 1980 году южнокорейская экономика пережила временный кризис: впервые с 1962 года национальная экономика показала отрицательный рост, увеличилась инфляция.

В начале 1980-х годов правительство страны начало широкомасштабные экономические реформы. С целью обуздания инфляции были приняты консервативная монетаристская политика и жёсткие фискальные меры. Рост денежной массы был ограничен с 30 % в 1970-х годах до 15 %. Бюджет ненадолго был заморожен. Вмешательство правительства в экономику сильно уменьшилось, а для иностранных инвесторов были созданы более свободные условия.

Эти меры, наряду с общим оздоровлением мировой экономики, помогли южнокорейской экономике выйти на прежний уровень роста уже во второй половине 80-х годов. В период с 1982 по 1987 годы экономика росла в среднем на 9,2 % в год, а в период с 1986 по 1988 годы - на 12,5 %. Инфляция, которая в 70-х годах в процентном выражении составляла двузначную цифру, была взята под контроль, цены на товары народного потребления увеличивались в среднем на 4,7 % в год. Сеул добился существенного прибавления платёжного баланса в 1986 году, а сальдо платёжного баланса в 1987 и 1988 годах составило соответственно $7,7 млрд. и $11,4 млрд. Такое бурное развитие помогло Южной Корее сократить свой внешний долг.

В конце 1980-х годов внутренний рынок стал основой экономического роста. Рост спроса на автомобили и другие дорогостоящие товары сильно увеличился вследствие общего роста платёжеспособности населения. Вследствие этого экономическая политика правительства, прежде направленная на экспорт корейских товаров, изменилась в сторону самообеспечения, что привело к уменьшению зависимости от других государств.

90-е годы ознаменовались тесной интеграцией Южной Кореи в мировую экономику (в середине 90-х годов она стала членом нескольких международных экономических организаций) и бурным ростом доходов населения. Однако, к 1990 году стало ясно, что высокие темпы роста 80-х годов замедлятся. Рост экономики в 1989 году составил всего 6,5 %. В первой половине 90-х годов темпы снижаться не стали, напротив, было небольшое оживление - с увеличением инвестиций и экспорта экономический рост увеличился с 3 % в 1992 году до 8,6 % в 1994 и 8,9 % в 1995. Валовый национальный продукт на душу населения вырос до $10 000 в 1995, а в 1996 году безработица достигла беспрецедентного уровня в 2 %. Инфляция оставалась относительно стабильной - 4 % в год.

Стабильное экономическое развитие южнокорейской экономики было прервано в 1997 году вместе с глобальным экономическим кризисом. В октябре 1997 года началось резкое снижение курса воны по отношению к доллару. Для того, чтобы предотвратить полный крах экономики, правительство было вынуждено сделать крупные займы у Международного валютного фонда. Серия мер, предпринятая правительством, включая ряд экономических реформ, позволили Южной Корее довольно скоро выйти из кризиса. Уже в 1999 году экономический рост составил 10 %, а в 2000 году - 9 %.

На данный момент мы имеем следующую ситуацию. Замедление роста мировой экономики и падение объёмов экспорта в 2001 году сказались на южнокорейской экономике: в 2001 году рост составил всего 3,3 %. Однако уже в следующем, 2002 году экономика вышла на уровень роста 6 %. Реструктуризация больших компаний (чеболей), приватизация банков и общая либерализация экономики являются основными направлениями работы правительства страны. В 2004 году перспективы развития экономики выглядели не так хорошо, как за несколько лет до этого. Активная торговля с Китаем, однако, является хорошим фактором для развития Южной Кореи.

На данный момент южнокорейская экономика основывается прежде всего на производстве товаров народного потребления, таких как электроника, текстиль, автомобили, а также на сектор тяжёлой промышленности: кораблестроение, производство стали. Продукция этих отраслей производства является основным предметом экспорта. Несмотря на то, что рынок импорта в последние годы стал более свободным, сектор сельского хозяйства до сих пор находится под политикой протекционизма из-за серьёзного несоответствия уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, например на рис, внутри страны и в мире. На 2005 год цена риса в Южной Корее была в пять раз больше, чем на международном рынке. В конце 2004 года, однако, со Всемирной торговой организацией была достигнута договорённость о постепенном повышении доли импорта на рынке риса в стране - к 2014 году импортированный рис должен составить 8 % всего потребляемого количества. Помимо этого, до 30 % импортированного риса должно поступать к конечным потребителям (до этого импортированный рис использовался в основном для производства различных продуктов питания и напитков, таких как соджу). К 2014 году рынок риса в Южной Корее должен стать полностью открытым.

Экономический кризис 2008-2010 годов сильно сказался на экономике Южной Кореи. В 2008 году сокращение промышленного производства в стране составило 26 %, выросла безработица, существенно понизился курс воны к доллару. В течение 2009 года экономика страны постепенно восстанавливалась, чему способствовала правительственная программа по борьбе с кризисом и понижение курса воны в 2008 году, что создало благоприятные условия для корейских экспортёров. Рост ускорился в 2010 году, после начала восстановления мировых рынков, являющихся потребителями южнокорейских товаров, в частности в первом квартале 2010 года прогноз годового прироста ВВП составил 5.2 %, а безработица снизилась с 4,4 % до 3,8 %.

Южная Корея – это высокоразвитая индустриально-аграрная страна, которая занимает одно из лидирующих мест в мире. На протяжение последних десятилетий промышленность Кореи развивалась стремительными темпами и показывала хорошую динамику роста. Государство является крупным производителем, а также экспортёром судов (контейнеровозов, танкеров), электроники (телевизоров, компьютеров и комплектующих, информационных систем, оптических приборов, электронного оборудования), автотранспортных средств.

Основные экономические тенденции

Современная промышленность Южной Кореи развивается относительно стабильно. Это обеспечило в 2015 году рост ВВП корейской экономики. По данным Министерства планирования и финансов (Ministry of Strategy and Finance, MOSF) ВВП был равен 1585,51 трлн. корейских вон (1,38 трлн. долл. США) и в сравнении с 2014 г. он вырос на 2,6%. Темпы прироста ВВП в поквартальной динамике составили: в первом квартале – 2,5%, во втором – 2,2%, в третьем – 2,7%, в четвертом квартале – 3,0%.

Последние кризисные годы сказались на РК, как и на других странах мира. Показатель ВВП в пересчёте на душу населения в долларовом эквиваленте равен 27340,8 долл. США против 27963,6 долл. США в 2014 г. (-2,2%). По информации Банка Кореи (Bank of Korea, BOK) в 2015 г. и 2014 г. прирост ВВП составил:

Сфера экономики 2015 г. (%) 2014 г. (%)
С/х 1,5 3
Лесное и рыбное хоз. 1,5 3
Обрабатывающая пром 1,3 4
Добывающая пром. 1,2 3,9
Строительство 3 1,2
Услуги 2,8 0,4

Как показывает статистика, добыча и переработка сократились, увеличилась сфера строительства и услуг. Валовой национальный доход составил 1565,82 трлн. корейских вон (1,41 трлн. долл. США), показав прирост на 4,6%. Объём экспорта был равен 526,9 млрд. долл. США и понизился на 8% по отношению к 2014 г. А объём импорта упал на 16,9% до 436,5 млрд. долл. США. Профицит внешнеторгового баланса составил 90,4 млрд. долл. США. Внешнеторговый оборот впервые за 5 лет не превысил 1 трлн. долл. США, снизившись до 963,4 млрд. долл. США. В 2016 году ВВП увеличился на 2,8%, вместо запланированных 3%, поэтому можно резюмировать, что кризис не миновал.

Положительно воздействовали на экономику корейского полуострова правительственные программы, направленные на стимулирование экспорта, внутреннего потребления, а также инвестирование в строительство и производство. Правительство РК приняло ряд стимулирующих мер, общая сумма которых составила 17 млрд долл. Большинство этих средств отпущена на увеличение рабочих мест, их было создано 300 тыс., тогда как в 2015 г. – 340 тыс.

Негативное влияние на промышленность Кореи в 2015-2016 году оказал спад потребления в странах, являющихся главными торговыми партнёрами. Существенное снижение спроса Китая и других азиатских стран привело к сокращению производств.

Уровень развития промышленности

Промышленность Южной Кореи показывает неоднозначную динамику – рост одних отраслей и спад в других сферах. По информации Банка Кореи, в 2015 г. индекс промышленного производства был равен 107,8 пунктов, продемонстрировав спад в сравнении с 2014 г. на 0,5 пунктов.

В 2015 году самый лучший результат роста был в IT-отрасли. Этому способствовали принятые корейским правительством меры по инвестированию в этом направлении и созданию системы сотрудничества с неправительственными организациями. Также были созданы профильные институты, целью которых является ориентирование научных исследований в IT-отрасли в формат тесного взаимодействия частных и государственных учреждений, подготовка высококвалифицированных кадров.

В результате этого страна в 2015 году заняла третье место в мире по объёму экспорта информационно-коммуникационных технологий, продукции, он составил 170 млрд. долл. США (107,2% от уровня 2014 г.). Электроника представляет львиную долю доходов в бюджет. Эта категория продукции служит существенной поддержкой во время экономического спада. Корейцы на мировом рынке укрепили свои позиции по производству следующих товаров:

  • Мобильные устройства (объём продаж увеличился на 1,4%),
  • Полупроводниковая память (на 7,9%),
  • Жидкокристаллические дисплеи (на 0,7%).

Несмотря на инцидент с продукцией Samsung (Galaxy Note 7), нанёсший рекордный финансовый урон как самой компании, так и общим показателям экономического роста, в основном динамика положительная

Необходимо отметить подъём производственных мощностей в аэрокосмической промышленности (прирост на 13,1%), в нефтехимии (на 3,3%), несмотря на падение мировых цен на нефть в 2015 г., в автомобилестроении (на 0,7%).

Темпы роста в отдельных отраслях промышленности показали отрицательную динамику. Так, в области металлургии было выплавлено на 2,6% меньше стали, чем в 2014 г., что вызвано сокращением производства в судостроении (-7,1%) и машиностроении (-2,0%).

Состояние сельского хозяйства

В целом складывается непростая ситуация в сельском хозяйстве. Все ещё сохраняется тенденция сокращения занятого в отрасли населения на 0,6%. По заявлению Министерства сельского хозяйства, продовольствия и сельских дел (Ministry of Agriculture, Food and Rural Affairs, MAFRA) в 2015 году снизились площади посева риса на 0,7%, который является самой важной сельскохозяйственной культурой.

Однако эффективное внедрение информационных и биотехнологий, активное использование солнечной энергии и робототехники в агросекторе дали возможность собрать урожай риса более 4,33 млн. тонн, что в свою очередь на 2,0% больше показателя 2014 года.

Прослеживается общая тенденция сокращения посевных площадей овощных культур: картофеля, посевная площадь которого в стране равна 37,3 тыс. га (-11,2%), китайской капусты 12,7 тыс. га (-60,3%), редьки 5,8 тыс. га (-72,6%), красного перца 34,5 тыс. га (-15,3%), яблок 31,6 тыс. га (+3,0%), груш 12,7 тыс. га (-3,5%). Как следствие, в стране собранный в 2015 году урожай в среднем сократился на 15%.

По данным профильного Министерства в 2015 году поголовье крупного рогатого скота сократилось на 3,1% и равно 3,09 млн. голов, из них 2,68 млн. голов мясных пород (97,0% от уровня 2014 г.) и 0,41 млн. молочных пород (95,5%). Рост цен на свинину способствовал увеличению количества этих животных до 10,19 млн. (101,0% с 2014 г.).

В стране существенно выросло количество уток – до 9,77 млн. (29,8%). Количество кур составило 164,13 млн. голов (104,9% от уровня 2014 г.). По сведениям Корейской организации международной торговли (Korea International Trade Association, KITA), сумма импорта свинины в 2015 г. была 1,3 млрд. долл. (114,0% от уровня 2014 г.), мяса КРС – 1,8 млрд. долл. США.

В 2016 году Корея оказалась на пятом месте из всех стран мира по развитию с/х, уступая лишь США, Японии, ЕС и Канаде. В категории «Качественного с/х продукта» уровень РК составил более 90% от уровня США. В области инноваций в с/х южнокорейцы на 4 месте в мире. В 2015 г. было зарегистрировано 534 патента (+12% от 2014 г). К 2020 г. по технологичности в данной сфере будет составлять 88,5% от уровня Соединённых Штатов.

Оборот розничной торговли

По данным информационного портала KOSIS (Korean Statistical Information Service) объём сферы услуг и розничной торговли в 2015 г. был равен 335,15 млрд. долл. США, что на 2,2% больше уровня предыдущего года. На объекты дорожного сервиса пришлось 24,6% от всех розничных продаж, а на специализированные магазины, которые торгуют товарами конкретного ассортимента – 27,6%.

Большую роль в торговой деятельности играют магазины шаговой доступности (увеличение оборотов продаж на 29,0% по сравнению с 2014 г.) и переориентация розничных продаж на интернет-магазины (увеличение на 10,5%). Это связано с желанием покупателей приобретать все необходимые товары, не выходя из дома в одном месте, и более низкими ценами таких магазинов.

Показатели объёма товарного производства

По сведениям корейского информационного ресурса KOSIS, в 2015 году из 266 видов выпускаемой в Республике Корея продукции 119 имели положительную тенденцию к увеличению по сравнению с показателями 2014 г. Среди товаров, производство которых в 2015 г. значительно возросло в сравнении с предыдущим периодом, стоит выделить:

  • гравий: 26,4 млн. кв. м. (126,0% отправлено уровня 2014 г.);
  • железобетонные опоры: 7,7 млн. т. (121,6%);
  • гербициды: 52,1 тыс. т. (120,2%);
  • смолы эпоксидные: 436,0 тыс. тонн (117,7%);
  • карьерный песок: 30,6 млн. куб. м. (117,3%);
  • масло кунжутное: 13,7 млн. л. (115,8%);
  • асфальт: 6,1 млрд. литров (115,4%);
  • лифты: 36,6 тыс. ед. (115,0%);
  • виски:4,2 млн. литров (114,8%);
  • масло соевое: 503,1 млн. л. (114,3%);
  • солидол: 35,6 тыс. тонн (113,6%);
  • керосин авиационный: 24,7 млрд. литров (113,3%);
  • соль: 342,8 тыс. т. (113,0%);
  • бетонные опалубки: 883,3 тыс. куб. м. (112,2%).

К товарам, выпуск которых существенно снизился, относятся:

  • крафт-бумага: 161,9 тыс. т. (87,3% от уровня 2014 г.);
  • молнии-застежки: 124,8 тыс. км. (84,6%);
  • компакт-диски: 91,9 тыс. шт. (82,7%);
  • кварцит: 1,3 млн. т. (79,8%);
  • торговые автоматы: 58,3 тыс. ед. (77,7%);
  • погрузочные краны: 620,2 тыс. т. (77,4%);
  • брезент: 137,7 тыс. т. (76,4%);
  • ферритовые сердечники: 3234,5 млн. шт. (75,9%);
  • трубы из стали: 4,6 млн. т. (74,4%);
  • пылесосы для дома: 2,5 млн. шт. (62,4%).

Однако, вопреки большим достижениям, современная промышленность Южной Кореи испытывает кризис. На пути развития экономики стали - строгое экономическое планирование, государственная поддержка чеболей (крупных финансово-промышленных групп) с ущербом для среднего и малого предпринимательства, жесткий контроль над всеми сферами бизнеса, внешнеторговый протекционизм.

Республика имеет острую необходимость структурной перестройки всех сфер экономики. Приоритетным направлением дальнейшего процветания государства служит создание такой экономической модели, которая будет ориентирована на поддержку интересов среднего и малого бизнеса, а также проведение реформ в промышленной и финансовой сфере, сельском хозяйстве.

Экономические темпы роста Южной Кореи в течение последнего десятилетия - одни из самых высоких в мире. ВНП составил в 2004 г. $508,3 млрд. (ВНП надушу населения - $11 270). Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, судостроение, производство электроники и электротехники, текстильная, пищевая. Основные сельскохозяйственные культуры (сельское хозяйство обеспечивает 11% ВНП) - рис, ячмень, батат, соя; также развиты лесное хозяйство и рыболовство. Главные торговые партнеры: США, Япония. Общая протяженность железных дорог - 6 763 км, автодорог - 63 200 км, внутренних водных путей - около 1 609 км. Главные порты страны: Пусан, Мокпхо.

РК -- динамично развивающаяся индустриально-аграрная страна. Она занимает одно из ведущих мест среди так называемых новых индустриальных стран. За последние 20 лет ежегодные темпы экономического роста составили около 8%. В последние годы темпы экономического роста несколько замедлились.

Среди полезных ископаемых наибольшее значение имеют залежи каменного угля, ведется разработка железной, цинковой и медной руды, вольфрама, олова. Однако горнодобывающая промышленность не играет большой роли в экономике страны, большая часть потребляемого промышленного сырья ввозится из-за рубежа. В РК создана мощная энергетическая база, при этом 50% ее производства обеспечивается на АЭС.

Ведущая роль в экономике принадлежит обрабатывающей промышленности. РК занимает одно из первых мест в мире по производству судов, стали (26 млн. т), легковых автомобилей (3 млн. шт.), выпуску продукции электроники и электротехники (цветные телевизоры -- 13 млн. шт., видеомагнитофоны -- 8,3 млн. шт.). В стране осуществляется собственная программа развития аэрокосмической промышленности, ведутся активные научно-технические разработки в области биотехнологии, генной инженерии, лазеров, создания композиционных материалов.

В результате процесса монополизации южнокорейские корпорации постепенно становятся все более серьезными конкурентами ведущим компаниям Запада. В Южной Корее действует система обязательного начального образования. Насчитывается более 500 вузов (из них 400 частных), где обучаются 1 млн. 390 тыс. студентов, свыше ста колледжей и университетов. В числе наиболее крупных -- Государственный Сеульский университет и такие частные университеты, как Енсе, Кёнхи, Конгук, Кукмин, Кориа, Хангук, Ханъян.

Южная Корея во второй половине ХХ столетия олицетворяла собой динамизм экономического роста развивающихся стран Восточной Азии. Не обладая сколь-нибудь значительными природными ресурсами, она производит около 2% ВМП, имея всего лишь 0,8% мировой численности населения.

В стране была осуществлена индустриализация хозяйства, в структуре которой произошли коренные изменения. Южная Корея вошла в ряд стран среднего уровня развития. Как известно, нормальное функционирование любого хозяйства обеспечивается не только наличными трудовыми, природными ресурсами, капиталом, техникой и технологией, но и способностью их рационального соединения, обеспечивающего эффективность производства и рынки сбыта произведенных продуктов.

Южная Корея имела много общих черт в факторах и условиях экономического развития с другими восточно-азиатскими странами и территориями. Они в определенной мере опирались на содействие промышленно развитых стран, и, прежде всего США.

Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля.

Устройство экономики

Экономика зависит от иностранного, главным образом японского и американского капитала. Осуществляются милитаризация и индустриализация, опережающими темпами развиваются экспортные отрасли и тяжелая промышленность. Доля промышленности в ВHП 40%, доля сельского хозяйства 28%. Добыча угля (23 млн.т.), железных, свинцово-цинковых руд. Производство электроэнергии (40 млрд.кВт.ч.). Металлургия, машиностроение (автомобильное, электротехника, радиоэлектроника, судостроение), нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. Текстильная и пищевая промышленность. Основной род деятельности чеболь включает машиностроение, приборостроение, текстильную, электротехническую, судостроительную, автомобилестроительную, нефтехимическую отрасли промышленности, капитальное строительство, транспорт и т.д. Вкратце можно разбить ведущие конгломераты по следующим отраслям:

  • · автомобилестроение - "Хёнде Моторс" (47%), "Дэу Мотор" (18%) и "Киа- Мотор".
  • · судостроение - "Хёнде", "Дэу", "Самсунг" и "Кориа шипбилдинг энд инжиниринг" - 90% всех мощностей.
  • · электротехническая - "Лаки Голдстар", "Самсунг", "Дэу" и "Хёнде" практически все проиводство микроэлектроники, компьютеров, телевизоров и т.д.

Эта же четверка занимает лидирующее положение в химической индустрии и машиностроении, однако в этих отраслях экспортная деятельность не столь активна и результативна. Освоение этих рынков началось сравнительно недавно.

Что касается строительной индустрии, то степень монополизации в этой отрасли значительно ниже. Здесь действуют более 40 крупных компаний. В основном это специализированные подрядчики, предлагающие полный цикл услуг - от проектирования до строительства. Однако и в этой отрасли сильно влияние "Большой четверки". В частности, "Самсунг" стал первой корпорацией, которой удалось в 70-х годах выйти на рынок строительных услуг Ливии, Ирана, Ирака, а в 80-е года - на рынки Ближнего Востока, Южной Америки, Юго- Восточной Азии и Африки.

Следует также отметить текстильную промышленность, где 65% южнокорейского экспорта приходиться на "Дэу текстайл компани". Как и другие чеболи эта компания также меняет свою экономическую политику и переходит к экспорту капитала в места сбыта продукции. Таким образом, создаются совместные предприятия в странах-импортерах.

Факторы роста южно-корейской экономики

На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны" (New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:

  • - ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;
  • - благоприятный международный экономический климат 60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;
  • - сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития;
  • - относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат);
  • - привлечение иностранных капиталовложений - как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и "now how";
  • - этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея. Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, тем не менее на мой взгляд он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естественно в адаптированном к местным условиям виде) в России.

Правительственное регулирование

Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития. Правительство принимало новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года.

Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП. Государственные кредиты такого рода составляли:

  • - 15% от ВНП - 1962-1966гг.
  • - 39% от ВНП - 1932-1936гг.
  • - 46% от ВНП- 1977-1981гг.

При этом нужно отметить, что кредиты концентрировались в потенциально наиболее эффективных сферах экономики. Также осуществлялся контроль за эффективностью применения кредитов.

По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на мировом рынке: текстильные изделия -- 7,0%, одежда -- 5,2%, суда -- 15%, персональные компьютеры -- 1,3%. Но эти товары испытывают возрастающую конкуренцию со стороны других стран.

В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование, сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных материалов и топлива (41%) и 25% капитальных товаров реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива превышает половину импорта.

По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым -- четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.

Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование.

В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт.

Объем экспорта Южной Кореи растет двузначными цифрами уже 19-й месяц подряд, поддерживаемый хорошим спросом на транспортные средства, сталь и предметы машиностроительной отрасли сообщают представители Министерства Торговли, Промышленности и Энергетики.

За август экспорт увеличился на 14.4 % до $31.23 млрд., тогда как величина импорта выросла на 9,8% до $29,69 млрд. Таким образом, профицит торгового баланса по итогам месяца составил $1.54 млрд., немного меньше чем июльская цифра - $1.56 млрд.

Участие в международных организациях

АфБР, АЗПАК, ТКК, ЭСКАТО, ФАО, ГАТТ, МАГАТЭ, МБРР, ИКАО, MAP, ИФАД, МФК, МВФ, ИМО, ИНТЕЛСАТ, ИНТЕРПОЛ, МСЭ, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЮНИДО, ООН, ВПС, ВОЗ, ВОИС, ВМО, ВТО.

Отправить другу




За десятилетие между экономическими кризисами 1997-1998 гг. и 2008-2009 гг. южнокорейская экономика показала высокие темпы роста (в среднем около 4,5%). По абсолютному размеру ВВП РК заняла тринадцатое место в мире, оставаясь четвертой экономикой Азии (после Китая, Японии и Индии). В 2000-е годы ВВП на душу населения у РК вырос в два раза, составив в предкризисном 2007 г. 20 тыс. долл., хотя это все еще на треть меньше, чем в среднем по странам ОЭСР.
В связи с этим следует отметить, что экономика Южной Кореи не только мощнее, а структура ее разнообразнее, чем во время финансового кризиса двенадцатилетней давности, но и отличается более гибкой системой организации, что позволяет правительству применять действенные методы противодействия кризисным явлениям, обеспечивать сбалансированность экономики, придать ей новое качество роста.

Экономическая динамика в минувшем десятилетии по-прежнему определялась за счет расширения внешнеэкономических связей. В частности, среднегодовые темпы прироста экспорта в этот период составляли порядка 14%, ведущими статьями которого стали полупроводники, мобильные телефоны, автомобили, продукция нефтехимии.

Предпринимаемые в этот период попытки поддержать устойчивость экономического развития за счет стимулирования внутреннего спроса не принесли ожидаемых результатов. В 2003 г. бурный рост потребительского кредитования, включая увеличение доли высоко рисковых операций, привел к подрыву механизма функционирования этой сферы, что поставило на грань кризиса банковско-кредитную систему. Хотя положение с кредитованием населения удалось нормализовать, в среднем задолженность домохозяйств остается, хотя контролируемой, но и достаточно высокой, составляя в среднем 41,3 тыс. долл. Другой проблемой остается высокая зависимость уровня инфляции от движения цен на энергоресурсы. Например, повышение мировых цен на нефть в 2008 г. спровоцировало рост цен производителей почти на 7% в годовом исчислении.

К перечисленным трудностям южнокорейской экономики следует добавить долгосрочную по своему характеру тенденцию ухудшения демографической ситуации, проявляющуюся в старении населения. Наконец, южнокорейским производителям приходится учитывать возросшую конкуренцию на мировых рынках, прежде всего со стороны развивающихся восточноазиатских экономик. Например, по расчетам Корейского института экономики и торговли, технологический разрыв между Республикой Кореей и Китаем составляет менее четырех лет. В настоящее время подобные оценки можно рассматривать скорее как алармистские, однако актуальность задачи оптимизации экономической и экспортной структуры РК представляется несомненной.

Несмотря на перечисленные выше проблемы и вызовы, необходимо отметить, что южнокорейская экономика встретила внешнее кризисное давление, опираясь на более прочный фундамент, нежели десятилетие назад. В пользу этого действовал целый ряд факторов. Во-первых, существенные изменения произошли во внешнеэкономической сфере. Место США в качестве крупнейшего торгового партнера занял Китай. Это означает, что падение спроса на американском рынке не имело для южнокорейских компаний столь деструктивных последствий, чтобы привести хозяйственный комплекс в состояние стагнации. Кроме того, как указывалось выше, позитивную роль сыграла диверсификация экспортных производств, что позволило повысить устойчивость южнокорейской экономики. Во-вторых, позитивную роль сыграло проведенное после 1998 г. реформирование чэболь, повысившее их финансовую устойчивость, организационную управляемость и коммерческую гибкость. В частности, южнокорейское автомобилестроение в основном успешно пережило снижение потребительского спроса на американском и европейском рынках. То же можно сказать о чэболь, действующих в металлургии, электронике и индустрии информационных технологий.

В результате положение таких ведущих бизнес-групп, как Hyundai Motor и аффилированной с ней Kia Motors, а также POSCO, Samsung Electronics, LG Electronics оставалось в 2008-2010 гг. достаточно устойчивым. Стабильность чэболь проистекала от результативной реформаторской политики предшествующих президентских администраций, а также последовательных усилий самих южнокорейских конгломератов, направленных на их последовательную трансформацию в транспарентные бизнес-группы. В-третьих, существенное влияние на состояние южнокорейской экономики оказало наличие связи между упрочением демократии и ходом реформаторских процессов в РК в первом десятилетии нынешнего века.

От антикризисной политики - к поиску новой стратегии роста
Приход к власти президента Ли Мен Бака проходил по лозунгом поворота к либерализации экономической политики. Однако первый год правления новой администрации совпал с началом мирового финансового кризиса, что заставило южнокорейское руководство внести коррективы в свою политику. Тем не менее, правящая администрация, отдавая дань регулирующим антикризисным мерам, старается избежать усиления прямого вовлечения государства в экономические процессы.

Южнокорейское правительство оперативно отреагировало на проявившиеся сбои в функционировании хозяйственного механизма. Уже 19 октября 2008 г. был одобрен пакет антикризисных мер, призванных стабилизировать валюту, банковско-кредитную систему, а также положение на фондовом рынке. Решение было принято после того, как фондовый индекс KOSPI упал за день на 126,5 пункта до 1205 (самое глубокое падение с 1997г.), курс воны с начала года снизился на 29% до 1302 воны за доллар, и возникла угроза функционированию финансовой системы и реального сектора экономики. Стабилизационная программа правительства учитывала меры, принятые Банком Кореи 9 октября 2008 г., направленные на поддержание ликвидности за счет понижения учетной ставки с 5,25% до 3%, а также расширения сделок репо и скупки гособлигаций. Государство гарантировало займы в 100 млрд. долл. на срок до трех лет, к которым банки могли прибегнуть между 20 октября 2008 г. и 30 июня 2009 г. В качестве срочной меры, направленной на поддержание ликвидности и проведения внешнеторговых операций, банкам выделялись 20 млрд. долл. - из которых 1 трлн. вон (770 млн. долл.) предоставлялось Korea Development Bank с целью поддержания малого и среднего бизнеса. Еще 10 млрд. долл. направлялись на рынок валютных свопов. Эти шаги были призваны остудить ситуацию на кредитном и валютном рынках.

На первых порах дестабилизацию валюты удалось предотвратить. Однако в дальнейшем (2 марта 2009 г.) обменный курс приблизился к рубежу в 1600 вон за доллар, что стало самым низким показателем почти за 11 лет. Такое развитие событий связывается рядом экспертов с чрезмерной зависимостью южнокорейских заемщиков от европейского рынка капиталов. В условиях резкого осложнения ситуации в экономиках стран Центральной и Восточной Европы, в которые осуществлялись многомиллиардные вложения из ведущих государств ЕС, европейские инвесторы вынуждены были извлечь свои средства из активов третьих стран, в числе которых оказалась и Республика Корея, что не могло не отразиться на курсе воны. Говоря о данном явлении, следует подчеркнуть, что в основе его лежит глубокая вовлеченность южнокорейской экономики в процессы глобализации, объективное содержание которых имеет как позитивные, так и отрицательные последствия.

Между тем снижение курса воны достигло того уровня, за которым последовал разворот инвестиционных потоков в направлении южнокорейской экономики. В результате, к 2010 г. валютный курс поднялся до 1100 воны за 1 долл., что благоприятно сказалось на экономическом климате в стране. Правительство укрепило фондовый рынок за счет таких мер, как снижение на три года налога на прибыль путем освобождения от налогов средств, направляемых на долгосрочные вложения в приобретение акций, а также вывода из налогооблагаемой базы полученных дивидендов. Вместе с тем правительство заявило в октябре 2010 г., что вынуждено рассматривать вопрос о введении вновь налога на доходы, получаемые иностранными инвесторами-обладателями южнокорейских ценных бумаг. Делается это дабы избежать чрезмерного притока спекулятивного капитала, устремившегося осенью 2010 г. из США на развивающиеся рынки, в том числе в РК. В итоге только за октябрь вона подорожала по отношению к доллару на 3,6%. Сохранение этой тенденции грозит интересам южнокорейских экспортеров.

Президент Ли Мен Бак подчеркивает свою приверженность проведению социально-экономических преобразований, категорически не соглашаясь с точкой зрения, что кризис - не время для проведения реформ и поддержки инноваций. По мнению президента страны, инновации как раз более чем не обходимы именно в период спада. Направления трансформации экономики Южной Кореи обозначено достаточно четко: приоритет отдается укреплению социальной стабильности общества, структурным, инновационным и внешнеэкономическим преобразованиям.
В области социальной политики следует выделить меры срочные и рассчитанные на перспективу. В бюджете на 2010 г. дополнительно выделялось 3,5 трлн. вон на смягчение прямых негативных последствий кризиса, в том числе за счет создания 552 тыс. новых рабочих мест6. В долгосрочном плане администрация Ли Мен Бака планирует кардинально повысить качество социальной инфраструктуры и улучшить положение среднего класса. Примечательно, что государство рассчитывает обеспечить положительные сдвиги в материальном обеспечении и повышении социального статуса лиц в активном возрасте за счет расширения возможностей для открытия собственного бизнеса - поддержка малого и среднего предпринимательства стала частью долгосрочной социально-экономической программы в рамках «Нового гуманитарного договора», для чего выделяется 4,5 трлн. вон. Взявшись за проведение реформ, правительство поставило в повестку дня реализацию назревших мер по перестройке деятельности 34 государственных структур, включая такие как KEPCO, Korea National Housing Corporation Korea и Land Corporation. Причина связана с их низкой эффективностью, что стало особо заметно в период ухудшения экономической ситуации. Отсюда жесткое требование правительства - либо кардинальная перестройка деятельности этих институтов своими силами, либо их руководители потеряют свои посты, а функции реформатора возьмет на себя государство. Внимание правительства к упомянутым выше институтам связано с поставленной задачей фундаментального обновления в ближайшие годы инфраструктуры. Только в 2009-2010 гг. в строительство и реконструкцию автомобильных и железных дорог, энергетических систем, модернизацию городов было направлено около 100 трлн. вон. Речь идет о намерении осуществить серьезное перераспределение производственных мощностей между регионами страны.

Следует вновь подчеркнуть, что крупный бизнес в своем большинстве оказался относительно устойчив перед давлением ухудшившейся конъюнктуры. В значительной мере это явилось следствием санации банковского и корпоративного секторов, проведенного после кризиса 1998-1999 гг. Данное обстоятельство привлекает внимание зарубежных экспертов к анализу опыта реформирования экономики Южной Кореи. Президент Ли Мен Бак накануне саммита «двадцатки» в Лондоне был едва ли не единственным главой государства, выступившим с конкретными практическими рекомендациями по преодолению последствий кризиса, ссылаясь на недавний результативный опыт своих предшественников. Ощущая в начальный период кризиса устойчивость своих позиций, ведущие южнокорейские бизнес-группы внимательно следили за положением конкурентов, рассчитывая включиться в процесс передела собственности, сопровождающий кризисные явления. Так, металлургическая компания POSCO вынашивает планы по приобретению значительных зарубежных активов, что может способствовать закреплению ее лидерских позиций в мировой металлургии. Таким образом, кризис не умерил амбиции южнокорейского бизнеса. Он, по-прежнему, связывает свои перспективы с повышением роли на мировых рынках - причем не столько в количественном, сколько в качественном отношении. Характерно, что Samsung Electronics Co. и LG Electronics Inc. в условиях ухудшения конъюнктуры активизировали свои действия по закреплению на японском рынке информационных технологий, одном из самых требовательных и во всех отношениях трудных для освоения в мире. Причем задача ставится весьма амбициозная: на рынке продукции мобильной связи перейти из низших ценовых групп в средние и высшие.

Перспективы Экономики Южной Кореи
Республика Корея стремится создать необходимые условия, позволяющие стране выйти из кризиса с обновленным инновационным потенциалом, обеспечивающим повышение конкурентоспособности экономики. В связи с этим одним из приоритетных направлений развития становится поддержка образования и инновационной системы. В марте 2009 г. Министерство образования, науки и технологий утвердило принципы реформирования отрасли. Модернизация науки и образования связывается с реализацией решений организационного и финансового характера. К числу организационно-правовых мер относится расширение автономии южнокорейских университетов. Это должно снизить уровень бюрократизации, обеспечить оперативность и гибкость управления образовательными и научными центрами, а также усилить конкуренцию в сфере науки и высшего образования.

Данные шаги дополнились оптимизацией финансирования отрасли в 2009 г. в рамках унифицированной системы предоставления грантов в размере 495,5 млрд. вон. Помимо этого, с целью повышения уровня образования, особенно на периферии, правительство выделило в 2009 г. 265 млрд. вон на прямую поддержку университетов. Почти три четверти этих средств направлено в провинциальные учебные центры. Частный бизнес также рассматривает кризис как стимул развития инновационной сферы. В этих условиях крупнейшие компании стремятся нарастить свой инновационный потенциал. В 2009 г. Samsung Electronics увеличила расходы на НИОКР на 10%. В бизнес-группе LG расходы на НИОКР в 2009 г. возросли на 25% - до 3,5 трлн. вон. Примечательно, что инвестиционная программа LG в 2009 г. подверглась сокращению на 8,2%. Однако увеличение вложений в НИОКР привело к тому, что общий объем капиталовложений по сравнению с предыдущим годом не уменьшился. SK Group вкладывает 1 трлн. вон в создание продукции, отвечающей самым высоким экологическим требованиям. Hyundai-Kia Automotive Group также намерена укрепить свой научно-технический потенциал.

Менее определенным представляется положение малого и среднего бизнеса, а также политика правительства на этом направлении. Перекос южнокорейской деловой структуры в пользу крупного бизнеса является давнишней и трудно решаемой проблемой, причем не только экономической, но и социальной. Практически все правящие в РК на протяжении последних двадцати лет администрации декларировали намерение поддержать развитие малого предпринимательства. В этом смысле нынешнее руководство страны не отличается от своих предшественников. Проблема, однако, состоит в поиске конкретного подхода к решению застарелой проблемы. Результативность прежних попыток оказать единую поддержку всем категориям малого бизнеса оказалась невысокой. Причина лежит в неоднородности самих этих коммерческих структур. Например, одна, наиболее продвинутая, группа малых предприятий (7% от их общей численности) в первое десятилетие 2000-х годов показала ежегодный прирост производства в 30%, у другой группы компаний (порядка 30%) он сильно варьировался - от 0% до 30%. Наконец, третья группа стагнировала (14%) или разорялась (49%). В 1990-е годы доля первых двух составляла 6% и 27%, а в третьей группе доля выживших составляла 10%, а обанкротившихся - 57%. Таким образом, наибольшие перемены происходили в маргинальной группе, в которой отмечалось некоторое повышение доли малых предпринимателей, сохранивших свое дело, но лишь в незначительном числе пополнивших креативную группу.

Поэтому перед администрацией Ли Мен Бака в этой области стоят две задачи: определение приоритетов политики в отношении малого бизнеса и повышение адресности принимаемых решений.
Предыдущие администрации отдавали предпочтение мерам, поддерживавшим предприятия экономически слабые, но позволяющие сохранять и даже расширять занятость. В определенной степени при президенте Ли Мен Баке продолжается создание рабочих мест в малом бизнесе. Вместе с тем идеология экономического курса нынешнего руководства РК позволяет предположить, что больше внимания будет уделяться группе наиболее успешных компаний, действующих на самых перспективных направлениях и способных в будущем повысить свое положение в иерархии южнокорейского бизнеса.

Заслуживает внимания тот факт, что в 2010 г. правительство выразило поддержку углублению разносторонних связей между крупным бизнесом и связанными с ним субконтрактными отношениями малыми и средними компаниями в рамках провозглашенной президентом Ли Мен Баком стратегии построения «справедливого общества». При этом государство избегает прямого вовлечения в этот процесс, подталкивая чэболь самим выбирать формы и объемы поддержки. Вместе с тем государство намерено препятствовать проникновению крупного бизнеса в сферы деятельности, в которых традиционно преобладает малый и средний бизнес.

Откликаясь на это предложение властей, ведущие бизнес-группы, включая Samsung Electronics, Hyundai Motors, LG Electronics, SK Telecom и POSCO, создали фонд, размер которого к 2012 г. составит 1 трлн. вон (895 млн. долл.). Целью фонда объявлено содействие в техническом перевооружении, повышении производительности труда, качества персонала, а также развитие международного маркетинга малых и средних компаний, участвующих в производственных программах крупного бизнеса в качестве субподрядчиков.

Одним из важных направлений сотрудничества государства и бизнеса является придание нового дыхания старым индустриальным комплексам. Задача состоит в том, закрепить в них местные и привлечь из других регионов молодые кадры квалифицированных рабочих и специалистов. С этой целью в четыре промышленных центра до 2013 г. будет вложено 1 млрд. долл. центральным правительством, местными муниципалитетами и частным бизнесом15. Средства будут направлены на строительство качественного жилья, современной социальной инфраструктуры, на улучшение экологии, модернизацию транспортной сети и системы коммуникации. Расчет строится на том, что обеспечение качества жизни на уровне передовых современных образцов развитых стран станет весомой гарантией закрепления лучших специалистов на ключевых участках перспективных отраслей промышленности.

Важной составной частью антикризисных мер стало поддержание активной внешнеэкономической политики. Сохраняется приверженность правительства принципам открытой мировой экономики и обеспечения доступа южнокорейских компаний на внешние рынки. Достигается это путем увеличения объема страхования экспорта со 130 до 170 трлн. вон, поддержки внешнеэкономической деятельности малых фирм.Были предприняты меры по активизации начатых ранее администрацией Но Му Хёна попыток реанимировать создание сети новых или модернизированных старых специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ) с целью превращения их в центры производства высокотехнологичных товаров и услуг, а также формирования на базе ряда припортовых СЭЗ современных логистических центров.

Однако реализация этих планов происходит не так успешно, как рассчитывали их инициаторы. Поспешность принимаемых решений, массированный лоббизм региональных элит стали причинами неудачных решений. Ряд СЭЗ были созданы в отсталых районах, с целью привлечения в них внутренних и иностранных инвестиций, однако бизнес не проявил интереса к участию в подъеме неперспективных территорий. Некоторые зоны со сходной специализацией были организованы в непосредственной близости друг от друга, что вело к появлению между ними неэффективной конкуренции. В этих условиях значительные площади построенных зданий и сооружений оказались невостребованными инвесторами, что привело к омертвлению вложенных центральными и региональными правительствами средств. В результате, ожидание властей, что создание СЭЗ сумеет придать дополнительный импульс модернизации южнокорейской экономике, не оправдалось. Из шести СЭЗ ни одну нельзя отнести к полностью успешным проектам.

При этом причину логично связывать не столько с тактическими промахами отдельных групп чиновников, сколько с устарелым стратегическим подходом. Перед СЭЗ выдвигалась задача сродни той, что решалась в период экспортоориентированной индустриализации в 1970-е годы - формирование промышленных производств, ориентированных на мировой рынок. Однако в нынешних условиях «предложенные поставщиком (Южная Корея) услуги (характер и качество СЭЗ) не устраивают потребителя (иностранный бизнес)». Отсюда изменение по ходу проведения антикризисных реформ приоритетов при создании СЭЗ: учет глобальных и региональных экономических тенденций, прежде всего процессов происходящих в СВА. Только при таком подходе концепция превращения экономики Южной Кореи в региональный деловой (транспортно-логистический, информационно-аналитический, промышленно-инновационный) «узел» может быть подкреплена политикой формирования «осовремененных» СЭЗ.

Однако в этом случае ревизии должна быть подвержена вся организационно-правовая система организации особых территориальных образований. Это означает, что правовые, экологические нормы функционирования СЭЗ, порядок пограничного, фитосанитарного и таможенного контроля, качество системы здравоохранения и образования, а также прочие услуги и нормотворчество должно соответствовать высоким международным стандартам. Между тем такой подход в политических и общественных кругах РК разделяется далеко не всеми. Например, разнородные «группы интересов», среди которых профсоюзы, «патриотические круги», некоторые представители регионов выступают решительно против доступа иностранцев в такие сферы деятельности, как строительство школ и объектов здравоохранение. Поэтому правительству придется проявить как убедительные аргументы в свою пользу, так и твердость, дабы последовательно реализовать задуманное.

Опираясь на созданный в предшествующие годы потенциал, и откликаясь на экономические меры правительства, южнокорейская экономика продемонстрировала способность быстро преодолевать негативные последствия кризиса. В 2010 г. прирост ВВП, составил 6%, при этом минимум половину прироста обеспечило развитие внешнеэкономического сектора: экспорт увеличился на 17% при увеличении импорта на 18%, положительный торговый баланс составил 30 млрд. долл. Сохранение благоприятных тенденций в экономике Южной Кореи позволит обеспечить прирост ВВП в 2011 г. на 5%.

Поддержание динамичного развития, связанного с активной внешнеэкономической экспансией, в Сеуле связывают с поддержанием конкурентоспособности южнокорейских производителей товаров и услуг на внешних рынках. Согласно оценкам крупнейшей деловой ассоциации РК - Федерации корейской промышленности (ФКП), металлургические компании, судостроители и производители химической продукции уже в ближайшей перспективе столкнутся с серьезной конкуренцией со стороны Китая и ряда других государств, тем более, что мировые рынки этих товаров будут, скорее всего, расширяться очень медленно, а то и сужаться. Поэтому перспективы своего развития южнокорейский бизнес связывает с автомобилестроением, а также с группой инновационных отраслей (электроника, индустрия ИТ, биотехнология и т.д.). Причем автомобилестроение также рассматривается как отрасль, стоящая на пороге кардинальных технологических перемен. В частности, производство высокотехнологичных электроавтомобилей планируется довести в РК к 2020 г. до 1 млн. шт., из которых 700 тыс. шт. предполагается экспортировать.

Обеспечение высоких темпов развития внешнеэкономических связей нуждается в поддержании выверенной валютной политики. По мнению ФКП, оптимальным в ближайшей перспективе был бы валютный курс на уровне 1100 вон/долл. В случае удорожания валюты, южнокорейские экспортеры столкнутся с ухудшением конкурентоспособности своей продукции. При значительной девальвации - ощутят негативные последствия повышения стоимости импорта необходимых комплектующих деталей и узлов.

Администрация Ли Мен Бака связывает перспективы преодоления кризиса с укреплением сотрудничества с зарубежными партнерами и международными организациями. Особое значение придается координации финансовой политики с Японией и Китаем, что проявилось в ходе встреч руководителей трех стран, состоявшихся в 2008 г. в Дадзайфу (Япония) и в 2009 г. в Пекине, а также их постоянные контакты на международных форумах (саммиты «двадцатки», АТЭС и т.д.). Следует отметить, что еще до появления кризисных явлений президент Ли Мен Бак предложил существенную корректировку внешней политики. Символичным представляется его заявление о новых принципах южнокорейско-японских отношений: «Историческую правду нельзя игнорировать. Но мы не можем будущее наших отношений ставить в зависимость от прошлого».

Япония и Южная Корея договорились возобновить обсуждение соглашения о свободной торговле (ССТ), подготовка которого находится на достаточно продвинутой стадии. В свою очередь, премьер КНР на встрече с президентом РК предложил заключить аналогичный двусторонний договор. Однако пока надежды на интенсификацию развития не оправдались в той мере, как на это рассчитывали в Сеуле. Одной из веских причин стало обострение политических разногласий в СВА, в частности, неспособность трех стран решить застарелые территориальные проблемы.Тем не менее, администрация президента Ли Мен Бака исходит из того, что угроза кризиса должна не препятствовать, а подталкивать к подписанию ССТ с возможно большим числом стран, прежде всего - с членами АТЭС. В этом контексте закономерным шагом стало решение Республики Корея и Австралии начать в мае 2009 г. переговоры о заключении двустороннего ССТ. В ближайшей перспективе Южная Корея рассчитывает достичь договоренности о подписании ССТ с Индией. Наконец, настоящим прорывом можно считать подписание ССТ между ЕС и РК. Сеул опередил здесь другие страны Азии. В этой связи следует сделать одно уточняющее замечание. Речь идет о терминах «внешний» и «внутренний» рынок, как они трактуются в странах Восточной . Разразившийся мировой кризис заставил ряд азиатских политиков, бизнесменов и экспертов усомниться в эффективности ориентации в сложившихся условиях на экспортоориентированный тип развития.

Однако, скорее всего, речь идет не о переориентации таких стран, как Сингапур или Тайвань целиком на внутренней спрос, что, видимо, невозможно, а о расширении емкости совокупного, все более интегрированного рынка стран региона. Потребность в этом уже давно назрела. Перспективный восточноазиатский рынок выступает в качестве внутреннего, частично замещающего потери, понесенные при сокращении спроса на рынках США и ЕС. Так вот участие в этом процессе и становится весьма привлекательным для бизнеса Республики Корея, для которого растущий потребительский и инвестиционный спрос в Китае и странах АСЕАН становится важным ориентиром при формировании посткризисной стратегии развития.

Внешнеэкономическая политика открытости, отражающая долгосрочные южнокорейские интересы, связанные с обеспечением доступа к перспективным мировым рынкам, лежит в русле официальных деклараций стран «двадцатки», входящих в число лидеров мировой экономики и участвующих в выработке глобальной антикризисной программы. Проблема, однако, состоит в том, насколько декларированные принципы поддержания открытых рынков будут реализовываться на практике. Для Республики Корея ответ на этот вопрос носит во многом судьбоносный характер. Только в условиях отказа ведущих партнеров страны от протекционизма экономика Южной Кореи получает возможность реализовать в полном объеме потенциал, который она начала создавать в период кризиса в результате проведения активной экономической политики.