Когда была организована нерчинская втк. Нерчинская каторга. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Батюшка, благословите наших телезрителей.

– Дорогие телезрители, прежде всего, хочу поздравить всех вас и нас с Новым годом и праздником Рождества Христова. Трудно сказать, как сложится для каждого из нас год наступивший, но я надеюсь, что Господь не оставит нас Своей милостью.

Спасибо Вам, что Вы пришли к нам вновь. В прошлом году мы с Вами говорили о святынях Храма Христа Спасителя. Есть некоторые вопросы, которые тогда мы не успели осветить, и уже сегодня, я думаю, закончим то, что не успели тогда; вопрос касается охраны и безопасности храма. Турист или простой верующий, заходя в Храм Христа Спасителя, проходит через металлоискатель. Это немного непривычно простому верующему, и вопрос касается именно системы охраны. Почему именно такие меры безопасности Вы принимаете в храме?

– К сожалению, это веяние последнего времени. Раньше, когда приходилось бывать за границей, мы видели такие же меры безопасности, входя в известные храмы в Риме или Венеции. У нас еще этого не было, но, как показывает практика, храм (тем более – наш храм) посещают люди не только с благими намерениями, а желая совершить какую-то провокацию. И чтобы не допустить серьезных, трагических последствий этих посещений, было принято решение все-таки поставить металлоискатели на входе. Это сейчас не только в храмах, но и практически во всех учреждениях культуры или магазинах.

Но действительно, человек, идущий в храм помолиться, встречаясь с такими мерами безопасности, смущается. Некоторые относятся к такому совершенно спокойно. В частности, наши прихожане понимают, какова цена противоправных действий, если они произойдут, и поэтому совершенно спокойно проходят через металлоискатели, встречаются с представителями охраны. Потом они уже могут чувствовать себя в безопасности, надеясь, что эти меры помогают тому, чтобы люди могли, придя в храм и пройдя через эти «кордоны», уже думать только о том, куда и для чего они пришли, спокойно молиться, зная, что ничто не может помешать совершающемуся в храме богослужению.

Мы говорим: кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. А могли бы Вы разъяснить, что это значит, какой статус у этого храма в нашей Церкви?

– Он считается главным храмом нашей Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя – кафедральный собор, то есть здесь находится кафедра Патриарха Московского и всея Руси. И, как известно, Святейший Патриарх Кирилл совершает в нем праздничные богослужения. Пасхальные службы совершает Патриарх, и в какие-то общецерковные праздники Святейший Патриарх совершает свое служение. Вот сейчас мы готовимся к Рождественскому богослужению – это престольный праздник нашего храма.

Почему называется «соборный»? Потому что здесь служит не один священник, а собор священнослужителей (нас несколько). Вот как расшифровывается это название «кафедральный соборный Храм Христа Спасителя»: храм кафедры Патриарха Московского и всея Руси.

То есть настоятель этого храма...

–...сам Святейший Патриарх Кирилл.

А Ваша должность – ключарь?

– Моя должность – ключарь. Эта должность существует в кафедральных соборах, где настоятель либо Святейший Патриарх, как в нашем храме, либо Правящий архиерей епархии. И настоятель этого храма дает свои полномочия по управлению кафедральным собором старшему священнику, который несет ответственность за то, что происходит в соборе, – за порядок богослужения, благолепие и благочиние в этом храме. Так что фактически настоятельские функции передаются старшему священнику храма, а должность его называется «ключарь».

Часто мы видим по телевизору (не только на православном телевидении, но и светском), что здесь проходят мероприятия высокого уровня (и Соборы, и какие-то светские) в Зале Церковных Соборов, главные службы. А есть ли у этого храма приходская жизнь? Есть ли воскресная школа, какие-то собрания, постоянные прихожане или какой-то другой вид приходской жизни?

– Несмотря на высокий статус, храм несет все функции приходского храма нашей Русской Православной Церкви, как и любой городской или сельский храм. Действительно, есть какая-то небольшая община (небольшая потому, что храм находится в самом центре Москвы, здесь мало жилых домов, и практически все прихожане приезжают в наш храм из других уголков нашего города), есть воскресная школа, детей в нее тоже привозят из разных районов города, совершаются все таинства, все требы, как и в любом православном храме.

Кстати, очень хороший вопрос, ведь многие до сих пор не знают, что храм живет нормальной церковной жизнью. И для многих бывает большим откровением, когда узнают об этом, думая, что данный храм существует только для каких-то высокопоставленных лиц, что Патриарх там бывает только в присутствии Президента или премьер-министра, как показывают на Рождество или Пасху, а в остальное время он является музеем. Ничего подобного. Службы у нас совершаются ежедневно – будничные богослужения совершаются в нижнем Преображенском храме, а в праздники и воскресные дни мы служим в самом Храме Христа Спасителя. И любой желающий и интересующийся историей храма, историей Отечественной войны 1812 года (храм является еще и памятником тем событиям) может совершенно спокойно прийти, пройдя через средства обеспечения безопасности, помолиться или познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 года, которые отображены на памятных мраморных досках.

Еще один несколько провокационный вопрос. В сети интернет можно увидеть фотографии храма, где изображены шестиконечные звезды, на полу кресты, и многие люди с недовольством высказываются, что в храме много иудейских символов, масонских и т.д. Есть даже мнение, что на дверях тоже какие-то непонятные символы, словно заходишь не в православный храм, а в синагогу. Как Вы можете это прокомментировать?

– Очень хороший вопрос, с которым мы сталкиваемся практически ежедневно. Люди, приходящие в храм, каждый день задают такие вопросы: «Что это за шестиконечные звезды? Это масонский храм?» Был даже такой курьезный случай, когда дежурил наш отец Александр Агейкин (он был еще протодиакон): приходит какой-то мужчина и задает этот вопрос. А тот, чтобы подвести его к осознанию этой символики, спрашивает: – А шестиконечная звезда как именуется? – Звезда Давида. – А кто такой Давид? Вы знаете? – спрашивает отец Александр. – Ну, Давид был царь. – А еще?

Мужчина уже как-то начал смущаться от этого вопроса. Отец Александр ему подсказывает: – А еще он пророк. Вы читаете Псалтирь? – Да, читаю. – Так вот, Псалтирь как раз написал царь и пророк Давид.

И реакция была потрясающей. Когда этот человек услышал, что Псалтирь написана пророком Давидом, он опешил и говорит: – Так что же, мне теперь Псалтирь не читать?

То есть до такого доходят люди, которым шестиконечные звезды перебивают смысл нашей христианской символики. Давайте поговорим об этом. Я тоже долго думал, почему так многих этих символов.

А до разрушения тоже были эти символы?

– Да, храм ведь полностью восстановлен таким, каким он был до разрушения. И в оформлении храма очень деятельное участие принимал святитель Филарет, митрополит Московский. А он ведь был очень глубоким богословом и глубоким православным мыслителем, для него эта символика означала много. Но вот сейчас, в преддверии праздника Рождества Христова, мы слышим, как поются ирмосы Рождественского канона. В одном ирмосе этого канона говорится: «Жезл из корене Иессеова, и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси…». Почему? Кто такой Иессей и почему это соединяется с Девой Богородицей? Если мы хорошо знаем историю Ветхого Завета, то должны знать, что Иессей был отцом царя Давида. А Матерь Божия была из рода царя Давида. Так вот, Храм Христа Спасителя посвящен Рождеству Христову, прославляется Дева, Матерь Божия, и, естественно, что этот символ царского дома, символ царя Давида присутствует в храме, посвященном Рождеству Христову. Это настолько глубокая мысль, что о каком масонстве может идти речь? Получается, царь Давид был масоном?

Так что здесь никакие масоны ни при чем, а вот паникадила, которые сделаны в форме этой звезды, орнаменты, что присутствуют в Храме Христа Спасителя в виде звезд царя Давида, указывают на царское происхождение Матери Божией. Вот и все.

Не надо выдумывать никакие символы ни масонства, ни синагоги и уходить куда-то далеко от самых простых объяснений, которые мы слышим в церковных песнопениях и церковных гимнах. Просто нужно чаще заглядывать на страницы служб праздничных богослужений, где очень хорошо все это объясняется.

Некоторые символы из Ветхого Завета в наше время приобрели некие другие значения.

– Действительно, если какие-то человеческие общества, в частности, масонские, употребляют какие-либо ветхозаветные или христианские символы, то это совершенно не значит, что символы теряют свое христианское или Божественное значение. Это все равно что считать: если на фашистских танках были изображены кресты, значит, христиане все – агрессоры и убийцы. Размышляя так, можно дойти до совершенно диких объяснений. Поэтому, приходя в Храм Христа Спасителя и видя эти символы, не смущайтесь, что орнаменты в виде шестиконечных звезд, думайте о тех корнях человеческой природы, которые заключены в нашем Спасителе. Пусть эти орнаменты не загораживают того главного, ради чего и построен этот храм и ради чего в храм приходят люди – чтобы помолиться Христу Родившемуся, Христу Воскресшему и спасшему нас от вечной смерти почему этот храм и называется Храмом Христа Спасителя.

Спасибо Вам за ответ. Часто приходилось встречать в литературе о громогласных протодиаконах Храма Христа Спасителя. Отец Константин Розов, «великий архидиакон», служил в этом храме. Храм, как мы знаем, был разрушен. В наше время продолжаются ли традиции, бывшие еще до революции? Вы как-то работаете над их возобновлением, поддержанием? И какие это были традиции?

– Да, мы стараемся возрождать те традиции. Не только храм возродили в том виде, какой он был, – но ведь душой храма является богослужение, все то, что происходит внутри него. В частности, мы ежегодно совершаем молебен, который был составлен святителем Филаретом, митрополитом Московским, в благодарность Богу за избавление нашего Отечества от галлов и двадесяти (не «двунадесяти», как обычно говорят) народов (то есть не 12-ти, а 20-ти), с которыми Наполеон пришел на нашу землю. Ведь Храм Христа Спасителя освящен в честь Рождества Христова, потому что последний наполеоновский солдат покинул пределы нашего Отечества именно в этот праздник.

Святитель Филарет составил благодарственный молебен, его до революции служили всегда в праздник Рождества Христова, 25 декабря. Но поскольку сейчас уже новая традиция родилась, и в праздник Рождества Христова мы совершаем торжественную вечерню, как это бывает на Пасху, и поздравления Святейшего Патриарха происходят в этот день, то еще, по благословению покойного Патриарха АлексияII, мы этот молебен совершаем 25 декабря, но по новому стилю. Это и день рождения императора Александра I, его мы поминаем за Литургией, – не только его, но и военачальников, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, молимся об упокоении погибших воинов. И ежегодно, на протяжении уже более 10-ти лет, мы этот молебен совершаем.

Кроме того, сейчас очень неплохой хор собрался в храме, и мы стараемся возрождать певческие традиции, что существовали в Храме Христа Спасителя до его разрушения. В отношении громогласных протодиаконов… К сожалению, сейчас очень редко можно встретить протодиаконов с голосом «великого архидиакона» Константина Розова. Но у нас есть протодиакон Константин, который служит со Святейшим Патриархом Кириллом. Он еще молодой, у него все впереди, и он обладает мощным, громким и бархатным басом, каким всегда славились наши протодиаконы. Так что есть такие традиции, о которых мы знаем и которые стараемся возрождать и поддерживать.

К слову, празднование у нас получается наоборот: Нового года и Рождества, хотя до революции было иначе. Как Вы считаете, разные календари – это проблема на или уже сложившиеся в стране традиции?

– Для меня лично это никогда не было проблемой несовместимости Нового года и Рождественского поста. Обычно мы провожали старый год, совершая вечером новогодний молебен. Первого числа я всегда имею обыкновение служить Литургию, поэтому никаких особых приготовлений к новогоднему столу, таких, как салат оливье, колбаса… Все, что обычно присутствует у наших людей на новогоднем столе, для нас не было непременным атрибутом.

А главным праздником всегда у нас был праздник Рождества Христова, когда можно после ночного богослужения прийти домой разговеться и почувствовать праздник даже и в этом – не только духовно, но и телесно, когда после долгого промежутка времени можно уже вкушать скоромную пищу. Поэтому нет никакой проблемы. Это уже, видимо, сейчас, когда в церковь пришли новые люди, которые привыкли отмечать Новый год так, как всегда отмечали, – для них, может быть, это проблема. Тем более, что Новый год – это ведь достаточно относительная дата. В истории нашего Отечества было несколько дат, когда мы встречали Новый год: это был и сентябрь, и март. По указу Петра I мы стали отмечать его 1 января, а теперь он у нас по старому стилю перешел на 14 января. Так что это достаточно условные даты.

Я считаю, при всем веселье и изобилии на столах, человеку верующему воздержание как раз и полезно испытать, зная, что впереди великий праздник, который действительно для нас является праздником, имеющим под собой все основания.

В чем смысл Рождества Христова и что бы Вы сказали людям, которые предпочитают Рождество без Христа?

– Тем, кто предпочитает Рождество без Христа, я бы ничего не сказал, ведь смысл этого праздника как раз и заключается в Рождении, Воплощении Сына Божия. Кстати, сейчас времена меняются, и если раньше о нем вообще молчали, то сейчас все-таки как-то неудобно не упоминать о Рождестве Христовом. Сейчас в поздравлениях можно слышать: «Поздравляем с Новым годом и Рождеством»… Но ничего не произносится дальше.

Это как будто с Запада пришло...

– Да, ну Рождество и Рождество. Что такое Рождество? Это подарки, ходит Санта-Клаус и раздает их. Уже в этом чувствуется какое-то лукавство и недоговоренность. И получается Рождество без Христа. А если без Христа, то какое может быть Рождество? Чье Рождество? Поэтому что скажешь этим людям? К сожалению, сейчас все чаще и чаще можно слышать, что неудобно не поминать Рождество, но лучше не говорить о Христе, об этом событии. Ну так это что-то такое… Я всегда поправляю людей, которые поздравляют с Рождеством. Говорю: с Рождеством Христовым. И тогда это действительно имеет смысл, иначе все до этого сказанное не имеет смысла – вот эта сорокадневная подготовка, очищение души. Если Христа нет, то ради чего все это делается? Ведь именно Христос Спаситель Родился, воплотился. И я рекомендую познакомиться с богослужебными текстами праздника Рождества Христова и предпразднства Рождества Христова, в которых очень хорошо разъясняется смысл этого явления и смысл праздника.

Престольный праздник Храма Христа Спасителя… Как Вы к нему готовитесь, как проводите? Есть ли какие-то особенности?

– Особенностей, наверное, нет, ведь он престольный, престол освящен в честь праздника Рождества Христова. Но, как и в любом православном храме, идет подготовка. Прежде всего, конечно, мы сами и наши прихожане готовимся духовно, внутренне через пост, воздержание, а храм украшаем елочками. Это тоже традиция. Но хочу сказать, бывают какие-то недовольства, что, дескать, природу губим, рубим деревья. Мы всегда елки берем в лесничестве, всегда заранее с лесниками договариваемся, и они нам дают те деревья, которые уже подлежат вырубке – никакого варварства здесь нет, все совершенно официально.

А теперь столкнулись с трудностью: ужесточили меры борьбы за экологию и категорически запретили делать вырубки даже тех деревьев, которые нужно вырубить (больные, некондиционные деревья). Поэтому я не знаю, как мы выйдем из этой ситуации, но я сказал, что лучше мы останемся без украшения храма, чем пойдем на окольные пути, чтобы неправомерными методами приобрести деревья. И, конечно, украшается центральная праздничная икона.

Наш храм еще имеет ту особенность, что на Рождество, в наш престольный праздник, его посещают первые лица нашего государства. Конечно, перед ночным богослужением проводятся особые меры по безопасности. После всенощного бдения, которое начинается в 5 часов вечера, мы закрываем храм, проводятся необходимые меры, и уже открываем храм для доступа людей на ночное богослужение. Центральную часть мы отдаем для гостей Святейшего Патриарха, для почетных людей, но доступ в Рождественские праздники в остальные зоны храма совершенно свободный. Поэтому те, кто хочет прийти помолиться на ночной службе со Святейшим Патриархом, могут это сделать свободно, без каких-то приглашений. Но приходится учитывать, что таких желающих может быть больше, чем может вместить сам храм. Тогда мы, конечно, прекращаем доступ. Это нужно понимать, чтобы было без обид: хотя храм и имеет большие площади, но, к сожалению, не может вместить всех желающих.

Кстати, сколько верующих может вместить храм?

Я бы хотел попросить Вас поздравить наших телезрителей с наступающим праздником Рождества Христова.

– Я поздравляю всех зрителей с великим праздником Рождества Христова. Пусть Богомладенец Христос, Пришедший в мир две с небольшим тысячи лет назад, всегда живет в вашем сознании и вашем сердце, в вашей душе – все дела, мысли, начинания вы всегда согласовывали бы с Родившимся Христом. Помощи Божией, благословения Божия желаю каждому из вас в наступившем новом году и в светлые великие праздники Рождества Христова.

Записала Елена Кузоро

Один из первых пострадавших за веру новомучеников – священник Александр Хотовицкий, последний ключарь Храма Христа Спасителя перед его уничтожением. Протоиерей Михаил Рязанцев, первый ключарь воссозданного Храма Христа Спасителя, ответил на вопросы «ТД» о судьбе священномученика Александра, церковном почитании новомучеников и статусе патриарших соборов Москвы в советское время и сегодня.

Протоиерей Михаил Рязанцев

– Сведения довольно скудные, поскольку был уничтожен не только сам Храм Христа Спасителя, но и воспоминания о тех, кто здесь служил.– Отец Михаил, священномученик Александр Хотовицкий был последним ключарем Храма Христа Спасителя до его разрушения в 1931 году. Что Вы могли бы рассказать о деятельности отца Александра на этой должности?

Известно, что священник Александр Хотовицкий получил назначение в Храм Христа Спасителя после служения в Америке и в Финляндии.

Если быть точным, в 1914 году закончилось его послушание в Америке и он был переведен в Гельсингфорс (Хельсинки), поскольку обладал миссионерским даром, даром убеждения и даром проповеди и многих протестантов еще в Америке привел к православию. Очевидно, священноначалие сочло для него возможным потрудиться в Финляндии, где, хотя это была территория Российской империи, тоже было много протестантов.

И вот после этого в августе 1917 года он получил назначение на должность ключаря Храма Христа Спасителя.

– В чем заключаются обязанности ключаря? Для современного человека смысл этого слова далеко не очевиден…

– Обычно ключарем является священнослужитель, который отвечает за ризницу, церковные сосуды и ценности, которые хранятся в храме. Если настоятелем храма является правящий архиерей или, как в случае с кафедральным собором Москвы, Святейший Патриарх, старший священник храма называется ключарем.

Сегодня должность ключаря Храма Христа Спасителя включает в себя не только хранение ризницы, но и организацию богослужений, как патриарших, так и вседневных. Как видно, к ключам это имеет совсем не такое большое отношение. Хотя в какой-то степени это действительно хранение ключей от ризницы.


Священномученик Александр Хотовицкий


Спасителя?
– Что известно о жизни отца Александра Хотовицкого в период после его назначения на должность ключаря Храма Христа

– Тогда он был еще в сане протоиерея и, как мы знаем, на годы его служения в Храме Христа Спасителя, с 1917 по 1924, выпали тяжелые испытания для всей Русской Православной Церкви и, в частности, для Храма Христа Спасителя.

Отец Александр участвовал в Поместном соборе 1917-1918 годов.

Что касается храма, до революции 1917 года он находился на государственном обеспечении. То есть ремонтные, реставрационные работы, выплаты жалования священнослужителям осуществлялись за счет государственной казны. Государство взяло на себя заботу о материальном содержании храма, поскольку он был не просто церковным зданием, но еще и памятником погибшим во время Отечественной войны 1812 года.

Когда после революции в государственном содержании было отказано, отец Александр явился инициатором создания общества по поддержанию Храма Христа Спасителя и обратился с воззванием к современникам, москвичам и всем, кому был дорог этот храм с тем, чтобы не дать разрушиться этой святыне. Дело в том, что к тому времени стали разрушаться горельефы, которые, кстати, были сделаны не из мрамора, а из «протопоповского камня» – особого известняка, который добывали под Москвой.

Отец Александр надеялся, что какие-то добрые люди, имеющие денежные средства, могли бы помочь в этом деле. В своей квартире он собирал людей, которые были неравнодушны к судьбе Храма Христа Спасителя, и они обсуждали, как помочь храму. Советские карательные органы увидели в этом контрреволюционную деятельность, а сами собрания представили как тайные и антисоветские.

В 1924 году отец Александр был арестован и обвинен в утаивании церковных ценностей. Прокурор Вышинский требовал смертной казни для всех, кто вместе с отцом Александром был в числе обвиняемых, но в то время выносились не такие жестокие приговоры, как в 30-е годы. Отец Александр был сослан в Туруханский край на несколько лет.


Храм Христа Спасителя до разрушения

Что касается Храма Христа Спасителя, как известно, после революции он недолго принадлежал Русской Православной Церкви. В 20-е годы его захватили обновленцы, и до самого разрушения в 1931 году никаких работ по реставрации, ремонту и уходу не проводилось.

– Известно что-нибудь о деятельности отца Александра в период его служения в храме Ризоположения?

– Поскольку отец Александр был обвинен в преступлениях против советской власти, ему было запрещено проповедовать. Церковные современники рассказывали о нем как о замечательном священнике с прекрасным голосом, который с высоким духовным, религиозным чувством совершал богослужения, но никогда не проповедовал, потому что это было ему запрещено.

Летом 1937 года отец Александр снова был арестован. Мы проводили исследование и в архивах ФСБ нашли сведения о том, что 19 августа, в праздник Преображения Господня, ему был вынесен смертный приговор и в этот же день отец Александр был расстрелян. Одно время мы думали, что он покоится на Бутовском полигоне. Однако, по данным архивов ФСБ, протопресвитер Александр Хотовицкий вместе с другими расстрелянными был похоронен в братской могилев районе Донского монастыря, там, где сейчас крематорий.

Больше ничего не известно, потому что в архивах судебных заседаний ничего, кроме того, о чем я сказал, не сохранилось. Больше могли бы рассказать участники процессов, очевидцы, современники. Но время было такое, что люди, которые о чем-то знали, предпочитали молчать, чтобы не оказаться в местах не столь отделенных. И все воспоминания того времени ушли вместе с людьми.

– Вам не приходилось видеться с современниками, близкими отца Александра?

– К сожалению, нет. Кончено, времени прошло много. Если бы можно было пораньше вернуться к идее воссоздания Храма Христа Спасителя, когда многие из современников отца Александра еще были живы, мы могли бы почерпнуть больше сведений. Возможно, у кого-то сохранились какие-то сведения в домашних архивах, но пока об этом не известно.

– Известно что-то о супруге отца Александра, об их детях?


Икона священномученика Александра Хотовицкого

– Протопресвитер Александр Хотовицкий прославлен в сонме новомучеников и исповедников российских. С одной стороны, эти святые канонизированы Церковью, с другой – их почитание не очень распространено. С чем это связано? – Ничего. Детей, насколько знаю, не было.

– Это вопрос закономерный, ведь это те святые, которые были не только нашими соотечественниками, но для многих и современниками. Многие почитают святых в основном за то, что по их молитвам происходят исцеления, совершаются чудеса, а если это просто святой, к сожалению, какого-то особого отношения к нему нет. Порой, когда смотришь на современный уровень духовной жизни наших верующих людей, мелькает мысль: «А не бесплодны ли были труды и страдания новомучеников?». Потому что общецерковного их почитания со стороны верующих мирян нет. Конечно, не думаю, что, глядя на нас, новомученики отказались бы пойти на свою Голгофу, но иногда кажется, что мы не в полной степени достойны их трудов и их страданий.

Память об их подвигах должна существовать, чтобы, прежде всего, в будущем не повторился период гонений на Церковь. А ведь это зависит от нас. Конечно, всякое бывает. Возможно, если какие-то притеснения начнутся, тогда и вспомнят о тех людях, которые уже прошли через эту ситуацию, и будут искать у них помощи.

– Что делать, чтобы распространить их почитание? Что делается конкретно в отношении памяти отца Александра Хотовицкого?

– Мы в Храме Христа Спасителя всегда в молитвах к нему обращаемся. Думаю, что и в храме Ризоположения совершается его почитание.

– Вы служите молебен в день его памяти?

– Дело в том что, отец Александр был расстрелян на Преображение, а канонизирован в праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Поэтому в эти дни, конечно же, первенствуют двунадесятые праздники. Но на следующий день после Введения мы всегда служим службу священномученику Александру по чинопоследованию службы новомученикам и исповедникам российским.

– Когда была написана его икона?


Фото, с которого написан парадный портрет

А вот на стене в моем кабинете – парадный портрет отца Александра. Наши художники по моей просьбе писали его с фотографии. Теперь он присутствует здесь как один из клириков Храма Христа Спасителя.-Впервые икону отца Александра Хотовицкого мне привезли из Америки. Она была написана в Американской Православной Церкви, ведь там он почитался до его канонизации у нас, в России. А ко дню канонизации был сделан список с американского образа. Сейчас он находится в Алексеевском приделе Храма Преображения, где у нас совершается крещение.

– Тропарь и кондак были составлены в Америке?

– Нет, они были написаны ко дню канонизации.

– До революции старшим священником города Москвы был настоятель Успенского собора московского Кремля. После революционных катаклизмов 1917 года старшими священниками считался настоятель собора Богоявления в Дорогомилове, а после его разрушения – настоятель Богоявленского собора в Елохове. Теперь, после воссоздания Храма Христа Спасителя, как соотносятся между собой статусы московских кафедральных соборов?

– Успенский собор, несмотря на то, что имеет статус музея, до сих пор является Патриаршим собором. В отношении кафедрального собора Москвы произошла коллизия, которая, может быть, не совсем соответствует канонам: у нас таких соборов не один, а два.

Когда воссоздали Храм Христа Спасителя, чтобы не умалять достоинство Богоявленского собора в Елохове, был принято такое компромиссное решение: Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Патриарха как главы Русской Православной Церкви, а Богоявленский – кафедральный собор правящего архиерея города Москвы, то есть, на самом деле, тоже Святейшего Патриарха. Никакими бумагами и постановлениями Синода или Епархиального собрания это не обозначено, и, тем не менее, такое распределение существует.

– Как в период после ареста отца Александра шла линия преемства титула старшего священника Москвы?

– Вести эту линию от отца Александра неправильно, потому что главным священником кафедрального собора Христа Спасителя был не он, а настоятель (ведь до Поместного


Богоявленский собор в Елохове


– А после избрания Патриарха?
собора Патриарха на Руси не было) .

– Провести эту линию четко невозможно, потому что после смерти патриарха, к сожалению, возникли трагические коллизии с местоблюстителями. Время было такое, что о первенстве вообще не было речи, все старались как-то спасти Церковь и служили на тех местах, где приходилось, без рассуждения о том, кто первый, кто последний.

После избрания патриарха Сергия, когда начали совершать богослужения в Елоховском кафедральном соборе, его настоятелей стали возводить в сан протопресвитера. Протопресвитером был отец Николай Колчицкий, отец Иоанн Соболев, отец Виталий Боровой, в последнее время – протопресвитер Матфей Стаднюк.

В период гонений линия жизни нашей Церкви имела «белый пятна», и провести ее возможно только пунктирно.

– Сегодня многое изменилось. Вместо годовщины революции, 7 ноября, мы празднуем День народного единства. По церковному календарю – празднование в честь иконы Божией Матери Казанская. Храм Христа Спасителя – один из символов новой Росси. Перед ним, как и перед всей Церковью в последние два года встали новые задачи. В чем Вы видите, с одной стороны, продолжение традиций, а с другой – изменение роли и функций соборного храма при XVI-м Патриархе Московском и всея Руси?


Храм Христа Спасителя. Современный вид

– Я очень не люблю слово «роль», когда оно применяется к жизни Церкви.
Церковь, начиная с Патриарха Сергия: патриарх Алексий I, патриарх Пимен. И всегда Богоявленский собор являлся образцом церковной жизни, и священники для служения в этом храме подбирались так, чтобы были и грамотными, и добрыми, и опытными в духовной жизни.Если говорить о кафедральном соборе, в период гонений Богоявленский собор был местом, где, прежде всего, совершали богослужение люди, которые возглавляли Русскую

Со времени воссоздания Храма Христа Спасителя функции кафедрального собора несколько расширились. Если в период гонений людям, особенно молодежи, запрещали ходить в храмы, причем главным образом на Рождество, на Пасху (хотя богослужения совершались), сейчас кафедральный собор Храм Христа Спасителя не только открыт для всех желающих, но мы видим, как на торжественные патриаршие богослужения приезжают государственные деятели. И это не какой-то их долг, как первых лиц государства. Мы на самом дела видим, что люди приезжают сюда не просто постоять со свечкой в руках, но что-то у них в душе происходит во время богослужения.

Как человек, который 11 лет иподьяконствовал у покойного патриарха Пимена и в течение продолжительного времени участвовал в богослужениях в Богоявленском соборе, я всегда старался и стараюсь в своей деятельности продолжить московскую традицию совершения богослужения. Потому что в нашем богослужении есть определенные качества, присущие именно Москве. Надеюсь, в какой-то степени это нам удается.

В последние годы в Храм Христа Спасителя привозят мощи святых, почитаемых во всем православном мире. Когда в этом году в Россию прибыла десница святителя Спиридона Тримифунтского, предполагалось сразу отвезти ее в Даниловский монастырь, который был инициатором приезда. Но Святейший патриарх сказал, что сначала святыня она должна побыть в кафедральном соборе. Одна из причин – то, что Храм Христа Спасителя для многих, особенно иногородних – очень хороший ориентир, его легко найти в Москве и, следовательно, большее число верующих может поклониться святыне. Приметное местонахождение – одно преимуществ из кафедрального собора.


Протоиерей Михаил Рязанцев в алтаре Храма Христа Спасителя

– Что Вы имеете в виду, говоря об особенных качествах московских богослужений?

– Это трудно объяснить. Просто везде, в любом храме должны быть порядок и чистота, благолепие и домашняя атмосфера, в которую людям хотелось бы прийти, чтобы существовала забота о святынях храма. Как мне кажется, московские храмы как раз этим отличались в особой степени.

Как-то к нам еще в советские времена приехал один батюшка из Ленинграда. Побывав в московских храмах, он был как-то приятно удивлен тем, как в них поддерживается благолепие. Но об этом трудно рассказать, нужно как-то почувствовать это особое духовное настроение. Может быть, это ощутится после того, как человек побывает в разных местах.

Возвращаясь к теме кафедрального собора, отмечу, что святейший патриарх Алексий II, назначая сюда клириков, очевидно, имел в виду что здесь священники будут сталкиваться со многими проблемами. И они должны иметь достаточные образование и духовный и жизненный опыт, чтобы ответить на возникающие вопросы. Ведь кроме того, что сюда приходят люди, которые составляют приход Храма Христа Спасителя (таких немного, примерно 100-150 человек), сюда заходят и те, кто находится в Москве проездом и у кого, например, находится свободное время между поездами или самолетами. Многие хотят побывать в нашем храме, в том числе и жители мест, в которых храмов нет. Но душа-то просит духовной поддержки. И мы своими силами, трудами стараемся эту поддержку оказать. То есть здесь и миссионерство в какой-то степени.


Храм Христа Спасителя

Сюда приходят люди, совершенно далекие от Церкви и православной веры, для которых это место прежде всего – памятник Отечественной войне 1812 года (ведь, проходя по галерее храма, можно воссоздать картину боевых действий от начала до окончания войны). Но, в любом случае, нет ни одного человека, который остался бы равнодушен, посещая Храм Христа Спасителя. Надеюсь, что хоть в малой степени посещение храма будет иметь следствием то, что человек задумается о своей жизни и своем назначении. В этом мы видим миссию всех, кто сегодня трудится в Храме Христа Спасителя.

Русской православной церкви , ключарь Московского кафедрального соборного храма Христа Спасителя , председатель Церковного суда при Епархиальном совете города Москвы.

Биография

Родился в 1955 году в семье московского протоиерея и был крещён с именем в честь благоверного князя Михаила-Ростислава Киевского .

С детства впитал в себя, по его словам, «стиль и манеру служения Богу» как своего отца так и других маститых московских священников.

15 марта 1981 году Патриархом Пименом рукоположён в сан диакона . 7 апреля 1982 года - в сан священника с возложением набедренника и камилавки . Назначен штатным священником в Успенский храм Московского Новодевичьего монастыря , где проходил служение при митрополите Крутицком Ювеналии .

На Пасху 1985 года возведён в сан протоиерея .

В 1988 года к празднику Пасхи и 1000-летию Крещения Руси награждён крестом с украшениями.

8 октября 1994 года был назначен первым ключарём ещё не воссозданного Храма Христа Спасителя . На тот момент бассейн «Москва» был уже разобран, и готовилась площадка для постройки главного Храма России.

31 декабря 1999 года удостоен права ношения митры .

В 2007 года в связи с 25-летием священнического служения удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни .

3 апреля 2011 года «к 30-летию служения в священном сане» патриархом Московским и всея Руси Кириллом награждён орденом равноапостольного великого князя Владимира 3-й степени .

Напишите отзыв о статье "Рязанцев, Михаил Иванович (протоиерей)"

Примечания

Ссылки

  • // «Единение», 1 марта 2010
  • , Церковный вестник, 12 января 2012
  • // Интерфакс-Религия

Отрывок, характеризующий Рязанцев, Михаил Иванович (протоиерей)

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда.
После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа.
– Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела!
– Да что же он? – спросил граф.
– Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать…
– Ах, нет! – вскрикнула Наташа.
– Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет.
Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном.
– И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф.
– Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит.
– Да она и не любит меня, – сказала Наташа.
– Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна.
– Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться.
– Ты, матушка, так не отвечай, – сказала она. – Что я говорю, то правда. Напиши ответ.
Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи.
Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать.
«Впрочем, писала она, не думайте, чтобы отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней.
Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chere princesse», [Дорогая княжна,] быстро, механически написала она и остановилась. «Что ж дальше могла написать она после всего того, что было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»… И чтоб не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры.
После обеда Наташа ушла в свою комнату, и опять взяла письмо княжны Марьи. – «Неужели всё уже кончено? подумала она. Неужели так скоро всё это случилось и уничтожило всё прежнее»! Она во всей прежней силе вспоминала свою любовь к князю Андрею и вместе с тем чувствовала, что любила Курагина. Она живо представляла себя женою князя Андрея, представляла себе столько раз повторенную ее воображением картину счастия с ним и вместе с тем, разгораясь от волнения, представляла себе все подробности своего вчерашнего свидания с Анатолем.

Отец Михаил и митрополит Иларион

Неделю перед началом Великого поста в Знаменском синодальном соборе Нью-Йорка пребывала честная глава Вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста. Желание о возможном паломничестве святыни из главного собора России Храма Христа Спасителя в Америку было высказано священнослужителями Русской Зарубежной Церкви во время пребывания осенью прошлого года в Москве Путеводительницы русского зарубежья - Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы. Благословение на благое дело дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В США святыню сопровождал ключарь Храма Христа Спасителя - протоиерей МИХАИЛ РЯЗАНЦЕВ.

— Отец Михаил, Вы только что вернулись из Джорданвилля. Это была Ваша первая встреча с центром Русского Зарубежья?
— Да, в Америке я уже четвёртый раз, а в Джорданвилле побывая впервые. Как раз выпал снег, и мы почувствовали там настоящую русскую зиму.
Помню, когда учился в Московской семинарии, нам привозили записи монастырского хора из Джорданвилля, и мы были поражены и обрадованы, когда слушали настоящее монашеское духовное пение. Эти воспоминания остаются по сей день. И когда в обители мы пришли на место погребения митрополита Лавра, там собрались семинаристы, пропели панихиду, и вспомнилось то время, когда мы слушали Свято-Троицкий монастырский хор — та же манера исполнения, те же напевы…

— Отец Михаил, как давно Вы являетесь ключарём Храма Христа Спасителя?
— После священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого, который был последним ключарём собора, я, по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II стал первым ключарём ещё не воссозданного храма. Меня назначили как раз в то время, когда бассейн «Москва» был уже разобран, и готовилась площадка для постройки главного Храма страны — Патриаршего кафедрального собора. В прошлом году, 8 октября, исполнилось пятнадцать лет, как я являюсь ключарём воссозданного Храма Христа Спасителя.
С 1982 года служил в Новодевичьем монастыре в Москве. Хотя монастыря как такового тогда не было: был музей и городская приходская церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В этом храме я служил четырнадцать лет.
Когда меня благословили на послушание ключаря воссоздаваемого Храма Христа Спасителя, то первое время мне приходилось совмещать службу в Новодевичьем монастыре и исполнять обязанности ключаря, поскольку храма ещё не было. Когда построили деревянный храм, фактически на стройплощадке, я перешёл туда, и начались подготовительные работы для начала богослужений в самом храме — сначала в нижнем Преображенском, который был освящён на праздник Преображения Господня в 1996 году. Хотя строительство продолжалось, по воскресным дням там уже совершались службы. В течение недели работали строители, а в субботу мы наводили чистоту и порядок, служили всенощное бдение, в воскресенье — литургию, а в понедельник приходили строители и продолжали работу. В 2000 году, также на праздник Преображения, Храм был освящён великим освящением. Освящение совпало с Юбилейным Архиерейским Собором и торжеством канонизации Собора новомучеников и исповедников Российских. С того времени у нас начались регулярные богослужения, как в воскресные дни, праздники, так и по будням.
В будни мы служим в нижнем Преображенском храме. Там же совершаются требы: молебны, панихиды, крестины, отпевания, в положение дни и венчания. Так что вся приходская жизнь проходит у нас в нижнем храме, а верхний является кафедральным собором Святейшего Патриарха. Там богослужения проходят в воскресные и праздничные дни.


— Отец Михаил, в чем Вы, как ключарь, видите специфику Храма Христа Спасителя?

— Специфика храма заключается в том, что у нас почти нет постоянных прихожан. Храм находится в самом центре Москвы, а центр, в пределах Садового кольца — это фактически не жилой район. Тем не менее, храм постоянно полон, особенно по субботам и воскресеньям. Основная масса посетителей — это люди приходящие, которые находятся в Москве либо проездом, либо москвичи, которые ещё не были в нашем Храме. Но есть человек двести постоянных прихожан, которым нравится Храм, богослужения в нем. И мы благодарны им за верность, за то, что не просто заходят, а приходят в Храм помолиться.
Отмечу, что Храм Христа Спасителя воссоздан в таких же размерах, как до разрушения, и может вместить до десяти тысяч человек. Но и такой грандиозный собор не может вместить всех желающих на такие великие праздники как Пасха и Рождество, поэтому в эти дни мы вынуждены ограничить доступ и вход осуществляется по пригласительным билетам. Во все же другие дни можно прийти, помолиться, поклониться святыням, которые находятся в Храме Христа Спасителя. Это частица Ризы Господней, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей апостола Андрея Первозванного, благоверного князя Александра Невского, святителя Пера, митрополита Московского. Не так давно из Кремлевских музеев нам передали частицу Ризы Пресвятой Богородицы, один из гвоздей, которым прибивали ко Кресту Господа нашего Иисуса Христа, частицы мощей равноапостольного князя Владимира, десницу преподобного Евфимии Всехвальной, главу святителя Григория Богослова и перст святителя Василия Великого. Так что в нашем соборе присутствует вся полнота Вселенских учителей и святителей.

— Какие не московские святыни уже побывали в Храме Христа Спасителя для поклонения верующих, и прибытие каких можно ожидать в ближайшем будущем?
— Самым значительным событием стало пребывание в нашем соборе Тихвинской иконы Божией Матери. Это был поистине всенародный праздник. Когда образ Пресвятой Богородицы находился в Храме, люди стояли в очереди дни и ночи, а когда близилось время отбытия иконы, то народ живым ручейком проходил под иконой, чтобы хотя бы прикоснуться, пройти, помолившись. Когда икону проносили из Храма Христа Спасителя на Красную площадь, по набережной Москвы-реки шёл сплошной людской поток, который сопровождал святой образ.
Другим событием явилось пребывание в Храме святыни Русского зарубежья Курской Коренной иконы Божией Матери в сентябре прошлого года. Встречали мы главу великомученика и целителя Пантелеимона, мощи апостола Андрея Первозванного со Святой Горы Афон, десницу преподобномученицы Великой княгини Елисаветы из Знаменского синодального собора в Нью-Йорке, десницу Крестителя Иоанна из Черногории. С прибытием таких святынь ощущаешь необыкновенную, особую благодать.
Какие святыни прибудут к нам в будущем, говорить пока рано, так как процесс всегда сопровождается предварительными переговорами. Но хотелось бы, чтобы осуществилось намерение Святейшего Патриарха Алексия II привозить для поклонения в Храм и наши российские святыни, многие из которых, к сожалению, находятся в забвении, и них мало кто из верующих знает, а если и знают, то не всегда могут отправиться в дальнее паломничество.

— Отец Михаил, прибытие святынь всегда сопровождается большим наплывом людей. Насколько сложно бывает обеспечить порядок в Храме?
— Что касается богослужений, то здесь устраивается череда служащих священников по благочиниям. Батюшки приходят со своим хором, прихожанами, и в течение двух часов совершают чтение акафиста той святыне, которая пребывает в Храме. Бывают также дежурные священники, которые наблюдают за порядком в самом Храме, отвечают на вопросы.
Обеспечение порядка вокруг собора лежит на представителях Фонда Храма Христа Спасителя. Обычно перед прибытием святыни проходит совещание с представителями городских структур, органов правопорядка, социальными службами. Нужно убирать мусор, обеспечить людей водой, закусками, ведь люди приезжают в столицу из разных городов, преодолевая большие расстояния. Вокруг Храма стараемся поддерживать чистоту, порядок.


— Величественный Храм Христа Спасителя занимает огромную площадь. Как организована работа по содержанию такого грандиозного сооружения, кто заботится о благолепии — церковном и хозяйственном, кто наводит чистоту и порядок Храме?

— Обеспечение церковного благолепия лежит на четырёх священнослужителях и четырёх дьяконах. Храм Христа Спасителя — это то место, куда Святейший Патриарх Алексий II, а сегодня — Святейший Патриарх Кирилл, направляют на практику молодых священников сразу после рукоположения, и сорокоуст батюшки служат в Храме под руководством и надзором наших священников. Молодому священнику на всю жизнь запомнится начало пути в Храме Христа Спасителя, а для клириков Храма это определённая помощью.
Что касается хозяйственных дел, то наш собор не является собственностью Русской Православной Церкви, и в этом ещё одна его особенность. Он строился на те средства, которые поступали от правительства Москвы и частично от частных благотворителей. Мэр Юрий Михайлович Лужков предложил Святейшему Патриарху Алексию II взять обслуживание храма на бюджет города Москвы. Но поскольку государство у нас светское, и правительство Москвы не имеет права оказывать финансовую поддержку Церкви, то решено было оставить Храм за городом. Так что комплекс Храма Христа Спасителя — это городское имущество, оперативное управление которым, технические работы осуществляет Фонд Храма Христа Спасителя, в котором трудится около 300 человек.
Около 120 человек — это церковные работники, которые находятся в ведении ключаря: уборщицы, певчие, бухгалтерские работники.
Всего же через Храм прошло гораздо больше людей.
Остались только те, кто предан Храму и своему делу, потому что труд у нас не простой, особенно у тех, кто стоит у подсвечников, трудится в иконной лавке. Люди в Храм приходят не только помолиться, но и чтобы спровоцировать на грубость, бывают и недовольные. Тут надо проявлять такт, терпение, христианскую любовь, знания. Я уже говорит, что у нас очень много людей проходящих, кто в первый раз переступает порог храм, и таким людям приходится объяснять, и не по одному разу, самые простые вещи.

— Отец Михаил, Ваш батюшка тоже священник. Но на пастырском пути судьба сводила Вас и с другими пастырями и архипастырями нашего времени…
— Родился я в семье священника. Мой батюшка служил сначала в небольшом храме в районе Сокольников, 19 лет служил в храме в честь иконы «Знамения» Пресвятой Богородицы у Рижского вокзала, в храме Покрова Божией Матери в районе Таганки.
И для меня не могло быть иного пути, как тоже служить Церкви. Отслужив в армии, поступил в Московскую духовную семинария, а потом в академию.
Одиннадцать лет был иподиаконом у Святейшего Патриарха Пимена. Эти годы дали мне неоценимый опыт служения Церкви. Службы Патриарха Пимена были наполнены особым смыслом и духовным горением. Для меня они были и остаются примером.

— Десятки лет, до празднования Тысячелетия Крещения Руси, когда слово «церковь» стало возможным произносить не громко, но и не совсем шёпотом, такое понятие как Патриарх Пимен было абсолютно закрытым для подавляющего большинства верующих во всех концах России…
— Наблюдая за богослужением, как совершал его Святейший Патриарх Пимен, могу с уверенностью сказать, что он был истинный молитвенник, прошедший чрез все трудности и испытания — был в ссылке, на фронте, был несколько раз ранен. По возвращении из ссылки, ему, как и многим заключённым и ссыльным, запретили жить в крупных городах центра России, и он вынужден был отправиться в Муром и там служил.
А как он читал канон преподобного Андрея Критского! С таким проникновением в смысл этого канона, с таким молитвенным настроением его редко кто читает. Каждое слово, прочитанное им, доходит до сознания человека. Сейчас появились аудиозаписи этого канона в прочтении Патриарха Пимена на кассете и на диске.


— А из Вашей семьи
кто-нибудь пошёл по духовному пути?
— Мой дядя был священником, а сын выбрал другую дорогу — стал банкиром. Но в храме бывает регулярно, в меру возможностей помогает храмам. А дочь недавно меня порадовала. Вышла замуж за выпускника Киевской духовной академии. Сейчас он учится в Афинах на богословском факультете и уже стал священником. Так что по линии дочери служба Церкви у нас в семье продолжается.