Учимся думать что и как. Как научиться мыслить лучше. Вглядитесь в причину и следствия

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель своей сестре о работе над полотном.

Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Сцепив руки, он смотрит в даль. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Кажется, что демону тесно, его фигура сложно зажата между верхней и нижней перекладинами рамы.

Тема демонического — сквозная в творчестве Врубеля. Мифические сущности, по идее художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире.

«Демон летящий", 1899

После «Демона сидящего» художник возьмется еще за летящего и поверженного демонов. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья.

Контекст

Во время создания триптиха Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Елена Забела своей сестре.

Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. М. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.


«Демон поверженный", 1902

Судьба художника

Михаил Врубель рос вполне обычным ребенком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу все больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице закрутила его богемная жизнь. Курса Врубель не кончил.


Михаил Врубель

В это время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств. Но и ее закончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм.

Началось испытание жизнью. Врубель отправился в Киев расписывать церкви. Там его навестил отец — Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве.

В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками. В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей.

Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, он распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».

На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Чтобы содержать жену и ребенка, Врубелю пришлось больше работать: вместо обычных для него 3−4 часов — 14 часов в день.


Портрет сына художника, 1902

Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетались по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось. Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой острой, никто, в том числе и врачи, не верил в выздоровление Врубеля.

Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер сын Врубеля и Забелы. Художник впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации.

Последние 4 года Врубель прожил в клинике, совершенно слепой и погруженный в мир своих галлюцинаций. Сиделкой ему была сестра, а жена время от времени навещала. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств.

Демон сидящий(1890)

В 1891 г. М. Врубель нарисовал 30 иллюстраций к новому юбилейному изданию сочинений русского поэта М.Ю. Лермонтова. Большая часть иллюстраций посвящены поэме Лермонтова «Демон». Первый эскиз картины под названием «Демон сидящий» был нарисован в 1890 г., он хранится там же, где и оригинал -- в Государственной Третьяковской галерее. А сама картина была написана в Москве в доме С. Мамонтова.

Сюжет этой картины был создан Врубелем после того, как он прочел «Демона» Лермонтова. После того, как он написал эту картину, художник писал такие слова о своей работе: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым».

Во все времена демон представлял образ силы духа человека, его внутреннюю борьбу и сомнения. Картина демона представляет сидящего печального демона, который трагически сцепил руки. Его глаза очень печальны, они смотрят вдаль, они окружены невидимыми цветами. Демон сидит один посреди гор, его окутывает алый закат. Смотря на эту картину, создается ощущение, что художник изловил одного из своих Демонов и посадил в раму.

Картина написана в индивидуальном стиле характерном для этого художника, в котором присутствуют эффекты кристаллических граней, поэтому эта картина больше похожа на панно или витраж. Такой эффект художник смог достичь благодаря использованию плоских мазков мастихином.

«Демон сидящий» самый известный из Демонов Врубеля. В 1899 г. Он написал картину «Демон летящий», на которой он изобразил Демона в образе владыки мира. А с 1901 по 1902 годы М. Врубель заканчивал его последнюю работу - «Демон поверженный», в которой Демон находился на грани смерти.

Неужели, Демоны изображенные художником забрали жизнь самого Врубеля? Это лишь предположение, но посмотрев на эти картины внимательно, вы поймете, что загадочнее их нет во всем мире.

Картины Михаила Врубеля , первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона . Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?

Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.

Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.

В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».


«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.

С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

Да, в детские развивающие игры. Предназначенные для развития детского , они прекрасно подходят и для взрослых. Ассортимент развивающих игр весьма широк. Здесь и электронные конструкторы наподобие SnapCircuits, и настольные карточные игры («Свиш», «Сет»), и игры для смартфонов и планшетов, например, Gravity Maze. Играя в игры, вы не только будете развивать навык нестандартного мышления, но и отлично проведёте время с друзьями или детьми.

2. Общайтесь с людьми

Несмотря на обилие различных источников информации, другие люди по-прежнему способны подсказать нам новые идеи. Встречаясь с уникальным опытом другого человека, мы существенно обогащаем своё представление о мире (или о конкретной проблеме). И совсем не обязательно общаться со светилами науки или финансовыми гуру.

Карьерный консультант Джиа Ганеш (Gia Ganesh) приводит в пример свой разговор с мастером по установке гранитных конструкций. Оказалось, что парень родом с Кубы. Он рассказал, как приехал в США и как попал на эту работу. Разговор натолкнул Джию на интересные мысли о миграции и выборе профессии, подсказал идеи для новых исследований.

3. Получайте новый опыт

Чтобы мыслить иначе, нужно жить иначе. Откажитесь от привычных образцов поведения, разрушьте сложившийся уклад, сломайте стереотипы. Готовьте новые блюда, измените маршрут от дома до работы и побольше смотрите по сторонам. Попробуйте надеть нехарактерную для вашего образа одежду, смените причёску.

Отличный способ узнать что-то новое - . Другие страны, другие культуры, непривычное окружение - всё это даёт хороший стимул для работы мышления. Особенно если в путешествии вы не упустите возможность завести новые знакомства.

4. Изучайте необычные идеи

В наш век нет недостатка в информации. Наоборот, вокруг её даже слишком много. Но далеко не вся она заслуживает внимания. Действительно стоящие идеи приходится искать, но делать это намного проще, чем 100 или даже 50 лет назад. Читайте больше! , статьи в интернете и журналах. Всюду ищите свежие идеи, новые взгляды и нестандартные подходы.

Думать иначе - это хорошо, но недостаточно. Свои оригинальные идеи надо уметь формулировать и отстаивать.

Иметь собственное мнение, отличное от общепринятого, не всегда просто. Социальное давление большинства велико, и очень часто общество способно навязать отдельным людям коллективную точку зрения. Далее - несколько способов, помогающих выработать и отстоять собственное мнение.

5. Основывайтесь только на фактах

Этот, казалось бы, элементарный принцип нарушается слишком часто. Эмоции, домыслы, ожидания, предположения, слухи… Всё это не годится. Начните с простых вопросов: «Откуда я знаю, что это правда?», «Какие факты говорят в пользу моего мнения?» Если фактов не хватает, то придётся их поискать.

6. Излагайте своё мнение письменно

Представьте, что вам нужно кого-то убедить и для этого написать письмо. Письменное изложение поможет чётче сформулировать ваши мысли, проследить логическую цепочку выводов и умозаключений. Схемы и рисунки сделают ваши идеи более ясными и наглядными. Такая заготовка очень поможет, если вам действительно потребуется или отстаивать свою точку зрения в дискуссии.

7. Обсуждайте

Групповая дискуссия - это одновременно и проверка ваших идей на прочность, и средство найти новые решения старых проблем. Наибольшую пользу приносят специально организованные обсуждения. Тема может быть выбрана практически любая: от политики до футбола. Разделите группу на две команды, и пусть они отстаивают противоположные точки зрения. Время, отведённое каждому участнику, лучше ограничить - это помогает формулировать свои аргументы чётко и лаконично.

8. Будьте объективны

Совет из разряда тех, что легко дать, но тяжело выполнить. Каждый из нас склонен считать своё мнение если не единственно верным, то уж точно не ошибочным. Но ещё древние говорили, что человеку свойственно ошибаться. Мы смотрим на мир сквозь призму своего опыта и очень часто видим только то, что хотим видеть.

Вырабатывая собственное мнение, важно избавиться от предвзятости в выборе и оценке доступной информации. Действительно ли мы рассмотрели все имеющиеся факты? Не преувеличили ли мы значение каких-то фактов в угоду своим ожиданиям? Есть ли альтернативные точки зрения? Эти и другие подобные вопросы помогут вам быть более объективным и независимым от чьих-либо предубеждений. Даже от ваших собственных.

Это далеко не исчерпывающий перечень способов, помогающих думать иначе и формировать . Какими методами пользуетесь вы?

В любом возрасте можно улучшить свои умственные способности. Человеческая внешность трудно поддается корректировке, а вот свою внутреннюю сущность можно совершенствовать всю жизнь. Поговорим о том, как научиться думать вообще, как научиться думать логически и Все это очень важно для саморазвития.

Анализируйте

Чтобы приучить свой мозг думать, необходимо выделять для этого хотя бы маленький кусочек своего дня. Если у вас совсем нет лишнего времени, размышляйте по пути на работу или в магазин, во время приготовления пищи или выгула собаки. Нужно всегда пользоваться уникальной способностью мозга выполнять одновременно несколько заданий.

О чем стоит думать обязательно? Мы никогда не будем расти как личности, если не научимся анализировать. Причем анализировать можно практически все, даже то, что нас никак не касается. Вспоминайте и давайте оценку своим и чужим поступкам и словам. Подумайте, как они повлияли на вас или окружающих, к чему они в итоге привели, что стоило бы сделать не так. Но будьте осторожны, чтобы не предаваться воспоминаниям настолько, чтобы забыть о настоящем и будущем.

Планируйте

Кроме анализа всего, что в вашей жизни уже прошло, стоит подумать и о том, что еще предстоит. Всегда планируйте быть лучше. После анализа прошлых поступков и происшествий вашей жизни, подумайте над тем, как не допустить повторения ошибок. Попытайтесь предугадать сложные ситуации, которые могут возникнуть в вашей жизни завтра или через неделю, и представьте несколько вариантов вашей реакции на них, а затем выберите лучшую на ваш взгляд.

Обязательно занимайте свой мозг обдумыванием целей. Как научиться думать о своих целях постоянно и не забыть о них? Вы можете записать их на листок, а затем постоянно просматривать этот список, оживляя в памяти. Выстраивайте промежуточные цели на каждый день, неделю и месяц. Воображайте свое будущее, прорисуйте его возможные сценарии, все время думайте о том, на практике.

Будьте внимательны

Любая воспринятая человеком информация сначала попадает в зоны мозга, отвечающие за обработку неосознанной информации, и только после этого начинается их взаимодействие с зонами, активизирующимися при осознании ее человеком. Информацией, вышедшей на уровень сознания, мы можем активно пользоваться и вспомнить даже через года. А все, что осталось в области нашего подсознания, может работать на нас только в качестве интуиции.

Почему о такой особенности работы мозга важно помнить тем, кто задается вопросом, как научиться думать правильно? Все дело в том, что, если вы хотите, чтобы какая-то информация осталась в вашей памяти и вы могли затем использовать ее для своих размышлений, нужно проявить к ней особый интерес. Только в этом случае она пробьется из вашего подсознания в сознание и будет в дальнейшем вам доступна.

Поэтому всем, кто постоянно твердит себе: «Хочу научиться думать», прежде всего необходимо сказать себе: «Хочу быть внимательным к тому, что слышу и вижу». Человеческий мозг самостоятельно не определяет, какую информацию считать важной, а какую нет. Все, на что мы не обращаем особого осознанного внимания, он не считает важным и оставляет на уровне недоступного нам подсознания.

Например, мы запоминаем (так как осознали), что встретили по дороге на работу друга, но никогда не вспомним сотни других увиденных в это время лиц. Вывод один: будьте крайне сосредоточены на той информации, которую считаете для себя ценной, постарайтесь развить к ней самый искренний интерес. Тогда она не ускользнет от вашего сознания, и вы сможете ее использовать для глубоких размышлений.

Будьте любознательны

Не ограничивайтесь слишком узким кругом интересов, ведь в мире столько всего захватывающего, о чем стоило бы подумать. Например, вы идете на работу и замечаете на дороге маленькую улитку. Вместо того чтобы просто поднять ее и отнести в траву, остановитесь и подумайте: а как живет это крошечное существо, чем оно питается и как растит своих деток? Предположив некоторые варианты ответов, не забудьте по возвращении с работы найти в Интернете достоверную информацию об этом и сравнить со своими предположениями.

А вы никогда не думали, глядя на небо, почему оно синее или почему нам светит и греет солнце, как листья растений очищают воздух или в каких цветах видят мир коты и собаки? А еще как устроен наш глаз, что мы все это видим? Если приучить себя всегда смотреть по сторонам и живо интересоваться всем, что нас окружает, можно не только приучить свой мозг к активной работе, но и сделать свой быт намного интереснее.

Придумывайте себе упражнения

На вопрос, как научиться думать самому, существует масса и других ответов. Подключайте фантазию и придумывайте для себя задания, которые помогут совершенно по-новому воспринять обычные вещи и ситуации. Например, специалисты советуют каждый раз добираться на работу новыми путями, заходить в другие магазины, заменять свои обиходные фразы на новые, необычные для вас. Улучшает умственные способности изучение иностранного языка и чтение книг. Старайтесь периодически менять формат привычных для вас фильмов и музыки - вводите в свою жизнь новое.

Не верьте сразу всему, что вам говорят. Исследуйте вопрос сами, расспросите тех, кто знает об этом больше и тогда, располагая достаточным количеством фактов, делайте свои выводы. Это может отнять некоторое количество сил и времени, но точно прибавит мудрости и опыта. Всегда старайтесь иметь собственное, основанное на фактах, мнение.

Думайте в игре

Существует ряд развлекательных игр, которые «прокачивают» наш мозг. Отличными "гирями" для него станут всевозможные кроссворды и головоломки. Кроме этого в Интернете можно найти бесконечное количество различных игр, заставляющих нас анализировать, сравнивать, вспоминать и планировать. Многие современные компьютерные игры - это ответ на вопрос, как научиться быстро думать. Во многих из них для победы нужна хорошая реакция и умение моментально принимать решения.

Такие несправедливо забытые сегодня настольные игры, как шахматы, шашки и различные карточные игры, прекрасно помогают развивать логику. Не пренебрегайте ими. Также в продаже имеются всяческие настольные игры, требующие от участников внимания, разработки тактики и собственной стратегии. Такой веселый и захватывающий путь к саморазвитию, безусловно, достоин особого внимания.

Развивайте позитивное мышление

Если вы хотите по-настоящему развиваться как личность, избегайте негативных мыслей, так как они погашают даже самые пылкие стремления и значительно снижают имеющийся потенциал. Кроме того, гнев, обиды, разочарования и зависть имеют крайне негативное влияние на здоровье человека, вызывая проблемы с кровеносной и пищеварительной системами, головную боль и бессонницу, а также различные эмоциональные и психические расстройства.

Но как научиться думать о хорошем? Прежде всего необходимо взять за правило тщательно следить за постоянно сменяющими друг друга мыслями в своей голове. Как только попадется отрицательная, тут же ее пресекать и заменять на положительную. Никогда не допускайте, чтобы мысли в вашей голове летали хаотично, сами по себе. Такие сознательные усилия обязательно выльются со временем в то, что у вас разовьется привычка обо всем мыслить положительно.

Пока у вас не сформируется твердая привычка позитивно мыслить, окружите себя теми, кто уже так поступает. Всегда, даже когда вы совсем не в настроении, держите на лице имейте ко всем дружественный и благодарный настрой. Замечайте всю красоту мира и все хорошее, что с вами происходит.

Как побороть лень

Многие из тех людей, кто задается вопросом, как научиться думать, на самом деле хорошо умеют это делать, но попросту не применяют эту великолепную способность. Причина этого до банальности проста - матушка лень. Мыслительная деятельность поглощает порой столько же энергии, сколько и тяжелый физический труд. Поэтому, оберегая свои энергетические запасы, организм с трудом соглашается идти на такие жертвы. Вот почему нам иногда так тяжело заставить себя или своих детей думать, вот откуда берет свои корни лень.

Если наша цель не деградация, а личностный рост, необходимо ежедневно прилагать все усилия, чтобы заставить свой мозг трудиться. Не бойтесь его переутомить - мозг никогда не устает, устаем только мы. Но помните, что чем больше мы устаем от напряженного размышления, тем умнее и развитее становимся. Улучшается также наша память и сообразительность. Мы становимся более уверенными в себе, интересными и полезными окружающим, а наша жизнь - увлекательнее и счастливее.