Предками русских украинцев и белорусов были славяне. Кто является прямыми предками русских, украинцев и белорусов. Варяги не оставили у нас следов


112 лет назад, 26 мая 1905 г. случилось событие, из-за которого историки спорят до сих пор: крупнейший российский промышленник и меценат Савва Морозов был найден в его гостиничном номере в Каннах с простреленной грудью. До сих пор нет ответа на вопрос, было ли это суицидом или убийством. О Морозове написаны сотни статей и книг, а вот о его семье известно гораздо меньше. Судьбы вдовы промышленника и его детей сложились не менее драматично, чем его собственная, что заставляло суеверных людей говорить о злом роке, преследовавшем эту семью.



Похороны Саввы Морозова состоялись 29 мая 1905 г. в Москве на Рогожском кладбище. В похоронной процессии участвовало около 15 тысяч человек – все, кроме той женщины, которую он в последние годы любил и в чьей причастности к его смерти многие не сомневались. На похоронах не было актрисы Марии Андреевой, сыгравшей роковую роль в жизни Морозова. Говорили, что из-за нее он даже хотел развестись с женой, на которой женился по большой любви.



Зинаиду Григорьевну Савва увел у собственного племянника. За Сергея Викуловича Морозова она вышла замуж в 17 лет, но брак оказался несчастливым. Савва Тимофеевич влюбился в нее с первого взгляда, из-за их романа разразился скандал: Морозовы были старообрядцами, и развод для них считался недопустимым. Но Зинаида Григорьевна презрела традиции, развелась с мужем и вышла замуж за Савву Морозова.



Вместе они прожили 19 лет, у них родилось четверо детей, и брак был счастливым до тех пор, пока промышленник не увлекся актрисой Марией Андреевой. Зинаида Григорьевна не могла простить ему ни этой любви, ни увлечения революционными идеями, ни финансирования большевиков. По Москве поползли слухи о сумасшествии Саввы Тимофеевича. В 1905 г. Морозовы отстранили Савву от управления компанией и отправили на курорт за границу. Супруга его сопровождала и находилась в соседнем помещении в тот роковой день, когда прозвучал выстрел. По ее свидетельству, она видела убегавшего из комнаты мужа человека.



После смерти Саввы Морозова вдова унаследовала его состояние, но распоряжаться им так же, как муж, не захотела. «Князь Павел Долгорукий сказал, что приехал ко мне по поручению партии, наговорил кучу любезностей о моём уме и прочем, и как им будет лестно, если я запишусь в их партию. Я поблагодарила князя за честь, которую мне сделали, но я, по своему свободомыслию, ни в какую партию не пойду, так как не люблю рамок, и потом, я – богатая женщина, и когда будут у меня просить на дела партии, мне будет трудно отвечать, что у меня денег нет, и, кроме того, я совсем не симпатизирую кадетам», – говорила вдова.





В 1907 г. она снова вышла замуж – за своего давнего поклонника, градоначальника Москвы, генерала Рейнбота. Впрочем, многие считали этот союз заключенным по расчету: генерал получил материальную стабильность, а вдова – дворянство и возможность быть принятой в высшем обществе. Их брак распался в 1916 г. по инициативе Зинаиды Григорьевны. Ее мужа обвинили в казнокрадстве, затем последовала скандальная отставка и долгий судебный процесс. Жена наняла лучших адвокатов, и Рейнбот был помилован, но отношения в семье испортились, и они расстались.



На самом деле с гибелью Саввы Морозова неприятности для его родных только начались. После революции практически все члены семьи пострадали. Морозова-Рейнбот избежала репрессий, но лишилась всех своих имений и была вынуждена доживать свой век на съемной даче в поселке Ильинском, распродавая личные вещи. Все ее имущество было национализировано. В ее загородной усадьбе в Горках позже поселился Ленин. В 1947 г. Зинаида Григорьевна скончалась в забвении и бедности, пережив многих из рода Морозовых. «Как все-таки со всеми нами жестоко распорядилась жизнь!» – сказала она незадолго до смерти.



К детям Саввы Морозова судьба тоже не была благосклонна. Старший сын Тимофей пытался заниматься расследованием обстоятельств гибели своего отца, но вскоре был арестован. В 1921 г. его приговорили к смертной казни и расстреляли (по другим сведениям – он погиб во время гражданской войны в 1919 г.). Младшего сына Савву отправили в ГУЛАГ, а затем выслали из страны (точных сведений о нем тоже не сохранилось).



Дочь Мария была признана душевнобольной и погибла при странных обстоятельствах в психиатрической лечебнице. Избежать трагической судьбы удалось только младшей дочери Елене – после революции она смогла выехать в Бразилию.



А версии по поводу гибели Саввы Морозова историки обсуждают до сих пор:

Родоначальником мануфактурной промышленной семьи Морозовых был крепостной крестьянин села Зуева Богородского уезда Московской губернии Савва Васильевич Морозов , который родился в 1770 г. в семье старообрядцев. Сначала он работал ткачом на небольшой шелковой фабрике Кононова, получая на хозяйских харчах по 5 рублей ассигнациями в год. В 1797 г. он завел собственную мастерскую, однако в следующие 15 лет его семья ничем особенным не выделялась среди других ткачей. Процветанию Морозовых очень помог великий московский пожар 1812 г., сразу уничтоживший всю столичную ткацкую промышленность. В послевоенные годы в разоренной России ощущался гро­ мадный спрос на льняные и хлопчатобумажные изделия, требования на миткаль и ситец были огромны. Предприятие Морозовых, сориентировавшееся на требование рынка, стало быстро богатеть. Сначала Савва сам носил в Москву свои изделия и продавал их в дома именитых помещиков и обывателей. Потом дело расширилось и пошло настолько хорошо, что примерно в 1820 г. Савве Васильевичу удалось выкупится на волю вместе со всей семьей. Для этого он уплатил своему помещику Гавриле Васильевичу Рюмину баснословную по тем временам сумму в 17 тысяч рублей. К этому времени на Морозовском предприятии уже работало 40 человек. Сделавшись самому себе хозяином, Морозов в 1830 г. основал в городе Богородске небольшую красильню и отбельню, а также контору для раздачи пряжи мастерам и принятия от них готовых тканей. Это заведение послужило началом будущей Богородско- Глуховской хлопчатобумажной мануфактуры. В 1838 г. Савва Васильевич открыл одну из крупнейших в России по размерам Никольскую механическую ткацкую фабрику, которая размещалась в большом многоэтажном каменном корпусе, а через девять лет - в 1847 г. он выстроил рядом огромный прядильный корпус.
В 1842 году он получил потомственное почетное гражданство и купил дом в Рогожской слободе .

Выбор места был неслучаен - Рогожская слобода была районом, в котором жили старообрядцы, и Морозов, происходивший из раскольнической семьи , хотел жить вместе со своими единоверцами.

В 1850 г. уже в очень преклонном возрасте Савва Васильевич отошел от дел и передал управление предприятием сыновьям. Умер он в 1860 г.

Еще в 1837 г. от отца отделился старший сын Елисей Саввич , который открыл в селе Никольском свою красильную фабрику. Он, впрочем, более интересовался религиозными вопросами, поэтому процветание этой ветви Морозовых началось только при его сыне Викуле Елисеевиче . В 1872 г. он выстроил бумагопрядильную фабрику, а в 1882 г. учредил паевое «Товарищество Викула Морозов с сыновьями». Богородское заведение Саввы Васильевича перешло к его сыну Захару. В 1842 г. он перенес его в село Глухово. Постепенно расширяя дело, он в 1847 г. построил механическую ткацкую фабрику, а в 1855 г. утвердил паевое товарищество «Компания Богородско-Глуховской мануфактуры». После его смерти в 1857 г. всеми делами заведовали его сыновья Андрей и Иван Захаровичи, при которых дело еще больше расширилось и расцвело. Потомки Абрама Саввича стали хозяевами Тверской мануфактуры.

Родители Саввы Тимофеевича Морозова

Морозов Тимофей Саввич

Однако наибольший коммерческий успех и слава выпали на долю младшей ветви Морозовского дома. Основатель ее Морозов Тимофей Саввич .
Человек суровый и, по воспоминаниям дочери, Юлии Тимофеевны, необыкновенного ума и энергии, Тимофей был одержим двумя идеями - умножением семейного состояния и сохранением семейных традиций. Любовь во всех ее проявлениях он считал признаком глупости и слабости.
В ноябре 1846 года Тимофей по совету отца женился на купеческой дочери Марии Федоровне Симоновой . Она происходила из семьи казанских татар, принявших православие, но, войдя в клан Морозовых, перешла в старообрядчество - таково было непременное условие Тимофея Саввича. Несмотря на разность воспитания, это был во всех отношениях удачный брак: Мария Федоровна оказалась умной и сильной женщиной и сумела заслужить уважение своего сурового мужа, в том числе и умением держать дом и детей в строгости.

Морозова Мария Федоровна

Тимофей Саввич Морозов устроил контору в Твери, но главные усилия сосредоточил на развитии Зуевской фабрики. Эта была мануфактура в полном смысле этого слова, то есть получавшая хлопок и продававшая готовый товар зачастую со своих складов непосредственно потребителю. Тимофей Саввич целиком переоснастил ее английскими станками. Используя новейшее оборудование, высококачественный американский хлопок, импортные красители, он сумел поставить производство таким образом, что оно соответствовало высоким мировым стандартам. Это была одна из самых прибыльных российских компаний, дававшая ежегодно несколько миллионов рублей чистого дохода. Морозов проявил огромную энергию для улучшения производства: приглашал опытных и знающих дело мастеров-англичан и русских инженеров, на свои средства отправлял молодых инженеров на обучение за границу. Село Никольское (ныне это город Орехово-Зуево) напоминало, по словам современников, «удельное княжество Морозовых ». Большинство построек здесь были сделаны Морозовыми, а все 15-тысячное население работало на их предприятиях и всецело зависело от них. Даже полиция содержалась за счет Морозовых.

Для своих рабочих и мастеров Тимофей Саввич был грозным и жестоким хозяином. Он ввел иезуитскую систему штрафов за малейшее нарушение или отступление от установленного регламента. Даже самые примерные рабочие теряли на штрафах до 15% заработка, у остальных вообще не хватало денег на жизнь. Не случайно именно на Зуевской мануфактуре в 1885 г. произошла первая в России организованная стачка рабочих . Последовавший за ней суд, вскрывший страшные злоупотребления хозяев, оказался роковым для Морозова: он отошел от дел, заболел и в 1889 г. умер. Руководство делами перешло к его сыну Савве Тимофеевичу , которого не без основания считают самой яркой и противоречивой фигурой в мире русского предпринимательства тех лет.

Детские и юношеские годы, учеба и женитьба Саввы Морозова

Савва Морозов родился 15 февраля (по новому стилю) 1862 года. Его детские и юношеские годы прошли в Москве в родительском особняке, расположенном в Большом Трехсвятском переулке. Свобода детей в доме ограничивалась молельней и садом, за пределы которого их не пускала вышколенная прислуга. Отца он видел редко, мать, казалось ему, отдавала предпочтение другим детям. Впервые родители проявили к нему интерес, когда Савва был уже подростком: домашние учителя объявили Тимофею Саввичу и Марии Федоровне , что больше ничему Савву научить не могут - мальчик проявляет недюжинные способности к точным наукам и нуждается в серьезном образовании. По окончании в 1881 году гимназии Савва поступил на физико-математический факультет Московского университета, а, прослушав курс, в 1885 году уехал в Англию. В Кембридже Савва Тимофеевич успешно и глубоко изучал химию, собирался защищать здесь диссертацию, но необходимость возглавить семейное дело заставила его вернуться в Россию.

Руководство Саввой Морозовым Никольской мануфактурой

После стачки 1885 года здоровье отца Саввы Морозова стало ухудшаться, и он фактически отошел от дел. По инициативе матери Саввы Тимофеича - Марии Федоровны , из родственников было создано паевое товарищество, техническим директором которого и стал 25-летний талантливый инженер Савва Тимофеевич Морозов , с удовольствием взявшийся за управление мануфактурой.
Став руководителем Никольской мануфактуры , Савва Морозов поспешил уничтожить наиболее вопиющие притеснительные меры, введенные отцом. Он отменил штрафы, построил для рабочих много новых казарм, образцово поставил медицинское обслуживание. Все эти улучшения он провел на правах управляющего.

Однако в подлинном смысле хозяином мануфактуры он никогда не являлся, поскольку большая часть паев после смерти Тимофея Саввича перешли к матери Саввы Тимофеевича, Морозовой Марии Федоровне , женщине очень властной, с большим умом и самостоятельными взглядами. Обладая огромным капиталом, Мария Федоровна никогда не забывала о делах благотворительных, и по масштабам превзошла мужа. Например, в 1908 Мария Федоровна скупила и закрыла все печально известные ночлежные дома в районе Хитровки. На средства Морозовой были построены студенческое общежитие и корпус для лаборатории механической технологии волокнистых веществ Императорского Технического училища (ныне имени Баумана). Свое завещание М. Ф. Морозова составила в 1908, распределив состояние между детьми и внуками и выделив 930 тыс. руб. на благотворительные цели Она умерла в 1911 году в возрасте 80 лет, оставив после себя 29 млн 346 тыс. руб. чистого капитала и увеличив состояние мужа, доставшееся ей по наследству, почти в 5 раз.

Зинаида Григорьевна Зимина

Личная жизнь Саввы Морозова

Незадолго до окончания университета Савва известил родителей, что влюбился и собирается женится на разведенной жене своего близкого родственника, Зинаиде Григорьевне Зиминой . Его избранница была совершенно не похожа на покорных, наивных купеческих дочек, с которыми знакомили Савву родители. Это была сильная, обаятельная, страстная и тонко чувствующая женщина с острым умом. Несмотря на попытки родственников отговорить Савву от этого брака, свадьба все таки состоялась. А сразу после окончания университета молодожены отбыли в Англию. После возвращения в Россию для жены по проекту Ф. О. Шехтеля был построен дом на Спиридоновке (ныне Дом приемов МИД России), где на приемах бывал весь цвет тогдашней интеллигенции Москвы. Получить приглашение на прием от Зинаиды Григорьевны почитали за честь самые высокопоставленные лица города. Однако сам Морозов на этих приемах появлялся редко и чувствовал себя лишним. Тяжеловесный и неуклюжий, он не мог органично вписаться в высшее общество. Через несколько лет такой жизни Морозов постепенно охладел к своей супруге и не одобрял ее чрезмерно роскошного образа жизни.

Благотворительная деятельность Саввы Морозова

Громкую известность Савве Морозову принесла его благотворительная деятельность. Кроме того он был большой меценат, и многие культурные начинания тех лет происходили при участии его капиталов. Он, впрочем, имел здесь свои взгляды - давал деньги не всем и не без разбору. К примеру, на создававшийся при деятельном участии Цветаева Музей изящных искусств Морозов не пожертвовал ни копейки. Но зато, не считаясь ни с какими расходами, он поддерживал все, в чем предчувствовал важное влияние на отечественную культуру. В этом смысле показательно его отношение к Московскому художественному театру, в создании которого заслуга Морозова ничуть не меньше, чем Станиславского и Немировича-Данченко. На учреждение театра требовались значительные средства. Их не было ни у Станиславского, ни у Немировича-Данченко. Получив отказ от правительства, они стали обращаться к меценатам. Морозов с самого начала в 1898 г. дал на театр 10 тыс. рублей. В 1900 году, когда в деятельности труппы возникли большие осложнения, он выкупил все паи и один взялся финансировать текущие расходы. Его пожертвования стали для театра важнейшим источником средств. В течение трех лет он поддерживал театр на плаву, избавив его руководителей от изматывающих финансовых хлопот и дав им возможность всецело сосредоточиться на творческом процессе. По словам Станиславского, «он взял на себя всю хозяйственную часть, он вникал во все подробности и отдавал театру все свое свободное время». Морозов очень живо интересовался жизнью МХАТа, ходил на репетиции и предрек, «что этот театр сыграет решающую роль в развитии театрального искусства». Под его руководством было перестроено здание и создан новый зал на 1300 мест. Это строительство обошлось Морозову в 300 тыс. рублей, а общая сумма, издержанная им на МХАТ, приблизилась к полумиллиону.

Политическая деятельность Саввы Морозова

Савва Морозов с детьми

В начале XX в. Морозов стал живо интересоваться политикой. В его особняке происходили полулегальные заседания кадетов. Это, впрочем, было еще не удивительно, так как многие крупные промышленники тяготели в то время к конституционным демократам. Но Савва Морозов вскоре перестал удовлетворяться теми половинчатыми реформами, которые они собирались провести в России. Сам он имел гораздо более радикальные взгляды, что и привело его в конце концов к тесному общению с партией большевиков, придерживающейся самой крайней социалистической ориентации. Известно, что Морозов давал деньги на издание «Искры». На его средства были учреждены первые легальные большевистские газеты «Новая жизнь» в Петербурге и «Борьба» в Москве. Все это дало Витте право обвинить Морозова в том, что он «питал революцию своими миллионами» . Морозов делал даже больше: нелегально провозил типографские шрифты, прятал от полиции революционера Баумана и сам доставлял запрещенную литературу на свою фабрику.

Гибель Саввы Морозова

В феврале 1905 года, когда Савва Тимофеевич задумал провести на своей фабрике какие-то крайние преобразования, которые должны были дать рабочим право на часть получаемой прибыли, мать - Мария Федоровна отстранила его от управления. Кроме этого события 9 января 1905 года, вошедшие в историю как «Кровавое воскреснье » стали для него настоящим потрясением. Видимо, все эти обстоятельства стали причиной тяжелого нервного срыва. Морозов начал избегать людей, много времени проводил в уединении, не желая никого видеть. У него начались бессонница, внезапные приступы тоски и навязчивые страхи сумашедствия. А в морозовском роду - хотя это и умалчивалось - было немало потерявших рассудок. Созванный в апреле по настоянию жены и матери консилиум врачей констатировал, что у Саввы Тимофеевича наблюдается «тяжелое общее нервное расстройство», и рекомендовал направить его за границу. Морозов уехал вместе с женой в Канн и здесь в номере «Ройяль-Отеля» 13 мая 1905 года был найден мертвым .

Официальная версия гласила, что это самоубийство, но Зинаида Григорьевна в это не поверила. А сопровождавший в поездке супругов врач с удивлением отметил, что глаза покойного были закрыты, а руки - сложены на животе. У кровати лежал никелированный браунинг, окно в номере было распахнуто. Кроме этого, Зинаида Григорьевна утверждала, что видела в парке убегающего мужчину, но каннская полиция следствия проводить не стала. Впоследствии все попытки выяснить правду о гибели Морозова решительно пресекла его мать Мария Федоровна, якобы сказавшая:«Оставим все как есть. Скандала я не допущу».

В память об ушедшем сыне Мария Федоровна Морозова вместе с сыном Сергеем и дочерью Юлией выделила средства на строительство двух корпусов Старо-Екатерининской больницы, корпуса для нервных больных на 60 кроватей и корпуса родильного дома на 74 кровати (оба сохранились на территории МОНИКИ, бывшая Старо-Екатерининская больница).
Свой вклад в память о муже внесла и вдова Зинаида Григорьевна Морозова , которая построила в Пресненской части Москвы дом дешевых квартир им. Саввы Морозова, затратив на него 70 тыс. руб.
А спустя два года после гибели Саввы Морозова она вышла замуж за московского градоначальника Анатолия Рейнбота.

Фотокопии трех исторических документов, опубликованных Ю.Фельштинским:


Письмо Саввы Морозова пайщикам товарищества МХТ от 21 декабря 1904 года:

Записка, найденная у тела Саввы Морозова 26 мая 1905 года, заверенная российским консульством в Ницце:


Фрагмент письма Л.Б.Красина:


Кто и на что «спустил » морозовские миллионы

В год 150-летия отмены крепостного права наряду с царём-освободителем вспоминают и тех, кто помогал миллионам крестьян, оказавшихся без земли и средств к существованию. В числе таковых было богатейшее в Москве семейство Морозовых, не забывшее своих предков-крепостных

Что интересно: сами того не ведая, они стали спонсорами «Искры» и привили большевикам вкус к хорошей жизни.

Бунт против благодетеля

На момент революции 1917 г. Морозовым принадлежали в Москве 12 особняков, построенных модными архитекторами в новейшем стиле модерн. И, хотя легенды о миллионах каждого из Морозовых преувеличены, 52 предпринимателям из этого клана принадлежало в совокупности около 50 млн рублей.

По мнению Ирины Саввичны, правнучки самого известного из клана - Саввы Тимофеевича, фамилию её предки получили от единоверцев в честь боярыни Морозовой. Она, как известно, была предана старой вере, за что и поплатилась жизнью. Основатель сети мануфактур Савва Васильевич Морозов и все его наследники также были староверами. В семье соблюдали принципы домостроя, дети с двух лет имели постоянные обязанности. Во многом благодаря этому многие старообрядческие семьи, как и Морозовы, добились успехов в предпринимательстве и благотворительности.

Однако в 1885 г. Россию потрясло выступление рабочих Никольской мануфактуры, вошедшее в историю под названием Морозовской стачки (управлял

актриса МХТа Мария Андреева

Мануфактурой младший сын Саввы Васильевича - Тимофей). К столетию этого события мой коллега Вадим Марин, изучая газеты того времени, пришёл к выводу, что словом «стачка» неправомерно назвали экономическую забастовку. Так проводники советской идеологии стремились максимально отодвинуть в прошлое начало рабочего движения.

Побывав когда-то в Орехове-Зуеве, я осмотрел просторные «казармы для рабочих» (сегодня за них ипотеку пришлось бы выплачивать десятилетия), школу, больницу, магазины, богадельню для пожилых рабочих, не способных трудиться (сейчас это превосходное здание занимает пединститут). И именно здесь - бунт?

Исследования историка, профессора Российского университета дружбы народов Валерия Керова выявили новые аспекты стачки. Крутой по характеру Тимофей Саввич, несмотря на то что уже не единолично владел акционерным обществом, всё управление производством замкнул на себе - патриархальный характер взаимоотношений в среде староверов иного и не предполагал. Существовала система штрафов, налагаемых как за некачественную продукцию, так и за административные нарушения. При снижении расценок из-за общероссийского экономического кризиса 1880-x гг. это фактически закабаляло рабочих. Хозяйство так разрослось, что уследить за всем в одиночку уже не удавалось, и старшие мастера получили право самостоятельно налагать штрафы, чем порой и злоупотребляли. А в те времена люди уже ощутили вкус личной свободы, и общественное мнение их в этом поддерживало. Процветало народничество, забастовщиков защищали известные адвокаты. Общество осудило Тимофея Саввича, что стало ударом для человека, привыкшего считать себя отцом родным для рабочих. Они хотели всего и сразу, а фабрикант был уверен, что он и так делает для вчерашних крепостных многое. Несмотря на этот трагический инцидент, вся дальнейшая деятельность Морозовых была связана с заботой о людях.

Где изобрели матрёшку

Сергей и Савва, сыновья Тимофея Саввича, вкладывали деньги в искусство. Сергей перестроил купленный в Леонтьевском переулке дом, приспособив его под Музей кустарных промыслов и Фонд кредитования кооперативного движения (получивший имя С. Т. Морозова), в который пожертвовал 100 тыс. руб. На эти деньги были созданы объединение кустарей-лозоплетельщиков в Голицыне и Хотьковская артель резчиков.

Музей в Леонтьевском был вторым по посещаемости в Москве и приносил прибыль. Здесь художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин изобрели матрёшку - деревянную разъёмную куклу, получившую название по самому популярному в России на рубеже столетий женскому имени Матрёна.

После революции всё отдавший Москве Сергей Тимофеевич ютился в нетопленом кабинете во флигеле созданного им музея, но крайняя нужда, голод и слабое здоровье вынудили его в 1925 г. уехать за рубеж. На базе Кустарного музея создали наркомат местной промышленности, НИИ художественной промышленности и Музей игрушки в Сергиевом Посаде.

Капиталист - спонсор революции?

Савва стал прототипом главного героя пьесы Горького «Егор Булычов и другие». Вложивший огромные средства и личную энергию в создание Художественного театра (Савва месяцами жил на стройке в каптёрке и сам налаживал электрооборудование), капиталист оказался спонсором социал-демократов.

Наталия Филаткина, автор монографического исследования о династии Морозовых, финансирование будущих революционеров объясняет просто: Савва Тимофеевич увлёкся актрисой Марией Андреевой, которая передавала полученные от него деньги через Горького (чьей гражданской женой была) Ленину на издание газеты «Искра». Она выкачала из фабриканта до 3 млн руб. да ещё получила от него страховой полис на сумму 100 тыс. руб.

Кстати, полис породил версию о причастности социал-демократов к смерти Саввы Тимофеевича: будто бы в последний день его жизни к миллионеру во французском городке Канны, где он лечился, напрашивался Леонид Красин, а жена Морозова Зинаида Григорьевна, услышав выстрел в кабинете мужа, заметила убегающего через окно человека.

Впрочем, по другим данным, это всё же было самоубийство. В 1912 г. в статье Власа Дорошевича, посвящённой 50-летию со дня рождения Саввы Морозова, об убийстве не говорится. Его внук, тоже Савва Тимофеевич, также считал, что дед покончил с собой.

Сибарит Ильич

Зинаида Григорьевна, вдова Саввы Тимофеевича, оправившись от удара, приумножила семейные капиталы. Через несколько лет, выйдя замуж за московского генерал-губернатора А. Рейнбота, она купила особняк на Спиридоновке, по-строенный Фёдором Шехтелем. Этот шедевр стиля модерн сохранил до наших дней богатство архитектуры и оформление интерьеров.

Огромные богатства Зинаиды Григорьевны позволили ей владеть и загородной усадьбой Горки (больше известной как Горки Ленинские) с огромным парком, ягодником, огородом и оранжереей, в которой произрастали хризантемы, гелиотропы, розы, орхидеи, гортензии. Кстати, усадьба эта была реконструирована тем же Шехтелем.

Несмотря на то что средства позволяли вдове Саввы Тимофеевича покинуть Россию после победы большевиков, она не воспользовалась этой возможностью и первое время оставалась в Горках, получив от новой власти удостоверение о том, что принадлежащий ей дом со всей художественно-исторической обстановкой находится под охраной государства. В первые годы после победы революции Зинаида Григорьевна жила на деньги, поступавшие от продажи билетов в «Морозовскую ложу» Художественного театра, а Станиславский даже выдал ей справку сотрудницы МХТ.

Впрочем, игры в демократию скоро закончились, и в 1918 г. Зинаиду Григорьевну выгнали из усадьбы. Возможно, потому, что Горки приглянулись лидеру новой власти Владимиру Ульянову-Ленину - в них он провёл последние годы жизни. Там были горячая вода и телефон (большая редкость для тех лет), отдельный кухонный дом, откуда еду в столовую носили через подземный ход, гараж и ванная комната… Благодаря этой прихоти Ильича мы сегодня можем посетить Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские», увидеть мало изменившийся дом Морозовой и даже принять участие в специальной экскурсии, посвящённой русской усадьбе.

А Зинаиде Григорьевне пришлось снимать дачу в посёлке Ильинском по Казанской железной дороге, где она и окончила свои дни.

Из множества подмосковных усадеб, принадлежавших клану Морозовых, до наших дней в хорошем состоянии дошла ещё одна - в посёлке Крюково. Нынешний пансионат «Морозовка» прежде был одной из дач Сталина. Говорят, такой выбор вождя народов объяснялся тем, что на территории усадьбы есть источник с ключевой водой, а Сталин употреблял только родниковую воду. И сегодня к столу отдыхающих подают бутилированную воду «Морозовка». Бывший владелец крюковской усадьбы использовал в качестве барского дома павильон, перевезённый с парижской выставки.
(Привожу лишь отрывок из Статьи в ЧиП С.36-37, №8/99 )

На следующий день после казни Каляева в Шлиссельбургской крепости обе столицы Российской империи облетела весть о самоубийстве Саввы Тимофеевича; Это известие вызвало обвал финансового рынка в России. Такое развитие событий толкнуло Николая II на отчаянный шаг - расследование факта самоубийства С. Т. Морозова, которое было поручено контрразведчику, полковнику Сергею Николаевичу Свирскому.

Восстание на броненосце «Потёмкин» на время отодвинуло решение морозовского вопроса, и только 2 сентября Свирский осмелился напомнить царю о себе и о своём расследовании.

В настоящий момент на основе собранных данных мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть факта самоубийства Саввы Морозова,- докладывал он Николаю II.- Протокол о самоубийстве Морозова был составлен французской криминальной полицией со слов лица, пожелавшего остаться неизвестным... фото трупа отсутствует, свидетельства о смерти тоже нет... Металлический гроб с неким телом был доставлен в Москву через Ревель на борту яхты «Ева Юханссон», приписанной к гельсингфорскому яхт-клубу троюродным братом Саввы купцом 3-й гильдии Нижегородской губернии Фомой Пантелеевичем Морозовым. При отпевании гроб не вскрывался и был закопан на Рогожском кладбище без вскрытия. По правилам русской православной церкви самоубийц принято хоронить за оградой кладбищ; в данном случае твёрдое правило было нарушено, значит, в гробу находилось тело кого угодно, но только не самоубийцы. По своему вероисповеданию Савва Морозов, как, впрочем, и весь клан Морозовых, был старообрядцем, а среди них самоубийство всегда считалось и считается по сей день самым страшным, а главное, непростительным грехом. Самоубийство влечёт за собой отречение от веры и церкви, от семьи и детей... Если принять на веру версию о том, что Савва всё-таки застрелился, тогда становится непонятным, почему гроб с его телом отпевался в полном соответствии с церковными обрядами и канонами, почему вся семья принимала в погребении самое живое участие.

В соответствии с завещанием Саввы Морозова его останки должны были быть погребены по старообрядческим правилам на Малоохтенском кладбище в Петербурге, что, однако, не было исполнено. Все его счета, включая заграничные, целиком завещаны тому же Фоме Морозову, а не жене, детям или родному брату Сергею, что, согласитесь, очень необычно и подозрительно. И, наконец, кое-что о загадочном Фоме, троюродном брате Саввы Тимофеевича, купце 3-й гильдии Ардатовского уезда Нижегородской губернии. С раннего детства Фома и Савва были очень похожи друг на друга. С годами это сходство не пропало, и на Нижегородской ярмарке, где Савва председательствовал в биржевом комитете, Фома нередко подменял его, слегка остригаясь и надевая модные костюмы брата. В финансовых делах Фома не был новичком: ему принадлежала брокерская фирма на той же Нижегородской ярмарке...

Гроб с телом Саввы привёз в Москву не его племянник Карпов, посланный семьёй в Канн, а именно Фома, причем привёз его не из Канн, а из Гельсингфорса, где гроб, собственно, и был приобретён у похоронной конторы «Улоф Свенсон и К о ».

Самое любопытное: на деревенском кладбище близ местечка Лахти нами обнаружена могила... Фомы Морозова, скончавшегося в 1903 году от объедения в лютеранском лазарете Марии Магдалины в Гельсингфорсе. Могила недавно вскрывалась. Но доказать подмену Саввы Морозова на Фому Морозова мы не имеем возможности, не располагая отпечатками пальцев их обоих. Доказать, что Фома Морозов, привезший в Москву гроб Саввы, и Фома Морозов, скончавшийся в Гельсингфорсе,- одно лицо, невозможно, так как все необходимые для опознания документы нам недоступны. Факт покупки металлического гроба в Гельсингфорсе Морозовыми не отрицается и не сбывается - мол, где купили подешевле, оттуда и привезли. Есть основания утверждать, что тело было помещено * гроб в Ревеле, но ни доказать, на опровергнуть этого невозможно. Что же касается странностей завещания, то Морозовы объясняют их просто: Савва считал, что семье будет достаточно акций и недвижимости, а из всей дальней родим он больше всех жалел Фому,

Семейное захоронение купцов Морозовых

Которому и завещал свои главные капиталы. Вот и всё...

Как прореагировал император на доклад Свирского, мы не знаем. Но о том, что произошло дальше, мне известно со слов моего родного деда Никиты Степановича Морозова, совладельца брокерской конторы Фомы Морозова. Хотя компаньон деда умер в 1903 году, факт его смерти не афишировался, его паспорта продолжали иметь юридическую силу, а контора на Нижегородской ярмарке продолжала свою бурную деятельность как ни в чём не бывало до самой революции 1917 года. С 1905 года она выполняла самые пикантные и странные поручения Саввы Тимофеевича Морозова, жившего по документам своего умершего троюродного брата до самой своей кончины. От старообрядцев я много раз слышал о том, что на Малоохтенском старообрядческом кладбище до октября 1967 года была могила с большим крестом и доской, надпись на которой свидетельствовала, что здесь 14 октября 1929 года захоронено тело Саввы Морозова. Крест этот был снесён в канун 50-летия Великого Октября по распоряжению одного из секретарей Ленинградского обкома КПСС. В 1990 году мне поведал об этом «по страшному секрету» другой секретарь того же обкома...

ОТ РЕДАКЦИИ

Свои знаменитый очерк о Морозове Горький завершил так: «После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он «отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму». Легенда эта жила долго, вплоть до революции...»

Похоже, классик пролетарской литературы о чём-то догадывался. Ведь, написав свой очерк в 1919 году, когда в его распоряжении находились практически неограниченные возможности для публикации своих писаний, он почему-то не обнародовал его, и очерк напечатали только после смерти писателя. Не исключено, что от публикации его удержала мысль; Савва Морозов действительно жив. Не исключено также, что Горький знал кое-что и о той роли, которую сыграл непостижимо похожий на Савву Фома Морозов в подготовке революционных событий 1917 года...

Как-то непопулярна в новой, современной России идея благотворительности и меценатства. Обмельчали предприниматели, наверное, и даже традиции дореволюционного, русского меценатства не вдохновляют нынешних крупных бизнесменов, - излишки денег пойдут скорее на кипрский оффшор, чем во что-то, нуждающееся в поддержке на Родине.

А ведь среди тех, царских меценатов, были не просто люди, которым некуда девать деньги, это были личности, широко образованные и эстетически развитые, знающие толк и в культуре, и предметах роскоши, поддерживающие русскую науку.

Взять, к примеру, Савву Морозова, знакомого всем нам со школьной скамьи, - глыба ведь, а не человек!

Детство и юность

Савва Тимофеевич Морозов родом из старообрядческой купеческой семьи. Она была почтенная, богатая – уж постарался дед Саввы Тимофеевича в своё время, заложив купеческие основы фамилии. В Москве все знали большой морозовский двухэтажный особняк в Трёхсвятительском переулке, с зимней оранжереей и огромным садом с беседками.

Несмотря на некоторую зашоренность кругозора набожной матушки, её сыновья Савва и Сергей получили достаточно хорошее домашнее образование, позже Савва обучался в 4-й Московской гимназии на Покровке (где, по его словам, он научился курить и не верить в бога).

Позже, в 1881 году, юный Савва Тимофеевич поступил студентом на физико-математический факультет Московского императорского университета, который закончил через 6 лет дипломированным химиком. Обучение Савва продолжил в Великобритании, в Кембриджском университете, одновременно знакомясь с текстильном делом на английских фабриках.

Дела торговые морозовские

Вернувшись в Россию, в возрасте 25 лет Савва Тимофеевич принял от отца управление Никольской мануфактурой товарищества «Саввы Морозова сын и Ко». Будучи пайщиком товарищества, он владел всего 10 % паёв мануфактуры, остальной частью владела его суровая, стальная в делах матушка.

Помимо управления мануфактурой Савва директорствовал на посту московского Трёхгорного пивоваренного товарищества, держал хлопковые поля в Туркестане, владел заводами на Урале.

В 1905 году Морозов учредил анонимное общество соединённых химических заводов «С. Т. Морозов, Крель и Оттман». Будучи крупным российским предпринимателем, Морозов возглавлял комитет Нижегородской ярмарки, состоял членом московского отделения Совета торговли и мануфактур.

На Всероссийской промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде Савва Тимофеевич лично подавал государю хлеб-соль, а позже (тут же, на ярмарке) произнёс свою знаменитую речь: «Богато наделённой русской земле и щедро одарённому русскому народу не пристало быть данниками чужой казны и чужого народа… Россия, благодаря своим естественным богатствам, благодаря исключительной сметливости своего населения, благодаря редкой выносливости своего рабочего, может и должна быть одной из первых по промышленности стран Европы».

Морозовская Никольская мануфактура занимала в России третье место по рентабельности. Изделия мануфактуры сумели вытеснить английские ткани в Китае и Персии.

Меценатство и политическая деятельность Морозова

В 1893 году Морозов купил на Спиридоньевке дом А. Н. Аксакова, снёс его и построил роскошный особняк, принадлежащий сегодня МИДу России). Именно здесь он вместе со своей женой Зинаидой Григорьевной устраивал балы и светские вечеринки. В этом доме бывали такие люди, как Чехов, Шаляпин, Горький, Боткин, Станиславский и множество других не менее известных людей России.

Морозов охотно помогал Малому Художественному театру, заведовал его финансами и был председателем паевого товарищества по эксплуатации театра. Только на строительство здания МХТ в Камергерском переулке им было пожертвовано 300 тысяч рублей – огромная сумма денег по тем временам.

Морозов же сформулировал и главные принципы деятельности театра: не повышать цены на билеты для людей и ставить пьесы, имеющие большой общественный интерес.

С начала 1900-х годов увлёкся Морозов (и на беду себе) политикой. Будучи поначалу по взглядам либералом, земцем-конституционалистом, он постепенно дрейфовал в сторону революционно настроенных леваков. Говоря проще, - начал симпатизировать большевикам. В 1905 году, в разгар революционных волнений в России, прятал у себя одного из большевистских деятелей – Н. Э. Баумана. Морозов дружил с Максимом Горьким, был знаком с Леонидом Красиным.

Совершенно особые отношения связывали Морозова с другой большевичкой, актрисой МХТ – Марии Фёдоровной Андреевой. Это был, конечно же, любовный роман, в который Савва Тимофеевич кинулся со всей безумной страстью своей натуры.

Андреева была связана с партией РСДРП, добывала для большевиков деньги. «Товарищ феномен» - именно так называл Андрееву Ленин, - сумела добыть для партии от Саввы Морозова весьма крупные суммы денег (значительную часть его состояния). При его поддержке субсидировались такие газеты как знаменитая «Искра», «Новая жизнь (Санкт-Петербург), «Борьба» (Москва). Курьёзом, наверное, можно считать, что Морозов не просто прятал от полиции революционных товарищей, спонсировал большевистскую прессу, но и провозил её… на собственную фабрику.

Такую революционность Морозова русский писатель Марк Алданов объяснял так: «Савва субсидировал большевиков оттого, что ему чрезвычайно опротивели люди вообще, а люди его круга в особенности». Вот такая натура русских образованных капиталистов начала ХХ-го века: получив образование за рубежом, увидев жизнь в Европе, страстно возненавидеть российский старообрядческий уклад, консервативное мещанство окружающих и кинуться в спасении к людям, мечтающим этот уклад просто-напросто смести…

Последние годы Саввы Тимофеевича

Трагическим катком прокатилась по судьбе Морозова первая русская революция 1905 года. Восставшие рабочие Никольской мануфактуры потребовали от руководства фабрики принять их условия. Морозов и рад был договориться с ними, да на его пути встала его строгая, с железной деловой хваткой матушка, ведавшая всеми делами мануфактуры. После непродолжительного конфликта, она ограничила Савву Морозова в делах управления фабрикой, что очень тяжёло сказалось на его здоровье.

Нервное расстройство Морозова на фоне тяжкой депрессии выражалось то в чрезмерном возбуждении, беспокойстве и бессоннице, то в приступах крайней подавленности, нежелании что-либо делать. В Москве появились слухи о сумасшествии Морозова.

По совету врачей Савва Тимофеевич выезжает на лечение в Европу, и однажды в мае 1905 года его находят с простреленной грудью в одном из гостиничных номеров города Канн.

По официальной версии Морозов покончил жизнь самоубийством, хотя до сих пор вокруг его смерти очень много неясного и загадочного.

Фигура Саввы Морозова достаточно неоднозначная для своего времени. Чем-то похож он на одного из персонажей романа «Идиота» Достоевского - купца Рогожина. Такая же мятущаяся душа, неприятия своего окружения, любовь к капризной интеллигентке, которая предала его, уйдя к другому (а Мария Андреева ушла от Морозова к Горькому), Достоевский словно провидец живописал биографию Морозова задолго до жизни самого Саввы Тимофеевича…

Прошедшие четыре года после государственного переворота на Украине показали, что приведенный Западом к власти политический режим продолжил дело своих предшественников и успешно довел страну до апогея саморазрушения и самоуничтожения. Естественно, встает вопрос: как такое могло произойти, что самая бездарная, неграмотная, интеллектуально неразвитая и наглая часть нашего общества захватила власть? Ответ на него заложен в крылатой фразе «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает». Поэтому претензии надо предъявлять прежде всего к самим себе.

Парадокс заключается в том, что воспитанный на великих исторических традициях наш народ повелся на дешевые лозунги проходимцев и сам отдал им власть. Это произошло не сразу: общество медленно и целенаправленно подводили к отрицанию своих корней и признанию идеологии и власти украинства.

Необходимо четко разделять, что есть народ Малой Руси – юго-западная ветвь русского народа – и есть «украинцы» – политическая идентичность, обуреваемая параноидальной идеей своей нерусскости.

Поэтому для понимания того, куда мы идем и куда стремимся, необходимо определиться, кто мы: потомки народа Юго-Западной Руси или продукт польско-австрийской политической пропаганды, сконструировавшей идентичность «укров» с целью раскола русского народа?

Кто такие «украинцы»?

«Украинцы» – группа людей, возомнившая себя самостоятельной и великой нацией и построившая целую систему мифов и бредовых идей о своей исключительности, основанных на извращении исторических фактов и событий, на очернении собственной истории, на лютой ненависти ко всему русскому и отрицании своих русских корней.

Их немного, они сосредоточены в основном в Галиции, они поставили перед собой «историческую» цель перековать все население Украины в истинных «украинцев».

Получив властные рычаги в государстве, «украинцы» решили ассимилировать по своим лекалам весь народ Украины и на этой основе построить русофобское государство и из русских Юго-Западной Руси сделать манкуртов, отрицающих свои корни и признающих существование «украинской» нации.

Самое поразительное то, что многое из задуманного им удалось. При незначительной численности «свидомых украинцев», пользуясь поддержкой и попустительством продажной элиты и Запада, они путем махинаций, подмены понятий, шантажа и чудовищного насилия над умами переформатировали информационное пространство страны и убедили значительную часть народа в существовании «украинской» нации. И на исконной русской земле их идеология стала государственной!

Основным смыслом существования «украинцев» стало отрицание своих русских корней и противопоставление себя России под лозунгом «Украина – Антироссия». Являясь осколком России, они отвергают свою прародину, рвут пуповину, породившую наш народ, и пытаются построить псевдонацию на презрении к соплеменникам, ненависти к России и отрицании собственной истории.

В своем стремлении отрицать все русское они как-то забыли, что мы являемся одной из трех ветвей русского народа, обладающего колоссальным наследием и великими достижениями. И соответственно, мы также являемся наследниками всего этого. И какое надо было иметь скудоумие, чтобы отвергнуть свою историю и отказаться от такого великого наследия!

Тем не менее «украинцы» считают себя наследниками Киевской Руси только на том основании, что Киев был столицей Руси. Но что их связывает с этим древним образованием, кроме территории? Ровным счетом ничего! Попытки привязать мифы «украинцев» к истории древнего русского государства просто смехотворны. Нет ни одного исторического документа, подтверждающего это, но «украинцев» ничего не останавливает, и для обоснования мифов о своем древнем происхождении они даже обвинили русских в воровстве имени «русский».

По причине своего мифического происхождения «украинцы» не имеют не только великого, но даже простенького прошлого. Они упорно твердят о своем величии, но не могут привести примеры конкретных достижений, наличия героических личностей и громких побед. Ничего этого нет, есть какие-то мифы о великих предках и даже фантастические утверждения о том, что они ведут свою родословную от шумеров. Не имея ни одного украинского князя, все-таки реальную родословную они ведут от польских холопов. «Украинскими» назвали русских, литовских и польских князей и за неимением лучшего прославляют каких-то гетманов, атаманов и предводителей, известных своими садистскими наклонностями.

Для обоснования своего великого прошлого «украинцы» создали и свой пантеон героев и пытаются навязать всем этот суррогат из предателей и садистов. Кто их кумиры?

Бандера! Организатор убийства министра внутренних дел Польши, приговорен к смертной казни, освобожден гитлеровцами.

Шухевич! Садист, офицер немецкой армии, руководил «волынской резней».

Мазепа! Клятвопреступник, который перешел на сторону шведского короля, а после Полтавской битвы бежал.

Орлик! Лжегетман, который заключил договор о подчинении казаков шведскому королю и который «украинцы» назвали конституцией.

Вот такой набор чуждых самосознанию народа Руси «героев» навязывают нам «украинцы», а мы должны их чествовать и почитать.

«Украинцы» упорно твердят и о своей многовековой государственности, которой никогда не существовало. Нельзя же за таковую считать вольницу казатчины, не признающей никакой государственности, а также бутафорские государства типа УНР и ЗУНР времен Гражданской войны.

Как ни пытались «украинцы» построить государство, у них это никогда не получалось по очень простой причине: государства строят города, а не села. У псевдонации «украинцев» нет ни одного своего города.

Все города, которые построены на нынешней украинской территории, построены либо русскими, либо поляками, либо австрийцами, либо венграми.

У псевдонации «украинцев» нет и своей элиты в действительном понимании этого слова. Нет творческой интеллигенции, способной созидать.

Все, что было и есть на территории Украины, сугубо русское.

По этой причине сельская псевдонация «украинцев» не может создать государство. У них нет должного интеллекта и культуры, нет государственного мышления, нет промышленно-технической трудовой этики. Единственно, что они могут, так это устроить бунт и загадить город.

Тем не менее «украинцы» считают, что у них свои города, такие как города русских князей: Киев, Чернигов, польские Львов (Лемберг), Ивано-Франковск (Станислав), Хмельницкий (Плоскиров), австрийские Черновцы, венгерский Ужгород (Унгвар).

О таких «украинских» городах, как Одесса, Херсон, Николаев, Днепропетровск, Кировоград и многих других, основанных российской администрацией князя Потемкина, лучше и не вспоминать. Их не смущает, что «Киев – мать городов русских» и они стараются об этом не вспоминать.

А где чисто «украинские» города, почему их не осталось? Все очень просто, их не существовало в природе, были только соломенные хатынки и казацкие курени, от которых, естественно, ничего в истории не сохранилось, поэтому и гордиться-то нечем.

Городское население Юго-Западной Руси медленно и уверенно вытеснялось и растворялось в городах селянами. В противостоянии между селом и городом село побеждало, и менталитет села с его убогим пониманием государства постепенно стал государственным мышлением.

К власти пришло не просто село, а взращенное поляками и австрийцами на бывших землях Руси русофобское население Галиции с низкопробным пещерным национализмом.

Национализмом не украинским, а галицким, и это надо понимать.

Стремление забитых и покоренных галицких селян, не имеющих ни прошлого, ни будущего, возвысить себя и стать великими приняло гипертрофированную форму и выродилось в местечковый национализм, замешанный на лютой злобе ко всему русскому, отрицании своих корней, презрении к своей истории и патологическом стремлении прислуживать Западу. Галицкие селяне навязали всему населению страны хуторскую обособленность и местечковый принцип «моя хата с краю», пытаются диктовать нам, по каким законам жить, каких героев чествовать и какому Богу молиться.

Галиция – это «украинская» Вандея, чужеродное тело, внедренное в наш народ, ставшая со своим хуторским мышлением источником и разносчиком зла, русофобской идеологии и ненависти к истории Руси.

Руками галицких селян совершается нравственное убийство русского народа Юго-Западной Руси, его самосознание медленно умирает, и этому ничего не противопоставляется.

«Украинцы» привели к власти элиту, взращенную на галицкой идеологии села, она сознательно уничтожает наши города, промышленность, науку, культуру и образование. Эта разрушительная идеология изначально поддерживалась и стимулировалась странами Запада в целях ослабления позиций России.

Галицкий национализм, изначально положенный в основу государственной идеологии Украины, медленно разрастался и завоевывал все новые и новые позиции. Мы и не заметили, как постепенно он перерос в украинский нацизм со всеми сопутствующими признаками, дающий узкой группе украинствующих исключительное право править на нашей земле.

Как раковая опухоль, он медленно разъедал наше общество и довел его до стадии полного разложения.

Сила дорвавшихся до власти упырей все эти годы только укреплялась и возросла настолько, что они позволили себе создать еще более страшного монстра – фашистское движений «Азов» с соответствующими лозунгами и символикой. Эти моральные уроды, делающие ставку на отбросы общества, планируют создать чистую белую расу, которая должна господствовать над всеми «неправильными» народами и воспитывать их в арийском духе. Власть сознательно вскармливала поклонников Гитлера для тотального подавления любого инакомыслия и уничтожения всего русского, что еще осталось в стране.

Когда властные структуры отклонялись от намеченной вождями украинства генеральной линии, «украинцы» устраивали так называемые майданы и принуждали власть следовать их указаниям. Так было и весной 2014 года: не подчинившегося им Януковича свергли и, когда не удалось покорить силой оружия восставший Донбасс, развязали гражданскую войну.

Убедив народ Юго-Западной Руси в существовании самостоятельной «украинской» нации, они начали навязывать населению концепцию безальтернативности европейского выбора Украины. За отказ от своего русского прошлого «украинцам» пообещали светлое будущее в «просвещенной» Европе.

Но нищеброды по определению не могут вызывать уважения.

Естественно, у Европы были свои взгляды на будущее Украины и она довольно быстро сделала ее своим вассалом как в политическом, так и в экономическом плане, создав плацдарм для стратегического давления на Россию.

Поставив Украину под свой диктат, Европа и США обрекли нас на холопское существование и обслуживание европейских западных интересов, в результате чего страна превратилась в нищего иждивенца с протянутой рукой, неспособного прокормить собственный народ.

В своем стремлении разрушать все, что не соответствует их взглядам и предпочтениям, они отказались и от нашей великой русской культуры, признанной во всем мире! Как можно было отказаться от таких имен, как Пушкин, Толстой, Чайковский, Репин, и прославлять вурдалака Шевченко с его злобой на всё и всех и смакованием необузданной жестокости в его произведениях? Вместо всемирно признанной культуры символами «украинской» нации стали крестьянский фольклор, шаровары и крестьянская рубашонка.

Не создав ничего, чем можно было бы гордиться, они, как долдоны, твердят о своем величии и исключительности, при этом мы с каждым годом опускаемся все ниже и ниже, государство в упадке и разрухе, экономика, промышленность и инфраструктура практически уничтожены.

Разруха и в головах людей. Непонятно, что мы строим и ради чего страдаем. Разрушен смысл существования государства, оно практически перестало выполнять свои функции, идет процесс саморазрушения, мы скатываемся к очередной руине.

Русский по факту народ Украины секта украинствующих превратила в каких-то манкуртов, предавших свои русские корни и подчинившихся разрушительной воле галичанского народца.

Если мы хотим отстоять свое достоинство, то должны изгнать секту украинствующих с нашей земли и вернуться в свое исторически обусловленное место и вспомнить, кто мы есть на самом деле!

Ответ на вопрос, кто же мы: безродные «украинцы» или русские – может дать только сам народ!

Готов он или нет объединяться и отстаивать свое право на достойную жизнь? Народ – это все мы, разорванные сегодня границами и противоречиями! И этот вопрос касается каждого из нас. Мы уже почти тридцать лет находимся в каком-то летаргическом сне в надежде, что все как-то само собой рассосется и будет хорошо. Так не бывает, никто за нас ничего делать не будет, нам самим придется объединять все силы и решать наши проблемы, мы слишком долго спали и в этом сне, много упустили, пора просыпаться и наводить порядок в нашем общем доме!