Тренинговое занятие «Образ моего «Я. Упражнение «Чистый лист бумаги»

Занятие с элементами тренинга «Образ моего «Я»

Маликова О.М., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»

Цель: осознание участниками своего собственного «Я», особенностей своей личности, формирование положительного образа «Я».

Задачи:

    Сформировать у подростков навыки самоанализа и определения своих психологических границ.

    Дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники.

    Обсудить конструктивные способы поддержания позитивной самооценки.

Время проведения: 1 час 20 минут

Оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши или фломастеры.

Ход работы

Приветствие

Тест-игра «Самооценка»

Участникам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка участника. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит ее результаты принимать очень серьезно.

Обсуждение понятия «самооценка»

Самооценка – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов.

Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть.

Во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

В-третьих, человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто делает что-то хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Упражнение «Мое жилище»

Цель: осознание своих личностных особенностей и психологических границ.

Инструкция: «Сейчас вам нужно нарисовать свое личное пространство в виде какого-нибудь жилища, дать этому жилищу название, очертить его границы, если это необходимо. Время рисования 5 минут».

Рисунки выкладываются в круг.

Ведущий: «Давайте подумаем вместе и ответим на следующие вопросы:

    В виде какого объекта получилось ваше жилище?

    Есть ли граница у вашего жилища?

    На каком расстоянии от него она проходит?

    Из какого материала ваше жилище и граница? Какой прочности? Какого цвета?

    Имеет ли кто-нибудь право заходить в ваше жилище?

    Кого из группы вы могли бы пустить в ваше жилище?»

Упражнение «Мои качества»

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на 4 квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся, и которые вы считаете положительными.

Теперь заполните квадрат 3: напишите пять качеств, которые вам в себе не нравятся, которые вы считаете негативными.

Теперь посмотрите на квадрат 3 и переформулируйте эти качества так, чтобы они стали положительными, так, как если бы вас оценивал ваш лучший друг. Запишите в квадрат 2.

Теперь посмотрите на квадрат 1. Переформулируйте эти качества так, словно бы вас оценивал ваш недруг. Запишите в квадрат 4.

Теперь закройте ладонью (сверните лист) квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2 – какой замечательный человек перед вами.

Теперь закройте квадраты 1 и 2 – жуткая картина. С таким человеком никто не захочет общаться!

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем букву «Я».

Вопросы для обсуждения:

- Какое впечатление произвело на вас это упражнение?

Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Вывод: Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем быть себе и врагом, и другом. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.

На самом деле нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых это качество мешает, а есть ситуации, в которых это качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сами можем управлять их проявлениями, а не подчиняться им.

Упражнение «Я глазами других»

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать умение анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.

У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?»

Участникам предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать десять слов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый друг). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, передаются по кругу, сосед справа пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем каждый листочек возвращается хозяину.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

    повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

    о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);

    насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

    отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);

    совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;

    из чего складывается представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям и т.д.).

Групповая дискуссия «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку»

Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Затем делается акцент на том, что существуют конструктивные и деструктивные способы поддержания самооценки. Участники вместе с ведущим обсуждают, как избежать деструктивного поведения в данной ситуации, каким конструктивным поведением можно его заменить.

Информация для ведущего:

Способы поддержания позитивной самооценки

улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой);

занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей;

достигаем успеха в каком-то деле;

помогаем другим людям;

не ставим глобальных целей;

имеем хобби как способ выделиться из толпы;

усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

    • обесцениваем других людей;

      «нарываемся» на комплимент;

      украшаем свой уголок плакатами, надписями типа: «я – лучше всех!», «я – король мира!» и т.д.;

      иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто» и ярко (уйти с уроков, покурить «за компанию», принять алкоголь и т.п.).

Методы самовоспитания:

Самоприказ – короткое отрывистое распоряжение самому себе, применяется, когда человек ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять действия по их преодолению.

Самовнушение – (я уверен в себе!) помогает владеть собой даже в самых трудных ситуациях.

Самоободрение – при неудаче полезно вспомнить о своих успехах, с юмором отнестись к своим внешним недостаткам.

Самостимуляция – в случае небольших успехов целесообразно хвалить себя; в случае неудачи полезно выговаривать себе: «Плохо!»

Упражнение «Зато ты…»

Цель: создание положительной атмосферы в группе, повышение самооценки участников.

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…зато ты (у тебя)…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты и др.).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

Рефлексия

Список литературы

    Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.

    Латышев Г. В. Смотри по жизни вперёд: руководство по работе с подростками / Г. В. Латышев, М. В. Орлова, С. М. Яцышин, О. А. Титова, Д. Д. Речнов – СПб: « АПК и ПРО» , 2002 – 112 с.

    Майорова Н. П. Обучение жизненно - важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт – СПб: Образование-Культура, 2010 – 228 с.

    Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг/ К. Фопель – М: Генезис, 2008. – 208 с.

… что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Николай Заболоцкий

Хотите знать

какой образ создается у других людей при общении с вами и как это влияет на достижение ваших целей?

какие несоответствия внешнего образа и внутреннего содержания мешает построить личную жизнь?

как эффективно подавать себя для достижения личных целей?

почему блондинки ходят в розовом, а Марк Цукерберг приехал к инвесторам за деньгами в пижаме и тапочках?

Сейчас, как никогда, люди стремятся произвести максимально хорошее впечатление за рекордно короткое время. Поэтому становится так модно заниматься своим имиджем. И это правильно.

Наш зрительный образ всегда несет какую-то информацию о нас, о нашем характере, о наших вкусах и привычках – это своего рода визитная карточка. И это - инструмент влияния на окружающих. То, как нас воспринимают окружающие люди, определяет наши взаимоотношения и то, с какой скоростью мы достигаем своих целей (и достигаем ли).

Но пользуясь только лишь услугами имиджмейкера, мы можем столкнуться с тем, что ограничимся лишь созданием красивой картинки, в которой нам не очень комфортно и из которой мы не можем жить. А в жизни ничего особенно не изменится.

Если Вы действительно хотите увидеть образ и качество своей внутренней энергии и подобрать правильные инструменты имиджелогии, чтобы выразить его вовне (проявить), то вам нужно пойти чуть глубже. Для этого важно начать не с внешних факторов, а с внутренних. Изнутри. Нужно исследовать свою уникальность – что ЗА красивой картинкой? Что Вы за человек? Какие у Вас ценности? Что для Вас важно в жизни?

А затем создать более целостный образ, и разрешить противоречия, которые так нам мешают:

    Как мы себя воспринимаем? И как нас воспринимают другие люди?

    Кто мы есть, какие на самом деле, глубоко в душе? И как мы себя позиционируем, презентуем другим, какую маску мы создаем?

    Кто мы сейчас? И кем мы хотим быть?

    Кем мы хотим быть? И что от нас ожидает или даже требует наше окружение (муж, жена, родители, друзья, бизнес, карьера).

И здесь лучше обратиться к помощи специалистов.

На нашем семинаре вам не придется много и подробно изучать соответствия цветов или записывать все возможные сочетания разных элементов гардероба.
Семинар начинается с того, что вы открываете себя настоящего, смотрите на себя со стороны. Кто вы есть на самом деле. Что именно вы хотите, чтобы люди знали о вас? И что вы сейчас транслируете окружающим своим внешним видом.

Затем Вы научитесь осознанно формировать свой образ. Что вы транслируете? Какое послание? Сообщение? Уверены ли вы что то, что считывают другие – это то, что вы хотите до них донести? Или что-то другое?

Вы обретете образ, соответствующий вам, в котором вам комфортно, и который говорит о том какие вы, сообщает окружающим то, что вы ХОТИТЕ сообщить.

И как заключительный этап - вы научитесь формировать гардероб, соответствующий состоянию Вашей души, отражающий Вашу индивидуальность и помогающий достигать Ваших целей в жизни.

Эта программа для тех, кто хочет обрести смелость быть собой. Быть настоящим. Быть целостным. И при этом быть результативным и счастливым.

Всегда грустно видеть как прекрасный удивительный гениальный человек выглядит как будто цена ему 3 копейки. И удивляется, что к его гениальным мыслям никто не спешит прислушиваться. И обижается. Хотя сам не позаботился о том, чтобы привести в соответствие форму и внутреннее содержание.

Приведите свой внешний вид в соответствии с тем, кто вы есть на самом деле и чудеса не заставят себя ждать. Вокруг вас начнут собираться совсем другие люди, а качество жизни изменится в лучшую сторону.

Приглашаем в увлекательное путешествие – путь к себе!

В программе:

    Исследование кто я, какой я

    Ваш реальный и идеальный образ

    Вы глазами других людей. На что они обращают внимание в первую очередь и какое впечатление вы производите

    Как Ваши желания и цели влияют на внешний вид

    Психологические принципы формирования имиджа

    Символическое значение цвета. Психологическое воздействие цвета

    Правила формирования гардероба. Идеальная структура гардероба

    Эффективная самопрезентация (умение себя подать)

    И много творчества и вдохновения)

Тренинг. Все стороны моего «Я»

Основные задачи занятий:
Изучение личностных особенностей и черт характера участников.
Обучение участников конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания.
Снятие негативных импульсов.
Формирование позитивной моральной позиции

Жизнь по собственному выбору
Цель: формирование самосознания участника.
Материалы: гуашь, цветные карандаши или фломастеры, листы формата А4 на каждого участника, мяч.
Перед занятием участникам раздают бейджики и просят записать свое имя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и с пользой для каждого из вас. Сегодня мы постараемся послушать друг друга и сделаем нечто, что позволит почувствовать себя более уверенными и защищенными.
I. Разминка «Доброе животное»
Ведущий. Ребята, нас с вами девять человек, и мы организовали группу. Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы - одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед - выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад - притопывая, два шага вперед. Спасибо.

II. Упражнение «Рыба для размышления»
Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» - вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.
Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.
Предложения на карточках:
Самый большой страх - это...
Я не доверяю людям, которые...
Я сержусь, когда...
Я не люблю, когда...
Мне грустно когда...
Когда я спорю...
Когда на меня повышают голос, я...
Самое грустное для меня...
Человек считается неудачником, если...
Мне скучно, когда...
Я чувствую неуверенность, когда...
Ведущий. Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.


III. Коллаж «Мой герб»
Ведущий. Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит - это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.
Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.
Во второй - место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.
В третьей - самое большое свое достижение.
В четвертой - трех человек, которым вы можете доверять.
Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.
А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.
Время на работу - 15 минут.

Откройте глаза.
Спасибо. Наше занятие подошло к концу.
VI. Рефлексия
1. Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?
2. Что вам понравилось и что не понравилось?
3. Как вы считаете, поможет ли вам герб справиться с плохим настроением и стать более уверенными в своих силах?

VII. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу»
Ведущий. Обратная сторона вашего герба осталась чистой, и, прежде чем проститься, я хочу вам подарить на память девиз дня, который вы можете поместить на обратную сторону. Я не знаю, кому, какой девиз достанется, но одно слово может перевернуть всю жизнь или стать спутником жизни. Девиз находится на обратной стороне маленьких цветных гербов.

Данные об авторе

Орузбаева Екатерина Васильевна

Место работы, должность:

МКОУ "Школа-интернат среднего (полного) общего образования №1 города Коврова" Владимирской области Педагог-психолог

Владимирская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Специальное (коррекционное) образование

Уровень образования:

Школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Педагогика

Предмет(ы):

Психология

Цель урока:

Цель

Задачи.

Используемое оборудование:

лист бумаги, цветные карандаши, магнитофон, CDдиск, карточки «Эмоции», воздушный шар, декоративная свеча.

Краткое описание:

На сегодняшнем занятии мы знакомимся с Образ «Я», т. е. познаем себя, «Какие же мы есть на самом деле?» Например, образ моего «Я» бывает разным: я могу быть доброй, веселой, а могу быть грустной, могу быть активной, а могу быть и ленивой. А какими бываете вы…………………..

Технологическая карта воспитательного занятия.

Основные блоки

Виды деятельности

Необходимая база

(оборудование)

Примечание

1.Организационный

Сообщение темы занятия

декоративная свеча,

2.Разминка

Упражнения

«Имена-качества», «Какой Я»

лист бумаги, цветные карандаши,

3.Медитация

«Я - это Я»

магнитофон, CD диск

4.Продолжение работы по теме

Упражнение -практикум

знакомство с техниками Самопомощи

карточки «Эмоции», воздушный шар

5.Завершение

«Чемодан в дорогу»

Итог занятия

Цель : Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны, стремиться преодолевать слабости и использовать преимущества.

Задачи. Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности; развивать умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, научить преодолевать свои слабости, используя достоинства и преимущества; принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши, магнитофон, CD диск, карточки «Эмоции», воздушный шар, декоративная свеча.

Здравствуйте! Начинаем занятие.

Этап 1. Организационный момент.

Цель : создать положительную атмосферу; настроить участников занятия на плодотворное сотрудничество; снять эмоциональное психологическое напряжение.

Ведущий выносит свечу, зажигает её со словами: «пусть пламя этой свечи согревает нас на протяжении всего занятия, поможет расслабиться, подарит хорошее настроение».

В толковом словаре Ожегова пламя свечи символизирует - душевный подъём, воодушевление. Я желаю вам на уроке теплоты общения, активности, энергичности.

Устраивайтесь удобней на стульях, подумайте о чём-то приятном, сокровенном, о том, что вас радует в жизни, согревает, поднимает ваше настроение (пауза).

На сегодняшнем занятии мы знакомимся с Образ «Я», т. е. познаем себя, «Какие же мы есть на самом деле?»

Например, образ моего «Я» бывает разным: я могу быть доброй, веселой, а могу быть грустной, могу быть активной, а могу быть и ленивой. А какими бываете вы…… ……………..

Этап 2 . Разминка.

Цель этапа разминки : осознание возможности формирования адекватной самооценки.

1. Упражнение-активатор «Имена-качества».

Цель: познакомить участников с образом «Я».

У каждого из нас есть имя, которое было подарено нам от рождения. И нам приятно слышать, когда, обращаются к нам, произносят его. Ребята, дайте характеристику себе по первой букве вашего имени.

Например: меня зовут Екатерина. Я единственна, естественная.

v А какой ты …….

А ещё я похожа на леопарда, потому что я такаю же быстрая, ловкая, смелая, но могу быть и хищницей.

v А ты на кого похож …………..

Посмотрите, какой разный образ нашего «Я». Ведущий перечисляет ответы детей…………….

Вывод: В одном я уверена, что вы согласитесь со мной, приятно подчёркивать свои сильные стороны (назвать какие дети). Но немало важным является и то, что мы видим в себе недостатки, ведь образ нашего «Я» не может быть идеальным. Мы можем, порой, злится, огорчаться, временами грубить. Важно уметь посмотреть на себя со стороны, увидеть в себе отрицательные и положительные качества, привычки.

2. Упражнение «Какой Я?» (рисование ладони).

Цель: формирование внимательного отношения к себе и к особенностям других.

Участникам раздаются чистые листочки, на которых они рисуют (обводят) свою ладонь. Затем в каждом пальце записывают свои сильные и слабые стороны, т.е. формируют образ своего «Я».

Потом листочек пускается по кругу, у кого листочек, то пишет о хозяине, что-то приятное или неприятное. Когда листок возвратился к хозяину, задание заканчивается, начинается обсуждение. Участники рассказывают, с чем они согласны, с чем не согласны.

Вывод: насколько вы внимательны к образу вашего «Я» и к образу «Я» окружающих, зависит построение социальных контактов.

Этап 3. Медитация «Я - это Я».

Цель : закрепить внимательное к себе отношение.

Во всём мире нет некого в точности такого же, как Я.

Мне принадлежит всё, что есть во мне:

  • Моё тело, включая всё то, что оно делает; включая все мои мысли и планы;
  • Мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;
  • Мои чувства, какими бы они разными не были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;
  • Мой рот и все слова, которые он может произносить;
  • Мой голос; мои действия, обращённые к другим людям и себе.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.

Мне принадлежат все мои победы и удачи.

Я могу полюбить себя и подружиться с собой. Я могу сделать так, чтобы всё во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что во мне есть что-то, чего я не знаю. Поскольку я дружу с собой и люблю себя, я могу осторожно и терпеливо узнать всё больше и больше разных вещей о себе.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.

Я имею всё, чтобы быть продуктивны, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя.

Я - это Я и Я - это замечательно.

Этап 4. Продолжение работы по теме.

Учёный по фамилии Шибутани говорил: «Когда человек не может принимать себя, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются, скорее всего, на самозащиту, чем на самопознание».

Ребята, хочу вас познакомить с гаммой чувств, с адекватным проявлением своих эмоций. А также научу вас безопасным способам выхода из критических ситуаций .

Ребята, когда вы слышите, что-то неприятное в ваш адрес, ваши действия? Правильно злитесь, обижаетесь, агрессируете.

Как вы поняли, что ваш оппонент обиделся, разозлился? У него на лице появляются определённые эмоции (раздражения, обиды). Какую эмоцию сейчас испытывает этот человек? (демонстрация карточек).

Упражнение «Шарик».

Цель : познакомить участников с гаммой чувств, с адекватным проявлением своих эмоций. А также научить участников безопасным способам выхода из критических ситуаций.

Учитель показывает воздушный шар.

Ребята, представьте, что шарик это тело человека. Воздух, который находится в нём, негативные эмоции: злость, ужас, недоумение, обида и т.д.

Ø Что сейчас может произойти с шариком (с человеком), если его переполнят негативные эмоции? (учитель демонстрирует, как лопается шарик).

Ø А как вы думаете, может ли такой способ выражения своих чувств, эмоций быть безопасным?

(Ответы детей: нет, не может, т.к. он может нанести вред и себе и окружающим).

Вы можете сами пользоваться ими или поделится с товарищами. Когда чувствуете, что вас переполняют негативные эмоции, но надо обязательно сдержаться выполняйте следующее:

1. Посчитайте (про себя) до 10;

2. Пощипывайте мизинец правой руки;

3. Глубоко дышите.

4. Если есть поблизости вода, смочите руки.

Вывод: мы познакомились со способами безопасного поведения, познакомились с техникой

«Самопомощи». Знания помогут вам адекватно реагировать на ситуацию.

Так что же мы сегодня изучали на занятии?

a. Познакомились с образом «Я»;

b. Изучали, что такое самооценка и как её развивать;

c. Учились способам безопасного поведения;

d. Научились технике самопомощи.

Этап 5. Завершение

Как обычно, давайте соберём «Чемодан в дорогу».

Цель: формирование позитивных навыков отношения к личности другого.

Участники собирают багаж, взять необходимо только положительные качества, которые им помогут в дороге (сегодня, завтра или вообще, в жизни).

Свеча, которую мы зажгли в начале урока, продолжает гореть. А это значит, всё задуманное

вами непременно сбудется. Вот на такой позитивной ноте я хочу закончить занятие.