Что стало с империей. Самая крупная империя в мире за всю историю. Территория Российской Империи

«Возлюбленный и чтимый русский народ, если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью...» , - такими словами в первой датированной печатной русской книге «Апостол» обращается к читателям Иван Федоров. Народ принял труды первопечатника с любовью, работники российских издательств и типографий почитают его своим патроном.

О Федорове нам известно гораздо меньше, чем о его наследии, лишь то, что он сам о себе рассказал в напечатанных книгах: родился в начале XVI века в семье московского священнослужителя, служил дьяконом в кремлевском храме Николы Гостунского, и был очень образованным человеком. Федоров прошел курс обучения в университете города Кракова, в котором располагалось три типографии. Польские типографы стали первыми учителями студента из Москвы.

Обучение книгопечатанию он продолжил по возвращении на Родину, и проходил его у датского мастера, приехавшего в Москву по просьбе русского самодержца. Вместе с несколькими мастерами, среди которых был и Петр Мстиславец, в 1563 году Иван Федоров открыл первую русскую типографию, которая находилась в Китай-городе.

Однако существуют несколько недатированных книг, созданных Анонимной типографией несколько ранее «Апостола». Некоторые исследователи считают, их создателем был мастер Маруша Нефедьев, который незадолго до того был призван ко двору Ивана Грозного как «мастер печати». Но Федоров также участвовал в деятельности Анонимной типографии, делая пробные шаги в книгопечатании. И тот факт, что государственную типографию царь поручил именно Федорову, лишь говорит о том, что на тот момент он был лучшим из мастеров.

«Апостол» - первое издание московской типографии датирован 1564 годом. Он создавался по благословлению митрополита Макария и при его непосредственном участии - во «украшение новых храмов, построенных в Москве и Казани» . Шрифт первой книги был сделан максимально похожим на рукописный, чтобы людям было легче принять новшество.

Первопечатник собственноручно резал и отливал буквы, сам гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал книгу, вместе с помощником Петром Мстиславцем они лист за листом печатали каждый экземпляр почти 1 200 книг. За высокое качество этих книг говорит очень многое, в «Апостоле» не обнаружено ни одной орфографической ошибки, опечатки или подчистки.

Однако Федорову вскоре пришлось оставить Москву, у книгопечатания нашлись противники, которые подожгли типографию, и организовали кампанию против мастера. Но он не бросил своего дела. Перебравшись в Заблудов, городок Литовской Руси, Иван Федоров создал новую типографию. В ней были напечатаны «Учительное Евангелие» и «Псалтирь» с «Часословцем». Затем он оставил Заблудов и переехал во Львов, где основал новую типографию, в которой печатался также «Апостол» и «Букварь».

Едва ли не лучшее его творение, Острожская Библия, была создана в четвертой, типографии, устроенной в имении князя Константина Острожского. Исследователи до сих пор не перестают восхищаться высокохудожественной гравюрой, филигранным рисунком шрифта, оригинальными заставками и прекрасным качеством двухкрасочной печати этого шедевра, и называют Острожскую Библию «свидетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев и белорусов».

Всю свою жизнь Федоров отдал на служение людям, причем сам мастер не имел ничего, кроме типографских инструментов. Характерный эпизод из жизни этого подвижника-просветителя.

Гетман Ходкевич предложил странствующему нищему друкарю обзавестись хозяйством в Заблудове и жить в довольстве рядом с ним. Но Федоров отказался! В ответ он произнес замечательные слова:

«Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассевать семена духовные во Вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу».

Большим культурным достижением явилось начало книгопечатания в России во время Ивана Грозного в XVI веке. Русским первопечатником был Иван Федоров: родился в 20-х годах XVI века, умер 6 декабря 1583 года во Львове.

Строительство первой государственной типографии в Москве закончилось в 1563 году, а 1 марта 1564 года здесь вышла первая книга «Апостол», техническое и художественное исполнение которой было превосходным. В дальнейшем типография напечатала еще несколько книг религиозного содержания, затем деятельность ее прерывается. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец, преследуемые церковными и светскими реакционерами, были вынуждены покинуть Родину и поселиться за ее пределами, став зачинателями книгопечатания в Литве, в Белоруссии и на Украине.

Послесловие "Апостола", напечатанного Иваном Федоровым во Львове. 1574. Первая неудача не остановила Ивана Грозного, и он завел новую типографию в Александровской слободе. Но печатание развивалось сравнительно медленно.

Наряду с Иваном Федоровым в числе первых русских печатников следует назвать и Марушу Нефедьева, Невежу Тимофеева, Андроника Невежу и его сына Ивана, Анисима Радишевского, Аникиту Фофанова, Кондрата Иванова. Многие из них были и граверами и литейщиками шрифтов.

В 1803 г., когда исполнилось 250 лет с начала русского книгопечатания и 100 лет со дня выхода первой русской газеты, историк Карамзин говорил: "История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии".

Назвать Ивана Федорова создателем первого русского печатного станка -- мало.

Он первооткрыватель. С его именем связано начало книгопечатания в России.

Дата и место рождения Ивана Федорова точно неизвестны. Родился он около 1520 г. Можно считать достоверной версию о его происхождении из новгородских мастеров рукописной книги. Исторические сведения, связанные с истоками русского книгопечатания, таковы. Первые печатные славянские книги появились на Балканах, но это были глаголические письмена, которые в России в XV--XVI вв. хождения не имели. К концу XV в. в Кракове были напечатаны первые четыре книги на кириллической основе; две из них датированы 1491 г. Имя их печатника известно -- Швайпольт Феоль. Белорусский просветитель Франциск Скорина начал печатать книги на родном языке в Праге в 1517 г. Более того, известно семь книг, напечатанных непосредственно в России в 50-е годы XVI в., то есть лет за десять до первопечатного "Апостола".

Однако до сих пор не установлено точно ни место, ни дата выпуска этих книг, ни имена их печатников. "Апостол" Ивана Федорова, изданный в 1564 г. В Москве, -- первая печатная русская книга, о которой известно, кто, где, зачем и когда ее напечатал. Эти сведения содержатся в летописи на выходном, или титульном, как мы теперь скажем, листе книги и в послесловии Ивана Федорова.

В этом послесловии, а еще более детально в предисловии ко второму изданию "Апостола" Иван Федоров излагает историю создания русской типографии, историю бед и невзгод, обрушившихся на первопечатника русской книги.

Первая печатня в Москве была открыта в 1.563 г., и в ней 19 апреля того же года Иван Федоров и Петр Мстиславец.

В отличие от западноевропейских московская типография являлась не частным, а государственным предприятием, средства на создание печатни были отпущены из царской казны. Устройство типографии было поручено дьякону Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Ивану Федорову -- опытному переплетчику, переписчику книг и резчику-художнику. Для типографии требовалось особое помещение, и решено было построить специальный Печатный двор, для которого отвели место вблизи Кремля, на Никольской улице. Иван Федоров вместе со своим помощником Петром Мстис-лавцем, белорусом из Мстиславля, принимал самое деятельное участие в строительстве Печатного двора.

После окончания строительства началась организация самой типографии, конструирование и изготовление печатного станка, отливка шрифта и т. п. Сам принцип печати подвижными литерами Иван Федоров вполне понял со слов других.

Возможно, Федоров посетил в Троице-Сергиевой лавре Максима Грека, который долгое время жил в Италии и лично знал знаменитого итальянского типографа Альда Мануция. Однако технику книгопечатания вряд ли кто мог ему подробно объяснить. Федоров делал многочисленные пробы и в конце концов добился успеха, он научился отливать добротные литеры, набирать их и делать оттиски на бумаге. Федоров, несомненно, был знаком с западноевропейскими печатными книгами. Но создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги. . Первопечатный "Апостол" -- наивысшее достижение типографского искусства XVI в. Мастерски изготовленный шрифт, удивительно четкий и ровный набор, превосходная верстка полос. В анонимных изданиях, предшествовавших "Апостолу", слова, как правило, не отделяются друг от друга. Строки получаются то короче, то длиннее, и правая сторона страницы извилистая. Федоров ввел шпации между словами и добился совершенно ровной линии с правой стороны страницы. В книге 46 орнаментальных заставок, выгравированных на дереве (черным по белому и белым по черному фону). Строки вязи, также гравированные на дереве, как правило, печатались красной краской, выделяя начало глав. Ту же роль выполняют 22 орнаментальные "буквицы", то есть инициальные или заглавные буквы. Иван Федоров применил совершенно своеобразный, нигде более не встречающийся способ двухцветной печати с одной печатной формы.

В 1565 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была выпущена еще одна книга -- "Часовник". Иван Федоров и его товарищ в Москве были людьми весьма заметными и уважаемыми. Но опричнина, введенная Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. "На нас многие зависти ради многие ереси умышляли", -- писал впоследствии Иван Федоров, объясняя свой и Метиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польской Литовскому государству. Так что Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Федоров навсегда остался первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Федоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы.

Вскоре Федоров и Мстиславец смогли возобновить работу в Литве, в имении гетмана Ходкевича в Заблудове. Здесь в 1569 г. было напечатано "Евангелие Учительное". В отличие от московских эта книга была не богослужебной и предназначалась для домашнего чтения. Из имения Ходкевича Иван Федоров в 1572 г. переехал во Львов, несмотря на то, что Ходкевич в награду за труды подарил Федорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить. Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельность апостольским служением. (Апостолами, что в переводе с греческого значит "посланные", назывались ученики Христа, которых он отправил по всему миру рассказывать о себе.)

Во Львове 14 февраля 1574 г. вышла первая на Украине точно датированная печатная книга, так называемый львовский "Апостол"; шрифт и часть заставок в этой книге были заимствованы из московского"Апостола", но концовки и узорные инициалы были изготовлены заново. В том же году в Львове Иван Федоров впервые напечатал книгу для русских детей -- "Азбуку".

Второе издание "Азбуки" вышло в 1576 г. в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский. В 1580 г. Федоров выпустил Новый завете Псалтирью небольшого формата, удобного для чтения. Это первая книга в русской истории, которая сопровождена алфавитно-предметньм указателем.

Но настоящим подвигом Ивана Федорова являлась колоссальная работа над полной славянской Библией. Этот гигантский Труд занимал 1256 страниц. Федоров и его помощники использовали не только греческий, но и еврейский текст Ветхого завета, а также чешский и польский переводы. А в основу был положен текст Геннадиевской Библии.

Именно к этой "Острожской библии", как называют ее теперь историки, восходит тот славянский библейский текст, который существует и в современных изданиях. На подобный героический труд, да еще впервые в истории России, был способен только незаурядный человек, Иван Федоров именно таким и являлся. Он в совершенстве владел несколькими языками -- греческим, латинским, польским. Отлично разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики.

"Острожская библия", вышедшая в 1580--1581 гг., была последним печатным трудом Федорова. После Библии Федоров выпустил лишь "Хронологию" Андрея Рымши -- первое сочинение светского характера, отпечатанное на Украине. Князь Константин Острожский охладел к издательской деятельности Федорова, и первопечатнику снова пришлось искать средства для продолжения дела его жизни.

В эти годы Иван Федоров изобретает разборную пушку и занимается

усовершенствованием ручных бомбард. В поисках заказчика он отправляется из Львова в далекое и нелегкое по тем временам путешествие -- в Краков и Вену, где встречается с императором Рудольфом II и демонстрирует ему свое изобретение. Рудольфа II оно вполне удовлетворило, но от условий, выдвинутых Федоровым, он отказывается. Тогда Иван Федоров написал письмо саксонскому кур-фюрту Августу: "...Итак, я владею искусством изготовления складных пушек... каждую без исключения такого рода пушку можно разобрать на отдельные, строго определенные части, а именно на пятьдесят, сто и даже, если потребуется, на двести частей..." Об изобретении в письме говорится неясно, можно лишь судить, что это была многоствольная мортира с взаимозаменяемыми частями.

Возвращаясь во Львов, Федоров занемог и 3 августа 1583 г. "впал в болезнь к смерти". Иван Федоров скончался в одном из предместий Львова, которое называется Подзамче. Умер он в бедности, не имея средств, чтобы выкупить заложенное ростовщику типографское имущество и отпечатанные книги.

Его похоронили на кладбище при храме святого Онуфрия, храм принадлежал Львовскому православному братству. На могиле Федорова был поставлен надгробный камень с надписью: "Друкарь книг, пред тым невиданных". В этих словах содержится, быть может, наиболее точная характеристика великого дела, совершенного Иваном Федоровым.

О жизни и деятельности Ивана Федорова известно не очень много. То, что мы о нем знаем, известно из выпущенных мастером книг, вернее из послесловий к ним, которые он писал к каждому из своих изданий. Первая точно датированная печатная книга на русском языке "Деяния Апостольские" ("Апостол") вышла всвет в Москве в государственной типографии. Это великое событие для Руси произошло в марте 1564 г. По распоряжению Ивана IV в 1553 г. в Москве была создана большая государственная типография - Государев Печатный двор. Ее руководителем был дьякон Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Иван Федоров.

Работа над книгой продолжалась с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. Выход в свет "Апостола" и принято началом книгопечатания на Руси. Вместе с тем известен ряд изданий "анонимной" типографии, работавшей в Москве в начале 50- х гг. XVI в., и, таким образом, Ивана Федорова следует считать лишь продолжателем книгопечатания в России. В издании и оформлении книги Ивану Федорову помогал Петр Тимофеев Мстиславец (т.е. уроженец белорусского города Мстиславль). Книга напечатана "старопечатным" стилем, который разработал сам Иван Федоров на основе московского полууставного письма середины XVI в., и богато орнаментально украшена. В конце "Апостола" было помещено обстоятельное послесловие, в котором рассказывалось, кто печатал, где, как и когда была основана московская типография. В октябре 1565 г. в свет двумя изданиями вышла следующая книга Ивана Федорова - "Часовник" ("Часослов"). "Часовник" являлся сборником молитв, который использовался при богослужении; по нему же обучали на Руси грамоте детей.

В 1566 г. с согласия царя Ивана IV Васильевича печатники, захватив с собой часть типографских материалов, навсегда покинули Москву и переехали в Великое Княжество Литовское. Причиной отъезда были нападки со стороны земского духовенства и боярства, как впоследствии писал сам Федоров в предисловии к львовскому изданию "Апостола" 1574 г., он испытал гонения от "многих начальник и священоначальник". Другой причиной отъезда печатников из Москвы было, в условиях угрозы создания союза-унии Великого Княжества Литовского с Польским королевством, распространение печатного слова в целях православной пропаганды в Белоруссии и на Украине. В 1569 г. в имении великого гетмана Григория Александровича Ходкевича, Заблудове, печатниками на средства последнего была основана новая типография, где были напечатаны "Учительское евангелие" (1569 г.) - собрание святоотеческих слов и поучении на воскресные и праздничные дни и "Псалтырь" с "Часословцем" (1570 г.). В этих книгах Иван Федоров впервые назвал себя "Иваном Федоровичем Московитином", т.е. выходцем из Москвы. Последняя книга была напечатана уже одним Иваном Федоровым, так как Петр Мстиславец уехал в Вильно. Из Литвы, испытав "беды и невзгоды всяческие и самые злейшие", Иван Федоров перебрался во Львов. Здесь в 1574 г. он издал "Апостол" и первый славянский печатный учебник - "Азбуку" (сохранился лишь один экземпляр издания "Азбуки", который хранится в настоящее время в библиотеке Гарвардского университета США).

В дальнейшем Иваном Федоровым была основана новая, четвертая по счету, типография в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского - Остроге. Здесь им были изданы пять изданий - "Азбука" (1578 г.), "Новый завет" и "Псалтырь" (1580г.), алфавитный предметный указатель к новому завету. "Книжка собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книге Нового завета по словесам азбуки" (1580 г.), совместно с Герасимом Смотрицким - замечательный памятник мирового типографского искусства, первая полная славянская библия, получившая название "Острожская Библия" (1580-1581 гг.) и первый печатный календарь-листовку на двух страницах "Хронология". Составленный приближенным князя Радзивилла белорусским поэтом Андреем Рымшей (1581 г.). Книги Ивана Федорова поражают своим художественным совершенством, многие из них хранятся сейчас в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Львова, а также - в Польше (Варшаве и Кракове), Югославии, Великобритании, Болгарии и США.

Имя: Иван Федоров (Ivan Fedorov)

Дата рождения: 1510 г.

Возраст: 73 года

Деятельность: один из первых русских книгопечатников

Семейное положение: был женат

Иван Федоров: биография

Сегодня чтобы напечатать книгу, достаточно зарядить краской и нужным количеством бумаги принтер. Подождав три минуты (или полчаса – тут роль играет мощность устройства), любой желающий распечатает необходимую книгу – хоть Библию, хоть «Поваренную книгу анархиста». Раньше же для выполнения подобного рода дел пришлось бы приложить гораздо больше усилий и использовать гораздо больше ресурсов, а провести такую операцию могли единицы, в числе которых и Иван Федоров.

Детство и юность

О детстве первопечатника нет достоверной информации. По предположениям историков, Иван родился в 1510 году в Великом Московском княжестве. Во многом эта дата основана на заключениях советского историка Евгения Львовича Немировского, который нашел документ, указывающий, что в период с 1529 по 1532 год Иван проходил обучение в Ягеллонском университете, который расположен в Кракове, нынешней столице Польши.


Также, по мнению советских и российских историков, предки первопечатника были родом с земель, принадлежащих нынешней Республике Беларусь. После окончания Ягеллонского университета в 1532 году Федорова назначают диаконом церкви Николы Гостунского. Его непосредственным руководителем в те годы становится сам митрополит Макарий, с которым Ивану предстоит долгое сотрудничество.

Первая типография

В 1552 году принял знаковое решение – начать печатать книги на церковнославянском языке в Москве. До этого были аналогичные попытки напечатать книги на церковнославянском, но за рубежом.


Царь приказал, чтобы к нему привезли специалиста в области типографии, проживающего в Дании. Этим специалистом был Ганс Мессингейм, прославившийся своими работами не только у себя на родине. Под его руководством строилась первая типография на Руси.

По указу царя из Польши были привезены типографские станки и первые литеры – печатные элементы с символами церковнославянского алфавита. Позже их обновил и дополнил Васюк Никифоров, приглашенный царем в 1556 году. Также Никифоров стал первым русским гравером – это его работы можно найти в сохранившихся экземплярах книг, отпечатанных в той типографии.


Утвердившись в своих ожиданиях по поводу книгопечатания, Иван Грозный открывает Московский печатный двор, функционирующий и развивающийся за счет государственного бюджета. Происходит это событие в 1563 году.

Уже на следующий год будет издана первая и, к счастью, сохранившаяся книга печатного двора – «Апостол». Позже ее дополнит «Часослов». В обоих случаях активное участие в работе принимает Иван Федоров, о чем свидетельствуют выходные данные изданий. Считается, что царь назначил его учеником Мессингейма по совету митрополита Макария.


"Московский Апостол" Ивана Федорова

Неспроста полноценной дебютной работой издательства стала книга религиозного характера, как и в случае с Иоганном Гуттенбергом. Церковь тех лет существенно отличалась от нынешних церквей. Тогда в приоритете стояло образование народа, а все учебники так или иначе были связаны со священными писаниями.

Стоит упомянуть, что Московский печатный двор не единожды становился жертвой поджогов. Поговаривали, что это работа монахов-переписчиков, которые увидели в книгопечатании конкуренцию, способную снизить потребность в них или, как минимум, стоимость предоставляемых монахами услуг. Отчасти они были правы.


В 1568 году по указу царя Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В дороге Иван останавливается в городе Заблудове, расположенном в Гроднянском Повете. Его у себя приютил бывший военачальник Григорий Ходкевич. Узнав о том, чем Федоров занимается, Ходкевич, как действующий государственный деятель, попросил первопечатника помочь с открытием местной типографии. Открытие Заблудовской типографии состоялось в том же году.

Напечатав несколько пробных «книг» (в каждой из которых было не более 40 непронумерованных страниц и не было выходных данных), работники Заблудовской типографии под руководством Федорова издают первую и, по сути, единственную свою работу – книгу «Учительское Евангелие». Происходит это в 1568-1569 годах.


После этого издательство прекратило работу, поскольку, по мнению Ходкевича, появились дела поважнее. Под этими словами он подразумевал изменения в гражданской и политической жизни страны, связанные с подписанием Люблинской унии в 1569 году, что привело к объединению Литвы и Польши в единую страну – Речь Посполитую.

Эта новость не обрадовала Федорова, поэтому он решил перебраться во Львов, чтобы открыть там собственную типографию. Но и тут его ожидало разочарование – местные богачи не горели желанием инвестировать свои финансы в книгопечатание, а поддержки в лице духовенства Иван не нашел – местные священники были приверженцами переписывания книг от руки.


Тем не менее, какие-то деньги Федорову удалось выручить, и он стал печатать книги, продавать их во Львове, Кракове и Коломые, а на вырученные деньги печатать новые. В 1570 году Федоров издал «Псалтырь».

В 1575 году Ивану был предложен пост управляющего Дерманского Свято - Троицкого монастыря. Федоров согласился на эту должность, полагая, что книгопечатание стоит оставить в прошлом. Однако уже через два года первопечатник был занят постройкой новой типографии по просьбе (и на финансы) князя Константина Острожского.


Книга Ивана Федорова "Острожская Библия"

Острожская типография выпустила ряд образовательных книг: «Азбука», «Букварь» (дополненное и переработанное издание «Азбуки») и «Греческо-русскую церковнославянскую книгу для чтения». В 1581 году вышло издание Острожской Библии, ставшее третьей знаковой книгой в биографии Федорова (две предыдущие – «Апостол» и «Псалтырь»).

После издания Острожской Библии Федоров передал бразды управления типографией старшему сыну, а сам стал разъезжать по командировкам по Европе – делился опытом с зарубежными коллегами, узнавал о новых открытиях и разработках, представлял свои проекты высокопоставленным персонам (в числе которых – король Германии Рудольф Второй). Ознакомиться с примерами работ Федорова можно в Интернете – фото сохранившихся изданий выложены в свободном доступе.

Личная жизнь

О личной жизни Федорова тоже практически нет информации. Известно, что Иван был женат, и что у него было двое сыновей, старший из которых также стал книгопечатником (и даже получил соответствующее прозвище Друкар, в переводе с украинского «печатник»). Жена Федорова умерла еще до выезда мужа из Москвы. Есть теория, согласно которой умерла она как раз во время родов второго сына. Младенец тоже не выжил.

Смерть

Умер Иван 5 декабря 1583 года. Произошло это во время очередной командировки в Европу. Тело Федорова доставили во Львов, где похоронили на кладбище, расположенном на территории церкви Святого Онуфрия.

  • В те годы, когда жил первопечатник, фамилии в нынешнем понимании еще не прижились. Поэтому на выходных данных его изданий, а также в отдельных деловых бумагах, Иван подписывался по-разному: Иван Федоров («Апостол», 1564 год), Иван Федорович Москвитин («Псалтырь», 1570 год), Иван, Федоров сын, из Москвы («Острожская Библия», 1581 год).
  • Помимо церковной службы и книгопечатания, Федоров изготавливал многоствольные мортиры и отливал пушки.

  • Иван Друкар – сын Федорова - погиб спустя три года после смерти отца. Произошло это при невыясненных обстоятельствах, однако некоторые грешат на тех же монахов-переписчиков (что маловероятно).
  • Есть теория, согласно которой Федоров далеко не первый книгопечатник на Руси – печатать пробовали и раньше, но результаты были намного хуже, поэтому типографское ремесло с первого захода не прижилось.

Память

  • В 1909 году рядом со зданием Печатного двора поставили памятник Федорову.
  • В 1933 году изображение Ивана Федорова впервые появилось на марке. В 1983 и в 2010 появилось повторно.
  • В 1941 году режиссер Григорий Левкоев снял ленту «Первопечатник Иван Федорович».

  • 1977 год стал годом открытия музея Ивана Федорова во Львове. Позже его повредила группа религиозных фанатиков, однако сотрудникам музея и помощникам из числа добровольцев удалось восстановить здание и основную часть экспонатов.
  • В 1983 году монетный двор выпустил юбилейную монету с профилем Федорова в память о 400-летии со дня смерти.
  • Во многих городах России и Украины имеются улицы, названные в честь Ивана Федорова.

В читальном зале Фундаментальной библиотекой ТГУ имени Г.Р. Державина (Советская, 6) организована выставка «Женщина – музыка, женщина – свет!», приуроченная к празднованию

25/02/2019 К 295-летию со дня рождения Иммануила Канта

Фундаментальной библиотекой ТГУ им. Г. Р. Державина была организована выставка «Иммануил Кант и его философия» (к 295-летию со дня рождения).

Презентация книжной выставки «Учись у героев Отчизну беречь!»

15 февраля в читальном зале Фундаментальной библиотеки ТГУ имени Г.Р. Державина (Советская, 6) состоялось открытие и презентация книжной выставки

К юбилею И.А.Крылова

В Фундаментальной библиотеке отметили 250-летие со дня рождения баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Иван Федоров (Есть данные, что родился Иван Федоров около 1510 года), основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 в Остроге Иван Федоров издал первую полную славянскую Библию («Острожская библия»). Известен и как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру).

С одобрения митрополита Макария в палатах на Никольской улице была устроен а типография, в которой 1 марта 1564 вышла первая русская точно датированная книга - «Апостол». Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы над ним велись Иваном Федоровым и П. Т. Мстиславцем в течение года. Тираж издания составил около 2000 экземпляров (сохранилось около 60). Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Книгу украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских. Орнаментика этого и последующих федоровских изданий отличается изяществом и во многом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия Изографа. Отпечатанная Иваном Федоровым и Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий.

В 1565 Иван Федоров и Мстиславец издают «Часовник» (двумя изданиями), оказавшийся по своему полиграфическому исполнению ниже «Апостола». На этом их деятельность в Москве прекращается, и они покидают пределы Московского государства. Возможно, причины их отъезда связаны с людьми, которые, по словам Федорова, «зависти ради многие ереси умышляли» (послесловие к львовскому «Апостолу»). Предполагают, что Федоров относился к числу тех, кому в период изменения внутренней политики (в 1565 Иван Грозный вводит опричнину) оставаться в Москве было опасно.

Иван Федоров и Мстиславец переселились в Великое княжество Литовское и обосновались в Заблудуве (ныне Польша) у гетмана Г. А. Ходкевича - сторонника автономии Литовского княжества, ревнителя православия. Он предложил Федорову под его покровительством печатать книги на церковно-славянском языке. Первым заблудувским изданием стало «Учительное Евангелие» (1569). После его выхода Мстиславец расстается с Федоровым и переезжает в Вильно, а Федоров продолжает выпуск книг. В 1570 выходит одно из лучших его изданий «Псалтырь» (с «Часословцем»), которую украшала фронтисписная гравюра на дереве с изображением царя Давида. После Люблинской унии (1569), объединивший Литву с Польшей, Ходкевич попадает в сложную ситуацию, вынудившую его отказать Федорову в поддержке. Перебравшись во Львов, Иван Федоров основал первую на территории Украины типографию и в 1574 выпустил «Апостол», в котором впервые появилась издательская марка Ивана Федорова. В том же году он издал «Азбуку» - первый печатный русский учебник.

Крупные финансовые затруднения заставили Федорова покинуть Львов. Его пригласил к себе в имение для устройства типографии богатый и влиятельный магнат, сторонник православия в Юго-Западной Руси князь Константин Острожский. Сложившийся в окружении князя ученый кружок во главе с Герасимом Смотрицким (Острожская Академия) занимался подготовкой издания Библии, за образец которого была взята Геннадиева Библия. В 1580 Иван Федоров издал Новый Завет с Псалтырью и указатель к нему «Книжка собрание вещей нужнейших», а в следующим году - первую полную печатную славянскую Библию, явившуюся замечательным памятником культуры восточно-славянских народов и полиграфического искусства. Всего в Остроге вышло 5 изданий. Это самый плодотворный период в жизни Ивана Федорова. В начале 1583 он вернулся во Львов, где в трудах над устройством новой «друкарни» (типографии) скончался.

Умер Иван Федоров во Львове 5 или 6 декабря (мнения ученых здесь не совпадают). Его новую типографию тут же опечатали за долги. Но печатание русских книг во Львове все же было продолжено. Правда, после двадцатилетнего перерыва.

Первопечатника похоронили на кладбище при Онуфриевском монастыре.

Через год после смерти отца сын Федорова Иван Друкаревич (так его называли во Львове) вместе с друзьями положил на могиле Каменную плиту, на которой был вырезан типографский знак печатника. Вверху доски над книжном знаком Федорова была сделана надпись: «Успокоения и воскресения из мертвых чаю». А под самим знаком: «Друкарь книг пред тем невиданных». Сама могила Ивана Федорова до сих пор не найдена. И во дворе церкви сейчас сооружено лишь символическое надгробие».

Памятник первопечатнику Ивану Федорову (Москва)

Московский скульптурный памятник создателю первой русской датированной печатной книги; один из самых известных в городе. Установлен в 1909 году; скульптор С.М. Волнухин, архитектурное оформление И.П. Машкова. Расположен возле дома №2 по Театральному проезду. Монумент был открыт 12 октября 1909 года; на следующий день у памятника появился анонимный венок с надписью «Первому мученику русской печати», намекавший на подвижничество первопечатника и те опасности, с которыми ему пришлось столкнуться в Москве.

Не сохранилось ни одного прижизненного изображения Ивана Фёдорова; это обстоятельство, с одной стороны создавало дополнительные сложности при создании памятника, с другой - открывало возможности свободной художественной трактовки образа. Скульптор придал чертам лица Ивана Фёдорова спокойное и сосредоточенное выражение: он изображён в момент работы, рассматривающим свежий оттиск страницы »Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Несмотря на принадлежность к духовенству (Иван Фёдоров был дьяконом одной из церквей в Кремле), первопечатник представлен в мирской одежде; более того, скульптор изобразил его с ремешком, перехватившим волосы - деталь, характеризующая принадлежность к ремесленникам. В 16 веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься каким-либо ремеслом, чтобы не впасть в нищету.

На передней стороне постамента из чёрного полированного лабрадорита надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Фёдоров»; под ней указана дата начала печатания «Апостола» -19 апреля 1563 года (книга увидела свет 1 марта 1564 года; эту дату принято считать началом книгопечатания на Руси). В центре пьедестала на отлитой из бронзы доске изображён печатный знак Ивана Фёдорова: рука, держащая щит с буквами «И» «Ф»; между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею - деталь, напоминающая наконечник стрелы. Исследователи расшифровывают эти стилизованные изображения как изгиб реки (в соответствии с древним изречением «книги - суть реки, наполняющие вселенную») и угольник - инструмент, использовавшийся при наборе букв. Однако Иван Фёдоров такой знак стал использовать для обозначения своих изданий позже, уже обосновавшись во Львове; после того, как был сожжён московский печатный двор в 1565 году Иван Фёдоров вместе со своим помощником П. Мстиславцем вынуждены были бежать из Москвы.

С обратной стороны пьедестала помещена цитата из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз первопечатника: «Ради братии моих и ближних моих»

Издания

- Апостол. Москва, печатался с 17/IV 1563 по 1/III 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных (здесь и далее имеется в виду нумерация кириллическими буквами), формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров.

- Часовник. Москва, два тиража (7/VIII - 29/IX и 2/IX - 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров.

- Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568-17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра.

- Псалтырь с часословцем. Заблудов, 26/IX 1569-23/III 1570, 18 ненумерованных листов + 284 листа первого счета + 75 листов второго счета, формат (по сильно обрезанному экземпляру) не менее 168 x 130 мм, печать в два цвета. Очень редкое издание: известно всего три экземпляра, причём все неполные. Впервые в кирилловском книгопечатании набраны разграфленные таблицы. Имеется

- Апостол. Львов, 25/II 1573-15/II 1574, 15 ненумерованных + 264 нумерованных листа, формат не менее 300 x 195 мм, печать в два цвета, тираж 1000-1200, сохранилось не менее 70 экземпляров. Перепечатка московского издания 1564 года с несколько более богатым оформлением.

- Букварь. Львов, 1574, 40 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в два цвета, тираж был предположительно 2000, но пока найден только один экземпляр (хранится в библиотеке Гарвардского университета).

- Греческо-русская церковнославянская книга для чтения. Острог, 1578, 8 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 64 мм, печать в один цвет, впервые у Ивана Фёдорова набор в две колонки (параллельно греческий и славянский текст), также известен лишь один экземпляр (хранится в Государственной библиотеке города Готы, восточная Германия). Этот экземпляр переплетен вместе с экземпляром Букваря 1578 года (см. ниже), из-за чего часто их считают одной книгой, на которую ссылаются как на Острожскую азбуку 1578 года (см., например, факсимильное переиздание: М.: Книга, 1983).

- Букварь. Острог, 1578, 48 ненумерованных листов, полоса набора 127,5 x 63 мм, печать в один цвет, тираж был большим, но сохранилось лишь два неполных экземпляра (об одном уже говорилось, второй же хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Повторение львовского букваря 1574 года с добавленным «Словом о буквах» Черноризца Храбра.

- Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.

Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).

- Хронология Андрея Рымши («Которого ся мсца што за старыхъ вековъ дѣело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещен на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, Спб.-

- Библия. Острог, 1581. 8 ненумерованных + 276 + 180 + 30 + 56 + 78 нумерованных листов пяти счетов, формат не менее 309 x 202 мм, набор в две колонки, в том числе немного по-гречески; печать преимущественно в один цвет (киноварь только на титуле). Тираж до 1500, сохранилось около 400 (рекордно много, даже среди более новых изданий).

Интересные факты о первопечатниках

Первые книги на церковнославянском языке выпустил Свентопелк (Швайпольт) Фиоль (Фиол) в Польше, в городе Краков в 1491 году. Это были: Часословец и Осмогласник, а также Триодь постная и Триодь цветная. Полагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года. В Вильно (ныне - Вильнюс) в 1525 году Франциск Скорина напечатал Апостол, а в 1530 году - («Малую подорожную книжицу»). Книги Скорины считаются первыми книгами, напечатанными на территории, входившей в состав СССР. У Скорины учился и сотрудник Фёдорова Петр Мстиславец.

Библиография (Фонды НБ ТамбГУ)

1. Иван Федоров – первопечатник. - М. ; Л. : Изд-во Ан СССР, 1935. – 289 с.

2. Прибытков, В.С. Иван Федоров / В.С. Прибытков. – М.: Мол. гвардия, 1964. - 302 с. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр. ; вып. 1 (376)).

3. Немировский, Е.Л. Иван Федоров, около 1510-1583 / [отв. ред. Е.Л. Немировский]. - М. : Наука, 1985. – 318 с. : ил. - (Научно - биогр. сер.).

4. Иван Федоров // Русский биографический словарь: в 20 т. - М., 1999. - Т.7 .- С. 335.

5. Федоров И. // Книга: энциклопедия / редкол. : И.Е. Баренбаум, А.А. Беловицкая, А.А. Говоров и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 665-667.

6. Глухов, А. «Ради братий моих»: «Апостолу» Ивана Федорова – 430 лет / А. Глухов // Библиотека. - 1994. - №7. - С. 55-58.

7. Рапов, О. Кто создал русскую Азбуку? / О. Рапов // Родина. -1994. – № 9.– С. 26-33.

8. Немировский, Е.Л. Издания Ивана Федорова в собрании Российской государственной библиотеки / Е.Л. Немировский // Библиотековедение. - 2007. - №4. -С. 56-62.

9. Мумрикова, Л.И. Духовно - нравственное воспитание в первой русской печатной Азбуке Ивана Федорова / Л.И. Мумрикова // Начальная школа. - 2007. - №5. - С. 18-21

10. Калинкина, А.В. 100–летие памятника первопечатнику Ивану Федорову /А.В. Калинкина // Библиотековедение. - 2010. - №1. - С. 129-131.