Тренинговое занятие «Образ моего «Я. Упражнение «Чистый лист бумаги»
Занятие с элементами тренинга «Образ моего «Я»
Маликова О.М., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цель: осознание участниками своего собственного «Я», особенностей своей личности, формирование положительного образа «Я».
Задачи:
Сформировать у подростков навыки самоанализа и определения своих психологических границ.
Дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники.
Обсудить конструктивные способы поддержания позитивной самооценки.
Время проведения: 1 час 20 минут
Оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши или фломастеры.
Ход работы
Приветствие
Тест-игра «Самооценка»
Участникам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка участника. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит ее результаты принимать очень серьезно.
Обсуждение понятия «самооценка»
Самооценка – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов.
Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть.
Во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
В-третьих, человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто делает что-то хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Упражнение «Мое жилище»
Цель: осознание своих личностных особенностей и психологических границ.
Инструкция: «Сейчас вам нужно нарисовать свое личное пространство в виде какого-нибудь жилища, дать этому жилищу название, очертить его границы, если это необходимо. Время рисования 5 минут».
Рисунки выкладываются в круг.
Ведущий: «Давайте подумаем вместе и ответим на следующие вопросы:
В виде какого объекта получилось ваше жилище?
Есть ли граница у вашего жилища?
На каком расстоянии от него она проходит?
Из какого материала ваше жилище и граница? Какой прочности? Какого цвета?
Имеет ли кто-нибудь право заходить в ваше жилище?
Кого из группы вы могли бы пустить в ваше жилище?»
Упражнение «Мои качества»
Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на 4 квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.
Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся, и которые вы считаете положительными.
Теперь заполните квадрат 3: напишите пять качеств, которые вам в себе не нравятся, которые вы считаете негативными.
Теперь посмотрите на квадрат 3 и переформулируйте эти качества так, чтобы они стали положительными, так, как если бы вас оценивал ваш лучший друг. Запишите в квадрат 2.
Теперь посмотрите на квадрат 1. Переформулируйте эти качества так, словно бы вас оценивал ваш недруг. Запишите в квадрат 4.
Теперь закройте ладонью (сверните лист) квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2 – какой замечательный человек перед вами.
Теперь закройте квадраты 1 и 2 – жуткая картина. С таким человеком никто не захочет общаться!
А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.
Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем букву «Я».
Вопросы для обсуждения:
- Какое впечатление произвело на вас это упражнение?
Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?
Вывод: Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем быть себе и врагом, и другом. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.
На самом деле нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых это качество мешает, а есть ситуации, в которых это качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сами можем управлять их проявлениями, а не подчиняться им.
Упражнение «Я глазами других»
Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать умение анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.
У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?»
Участникам предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать десять слов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый друг). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, передаются по кругу, сосед справа пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем каждый листочек возвращается хозяину.
При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:
повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);
насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);
отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;
из чего складывается представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям и т.д.).
Групповая дискуссия «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку»
Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Затем делается акцент на том, что существуют конструктивные и деструктивные способы поддержания самооценки. Участники вместе с ведущим обсуждают, как избежать деструктивного поведения в данной ситуации, каким конструктивным поведением можно его заменить.
Информация для ведущего:
Способы поддержания позитивной самооценки
улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой);занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей;
достигаем успеха в каком-то деле;
помогаем другим людям;
не ставим глобальных целей;
имеем хобби как способ выделиться из толпы;
усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.
обесцениваем других людей;
«нарываемся» на комплимент;
украшаем свой уголок плакатами, надписями типа: «я – лучше всех!», «я – король мира!» и т.д.;
иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто» и ярко (уйти с уроков, покурить «за компанию», принять алкоголь и т.п.).
Методы самовоспитания:
Самоприказ – короткое отрывистое распоряжение самому себе, применяется, когда человек ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять действия по их преодолению.
Самовнушение – (я уверен в себе!) помогает владеть собой даже в самых трудных ситуациях.
Самоободрение – при неудаче полезно вспомнить о своих успехах, с юмором отнестись к своим внешним недостаткам.
Самостимуляция – в случае небольших успехов целесообразно хвалить себя; в случае неудачи полезно выговаривать себе: «Плохо!»
Упражнение «Зато ты…»
Цель: создание положительной атмосферы в группе, повышение самооценки участников.
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…зато ты (у тебя)…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты и др.).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.
Рефлексия
Список литературы
Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.
Латышев Г. В. Смотри по жизни вперёд: руководство по работе с подростками / Г. В. Латышев, М. В. Орлова, С. М. Яцышин, О. А. Титова, Д. Д. Речнов – СПб: « АПК и ПРО» , 2002 – 112 с.
Майорова Н. П. Обучение жизненно - важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт – СПб: Образование-Культура, 2010 – 228 с.
Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг/ К. Фопель – М: Генезис, 2008. – 208 с.
… что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай Заболоцкий
Хотите знать
какой образ создается у других людей при общении с вами и как это влияет на достижение ваших целей?
какие несоответствия внешнего образа и внутреннего содержания мешает построить личную жизнь?
как эффективно подавать себя для достижения личных целей?
почему блондинки ходят в розовом, а Марк Цукерберг приехал к инвесторам за деньгами в пижаме и тапочках?
Сейчас, как никогда, люди стремятся произвести максимально хорошее впечатление за рекордно короткое время. Поэтому становится так модно заниматься своим имиджем. И это правильно.
Наш зрительный образ всегда несет какую-то информацию о нас, о нашем характере, о наших вкусах и привычках – это своего рода визитная карточка. И это - инструмент влияния на окружающих. То, как нас воспринимают окружающие люди, определяет наши взаимоотношения и то, с какой скоростью мы достигаем своих целей (и достигаем ли).
Но пользуясь только лишь услугами имиджмейкера, мы можем столкнуться с тем, что ограничимся лишь созданием красивой картинки, в которой нам не очень комфортно и из которой мы не можем жить. А в жизни ничего особенно не изменится.
Если Вы действительно хотите увидеть образ и качество своей внутренней энергии и подобрать правильные инструменты имиджелогии, чтобы выразить его вовне (проявить), то вам нужно пойти чуть глубже. Для этого важно начать не с внешних факторов, а с внутренних. Изнутри. Нужно исследовать свою уникальность – что ЗА красивой картинкой? Что Вы за человек? Какие у Вас ценности? Что для Вас важно в жизни?
А затем создать более целостный образ, и разрешить противоречия, которые так нам мешают:
Как мы себя воспринимаем? И как нас воспринимают другие люди?
Кто мы есть, какие на самом деле, глубоко в душе? И как мы себя позиционируем, презентуем другим, какую маску мы создаем?
Кто мы сейчас? И кем мы хотим быть?
Кем мы хотим быть? И что от нас ожидает или даже требует наше окружение (муж, жена, родители, друзья, бизнес, карьера).
И здесь лучше обратиться к помощи специалистов.
На нашем семинаре вам не придется много и подробно изучать соответствия цветов или записывать все возможные сочетания разных элементов гардероба.
Семинар начинается с того, что вы открываете себя настоящего, смотрите на себя со стороны. Кто вы есть на самом деле. Что именно вы хотите, чтобы люди знали о вас? И что вы сейчас транслируете окружающим своим внешним видом.
Затем Вы научитесь осознанно формировать свой образ. Что вы транслируете? Какое послание? Сообщение? Уверены ли вы что то, что считывают другие – это то, что вы хотите до них донести? Или что-то другое?
Вы обретете образ, соответствующий вам, в котором вам комфортно, и который говорит о том какие вы, сообщает окружающим то, что вы ХОТИТЕ сообщить.
И как заключительный этап - вы научитесь формировать гардероб, соответствующий состоянию Вашей души, отражающий Вашу индивидуальность и помогающий достигать Ваших целей в жизни.
Эта программа для тех, кто хочет обрести смелость быть собой. Быть настоящим. Быть целостным. И при этом быть результативным и счастливым.
Всегда грустно видеть как прекрасный удивительный гениальный человек выглядит как будто цена ему 3 копейки. И удивляется, что к его гениальным мыслям никто не спешит прислушиваться. И обижается. Хотя сам не позаботился о том, чтобы привести в соответствие форму и внутреннее содержание.
Приведите свой внешний вид в соответствии с тем, кто вы есть на самом деле и чудеса не заставят себя ждать. Вокруг вас начнут собираться совсем другие люди, а качество жизни изменится в лучшую сторону.
Приглашаем в увлекательное путешествие – путь к себе!
В программе:
Исследование кто я, какой я
Ваш реальный и идеальный образ
Вы глазами других людей. На что они обращают внимание в первую очередь и какое впечатление вы производите
Как Ваши желания и цели влияют на внешний вид
Психологические принципы формирования имиджа
Символическое значение цвета. Психологическое воздействие цвета
Правила формирования гардероба. Идеальная структура гардероба
Эффективная самопрезентация (умение себя подать)
И много творчества и вдохновения)
Тренинг. Все стороны моего «Я»
Основные задачи занятий:Изучение личностных особенностей и черт характера участников.
Обучение участников конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания.
Снятие негативных импульсов.
Формирование позитивной моральной позиции
Жизнь по собственному выбору
Цель:
формирование самосознания участника.
Материалы: гуашь, цветные карандаши или фломастеры, листы формата А4 на каждого участника, мяч.
Перед занятием участникам раздают бейджики и просят записать свое имя.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и с пользой для каждого из вас. Сегодня мы постараемся послушать друг друга и сделаем нечто, что позволит почувствовать себя более уверенными и защищенными.
I. Разминка «Доброе животное»
Ведущий. Ребята, нас с вами девять человек, и мы организовали группу. Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы - одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед - выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад - притопывая, два шага вперед. Спасибо.
II. Упражнение «Рыба для размышления»
Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» - вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.
Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.
Предложения на карточках:
Самый большой страх - это...
Я не доверяю людям, которые...
Я сержусь, когда...
Я не люблю, когда...
Мне грустно когда...
Когда я спорю...
Когда на меня повышают голос, я...
Самое грустное для меня...
Человек считается неудачником, если...
Мне скучно, когда...
Я чувствую неуверенность, когда...
Ведущий. Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.
III. Коллаж «Мой герб»
Ведущий. Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит - это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.
Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.
Во второй - место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.
В третьей - самое большое свое достижение.
В четвертой - трех человек, которым вы можете доверять.
Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.
А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.
Время на работу - 15 минут.
Откройте глаза.
Спасибо. Наше занятие подошло к концу.
VI. Рефлексия
1. Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?
2. Что вам понравилось и что не понравилось?
3. Как вы считаете, поможет ли вам герб справиться с плохим настроением и стать более уверенными в своих силах?
VII. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу»
Ведущий. Обратная сторона вашего герба осталась чистой, и, прежде чем проститься, я хочу вам подарить на память девиз дня, который вы можете поместить на обратную сторону. Я не знаю, кому, какой девиз достанется, но одно слово может перевернуть всю жизнь или стать спутником жизни. Девиз находится на обратной стороне маленьких цветных гербов.
Орузбаева Екатерина Васильевна
Место работы, должность:
МКОУ "Школа-интернат среднего (полного) общего образования №1 города Коврова" Владимирской области Педагог-психолог
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Специальное (коррекционное) образование
Уровень образования:
Школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория:
Воспитатель
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Педагог-психолог
Класс(ы):
Класс(ы):
Предмет(ы):
Педагогика
Предмет(ы):
Психология
Цель урока:
Цель
Задачи.
Используемое оборудование:
лист бумаги, цветные карандаши, магнитофон, CDдиск, карточки «Эмоции», воздушный шар, декоративная свеча.
Краткое описание:
На сегодняшнем занятии мы знакомимся с Образ «Я», т. е. познаем себя, «Какие же мы есть на самом деле?» Например, образ моего «Я» бывает разным: я могу быть доброй, веселой, а могу быть грустной, могу быть активной, а могу быть и ленивой. А какими бываете вы…………………..
Технологическая карта воспитательного занятия. |
|||
Основные блоки |
Виды деятельности |
Необходимая база (оборудование) |
Примечание |
1.Организационный |
Сообщение темы занятия |
декоративная свеча, |
|
2.Разминка |
Упражнения «Имена-качества», «Какой Я» |
лист бумаги, цветные карандаши, |
|
3.Медитация |
«Я - это Я» |
магнитофон, CD диск |
|
4.Продолжение работы по теме |
Упражнение -практикум знакомство с техниками Самопомощи |
карточки «Эмоции», воздушный шар |
|
5.Завершение «Чемодан в дорогу» |
Итог занятия |
Цель : Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны, стремиться преодолевать слабости и использовать преимущества.
Задачи. Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности; развивать умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, научить преодолевать свои слабости, используя достоинства и преимущества; принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования.
Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши, магнитофон, CD диск, карточки «Эмоции», воздушный шар, декоративная свеча.
Здравствуйте! Начинаем занятие.
Этап 1. Организационный момент.
Цель : создать положительную атмосферу; настроить участников занятия на плодотворное сотрудничество; снять эмоциональное психологическое напряжение.
Ведущий выносит свечу, зажигает её со словами: «пусть пламя этой свечи согревает нас на протяжении всего занятия, поможет расслабиться, подарит хорошее настроение».
В толковом словаре Ожегова пламя свечи символизирует - душевный подъём, воодушевление. Я желаю вам на уроке теплоты общения, активности, энергичности.
Устраивайтесь удобней на стульях, подумайте о чём-то приятном, сокровенном, о том, что вас радует в жизни, согревает, поднимает ваше настроение (пауза).
На сегодняшнем занятии мы знакомимся с Образ «Я», т. е. познаем себя, «Какие же мы есть на самом деле?»
Например, образ моего «Я» бывает разным: я могу быть доброй, веселой, а могу быть грустной, могу быть активной, а могу быть и ленивой. А какими бываете вы…… ……………..
Этап 2 . Разминка.
Цель этапа разминки : осознание возможности формирования адекватной самооценки.
1. Упражнение-активатор «Имена-качества».
Цель: познакомить участников с образом «Я».
У каждого из нас есть имя, которое было подарено нам от рождения. И нам приятно слышать, когда, обращаются к нам, произносят его. Ребята, дайте характеристику себе по первой букве вашего имени.
Например: меня зовут Екатерина. Я единственна, естественная.
v А какой ты …….
А ещё я похожа на леопарда, потому что я такаю же быстрая, ловкая, смелая, но могу быть и хищницей.
v А ты на кого похож …………..
Посмотрите, какой разный образ нашего «Я». Ведущий перечисляет ответы детей…………….
Вывод: В одном я уверена, что вы согласитесь со мной, приятно подчёркивать свои сильные стороны (назвать какие дети). Но немало важным является и то, что мы видим в себе недостатки, ведь образ нашего «Я» не может быть идеальным. Мы можем, порой, злится, огорчаться, временами грубить. Важно уметь посмотреть на себя со стороны, увидеть в себе отрицательные и положительные качества, привычки.
2. Упражнение «Какой Я?» (рисование ладони).
Цель: формирование внимательного отношения к себе и к особенностям других.
Участникам раздаются чистые листочки, на которых они рисуют (обводят) свою ладонь. Затем в каждом пальце записывают свои сильные и слабые стороны, т.е. формируют образ своего «Я».
Потом листочек пускается по кругу, у кого листочек, то пишет о хозяине, что-то приятное или неприятное. Когда листок возвратился к хозяину, задание заканчивается, начинается обсуждение. Участники рассказывают, с чем они согласны, с чем не согласны.
Вывод: насколько вы внимательны к образу вашего «Я» и к образу «Я» окружающих, зависит построение социальных контактов.
Этап 3. Медитация «Я - это Я».
Цель : закрепить внимательное к себе отношение.
Во всём мире нет некого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежит всё, что есть во мне:
- Моё тело, включая всё то, что оно делает; включая все мои мысли и планы;
- Мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;
- Мои чувства, какими бы они разными не были, - тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;
- Мой рот и все слова, которые он может произносить;
- Мой голос; мои действия, обращённые к другим людям и себе.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.
Мне принадлежат все мои победы и удачи.
Я могу полюбить себя и подружиться с собой. Я могу сделать так, чтобы всё во мне содействовало моим интересам.
Я знаю, что во мне есть что-то, чего я не знаю. Поскольку я дружу с собой и люблю себя, я могу осторожно и терпеливо узнать всё больше и больше разных вещей о себе.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.
Я имею всё, чтобы быть продуктивны, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя.
Я - это Я и Я - это замечательно.
Этап 4. Продолжение работы по теме.
Учёный по фамилии Шибутани говорил: «Когда человек не может принимать себя, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются, скорее всего, на самозащиту, чем на самопознание».
Ребята, хочу вас познакомить с гаммой чувств, с адекватным проявлением своих эмоций. А также научу вас безопасным способам выхода из критических ситуаций .
Ребята, когда вы слышите, что-то неприятное в ваш адрес, ваши действия? Правильно злитесь, обижаетесь, агрессируете.
Как вы поняли, что ваш оппонент обиделся, разозлился? У него на лице появляются определённые эмоции (раздражения, обиды). Какую эмоцию сейчас испытывает этот человек? (демонстрация карточек).
Упражнение «Шарик».
Цель : познакомить участников с гаммой чувств, с адекватным проявлением своих эмоций. А также научить участников безопасным способам выхода из критических ситуаций.
Учитель показывает воздушный шар.
Ребята, представьте, что шарик это тело человека. Воздух, который находится в нём, негативные эмоции: злость, ужас, недоумение, обида и т.д.
Ø Что сейчас может произойти с шариком (с человеком), если его переполнят негативные эмоции? (учитель демонстрирует, как лопается шарик).
Ø А как вы думаете, может ли такой способ выражения своих чувств, эмоций быть безопасным?
(Ответы детей: нет, не может, т.к. он может нанести вред и себе и окружающим).
Вы можете сами пользоваться ими или поделится с товарищами. Когда чувствуете, что вас переполняют негативные эмоции, но надо обязательно сдержаться выполняйте следующее:
1. Посчитайте (про себя) до 10;
2. Пощипывайте мизинец правой руки;
3. Глубоко дышите.
4. Если есть поблизости вода, смочите руки.
Вывод: мы познакомились со способами безопасного поведения, познакомились с техникой
«Самопомощи». Знания помогут вам адекватно реагировать на ситуацию.
Так что же мы сегодня изучали на занятии?
a. Познакомились с образом «Я»;
b. Изучали, что такое самооценка и как её развивать;
c. Учились способам безопасного поведения;
d. Научились технике самопомощи.
Этап 5. Завершение
Как обычно, давайте соберём «Чемодан в дорогу».
Цель: формирование позитивных навыков отношения к личности другого.
Участники собирают багаж, взять необходимо только положительные качества, которые им помогут в дороге (сегодня, завтра или вообще, в жизни).
Свеча, которую мы зажгли в начале урока, продолжает гореть. А это значит, всё задуманное
вами непременно сбудется. Вот на такой позитивной ноте я хочу закончить занятие.