Последствия монгольского нашествия 1237 1238. Татаро-монгольское нашествие. Стояние на Угре

1.1. Сменавласти . В ходе хрущевских преобразований не удалось обеспечить стабильный экономический рост. Реформы, провозглашенные ХХI и ХХII съездами КПСС, не распространились на саму командно-административную систему. Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам исключала инициативу снизу и предопределила особую роль центра во всех последующих событиях. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в высшем эшелоне руководства. Допущенные Н.С. Хрущевым ошибки, волюнтаризм(12) в политике облегчили приход к власти консервативных сил, окончательно блокировавших нарождавшееся демократическое движение. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со своего поста и Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии(10). Председателем Совета Министров СССР стал А.Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь переименовывается в Политбюро, а Первый секретарь становится Генеральным. В 1977 г. Брежнев занимает еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Если десятилетие Хрущева прошло под знаком реформ, шумных политических, идеологических и хозяйственных кампаний, то двадцатилетие, от середины 60-х до середины 80-х гг., когда политическое руководство страны возглавлял в основном Л.И. Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы. Хотя следует отметить, что эпоха Л.И. Брежнева (1964 – 1982 гг.) начинается с серьёзных реформаторский шагов, связанных с деятельностью, прежде всего, председателя правительства Н. А. Косыгина. Это ведение хозяйственного расчёта на предприятиях с целью материальной заинтересованности работников, использование достижений технического прогресса.

1.2. Хозяйственно-экономическаяреформа1965г . Главным фактором, определявшим внутреннюю жизнь страны в середине 60-х гг., был поиск п утей дальнейшего экономического и социального развития. Самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики стала хозяйственно-экономическая реформа 1965 г., проводившаяся под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Она затронула промышленность, строительство, сельское хозяйство. Реформа управления промышленностью была одобрена сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС.

А) Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств (отраслевое управление).

Б) Вторым направлением реформы стало введение хозрасчета на предприятиях, что однако не означало реабилитации рыночных отношений или перехода к социалистическому рынку.

В) Существенные изменения произошли в системе управления промышленностью и строительством: сократилось число планируемых сверху показателей; основой оценки деятельности предприятий стали такие показатели, как объем реализованной (а не произведенной) продукции, рентабельность производства, 16


размер прибыли. В целях экономического стимулирования предприятий образовывались специальные поощрительные фонды, которые направлялись на материальное поощрение рабочих и служащих, на социально-культурные нужды и жилищное строительство.

Г) Итоги . Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. По важнейшим социально-экономическим параметрам период 1966-1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти, в 70-е гг. - КамАЗ и др.). Однако с самого начала проявилась противоречивость и непоследовательность реформы, а ее реализация встретила мощное сопротивление административного аппарата. В результате реформа не пошла вглубь, не затронула основ хозяйственного механизма. В результате в 1970-е гг. начался спад темпов развития народного хозяйства.

Политический режим . Период с 1964 по 1982гг. получил название периода застоя. Политичес­кий режим и в это время не изменился: он остался тотали-тарным, но приобрел новые черты.

После отставки Н.Хрущева в руководстве КПСС сложились три группи­ровки, между которыми началась борьба за власть. Одна группировка (Ко­сыгин, Андропов, Микоян) выступила за продолжение политики реформ и десталинизации. Вторая группировка (Шеленин, Суслов) предлагала вернуть­ся к практике сталинизма. Третья группировка (Брежнев и др.) выступала против каких-либо изменений.

В 1964-65гг. сторонники Л.Брежнева поддержали А.Косыгина и Ю.Андро­пова. В стране стали осуществляться реформы. Они дали положительные ре-зультаты. Но реформы вызывали все более растущее раздражение высшей номенклатуры. Это обстоятельство учел Брежнев. На ХХШ съезде КПСС он пошел навстречу сталинистам: съезд объявил критику сталинизма "очерните-льством". Благодаря этим уступ­кам Л.Брежневу удалось провести своих сто-ронников в ЦК. Сам же он стал генеральным секретарем ЦК КПСС.

В 1966-69гг. Л.Брежнев усиленно занимался организационной работой: вез-де и всюду на руководящую работу он ставил своих людей. И когда три чле-на Политбюро ЦК КПСС (Суслов, Шелепин и Мазуров) выступили с крити-кой деятельности генсека, то Л.Брежнев нашел поддержку у министра оборо­ны. Суслов сразу развернул кампанию по восхвалению Брежнева как "верно-ного ленинца". Началась работа по созданию нового культа личности: появи-лись передовые статьи в газетах с цитатами Брежнева, огромные портреты "вождя" на улицах и площадях, стало печататься собрание сочи­нений.

В начале 70-х гг. окончательно утвердился новый курс, консерватив­ный в своей основе (не надо ничего менять). Идеологическим обоснованием нового курса стало утверждение, что в нашей стране построено раз­витое социалис-тическое общество. Вновь история стала рассматриваться "как история слав-ных побед". Началась реабилитация Сталина и сталин­ского периода.

В 1977 г. была принята новая конституция СССР, в которой была закреп-лена руководящая роль КПСС в жизни страны (ст.6). Этого не было даже в сталинской конституции 1936 г. Но Л.Брежневу и его окружению не удалось пол­ностью возродить сталинские порядки.

Конец 70-х гг.- нача­ло 80-х гг. стали апофеозом разложения тоталитарного режима. Старый больной генсек не мог стать объектом культа личности. Его окружение, состоявшее из друзей и приятелей, погря­зло в коррупции. В этих делах были замешаны дочь и сын генсека. Воровали не только на всесоюзном уровне, воровали и облас­тные, и городские и районные князьки.



Этому беззаконию и произволу пыталась противостоять небольшая груп-па диссидентов (инакомыслящих). Во главе этой группы стояли извест­ные ученые А.Сахаров и И.Шафаревич. Они пытались защитить конституцион­ные права советских граждан: писали письма советским руководите­лям, об-ращались к мировой общественности. КГБ удалось разгромить движение дис­сидентов.

Экономика. После отставки Н.С.Хрущева новое руководство СССР стало проводить экономические реформы. Душой реформ стал председатель Сове-та Министров СССР А.Н.Косыгин. Суть его предло­жений заключалась в том, чтобы, не меняя существа командной экономики, реформировать ее состав-ные части. Необходимо было изменить систему планирования: планирование начиналось снизу, на предприятиях, сокращались плановые показатели, которые нельзя было менять без согласования с предприятиями. По замыслу Косыгина должна была из­мениться и система финансирования: никто не получал деньги иначе, как через кредит (взял - отдал). Реформа пре-дусматривала оставление части прибыли на предпри­ятиях. Они могли ее ис-пользовать для материального стимулирования ра­ботников и для развития социальной сферы (строительства жилья, детских садов, баз отдыха). Фак-тически реформа означала перевод пред­приятий на частичный хозрасчет и тем самым ограничивала власть минис­терств.

В 1965г. советское руководство одобрило предложения Косыгина. Уже в 1966-1967гг. реформа дала положительные результаты: повысились тем­пы экономического роста и зарплата работников, стала расши­ряться социальная сфера. Однако стараниями министров к концу 60-х гг. реформа была свернута. Министры нашли поддержку у Л. Брежнева. В этих условиях Косыгин заявил о своей отставке. Но она не была принята.



После провала экономической реформы А.Н.Косыгин делал попытки рефо­рмирования отдельных звеньев экономики. По его предложению стали созда­ваться агро-промышленные объединения (чтобы соединить производство сырья и его переработку и уменьшить потери сельхозпродукции), научно-производственные объединения (чтобы соединить науку и производство, чтобы изобретения ученых сразу шли в производство), торгово-промышлен­ные объединения (чтобы предприятия сами продавали свою продукцию и зависели от покупателей). Эти меры несколько оживили советскую эконо­мику.

Советское руководство немало делало для подъема сельского хозяйства. Оно ввело гарантированную ежемесячную оплату труда колхозников, повы-сило закупочные цены на сельхозпродукцию. Капиталовложения в се­льское хозяйство за 1964-1980гг. составили 500 млрд. руб. Однако эти меры на дали ожидаемых результатов: урожайность была одной из низ­ких в Европе (в СССР- 14 ц с 1га, а в Голландии – 62 ц с га). Велики были потери сельхоз-продукции при уборке, транспортировке и переработ­ке (1/3). В мае 1981г. советское руководство приняло специальную Продовольственную программу СССР.

Уже в конце 70-х - начале 80-х гг. некоторые экономисты ста­ли понимать, что советская экономика сама себя уничтожает. Нужен был переход к другой модели экономики, которая для Косыгина была неприемлема.

Внешняя политика . К середине 60-х гг. международная обстановка для СССР была сложной: социалистический лагерь был расколот, обострились отношения с Западом из-за агрессии США против Вьетнама, политика СССР в странах третье­го мира не дала ожидаемых результатов.

В этих условиях руководство СССР провозгласило главным направлением внешней политики борьбу за разряд­ку международной напряженности . Ито-гом взаимного стремления к миру стали подписанные в эти годы договоры: о нераспространении ядерно­го оружия, о запрещении размещения всех видов оружия массового унич­тожения на дне морей и океанов, об ограничении стратегического наступательного вооружения.

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975г. в Хельсинки Заключи­тельного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 стран Европы, а также США и Канады. Все эти страны обяза­лись уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, не вмешиваться во внутренние дела, а также решать все спорные вопро­сы мирным путем.

К сожалению, Хельсинкский документ не стал руководством к действию. Советское руководство расценило этот документ как собственную побе­ду и попыталось ее закрепить, нарушая принятые обязательства. Страны Запада пошли по тому же пути.

Брежневское руководство пыталось преодолеть раскол в социалисти­ческом лагере. Оно пыталось экономически сплотить социалистические страны. С этой целью были построены нефтепровод "Дружба", газопровод" "Союз" и единая энергосистема "Мир". Была принята программа экономи­ческой инте-грации на 20 лет. Большую часть затрат на эти работы нёс Советский Союз. Эти затраты не дали ожидаемых результатов: они не могли решить всех эко-номических проблем и соцстраны одна за другой стали расширять эконо-мическое сотрудничество со странами Запада. Экономические проблемы порождали и социальную напряженность в этих странах.

На Западе говорили «о доктрине Брежнева», суть которой заключалась в ограничении суверенитета социалистических стран. Ярким примером осуществления этой доктрины стали события в Чехосло­вакии в 1968г. Там новые руководители страны попытались решить нако­пившиеся проблемы путем перехода к рыночной экономике и расширения демократии. Эти реформы были грубо оборваны советским руководством, которое свергло правительство реформаторов.

Брежневское руководство в начале 70-х гг. навязало свою волю и Польше и Венгрии. Но не везде доктрина Брежнева срабатывала. Шли своим путем Югославия, Албания, Ки­тай и Северная Корея. Старалась идти своим путем и Румыния.

В 1979 г. обострился политический кризис в Польше. Брежнев предложил поль­скому руководству военную помощь, но последнее решительно отказа-лось. В том же году началась война Китая против Вьетнама. Социалистичес­кий лагерь разваливался...

Сложными и противоречивыми были отношения СССР со странами Зада-да. Во второй половине 60-х гг. произошло ухудшение отношений с США, которые вели войну против Вьетнама.

В начале 70-х гг. в стра­нах Запада наступил энергетический кризис. И дешевая советская нефть смягчила отношения между СССР и странами Запада. Но в середине 70-хгг. Запад вышел из энергетичес­кого кризиса и произошло ухудшение его отношений с Москвой. Тем более на нефтедоллары СССР провёл модернизацию своих ядерных сил. Надо отметить, что с большинством стран Запада у СССР весь этот период были нормальные отношения.

В период брежневского руководства СССР увеличил материальную по­мощь странам третьего мира . Миллиарды нефтедолларов шли на поддерж­ку "прогрессивных режимов" в Ираке, Ливии, Сомали, Эфиопии и других стра­нах. Эти позиции в странах третьего мира ослабли после ввода совет­ских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подавляющее большинство стран мира расценило эту акцию как агрессию. Так это и было. Советский воинский десант смог захватить президентский дворец и физически уни­чтожить президента Афганистана Х.Амина. После этого в Афганистан были введены со­ветские войска по просьбе нового президента Б.Кармадя, которого никто не выбирал. Он был ставленником Москвы.

Таким образом, брежневское руководство не смогло решить многие вне­шнеполитические задачи: преодолеть раскол в социалистическом содру­жестве, остановить гонку вооружений и усилить свое влияние в странах «третьего мира».

46. Перестройка в СССР: этапы и направления преобразований.

Смерть Черненко в марте 1985 г. положила начало новому периоду в со-ветской истории. К власти в СССР пришли новые люди во главе с М.С. Гор-бачевым. Они поставили вопрос о необходимости обновления социализ­ма при сохранении руководящей роли КПСС. Сторонники перемен не были едины: большинство (Лигачев, Рыжков) были за обновление совет­ской модели социализма, меньшинство (Горбачев, Яковлев) готовы были пойти дальше. В Политбюро ЦК КПСС были и противники перемен (Громыко, Ро-манов, Гришин), но они составляли меньшинство.

Новое руководство СССР встало на путь реформ потому, что обострились кризисные явления в экономике и резко упал жизненный уровень советских людей.

В проведении реформ можно выделить три этапа: 1) 1985 г. - начало 1987г., 2) 1987г.- начало 1990г., 3) 1990 - 1991 гг.

Первый этап реформ . В апреле 1985г. был при­нят курс накачественное преобразование всех сторон жизни советско­го общества", т.е. на перестройку. Считали, что у социалистической системы большие резервы, которые надо использовать. Предполагали модернизировать машинострое­ние и на его основе модернизировать все другие отрасли экономики. Планировали устранить такие недостатки, как низкую дисциплину тру­да и низкое качество выпускаемой продукции. С этой целью началась борьба с пьянством и алкоголизмом. Для повышения качества продукции ввели государственную приёмку. В ходе этих преобразований были расширены права трудовых коллективов.

Одновременно с преобразованиями в экономике осуществлялись и полити­ческие преобразования. Они проходили под лозунгом: "Больше соци­ализма!" В этот период предпринимались усилия по активизации деятель­ности Сове-тов, оживлению деятельности прокоммунистических обществен­ных органи-заций. Главным стала борьба за укрепление социалистической законности. Некоторые коррупционеры из высшей номенклатуры получиои тюремное наказание.

В январе 1987г. были подведены итоги первого этапа реформ. Они оказа­зались отрицательными. В экономике дефицит увеличился до 37млрд. руб., обострились диспропорции в народном хозяйстве, был подорван потреби­тельский рынок.

Но даже эти робкие попытки реформ вызва­ли сопротивление у консервато-ров. И консерваторы были удалены из пар­тийных и государственных орга-нов.

В выс­шем руководстве СССР остались только обновленцы и реформаторы. Между ними и начались споры о путях дальнейшего развития страны. В январе 1987 г. М.Горбачев предложил новый курс. Он заявил, что "без политической реформы невозмож­на экономическая реформа. Социализм де-формирован. Сталинский социализм необходимо заменить демократическим социализмом. А путь к этому лежит через политику гласности". Обнов­ленное руководство КПСС поддержало курс Горбачева.

В январе 1987г. начался второй этап реформ . Начала осуществляться по-литика гласности. Целью гласности был показ пороков сталинской модели социализма и формирование концепции социализма с человеческим лицом. Политика гласности была активно поддержана обществом. Начался газет-ный и журнальный бум. Читатели узнали правду о всех периодах советской истории: о красном терроре, об убий­стве царской семьи, о голоде 1921г., о вывозе культурных ценностей за границу, о советской агрессии против рес-публик Закавказья, о сговоре Сталина с Гитлером в 1939г., о Новочеркасском расстреле 1962г., о кор­рупции в брежневские времена. В ходе осуществления политики глас­ности была создана комиссия ЦК КПСС, которая стала изучать дела о реп­рессиях.

В Политбюро ЦК КПСС обострились противоречия между двумя группи­ровками, которые имели разные представления о пределах гласности. В марте 1988г. Е. Лигачев использовал письмо тогда мало кому известной Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами". Она утверждала, что поли­тика гласности - шельмование "славной советской истории". Воспо-льзо­вавшись тем, что Горбачев и Яковлев тогда находись с заграничным ви­зитом, Лигачев опубликовал "письмо" во всех партийных газетах. Но через 2 недели всё встало на свои места: "письмо" Н.Андреевой было осужде­но, как антиперестроечное.

Во второй период перестройки осуществлялись и экономические рефор­мы. Был взят курс на создание социалистического рыночного хозяйства. В ходе осуществления этого курса предприятия были переведены на полный хозрас-счет, трудовые коллективы получили право выбирать своих руководителей. В 1988г. были приняты законы об индивидуальной трудовой деятельности, об аренде и о кооперации. Однако эти меры ухудшили положение в экономике: исчезли дешевые товары, резко обост­рился дефицит основных товаров.

Что в этих условиях делал М. Горбачев? Он предлагает курс на гу­манный демократический социализм и переход к рыночной экономике.

Третий этап перестройки . На этом этапе удалось провести только полити-ческие реформы. Были проведены демократические выборы народных депу-татов СССР на альтернативной основе, была дана амнистия политическим заключенным, были реаби­литированы все жертвы незаконных репрессий, была введена свобода слова, разрешена деятельность других политических партий, были разрешены забастовки. В марте 1990г. М. Горбачев стал прези-дентом СССР. Эти рефор­мы ослабили позиции КПСС (была отменена и ст.6 Конституции, где за­креплялась руководящая роль КПСС).

М. Горбачеву не удалось осуществить плавный переход к рыночной эконо-мике. Этому помешала позиция руководства России во главе с Б. Ельциным, а также желание номенклатуры воспользоваться ослаблением власти и прива-тизировать, прибрать к своим рукам, государственную соб­ственность.

Перестройка была насильственно прервана августовским путчем 1991г.

47. Становление новой российской государственности в 1990-е гг.: направление развития в политике и экономике, достижения и просчеты.

«Шоковая терапия ». В 1992 г. в России, ставшей самостоятель­ным госу-дарством после распада СССР, стал неизбежным переход к рыночной эко-номике. Повседневным явлением стали пустые прилав­ки магазинов. Соци-альная напряженность нарастала.

Идеологом и основным проводником политики реформ стал Е.Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом пра­вительстве. Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи госу­дарства создаст оптимальную стру-ктуру экономического развития. Правительство рассчитывало на получение крупных креди­тов от международных финансовых институтов – Междунаро-дно­го валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконст­рукции и развития (МБРР).

С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение государственных программ: резко упало государственное финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха многие предприятия, до крайне низкого уровня упали социальные расходы.

В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринима-телей перешло более 110 тыс. промыш­ленных предприятий. В ходе привати­зации власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который стал бы опорой нового политического режима. Поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Но новые хозяева не при-влекали необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики.

Спад производства и технологическое отставание приняли опасные разме-ры. Отечественные товаропро­изводители утратили контроль над 50 % нацио-нального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населе-ния страны извлекли выгоду от приватизации. Ведущее место среди них за-няли представители бюрократического аппара­та, проводившие приватиза-цию. По бросовым ценам скупи­ли богатства страны представители «тене-вой» экономики и кри­минала.

Снижение социальной защищенности граждан России приве­ло к тому, что ежегодная убыль населения России составляла около 1 млн. человек.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддер­живать экономику.

17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, выз­вавший многократ-ное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа про­мышленных и продовольственных товаров, что способ-ствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприят­ным фактором стали установившиеся в этот период высокие цены на нефть на мировом рынке.

Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг . Эконо­мическая по-литика правительства привела к росту социальной на­пряженности в обществе и обострению политической борьбы.

Непримиримую позицию по отношению к оппозиции занял пре­зидент Ель-цин. 21 сентября 1993 г. Ельцин незаконно приостановил деятельность Съез­да народных депутатов и Верховного Совета России. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействите-льным, как противо­речащий Конституции. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент - А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации.

Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокиро­ван войсками.

4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Со­вета. В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие ранены.

Осенью 1993 г. был подготовлен проект но­вой Конституции, существенно увеличивший власть президента. В соответствии с новой Конституцией, ко-торая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., президент получил полномочия формировать правительство, распускать органы законодатель-ной власти в оговоренных слу­чаях и издавать указы по ключевым политичес-ким вопросам. Зако­нодательным органом власти стал двухпалатный парла-мент - Федеральное собрание.

Общественно-политическое развитие в 1994 – 2000 гг . В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. С трудом в Государственную Думу прошел проправительственный блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром. На всеобщих выборах в 1995 г. этот блок не смог попасть в парла-мент.

Напряженной была президентская предвыбор­ная кампания 1996 г. Пер-вый тур выборов не определил победителя. По итогам второго тура было объявлено, что победу одержал Ельцин.

Для периода 1995-1999 гг . была характерна частая смена пра­вительств. В эти годы большого размаха достигло забастовочное движение. Во многих республиках усиливался сепаратизм. Попытка восстановить правопорядок в Чечне привела к войне в 1995 - 1996 гг. Военные действия были неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей. Чечня факти­чески стала независимым государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин назначил на пост пре-мьер-министра Е. М. Примакова, который опирался на думское большинство. Новому пра­вительству удалось добиться роста промышленности, пре­краще-ния массовых забастовок. Однако попытка Думы отстранить от власти Ель-цина в мае 1999 г, привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Даге­стан. Боевые действия на Северном Кавказе были успешными для российской армии.

Осенью 1999 г. произошли террористические акты - взрывы жилых домов в Москве и ряде других городов. Их связали с дей­ствиями чеченских терро-ристов. Осенью началась антитеррори­стическая операция в Чечне. К началу 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основ-ные силы сепара­тистов.

31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей прези-дента. Ис­полняющим обязанности президента стал премьер-министр В.В. Путин. На президент­ских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу в первом туре и стал президентом России.

Всеобщая история. Краткий курс. Основные вопросы

1. Источники сведений о прошлом человечества.

2. Предыстория человеческого общества.

3.Первобытная история.

4. От первобытности к цивилизации.

1964-1982

Данный период истории относится ко времени, при которой во главе СССР стоял Л.И.Брежнев. Эпоха получило фигуральное название "застой", так как характеризовалась снижением темпов экономического роста по сравнению с предыдущими периодами, экстенсивными методами развития сельского хозяйства и промышленности.

Одним из событий, произошедших за этот отрезок российской истории, было проведение экономической реформы А.Н.Косыгина 1965 года. Реформа характеризовалась масштабными преобразованиями в промышленной и сельскохозяйственной сфере: сокращение плановых показателей, введение системы экономического стимулирования, частичная децентрализация планирования, переход на хозрасчёт. Реформа А.Н.Косыгина стала значительным событием в истории СССР, так как позволила увеличить темпы экономического роста, повысила размер налоговых отчислений в пользу государства и уровень жизни граждан, заинтересованных в результате своего труда, поэтому выпускавших продукцию сверх плана и, как следствие, получавших дополнительный заработок.

Другим событием данного периода было принятие Конституции СССР в октябре 1977. Основными положениями этого документа были утверждение о том, что в СССР построен "развитой социализм", о необходимости достижения однородности многонационального советского общества, о "руководящей и направляющей" роли КПСС в жизни страны (статья 6), о наделении граждан демократическим правами. Принятие Конституции в 1977 году стало важным событием в истории государства, так как она отражала реалии того периода, отличавшиеся от положения советского общества в 1930е (до этого основным законом СССР была Конституция 1936 года); в Конституцию СССР 1977 года были впервые внесены международные обязательства СССР (положения Заключительного акта ЗБСЕ 1975 года).

Оба этих события обусловлены необходимостью реформирования экономической и политической сферы в советском обществе в 1960-70е годы 20 века в связи с неудачами реформаторской деятельности при Н.С.Хрущеве, когда созданием совнархозов и внедрением территориального способа управления экономика СССР потерпела дезорганизацию и спад темпов экономического роста. Реформа А.Н.Косыгина была призвана стабилизировать экономическую обстановку в СССР, вывести экономику государства на мировой уровень, поднять сельское хозяйство и увеличить темпы роста промышленности. Конституция СССР 1977 года как основной закон государства затрагивала все стороны жизни в СССР, закрепляла права и обязанности граждан и государства. К сожалению, реализация экономической реформы носила половинчатый характер, так как большинство её положений требовали коренных изменений в экономической системе СССР вплоть до отказа от централизованной хозяйственной системы. Принятие Конституции 1977 года не повлекло за собой существенных преобразований в жизни общества, так как многие демократические права (к примеру, свобода слова) нарушались, а статья 6 фактически закрепляла за КПСС право вмешательства во все сферы жизни.

Основными деятелями, принимавшими непосредственное участие в указанных событиях, были Л.И.Брежнев и А.Н.Косыгин. Л.И.Брежнев, занимавший в 1966-1982 пост генерального секретаря КПСС и в 1977-1982 пост Председателя Президиума ВС СССР, как глава государства приводил в действие экономическую реформу 1965 и Конституцию СССР 1977. А.Н.Косыгин, будучи на посту Председателя Совета министров в 1964-1976, был одним из инициаторов и исполнителей экономической реформы 1965. Действия этих двух политических фигур были направлены на реформирование политической и экономической жизни СССР в 1960-е – 1970-е годы, способствовали экономическому росту и стабилизации политической обстановки в СССР в данный период.

Такую точку зрения отстаивал в работе

Я согласна с мнением историка и думаю, что период 1964-1982 годов очень значим в истории нашей страны как эпоха, в которую правительство предпринимало попытки реформирования командно-административной системы хозяйствования и расширения демократических свобод граждан СССР. Такие исторические личности как Л.И.Брежнев и А.Н.Косыгин внесли большой вклад в развитие государства и способствовали проведению экономической реформы 1965 года и утверждению Конституции 1977 года.

После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК.

Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой », т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества.

«Застой» в экономической сфере

В экономической сфере «застой» проявляется в стремительном падении темпов роста производства. Неуклонно сокращается производительность труда. Все более очевидным становится экономическое отставание СССР от развитых стран Запада, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Постоянно рос список дефицитных товаров.

Чтобы преодолеть эти проблемы советское руководство с 1965 г. проводит экономические реформы, инициатором которой стал председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет.

С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов.

Успех от проведенных преобразований был кратковременным.

Причины общей неудачи реформ:

    Нежелание партийного руководства мириться с растущей самостоятельностью директоров предприятий.

    Продолжающееся падение производительности труда.

    Необходимость продолжения гонки вооружений и, следовательно, необходимость первоочередного развития тяжелой промышленности.

Главный способ предотвращения экономического краха власти видели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Руководство СССР провозглашает курс на строжайшую экономию – лозунг Л.И. Брежнева «Экономика должна быть экономной!»

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше развивалась так называемая теневая экономика – от различных подпольных мастерских до прямого криминала.

Кризисные явления в экономике усугублялись проводимой в стране социальной политикой, направленной на поддержание хотя бы относительно высокого уровня жизни населения. В условиях постоянного падения производительности труда решение этой задачи требовало от государства вложения огромных средств в социальную сферу. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров.

«Застой» в политической сфере

В политической сфере время «застоя» стало «золотым веком » для партийно-государственной номенклатуры (привелегированного слоя чиновников), превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Занятие государственных постов становится пожизненным. Возникает система круговой поруки чиновников. Расцвела коррупция. «Застой» в политической сфере характеризуется еще одним термином – «неосталинизм ». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева.

Идеологический кризис в годы «застоя» продолжал нарастать. Чтобы оттянуть окончательный крах коммунистической идеи была создана концепция о наличии в стране «развитого социалистического общества », как промежуточной стадии в строительстве коммунизма. Закрепление этой идеи произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма »). Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Впервые в Конституцию страны были включены важнейшие международные обязательства СССР – основные положения Хельсинкского акта о правах человека. Однако многие положения, записанные в Конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

Невзирая на ужесточающееся преследование, еще на рубеже 50-60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих, правозащитников). Появляются бесцензурные издания «самиздата» - «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки и молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

Причины возникновения диссидентского движения в СССР:

    Общий кризис коммунистической идеологии. Советский народ начинает терять веру в возможность построения коммунизма.

    Подавление Советской армией демократических движений в странах Восточной Европы. Особенно большое впечатление на правозащитников произвели события в Венгрии и Чехословакии (1968 г.).

    Позднее росту правозащитного движения способствует подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). По этому международному соглашению СССР обязался соблюдать права человека на собственной территории, однако грубо его нарушал. Создается правозащитная «Хельсинская группа».

Одним из лидеров правозащитного движения становится академик А.Д. Сахаров.

После смерти Л.И. Брежнева (1982 г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ). Он выдвинул идею «совершенствования социализма». Однако произвести это «совершенствование» предполагалось чисто директивными и даже репрессивными методами, без серьезной перестройки самой системы в целом.

В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов умер. Его место занял К.У. Черненко – пожилой и нездоровый человек, неспособный к проведению серьезных преобразований.

«Застой» в духовной сфере

Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами («бульдозерная выставка »). «Бульдозерную выставку» принято считать моментом окончания «оттепели» в духовной сфере. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Деятели культуры, мнение которых шло вразрез с установками партии, оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич.

Объективно противостояли идеологии «застоя» представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В, Астафьев, Ш. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б, Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и многие другие театральные и кинорежиссеры.

Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция ». Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.

Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг

Советская внешняя политика 60-80-х гг. неразрывно связана с именем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко («эра Громыко»).

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне.

Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности . Политика разрядки состояла из экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан временный договор, названный ОСВ-1 , который ограничивал для обеих сторон количество наступательных вооружений. В 1978 г. был заключен ОСВ-2 , были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне (договор по ПРО 1972 г.).

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США в Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы, на которых отныне должны строиться международные отношения.

Разрядка закончилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.). В знак протеста против вмешательства СССР в дела Афганистана США и еще несколько десятков государств Запада бойкотировали XXII Олимпийские игры в Москве (1980 г.). В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (1984 г.).

В 1983 г. был нанесен еще один удар по переговорному процессусоветский истребитель сбил южнокорейский лайнер Боинг-747, по неизвестным причинам нарушивший границу воздушного пространства СССР. После этого президент США Рейган назвал Советский Союз «империей зла».

СССР активно участвует в событиях на Ближнем Востоке, оказывая открытую поддержку арабской стороне. В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, развязавшим «шестидневную войну».

Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря, особенно с Китаем, противостояние с которым привело к вооруженному конфликту на острове Даманский (март 1969 г., река Уссури).

В отношениях с европейскими странами соцлагеря основной задачей СССР было устранить угрозу распада лагеря в теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. На этом направлении своей внешней политики СССР руководствовался «Доктриной Брежнева » - доктриной ограниченного суверенитета для социалистических государств, фактически зависимых от Советского Союза.

Весной 1968 г. в Чехословакии возникает мощное оппозиционное движение, требующее реформирования социализма – «Пражская весна ». Оппозиция была поддержана частью партийного руководства (А. Дубчек). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран – участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась.

Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1980 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным