Бартоломео диаш что он открыл. Бартоломео диаш - биография путешественника. Новая экспедиция, новый капитан

Сегодня в России, когда женщина все глубже ощущает собственное "я", совсем не увлекаясь проблемами феминизма, а просто касаясь вопросов более существенных и глобальных, чем надоевшие ей сферы быта и секса, она поневоле сталкивается с тем, что прочувствовала и пронесла через свою жизнь Симона де Бовуар. "Идеи приходят в мир вместе с людьми", немало людей хотело бы шагнуть в вечность, но чаще всего люди принадлежат только своему времени. Симона де Бовуар будет дорога последующим поколениям тем, что искала, хотя и не нашла устойчивого соотношения между женским сословием и миросозерцанием интеллигента.


Книга Симоны де Бовуар "Второй пол", написанная уже полвека назад, хотя и растворяется во множестве новых, связанных со вторым тысячелетием проблем, однако в некоторых отношениях не перестает быть актуальной, так как дает женщине точное о себе представление, как биологической, исторической и религиозной особи. Что бы сегодня ни говорили о де Бовуар, как бы ни "умывали" ее в прессе и проповедях, она смотрела реальности в глаза и примером собственной жизни доказала вероятие нового характера взаимоотношений между мужчинами и женщинами.

Написанная в конце сороковых годов книга "Второй пол" не перестала быть значимой и сегодня, несмотря на женские бунты тридцатых годов, выдвижение знатных колхозниц, героизацию отдельных личностей советского периода (участниц войны, космонавтов и членов правительств). Отдельные случаи не есть правило. Появление в 60-х годах некоторых художественных произведений фантастического характера на темы об амазонках наших дней, написанных в основном мужчинами, одним только характером заметного испуга их авторов перед наступлением женского сословия подтверждают правильность этих суждений.

Теперь припомним судьбу самой писательницы. Гражданская супруга известного французского философа-экзистенциалиста, Симона де Бовуар родилась в благополучной и отнюдь не бедной семье адвоката и ревностной католички. Ее детство, как потом она признавалась, было счастливым и безоблачным. Окончив философский факультет и написав работу "на чин", Симона де Бовуар преподает философию в Марселе все тридцатые годы. В начале сороковых годов у нее начинается роман с преподавателем философии Жаном-Полем Сартром, ставшим для нее другом на всю жизнь. Как литератор, она принимает участие вместе с ним в движении Сопротивления. Их участие в этих событиях неоднозначно, и некоторыми сверстниками оспаривается до сих пор, поскольку они не перенесли тех лишений, которые выпали на долю тех, кто сражался в Сопротивлении с оружием в руках. Но у Симоны де Бовуар навсегда остался комплекс вины из-за того, что она не знала чувства голода, не мерзла и не испытывала жажды. В моральном плане отсутствие такого опыта угнетало ее значительно больше, чем сознательный отказ иметь детей. В конце концов детей ей заменили многочисленные книги, где она пыталась разобраться в себе и в том, напр

имер, что такое дети как форма продолжения человеческого рода. "У меня всегда была потребность говорить о себе... Первый вопрос, который у меня возникал всегда, был такой: что значит быть женщиной?" Я думала, что я тотчас на него отвечу. Но стоило внимательно взглянуть на эту проблему, и поняла прежде всего, что этот мир сделан для мужчин; мое детство заполонили легенды и мифы, сложенные мужчинами, однако я на них реагировала совсем не так, как мальчики и юноши. Я была так ими взволнована, что забывала слушать собственный голос, собственную исповедь...".

Симона де Бовуар много пишет, но, берясь за перо, всегда стремится создать только значительное, программное произведение, будь то роман, эссе или автобиографическая повесть. Она размышляет о том, что в отличие от многих живых существ только человек осознает, что его жизнь конечна, что он смертен. И на протяжении этой короткой жизни людям недоступна полная свобода, они всегда сталкиваются с проблемой ответственности в общении "с другими". И самые большие трудности возникают при общении между полами. Симона де Бовуар видит возможность согласия между ними не в сфере секса и ориентации на привилегированный статус мужчины, а в совместном поиске смысла жизни.

В конце XX века стали вспоминать книги де Бовуар, посвященные "третьему возрасту", где она сумела передать великолепие жизни, тревогу и тоску зрелых лет, скандальное столкновение собственного сознания с процессом умирания, ухода в небытие.

Вспомнили и книги, в которых она рассказывает о своих "римских каникулах" с Сартром, о темах их бесед и разговоров, о том, что их волновало на протяжении жизни, о фантастическом успехе Сартра, о его влиянии на молодежь и умы современников.

У самой Симоны де Бовуар не было честолюбия ее супруга, но она, безусловно, грелась в лучах его славы, скажем с французским оттенком - "реноме", пока не заработала свою собственную славу своим отчетливо выраженным "феминизмом". Философские сочинения Симоны де Бовуар отмечают взвешенная объективность, проницательность, кругозор, хороший слог, просветительское начало, но в обществе она нравилась далеко не всем, ее ругали и марксисты, и католики. Они считали, что ее "чисто женский" бунт был не обоснованием необходимости эмансипации, а свидетельством необузданной гордыни и изде

ганной души. Спокойное гармоническое состояние Симоны де Бовуар не раз, как она признавалась, на протяжении жизни разрушалось, и писательница подвергала свою судьбу безжалостному анализу и в художественных произведениях и в научных исследованиях.

"Моя героиня - это я" - цитирует она Марию Башкирцеву. И действительно большинство ее романов автобиографичны. Так, например, в своем первом романе "Гостья" о жизни пары, слаженную гармонию которой разрушает вторгшееся в их жизнь юное существо, она описывает свои отношения с Жаном Полем Сартром. Не секрет, что великого философа постоянно окружали юные поклонницы.

Для нее творчество писателя - еще и способ самопознания: "Мужчина действует и таким образом познает себя. Женщина же, живя взаперти и занимаясь трудом, не имеющим весомых результатов, не может определить ни свое место в мире, ни свои силы. Она приписывает себе высшее значение именно потому, что ей недоступен никакой важный объект деятельности...

Желание жить женской жизнью, иметь мужа, дом, детей, испытать чары любви не всегда легко примирить со стремлением добиться намеченной цели".

Удалось ли ей самой это примирение? Скорее всего, нет. Но она сознательно выбрала свой путь. И всей своей жизнью пыталась доказать, что между мужчиной и женщиной возможны прочные отношения, не обусловленные их биологической сущностью. Именно поэтому отказалась иметь детей. Именно поэтому всегда была рядом с Сартром даже тогда, когда их взаимная страсть угасла и у каждого из них была своя личная жизнь. Об их удивительном гражданском союзе ходили легенды. Считалось, что никто из них не хочет большего. Каждое публичное появление известного философа ожидалось журналистами, всегда знающими больше, чем другие, как сенсация: с кем сегодня он появится? Но Сартр настойчиво демонстрировал свою верность Симоне де Бовуар.

Была ли она красива? Пожалуй, нет. Если так можно сказать о француженке. А она была настоящей француженкой. Любила красивую и модную одежду и обладала отличным вкусом. На фотографиях периода романтических отношений с Сартром на нас смотрит уверенная в себе, очаровательная женщина. Но позже ей пришлось выслушать столько гадостей и обвинений в свой адрес, что, говорят, у нее появился комплекс некрасивой женщины. Самостоятельность ее мышления и яркие публ

кации в защиту женской эмансипации способствовали созданию образа чуждой земным радостям феминистки. Симона не опровергала эти обвинения.

Но вот через десять лет после ее смерти в 1997 году вышла книга "Трансатлантическая любовь" - собрание писем Симоны де Бовуар к американскому писателю Нельсону Алгрену, в которых мы видим другую, неофициальную, не "бойцовскую" сторону жизни писательницы. Она написала любимому мужчине сотни посланий - свидетельств ее страстной и ревнивой человеческой любви. Ради встречи с любимым эта, отнюдь не небожительница, летала через океан на довольно хилых в пятидесятые годы "стальных птицах", открывала для себя поначалу никак не манившие ее города вроде Чикаго и Лос-Анджелеса, читала не нравившуюся ей издалека литературу, заводила ненужные ей знакомства. Часто она не могла заснуть, не написав Нельсону очередного письма, не произнеся хотя бы письменно только ему слова любви. В отличие от всех ее книг, изданных ранее, "Трансатлантическая любовь" раскрывает нам писательницу как совершенно земную женщину, мечтающую о семье, о встречающем ее на пороге дома любимом, дарящем ей самые обычные тепло и уют. "...Я даже сплю, ожидая тебя, - пишет она. - Мое сердце полно неутоленных желаний, которые мне радостны, поскольку, кажется, они взаимны. Спокойной ночи, мой дорогой, как нежно сегодня вечером я тебя люблю". Письма, подобные этому, Симона де Бовуар писала ежедневно с 1947 по 1964 год. В письмах они часто обращались друг к другу: "мой муж", "моя жена". Однако ей не суждено было выйти замуж за Нельсона, как они об этом мечтали. Причину нужно искать в очень устойчивой легенде о Сартре и де Бовуар, в глубокой связи писательницы с Францией и в личной жизни самого Нельсона. Атлантический океан крепко соединял, но и серьезно разделял двух художников, творцов собственной жизни, своей биографии. Не все еще нам известно. Ведь правда часто не соответствует легендам. Должно пройти не одно десятилетие...

Сартр и де Бовуар похоронены в совместной могиле на кладбище Монпарнас. Писательские могилы сейчас менее посещаемы, чем могилы шансонье и поп-музыкантов. Однако и на них французы кладут знаки любви и признательности - цветы и камни. На могиле Сартра и де Бовуар лежат красные гвоздики и камушки, похожие на гальку, подобранную на морском берегу.

Идеолог феминистского движения Симона де Бовуар появилась на свет 9 января 1908 года в Париже. Симона была старшей дочерью в интеллигентной аристократической семье. Её старинный род принадлежал к средневековому известному французскому теологу Гийому де Шампо. Отец будущей писательницы, Жорж Бертран де Бовуар, трудился юристом, мать, Франсуаза де Бовуар, богатая наследница и религиозная католичка. Элен, сестра Симоны, была младше её на 2 года.

Детство и юношество

Мать юной де Бовуар, мечтала только об одной судьбе для дочери, чтобы та стала женой по меньшей мере принца. Поэтому Франсуаза отдала маленькую девочку на воспитание к монахиням в школу Кур Дезир. Но судьба расставила всё по своим местам. Отец Симоны разорил семейство Бовуар, отдав все сбережения в долг правительству Российской империи под высокий процент, обещанный Николаем Вторым. К сожалению, революция 1917 года нарушила все планы и похоронила не только доход, но и все семейные деньги.

Юная Симона день и ночь проводила в молитвах, девочка «играла» в великомученицу, полагая, что жизнь её навсегда отдана Богу. Тем временем де Бовуар переехали из роскошных хором в маленькую тесную квартирку. В 15 лет Симона сменила свое отношение к религии и стала ярой атеисткой. Она понимала, что из бедности ей поможет выбраться только образование. Отец сыграл в этой перемене большую роль и привил девочке любовь к литературе. Девушка решилась стать писательницей, запись личного дневника сменила многочасовую исповедь. Она была поклонницей творчества , Мориса Барреса, Поля Клоделя, Поля Валери.

В 1926 году Симона де Бовуар получила диплом Парижского университета по общей математике, литературе и латинскому языку. Но на этом она не остановилась в 1927 году был выдан диплом по философии, а затем в 1928 году - бакалавр искусств. Во время обучения она встретила спутника всей своей жизни . Закончив обучение, Симона де Бовуар и Сартр заключили обоюдный договор, главным пунктом которого стало соглашение об интеллектуальной верности, при этом любовные связи на стороне не считались за измену. Мужем и женой они так и не стали. А после Жан-Поль ушёл на службу.

Начало творчества

С 1931 года Симона занималась преподавательской деятельностью. Сначала в Марселе, потом Руане, а затем в Париже в лицее Мольера. Симона и Жан-Поль постоянно виделись, продолжая свой флирт и интеллектуальные игры. Именно в Париже она была замечена в порочащих связей с ученицами.

Симона познакомилась со студенткой Ольгой Казакевич, на тот момент Ольге было 19 лет. Что-то произошло в сознании Симоны, и она начала флиртовать с ней. В итоге появилось странно трио, которое придерживалось своей идее свободы во всем. Жан-Поль предпринимал несколько попыток соблазнить Ольгу, но она не поддалась. И тогда её сестра Ванда стала любовницей Сартра.

Любовные приключения на этом не закончились. У Симоны появилось новое увлечение - ученица Бьянка Ламблен, с которой Симона вступила в сексуальные отношения. Затем была ученица Натали Сорокина. А после уже ученик Жан-Поля - Жак-Лоран Бост, который через какое-то время женился на Ольге Казакевич, и одновременно был любовником Симоны.

Во время войны в 1939 году Симона де Бовуар попыталась впервые издать свой сборник рассказов «Главенство духа», но издательство отвергло её рукопись. Она яро боролась с оккупацией с помощью писательства. Из-за скандала, связанного с заявлением от одной из матерей о растлении, писательницу отстраняют от учительской должности в 1943 году. Симона теряет работу, но тут же издается её роман , работу над которым она закончила 2 года назад. Роман автобиографичен, и рассказывает о свободном трио с Ольгой Казакевич.

В 1945 году Симона написала роман о сопротивлении . В Америке книгу признали «учебником экзистенциализма». В том же году она, и основали журнал «Новые времена». Симона была не только редактором журнала, но и критиком, читая все статьи.

Послевоенные годы

После войны выходит фантастический роман Симоны де Бовуар , который принес ей успех. В то время у Симоны возникли проблемы с Жан-Полем Сартром, который забыл о своей подруге. Жан-Поль увлекся Долорес Ванетти, и не общался с Симоной. Именно эти обстоятельства послужили написанию «Все люди смертны», где Симона изложила все свои чувства на бумаге. А затем она пишет эссе , где повествуется о проблемах женщин. Книга Симоны де Бовуар «Второй пол» оказала огромное влияние на феминистское движение.

Через 2 года Симона де Бовуар знакомится с Нельсоном Олгреном. Между ними пробегает искра, и вскоре зарождаются отношения, которые продлились 14 лет. Симона не захотела выходить за него замуж и заводить детей, но зато она начала понимать все прелести физической любви.

В 1954 году выходит знаменитый роман Симоны де Бовуар , который считается вершиной творчества автора. За свой роман Симона получила Гонкуровскую премию. В 1958 году вышла первая книга - «Воспоминания благовоспитанной девицы» , которая так же принесла ей известность.

Смерть настигла Симону де Бовуар в Париже 14 апреля 1986 года. Её похоронили на Монпарнасском кладбище на том же самом месте, где в 1980 году был похоронен Жан-Поль Сартр.

Книги Симоны де Бовуар на русском языке

  • Второй пол (1949 год)

  • Мандарины (1954 год)

  • Воспоминания благовоспитанной девицы (1958 год)

  • Сила обстоятельств (1963 год)

  • Очень легкая смерть (1964 год)

  • Прелестные картинки (1966 год)

  • Сломленная (1967 год)

  • Нужно ли сжечь маркиза де Сада? (1972 год)

  • Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Ольгрену (1997 год)

  • Со смертью Генриха Мореплавателя у португальских монархов на некоторое время исчез интерес к исследованиям. В течение ряда лет они занимались другими делами: в стране происходили междоусобные войны, шли бои с маврами. Только в 1481 году, после восшествия на престол короля Жуана 11, африканское побережье опять увидело вереницы португальских судов и новую плеяду смелых и независимых моряков.

    Самым значительным из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш . Он был потомком Диаша, открывшего мыс Божадор, и Диаша, открывшего Зеленый Мыс. Все путешественники обладали талантами, помогавшими им в борьбе за расширение мира. Так, Генрих Мореплаватель был ученым и организатором, да Гама и Кабрал были в такой же мере воинами и администраторами, в какой и моряками. А Диаш был преимущественно моряком. Многих своих спутников он обучил искусству мореплавания. Мы мало знаем о жизни Бартоломеу Диаша, даже дата его рождения точно не установлена. Зато известно, что он был гением мореходного дела.

    Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. Таким образом мы узнаем, что он занимался торговлей со странами, только что открытыми португальцами. В 1481 году он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу под общим начальством Диого д Асамбужа.

    В экспедиции д"Асамбужа принимал участие и безвестный тогда Христофор Колумб . Через пять лет Диаш занимал должность главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне. В тот же год он получил от короля награду "за будущие заслуги". Но когда этот приказ вышел, у Диаша уже были заслуги.

    В 1487 году он вновь отправился вдоль берегов Африки во главе экспедиции из двух судов. Они были малы (даже для того времени), каждое Юизмещением приблизительно в 50 тонн, но так устойчивы, что на них можно было поставить тяжелые орудия; им было придано транспортное судно с припасами. Главным кормчим был назначен опытнейший гвинейский мореход того времени Педру Аленкер. Нет доказательств того, что целью экспедиции Диаша было достижение Индии. Вероятнее всего, задачей была дальняя разведка, результаты которой были сомнительны для главных действующих лиц.

    Не выяснено также, какие суда были у Диаша - каравеллы или "круглые корабли" - нао. Как видно из названия, португальцы XV века отличали "круглые корабли" от каравелл прежде всего из-за их своеобразной конструкции - из-за округленных обводов корпуса. Основное парусное вооружение на них было прямое: четырехугольные паруса располагались в покойном состоянии или при ветре, дующем прямо с кормы, перпендикулярно килю судна. Для крепления их служили реи, которые могли при перемене ветра поворачиваться у мачты вместе с парусом. Под 26° южной широты Диаш поставил каменный столб-падран, часть которого уцелела и до сих пор.

    Буря не утихала. Далеко на юге Диаш попал в зону западных ветров. Здесь было холодно, со всех сторон - только открытое море. Он решает выяснить, тянется ли еще берег на востоке? 3 февраля 1488 года он пришел в залив Моссель. Берег уходил на запад и на восток. Здесь, по-видимому, был конец материка. Диаш повернул на восток и дошел до Большой Рыбьей реки (Грэйт-Фиш-Ривер). Но измученный экипаж уже потерял надежду преодолеть трудности, которым, казалось, не будет конца, и потребовал, чтобы корабли повернули назад. Диаш уговаривал своих матросов, угрожал, соблазнял богатствами Индии, - ничего не помогало. С горьким чувством он отдал приказ двинуться в обратный путь. Ему казалось, писал он, что "он покинул там навсегда сына".

    На обратном пути корабли обогнули острый, далеко вдававшийся в море мыс. За мысом берег круто поворачивал на север.

    В память о перенесенных испытаниях Диаш назвал это место мысом Бурь, но король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды -надежды на то, что наконец осуществится заветная мечта португальских моряков: будет открыт путь в Индию. Диаш преодолел труднейшую часть этого пути.

    Моряки редко получали достойную награду за свои труды. И Диаш не получил никакой награды, хотя король знал, что он - один из лучших моряков Европы.

    Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен руководителем строительства кораблей. Естественно, что кандидатом в начальники экспедиции должен был быть именно он. Но кто может бороться с решением короля? Главой экспедиции назначили Вас-ко да Гаму.

    Благодаря опыту и знаниям Диаша корабли да Гамы были построены не так, как было принято до тех пор: у них была более умеренная кривизна и менее тяжелая палубная часть, чем у других кораблей. Безусловно, советы старого капитана весьма пригодились новому командиру. Диаш был к тому времени единственным моряком, который когда-либо огибал мыс Доброй Надежды. Он знал, какие трудности предстояло преодолеть у южного берега Африки. По всей вероятности, это он дал да Гаме совет, плывя на юг, держаться как можно дальше от берега.

    Если бы Диаш вторично отправился в экспедицию, он и сам повел бы корабли этим путем. Но Диаш был назначен командиром крепости, построенной португальцами на малярийном гвинейском берегу, и ему было разрешено сопровождать флот только до островов Зеленого Мыса. Здесь Диаш с болью в сердце проводил корабли, уходившие на юг под предводительством нового командира, отправившегося к успеху и славе по дороге, проложенной им, Диашем.

    В 1500 году Диаш участвовал в плавании в Индию экспедиции Кабрала. Корабли достигли сначала восточной оконечности Южной Америки, а затем мыса Доброй Надежды. В двадцатидневном шторме четыре корабля из десяти, участвовавших в экспедиции, потерпели крушение, и на одном из них погиб Диаш.

    Портретов Диаша не сохранилось. Однако в 1571 году губернатором Анголы стал его внук Паоло Диас Новаис, который основал первый европейский город в Африке - Сан-Пауло де Луанда.

    Бартоломеу Диаш (ок.1450 г. - 1500 г.) - португальский мореплаватель.

    Вступление

    Первым обогнул южную оконечность Африки и открыл мыс Доброй Надежды. Можно сказать, что он видел Индию, но, как Моисей в обетованную землю, не вошел в нее. О жизни Бартоломео Диаша до начала его знаменитого плавания источники хранят молчание. Более того, до нас не дошли и подлинные сообщения о самом плавании. Ученые располагают только краткими упоминаниями в сочинениях хронистов.

    Полное имя португальского мореплавателя - Бартоломеу (Бартоломео) Диаш ди Новаиш. Установлено, что он происходил из рода Жуана Диаша, который первым обогнул мыс Бохадор, и Диниша Диаша, открывшего Зеленый Мыс.

    Известно, что Диаш был фидалгу (дворянином), придворным короля Жуана II, одно время состоял управляющим королевскими складами в Лиссабоне, но также слыл опытным мореходом. В 1481 г. в составе экспедиции Диогу Азамбужа он плавал к берегам Африки. Видимо, именно поэтому король Жуан, продолжавший дело своего двоюродного деда Генриха Мореплавателя, назначил его командиром одной из двух флотилий, отправлявшихся для исследования берегов Африки и поисков морского пути в Индию.

    В конце XV века у многих возник вопрос: верна ли карта мира Птолемея? На этой карте Африка простиралась до Южного полюса, отделяя Атлантический океан от Индийского. Но португальские мореплаватели установили: чем южнее, тем берег Африки больше отклоняется к востоку. Может быть, материк где-то кончается Или с юга омывается морем, Тогда оказалось бы возможным обойти сушу, попасть в Индийский океан, а по нему дойти на кораблях до Индии и Китая и оттуда морским путем привезти в Европу пряности и другие ценные товары.

    Эту волнующую загадку разрешил португальский путешественник Бартоломеу Диаш. Выйдя из Лиссабона в 1487 г. на трех кораблях., он в 1488 г. доплыл до южной оконечности Африки и даже обогнул ее, несмотря на жестокий шторм. Самый южный выступ Африки Диаш назвал мысом Бурь. За этим мысом его корабли вошли в воды Индийского океана. Но Бартоломеу Диашу пришлось на этом закончить свое путешествие: измученная бурями команда потребовала возвращения на родину. После доклада Бартоломеу Диаша о результатах плавания португальское правительство распорядилось назвать южный мыс Африки не мысом Бурь, а Доброй Надежды - надежды достигнуть Индии и других стран Востока морским путем.


    Назначение

    Назначение состоялось в октябре 1486 г., но корабли вышли в море только в августе следующего года. Возможно, это было связано с тем, что король считал экспедицию особо важной и сложной, так как готовились к ней очень тщательно. В состав флотилии из трех кораблей входило специальное судно, груженное съестными припасами, водой, оружием и даже запасными корабельными снастями на случай ремонта. Главным кормчим был назначен Перу д"Аленкер, известнейший мореплаватель того времени, которому было позволено сидеть за одним столом с королем, когда придворные были вынуждены стоять. Истинными знатоками дела были и другие офицеры.

    Наконец три каравеллы под началом Диаша вышли из Лиссабона и двинулись вдоль африканского побережья. На порту помимо команды находилось несколько негров, мужчин и женщин, которых предстояло высаживать на побережье Африки по пути следования флотилии. Бывшие рабы должны были рассказывать о богатстве и могуществе Португалии. Таким образом, португальцы надеялись наконец-то привлечь внимание «короля-священника Иоанна». Кроме 1ого, негры были одеты в европейские одежды и имели при себе образцы золота, серебра, пряностей и других товаров, которыми интересовались в Европе. Они должны были убелить туземцев вести торговлю с Португалией.


    Каменные кресты

    Вначале Диаш направился к устью Конго, а затем с большой осторожностью поплыл вдоль незнакомого африканского берега на юг. Первым из португальцев он начал ставить на открытых им берегах падраны - каменные кресты с надписями, сообщавшими о принадлежности территории португальской короне.

    За тропиком Козерога флотилию штормом отнесло к югу. Тринадцать дней не видели мореходы земли и считали себя погибшими. После шторма плыли сначала на восток, потом, и поисках земли, на север. Наконец 3 февраля 1488 г. увидели берег с высокими горами. Вскоре счастливые моряки нашли удобную бухту и пристали к берегу, где увидели коров и чернокожих пастухов. Вначале негры, испугавшись странно одетых белых людей, разбежались, но потом стали бросать в моряков камнями. Диаш пригрозил им арбалетом, но туземцы, не зная, что это, продолжали вести себя агрессивно. Тогда Диаш пустил стрелу и убил одного из нападавших, ставшего первой жертвой агрессии белых в Южной Африке.


    Баиа-душ-Вакейруш

    Бухта была названа Баиа-душ-Вакейруш - гаванью Пастухов (совр. Моссел). Она находилась за еще не открытым мысом Доброй Надежды более чем в 200 милях. Однако Диаш понял, что они обогнули Африку, только когда заметил, что берег тянется на восток. Он взял курс на восток и достиг залива Алгоа и небольшого острова. На нем поставили пад-ран. Диаш хотел продолжить путь, но экипаж, измученный Фудностями пути и страдавший от голода (грузовой корабль отстал), воспротивился этому. Уговоры и консультации с офицерами и вожаками матросов ни к чему не привели. Даже когда Диаш предложил команде сказать под присягой, как, но их мнению, следует действовать людям, несущим королевскую службу, ситуация не изменилась. Тогда командир составил документ, зафиксировавший общее решение, и предложил всем подписать его. Когда формальности были закончены, ему все же удалось добиться одолжения - плыть вперед еще два или три дня. Флотилия дошла до устья большой реки, которая была названа Риу-ди-Инфанти - в честь Жуана Инфанти, одного из капитанов флотилии, первым сошедшего здесь на берег.

    Отсюда экспедиция повернула назад. Проходя возле падрана, поставленного в бухте Алгоа, Диаш, как писал один из! хронистов, прощался с ним «с таким глубоким чувством печали, словно расставался с сыном, обреченным на вечное изгнание; он вспоминал, с какой опасностью и для себя, и для всех своих подчиненных он прошел столь долгий путь, имея в виду одну-единственную цель, - и вот Господь не дал: ему достичь цели».

    Но на обратном пути Диаша ждало еще одно открытие. Его взору открылся вид на величавый мыс и Столовую гору. Теперь он прошел мимо самой южной оконечности Африки и дал ей имя. Обычно рассказывают, что мореплаватель назвал его мысом Бурь, но в декабре 1488 г. король во время доклада Диаша о путешествии предложил именовать его мысом Доброй Надежды, так как был уверен в том, что морской путь в Индию найден. На самом деле это, видимо, не более чем легенда, возникшая на основании сообщения известного португальского историка XVI в. Барруша. Современники же свидетельствовали, что автором названия является сам Диаш.


    Сан-Григориу

    Возле мыса Диаш сошел на берег, зафиксировал наблюдения в морской карте и журнале и поставил падран, сохранившийся до наших дней, назвав его Сан-Григориу.

    Теперь было необходимо найти грузовое судно. Его удалось обнаружить, но из девяти человек команды на борту оставалось только трое, один из которых вскоре тоже скончался от болезни. Остальные погибли во время стычек с туземцами, которые позарились на вещи матросов.

    Припасы разместили на двух судах, грузовое судно сожгли, как не подлежащее ремонту, а затем двинулись обратным курсом вдоль западного берега Африки. По пути мореходы подобрали потерпевшего крушение Дуарти Пашеку Пирейру и уцелевших матросов, на Золотом берегу забрали золото, скупленное у туземцев королевской факторией, и наконец в декабре 1488 г. бросили якорь в Риштеллу, западном пригороде Лиссабона.

    Самое значительное португальское путешествие до плавания Васко да Гамы было завершено. Мореплаватель, помимо открытия пути вокруг Африки, увеличил протяженность изученного африканского берега на 1260 миль, осуществил самое продолжительное на то время из всех португальских путешествий. В море его корабли пробыли 16 месяцев и 17 дней. И все же, кроме благодарности потомков, он не получил никакой награды. Ему больше не поручали никаких экспедиций. Только разрешили наблюдать за строительством кораблей для экспедиции да Гамы, а потом сопровождать открывателя пути в Индию. Однако он шел с экспедицией только до крепости Жорж де-ла-Мина на Золотом берегу Африки. Наконец и качестве простого капитана Диаша отпустили вместе с Кабралом в Индию, и он принял участие в открытии Бразилии. По это путешествие стало для него последним. 23 мая 1500 г. капитан погиб вместе со своим кораблем во время сильного шторма недалеко от открытого им мыса Доброй Надежды.


    Заключение

    Открытие Диаша имело огромное значение. Кроме того, что путь португальским, а позже и иным европейским кораблям в Индийский океан был открыт, его путешествие нанес сокрушительный удар по теории Птолемея о необитаемом жарком поясе. Возможно, оно сыграло роль и в организации экспедиции Колумба, так как брат последнего, Бартоломео, который сопровождал Диаша во время плавания вокруг мыса Доброй Надежды, через год после его окончания отправился в Англию к королю Генриху VII с просьбой о помощи для экспедиции брата. Кроме того, во время доклада Диаша королю мри дворе находился сам Христофор Колумб, на которого путешествие Бартоломеу произвело сильное впечатление.

    Бартоломеу Диаш (ок.1450 г. - 1500 г.) - португальский мореплаватель. Первым обогнул южную оконечность Африки и открыл мыс Доброй Надежды. В 1487 г. вдоль берегов Африки была отправлена экспедиция под руководством одного из лучших моряков Европы Бартоломеу Диаса (Диаша). Нет прямых доказательств того, что главной целью этой маленькой флотилии, состоящей из двух небольших судов, которые были столь неустойчивы, что на них невозможно было даже установить тяжелые пушки, было достижение Индии. Вероятно, основной их задачей был сбор разведывательных данных. В 1488 г. их корабли достигли южной оконечности Африки, названной Бартоломео Диасом мысом Бурь, но переименованным португальским королем Жоаном II в мыс Доброй Надежды. Это плавание укрепляло надежду на то, что из Атлантического океана можно попасть в Индийский, обогнув Африку с юга.

    Открытие Диаша имело огромное значение. Кроме того, что путь португальским, а позже и иным европейским кораблям в Индийский океан был открыт, его путешествие нанесло сокрушительный удар по теории Птолемея о необитаемом жарком поясе. Возможно, оно сыграло роль и в организации экспедиции Колумба, так как брат последнего, Бартоломеу, который сопровождал Диаша во время плавания вокруг мыса Доброй Надежды, через год после его окончания отправился в Англию к королю Генриху VII с просьбой о помощи для экспедиции брата. Кроме того, во время доклада Диаша королю при дворе находился сам Христофор Колумб, на которого путешествие Бартоломеу произвело сильное впечатление.

    Генрих Мореплаватель, «который сам никогда по морю не плавал», как про него говорили злые языки, тем не менее сделал для исследования планеты больше, чем многие путешественники. Он был инициатором систематических исследовательских экспедиций, главной целью которых было открытие морского пути в Индию. В год смерти Генриха Мореплавателя (1460) родился Васко да Гама, который и совершил впоследствии это путешествие. Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был назначен руководителем строительства кораблей. Естественно, что кандидатом в начальники экспедиции должен был быть именно он. Но главой экспедиции назначили Васко да Гаму. Первая экспедиция, которая решила отправиться по новому маршруту из Португалии в Индию, вышла из гавани Лиссабона летом 1497 г. Небольшую флотилию из 4 кораблей возглавлял Васко да Гама. После того как суда португальцев прошли Мозамбик, они оказались на бойкой торговой дороге между Африкой и Индией. Весной 1498 г. мореплаватели достигли западной оконечности Индии, высадившись в городе Каликуте, как его тогда называли европейцы (в средневековье город прославился производством миткаля, или калико, откуда и пошло название города). Португальцев восприняли в Калькутте как торговых конкурентов. И они с трудом получили возможность торговать в другом индийском городе - Каннаноре. Более чем через два года, потеряв от трудностей и лишений половину команды, Васко да Гама вернулся в Португалию с грузом золота и пряностей

    Один только золотой идол, предназначавшийся в подарок королю, весил около 30 кг, имел изумрудные глаза, а на груди у него были рубины величиной с грецкий орех. Открытие пути в Индию имело столь большое значение, что португальский король Мануэл I принял по этому поводу прозвище «Счастливый» и титул «Повелителя завоевания, мореплавания и торговли Эфиопии, Аравии, Персии и Индии».