Как возникают и разрешаются конфликты. Конфликты их виды и способы разрешения. Когда не стоит избегать конфликта

Как лучше подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн?

К Таинству Святаго Причащения приступают только православные, те, кто постоянно ходят в церковь, строжайше соблюдают все посты, венчанные, молятся, со всеми живут в мире, каются в грехах,- такие люди с разрешения духовника приступают к Чаше.

Нужно готовить заранее и душу, и тело, чтобы соединиться с Господом. Дня 3-4 попоститься, не вкушать скоромной пищи, накануне от ужина воздержаться, заменить его правилом: прочитать два акафиста - Спасителю и Божией Матери, четыре канона - Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и канон ко Святому Причащению. У кого нет такой возможности - 500 молитв Иисусовых и 150 раз "Богородице Дево, радуйся..." Но и прочитав это правило, даже если бы мы готовились тысячу лет, нельзя думать, что мы достойны принять Тело Христово. Надеяться надо только на милость Божию и на Его великое человеколюбие.

Перед Причащением необходимо чистосердечно покаяться в присутствии священника. Обязательно нужно иметь на груди крест. Ни в коем случае нельзя подходить к Чаше, если запретит духовник или если утаишь грех. В телесной и месячной нечистоте также нельзя приступать к Таинству Причащения. До и после Причащения надо воздерживаться от супружеских отношений.

Надо помнить, что до Причащения или после него обязательно бывает искушение. После Причащения до утра земные поклоны не делаются, уста не прополаскиваются, нельзя ничего выплевывать. Надо хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Божественные книги.

Как часто надо причащаться? Как узнать, что причастился достойно, не в осуждение?

Если человек венчан, соблюдает посты, среду, пятницу, читает утренние и вечерние молитвы, живет со всеми в мире, если он вычитывает перед Причащением все правило и считает себя недостойным, приступая к Причащению с верой и со страхом, то он причащается Христовых Тайн достойно. Душа не сразу, вдруг почувствует себя достойно причастившейся. Может, на другой день или на третий душа почувствует умиротворение, радость. Все зависит от нашей подготовки. Если мы будем усиленно молиться, стараться, чтобы каждое слово молитвы проникло в сердце, поститься и считать себя при этом грешным и недостойным, то можем сразу почувствовать присутствие в нас Господа. После Причастия будут в нас мир и радость. Сразу же может прийти и искушение. Надо быть готовым к нему, встретив, не соблазняться и не согрешить. Значит, диавол знает, что мы подготовились. Но самое главное - считать себя грешными и недостойными. Конечно, если мы будем так жить, что нас будут насильно принуждать читать каноны, утреннее и вечернее правило, и мы будем это делать спустя рукава, у нас в душе и не родится это чувство греховности. Поболтать у нас хватает времени, побегать, посмотреть - что где лежит, кто чем занимается. На это у нас энергии хватает. Или будем дотягивать, гнать время: "О, три минуты до полуночи осталось! Надо пойти поесть!" Это не православный дух. Это дух сатанинский. Так не должно быть. Православный все должен делать с благоговением и страхом Божиим. Душа православного христианина чувствует Бога и после причастия, и между причастиями. Господь рядом, стоит у дверей нашего сердца и стучится: а вдруг отворят, услышат Его стук? Святые отцы чествовали благоговение, страх в своей душе и поддерживали эту благодать молитвой. Они, чувствуя, что ослабевает молитва, исповедовались и приступали к Чаше, и Господь укреплял! Опять душа возгоралась. Причащение - это единственное таинство Церкви, где душа человека может загореться пламенем божественной любви; потому что в Причащении мы принимаем в себя Живой Огонь, Самого Творца вселенной.

He передается ли инфекция через крест, ложечку для причащения, иконы?

В церкви мы имеем дело уже с Небом. Здесь мы уже не на земле. Церковь - маленький кусочек Неба на земле. Когда мы переступаем через порог храма, мы должны забыть обо всем земном, в том числе и о брезгливости (брезгливые обычно блудливые, - говорят святые отцы). Инфекция передается только греховным путем. Многие люди работают в инфекционных отделениях, в туберкулезных больницах, но не болеют этими болезнями. Туда и священники приходят - причащают. И никогда никто еще не заразился. Заражаются люди только через грех.

Когда к Чаше подходят, то принимают с одной маленькой ложечки - лжицы - Творца Вселенной, Живого Христа, Тело и Кровь Христовы. Здесь Сами Чистота и Стерильность. Здесь настолько все чисто, что у верящих даже не возникает мысль о заразе. Через руки священника Сам Христос входит в человека. Не часть Его Плоти и Крови, а в целом в каждого причащающегося входит Господь. Ангелы в трепете, в страхе присутствуют. И что тут говорить о какой-то инфекции. Было время, в 62-63-х годах, атеисты приходили в церковь и учили, что надо после каждого причастника лжицу опускать в специальный раствор. Ну, это для них... Они же не понимают ничего. А то, что душа их стала уже сосудом сатаны - это нормально, ничего страшного!

Когда праведный Иоанн Кронштадтский служил в соборе, к нему приехали двое молодых людей. Они собрались причаститься. Один вычитал правило, а второй, сильно устав, не смог. И оба пришли в церковь. Тот, который вычитал, спокойно подошел к Причастию, и праведный Иоанн Кронштадский его не допустил. А другой с сокрушенным сердцем говорил себе так: "Господи, мне так хочется принять Тебя; а правило я не вычитал, я такой мерзкий, такой гадкий..." Сам себя осуждая, он подошел к Чаше, и праведный Иоанн Кронштадтский его причастил. Господу самое главное - наше сокрушенное сердце, осознание своего недостоинства. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Если мы тысячу лет будем готовиться, мы никогда не будем достойны - мы должны надеяться на милость Божию. Если Господь не поможет, мы не сможем причаститься достойно".

Когда причастишься, то чувствуешь на душе светло, но через некоторое время (в тот же день) это состояние проходит, на душе снова тяжесть. Чувствуешь отсутствие Бога. Снова подступают те же страсти. Что нужно делать?

Надо накануне себя подготовить. Надо хорошо попоститься - "сей же род бесовский изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17,21), поэтому надо накануне же хорошо помолиться, разогреть свою душу, попоститься - страсти отойдут. После Причастия надо стараться пребывать в молитве, сохранять душевный мир. Те, кто любят самовольничать, бунтовать, не ценят Причастия. Они причастились - и сразу же у них рядом и обида, и истерика, и бунт. Это потому, что не по их воле все происходит. Надо им бытовать, все до конца разрывать, все отношения. Вот, таких людей еще много, они называются бутовщиками. Они ничего не ценят, они ничем не дорожат. Самое главное - чтобы было все по их желанию. А если (не дай Господь) что-то против них - все кругом врагами становятся, и в душе мира никогда, до самой смерти, не будет. Это самое страшное состояние души человеческой. Человек живет по своей воле и никто ему не имеет права ничего говорить. А так у них все хорошо, только не троньте их - ужалят...

Почему тогда, когда причащаешься, Святые Тайны иногда имеют вкус хлеба, а иногда как Плоть? Значит ли это, что в какой-то раз причащаешься в жизнь вечную, а в какой-то - в осуждение?

Если человек чувствует, что он принимает Плоть, значит Господь это дает для укрепления веры. Но правильно - чувствовать вкус хлеба. Сам Господь говорит: "Я есмь хлеб Жизни" (Ин.6,35).

Мне многие люди рассказывали об этом. Совсем недавно одна женщина звонила из Киева, говорит: "Батюшка, у меня вера-то слабенькая. Я когда сегодня пошла к Причастию, плохо подготовилась. Батюшка дал мне маленькую частицу, а я у Чаши подумала: "Какая же здесь может быть Плоть? Когда я даже языком не чувствую, что он мне что-то вложил в рот?" Чуточек, крохотку дал. И я никак не могла ту частичку съесть. Она у меня так во рту и держалась. Пришла домой - рот полон мяса. Никак не могу проглотить. Несколько часов я рыдала, плакала, просила Господа - жалко выбросить, а проглотить никак не могу! Потом Господь освободил - я проглотила и вот теперь звоню. Что, я страшно согрешила?" - "Покайся, что ты усомнилась в этом", - говорю ей.

Мы знаем, что Господь первое чудо сотворил, когда из воды претворил вино. Ему ничего не стоит из вина Кровь Свою претворить, а из хлеба - Плоть. Человек принимает не часть плоти, а в каждого причащающегося целиком входит Живой Христос.

Мы знаем слово апостола Павла о принятии Святых Даров "без рассуждения ". Хочется узнать, можно ли давать подобные рекомендации человеку не верующему в Бога?

Подходить к Чаше и причащаться могут только верующие люди, те, которые веруют в распятого Иисуса Христа как Сына Божия, искренне исповедаются в грехах. А "сырому материалу", который в церковь не ходит, Богу не молится, постов не соблюдает и стремится причаститься "на всякий случай", мы обычно говорим: "Вам рано причащаться. Надо готовиться". Некоторые защищают таких "прихожан", говорят: "Если их не допускать, то кого же тогда допускать?" Богу количество не нужно, Богу нужно качество. Лучше один человек достойно причастится, чем двадцать недостойно. Святитель Григорий Богослов говорит: "Лучше я свое тело отдам на растерзание псам, нежели Тело Христово недостойным".

Надо иметь рассуждение. Из опыта знаем: все, кто пришел в церковь креститься и не подготовился, остаются вне Церкви. Потому мы просим серьезно подготовить душу к этому Таинству, ходить на церковные службы, молиться. Когда такой подготовленный человек примет крещение, он станет верным членом Церкви, постоянно будет в храме. Вот это и есть настоящие православные. В день Страшного Суда по левую сторону нашего Судии будет очень много крещенных, "православных". Они будут доказывать, что они верующие, но Господь скажет: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу.и ангелам его" (Мф.25,41).

После причастия чуть не попала под машину. Отделалась ушибом... Хочу понять, почему это случилось?

Этому могут быть разные причины. Святые отцы говорят, что перед причастием либо после него, враг обязательно устроит искушение: постарается помешать причаститься либо после причастия отомстит. Он стремится всеми бесовскими кознями учинить препятствие, чтобы человек не мог достойно причастится. Христианин готовится, молится, читает правило ко Святому Причащению и вдруг... кто-то встретился ему по дороге, отругал или дома ближние скандал устроили, все для того, чтобы человек нагрешил и духом пал. Это препятствия от диавола.

Бывает и по-другому. Человек находится во вражде, не примирился, прощения не попросил и идет к Чаше. Или У него на душе есть тайные нераскаянные грехи.

Если человек прошел через формальную исповедь, ни в чем не каялся и к Чаше не раз приступал, он причащался недостойно, себе в осуждение. О таких апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что их "... немало умирает" (1 Кор.11,30).

Если же мы во всем покаялись, ничего не утаили, на совести ничего не оставили, то мы находимся под особым покровом Божиим. Тогда даже если нас и собьет до смерти машина, не страшно: в день причастия желали бы умереть все православные христиане, ибо ради Святых Даров душа сразу восхищается Ангелами на Небо и мытарства она не проходит. В ад в день причастия душа не попадет.

А если такая неприятность случилась, но человек "отделался испугом", остался жив, то это можно расценивать как напоминание Бога о неминуемой кончине, которая может прийти сегодня или завтра. Жизнь краткосрочна. Значит, надо усилить подвиги, больше обращать внимание на духовную сторону своей жизни. Любая болезнь, любой такой случай - это весточка из потустороннего мира. Господь нам постоянно напоминает, что наше земное пристанище временно, что мы живем здесь не вечно и уйдем в мир иной.

Как бы хорошо человек на земле ни жил, он царства здесь не построит. Только однажды ему была дана возможность жить в раю под покровом Божьей благодати. Человек не устоял, впал в грех, и грех сократил дни жизни человека. Вместе со грехом в жизнь человека вошла смерть. Диавол настолько извратил сознание, что грех стал нормой, а добродетель попирается.

Но у нас есть надежда войти в Царство Небесное через праведную жизнь во Христе и очищение души покаянием. А в Небесном Царстве нет ни уныния, ни болезней, ни отчаяния, ни скорбей. Там полнота жизни, полнота радости, И для этого надо постоянно готовиться, ежесекундно помнить: вся наша жизнь - это только подготовка в вечность. Сколько миллиардов людей было на земле, все перешли в мир большинства. И теперь мы стоим на пороге в тот мир.

Можно ли причащаться невенчанным?

Этот вопрос очень сложный, и его должно решать с духовником. Невенчанный брак Богом не благословлен. Например, женщина живет в Москве. У нее квартира. Из другого конца Москвы к ней приезжает мужчина и сожительствует с ней. Ну, и как: можно таких людей допускать до причастия?" Многие воскликнут: "Батюшка, это же блуд. Они незаконно живут".

Хорошо. Потом этот мужчина собирает свои вещички и перебирается к ней, думает: "Что я буду ездить туда-сюда". Приехал, стал жить, прописался у нее. Зарегистрировались в ЗАГСе, на случай развода, чтобы поделить нажитые вместе вещички. Стал ли тогда брак законным? Ничего подобного, он такой же незаконный. Просто они съехались вместе.

Законным этот брак будет тогда, когда они будут иметь крепкую веру, дадут Богу обещание соблюдать в браке чистоту, то есть в посты не потакать пехотным желаниям, не прелюбодействовать на стороне и повенчаются. Вот тогда этот брак будет "зарегистрирован" на Небесах. Этот брак Богом благословлен.

Сейчас многие венчаются по настоянию родителей. Мать сыну или дочери говорит: "Надо вам обязательно повенчаться!" И дети в угоду родителям венчаются в церкви. Мать спокойна, утешена. А они пожили месяца два-три, скандал, и разбежались. Вскоре находят себе другую пару и начинают жить новой семьей. Так они прелюбодействуют и попирают святые узы венчанного, благословленного Богом брака.

Законом, данным Богом, эти люди связаны брачными узами до тех пор, пока один из супругов жив. Умер муж, жена может выйти замуж, и наоборот. Но при живых обоих супругах никто из них не может жить с другим человеком. И ни один священник не имеет права их венчать.

Что Бог сочетал, то человек да не разлучает. "Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует" (Лк.1б, 18). "Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей" (1 Кор.7,10).

Если стало невмоготу жить с супругом, и вы разошлись, значит, надо сохранять себя в чистоте; но лучше примириться с тем, кого даровал Вам Господь.

Мы причащаем младенца, а он почему-то после причастия раздражительным становится.

Многое зависит от родителей. Ребенок безгрешный, святой, а родители часто нераскаянные, и это их внутреннее состояние отражается на ребенке. Упоминается в житии праведного Иоанна Кронштадтского: когда к нему приносили причащать младенцев, некоторые из них не хотели принимать Святые Дары - махали руками, крутились, вертелись. И праведник пророчески говорил: "Это будущие гонители Церкви". Они уже от рождения были противники Бога.

Бабушка втайне от родителей причащает маленького ребенка, ее смущает, что втайне.

Ничего плохого здесь нет. Наоборот, очень хорошо, что кто-то нашелся в семье, делает доброе дело для души этого ребенка. Ребенок должен жить духовной жизнью. Если он не будет причащаться, душа его может умереть и маленький человек будет расти с мертвой душой. Впоследствии им может овладеть злая сила даже до душевной болезни, до беснования. А если этого, по милости Божией, не случится, просто вырастет человек со злым характером.

Маленький посаженный цветочек требует к себе заботы и внимания. Он нуждается в поливке, в рыхлении и освобождении от сорной травы. Так и ребенка необходимо причащать Святыми Тайнами - Кровью и Телом Христовыми. Тогда его душа живет и развивается. Она попадает под особое покровительство Господней благодати.

Причастие – это, пожалуй, самое великое и значимое таинство, которое только совершается в стенах христианской церкви. Кто-то его принимает регулярно, а кому-то предстоит причаститься первый раз в жизни. Последним-то и посвящается данная статья, в которой изложена вся основная информация относительно того, как правильно следует причащаться в церкви, чтоб сам процесс был не просто данью моде, а настоящим праздником души.

Готовимся по всем правилам

Любой церковнослужитель скажет вам, что причащаться спонтанно – это неправильно, и даже грешно. Поскольку обряд касается не просто духовного, но и физического состояния человека, желательно все интересующие вопросы и моменты обговорить со священником, который никогда не откажется вам помочь.

Итак, минимум за неделю до того как причаститься в церкви, вам предстоит полностью отвергнуть все развлечения и мирские забавы. Это подразумевает полный отказ от пребывания в шумных компаниях, посещений увеселительных и развлекательных заведений, употребления спиртного и жирной еды, праздной болтовни, сплетен и всего в таком духе.

Если подобная подготовка к Святому Причастию переносится вами с трудом, попробуйте получить новые силы путем посещения церкви, творения молитв, общения со святыми отцами. За сутки до того, как вам нужно будет исповедоваться и причащаться, предстоит выстоять всю службу, от начала и до самого конца.

Физическая сторона подготовки заключается в соблюдении строго поста и отказа от половых отношений. За трое суток до обряда, исключите из рациона алкоголь и еду животного происхождения, не думайте о сексе и не занимайтесь им. Перед самим таинством, а точнее, за сутки до такового, необходимо принять пост.

Накануне же лучше воздержаться от ужина, последний прием пищи должен произойти до вечерней службы вдень перед причащением. К самому же Святому Причащению следует приступать строго натощак. Под запретом даже утренний чай или кофе.

Как будет проходить обряд?

Перед тем, как вам нужно будет правильно исповедоваться и причащаться, важно ознакомиться с самой процедурой, что позволит быть расслабленным и ощутить всю важность происходящего.

Итак, что предстоит делать в заранее оговоренный день:


  • Нужно попасть в храм до момента начала Божественной Литургии, исповедоваться и поставить батюшку в известность, что вы готовы к обряду как физически, так и душевно. Стоит заметить, что от исповеди могут отказаться детки возрастом до 7 лет;
  • Затем необходимо оставаться в церкви на протяжении всей Литургии, по завершении которой все присутствующие верующие люди должны стать рядом с амвоном. В этот момент там уже будет стоять служка со священной Чашей в руках;
  • К вам обратится священник, который уточнит ваше решение причаститься, пояснит, что значит это деяние, и скажет соответствующие слова молитвы и наставления. Затем следует скрестить руки на груди, огласить свое полное имя, и принять вино и хлеб – кровь и тело Христовы. Именно в этот миг можно ощутить единение с Богом, после чего поцеловать основу чаши и отойти в сторонку;
  • Маленьких детей к чаше подносят родители, положив головку на правую руку. Никакого сакрального смысла в этом нет, просто батюшке так сподручнее дать крохе ложечку с Причастием;

Важно! Ни в коем случае не следует креститься возле чаши, чтобы не выбить ее из рук батюшки и не расплескать Причастие. В старину церковь, в которой было допущено такое ужасное кощунство, сносили, а настоятель лишался чина и отправлялся замаливать грех в монастырь. Сейчас нравы не столь суровы, но без последствия для батюшки подобный инцидент не останется – о продвижении по служебной лестнице святой отец может забыть.

  • Сразу после причастия не следует разговаривать, да и просто раскрывать рот, дабы случайно не обронить на пол частицы Причастия – это великий грех. Служители храма дают причастникам (так называют принявшим обряд) запить Причастие теплой водой, чтобы гарантированно проглотить тело Христово до последней крошки;
  • Не принято покидать службу сразу же после принятия Таинства, причастник должен дождаться окончания службы.

Если после всего пережитого в вашей душе поселился покой и мир, значит, что вы все сделали правильно, и можно возвращаться домой. Опять же, в этот день стоит отказаться от развлечений, соблюдать пост, размышлять о своей жизни, о Господе, о Вере и обо всем возвышенном и духовном.

Когда запрещено причащаться, а когда это можно делать?


Пережив первый обряд, люди начинают задаваться вопросом того, как часто, и по каким дням им теперь можно или нужно причащаться. Первые христиане проходили обряд каждый новый день, для чего они полностью отказывались от еды и веселья сразу после наступления темноты.

Понятно, что современный человек это вряд ли сможет или захочет сделать, поэтому посещать храм с такой целью можно по мере возможности, готовности и душевной тяги, хоть раз в неделю, хоть раз в месяц. Главное – это понимание того, что именно значит Причастие в вашей жизни, ощущать от него поддержку и получать силы на новые достижения.

Теперь о том, разрешено ли причащаться, будучи беременной. Несомненно, ведь церковь сама настаивает на том, чтобы женщина, вынашивающая дитя, проходила обряд как можно чаще, привлекая к себе и будущему ребенку небесную благодать, благословение и поддержку.

Беременным дозволено не соблюдать пост, а самым идеальным считается вариант, при котором супружеская пара начинает причащаться с момента венчания в церкви, и продолжает это делать, еще не зная о зачатии потомства.

А вот в дни «женской нечистоты » или, попросту говоря, месячных, церковный канон причащение женщин не благословляет.

Причастие - одно из самых главных и значимых обрядов в христианстве. В этот момент происходит единение с Иисусом Христом - Сыном Божьим. Подготовка к таинству представляет собой непростой процесс, занимающий длительное время. Для верующего, совершающего первое причастие, важно знать, как проходит причастие в церкви, что нужно делать до и после обряда. Это необходимо не только для того, чтобы не допустить ошибок, но и для обретения осознания будущего соединения с Христом.

Что такое причастие

Первое таинство причастия провел Иисус Христос, разделив хлеб и вино между своими учениками. Он заповедал своим последователям повторять это. Обряд был впервые совершен на Тайной Вечере, незадолго до распятия Божьего Сына.

Перед священнодействием совершается Божественная литургия , также именуемая Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Подготовка к обряду причастия обязательно должна включать в себя память об этом великом древнем событии. Это позволит познать таинство глубоко, затронет душу и разум.

Частота причастия

Насколько часто следует причащаться? Принятие таинства - дело сугубо индивидуальное, нельзя заставлять себя идти на это только потому, что обряд кажется необходимым. Очень важно причащаться по зову сердца. Если есть сомнения, лучше поговорить со святым отцом. Священнослужители советуют приступать к таинству только в случае полной внутренней готовности.

Православным христианам, в чьих сердцах живет любовь и вера к Богу, позволено совершать обряд без каких-либо ограничений. Если же в сердце есть сомнения, то причащаться можно не чаще одного раза в неделю или же раз в месяц. В крайнем случае, в периоды каждого большого поста. Главное - регулярность.

В древней литературе указано, что причащение хорошо проводить ежедневно в будний и выходной день, но благо приносит и выполнение обряда 4 раза в неделю (среда, пятница, суббота, воскресенье).

Единственный день, когда причащение является обязательным - Великий четверг. Это является проявлением уважения к древнейшей традиции, стоящей у истоков.

Некоторые священники утверждают, что слишком частое причащение неправильно. По правде говоря, согласно законам канона, это мнение неверно. Однако нужно хорошо видеть и чувствовать человека, чтобы понимать, нужно ему совершать это действие или нет.

Причастие не должно проходить по инерции. Потому, при его частом совершении, христианин должен постоянно быть готовым принять Дары, сохранять правильный настрой. На это способны немногие. Особенно учитывая подготовку, которая должна проходить на регулярной основе. Не так-то легко соблюдать все посты, постоянно исповедоваться и молиться. Священник видит, какой образ жизни ведет мирянин, этого не скроешь.

Молитвенное правило ко Причастию

Домашняя молитва имеет огромное значение в том, как подготовиться к причастию. В православном молитвослове есть последование, которое причастно к священнодействию. Его читают накануне проведения Таинства.

В подготовку входит не только молитва, читаемая дома, но и молитвы церковные. Непосредственно перед священнодействием нужно посетить богослужение . Также необходимо прочесть три канона : Матери Божьей, и Ангелу Хранителю .

Эта подготовка позволит осознанно подойти к исповеди и причастию, почувствовать ценность Таинства.

Необходимость поста

Соблюдение поста - обязательное и неоспоримое условие перед причащением.

Христиане, которые постоянно соблюдают однодневные и многодневные посты, должны совершать только литургический пост . Это значит, что нельзя есть и пить с полуночи перед священнодействием. Пост продолжается непосредственно до момента Таинства.

Прихожане, недавно приобщившиеся к церкви и не соблюдающие никаких постов, должны пройти трехдневный или семидневный пост . Сроки воздержания должен устанавливать священник. Подобные моменты нужно обсуждать в храме, не стоит бояться задавать вопросы.

Внутреннее состояние перед Евхаристией

Нужно полностью осознать свои грехи перед причастием. Что нужно делать помимо этого? Чтобы грехи не приумножились, стоит воздерживаться от увеселений. Муж и жена должны отказаться от близкого телесного контакта за один день до причащения и в день его проведения.

Нужно обратить внимание на рождение своих мыслей, контролировать их. Не должно быть злобы, зависти, осуждения.

Личное время лучше проводить в одиночестве, исследуя Священное Писание и жития святых или же в молитве.

Самое важно для принятия Святых Даров - это покаяние. Мирянин должен абсолютно искреннее раскаяться в своих греховных деяниях. Именно для этого и проводится вся подготовка. Пост, чтение библии , молитва - это способы достижения нужного состояния.

Действия перед исповедью

Исповедь перед священнодействием очень важна. Необходимо попросить об этом священника той церкви, в которой будет проходить Таинство.

Подготовка к обрядам причащения и исповеди - это процесс исследования своего поведения и мыслей, избавление от греховных действий. Обо всем, что было замечено и осознанно, нужно исповедоваться. Но не следует просто перечислять свои грехи как список. Главное, быть искренним. Иначе для чего же проводилась такая серьезная подготовка?

Стоит понимать, что батюшка всего лишь посредник между Богом и людьми. Следует говорить без стеснения. Все сказанное останется только между человеком, священником и Господом. Это нужно для того, чтобы ощутить жизненную свободу, достигнуть чистоты.

День принятия Святых Даров

В день Таинства следует соблюдать определенные правила. Принимать дары можно только натощак . Курящий человек должен воздерживаться от своей привычки до того момента, пока не будут приняты тело и кровь Христовы.

Во время вынесения Чаши нужно подойти к алтарю. Если пришли дети, следует пропустить их вперед, они всегда причащаются первыми.

Не нужно креститься возле чаши, надо поклониться, скрестив руки на груди. Перед тем как принять Дары, нужно назвать свое христианское имя, а затем сразу вкусить их.

Действия после причастия

Следует знать и о том, что нужно совершить после того, как священнодействие совершилось. Надо поцеловать край Чаши и подойти к столу с , чтобы съесть кусочек . Не надо спешить покинуть церковь, еще нужно поцеловать напрестольный крестик, находящийся в руках священника . Еще в церкви читаются молитвы благодарности, которые также нужно выслушать . В случае крайнего недостатка времени можно прочитать молитвы дома. Но сделать это необходимо обязательно.

Причастие детей и больных

Существуют следующие моменты, касаемые причащения детей и больных людей:

  • Деткам до семи лет не нужно проходить подготовку (исповедь, пост, молитва, покаяние).
  • Младенцы, которых крестили, причащаются в этот же день или во время следующей литургии.
  • Тяжелобольные тоже могут не готовиться, однако, если есть такая возможность, стоит пройти исповедь. Если же больной не в состоянии это совершить, священник должен произнести фразу «Верую, Господи, и исповедую». После чего сразу причастить.
  • Не отказывают в священнодействии и тем людям, которые отлучены от причащения на время, но находятся в предсмертном положении или в состоянии опасности. Но в случае выздоровления, запрет снова вступит в силу.

Не все люди могут принять дары Христовы. Кто не может этого сделать:

  • Те, кто не пришел на исповедь (кроме маленьких детей и тяжелобольных);
  • Прихожане, которым запрещено принимать Святые Таинства;
  • Умалишенные, в том случае, если они богохульствуют, находясь в припадках. Если они не имеют такой склонности, им разрешается причащаться, но не каждый день;
  • Супруги, имевшие интимный контакт, незадолго до Таинства;
  • Женщины, у которых в тот момент происходят месячные.

Чтобы ничего не забыть, следует ознакомиться с памяткой, составленной на основе всего вышеизложенного:

О том, каким должно быть поведение в церкви во время причащения:

  1. Приходить на литургию вовремя.
  2. При открытии Царских врат перекреститься, затем крестообразно сложить руки. Таким же образом подходить к Чаше и отходить от нее.
  3. Подходить нужно справа, а левая сторона должна быть свободна. Не толкать других прихожан.
  4. Соблюдать очередность причащения: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам нельзя приходить в храм с накрашенными губами.
  6. Перед принятием Священных Даров нужно назвать свое имя, данное при крещении.
  7. Не нужно креститься перед Чашей.
  8. Если Святые дары будут складывать в две или более чаши, надо выбрать только одну из них. Причастие больше 1 раза за день является грехом.
  9. Если благодарственные молитвы не были прослушаны в церкви, нужно прочесть их дома.

Подготовка к причащению - это очень серьезная последовательность. Все советы необходимо строго соблюдать, чтобы быть готовым принять Священные Дары. Молитва нужна для осознания, пост для телесного очищения, а исповедь для очищения духовного.

Осмысленная подготовка поможет разглядеть глубокий смысл Таинства. Это действительно контакт с Богом, после которого жизнь верующего меняется. Но следует помнить, что недавно вставшие на путь религии не смогут причаститься и за один раз в корне все исправить. Это естественно, ведь грехи накапливаются годами, и избавляться от них тоже нужно последовательно. Причащение - первый шаг на этом непростом пути.

Пожалуй, никто из людей в здравом уме и в твердой памяти не любит ссор и конфликтов, предпочитая им мирную жизнь. Мы понимаем, что ссоры - это плохо, они разрушают отношения, разрушают нас самих. Но - продолжаем ругаться. Почему? Можно ли остановиться и не начать конфликт? Что делать, если он все-таки произошел? На эти и другие вопросы отвечает Инна Хамитова, психолог, директор по учебной работе Центра системной семейной терапии.

- Каков механизм возникновения конфликта?

- В фильме «Крейцерова соната» есть кадр: благостное семейное утро, завтрак, за столом - супруги. У неё - расфокусированный взгляд в пространство. Он читает газету. А дальше камера прослеживает взгляд жены и становится заметно, что на самом деле этот взгляд не расфокусированный и благостный, а злой. И она смотрит на то, как покачивается кончик его ботинка, и поскольку он задевает ножку стола, то трясется весь стол и ложечка об чашечку так звякает… Дальше становится видно, что муж на самом деле газетой отгородился, и он очень напряжен. Он как будто он слышит, как жена пьет молоко - глотки оглушительно отдаются в его ушах. Оператор очень здорово передал это напряжение, которое витает в воздухе, когда, как под микроскопом, люди рассматривают друг друга.

А дальше - взрыв, скандал… Конфликт может созревать в различных условиях, но суть одна: конфликт возникает тогда, когда у сторон существуют разные взгляды на определенные вопросы, стратегию, поведение в ситуации, и когда при этом у обоих повышен уровень эмоционального напряжения. Сама разница во взглядах не страшна: мы все разные и по-разному смотрим на какие-то действительности. Но обычно в нормальном состоянии люди выясняют это путем простого диалога. Так, например, если у нас с вами разные взгляды на что-то и при этом мы оба спокойны, вы мне поведали свой взгляд, я спокойно выслушала, рассказала вам о своем, и мы оба попытались понять точку зрения друг друга. Конфликт же возникнет, если у нас не только разные взгляды, но мы находимся в состоянии неравновесия: рассержены, злы. Причем не обязательно друг на друга. И не обязательно, что высказанная вами точка зрения затрагивает мои интересы. Например, вы со мной разговариваете таким тоном, который, допустим, я слышала от родителей в подростковом возрасте. И при эмоциональном напряжении достаточно любого, самого ничтожного, повода, чтобы вспыхнул конфликт.

Такой конфликт скорее характерен для рабочей ситуации, для людей, которые не связаны эмоциональными узами, как это бывает в семье. В семье у конфликта есть еще одна причина Допустим, между супругами растет напряжение, вызванное либо недовольством поведением, либо разными взглядами, либо неоправданными ожиданиями (причин может быть тысяча). При этом каждый из них не говорит другому о своем недовольстве, опасаясь, испортить отношения. А напряжение копится, копится.

- Если в таком случае под горячую руку кого-то из супругов попадет кто-то третий?

Когда напряжение растет, супруги недовольны друг другом по разным причинам, но при этом поговорить друг с другом боятся, они могут выплёскивать свое недовольство на ребенка. Тем более здесь всегда просто найти повод: уроки не приготовил, игрушки не убрал, двойку получил. В этот момент происходит не только конфликт, но и проекция проблем на ребенка. Ребенок в данном случае выступает в качестве спасателя, и ему эта роль крайне неполезна.

В роли третьего, принимающего удар, может быть не обязательно ребенок, а теща или свекровь, или, например, сестренка. Классический треугольник - муж, жена и теща, воспетый в анекдотах, - это про то, что, когда существует некое напряжение между мужем и женой, оно выливается на тещу. Вроде того, что это она жену настроила. Вообще легче конфликтовать с тещей, чем с женой, потому что второй вариант может привести к разводу. Я знаю одну семью, где муж и жена вынуждены жить за городом, потому что так хочет жена, хотя у них есть московская квартира. Тратя на дорогу в пробках по два часа, муж ругается не с женой, а с тещей, сообщая всем: за городом они живут исключительно ради тещи, потому что для ее здоровья так лучше.

Как развивается конфликт? Совсем недавно люди были прекрасными друзьями, коллегами, супругами, потом поспорили из-за ерунды. И вот - уже не разговаривают друг с другом.

Есть такая закономерность: чем ничтожней повод для конфликта (поссорились из-за ерунды), тем более веские причины он скрывает. Это значит, что есть некое недовольство, которое было просто подавлено. Иногда люди даже не отдают себе отчет в том, что оно существует. Но этот ничтожный повод подобен скальпелю хирурга, который вскрывает нарыв и из него брызжет гной - конфликт.

Напряжение выплескивается, но ничего конструктивного не происходит. В конфликте мы не разрешаем противоречия. Для того чтобы их разрешить, нужна холодная голова и спокойный разговор.

В конфликте люди могут кричать друг на друга и не замечать, что происходит вокруг. Дети часто становятся свидетелями конфликтов не потому, что родители специально их вовлекают, просто они так поглощены тем, чтобы докричаться друг до друга и донести свою истину, что просто не видят тех, кто рядом.

Сбавить градус

- Можно ли предотвратить конфликт, если он вот-вот готов вспыхнуть?

Когда ты находишься внутри, отслеживать свое эмоциональное состояние очень сложно. Что ты можешь сделать? Первое - отдать себе отчет, что ты сейчас зол. Дальше - успокоиться любыми способами. Подойдет все: спорт, дыхательные упражнения, прогулки. Успокоившись, понизив градус злости, дальше можно задать себе вопрос: что тебя так задело в словах, в поступках «оппонента». Например, ты себе можешь ответить, что муж с тобой не считается. Следующим шагом ты спрашиваешь, а почему тебе так кажется и даешь ответ: потому, что он ведет себя таким-то, таким-то и таким образом. Допустим, цветы не приносит, не слушает, с работы приходит поздно. То есть для тебя это поведение -символ того, что он с тобой не считается, не любит и так далее.

Затем важно продумать, могут ли быть другие мотивы подобного поведения. Это понизит градус эмоций. Тебе, например, в голову может прийти мысль: у него напряженный рабочий ритм, вот он и приходит поздно; может, он не знает, что я люблю цветы, и так далее. Когда градус эмоций будет понижен, надо выбрать время, чтобы вы оба были спокойны, никуда не спешили, и просто поговорить про это, не предъявляя претензий. Не в духе «наезда»: «Ты такой-сякой, совсем семью позабросил, о нас не беспокоишься!», а описывая свои чувства: «Когда ты приходишь в 12 ночи, я чувствую себя очень одинокой, обижаюсь. Мне в эти моменты кажется, что я не нужна никому, и тебе в том числе».

Когда ты говоришь не о своих чувствах, а обвиняешь, то человеку очень трудно не встать в оборонительную позицию, потому что ему партнер представляется нападающим и оскорбляющим, а он сам - невинной жертвой. И, защищаясь, можно наносить весомые удары: «а сама-то ты…» Супруга, пытавшаяся так «поговорить», сердится еше больше: мало того, что он ее и так обижает, а теперь и обвиняет во всем. Она тоже усиливает свое нападение. Таким образом, происходит эскалация конфликта, и каждый считает себя жертвой. Поэтому важно не доводить до этого методами, о которых я сказала выше.

- Может быть, не стоит касаться «взрывоопасных» тем?

Если в семье не затрагивать болезненных вопросов - личные отношения, дети, деньги, родственники, физическая близость, - то напряжение будет только расти.

Другое дело, когда речь идет о людях не из семейного круга. Сейчас, к сожалению, общество раскололось, и нередко даже близкие друзья ссорятся на почве политики. Любой человек может иметь свой взгляд на что угодно, тут главное не забыть, что вас связывает совместное детство, например, увлечение рыбалкой и так далее. И нужно холить и лелеять то, что вас объединяет.

А вот обсуждать разногласия с друзьями, в отличие от семьи, стоит далеко не всегда. Когда речь идет о приятелях, коллегах, не стоит пытаться непременно переубеждать их. Если же человеку хочется всем навязывать собственные взгляды на мир, ему стоит задуматься о своих проблемах.

Про погоду

Если вы хотите предотвратить конфликт, а ваш собеседник упорно к нему стремится и втягивает в него, агрессивно предлагая обсудить то, что вы обсуждать не желаете?

Если тебя человек «втягивает в конфликт», это значит, что он пытается задеть какую-то твою эмоциональную часть. Эмоциональное состояние заразительно, и, если кто-то кричит, обвиняет, мы склонны этому поддаваться и отвечать в том же духе. И более того, чем ближе тебе человек, тем больше вероятность, что ты этим заразишься. Потому так легко начать ссору с собственной мамой и очень просто удержаться от конфликта с какой-нибудь тетенькой на улице.

Чтобы не поддаться эмоциям, очень важно внутренне отстраниться и попробовать посмотреть на все просто как на некое объективное явление., как на погоду за окном.

Вот, говорит тебе человек что-то неприятное, пытаясь вызвать на конфликт. Но если подумать, это от того, что у него самого проблемы. Это как у человека ОРВИ, и потому температура поднялась, он кашляет и чихает.

Если ты к этому относишься как к явлению природы, а не пытаешься человека наставить на путь истинный, объяснить, как все обстоит на самом деле, ты совершенно спокойно можешь это все выслушать, сказать: «Да, да! Надо же!», ничего по сути не отвечая. Если ничего не отвечать, любой человек, поругавшись и покричав, через 10 минут иссякнет.

- Как быть, если двое конфликтующих пытаются втянуть тебя в конфликт - на свою сторону?

Когда двое ищут поддержки у третьего, очень важно не дать себя втянуть в конфликт, если не хочешь испортить отношения с одной из сторон.

Когда ругаются родители, у ребенка возникает конфликт лояльности, потому что, даже если мама, папа асоциальные алкоголики, ребенок их любит и видит совершенно другими глазами. Вовлеченность в конфликт между ним для ребенка - это ловушка, которая чревата патологией во взрослом возрасте.

А мы - взрослые люди, мы можем покинуть место событий, а еще мы понимаем, что происходит и можем про это сказать. Поэтому говорим, например, подружке: «Дорогая, Маша, вы с Катей, (с Петей и так далее) мне оба очень дороги, и мне сейчас очень тяжело видеть, что происходит, я очень тебе сочувствую, но прямо уже и не знаю что делать». И в конфликт не вступаем.

Как быть, когда вы - одна из конфликтующих сторон, а ваш оппонент, например, коллега, пытается привлечь на свою сторону кого-то еще?

Если оппонент начинает искать поддержки и создавать коалицию, значит, возможно, его позиция против твоей не кажется ему такой уж сильной.

Но во время шторма моряки должны убирать паруса и пытаться уплыть из штормовой зоны турбулентности. Неправильно пытаться ответить тем же: раз вы этих людей вовлекли в конфликт, то мы сейчас других позовем. Это приведет только к эскалации конфликта. Так что, повторяю, нужно просто «убрать паруса».

Когда всем стыдно

- Если конфликт, например, рабочий, уже состоялся, как минимизировать его последствия?

Как правило, во время конфликта люди говорят такое, о чем потом жалеют. Идеальный вариант -всем успокоиться и потом только обсудить случившееся.

Важно в первую очередь для себя проанализировать, что произошло. Причем необходимо выйти из роли жертвы, не говорить: «Это они меня обидели», а попытаться понять, что в твоем поведении люди могли расценить как нападение, извлечь из этого уроки и не повторять, просто не позволяя себя втянуть в конфликт, сделать из себя жертву.

- А когда ты чувствуешь, что уже втянулся, как можно притормозить, пока конфликт не разгорелся?

До определенного момента градус конфликта повышается, нарастает напряжение, а дальше происходит скачок - и ты уже не соображаешь что делаешь. Нельзя позволять себе дойти до такого состояния. Если чувствуешь, что раздражение нарастает, сразу произносишь: «Извини, я сейчас не могу говорить», - и уходишь. Важно покинуть место событий. А дальше нужно снять напряжение. Что ты можно сделать? Если нет возможности встать под контрастный душ, то можно хотя бы сунуть руки под кран. А дальше - переключиться на что угодно: что-то рассматривать, слушать музыку, попробуй что-то тискать, переключись на тактильные ощущения, что-то съесть, попробовать нормализовать свое дыхание, поколотить подушку и т. д.

Когда ты придешь в спокойное состояние, можешь вернутся и сказать: «Я готов разговаривать дальше».

В каких ситуациях на работе или с друзьями можно высказать свое мнение, если это может вызвать ссору, а в каких этого делать не стоит?

Если тебе важно высказать свою позицию, то она должна быть высказана спокойно, доброжелательно, исключительно в «я»-высказываниях, без оскорблений. Для этого сначала надо опять же успокоиться, а потом аргументировано высказать свою позицию.

Но вот резать правду-матку не стоит. Когда тебя никто не спрашивает, вовсе не обязательно рассказывать подружке, как она растолстела или сообщать сотрудникам, что коллега - жулик и вор.

Допустим, у тебя есть другой взгляд на ситуацию, и, чтобы не обидеть человека, нужно максимально корректно высказать свои предложения: «У нас сложилась такая ситуация, я считаю, что…» Желательно при этом рассказывать про себя. Как та жена, которая говорит мужу: «Я тоскую, когда ты поздно приходишь, мне так без тебя грустно», вместо: «Какой мерзавец, забросил семью!» Вроде одно и тоже сказано, но при этом второе слышать обидно, а первое - скорее даже лестно.

- Можно ли уладить конфликт, если вы - сторонний наблюдатель?

Есть поговорка: если два дурака дерутся, третьему лучше не лезть, потому что они объединятся и побьют его. Если, например, два твоих ребенка дерутся, ты их разнимаешь и разводишь по комнатам. Но если ругаются два взрослых человека, которые тебя не звали и не просили, то я думаю, что просто не надо вмешиваться.

Но стоит задать себе вопрос: почему тебе так необходимо вмешаться? Может быть, ты считаешь, что призван спасать всех, особенно когда тебя не просят? Тут очень легко из роли спасателя стать жертвой, попав под горячую руку конфликтующих.

А вот единственный вариант уладить конфликт, находясь внутри, когда ты один из тех двух, которые конфликтуют – это взять тайм-аут, выйти, успокоиться, дождаться пока успокоится другой человек и поговорить.

Постскриптум от священника

Мнение протоиерея Андрея Лоргуса, ректора Института Христианской Психологии.

Конфликты – это нормальное течение жизни, этап развития отношений, увы, неизбежный, часть человеческих отношений. Конфликты неизбежны, потому что всегда сталкиваются противоположные взгляды, стремления, различные потребности и желания. Само по себе такое столкновение ничего не разрушает: разрушительными отношения становятся тогда, когда конфликт перерастает в ссору. А ссора, в свою очередь, чревата враждой, интриганством…

Но ссора – не обязательный результат конфликта. Конфликт может быть разрешен мирно, безо всяких последствий. И тут может быть одно верное решение – переговоры. Переговоры – это поиск совместного образа бытия, при котором обе стороны согласны дальше жить. Решение конфликта совсем не обязательно жертвенный отказ от своих потребностей, желаний и своего достоинства. Например, конфликт курящих и некурящих в одном помещении. Здесь нельзя уступать, ведь речь идет о здоровье! Другой пример, христианина склоняют к подлогу, подделке документа, к воровству. И здесь нельзя уступить. Значит такой конфликт окажется трудно решаемым, и возможно приведет к разрыву отношений, увольнением с работы, например. Не все конфликты решаемы.

Материал по теме

В тот момент я как раз читала переписку Пушкина, в том числе его письма к жене. Это были очень яркие письма: минутами прорывавшиеся упреки и наставления перемежались милыми извинениями за резкость и уверениями в нежнейшей преданности. В общем, неплохой образец довольно подробного проговаривания проблем или хотя бы чувств.

Но есть ситуации, где можно пойти на уступки в переговорах. Например, если речь идет о времени досуга или семейных отношениях. Семья может оказаться в конфликте: ехать с мамой на дачу или отправиться к друзьям. Здесь можно уступить в своих интересах.

Как только в конфликте наступил момент договора, тотчас конфликт исчерпан. А если люди не хотят договариваться, если вступают в ссору, стремясь настоять на своем, чего бы этого не стоило. Иногда, конфликтующим кажется, что если кто-то уступит, то он окажется побежденным. Побежденным навсегда. Вот и сопротивляются … до развода.

Для христианина это прямой повод разобраться со своей личностной зрелостью. Человек не понимает, что совершает? Тогда у него может быть инфантильное отношение к жизни. Или, быть может, некто пренебрегает нуждами других людей и не может встать на их точку зрения? Тогда это – эгоизм, эгоцентризм. Это для христианина уже нарушение нравственных норм, о которых он забывать не имеет права.

Если начинаешь пользоваться интригами, обсуждениями за спиной, ложью, то тяжко согрешаешь. Тот, кто интригует – по сути, уже не христианин, а Иуда. Потому что интрига за спиной ближнего – предательство.

Да, и христианин не застрахован от ссоры: ссора – это аффект, а он может произойти у кого угодно. Но когда ссора произошла, христианин ужасается, видит, что это нечто недостойное его и начинает искать причины, почему так произошло, как он может избежать этого, как теперь выйти из положения.

У христианина есть очень хорошие «инструменты» – раскаяние и покаяние. А уже потом – выход из аффекта и – переговоры.

Не надо думать, что христианин должен во всем уступать. Есть вещи, в которых уступать нельзя. Например, грех, насилие, оскорбление, унижение его или другого человека. В такие конфликты христианин должен входить как в открытую защиту достоинства, каких-то ценностей. Тем более не может он допустить унижения или насилия по отношении к себе или к другому человеку. Но когда речь идет не о чем-то значимом, основополагающем, то, конечно, христианин скорее, чем другой человек, должен быть готов пожертвовать чем-то из своих привилегий, пожертвовать отчасти своим временем, отчасти – своими удобствами, интересами. Но только не достоинством, не тем, что удерживает от греха.

Фото на заставке: Mark Michaelis, flickr.com

Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты журнала, а также людям или .

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

О разрешении конфликтов

В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально — классовых и межгосударственных.

Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения.

«Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить» ©М. Хайгедер

Понятие “разрешение” конфликта обозначает процесс устранения, в первую очередь, основ конфликта, его причин и предмета.

Особенности развития конфликта

Конфликт становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противоречия для нас значимы. К тому же, кого-то они могут волновать больше, кого-то меньше, а для другого могут быть и вовсе безразличными. Столкновение личностных смыслов и мотивов есть суть любого конфликта.

Что значит разрешить конфликт? — это действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его на другой уровень отношений. Это завершающий этап конфликта и здесь обычно происходит его прекращение, идет согласование интересов и позиций участников конфликта, их взаимного примирения.

Психологи выделяют разрешимые и неразрешимые конфликты, полное и неполное их разрешение.

В случае, если предмет конфликта или его причина исчерпывает себя, устраняется, то конфликт разрешим. Неполное же разрешение конфликта происходит тогда когда устраняются лишь некоторые элементы сути и причин конфликта. Причем психологи утверждают, что неполное разрешение конфликтной ситуации очень часто приводит к его рецидиву.

Уровни разрешения конфликта

1. Анализ сути конфликта, определение конфликтогенов — это то, что конкретно вызывает противоборство.
2. Разработка стратегии разрешения и выбор стиля поведения.
3. Реализация методов и средств, плана действий по разрешению конфликта.

Запомните!

Если вы действительно стремитесь преодолеть все противоположности, лежащие в основе вашего конфликта, прийти к примирению, не пытайтесь отменить конфликт. Только его правильное и разумное разрешение приведет вас к успеху в личностном развитии и общении.

Чтобы разрешить любой конфликт необходимо знать основные стили поведения в конфликте:

Конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, и компромисса

Стиль разрешения конфликта — конкуренция или соперничество предполагает удовлетворение прежде всего и исключительно своих потребностей и активную защиту своих интересов в ущерб интересов оппонента; человек не заинтересован в сотрудничестве, и зачастую навязывает и принуждает к принятию другими его решения.

Стиль разрешения конфликта — уклонение или избежание применяется в ситуации, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить время и силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении, либо в тех случаях, когда чувствуете себя неправым.

Избежать конфликт возможно еще если вы не собираетесь дальше продолжать отношения с вашим оппонентом или если вы с ним совсем не знакомы. Все это серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственные интересы.

Стиль разрешения конфликта — приспособление означает, что вы, действуя совместно с другим человеком, не пытаетесь отстаивать собственные интересы, вы уступаете своему оппоненту, стремясь сохранить мир и добрые отношения,что итог разрешения конфликта намного важнее для другого чем для вас самих.

Так разрешить конфликт полезно в тех случаях, когда вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью, ваш вклад не очень велик, и вы не делаете ставку на положительное для вас решение проблемы.

Разрешить конфликт с помощью сотрудничества

Данный стиль разрешения конфликта самый рациональный и эффективный, и часто приводит к конструктивному разрешению всех противоречий. Здесь все участники конфликтной ситуации отстаивая свои интересы, совместно с другими ищут пути достижения результата, который удовлетворил бы всех.

Такое разрешение конфликта требует больше времени, но результат того стоит. Данный стиль можно использовать тогда, когда для обеих конфликтующих сторон очень важно разрешение данного конфликта, и когда ваши отношения длительны и взаимо зависимы, и вы оба способны выслушать друг друга, объяснить свои желания и вместе выработать варианты решения проблемы.

Можно разрешить конфликт с помощью компромисса

Этот способ основан на взаимных уступках. Психологи утверждают, что этот стиль наиболее часто выбирают конфликтующие стороны для разрешения конфликта.

Участники конфликта сходятся на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека, обмениваясь уступками и торгуясь для выработки компромиссного решения.

Этот стиль разрешения конфликта наиболее эффективен в ситуациях:
— когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо:
— когда вы хотите получить решение быстро, потому что это более экономичный и эффективный путь;
— когда вас может устроить временное решение;
— когда другие подходы к решению проблемы оказались не эффективными;
— когда удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную цель;
— когда компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.