Жанры футуризма. Школьная энциклопедия. Значение футуризма — достижения и представители

Видовые пары глаголов движения

Глаголы движения являются устойчивой структурно-семантической группой глаголов несов. вида, объединяющихся в пары слов с общим корнем (кроме разнокорневых в паре ходить - идти ).

Соотносительные пары глаголов движения следующие: бежать – бегать, брести – бродить, везти – возить, вести – водить, гнать – гонять, гнаться – гоняться, ехать – ездить, катить – катать, катиться – кататься, лезть – лазить, нести – носить, нестись – носиться, плыть – плавать, ползти – ползать, ходить – идти, тащить – таскать, тащиться – таскаться.

Эти глаголы противопоставлены друг другу по значениям однонаправленности / неоднонаправленности, кратности / некратности.

Глаголы движения имеют свою специфику в образовании видовых пар. Бесприставочные и приставочные глаголы неоднонаправленного движения (ехать, ходить, плавать, побегать, отъездить ) никогда не образуют видовой пары – их семантика непредельна.

Бесприставочные глаголы однонаправленного движения (гнать, идти, нести, лететь ) тоже не образуют приставочной видовой пары. Но приставочные с этим значением образуют видовую пару: приносить – принести, привозить – привезти, приводить – привести, пригонять – пригнать, приходить – прийти, прилетать – прилететь; прикатить – прикатывать, приплыть – приплывать, приползти – приползать, прибегать – прибежать, уехать – уезжать, забрести - забредать.

Смешить – вызывать у кого-л. смех, заставлять смеяться.

Насмешить – вызвать смех у кого-л; рассмешить.

Рассмешить – заставить смеяться.

При определении вида и видовой пары нужно обратить внимание на терминологию: глаголы, имеющие видовую пару, называются парными. Глаголы, не имеющие видовой пары, - одновидовыми : лежать . Глаголы, совмещающие в одной форме 2 вида, - двувидовыми : В последние годы он обследовал угольные месторождения. В итоге обследовал весь Урал.

Одновидовые глаголы - глаголы, к-рые имеют только одну видовую форму, не образуют видовой пары. Так, глаголы сов. вида очутиться, хлынуть не имеют соотносительных форм несов. вида, а глаголы несов. вида отсутствовать, сидеть, лежать, обитать, бездействовать не имеют соотносительных форм сов. вида.

Непарность глаголов по видам вызвана особенностями их семантики. О. г. сов. вида обозначают такие действия, к-рые не мыслятся в длительности и осуществляются обычно мгновенно, неожиданно: грянуть, ринуться и т. п. О. г. несов. вида обозначают действия, к-рые обычно не предполагают результативного исхода, не направлены на достижение результата: сожалеть, сострадать, сочувствовать, обожать, бездействовать, созерцать, отсутствовать и т. п.



О. г. охватывают разнообразные лексические группы и словообразовательные типы. К одновидовым глаголам несов. вида относятся:

1) большинство глаголов состояния (спать, молчать, стоять, смеяться, бедствовать и т. п.);

2) все исходные глаголы движения (бежать/бегать, брести/бродить, везти/возить и др.);

3) глаголы с префиксами по- или на- и суффиксами -ыва-/-ива- или -ва- со значением слабой степени повторяющегося действия (покрикивать, посматривать, позёвывать, напевать, накрапывать );

4) глаголы с префиксами при- или под- и суффиксами -ыва-/-ива-, -ва- со значением сопроводительного действия (причмокивать, приплясывать, подпрыгивать, подсматривать, подпевать );

5) суффиксальные глаголы со значением профессиональной деятельности {плотничать, учительствовать, слесарничать, слесарить );

6) глаголы звучания {греметь, гоготать, шуметь );

7) глаголы с префиксом пере-, суффиксом -ыва-/-ива- и постфиксом -ся со значением взаимного действия (переглядываться, перешептываться и т.п.) и другие типы глаголов.

К одновидовым глаголам сов. вида относятся многочисленные суффиксальные, префиксальные и префиксально-суффиксальные словообразовательные типы, напр.: 1) глаголы с начинательными приставками (зареветь, зарычать, зашуметь, побежать, покатиться, взреветь ), но отдельные глаголы этой группы образуют видовую пару (завыть - завывать, запеть - запевать ); сюда примыкают глаголы с префиксом раз- и постфиксом -ся (расшуметься, расшалиться, раскричаться );

2) глаголы со значением ограниченного во времени действия с префиксами по-, про- (покричать, помолчать, посидеть, проболеть, проработать );

3) финитивные глаголы, обозначающие прекращение длительного действия, доведение его до абсолютного конца (отгреметь, отбушевать );

4) глаголы с префиксом на- и постфиксом -ся со значением полного насыщения субъекта действием (набегаться, накричаться, нахохотаться );

5) глаголы с префиксом до- и постфиксом -ся со значением отрицательного результата (допрыгаться, докатиться, довоеваться );

6) глаголы с префиксом на- со значением накопления большого количества объектов (надымить, насорить, напылить );

7) глаголы со значением распространения действия на множество объектов или субъектов (исколотить всех; потоптать все цветы; переженить, перестрелять всех );

глаголы типа загуляться, заспаться, заучиться ;

9) многоприставочные глаголы (понавыдёргивать, повыгонять, поразбить, поразбивать, порасспросить ).

Глаголы могут быть одновидовыми во всех, нескольких или в одном лексических значениях. Так, глаголы закричать, зареветь выступают как од-новидовые во всех значениях; глагол краснеть. .. в значениях "становиться (стать) красным" [Рябина уже краснеет (покраснела )], "покрываться (покрыться) румянцем" [От волнения у него уши краснеют (покраснели )] относится к парным по виду, а в значениях "стыдиться" (Ты за меня не будешь краснеть ), "виднеться в красном цвете" (Вдали краснело маковое поле ) - к одновидовым глаголам несов. вида.

Глаголы, совмещающие в одной форме оба видовых значения, называются двувидовыми: автоматизировать, асфальтировать, воздействовать, женить, обязать, обследовать. Двувидовые глаголы в каждом конкретном случае употребляются лишь в одном видовом значении (совершенного или несовершенного вида): Наконец-то асфальтировали дорогу в районе вокзала.

- Чем вы сейчас занимаетесь?

- Асфальтируем перекресток проспекта Ленина и Победы.

У двувидовых глаголов значение вида чаще формально не выражено: вид определяется по контексту: 1) двувид. глаг. в значении сов.в.;

2) двувид. глаг. в знач. несов. в.

К двувидовым относятся глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): организовать, телефонироват ь и т.п.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -и(ть), -е(ть): обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть .

В русской грамматике большинство глаголов объединены в видовые пары: выбирать – выбрать; договариваться – договориться; верить – поверить и т.д.

В видовую пару объединяются глаголы несовершенного вида (НСВ) и совершенного вида (СВ), которые по своей сути обозначают одно и то же действие. Например, объявлять (НСВ) – объявить (СВ); думать (НСВ) – подумать (СВ), читать (НСВ) – прочитать (СВ) .

Однако наряду с парными глаголами в русской речи довольно часто используются одновидовые глаголы НСВ. Действия, которые нельзя представить в момент их возникновения и завершения, всегда представляются неограниченными и обозначаются глаголами НСВ.

Что вы можете сказать о новом сотруднике?
- По-моему, он отличается сообразительностью.
- Но почему тогда он до сих пор не стал начальником отдела?
- Скорее всего, он не карьерист и не обладает лидерскими качествами.

Глаголы отличаться (чем?), обладать (кем? чем?) не имеют совершенного вида, т.к. обозначают действия или состояния, у которых нет момента возникновения и которые не стремятся к завершению и результату.

Одновидовые глаголы НСВ можно разделить на следующие группы :

А) глаголы, которые выступают в качестве связки в составе сказуемого: этот фильм считается одним из лучших; почему 14 февраля называется «днем всех влюбленных»?

Б) глаголы, которые передают отношения между субъектом и объектом: отличаться, обозначать, относиться, состоять, зависеть, хотеть, участвовать и т.д.

Например: их машина отличается от вашей только цветом; этот дорожный знак обозначает поворот направо; ваши успехи будут зависеть только от вас; это существительное относится к мужскому роду, она хочет познакомиться с ним; в конкурсе участвовали молодые певцы.

В) глаголы мышления: рассуждать, мыслить, отрицать, предвидеть . Например: надо уметь рассуждать здраво! Предвидеть ситуацию – полезный навык.

Г) глаголы в значении принадлежности: иметь, принадлежать, обладать . Например: она обладает весьма незаурядной внешностью. Этот дом принадлежит нашему другу.

Д) глаголы, которые имеют общее значение «существовать»: присутствовать, отсутствовать .

Е) глаголы положения в пространстве: мужчина долго стоял у кафе и кого-то ждал; театр находится в центре города; в саду росли грушевые и вишневые деревья; окна его дома выходили на север; на дороге лежала кем-то оброненная перчатка.

Ж) глаголы, обозначающие психическое или физическое состояние, отношение субъекта к чему-/кому-либо: уважать, дружить, страдать, голодать, выглядеть . Например: Ирина всегда хорошо выглядит . Не надо унывать !

З) глаголы в значении «быть долго чем-то занятым». К таким глаголам относятся: преподавать, руководить, водить, трудиться .

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесено с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками - В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Эстетика футуризма:
- бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
- отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
- бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
- поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
- культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа.

Русские футуристы имели четыре основные группы:

  • кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский);
  • эгофутуристы (Игорь-Северянин);
  • «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев);
  • «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

Что же являлось общей основой движения?
1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”.
2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества.
3. Творчество - не подражание, а продолжение природы, “язык - часть природы”.
4. “Словотворчество и словоновшество”.
5. Смешение стилей и жанров.

Футуристические сборники и манифесты:
“Дохлая луна”
“Доители изнуренных жаб”
“Молоко кобылиц”
“Рыкающий Парнас”
“Идите к черту”
“Пощечина общественному вкусу

Публичные выступления футуристов были вызывающими:
К.Малевич – читал стихи под удары гонга;
В.Маяковский – в женской желтой блузке;
А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку;
В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев;
Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.

Итак, для русского футуризма характерны:
Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.
Попытка создать искусство, устремленное в будущее.
Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
Эксперимент по созданию заумного языка.

К концу первого десятилетия 20 века в Западной Европе получает распространение новое модернистское направление с говорящим названием "футуризм" (в переводе с латинского - "будущее").
Родоначальником его принято считать итальянского литератора Филиппо Маринетти, провозгласившего в 1909 году полное уничтожение всех устоявшихся культурных ценностей и традиций в изображении мира. Вместо этого поэты-футуристы обращали внимание читателей на стремительность современной жизни и предпочитали больше говорить о будущем. Все основные положения излагались в Манифестах, автором первого из которых и стал Маринетти.

Создание принципиально было первоначальной целью футуристов как в Европе, так и в России. Литераторов впоследствии поддержали художники, взявшие за основу изображение человека в центре движущегося вперед мира, символически представленного в виде большого количества геометрических фигур.

Особенности лирики футуристов

Герой произведений нового авангардного направления - житель современного города с его динамизмом, высокой скоростью, обилием техники и электрификацией, ведущими к все большему совершенствованию жизни. Лирическое «Я» футуристов настойчиво стремится уйти от классического прошлого, что проявляется в особом мышлении, не принимающем правила синтаксиса, словообразования и слов. Главная цель, которую ставят перед собой поэты-футуристы, - передать свое мироощущение и понимание происходящего вокруг любыми удобными для человека способами.

Становление русского авангардизма

В России новое направление начинает оформляться в 1910 году. Это период, когда обретают известность многие Футуристы очень быстро привлекают к себе внимание. Помимо своеобразной художественной формы стиха (во всех отношениях), этому способствуют скандально-вызывающие выступления на публике и поездки по крупнейшим городам России.

Русский футуризм, в отличие от европейского, не был целостным и отличался разнородностью. Между авангардными группировками порой наблюдались довольно ожесточенные споры. Бывали и случаи, когда поэты-футуристы переходили из одного объединения в другое. Но наибольших успехов все же добились два центра этого направления: Москва и Петербург.

Эгофутуристы

В северной столице поэты-новаторы к 1912 году сплотились вокруг Ивана Игнатьева. Они окрестили себя эгофутуристами, что означало «я - будущее». Лидирующие позиции в этом кругу занял Игорь Северянин (Лотарев), который годом раньше обозначил главные черты и оригинальное название нового направления в поэзии. По его убеждению, «всесильный эгоизм» становится силой, перед которой ничто не может устоять. Именно он, не поддающийся усмирению, достигший апогея торжества, бушующий, по убеждению поэтов, является единственно правильной нормой жизни.

Издательство «Петербургский глашатай» стало трибуной, с которой выступали поэты-футуристы. Стихи их отличались новыми словообразованиями и адаптацией к русскому языку иностранной лексики, преимущественно немецкой и изящной французской. В результате творчество эгофутуристов приобрело черты, мало напоминавшие наследие их итальянских собратьев, стоявших у истоков этого авангардного направления в литературе.

«Гилея»

Несколько отличались от петербургских в плане отношения к изображению действительности московские поэты-футуристы. Список их начинается с братьев Бурлюков, В. Маяковского, В. Хлебникова. Они противопоставляют «Я» более уверенное «Мы» и провозглашают себя кубофутуристами. Идеологической платформой для них стало объединение «Гилея», сформированное в 1910 году в Москве.

Они помнили о своих корнях и гордо носили имя «русские футуристы». Поэты всячески старались отделить себя от итальянских собратьев, а В. Хлебников даже предложил дать направлению новое название - «будетлянство», что подчеркивало бы его самобытность и индивидуализм. Именно тогда был обнародован скандальный манифест «Пощечина общественному вкусу», сразу же привлекший внимание всей российской интеллигенции. Далее последовали зрелищные спектакли и выступления, на которых поэты-футуристы шокировали публику своим внешним видом и эпатажностью (достаточно вспомнить В. Маяковского с его известной кофтой желтого цвета или разрисованные лица поэтов). Вызывающе смотрелись издания их стихов, программ и манифестов, напечатанных то на старых обоях, то на оберточной бумаге, причем не всегда в целях экономии денег. Кого-то возмущало полное игнорирование существовавших литературных норм и создание необычных слов и абсолютно нетрадиционных способов оформления текста, но, как бы то ни было, все это впоследствии обеспечило «хулиганам» (как их часто называли в обществе) громкое и заслуженное звание «Поэты серебряного века». Футуристы «Галеи» заняли прочное место в русской литературе и внесли свой вклад в ее развитие и совершенствование.

Владимир Маяковский

Поэт-революционер и бунтовщик - так часто отзывались о самом известном представителе русского футуризма. На 1912-1914 годы приходится начало творческого пути Маяковского. И можно с уверенностью сказать, что идеи авангардного направления сформировали эстетический вкус поэта и определили его дальнейшую судьбу в литературе. В двадцатые годы многие были уверены, что Маяковский - поэт-футурист, так как для его творчества характерны необычный синтаксис, своеобразная лексика, обилие авторских словоформ, ошеломляющие метафоры. Все эти особенности художественного стиля поэта уходят корнями в раннее творчество, вызывающее и кричащее. И спустя десятилетия именно с его именем в первую очередь ассоциируется деятельность футуристов.

Прочие авангардные направления

В 1913 году оформились «Мезонин поэзии» (Б. Лавренев, В. Шершеневич) и «Лирика», от которой спустя год отделилась «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев) (их еще иногда называют футуристами второго созыва). Первая группа распалась довольно быстро. «Центрифуга», просуществовавшая вплоть до 1917 года, опиралась на классические литературные традиции, органично соединяя их с футуристическим новаторством. Однако и это большой известности поэтам не принесло. Б. Пастернак, к примеру, очень скоро отошел от данного направления и занял в литературе место независимого лирика.

Известные поэты-футуристы серебряного века

Список мастеров слова, поддерживавших на определенном этапе своего творчества идеи авангардизма, довольно обширен. Участие одних в деятельности футуристов было кратковременным, другие оставались в рамках направления на протяжении всего творческого пути. Вот наиболее яркие представители отмеченных групп.

Кубофутуристы:

  • Бурлюки - основатели;
  • В. Хлебников - идейный вдохновитель;
  • В. Маяковский - наиболее яркая личность, чье творчество впоследствии вышло далеко за пределы направления;
  • А. Крученых.

«Центрифуга»:

  • Н. Асеев,
  • Б. Пастернак,
  • С. Бобров.

Эгофутуристы:

  • основатель - «король поэтов» И. Северянин,
  • С. Олимпов,
  • Г. Иванов,
  • М. Лохвицкая.

«Мезонин поэзии»:

  • В. Шершеневич,
  • С. Третьяков,
  • Р. Ивнев.

Рубежное время Первой мировой и революции

1913-1914 годы - это время пика славы, которой достигли русские футуристы. Поэты были хорошо узнаваемы во всех литературных кругах, организовывали большое количество выставок, докладов, поэтических вечеров. В 1915 году заговорили о "смерти" футуризма, хотя «Центрифуга» существовала еще более 2-х лет. Отголоски футуристических идей слышны и в послереволюционные 20-е годы: в начале десятилетия - в творчестве тифлисских поэтов из группы «41о», затем в стихах петроградских обэриутов. Они по-прежнему активно занимались «усовершенствованием» языка, меняя его лексический, синтаксический, графический строй.

Отношение русской интеллигенции к футуризму

Появление нового направления и неординарные поступки его представителей привлекли внимание со стороны Много противоречивых высказываний за время деятельности услышали в отношении себя поэты-футуристы. Список критиков открывает признанный в то время символист В. Брюсов. В укор «новаторам» он поставил их манифесты, во многом «списанные с итальянских», и негативное отношение к традициям русской культуры. Вместе с тем он отметил рациональные зерна в творчестве московских и петербургских футуристов и выразил надежду на то, что они смогут "вырасти в цветы". Главное условие - учесть имеющийся опыт символистов.

Негативно восприняли новых поэтов И. Бунин и М. Осоргин, углядевшие в их творчестве и поведении хулиганство. М. Горький, напротив, считал появление футуристов в русской литературе своевременным и соответствующим действительности.