Плазматическая мембрана клетки состоит из молекул. Клеточная мембрана. Особенности строения плазматической мембраны клетки

План сочинения является основной задачей сочинения. Он представляет собой цепочку, последовательность ваших мыслей, которые ведут в раскрытию темы. Любой темы. В любой области знаний - литература, история, обществознание или биология.

Если вы пишите сочинение дома, у вас будет достаточно времени на раздумье, возможность соотнести свое мнение с мнением авторитетных критиков или специалистов. Достаточно воспользоваться поисковиком интернета.

Если вы пишите экзаменационное сочинение, на которое отводится 100 минут, выделите на осмысление темы и составление плана 20 минут. И помните, четко составленный план – половина успеха!

Воспользуйтесь общепринятой схемой плана:
I Введение.
II Основная часть.
III Заключение.
Части плана обозначаются римскими цифрами. Сформулируйте основные мысли и озаглавите каждую часть плана. Например:
I Введение. Самые известные теории происхождения человека.

Сформулируйте и озаглавьте основную часть. Правильно этот шаг алгоритма выполняется так:
II Основная часть. Борьба креационистской и эволюционной теорий.
В конце формулировки ставится точка.

Разверните основную часть плана. Сформулируйте пункты плана. (Пункты основной части плана обозначаются арабскими цифрами). К примеру:
1. Теория Дарвина:
2. Креационизм:
Ставим двоеточие.

Сформулируйте подпункты плана. Подпункты основной части плана обозначаются буквами. Выглядит оформление подпункта следующим образом:
а) противоречия в теории Дарвина;
После каждого подпункта нужно ставить запятую или точку с запятой.

Важные моменты

Каждый ваш пункт или параграф должен содержать только одну мысль. Опишите мнение автора или сторонников теории, отметьте сильные и слабые стороны, выразите свою точку зрения.

В каждом пункте или параграфе плана необходимо соблюдать соответствие основной мысли всего сочинения. Не увлекайтесь сторонними идеями, особенно, если вы ограничены объемом и временем.

Введение и заключение не должны разниться, ведь, вы отстаиваете только одну главную идею. Во введении сформулируйте её максимально правильно, с вашей точки зрения. В заключении напишите то же самое, только другими словами.

1. Что такое мифы?
а) представление человека о мире, сказание о происхождении богов и людей;
б) сказка;
в) неправда; ложь
2. Мифы каких стран и народов вам известны?
3. Соотнесите имена греческих и римских богов.

1. Зевс а) Вулкан
2. Гера б) Минерва
3. Афродита в) Юпитер
4. Эрот г) Марс
5. Арес д) Нептун
6. Артемида е) Диана
7. Афина ж) Купидон
8. Гефест з) Юнона
9. Посейдон к) Венера

4. Перечислите известные вам подвиги Геракла. Какие качества героя проявились в этих опасных приключениях?
5. Соотнесите крылатое мифологическое выражения с его значением.

1. Сизифов труд а) сильно загрязненное место
2. рог изобилия б) мерка, под которую насильственно что-то подгоняют
3. Ахиллесова пята в) напрасная, бесполезная работа
4. прокрустово ложе г) исчезнуть навсегда
5. Авгиевы конюшни д) богатство
6. кануть в Лету е) уязвимое место

6. Перечислите известных вам муз Аполлона.
7. Выберите определение, характеризующие понятие «летопись»:
а) жанр народной поэзии, имеет сюжет, включает диалог
б) жанр русского фольклора, эпическая песня о подвигах богатырей
в) жанр русской средневековой литературы, содержащий описание реальных и легендарных событий.
8. Когда началось летописание на Руси?

А) в IX в.
б) в XI в.
в) в XIII в.

А) Иван
б) Нестор
в) Варфоломей

10. Кто были лицейскими друзьями А. С. Пушкина

А) Раевский
б) Дельвиг
в) Жуковский
г) Пущин
д) Кюхельбеккер

11. К двусложным размерам стихотворения относятся:

А) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) анапест

12. Определите размер стихотворения: «Мороз и солнце! День чудесный…»
13. По описанию портрета литературного персонажа назовите героя.
«В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе…»

А) Андрей Гаврилович Дубровский
б) Владимир Андреевич Дубровский
в) Кирила Петрович Троекуров
г) Шабашкин

14. Какие произведения вошли в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
А. С. Пушкина?
а) «Метель»
б) «Станционный смотритель»
в) «Выстрел»
г) «Ночь перед Рождеством»
15. Какова основная тема повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»?
а) осуждение детей, забывающих своих родителей
б) изображение жизни «маленького человека»
в) реалистическое описание почтовой станции
16. Кто из перечисленных персонажей не является героем пушкинской повести «Метель»?
а) Марья Гавриловна
б) Бурмин
в) Вырин
г) Минский
17. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Парус»?
а) гражданская тематика
б) вольнолюбие
в) пейзаж
г) тема одиночества
18. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи».
а) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) амфибрахий
19. Как называется трехсложный размер стихотворения с ударением на втором слоге:
а) дактиль
б) анапест
в) амфибрахий
20. Какие повести Н. В. Гоголя вошли в книгу – сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»
а) «Ночь перед Рождеством»
б) «Сорочинская ярмарка»
в) «Вий»
г) «Майская ночь, или Утопленница».
21. Автор стихотворения «Железная дорога».
а) А. С. Пушкин
б) М. Ю. Лермонтов
в) Н. А. Некрасов
22. Определите жанр «Кладовой солнца» М. Пришвина:
а) рассказ
б) сказка
в) сказка – быль
г) повесть
23. Найдите соответствия:

1. Изображение героев в смешном виде а) сравнение
2. Ход событий, развитие действия б) юмор
3. Завязка, кульминация, развязка в) элементы композиции
4. Сопоставление, с помощью которого раскрывается малопонятное г) композиция

Помогите Пожалуйста срочно надо Пожалуйста

Сейчас нередко пишут рассказы в школах и на филологических факультетах вузов. Иногда полёт фантазии ничем не ограничен, а в ряде случаев необходимо создать произведение на заданную тему. Безусловно, на факультетах журналистики посвящают достаточно много времени объяснению всех нюансов написания рассказа и его плана, а вот в школе это зачастую невозможно преподнести подробно. Обычно ученики пишут рассказы по картине, о своей семье, своих интересах и повседневной жизни, а также посвящают первое произведение прочитанной книге или увиденному фильму. Рассказ может чем-то напоминать сочинение, но он должен иметь все признаки самостоятельного короткого произведения: сюжет, действующие лица, композиция. Чтобы выполнить работу хорошо, грамотно и чётко, необходимо в первую очередь составить план рассказа, в меру подробный и точный, а затем уже в соответствии с ним писать текст. Если вы пишете рассказ для себя или собираетесь публиковать его, вам тоже очень пригодится грамотный план – с ним работать значительно легче, произведение в итоге получится логичным и интересным.

Составляем план рассказа правильно. Основные принципы написания плана, рекомендации
Работа над хорошим рассказом обязательно включает в себя составление плана. Даже если у вас есть вдохновение, вам кажется, что произведение уже сложилось в голове, осталось только записать его целиком, всё равно необходимо сначала всё кратко отразить на бумаге. Лучше всего делать это чётко, по пунктам. Это и будет планом вашего рассказа.
  1. Перед началом работы над рассказом вам нужно определить его тему, идею, основное направление. От этого во многом будет зависеть и содержание вашего плана. Например, рассказывая о своей семье, вам понадобится не только перечислить ваших близких, но и постараться связать повествование в единое целое, сделать плавные переходы, чтобы текст не превратился в сухое перечисление фактов. Также стоит сразу обозначить и ваше место в семье, поскольку вы пишете не об абстрактной семье, а именно о своей. На этом нужно сделать акцент. Когда тема вам задана, обязательно напишите её в верхней части листа, где вы будете составлять план. Данная запись будет вам постоянно напоминать об основном направлении текста, поскольку сильно уклоняться от темы не стоит.
  2. Если вы сами придумываете тему, постарайтесь выбрать наиболее понятное и доступное вам направление. Пишите рассказ самостоятельно, не копируйте его из имеющихся источников. Даже если создание собственного произведения покажется вам слишком сложным, на этапе составления плана вы убедитесь, что такая работа вполне посильна. Главное – ориентироваться в выбранной теме, владеть необходимой информацией, чувствовать себя свободно. Вы можете написать рассказ о себе, о случае из своей жизни (каникулы, поход на какое-либо мероприятие, знакомство с интересным человеком), о понравившемся фильме, книге. Важно составить план рассказа, который будет полностью соответствовать содержанию будущего текста. Не забывайте о вашей теме и сразу записывайте её на листке с планом. Каждый пункт вашего план должен быть напрямую связан с темой. Больших отступлений не делайте, поскольку рассказ – это малый жанр прозы. Вам нужно в небольшом объёме понятно и подробно раскрыть тему вашего рассказа.
  3. Не позволяйте вдохновению уводить вас от продуманного плана. Для этого обязательно включите в него все важные и яркие детали. Кратко записывайте их прямо в соответствующих пунктах плана. Например, если в одной из частей развития действия вам нужно рассказать интересный случай, характеризующий героя рассказа, обозначьте этот момент в плане в сжатом виде.
  4. Вам потребуется тщательно составить план рассказа на заданную тему, грамотный и продуманный. Отнеситесь к этому делу ответственно. Даже если план не будет проверять преподаватель, пишите его так, как будто вам нужно сдавать его на проверку. Помните, что от чёткости и логичности, полноты вашего плана во многом зависит успех работы в целом. Не отвлекайтесь, не отступайте от темы, сосредоточьтесь и пишите тщательно. Хороший план поможет вам создать действительно достойный рассказ.
  5. Помните о необходимых для рассказа деталях и отражайте их в вашем плане:
    • герои должны быть обрисованы достаточно конкретно, чтобы читатель мог их представить;
    • хорошее описание не обязательно отличается излишней подробностью, в рассказе лучше писать более лаконично и ёмко;
    • герои раскрываются в произведении не только внешне, но и внутренне;
    • добавьте два-три интересных момента, яркие детали, которые привлекут внимание читателя.
    Например, когда вы решили несколькими запоминающимися штрихами обрисовать образ героя, запишите их кратко именно в тот пункт плана, который соответствует планируемой части рассказа, где и будут фигурировать эти детали
  6. Сразу запишите всех действующих лиц вашего будущего рассказа. В плане они должны идти после заголовка и краткого (две-три фразы) содержания произведения. Список героев может напоминать те списки, которые вы видели в пьесах. Прямо в нём обозначьте связи героев друг с другом, добавьте сжатые характеристики. Например: «Катя, дочь Натальи, весёлая девочка десяти лет».
  7. Если вам нужно составить план рассказа по картине, особенно тщательно продумайте композицию вашего текста. Она не просто должна быть хорошей и гармоничной сама по себе: вам необходимо соотнести её с композицией картины. Выделите самое главное в картине и постепенно подходите к его описанию, сделайте ваши выводы и обрисовку центрального в картине кульминацией рассказа. Обращайте внимание на детали, цветовые переходы, особенности построения композиции и ярко описывайте их в рассказе.
  8. В плане отразите развитие действия вашего рассказа. Постарайтесь разделить его на большее количество пунктов, чтобы по плану можно было спокойно проследить за связью событий. Когда вы подробно запишете сюжет, вам будет проще не только создать сам текст рассказа, но и внести необходимые коррективы ещё до написания основного текста. Помните, что в рассказе затягивать и усложнять сюжет не нужно, поскольку форма вашего произведения диктует краткость и лаконичность изложения. Не отвлекайтесь на боковые сюжетные линии, отступления, придерживайтесь одного, центрального направления.
  9. Особое внимание уделите в плане кульминации и развязке рассказа. Именно эти части должны быть наиболее интересными, яркими и запоминающимися, чтобы не разочаровать читателя. Кратко запишите основную суть в соответствующие пункты плана.
  10. Следите за соотношением частей вашего рассказа. Старайтесь не делать их слишком разными по объёму. Отличный вариант – записывать приблизительно предполагаемый объём, количество предложений данной части будущего рассказа, в каждом пункте.
Составление плана рассказа. Ход работы
Работайте по алгоритму, чтобы составить план рассказа правильно.
  1. Сначала обдумайте тему вашего рассказа.
  2. Обозначьте основной круг вопросов, маленьких подтем, которые вы затронете в рассказе. Запишите всё на листочек.
  3. Отразите тему вашего рассказа.
  4. Запишите имена действующих лиц, обозначьте их отношения друг с другом, особенности.
  5. При составлении плана не забывайте о теме, не отступайте от неё, поскольку ваше произведение будет отличаться краткостью.
  6. Пишите подробный план. Используйте деление на пункты и подпункты, например: 2, 2.1, 2.2, 2.3, 3, 3.1, 3.2. Так вам будет удобно выделять смысловые части по их значимости.
  7. Сразу записывайте в пунктах, какому примерно объёму рассказа они соответствуют.
  8. В плане отразите развитие сюжета.
  9. Придерживайтесь классической композиции:
    • вступление: описание места действия, знакомство с персонажами;
    • завязка: интересное событие, с которого начинает развиваться сюжет;
    • развитие действия;
    • кульминация: самый напряжённый момент в тексте;
    • развязка: описание того, к чему привели действия героев;
    • заключение.
  10. Особое внимание уделите кульминации и развязке.
  11. Не «теряйте» героев в вашем плане, не забывайте о действующих лицах: если персонаж появился в рассказе, нужно обозначить его роль в повествовании.
  12. Постарайтесь сделать план гармоничным, продуманным, части должны соответствовать друг другу объёмом.
Пишите план тщательно, подробно, помните основные рекомендации, тогда ваша дальнейшая работа над рассказом пойдёт гораздо лучше.

Ядро отвечает за хранение генетического материала, записанного на ДНК, а также управляет всеми процессами клетки. Цитоплазма содержит в себе органоиды, каждый из которых имеет свои функции, такие как, например, синтез органических веществ, пищеварение и т. д. А о последнем компоненте мы поговорим подробнее в этой статье.

в биологии?

Говоря простым языком, это оболочка. Однако она не всегда полностью непроницаемая. Почти всегда допускается транспорт определенных веществ сквозь мембрану.

В цитологии мембраны можно разделить на два основных типа. Первый - это плазматическая мембрана, которая покрывает клетку. Второй - это мембраны органоидов. Существуют органеллы, которые обладают одной или двумя мембранами. К одномембранным относятся эндоплазматический ретикулум, вакуоли, лизосомы. К двумембранным принадлежат пластиды и митохондрии.

Также мембраны могут быть и внутри органоидов. Обычно это производные внутренней мембраны двумембранных органоидов.

Как устроены мембраны двумембранных органоидов?

У пластид и митохондрий две оболочки. Внешняя мембрана обоих органоидов гладкая, а вот внутренняя образует необходимые для функционирования органоида структуры.

Так, оболочка митохондрий обладает выступами вовнутрь - кристами или гребнями. На них и происходит цикл химических реакций, необходимых для клеточного дыхания.

Производными внутренней мембраны хлоропластов являются дискообразные мешочки - тилакоиды. Они собраны в стопки - граны. Объединяются отдельные граны между собой с помощью ламелл - длинных структур, также образованных из мембран.

Строение мембран одномембранных органоидов

У таких органелл мембрана одна. Она обычно представляет собой гладкую оболочку, состоящую из липидов и белков.

Особенности строения плазматической мембраны клетки

Мембрана состоит из таких веществ как липиды и белки. Строение плазматической мембраны предусматривает ее толщину в 7-11 нанометров. Основную массу мембраны составляют липиды.

Строение плазматической мембраны предусматривает наличие в ней двух слоев. Первый — двойной слой фосфолипидов, а второй — слой белков.

Липиды плазматической мембраны

Липиды, которые входят в состав плазматической мембраны, делятся на три группы: стероиды, сфингофосфолипиды и глицерофосфолипиды. Молекула последних имеет в своем составе остаток трехатомного спирта глицерола, в котором атомы гидрогена двух гидроксильных групп замещены цепочками жирных кислот, а атом гидрогена третьей гидроксильной группы — остатком фосфорной кислоты, к которому, в свою очередь, присоединяется остаток одного из азотистых оснований.

Молекулу глицерофосфолипидов можно разделить на две части: головку и хвостики. Головка гидрофильна (т. е. растворяется в воде), а хвостики — гидрофобны (они отталкивают воду, зато растворяются в органических растворителях). Благодаря такому строению молекулу глицерофосфолипидов можно назвать амфифильной, т. е. и гидрофобной, и гидрофильной одновременно.

Сфингофосфолипиды похожи по химическому строению на глицерофосфолипиды. Но они отличаются от упомянутых выше тем, что в своем составе вместо остатка глицерола имеют остаток спирта сфингозина. Их молекулы также обладают головками и хвостиками.

На картинке ниже хорошо видна схема строения плазматической мембраны.

Белки плазматической мембраны

Что касается белков, входящих в строение плазматической мембраны, то это в основном гликопротеины.

В зависимости от расположения в оболочке их можно разделить на две группы: периферические и интегральные. Первые — это те, которые находятся на поверхности мембраны, а вторые — те, которые пронизывают всю толщину оболочки и находятся внутри липидного слоя.

В зависимости от функций, которые выполняют белки, их можно разделить на четыре группы: ферменты, структурные, транспортные и рецепторные.

Все белки, которые находятся в структуре плазматической мембраны, химически не связаны с фосфолипидами. Поэтому они могут свободно перемещаться в основном слое мембраны, собираться в группы и т. д. Вот почему строение плазматической мембраны клетки нельзя назвать статичным. Оно динамично, так как все время изменяется.

Какую роль выполняет клеточная оболочка?

Строение плазматической мембраны позволяет ей справляться с пятью функциями.

Первая и основная — ограничение цитоплазмы. Благодаря этому клетка обладает постоянной формой и размером. Выполнение данной функции обеспечивается за счет того, что плазматическая мембрана крепкая и эластичная.

Вторая роль — обеспечение Благодаря своей эластичности плазматические мембраны могут образовывать выросты и складки в местах их соединения.

Следующая функция клеточной оболочки — транспортная. Она обеспечивается за счет специальных белков. Благодаря им нужные вещества могут быть транспортированы в клетку, а ненужные — утилизироваться из нее.

Кроме того, плазматическая мембрана выполняет ферментативную функцию. Она также осуществляется благодаря белкам.

И последняя функция — сигнальная. Благодаря тому что белки под воздействием определенных условий могут изменять свою пространственную структуру, плазматическая мембрана может посылать клетки сигналы.

Теперь вы знаете все о мембранах: что такое мембрана в биологии, какими они бывают, как устроены плазматическая мембрана и мембраны органоидов, какие функции они выполняют.

Основу структурной организации клетки составляют биологические мембраны. Плазматическая мембрана (плазмалемма) — это мембрана, окружающая цитоплазму живой клетки. Мембраны состоят из липидов и белков. Липиды (в основном фосфолипиды) образуют двойной слой, в котором гидрофобные «хвосты» молекул обращены внутрь мембраны, а гидрофильные — к её поверхностям. Молекулы белков могут располагаться на внешней и внут-ренней поверхности мембраны, могут частично погружать-ся в слой липидов или пронизывать её насквозь. Большая часть погруженных белков мембран — ферменты. Это жид-костно-мозаичная модель строения плазматической мем-браны. Молекулы белка и липидов подвижны, что обеспе-чивает динамичность мембраны. В состав мембран входят также углеводы в виде гликолипидов и гликопротеинов (гликокаликс), располагающихся на внешней поверхности мембраны. Набор белков и углеводов на поверхности мем-браны каждой клетки специфичен и является своеобраз-ным указателем типа клеток.

Функции мембраны:

  1. Разделительная. Она заключается в образовании барьера между внутренним содержимым клетки и внешней средой.
  2. Обеспечение обмена веществ между цитоплазмой и внешней средой. В клетку поступают вода, ионы, неорганические и органические молекулы (транспортная функ-ция). Во внешнюю среду выводятся продукты, образован-ные в клетке (секреторная функция).
  3. Транспортная. Транспорт через мембрану может проходить разными путями. Пассивный транспорт осуществляется без затрат энергии, путем простой диффузии, осмоса или облегченной диффузии с помощью белков- переносчиков. Активный транспорт — с помощью белков-переносчиков, и он требует затрат энергии (например, натрий-калиевый насос). Материал с сайта

Крупные молекулы биополимеров попадают внутрь клетки в результате эндоцитоза. Его разделяют на фагоци-тоз и пиноцитоз. Фагоцитоз — захват и поглощение клет-кой крупных частиц. Явление впервые было описано И.И. Мечниковым. Сначала вещества прилипают к плаз-матической мембране, к специфическим белкам-рецеп-торам, затем мембрана прогибается, образуя углубление.

Образуется пищеварительная вакуоль. В ней переварива-ются поступившие в клетку вещества. У человека и живот-ных к фагоцитозу способны лейкоциты. Лейкоциты по-глощают бактерии и другие твердые частицы.

Пиноцитоз — процесс захвата и поглощения капель жидкости с растворенными в ней веществами. Вещества прилипают к белкам мембраны (рецепторам), и капля рас-твора окружается мембраной, формируя вакуоль. Пиноци-тоз и фагоцитоз происходят с затратой энергии АТФ.

  1. Секреторная. Секреция — выделение клеткой ве-ществ, синтезированных в клетке, во внешнюю среду. Гормоны, полисахариды, белки, жировые капли, заключа-ются в пузырьки, ограниченные мембраной, и подходят к плазмалемме. Мембраны сливаются, и содержимое пу-зырька выводится в среду, окружающую клетку.
  2. Соединение клеток в ткани (за счет складчатых вы-ростов).
  3. Рецепторная. В мембранах имеется большое число рецепторов — специальных белков, роль которых заключа-ется в передаче сигналов извне внутрь клетки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • строение биологической мембраны кратко
  • строение и функции плазматический мембраны
  • плазматическая мембрана строение и функции
  • плазматическая мембрана кратко
  • плазматическая мембрана строение и функции кратко