Самые известные взрывы в мире. Самый мощный взрыв в истории. Самые крупные ядерные взрывы

Нет в мире искусственного взрыва мощнее, чем взрыв атомной бомбы. И хотя испытание атомного оружия в мире проводили многие страны, только США и СССР взрывали бомбы мощностью более 10 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Для того чтобы наглядно увидеть разрушения и жертвы, которые могут причинить такие бомбы, следует воспользоваться сервисом Nukemap . Внутреннее кольцо - эпицентр, в котором все сгорит в огне. В розовом круге почти все здания будут разрушены, а процент числа жертв составит практически 100%. В зеленом круге смертность составит от 50 до 90%, большинство погибших умрут от полученного облучения в течение нескольких последующих недель. В сером круге наиболее прочные здания устоят, но раны в массе своей окажутся смертельными. В оранжевом - люди с открытой кожей получат ожоги третьей степени, а горючие материалы загорятся, что приведет к массовым пожарам.

И вот 12 самых мощных взрывов в истории человечества:

Foto: Publicitātes attēli

25 августа и 19 сентября 1962 года, с промежутком менее, чем в месяц, на Новой Земле были произведены испытания атомных бомб мощностью 10 мегатонн. Площадь эпицентра взрыва, в котором было бы уничтожено все живое и неживое, составила 4,5 кв. километра. Ожоги третьей степени ожидали бы всех в радиусе почти трех километров. Фото и видео материалов испытаний, по крайней мере, в публичном доступе не сохранилось.

10. Иви Майк

1 ноября 1952 года США впервые в мире испытали термоядерное взрывное устройство мощностью 10,4-12 мегатонн тротилового эквивалента - почти в 700 раз больше, чем у атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Мощности взрыва оказалось достаточным для того, чтобы полностью уничтожить атолл Элугелаб, на месте которого образовался кратер диаметром 2 километра и глубиной 50 метров. Сильно зараженные осколки коралловых рифов разлетелись на расстояние 50 километров. Взрыв был заснят на видео.

9. Castle Romeo

Foto: Wikipedia

В 1954 году США затеяли целую серию испытаний термоядерных бомб принципиально иной конструкции, нежели "Иви Майк" (более практичных, хотя все равно неприменимых в качестве оружия). Мощность "Ромео" составила 11 мегатонн и это была первая бомба, взорванная на барже в открытом океане - позже это станет стандартом для американских ядерных испытаний, поскольку бомбы такой мощности, как выяснилось с остальными зарядами серии испытаний "Кастл" просто стирают с лица земли небольшие островки, на которых ядерные заряды испытывались изначально.

Foto: Publicitātes attēli

23 октября 1961 года СССР испытали очередную ядерную бомбу, на сей раз мощностью 12,5 мегатонн тротилового эквивалента. На площади в 5 кв. километров она уничтожала вообще все, а в радиусе трех километров выжигала все, что могло гореть.

7. Castle Yankee

Foto: Kadrs no video

В 1954 году США последовательно испытывали "замки". Очередной был взорван 4 мая - мощностью 13,5 мегатонн и зараженные облака достигли Мехико, который находился в более чем 11 тыс. километрах, всего за четыре дня.

6. Castle Bravo

Foto: Wikipedia

Самый мощный из "замков" - он же самый мощный американский ядерный заряд - был взорван 28 февраля 1954 года на атолле Бикини, раньше других "замков". Предполагалось, что его мощность составит всего 6 мегатонн, но на самом деле из-за ошибки в расчетах она достигла 15 Мт, превысив расчетную в 2,5 раза. В результате взрыва японское рыболовное судно "Фукурю-Мару" было засыпано радиоактивным пеплом, что привело к тяжелой болезни и инвалидности членов экипажа (один человек и вовсе вскоре погиб). Этот инцидент с "рыбаком", а также тот факт, что облучение получили несколько сотен жителей Маршаловых островов, в сторону которых в день испытаний дул ветер, привел к серьезным акциям протеста во всем мире и заставил политиков и ученых говорить о необходимости ограничить испытания ядерного оружия.

Foto: Publicitātes attēli

С 5 августа по 27 сентября 1962 года на Новой Земле была проведена целая серия испытаний ядерных зарядов мощностью по 20 мегатонн тротилового эквивалента каждый - в 1000 раз мощнее бомбы, скинутой на Нагасаки.

Foto: Publicitātes attēli

Серия советских испытаний 1962 года завершились подрывом заряда мощностью 24,2 мегатонны в тротиловом эквиваленте, это второй по мощности взрыв. Произведен он был на полигоне на все той же Новой Земле.

Семьдесят лет назад 16 июля 1945 года США провели первые в истории человечества испытания ядерного оружия. С того времени мы успели немало продвинуться вперед: на данный момент на Земле официально зафиксировано более двух тысяч испытаний этого невероятно разрушительного средства уничтожения. Перед вами десяток крупнейших взрывов ядерных бомб, от каждого из которых содрогнулась вся планета.

Советские испытания №158 и №168
25 августа и 19 сентября 1962 года, с перерывом всего в месяц СССР провели ядерные испытания над архипелагом Новая Земля. Естественно, никакая видео- и фотосъемка не велась. Сейчас известно, что обе бомбы имели тротиловый эквивалент в 10 мегатонн. Взрыв одного заряда уничтожил бы все живое в пределах четырех квадратных километров.


Касл Браво
На атолле Бикини 1 марта 1954 года было проведено испытание самого большого ядерного оружия. Взрыв был в три раза сильнее, чем ожидали сами ученые. Облако радиоактивных отходов отнесло в сторону обитаемых атоллов, у населения впоследствии зафиксированы многочисленные случаи лучевой болезни.


Иви Майк
Это стало первым в мире испытанием термоядерного взрывного устройства. США решили тестировать водородную бомбу неподалеку от Маршалловых островов. Детонация Иви Майка была настолько мощной, что просто-напросто испарила остров Элугелаб, где происходили испытания.


Касл Ромеро
Ромеро решили вывезти в открытое море на барже и взорвать там. Не ради каких-то новых открытий, просто у США больше не оставалось свободных островов, где можно было бы спокойно испытывать ядерное оружие. Взрыв Касл Ромеро в тротиловом эквиваленте составил 11 мегатонн. Происходи детонация на суше, и вокруг бы раскинулась выжженная пустошь в радиусе трех километров.

Испытание № 123
23 октября 1961 года Советский Союз провел ядерное испытание под кодовым обозначением № 123. Над Новой Землей расцвел ядовитый цветок радиоактивного взрыва на 12,5 мегатонн. Такой взрыв мог бы вызвать у людей на площади в 2700 квадратных километров ожоги третьей степени.


Касл Янки
Второй запуск ядерного устройства серии «Касл» произошел 4 мая 1954 года. Тротиловый эквивалент бомбы равнялся 13,5 мегатоннам, а четыре дня спустя последствия взрыва накрыли Мехико - город находился в 15 тысячах километров от места испытаний.


Царь-бомба
Инженеры и физики Советского Союза сумели создать самое мощное из когда-либо тестируемых ядерных устройств. Энергия взрыва Царь-бомбы составила 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. 30 октября 1961 года ядерный гриб поднялся на высоту в 67 километров, а огненный шар от взрыва достиг радиуса в 4,7 километра.


Советские испытания № 173, № 174 и № 147
С 5 по 27 сентября 1962 года в СССР была проведена серия ядерных испытаний на Новой Земле. Тесты № 173, № 174 и № 147 идут на пятом, четвертом и третьем местах в списке сильнейших ядерных взрывов в истории. Все три устройства были равны 200 мегатонн в тротиловом эквиваленте.


Испытание № 219
Еще одно испытание с порядковым номером № 219 прошло там же, на Новой Земле. Бомба имела выход в 24,2 мегатонны. Взрыв такой силы выжег бы все в пределах 8 квадратных километров.


The Big One
Один из самых крупных военных провалов Америки случился во время испытаний водородной бомбы The Big One. Сила взрыва превысила предполагаемую учеными мощность в пять раз. Радиоактивное заражение наблюдалось на значительной части США. Диаметр кратера от взрыва был 75 метров в глубину и два километра в диаметре. Если бы такая штука упала на Манхэттен, то от всего Нью-Йорка остались бы лишь воспоминания.

Изобретение человеком пороха навсегда изменило характер ведения боевых действий. Уже в средневековье порох широко использовался не только в артиллерии, но и для подрыва крепостных стен, под которые делались подкопы. При этом оборонявшиеся не сидели сложа руки, они также могли взрывать эти подкопы или рыли контргалереи. Иногда под землей разворачивались настоящие сражения. Эти подземные сражения стали гораздо позднее элементом Первой мировой войны, когда противоборствующие страны увязли в позиционной войне и окопном сидении и вернулись к тактике рытья подкопов и закладки под укрепления противника подземных мин чудовищной мощности.

При этом на период Первой мировой войны приходятся два взрыва огромной силы, один из которых был произведен во время Мессинской битвы в июне 1917 года, а второй произошел уже в декабре 1917 года вдали от линии фронта в канадском Галифаксе, практически полностью разрушив этот город. Взрыв в Галифаксе относится к числу сильнейших рукотворных неатомных взрывов, которые были устроены человечеством, и долгое время считался мощнейшим взрывом неядерной эпохи.


Мессинская битва

Мессинская битва, или Мессинская операция, продолжалась с 7 по 14 июня 1917 года и закончилась успешно для английской армии, которой удалось потеснить немецкие войска, улучшив свои позиции. Сражение произошло во Фландрии недалеко от деревни под названием Месен, в ходе него английские войска старались срезать 15-километровый выступ германских войск. Англичане, которые поняли, что обычными атаками оборону немцев им не прорвать, начали подготовку к операции еще в 1915 году, за 15 месяцев до ее начала. За этот временной отрезок они успели проложить более 20 гигантских тоннелей под вторым уровнем грунтовых вод в пласте голубой глины. Данным инженерным работам предшествовала серьезная геодезическая работа и изучение почвы на этом участке фронта.

Все прорытые тоннели англичане минировали, а вынутый грунт тщательно маскировали, чтобы немцы не могли его заметить, особенно при воздушной разведке. Начинались английские подземные галереи примерно в 400 метрах позади их линий обороны. Так как немецкие позиции на этом участке фронта шли по высотам, то тоннели проходили под обороной германских войск на глубине, доходившей до 25-36 метров, а в ряде мест и до 50 метров. Общая протяженность этих подземных коммуникаций составляла более 7300 метров, при этом в конце тоннелей англичане заложили порядка 600 тонн взрывчатки, они использовали аммонит. Все-таки немцам удалось разгадать замысел британских стратегов, однако они ошибочно считали, что тоннели расположены на глубине до 18 метров, поэтому им удалось уничтожить только две минных галереи, еще 22 остались нетронутыми.

Наступлению британских войск на этом участке фронта предшествовала мощная артиллерийская подготовка, которая началась еще 28 мая. А 7 июня с интервалом примерно 30 секунд был осуществлен подрыв 19 минных галерей. В результате этих подрывов первая и вторая линия окопов германцев были разрушены, а на месте укреплений возникли воронки гигантских размеров. Самой большой из воронок считается «кратер одинокого дерева», диаметр которого составлял до 80 метров, а глубина доходила до 27 метров. В результате этих подземных взрывов погибло около 10 тысяч немецких солдат, еще 7200 солдат и 145 офицеров германской армии были взяты в плен, будучи деморализованными и неспособными оказать серьезного сопротивления. Кратеры от тех страшных взрывов сохранились по сей день, многие из них стали искусственными водоемами.

Трагедия в канадском Галифаксе

Фактически взрыв возле населенного пункта Месин был не единичным, это была череда взрывов, приведших к краху передней линии обороны немецких войск. И если в этом случае такие взрывы можно было оправдать военной необходимостью, то в декабре того же года крупнейший взрыв доядерной эпохи потряс мирный портовый город Галифакс. Взорвавшееся у берега транспортное судно «Монблан» было под завязку наполнено взрывчаткой. На его борту находилось около 2300 тонн сухой и жидкой пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола в бочках.

Построенный в 1899 году вспомогательный транспорт «Монблан» мог перевозить до 3121 тонны грузов. Судно было построено в Англии, но принадлежало французской судоходной фирме. Взрывчатка была загружена на борт судна 25 ноября 1917 года в порту Нью-Йорка, пунктом назначения корабля была Франция - порт Бордо. Промежуточным пунктом на маршруте транспорта оказался канадский Галифакс, где шло формирование конвоев, отправляемых через Атлантику.

«Монблан» появился на внешнем рейде Галифакса вечером 5 декабря 1917 года. На следующее утро примерно в 7 часов утра судно начало заходить в порт. В это же время из порта выходил пароход «Имо», принадлежащий Норвегии. Когда корабли сблизились, оба капитана начали совершать рискованные маневры, что в итоге привело к тому, что «Имо» протаранил «Монблан» в правый борт. В результате удара несколько бочек, в которых находился бензол, разбились, а их содержимое растеклось по транспорту. Капитан парохода «Имо» дал задний ход и сумел высвободить своей корабль и благополучной уйти. При этом при расцепке двух судов в результате трения металла о металл возник сноп искр, который воспламенил растекшийся по «Монблану» бензол.

Зная о характере груза на корабле, капитан «Монблана» Ле Медек отдал приказ экипажу покинуть судно. Долго уговаривать матросов не пришлось, все члены экипажа благополучно добрались до берега, предоставив смертоносный груз самому себе. В результате горящий транспорт начал дрейфовать в сторону берега, навалившись в итоге на деревянный пирс в Ричмонде, одном из районов Галифакса. О характере груза на борту «Монблана» в этом канадском городе знало считанное количество человек. По этой причине практически все население небольшого городка прильнуло к окнам в надежде лучше рассмотреть редкое зрелище, которое представлял собой горящий корабль. По обе стороны пролива, вокруг которого и раскинулся город, начали собираться зеваки.

Чудовищной силы взрыв в 9 часов 6 минут утра поставил точку в этом «представлении». О силе взрыва свидетельствует тот факт, что 100-килограммовый кусок шпангоута судна позднее был найден в лесу на удалении в 19 километров от эпицентра взрыва, а стоящие в гавани крейсер «Найоб» водоизмещением 11 тысяч тонн и пароход «Курака» выбросило на берег как щепки. В городе Труро, который был расположен в 30 милях от Галифакса, ударной волной выбило стекла. В округе в радиусе 60 миль во всех церквях от взрывной волны самопроизвольно зазвонили колокола.

Согласно данным официальной статистики, в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека, без вести пропало порядка 2000 человек. Многие из раненых замерзли в обломках, так как на следующий день температура резко упала, и начался сильный буран. Кто-то просто сгорел заживо, так как по всему городу начались пожары, которые полыхали на протяжении нескольких дней. В трех школах города из 500 учеников в живых остались всего 11. Около 9 тысяч человек были ранены, в том числе 500 лишились зрения, пострадав от разлетевшихся осколков оконных стекол. При этом северная часть города, район Ричмонд, почти полностью была стерта с лица земли в результате этого взрыва. Всего в Галифаксе было полностью разрушено 1600 зданий, еще 12 тысяч были сильно повреждены, крова лишились не менее 25 тысяч человек.

Взрыв на острове Гельголанд

Вторая мировая война подарила миру череду новых мощных взрывов неядерного характера. Большая их часть относилась к гибели линкоров и авианосцев воюющих сторон. Точку в череде этих морских трагедий поставил взрыв японского линкора «Ямато» 7 апреля 1945 года, когда произошла детонация погреба главного калибра, взрыв был эквивалентен 500 тоннам тротила. Не обошлось и без трагедий, подобных той, что произошла в Галифаксе. 17 июля 1944 года в США в портовом городе Порт-Чикаго произошел взрыв при погрузке боеприпасов на борт транспорта. Грибообразное облако поднялось на высоту около трех километров, мощность взрыва составила около 2 кт в тротиловом эквиваленте, что было сопоставимо с портовым взрывом в Галифаксе 6 декабря 1917 года, мощность которого оценивалась в 3 кт.

Однако даже эти взрывы меркли перед тем, который был сотворен руками человека на немецком острове Гельголанд в Северном море. Этот взрыв стал настоящим эхом войны, он навсегда изменил облик острова, но зато не унес ни одной человеческой жизни, так как был запланированным. После поражения Германии во Второй мировой войне, все население острова была эвакуировано, а англичане решили разрушить все оставшиеся здесь укрепления базы подводных лодок Третьего рейха, а также провести сейсмические исследования.

Попутно они решили проблему с утилизацией большого количества боеприпасов, которые остались у них после завершения войны. Взрыв был произведен 18 апреля 1947 года. К этому моменту на остров было свезено 4 тысячи торпедных боеголовок, 9 тысяч глубоководных бомб и 91 тысяча гранат разных калибров, в общей сложности 6700 тонн различной взрывчатки. Подрыв этих боеприпасов, которые готовили несколько недель, сформировал грибовидное облако, поднявшееся в небо на высоту 1800 метров. Взрыв был такой мощности, что его удалось зарегистрировать даже на Сицилии. Взрыв на острове Гельголанд был зарегистрирован в Книге рекордов Гиннеса, как самый мощный неядерный взрыв в . Детонация при взрыве высвободила энергию, которая была сопоставима с 1/3 мощности атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму.

Британцы планировали, что в результате взрыва остров будет полностью разрушен, однако он устоял. А вот его форма была изменена навсегда. Вся южная часть острова Гельголанд превратилась в кратер огромных размеров, который и сегодня является привлекательным местом для туристов. После взрыва британцы на протяжении еще нескольких лет использовали остров в качестве полигона для проведения учебных бомбометаний, вернув его Германии в 1950-е годы. Практичные немцы смогли за несколько лет заново отстроить остров, открыв для него новый этап культурно-туристической жизни.

Испытания «Sailor Hat»

К крупнейшим в истории неядерным взрывам относят и серию испытаний в рамках операции ВМС США под кодовым названием «Sailor Hat» (буквально матросская шляпа). Это серия испытаний, которые были проведены в 1965 году на острове Кахоолаве (Гавайи). Целью испытаний было определить воздействие ударной волны взрывов большой мощности на боевые корабли и установленное на них оборудование. В рамках операции также проводились исследования в области подводной акустики, сейсмологии, метеорологии, распространения радиоволн.

Каждое из испытаний предусматривало взрыв больших (500 тонн) зарядов взрывчатых веществ. При этом взрывчатка укладывалась достаточно интересно - полусферическим штабелем, который состоял из 3 миллионов 150-граммовых тротиловых шашек. Взрывы производились в непосредственной близости от стоящих поблизости кораблей. При этом с каждым новым испытанием они приближались все ближе к месту взрыва. Всего было проведено три взрыва: 6 февраля 1965 года «Браво», 16 апреля 1965 года «Чарли» и 19 июня 1965 года «Дельта». Данные взрывы хорошо характеризуются фразой - деньги на ветер. В ценах 1965 года 500 тонн взрывчатки стоили 1 миллион американских долларов.

Влияние проводимых взрывов на внутреннее оборудование кораблей записывалось на специальные высокоскоростные камеры. Проведенные испытания показали, что силы взрывов было достаточно, для того чтобы разрушить стальные крепления и сбросить со своих постаментов довольно тяжелое радиолокационное оборудование. Но, несмотря на всю серьезность повреждений, боевые корабли оставались на плаву. Помимо этого, взрывной волной во время испытаний было уничтожено два наблюдательных дирижабля.

По материалам из открытых источников

Уже вовсю гуляет определение этого небольшого взрыва с мощностью в тротиловом эквиваленте в 24 тонны (на самом деле, взрыва было два - первый в три тонны, второй в 21), как крупнейшего неядерного взрыва в истории человечества. Что конечно абсолютная ерунда.

В истории было множество взрывов, на порядок, на два порядка и, даже, на три порядка сильнее, чем произошедший ночью. Официально самым мощным, заранее спланированным неядерным взрывом считается подрыв британцами укрепление германского отсрова Гельголанд 18 апреля 1947 года, когда было использовано 6 700 тонн взрывчатки (4 000 торпедных боеголовок, 9000 глубинных бомб, 91 000 различных артиллерийских снарядов). Мощность взрыва составила 3,2 кт TNT

Таким образом мощность взрыва Гельголанда была в четыре раза меньше, чем мощность взрыва атомной бомбы в Хиросиме. Понятно, что при взрыве никто из людей не пострадал, а сам взрыв был детально задокументирован. Остров был возвращен Германии в 1952 году. Сейчас это курортное место на котором, внимание, запрещено пользоваться велосипедами.

Однако, в 1985-93 годах в США на полигоне White Sands в штате Нью-Мексико была проведена серия из 5 неядерных взрывов, мощность двух из которых, известных как Minority Scale и Minority Picture, превысила мощность взрыва на Гельголанде: 4,304 кт 27 июня 1985 года и 4,25 кт 14 мая 1987 года.

Но самый самый "багабум", никак не связанный с реакцией деления ядер урана произошел в СССР, на космодроме Байконур 3 июля 1969 года, когда во время второго запуска советской "лунной" ракеты-носителя Н-1. Старт ракеты прошел нормально, но на высоте 200 метров один за другим начали отключаться двигатели первой ступени, последний, 18-ый развернул ракету на 90 градусов и на 23-ей секунде полета она плашмя рухнула на стартовый стол. В результате взрыва мощность которого у нас оценивают в 5 кТ тротилового эквивалента, а на западе (исходя из количества топлива на борту ракеты) в 7 кт, был разруше стартовый стол и сильно поврежден соседний.

Надо заметить, что авариями заканчивались все четыре запуска Н-1, но только во втором случае взрыв всей ракеты произошел непосредственно на земле.

Что интересно - во время четырех самых мощных неядерных взрывов в истории человечества ни пострадало ни одного человека.

Крупнейшими "неорганизованными" взрывами в мирное время являются взрыв груза аммиачной селитры на сухогрузе "Грандкамп", произошедший в Тексас-Сити 16 апреля 1947 года (всего за два дня до взрыва в Гельголанде), мощность которого оценивается в 2,7-3,2 кт ТНТ, в результате которого и последующих за ним пожаров в городе на побережьи Мексиканског залива погибл 581 человек и еще 8 451 был ранен, а также серия взрывов на кипрской ВМБ Эвангелос Флоракис 11 июля 2011 года суммарно примерно той же мощности. В случае недавнего взрыва, во время которого погибло 13 человек и еще 62 было ранено, имело место феерическое разгильдяйство - 98 контейнеров со взрывчаткой были складированы на ярком солнце, где при 40 градусной жаре конкретно нагревались на протяжении нескольких дней.

В военное время самым страшным взрывом стал знаменитый взрыв в канадском Галифаксе 6 декабря 1917 года, когда французский транспорт "Мон Блан" до отказа набитый взрывчаткой, столкнулся с норвежским судном "Имо". Сила взрыва составила 2,9 кт ТНТ. Погибло 2 000 человек и еще 9 000 было ранено. Для сведения - населения города Галифакс на тот момент составляло 50 тысяч человек.

Столб дыма после взрыва в Галифаксе.

Что интересно, этому городу еще раз пришлось пережить подобное, когда 18 июля 1945 года произошла детонация боеприпасов на Бедфордском арсенале в окрестностях города. Впрочем, в этом случае все обошлось несколькими легкоранеными.

Однако, взрыв в Галифаксе, далеко не самый смертоносный среди всех неядерных взрывов в истории.

Если говорить об отдельном взрыве, то таковым безусловно является взрыв турецкого арсенала в Родосской крепости 4 апреля 1856 года. Турки использовали православные церкви, расположенные на территории дворца в качестве складов для пороха. Одним прекрасным утром, когда колокола церквей зазвонили, порох сдетонировал. Погибло примерно 4 000 человек.

Но самый страшный по последствиям неядерный взрыв был проведен англичанами 7 июня 1917 года на холмах Мессины, когда во время Битвы при Пашенделе под позициями немцев одновременно было взорвано 22 заряда мощностью от 9,1 до 43,4 тонн взрывчатки (всего 455 тонн). Суммарные потери немцев составили 10 тысяч человек.

Первый же по настоящему Большой Взрыв произошел, по видимому, 4 апреля 1585 года во время осады испанцами Антеверпена. В то время испанцы заняли крупный каменный мост на входе в город, что мешало голландцам (бельгийцами они стали потом) получать снабжение по Шельде. Тогда осажденные снарядили четыре громадных брандера, водоизмещением по 800 тонн каждый. Три не достигли цели, но последний четвертый доплыл таки до моста, но сразу не взорвался. Испанцы решили его захватить и в этот момент взрывчатка сдетонировала. Погибло до 800 кастильцев, вверх по Шельде пошло небольшое цунами, а город накрыло черное облако. Землю ощутимо содрогнуло за 35 километров от Антверпена, в Генте.

Взрыв в Антверпене. Французская гравюра 1727 года.

Вот так вот, а вы Тянцьзинь, Тянцзинь...

Изобретение человеком пороха навсегда изменило характер ведения боевых действий. Уже в средневековье порох широко использовался не только в артиллерии, но и для подрыва крепостных стен, под которые делались подкопы. При этом оборонявшиеся не сидели сложа руки, они также могли взрывать эти подкопы или рыли контргалереи. Иногда под землей разворачивались настоящие сражения. Эти подземные сражения стали гораздо позднее элементом Первой мировой войны, когда противоборствующие страны увязли в позиционной войне и окопном сидении и вернулись к тактике рытья подкопов и закладки под укрепления противника подземных мин чудовищной мощности.

При этом на период Первой мировой войны приходятся два взрыва огромной силы, один из которых был произведен во время Мессинской битвы в июне 1917 года, а второй произошел уже в декабре 1917 года вдали от линии фронта в канадском Галифаксе, практически полностью разрушив этот город. Взрыв в Галифаксе относится к числу сильнейших рукотворных неатомных взрывов, которые были устроены человечеством, и долгое время считался мощнейшим взрывом неядерной эпохи.


Мессинская битва

Мессинская битва, или Мессинская операция, продолжалась с 7 по 14 июня 1917 года и закончилась успешно для английской армии, которой удалось потеснить немецкие войска, улучшив свои позиции. Сражение произошло во Фландрии недалеко от деревни под названием Месен, в ходе него английские войска старались срезать 15-километровый выступ германских войск. Англичане, которые поняли, что обычными атаками оборону немцев им не прорвать, начали подготовку к операции еще в 1915 году, за 15 месяцев до ее начала. За этот временной отрезок они успели проложить более 20 гигантских тоннелей под вторым уровнем грунтовых вод в пласте голубой глины. Данным инженерным работам предшествовала серьезная геодезическая работа и изучение почвы на этом участке фронта.

Все прорытые тоннели англичане минировали, а вынутый грунт тщательно маскировали, чтобы немцы не могли его заметить, особенно при воздушной разведке. Начинались английские подземные галереи примерно в 400 метрах позади их линий обороны. Так как немецкие позиции на этом участке фронта шли по высотам, то тоннели проходили под обороной германских войск на глубине, доходившей до 25-36 метров, а в ряде мест и до 50 метров. Общая протяженность этих подземных коммуникаций составляла более 7300 метров, при этом в конце тоннелей англичане заложили порядка 600 тонн взрывчатки, они использовали аммонит. Все-таки немцам удалось разгадать замысел британских стратегов, однако они ошибочно считали, что тоннели расположены на глубине до 18 метров, поэтому им удалось уничтожить только две минных галереи, еще 22 остались нетронутыми.

Наступлению британских войск на этом участке фронта предшествовала мощная артиллерийская подготовка, которая началась еще 28 мая. А 7 июня с интервалом примерно 30 секунд был осуществлен подрыв 19 минных галерей. В результате этих подрывов первая и вторая линия окопов германцев были разрушены, а на месте укреплений возникли воронки гигантских размеров. Самой большой из воронок считается «кратер одинокого дерева», диаметр которого составлял до 80 метров, а глубина доходила до 27 метров. В результате этих подземных взрывов погибло около 10 тысяч немецких солдат, еще 7200 солдат и 145 офицеров германской армии были взяты в плен, будучи деморализованными и неспособными оказать серьезного сопротивления. Кратеры от тех страшных взрывов сохранились по сей день, многие из них стали искусственными водоемами.

Трагедия в канадском Галифаксе

Фактически взрыв возле населенного пункта Месин был не единичным, это была череда взрывов, приведших к краху передней линии обороны немецких войск. И если в этом случае такие взрывы можно было оправдать военной необходимостью, то в декабре того же года крупнейший взрыв доядерной эпохи потряс мирный портовый город Галифакс. Взорвавшееся у берега транспортное судно «Монблан» было под завязку наполнено взрывчаткой. На его борту находилось около 2300 тонн сухой и жидкой пикриновой кислоты, 200 тонн тротила, 10 тонн пироксилина и 35 тонн бензола в бочках.

Построенный в 1899 году вспомогательный транспорт «Монблан» мог перевозить до 3121 тонны грузов. Судно было построено в Англии, но принадлежало французской судоходной фирме. Взрывчатка была загружена на борт судна 25 ноября 1917 года в порту Нью-Йорка, пунктом назначения корабля была Франция - порт Бордо. Промежуточным пунктом на маршруте транспорта оказался канадский Галифакс, где шло формирование конвоев, отправляемых через Атлантику.

«Монблан» появился на внешнем рейде Галифакса вечером 5 декабря 1917 года. На следующее утро примерно в 7 часов утра судно начало заходить в порт. В это же время из порта выходил пароход «Имо», принадлежащий Норвегии. Когда корабли сблизились, оба капитана начали совершать рискованные маневры, что в итоге привело к тому, что «Имо» протаранил «Монблан» в правый борт. В результате удара несколько бочек, в которых находился бензол, разбились, а их содержимое растеклось по транспорту. Капитан парохода «Имо» дал задний ход и сумел высвободить своей корабль и благополучной уйти. При этом при расцепке двух судов в результате трения металла о металл возник сноп искр, который воспламенил растекшийся по «Монблану» бензол.

Зная о характере груза на корабле, капитан «Монблана» Ле Медек отдал приказ экипажу покинуть судно. Долго уговаривать матросов не пришлось, все члены экипажа благополучно добрались до берега, предоставив смертоносный груз самому себе. В результате горящий транспорт начал дрейфовать в сторону берега, навалившись в итоге на деревянный пирс в Ричмонде, одном из районов Галифакса. О характере груза на борту «Монблана» в этом канадском городе знало считанное количество человек. По этой причине практически все население небольшого городка прильнуло к окнам в надежде лучше рассмотреть редкое зрелище, которое представлял собой горящий корабль. По обе стороны пролива, вокруг которого и раскинулся город, начали собираться зеваки.

Чудовищной силы взрыв в 9 часов 6 минут утра поставил точку в этом «представлении». О силе взрыва свидетельствует тот факт, что 100-килограммовый кусок шпангоута судна позднее был найден в лесу на удалении в 19 километров от эпицентра взрыва, а стоящие в гавани крейсер «Найоб» водоизмещением 11 тысяч тонн и пароход «Курака» выбросило на берег как щепки. В городе Труро, который был расположен в 30 милях от Галифакса, ударной волной выбило стекла. В округе в радиусе 60 миль во всех церквях от взрывной волны самопроизвольно зазвонили колокола.

Согласно данным официальной статистики, в результате взрыва в Галифаксе погибло 1963 человека, без вести пропало порядка 2000 человек. Многие из раненых замерзли в обломках, так как на следующий день температура резко упала, и начался сильный буран. Кто-то просто сгорел заживо, так как по всему городу начались пожары, которые полыхали на протяжении нескольких дней. В трех школах города из 500 учеников в живых остались всего 11. Около 9 тысяч человек были ранены, в том числе 500 лишились зрения, пострадав от разлетевшихся осколков оконных стекол. При этом северная часть города, район Ричмонд, почти полностью была стерта с лица земли в результате этого взрыва. Всего в Галифаксе было полностью разрушено 1600 зданий, еще 12 тысяч были сильно повреждены, крова лишились не менее 25 тысяч человек.

Взрыв на острове Гельголанд

Вторая мировая война подарила миру череду новых мощных взрывов неядерного характера. Большая их часть относилась к гибели линкоров и авианосцев воюющих сторон. Точку в череде этих морских трагедий поставил взрыв японского линкора «Ямато» 7 апреля 1945 года, когда произошла детонация погреба главного калибра, взрыв был эквивалентен 500 тоннам тротила. Не обошлось и без трагедий, подобных той, что произошла в Галифаксе. 17 июля 1944 года в США в портовом городе Порт-Чикаго произошел взрыв при погрузке боеприпасов на борт транспорта. Грибообразное облако поднялось на высоту около трех километров, мощность взрыва составила около 2 кт в тротиловом эквиваленте, что было сопоставимо с портовым взрывом в Галифаксе 6 декабря 1917 года, мощность которого оценивалась в 3 кт.

Однако даже эти взрывы меркли перед тем, который был сотворен руками человека на немецком острове Гельголанд в Северном море. Этот взрыв стал настоящим эхом войны, он навсегда изменил облик острова, но зато не унес ни одной человеческой жизни, так как был запланированным. После поражения Германии во Второй мировой войне, все население острова была эвакуировано, а англичане решили разрушить все оставшиеся здесь укрепления базы подводных лодок Третьего рейха, а также провести сейсмические исследования.

Попутно они решили проблему с утилизацией большого количества боеприпасов, которые остались у них после завершения войны. Взрыв был произведен 18 апреля 1947 года. К этому моменту на остров было свезено 4 тысячи торпедных боеголовок, 9 тысяч глубоководных бомб и 91 тысяча гранат разных калибров, в общей сложности 6700 тонн различной взрывчатки. Подрыв этих боеприпасов, которые готовили несколько недель, сформировал грибовидное облако, поднявшееся в небо на высоту 1800 метров. Взрыв был такой мощности, что его удалось зарегистрировать даже на Сицилии. Взрыв на острове Гельголанд был зарегистрирован в Книге рекордов Гиннеса, как самый мощный неядерный взрыв в . Детонация при взрыве высвободила энергию, которая была сопоставима с 1/3 мощности атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму.

Британцы планировали, что в результате взрыва остров будет полностью разрушен, однако он устоял. А вот его форма была изменена навсегда. Вся южная часть острова Гельголанд превратилась в кратер огромных размеров, который и сегодня является привлекательным местом для туристов. После взрыва британцы на протяжении еще нескольких лет использовали остров в качестве полигона для проведения учебных бомбометаний, вернув его Германии в 1950-е годы. Практичные немцы смогли за несколько лет заново отстроить остров, открыв для него новый этап культурно-туристической жизни.

Испытания «Sailor Hat»

К крупнейшим в истории неядерным взрывам относят и серию испытаний в рамках операции ВМС США под кодовым названием «Sailor Hat» (буквально матросская шляпа). Это серия испытаний, которые были проведены в 1965 году на острове Кахоолаве (Гавайи). Целью испытаний было определить воздействие ударной волны взрывов большой мощности на боевые корабли и установленное на них оборудование. В рамках операции также проводились исследования в области подводной акустики, сейсмологии, метеорологии, распространения радиоволн.

Каждое из испытаний предусматривало взрыв больших (500 тонн) зарядов взрывчатых веществ. При этом взрывчатка укладывалась достаточно интересно - полусферическим штабелем, который состоял из 3 миллионов 150-граммовых тротиловых шашек. Взрывы производились в непосредственной близости от стоящих поблизости кораблей. При этом с каждым новым испытанием они приближались все ближе к месту взрыва. Всего было проведено три взрыва: 6 февраля 1965 года «Браво», 16 апреля 1965 года «Чарли» и 19 июня 1965 года «Дельта». Данные взрывы хорошо характеризуются фразой - деньги на ветер. В ценах 1965 года 500 тонн взрывчатки стоили 1 миллион американских долларов.

Влияние проводимых взрывов на внутреннее оборудование кораблей записывалось на специальные высокоскоростные камеры. Проведенные испытания показали, что силы взрывов было достаточно, для того чтобы разрушить стальные крепления и сбросить со своих постаментов довольно тяжелое радиолокационное оборудование. Но, несмотря на всю серьезность повреждений, боевые корабли оставались на плаву. Помимо этого, взрывной волной во время испытаний было уничтожено два наблюдательных дирижабля.

По материалам из открытых источников