Статусно-ролевые характеристики личности. Курсовая работа социальные роли личности. Социальные роли не являются жёсткими моделями поведения

Да, я не господин своей судьбы, а лишь нить, вплетенная в общую нить жизни! Но если я не могу ткать сам, то могу обрезать нить.

Серен Къеркегор «Афоризмы эстетика»

При консультировании абонентов, предрасположен­ных к самоубийству, должны учитываться следующие фак­торы риска: (1) его предшествующие попытки; (2) су­ицидальные угрозы; (3) семейная история суицидов; (4) алкоголизм и наркомания; (5) эмоциональные рас­стройства; (6) неизлечимая или смертельная болезнь; (7) тяжелые утраты; (8) семейные проблемы; (9) финан­совые проблемы.

Кроме того, следующие группы риска: молодежь, по­жилые люди, сексуальные меньшинства, заключенные в тюрьмах, военнослужащие, ветераны войн и военных конфликтов, врачи и представители некоторых других профессий - должны считаться имеющими повышен­ный суицидальный риск.

Консультантам, сталкивающимся с этими фактора­ми и группами, а также друзьям и близким следует ос­терегаться упрощенного подхода или поспешных зак­лючений. Принадлежность к группе риска еще не озна­чает склонности к суициду, поскольку не существует одной причины самоубийства. Тем не менее, каждый из факторов должен быть принят во внимание, и особо бдительно следует относится к их сочетанию или суще­ствованию в течение длительного времени.

Предшествующая попытка суицида

Как показывают исследования, совершенная ранее попытка самоубийства является мощным предиктором последующего ее завершения и доказательством наме­рений человека.

Суицидальные попытки чаще всего совершаются молодыми людьми, в основном женского пола. От 10 до 40% впоследствии доводят дело до летального исхо­да. Статистические данные о соотношении попыток и летальных исходов обычно неполны, что не всегда по­зволяет оценить их реальное значение для региона или группы населения: считается, что на один завершенный суицид приходится 20-100 попыток.

Большинство из них скорее являются «криком о помощи» или попыткой отложить решение невыноси­мой ситуации, чем проявлением прямого желания уме­реть. Тем не менее, почти у трети парасуицидентов от­мечаются признаки депрессии, обусловленной крити­ческой ситуацией; у половины из них отмечаются расстройства невротического уровня. Некоторые пре­вращают попытки в характерный стиль поведения, импульсивно возникающий в ответ на любую, даже незначительную, психотравматическую ситуацию. Раз­решение кризиса у большинства приводит к снижению эмоциональных нарушений, враждебности и изоляции, повышению самооценки и улучшению отношений с окружением. Семьи парасуицидентов характеризуются так называемым «аномическим синдромом»: деструк-тивностью и хроническими конфликтами. Таким обра­зом, эти люди отличаются множественностью проблем. В случае оказания помощи они часто сопротивляются или протестуют, далеко не всегда оставляют мысли о самоубийстве. Среди коррекционных подходов наибо­лее предпочтителен когнитивно-бихевиоральный.



Немало суицидальных попыток не воспринимаются окружающими всерьез. Например, молодая девушка при­нимает упаковку снотворных таблеток с уверенностью, что попытка будет раскрыта. Или мужчина наносит себе порезы таким образом, чтобы избежать летального исхода. Семья и друзья относятся с легкостью к этим поступкам, порой не замечая их вовсе, даже если человек, попы­тавшийся отравиться, будет детально осведомлять их или оправдывать свое поведение. Часто эти события вызыва­ют раздражение: «Она просто хотела привлечь к себе вни-мание». Опыт работы с самоубийцами показывает, что к каждой суицидальной попытке следует относиться со всей серьезностью, какой бы безвредной и легкомыслен­ной на первый взгляд она ни казалась.

После первого неудавшегося парасуицида многие делают вывод: «В следующий раз я сделаю это лучше». И они вспоминают об этом обещании - особенно ис­пытывая психический стресс или личностный хаос.

Суицидальная угроза

Давний миф о том, что «говорящие о самоубийстве никогда не совершают его», как доказала практика, является не только ложным, но и опасным. Напротив, многие кончающие с собой люди говорят об этом, рас­крывая свои будущие намерения. Вначале угроза явля­ется бессознательным или полуосознанным призывом о помощи и вмешательстве. Если не находится никого действительно стремящегося помочь, то позднее чело­век может наметить время и выбрать способ самоубий­ства (см. табл. 21.3.1).

Некоторые суициденты ясно и прямо говорят о своих намерениях: «Я не могу этого выдержать. Я не хочу боль­ше жить. Я хочу покончить с собой». Часто высказывания являются скрытыми и замаскированными: «Вы не долж­ны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать вам про­блемы», «Я хочу уснуть и никогда не проснуться», «Ско­ро, очень скоро, эта боль будет уже позади», «Они очень пожалеют, когда я их покину», «Мне бы хотелось знать, где отец прячет ружье». Принимают ли эти опасные выс­казывания форму открытых заявлений или намеков - в любом случае они не должны игнорироваться.

Иногда индикаторы суицида могут быть невербаль­ными. Приготовление к самоубийству зависит от осо­бенностей личности и внешних обстоятельств. Оно со­стоит в том, что называется «приведением дел в поря­док». Для одного человека это означает оформление завещания или пересмотр ценных бумаг. Для другого - Длинные запоздалые письма или улаживание конфлик­тов с родными и близкими. Подросток принимается

Таблица 21.3.1 Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе

Поведенческие Словесные Эмоциональные
Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно - отдаляющие от близких Уверения в беспомощности и зависимости от других Амбивалентность
Склонность к неоправданно рискованным поступкам Прощание Беспомощность- безнадежность
Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток Разговоры или шутки о желании умереть Переживание горя
Посещение врача без очевидной необходимости Сообщение о конкретном плане суицида Признаки депрессии: нарушение сна или аппетита, повышенная возбудимость, отгороженность, отсутствие удовлетворения, печаль, грусть
Нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе Высказывания самообвинения Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность
Расставание с дорогими вещами или деньгами Двойственная оценка значимых событий Вина или ощущение неудачи, поражения
Приобретение средств для совершения суицида Медленная, мало­выразительная речь Чрезмерные опасения или страхи
Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу Чувство малозначимости, никчемности, ненужности
Пренебрежение внешним видом, аккуратностью в быту Рассеянность или растерянность
«Туннельное» сознание

сентиментально раздаривать ценные личные вещи или расстается с предметами увлечений. Завершающие при­готовления могут делаться достаточно быстро, после чего мгновенно следует суицид.

Ситуационные факторы

Кризисная ситуация делает людей более восприим­чивыми к самоубийству. В это время происходит нечто очень важное как внутри, так и вокруг них. В этих об­стоятельствах человек утрачивает позитивные перспек­тивы или ориентиры, к которым следует стремиться. Прогнозы на будущее кажутся мрачными и безнадеж­ными. В итоге под угрозой оказывается сама жизнь.

Ситуационные факторы, способствующие самоубий­ству, детально исследованы американскими суицидоло-гами. По мере их значимости в развитии суицидально­го поведения выделяются следующие.

А. Риск суицида является очень высоким у людей с не­давно выявленной хронической прогрессирующей болезнью, в частности раком, рассеянным склерозом или СПИДом. Например, центры превенции суицидов в США в насто­ящее время регистрируют множество звонков от больных СПИДом, думающих о самоубийстве. И действительно, у них частота суицида оказывается катастрофической: от 200 до 700 завершенных самоубийств в различных штатах на 100 тыс. населения, что в десятки раз превышает по-пуляционный уровень. Кроме того, среди больных СПИ­Дом и ВИЧ-инфицированных растут запросы в отноше­нии пассивной, активной эвтаназии или ассистирован-ного самоубийства. Фактор дальнейшего развития заболевания представляется более существенным для су­ицидального риска, чем его тяжесть или потеря трудоспо­собности. Так, испытывающие хронические боли больные параличом со временем адаптируются к своему состоя­нию, если оно является стабильным. Однако болезнь, вынуждающая постоянно приспосабливаться к небла­гоприятным переменам, приводит к гораздо большему психическому страданию; в этих условиях ряд больных скорее совершают самоубийство, чем разрешают болез ни поставить последнюю точку. В случае СПИДа допол­нительную травматизацию оказывает социальная стигма­тизация больных, вызывающая хроническое эмоциональ­ное напряжение и депрессивные расстройства.

Б. Проблемы материального благополучия. Безработица часто затрагивает нечто большее, чем просто кошелек. Она, несомненно, приводит к конкретным сложностям (оплата жилья, содержание семьи и т.д.). Однако еще Э.Дюркгейм писал, что она серьезно влияет на чувство сплоченности человека и ведет к состоянию аномии. Под вопрос ставится не только профессиональная компетен­тность, но и смысл жизни. Безработица снижает само­оценку человека, способствует депрессивным пережива­ниям. Постоянное напряжение ощущается в семейных от­ношениях, начинается злоупотребление алкоголем, что углубляет одиночество и отчуждение от близких. Будущее кажется неопределенным или не сулящим ничего хоро­шего, поэтому самоубийство рассматривается как прием­лемое разрешение ситуационной дилеммы. Изучение свя­зи между безработицей и аутоагрессивным поведением не привело к получению простых и однозначных результа­тов. Более или менее устойчивой следует считать тенден­цию к большей частоте суицидальных попыток у безра­ботных по сравнению с общей популяцией или с рабо­тающими людьми.

В. Со смертью любимого человека жизнь никогда не возвращается вспять. Разрушается привычный стереотип семейной жизни. Суициду, как правило, предшествует затяжное осложненное горе. В течение многих месяцев после утраты возникшая реальность отрицается. Появля­ются соматические или панические расстройства, охва­тывают чувство вины и апатия. Идеализация потерян­ного человека сосуществует с враждебным отношени­ем к готовым помочь друзьям и родственникам. Человек отказывается осознавать одиночество и пустоту в жиз­ни, вызывающие невыносимую психическую боль. В этих условиях суицид кажется освобождением от нее или спо­собом соединения с тем, кто навсегда ушел. Он может быть и наказанием за мнимые или реальные проступки, допущенные по отношению к ушедшему. Поэтому первый год после утраты является особенно подозри­тельным в отношении суицидальных действий.

Г. В силу многих обстоятельств развод часто кажется событием более тяжелым, чем смерть. Распадается се­мья, которая, как считал Э.Дюркгейм, защищает жизнь. Исключение составляют разве что ранние браки, кото­рые скорее усугубляют трудности молодых пар, чем их решают. Если человек умирает, то этому существуют ра­циональные («У него был рак») или религиозные объяснения («Бог дал, Бог взял»). При разводе разум­ные или сверхъестественные толкования лишены осно­ваний. Они не удовлетворяют, поскольку в ситуацию вовлекаются дети, проблемы с опекой или воспитани­ем, которые приходится решать на фоне бессознатель­ного чувства вины, поражения или мести. Они оказы­вают глубокое психотравмирующее влияние на роди­телей и детей. При этом наиболее уязвимыми являются женщины, чей изменившейся семейный статус являет­ся фактором риска суицида, тогда как мужчины ока­зываются более толерантными к разводу или вдовству.

Эти серьезные кризисные ситуации (болезнь, эко­номические неурядицы, смерть близких или развод) часто превосходят возможности защитных механизмов человека. Таким образом, ситуационные факторы час­то способствуют суицидальным поступкам.

Семейные факторы

Чтобы понять суицидентов, нужно исследовать их семью. Уже упоминалось, что она именуется аномичес-кой, характеризуясь деструктивностью и хаосом отно­шений. В ней отражаются эмоциональные нарушения ее членов. От характера семейного окружения зависит, проявится ли их потенциал саморазрушения в виде реальных бедствий. Например, если человек эмоцио­нально подавлен, то не только он сам страдает плохим аппетитом и избегает друзей - его близких также мо­жет охватить тревога или отчаяние. Обнаружено, что при большинстве суицидов у подростков их родители находились в депрессивном состоянии или думали о самоубийстве.

Члены семьи могут испытывать гнев и раздражение. Чтобы отреагировать их, они выбирают, порой бессоз­нательно, одного из близких объектом коллективной агрессии. Ставший «козлом отпущения», к сожалению, не знает, как правильно поступить в этой ситуации, как преодолеть недоброжелательность и постоять за себя. Если, в конце концов, он решится покончить с собой, то тем самым проявит враждебность, которая скрыта в поведении других членов семьи. Семью могут постичь такие кризисные ситуации как смерть близких, развод или потеря работы. Эти коллизии обычно вызывают интенсивную тревогу и другие эмоциональные прояв­ления. Бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. Чаще всего выбирается наиболее ранимый член семьи, не умеющий возразить или отстоять свое мнение. Ему внушают, что именно он является «самым плохим» и ответственным «за это безобразие». Его даже обвиняют в происшедшей от естественных причин смер­ти близкого. Бывают ситуации, когда люди расстаются с жизнью, искренне веря, что этим они защищают тех, кого сильнее всего любят. И более того, аномическая семья может быть уверена, что таким образом разреша­ются проблемы для остальных близких.

Два обстоятельства в семье считаются имеющими наибольшие отношение к последующей аутоагрессии: (а) ранние утраты: их роль подчеркивалась еще З.Фрейдом и К.Абрахамом. Депривация, связанная со смертью, уходом из семьи или разводом родителей искажает пси­хическое развитие детей; (б) дисгармоническое воспита­ние: хроническая конфликтно-деструктивная атмосфера в семье приводит к возникновению отрицательных обра­зов родителей. Отвержение матерью, жестокое обращение отца, предпочтение, отдаваемое ими другому ребенку, несомненно, ведет к суицидальным тенденциям.

5. Эмоциональные нарушения

Они, как уже упоминалось, являются одним из са­мых основных показателей возможности суицида (см. табл. 21.3).

Большинство потенциальных самоубийц страдает от депрессии, которая может не осознаваться. Она может быть признаком кризисного состояния или его синд­ромом, а также самостоятельным психическим рас­стройством (униполярная или биполярная депрессия). Она часто начинается постепенно, появляются тревога и уныние. Потом замечается подавленность, печаль и «хандра». Будущее становится тусклым, появляется уве­ренность, что его нельзя изменить. Часто возникают мысли о заболевании раком или иным неизлечимым (например, психическим) заболеванием.

Перед суицидом приходят мысли о смерти. Становятся обузой даже простые обязанности: «Я и мыслить не могу ясно». Вялость, усталость и отсутствие жизненной энер­гии мешают принимать самые простые решения.

Признаком депрессии может быть снижение сексу­альной активности. Больные жалуются на бесплодие или импотенцию, интимные связи не доставляют им удо­вольствия. За этими жалобами, как правило, выявляет­ся депрессивное настроение и, более того, суицидаль­ные тенденции. С другой стороны, сохранная сексуаль­ная функция, если она является частью позитивных семейных взаимоотношений, может быть защитой от саморазрушающего поведения. Благодаря ей в важных межличностных контактах сохраняются интимность и душевная близость, подтверждающие фундаментальную витальную потребность в принадлежности.

Достоверно установлено, что депрессия повышает риск как суицидальных попыток, так и завершенных са­моубийств. В последней группе, как показывают иссле­дования, ею страдают 50-80% суицидентов. Среди мно­гих признаков депрессии выделяют шесть основных, провоцирующих самоубийство уже в течение первого года после ее начала: (а) приступы паники, (б) выра­женная тревога, (в) сниженная способность к концен­трации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умерен­ное употребление алкоголя и (е) утрата способности испытывать удовольствие. В дальнейшем безнадежность, суицидальные мысли и наличие аутоагрессивных эпи­зодов в прошлом поддерживают или даже усугубляют эту предрасположенность.

Психические заболевания

Алкоголизм. Наряду с другими формами аддикции он рассматривается как вариант саморазрушающего поведе­ния человека. Не случайно его связь с самоубийствами более чем очевидна. Уровень суицидов среди больных ал­коголизмом очень высок: среди тех, кто кончает с собой, по различным данным 18-30% злоупотребляли спиртны­ми напитками, 15-25% больных алкоголизмом в итоге сводят концы с жизнью. Однако, алкоголизм не опреде­ляет целиком суицидальный риск. При этом заболевании жизнь является хаотической, наполненной личными дра­мами, оно негативно влияет на работу, социальные свя­зи и физическое здоровье, очень частыми являются раз­личные утраты. Самоубийства чаще всего характерны для больных зрелого возраста и пожилых. В это время появ­ляется ряд утрат, связанных с болезнью: распад семьи, серьезные сложности на работе, явная утрата здоровья. Непосредственная связь алкоголизма и аутоагрессии про­является в следующем:

Алкоголизм как форма саморазрушающего пове­дения, мотивируется желанием избежать жизненных проблем, кажущихся невыносимыми;

Депрессия, являющаяся фактором риска суицида, очень характерна для алкоголизма и бывает причинно связана с ним: так называемую алкогольную меланхо­лию описал еще в 1911 г. знаменитый швейцарский психиатр Э.Блейлер;

Большинство социально-психологических послед­ствий алкоголизма (например, утраты) способствуют возникновению аутодеструкции;

Употребление больших количеств алкоголя, харак­терное для развернутой стадии болезни, усугубляет риск фатального исхода суицидальной попытки.

Наркомания. Прием психоактивных веществ также связан с повышенным риском аутоагрессии, чаще все­го с суицидальными попытками. Большие дозы нарко­тических препаратов могут быть использованы для до­стижения состояния (эйфории), в котором суицидаль­ные попытки легко реализовать. Самой высокой их частота является у лиц моложе 30 лет.

Шизофрения. От 5 до 10% тех, у кого была диагнос­тирована шизофрения, кончают с собой. Риск совер­шения самоубийств связан с характером ее течения и преобладающими признаками. Больные с бредовыми идеями или галлюцинациями представляют наиболее угрожаемую группу. Если они к тому же являются без­работными мужчинами в возрасте до 30 лет с депрес­сивной окраской переживаний, то суицидальный риск становится максимальным. Чаще всего до начала забо­левания они уже имеют опыт аутоагрессии и ранние утраты в детстве. При оказании им помощи следует учи­тывать, что суицидальные тенденции чаще возникают не во время обострения, а когда заболевание затухает и возникает светлый промежуток (ремиссия). Тогда здо­ровая часть личности реагирует на болезнь безнадежно­стью, пониманием своей неадекватности, трагическим осознанием того, что большинство ожиданий никогда не исполняется. «Сопротивление психозу», о котором писал известный отечественный психиатр Е.А.Шевалев, в этом случае проявляется парадоксально - самоубий­ством, которое часто отличается жестокостью методов; наверняка обеспечивающих летальный исход.

Социально-демографические свойства личности не находятся в причинной связи с преступностью, но их анализ и обобщение позволяет составить обобщённый портрет преступника, определить, какие социальные группы наиболее нуждаются в профилактическом воздействии.

Социально-демографическая характеристика включает в себя:

  • 1. Пол;
  • 2. Возраст;
  • 3. Образование (не оконченное среднее, среднее, среднее специальное, не оконченное высшее, высшее);
  • 4. Род занятий (работает, не работает);
  • 5. Семейное положение (в браке, не состоит в браке);

Нами были исследованы социально-демографические характеристики 100 женщин, совершивших преступление в Кузнецком районе г. Новокузнецка.

Таблица 3. Характеристика женщин-преступниц по возрастному признаку, осужденных Кузнецким районным судом г. Новокузнецка

Как видно из Таблицы 3, наблюдается омоложение женской преступности. В 2010 г. количество преступлений совершенных женщинами в возрасте 14-24 лет выросло на 8 %, а в возрастной группе 25-29 лет - на 6 %. Наблюдается рост женской преступности и среди несовершеннолетних. Однако большую часть преступлений совершают женщины чей возраст 30-45 лет, что обусловлено спецификой условий, детерминирующих женскую преступность. Чаще всего эта специфика проявляется в сфере профессиональной деятельности женщин либо в их семейных и родственных отношениях. Профессия и семья в жизнь женщины вторгается после 20 лет, а к 30 - 35 годам женщины все больше ощущают проявление их некоторых негативных факторов, что иногда детерминирует их преступные проявления.

При постоянном росте женской преступности наибольшие темпы ее прироста в последнем десятилетии в целом по стране отмечены в группах женщин в возрасте 25 - 29 лет (+ 82,8%) и 18 - 24 года (+ 80,8%). Указанные возрастные группы в структуре женской преступности составляют около 30%. Что же касается образования, то образовательный уровень женщин-преступниц был всегда выше образовательного уровня мужчин-преступников (см. таблицу 4).

Таблица 4. Уровень образования женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

Из приведенных в таблице данных видно, что образовательный уровень достаточно низок, 38% женщин не имеют даже среднего образования, и всего 2% имеют высшее образование.

Таблица 5. Показатели занятости женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

80 % женщин-преступниц не имеют постоянной работы и всего 20% имеют постоянную или временную работу.

Большую значимость для женской преступности имеют проблемы семейного положения женщин (см. таблица 6).

Таблица 6. Показатели семейного положения женщин совершивших преступление по Кузнецкому району г. Новокузнецка

88% женщин-преступниц в момент совершения преступления не состояли в официальном браке, и всего 6 женщин состояли в официальном браке, из них у 6% имелись дети.

Положению, которое человек занимает в обществе, присущи определённые социальные роли, имеющие конкретное содержание (сценарий роли), которому следует человек. Человек одновременно занимает множество позиций и исполняет множество ролей, что накладывает на личность определённый отпечаток: развиваются качества, важные для этих ролей и подавляются ненужные. Если основные исполняемые социальные роли не требуют формирования качеств, связанных с ответственностью за совершение поступков, конфликтуют между собой, не соответствуют социальной ориентации человека, возникает личностная деформация, которая может способствовать совершению преступлений.

При характеристике социальных ролей, присущих преступникам, указывается на их малую престижность, отсутствие прочных связей с трудовыми и учебными коллективами и, напротив, наличие тесных с неформальными группами, имеющими отрицательную социальную направленность, отсутствие каких-либо долгосрочных жизненных планов, социальные притязания, превышающие возможности конкретного человека.

Для преступников не характерно членство в общественных организациях, они крайне редко принимают участие в деятельности общественных, в том числе государственных институтов. Дефектным является и правосознание преступников, что проявляется в пренебрежительном отношении к возможности наказания, как временном (например, в результате употребления спиртных напитков или под воздействием других внешних факторов), так и стойком, иногда в незнании правовых запретов.

Преступники вообще меньше подвержены воздействию на них со стороны общества: при попытке внушить им правовые и нравственные нормы они зачастую не могут понять, чего от них хотят; ввиду этого оценка ситуации, определяющая их поведение, делается не на основе социальных требований, а на основе каких-то личных представлений. В других случаях преступники могут, ещё не утратив понимания сути общественных предписаний, не желать их выполнять ввиду отчуждённости от общества, слабости трудовых, семейных и дружеских связей.

Рассматривая социально-ролевую характеристику следует выделить следующие ситуации:

  • 1. человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства и вести в соответствии с требованиями закона и морали;
  • 2. человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми нормами поведения, то есть на лицо конфликт социальных ролей;
  • 3. человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют ему преступное поведение;
  • 4. человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие.

Выше приведенные модели ситуаций ведут к тому, что женщины преступницы менее ответственно относятся к своим обязанностям в семье, работе, наблюдается тяготение к неформальным группам антиобщественной направленности и так далее.

Таким образом, среди основных социально-демографических детерминант женской преступности, действующих на общесоциальном уровне, можно выделить безработицу, опережающий рост расходов над доходами вследствие инфляции, невостребованность на рынке труда молодежи, характер выполняемой работы и условия труда, социальное и экономическое неравенство разных групп населения, гендерное неравенство, проявляющееся, в том числе, в сфере занятости, должностном положении и оплате труда, а также низкий уровень социальных гарантий в области семьи, материнства и детства.


1. Социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. "Оно" побуждает нас осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения) потребностей. Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку".

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть в установках отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения). В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

личность индивид межличностный


2. Теория личности

Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и используемые и различных контекстах, образуют единую систему.

Теории обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить основой объяснения и интерпретации этих явлении.

Теория обладает большим значением в практической деятельности, придаст ей большую эффективность. Теория - это носитель знаний, рассуждений и система определенных выводов, что крайне необходимо в жизни личности и общества.

Нередко различают историю теории и методически разработанную теорию. Первая выявляет самостоятельную мысль об обществе, принадлежащую отдельным лицам (Гоббс, Кант), школам или периодам. Вторая, как правило, представляет собой современное направление мысли об обществе. Многие мыслители, которых нередко принимали за историков мысли, имея в виду значение их творчества, на самом деле были по-настоящему оригинальными учеными, как по своему стремлению, так и по образу мыслей. К тому же, многое в современной мысли, называемое теорией, недостаточно методически приработано для общественной науки; зачастую они свидятся к общим рассуждениям, подходам и пропаганде идеологических предпочтений. В конечном счете, многие направления, уходящие корнями в историю мысли, уцелели в качестве составных частей современных теорий, которые и являются их последователями. Поэтому можно сказать, чти "история" и "теория" в социологии растворяются друг в друге,

Что касается социологической теории, то это не результат простого пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся направлений теоретического анализа личности и общества

Личность представляет собой как бы соединение гражданских, политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью общества. Такая проблема взаимовлияния социальных условий (связей, социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности человека является центральной проблемой социологии. Попыткой решения проблемы стадо формирование различных социальных концепций (теорий) личности (со второй половины XX века): теория зеркального Я Ч. Кули, ролевая теория Р. Липтона, Т. Парсонса, статусная теория, бихевиориальная (поведенческая) теория Дж. Уотсона, психобиологическая теория 3. Фрейда, теория референтной группы, теория установок и др.

Для всех этих теорий характерно то, что все они признают человеческую личность специфическим образованием, совокупностью качеств, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в человеке).

В моей работе будут рассмотрены 3 социологические теории личности: ролевая, статусная и поведенческая.

Ролевая теория личности

В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция личности. Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям.

Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ":

Весь мир - театр

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов – с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды. Ролевые отношения – это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками:

  • 1. Безличность. Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.
  • 2. Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль – это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы.
  • 3. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, – все может в широких пределах отличаться.
  • 4. Вживаемость в социальную роль субъекта. Роли быстро выучиваются и могут значительно влиять на поведение субъекта.

Ролевые отношения обычно представлены следующими параметрами. Во-первых, ролевым эпизодом, который определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Во-вторых, ролевым набором, представляющим собой совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеет более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.

В-третьих, важным параметром роли выступает ролевая дифференциация, которую можно определить как степень различия типов функций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения. Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека – это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

  • 1) нормативными требованиями – "Я" в предлагаемой обстоятельствами роли;
  • 2) личными притязаниями – "Я" как таковой.

Первый план поведения – социальная форма ролевых действий, второй план – психологический способ ролевой самореализации. Здесь и возникает та существенная проблема – трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле "настоящая" данная роль, как правило, приводят к внутриролевым и межролевым конфликтам.