Кто такой аскольд в древней руси. Киевские князья Аскольд и Дир: годы жизни, правление, история. Аскольд - сын Одина

Володя-Якут - вымышленный русский военный герой, который был снайпером в период Первой чеченской войны. По национальности он эвенк. Парню было всего восемнадцать лет, когда он записался в добровольцы русской армии. Настоящее возможное имя легендарного персонажа - Колотов Владимир Максимович. О нем вспоминают как о великом снайпере, показывающем высокие результаты.

О том, миф это, легенда или настоящая реальная история, никто с уверенностью сказать не может. Многие поговаривают, что такой герой действительно был, однако после войны ушел в затворники (по одной из версий). Другие приводят доказательства о том, что данная история - это не что иное, как вымышленная легенда для поднятия боевого духа русских военных. Если мыслить рационально, а еще и изучить всю историю, связанную со снайпером Владимиром Колотовым и происходящими в то время событиями на Чечне, то множество фактов указывают на надуманность истории. Легенда гласит о том, что Якут был профессиональным охотником (промысловик-соболятник).

Снайпер Колотов Владимир Максимович: биография

Володя Колотов жил неподалеку от города Якутска, в селе Иенгра. С детства мальчик приобщился к охотничьему делу, умел очень метко стрелять, как научил его отец. В семье Колотова все были охотниками, в основном охотились на оленей и соболей. Это единственное занятие жителей тундры, помимо добычи золота и прочих драгметаллов.

Как-то раз Володя прибыл в Якутск, чтобы прикупить необходимые продовольственные товары. Зайдя в местную столовую, Владимир Колотов увидел по телевизору репортаж о том, как воюют русские солдаты в Грозном. Тонны пролитой крови и груды мертвых солдат были продемонстрированы с мест военных событий по телевидению. Именно такая картина врезалась в сердце молодого охотника, который впоследствии решил, что должен помочь отечественным войскам и пойти добровольцем на войну.

Вернувшись домой, Владимир Колотов собрал все необходимые вещи, взял с собой старый дедовский карабин Мосина, часть накопленных сбережений и несколько самородков немытого золота. Последняя вещь, которую засунул отчаянный доброволец в свою сумку, - это икона Николая Чудотворца. Колотов решил поехать к соотечественникам в город Грозный, чтобы подавить доминирующую военную силу противника.

О том, как добирался Якут в Грозный, можно написать целую историю: парня не раз задерживали представители правопорядка и мучали своими вопросами, он сидел в изоляторах временного содержания, у него часто отбирали его охотничью винтовку, потому как документов, разрешающих ее ношение, не было. Тем не менее парень знал, что не имеет права отступить назад от своей конечной цели и перетерпел все трудности, которые становились на его пути. В итоге он прибыл в Грозный и направился в местный военкомат.

Встреча с генералом Рохлиным

Владимир Колотов слышал истории про честного и отважного генерала Льва Яковлевича Рохлина, который в то время возглавлял восьмой гвардейский армейский корпус в Чечне. Именно к нему он и хотел попасть, чтобы рассказать свою жизненную историю и записаться в добровольцы на войну.

Прибыв в военкомат, Володя предоставил паспорт и документ от военкома, где было написано, что парень направлен в Грозный как доброволец. Именно эта бумага неоднократно спасала жизнь Якуту, когда он добирался до места назначения. Когда Колотов заявил, что хочет видеть самого генерал-лейтенанта Рохлина, многие не восприняли его слова всерьез и всячески игнорировали просьбу молодого бойца. Однако его настойчивость и упорство невозможно было сломить. К тому же вскоре сам Лев Яковлевич Рохлин узнал о прибытии добровольца Владимира Колотова и изъявил желание увидеть его лично, дав соответствующие указания исполнительным офицерам.

В итоге Колотову сообщили, что генерал ждет его в своем временном штабе. Щурясь от мигающих в глаза светогенераторов, Володя направился вдоль по коридору к указанной двери. Зайдя в кабинет, Якут немного осмотрелся и спросил на ломаном русском, действительно ли этот мужчина - тот самый генерал-лейтенант Рохля. На что измученный работой генерал кивнул головой. Он пытливо всматривался в низкорослого эвенка в протертом ватнике с вещевым мешком на плече, за спиной которого висела старенькая винтовка с оптическим прицелом времен Великой Отечественной войны.

Лев Яковлевич Рохлин сразу догадался, что это именно тот паренек, о котором ему докладывали по инстанциям. Немного помыслив, с чего начать разговор, генерал предложил бойцу горячего чая, от которого тот не смог отказаться, ведь вот уже третий день не пил горячего и не ел нормальной еды. Володя достал из своего мешка металлическую кружку и протянул генералу. Рохлин налил ему вкусного ароматного чая до краев и начал задавать вопросы. Он интересовался, с какой целью парень пришел сюда. Колотов отвечал, что увидел по телевизору убитых солдат, он не мог терпеть, что чеченцы убивают людей, ему стало стыдно, что он не принимает участия в истреблении боевиков, поэтому хочет отправиться на фронт. Денег ему не надо, он сам все будет делать: днем воевать, а вечером ходить в лес на охоту. Ему нужны только патроны и питьевая вода. От рации и гранат Володя тоже отказался, потому что, по его словам, их тяжело носить с собой. А когда он устанет, то вернется в штаб, чтобы выспаться и набраться сил, а потом опять пойдет в бой.

Рохлин покачал головой, удивляясь отважности и смелости молодого бойца, который просится на войну. Генерал предложил ему поменять винтовку, но Якут отказался от нового оружия и опять напомнил про патроны, потому что своих у него не осталось. Володя сообщил, что он неплохо стреляет из своей винтовки, а к новому оружию придется долго привыкать. Рохлин тем временем прочитал в потрепанном дорогой предписании от военкома Якутии, что Владимир Колотов по профессии - охотник-промысловик. Если парень добровольно хотел отправиться на войну, то помешать ему в этом никто не мог. Рохлин дал соответствующие указания о размещении нового бойца.

Начало военной охоты

После разговора с генералом у Колотова началась своя война - снайперская. Парню выделили койку в штабной кунге, и тот моментально уснул, невзирая на шум артиллерийской пальбы и минные обстрелы. Наутро он собрал свои вещи, взял еду и питье на первое время, а также прихватил обещанные патроны для своего старенького карабина и отправился в путь на войну, как будто на очередную охоту. Прошло время, и штабные офицеры совсем позабыли про отчаянного паренька, который совсем недавно просился в бой. Одна только разведка исправно поставляла необходимую амуницию и еду в указанный тайник каждый третий день. Стоит отметить, что все посылки исчезали, тем самым давали понять, что Якут все еще в деле.

Забытый черный снайпер

Первый, кто вспомнил о снайпере Володе-Якуте, был радист-перехватчик, которого пригласили доложить военную обстановку на заседание в штаб. Он сообщил, что у чеченцев полнейший переполох в радиоэфире. По всем радиолиниям они передают, что у русских войск появился мастерский снайпер, который в ночное время расхаживает по вражеской территории и штабелями кладет всех чеченских солдат. Поговаривают, что Аслан Алиевич Масхадов (военный государь непризнанной Чеченской Республики Ичкерия) назначил награду за голову русского бойца в размере 30 тысяч долларов. Русский снайпер работает четко и слажено. Он убивает противника метко в глаз с любого расстояния.

После этой новости штабное командование вспомнило про снайпера Володю с позывным Якут, который несколько недель назад просился на войну, захватив с собой пару с сотню патронов.

В итоге в штабе узнали, что Владимир Якут Колотов работает в пределах площади Минутка в Грозном. 18-летний снайпер убивал от 18 до 30 чеченцев в день. Каждый раз Колотов оставлял свой почерк, ведь смертельное попадание всегда было нацелено в глаз противника. К тому же стало известно, что чеченский террорист Басаев Шамиль Салманович приказал присвоить орден Чеченской Республики Ичкерии ("Золотая Чеченская звезда") тому, кто прикончит русского черного снайпера (черный, потому что действовал ночью). Среди военных Чечни появлялось много добровольцев, которые пошли охотиться на Якута ради обещанной награды от Басаева и денежной премии от Масхадова, однако их попытки заканчивались лишь смертельным поражением от метких выстрелов хилого эвенка.

Стоить отметить, что и простые русские снайперы работали гораздо результативней, чем чеченские. Зимой 1995 года на площади Минутка, благодаря изощренному военному плану генерала Рохлина, федеральные войска перебили более 75 процентов абхазского военного батальона Ш. С. Басаева. Важную роль здесь, конечно же, сыграл забытый снайпер Володя-Якут, на счету которого было несколько отрядов чеченских войск.

Дуэль Колотова и Абубакара

После череды сплошных фиаско активист террористической группировки Шамиль Салманович Басаев обратился за помощью в учебный лагерь арабского наемника Усама Абубакара (участник Карабахского военного конфликта), чтобы тот научил его бойцов качественно стрелять из снайперской винтовки, чтобы бросить вызов русским. После нескольких лагерных тренировок Абубакар направился на охоту вместе со своими подопечными. Он был вооружен британской снайперской винтовкой под названием «Ли-Энфилд».

Как-то раз в ходе ночной стычки Абубакар заметил Якута с помощью прибора ночного видения (поговаривают, что боевой камуфляж русских можно было выследить посредством ПНВ, а чеченский - нет, потому что они применяли какое-то секретное вещество для пропитки своей формы). Получилось так, что Абубакар ранил Володю в руку, и тот решил обмануть. Якут прекратил стрелять, и чеченцы подумали, что черный снайпер наконец повержен. Володя поставил себе цель - отыскать Абубакара и лично пристрелить его. Спустя неделю тихих поисков раненый Колотов все-таки достиг своей мишени и прикончил террориста. Владимир выстрелил метко в глаз противнику вблизи президентской ратуши города Грозный. Здесь же он положил еще около 16 чеченцев, которые стремительно пытались скрыть тело Абубакара и успеть похоронить его до захода солнца, как это положено по Корану.

Работа Якута была выполнена на отлично. На следующее утро 18-летний снайпер возвратился в штаб и проинформировал генерала Рохлина о том, что ему пора возвращаться домой, как это было оговорено изначально. Лев Яковлевич, конечно, отпустил бойца домой, однако всего лишь на пару месяцев. Также Якут доложил главнокомандующему, что положил 362 вражеских боевика. После этого история снайпера Якута разлетелась по всем дивизиям. Молодой паренек стал настоящим героем и примером для русских солдат. По возвращению в тундру, в Якутию, Колотов был удостоен почетного ордена Мужества.

Несколько версий окончания легенды о черном снайпере

Существует несколько официальных версий о том, какой конец у легенды о черном снайпере. В одной из них упоминается об убийстве генерал-лейтенанта Рохлина, в связи с чем Володя Колотов ушел в алкогольный запой на несколько недель, откуда его с трудом вытащили. После этого талантливый снайпер отказался от своего ордена Мужества.

В официальной версии сказано, что в ночь со 2 на 3 июня 1998 года Льва Яковлевича Рохлина нашли мертвым на собственной даче в деревне Клоково Наро-Фоминского района Московской области. В документе указано, что моментальная смерть настигла генерала после того, как его супруга Тамара Рохлина выстрелила в спящего мужа.Причиной такого резкого действия стала семейная ссора. Похоронен генерал на Троекуровском кладбище в Москве 7 июля 1998 года. В 2000 году Тамаре Рохлиной суд признал ее виновной в совершении преступления. В 2005 году дело было пересмотрено, женщину осудили на 4 года условно с испытательным сроком на 2,5 года.

Вторая версия гласит о том, что Якут был застрелен в 2000 году у себя во дворе бывшим чеченским боевиком-террористом, который купил его личную информацию у неизвестных.

В третьей версии говорится о том, что парень вернулся к себе на родину и продолжил работать охотником-соболятником. Также бытует мнение, что Колотов был удостоен встречи с Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым в 2009 году. Ответить на вопрос, жив ли снайпер Володя-Якут в настоящее время, никто не может, потому как стопроцентных подтверждений о том, миф это или настоящая история, не существует.

Популярность легенды

Художественное повествование под названием «Володя-снайпер» было опубликовано в собрании рассказов «Я - Русский Воин!» автора Алексея Воронина весной 1995 года. В 2011 году рассказ появился в журнале под названием «Православный крест». Данная легенда пользовалась популярностью в период 1990-х годов. История была особо знаменита среди русских военнослужащих, у которых она занимала первую ступень пьедестала среди списка рассказов-страшилок и прочих сочинений солдатского фольклора. С 2011 года легенда о Володе-Якуте была популяризирована на просторах Интернета. Эту историю до сих пор публикуют различные интернет-издания, она часто всплывает и в крупных социальных сетях, а некоторые пользователи восторжено верят в эту сладкую героическую легенду.

Доказательства в пользу вымысла

В существование такого снайпера, как Владимир Колотов, сложно поверить так же, как и в военного наемника Абубакара. Документальных подтверждений о существовании этих героев нет. В легенде сказано, что снайпер Володя-Якут был удостоен чести получить орден Мужества, однако в официальных архивах нет такой фамилии. В Интернете часто публикуют истории про отважного черного снайпера, подкрепляя все якобы реальными фотографиями. Но на самом деле на фото изображены совсем другие люди, просто внешность выбрана подходящая.

Отвечая на вопрос, а был ли Владимир Колотов, некоторые начнут доказывать, что этот человек был удостоен встречи с российским президентом Медведевым в 2009 году, однако и это неправда. Российский гарант вручал почетные награды жителю Якутии Владимиру Максимову (орден "Родительской славы") и сибирскому военному под именем Батоха (орден Мужества), который служил в 21-й Софринской бригаде особого назначения.

Городская легенда не раз была опровергнута блогерами и журналистами. В этой истории не было конкретно указано, кем был Владимир: промысловиком, охотником либо старателем. Помимо этих, появляется еще множество вопросов, например:

  • Каким образом Колотов всего лишь с предписанием от якутского военкомата попал в штаб к генералу Рохлину?
  • Как восемнадцатилетний парень достиг таких навыков стрельбы (362 поверженных врага точным попаданием в глаз)?
  • Почему охотник из Якутии отказался от более нового оружия? Как правило, любой охотник, включая северные народы России, никогда не пренебрегает современным вооружением.
  • Противостояние Абубакара и Колотова напоминает историю дуэли советского снайпера Василия Зайцева против Хайнца Торвальда, который известен как майор Кениг.
  • Как может восемнадцатилетний парень разгуливать по вражеской территории с карабином Мосина (старое и громкое оружие) и быть незамеченным при том условии, что он еще и снайпер?
  • Что за секретный состав, которым чеченцы пропитывали военную форму, чтобы не светиться через приборы ночного видения? Такого просто не существует в реальной жизни.

Прототипы снайпера Якута

История о черном снайпере действительно вымышленная, однако сам герой Колотов является олицетворением чести, храбрости и мужества. То есть данная легенда о славном бойце служит собирательным образом доблестного и отважного русского солдата, который принимал участие в чеченском военном конфликте. Подобные легенды рождаются на каждой войне. Наиболее известные прототипы Колотова - это такие снайперы Великой Отечественной войны, как Федор Охлопков, Иван Кульбетритнов, Семен Номоконов и Василий Зайцев.

Фильм про снайпера Володю-Якута в Чечне

В Интернете размещено множество экспериментальных фильмов про легендарного снайпера времен Первой чеченской войны. Все они, как правило, документальные, где различные очевидцы рассказывают о герое. Легенда настолько въелась в сердца людей, что никто уже не задумывается над тем, ложь это или правда. Снайпер Володя-Якут - это образ русского солдата, каким его хотят видеть остальные. Художественного фильма про Владимира Колотова, который воевал в Чечне, не существует, однако есть очень похожий фильм под названием «Снайпер Якут» (2016 года выпуска), события которого разворачиваются во время Великой Отечественной войны.

Главный герой, как несложно догадаться, имеет прозвище Якут и сам родом из эвенков. В 1945 году снайпер поймал на прицел немецкого мальчишку - ученика подразделения «Гитлерюгенд» (молодежная организация до 16 лет). Якут, понимая, что перед ним стоит враг, не стал убивать мальчика и отпустил его.

На протяжении всей своей жизни немецкий мальчик рос и помнил подаренную жизнь от русского солдата. Будучи человеком уже преклонного возраста, он решает поехать в Якутию, чтобы отыскать русского милосердного снайпера и спросить, почему он отпустил его живым.

"Повесть временных лет" поставила двух "варягов" — Аскольда и Дира, будто бы пришедших в Киев из Новгорода и освободивших "полян" от хазарской дани.

Подобно Рюрику, оба "варяжских князя" прочно обосновались на страницах древнерусской истории. Однако подтвердить историчность этих персонажей абсолютно нечем. В середине IX в. ни Новгорода, ни Киева как городских центров еще не существовало. Имена предводителей русов, совершивших в 860 г. набег на Константинополь, остались неизвестны византийским и западноевропейским хронистам. Похожая картина наблюдалась и на Руси, где предшествующий "Повести временных лет" летописный свод, сохранившийся в составе Новгородской первой летописи младшего извода, тоже не связывал этот поход с Аскольдом и Диром. Из этого следует, что имена Аскольда и Дира были внесены в летопись одним из поздних редакторов "Повести временных лет", который также превратил их в "варягов" и Рюриковых "бояр". Таким образом, вся история их княжения в Киеве есть "поэма", совершенно не подходящая для исторических реконструкций.

Для подтверждения исторического существования Аскольда и Дира обыкновенно привлекается фрагмент из сочинения арабского историка Масуди с упоминанием схожего имени: "Первый из славянских царей есть царь Дира (или Алдира, Дина, Алдин. — С. Ц. ), он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами".

При этом историки закрывают глаза на то, что данный текст совершенно не подходит для описания Среднего Поднепровья второй половины IX в., где еще не было ни "обширных городов", ни политического объединения, обнимавшего "многие обитаемые страны", а более или менее заметные следы торговли с арабами (клады с дирхемами) появляются только после 900 г.

Но самое главное, сообщение Масуди о "царе Дире" рассматривается в отрыве от контекста, который предполагает совсем иную историко-географическую реальность. Границы "царства Дира" очерчены следующим образом: "Подле этого царя из славянских царей живет царь аль-Олванг, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом [Византией], Ифранджем [Франкской империй], Нукабардом [искаженное: лангобарды, то есть Северная Италия] и с другими народами..." Судя по географическим меткам, арабский писатель явно говорит о каком-то хорватском князе Далмации (среди тамошних городов Константин Багрянородный, современник Масуди, называет Алвун (Олванг у Масуди) — современный Лабин на полуострове Истрия в Югославии). "Затем, — продолжает Масуди, — с этим славянским царем граничит царь Турка [Венгрия]. Это племя [венгры] красивейшее из славян лицом, большее из них числом и храбрейшее из них..."

Итак, "царство Дира" ограничено с одной стороны северозападными Балканами, с другой — Венгрией, каковое обстоятельство перечеркивает все попытки соотнести его с киевским княжеством Аскольда и Дира.

Более того, оно не идентифицируется вообще ни с одним из славянских государств конца IX - начала X в. Согласно географическим ориентирам Масуди, "царство Дира" должно располагаться либо к югу, либо к северу от Дуная, на территории между Далмацией и Паннонией (Венгрией). Стало быть, речь может идти о Великой Моравии или о Болгарии — странах, чьи государи действительно претендовали на первенство в славянском мире, в обширных владениях которых были многолюдные города. Но ни к одному из них не приложимо наименование "царство Дира", поскольку это имя отсутствует как в именословах правящих династий, так и в топонимике этих стран.

Древнерусский воин. Конец IX - начало X в.

Но и это еще не все аргументы против локализации "царства Дира" в Среднем Поднепровье. Причисление к "славянам" венгров свидетельствует о том, что Масуди использовал термин "ас-сакалиба" ("славяне") весьма расширительно — для обозначения вообще населения Европы, живущего между Франкским государством, Италией и Византией. Поэтому не исключено, что под "первым из славянских царей" на самом деле подразумевается Оттон I — саксонский герцог, а с 936 г. король Восточнофранкского королевства (Германии) — действительно сильнейшего государства Центральной Европы того времени.

Явная чужеродность летописных преданий об Аскольде и Дире исторической реальности Киева на Днепре позволяет предположить их причастность к истории какого-то другого, дунайского Киева, куда они могли прийти из . На эту роль подходят, например: Кеве (Kevee, близ Орсова), о котором повествует венгерский летописец Аноним Нотариус, город Киёв в Южной Моравии недалеко от Брно, еще шесть Kyjov и три Kyje в Чехии, три Kije, четыре Kijani и два Kijova в Словакии. В пользу этой гипотезы говорит и сообщение Никоновской летописи (XVI в.) о гибели сына Аскольда в борьбе с дунайскими болгарами.

Этимология обоих имен не прибавляет ничего существенного к происхождению Аскольда и Дира. Имя Дир кельтское (Dir) и означает — верный, сильный, знатный (Кузьмин А.Г. Древнерусские имена и их параллели // Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. М., 1986 ); усвоено также славянами (в хронике Козьмы Пражского встречаются чешские имена Тир, Тиро; у польского историка Палацкого упомянут Дирслас или Дирислас). Имя Аскольд (первоначальное Оскольд), по всей видимости, родственно церковнославянскому слову осколъ — "скала" (прибавление конечного "д" характерно для южнорусского наречия — так и Дир в Ипатьевской летописи читается в форме Дирд) (Фасмер М. Этимологический словарь: В 4 т. Изд. 2. М., 1986. Т. III. С. 160 ). То есть оба они лишены каких-либо характерных черт, которые помогли бы прочно увязать их с тем или иным регионом.

В конце концов, единственным доказательством реального присутствия Аскольда и Дира в истории древнего Киева являются их "могилы", упоминаемые уже в "Повести временных лет" как местные достопримечательности и сохранившиеся в киевской топографии вплоть до наших дней. Впрочем, разнесенные между собой на значительное расстояние, они мало способствуют популяризации летописного представления о "варяжских князьях" как о неразлучном правительственном тандеме. Да и само "народное краеведение", приурочивающее те или иные местности к биографиям исторических или псевдоисторических персонажей, — крайне ненадежный источник даже для вероятностных заключений.

Словом, очень похоже, что перед нами фантомные фигуры начальной русской истории.

А между тем русы действительно должны были обосноваться в Среднем Поднепровье не позднее середины IX в. Патриарх Фотий отметил, что в 860 г. русы обратили оружие против Византии лишь после того, как покорили окружавшие их народы. Этими народами могли быть только обитавшие в Поднепровье восточнославянские племена, которых Константин Багрянородный немного позднее опишет как "пактиотов" (то есть данников) русов.

Вероятнее всего, первый "русский" князь, обосновавшийся в Среднем Поднепровье на киевских "горах", остался для нас неизвестным. Но если говорить не о личности правителя, а о правящем слое в целом, то гадать здесь не приходится: он состоял из таврических русов. Ведь, по заключению Д.Л. Талиса, "Днепровскую Русь византийские писатели называли тавроскифами и таврами именно потому, что на нее было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII- IX вв., т. е. росов" (Талис Д. Росы в Крыму). На это указывает, в частности, один любопытный гидрографический парадокс — название реки Десны, впадающей в Днепр чуть выше Киева. По современным географическим понятиям это — левый приток Днепра, но для тех, кто дал Десне ее название, она была "одесной", то есть "правой " рекой. А единственным славянским этносом, который, продвигаясь вверх по Днепру, мог обнаружить Десну справа от себя, были .

Видимо, приблизительно с этого времени за Средним Поднепровьем начало закрепляться название: Русь, Русская земля.
________________________________________ ________________________________________
Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь

Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция:).
За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.

Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.


Источники

Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.

Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи.

Лев Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.
Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.

Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.
В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.
Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград

О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности. Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях.

Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей.

Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград.

Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться домой.

Христиане или иудеи?

В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире».

Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство

После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным.

Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был Дир?

Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.

Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени.

Историк Б. А. Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.

Воплоти свои мечты. Это мгновение пришло.

Габриэль Гарсиа Маркес

Киевские князья Аскольд и Дир пришли в Русь вместе с Рюриком в 862 году. Два года они находились бок о бок с новгородским князем? однако, в 864 они оставляют Новгород и отправляются в Константинополь, для служения Византийскому царю. Спускаясь вниз по течению реки, Аскольд и Дир в этом путешествии обнаружили на берегу реки Днепр небольшой город, который по сказанию летописцев никому не принадлежал. Основатели города давно умерли, а жители города, не имея правителя, платили дань хазарам. Аскольд и Дир захватили этот город, а также прилегающие к нему земли. Назывался этот городок – Киев. Таким образом, к 864 году образовалась ситуация, когда варяги образовали на Руси два центра управления: на севере в Новгороде, под управлением Рюрика, на юге в Киеве, которым управляли Аскольд и Дир.

Походы на Византию

Древняя Византия, куда отправлялись киевские князья Аскольд и Дир из Новгорода, было крупным государством, службу которому почитали за честь многие. С этой целью соратники Рюрика и выехали из Новгорода, и только встреченный на их пути город Киев изменил их планы. Стоит отметить, что древняя Византия очень высоко оценивала возможности варяг. Северных воинов с удовольствием принимали на службу в византийскую армию, поскольку ценили их дисциплину и воинские качества.

Захватив Киев, князья Аскольд и Дир осмелели и заявили, что Византия отныне враг для Киева. Варяги, будучи опытными моряками, под командованием Аскольда и Дира отправляются по Днепру в поход на Византию. Всего военный эскорт состоял из 200 кораблей. Именно с этого похода берут начало все последующие походы на Византию.

Поход на Константинополь

Аскольд и Дир со своими войсками спустились по Днепру в черное море и там осадили город Константинополь. Походы на Византию только начались, греки в первый раз столкнулись у стен своего города с новым врагом, которого окрестили скифами. Князь Византии, Михаил 3, находясь в то время в военном походе, спешно вернуться в свою столицу, как только до него дошли слухи о том, какая опасность нависла над городом. В самом же Константинополе на победу над скифами не надеялись. Здесь полагалась на чудо, поскольку силы были неравны. Оно и произошло. В храме города находилась святыня - икона «Риза Богоматери», которая считалась заступником города и не раз спасала его в сложных ситуациях. Византийский патриарх Фотий у всех на глазах опустил икону в море, которое было тихим. Но буквально тут же поднялась страшная буря. Неприятельский флот практически весь был уничтожен, лишь немногим кораблям удалось добраться до Киева. Таким образом древняя Византия спаслась от нашествия Аскольда и Дира, но на этом походы не прекратились.

Противостояние с Новгородом

В 879 году умирает князь Рюрик, оставляя после себя несовершеннолетнего наследника - князя Игоря, опеку над которым принял его родственник Олег. Став правителем, Олег решил присоединить к своим владениям южные земли и отправился в поход на Киев в 882 году. По пути к Киеву Олег захватил города Смоленск и Любеч. Предвидя, что князья Аскольд и Дир, обладающие большим войском и не уступающие ему в воинском ремесле, не отдадут Киев без боя, князь Олег, действующий от имени Игоря, пошел на обман. Подплыв к Киеву, он оставил практически все войско свое на кораблях, а сам представился купцом, прибывшим из дальних стран. Он пригласил к себе князей киевских. Аскольд и Дир вышли на встречу к именитому гостю, но были схвачены воинами Олега и убиты.

Так Олег, от имени Игоря, стал править Киевом, сказав, что отныне суждено быть Киеву матерью городов Русских. Так, впервые северные и южные русские земли были объединены в рамках одного государства, название которому Киевская Русь.

Значение АСКОЛЬД И ДИР в Краткой биографической энциклопедии

АСКОЛЬД И ДИР

Аскольд и Дир, первые киевские князья, о которых упоминают летописные своды. Запись в Лаврентьевском своде (древн.) под разными годами сообщает, что А. и Д., дружинники Рюрика, ушли от него в Царьград вниз по Днепру, завладели по дороге Киевом и остались там княжить (862); в 866 году пошли на Царьград, но буря, поднявшаяся на море около города, благодаря молитве царя и патриарха Богородице, заставила их вернуться в Киев. В 882 году к Киеву с Севера пришел Олег с Игорем, обманом захватил и убил А. и Д., оправдывая свой поступок тем, что они не принадлежат к княжескому роду; А. был похоронен на горе Угорьской, Д. - у церкви св. Ирины. Эта запись является результатом переработки предания о том, что А. и Д. княжили в Киеве до прихода Олега и Игоря и были ими убиты. Начальный Свод, составленный в Печерском монастыре в 1095 году, проводя идею о единстве княжеского рода, дополнил это предание так, что А. и Д. оказывались не княжеского происхождения, а только рюриковыми дружинниками, и вложил в уста Игоря соответствующие этому слова. Известие о цареградском походе 866 года присоединено к именам А. и Д. тоже составителем Свода; оно взято из греческих источников, которые об А. и Д. не упоминают. Неоднократно было высказываемо предположение, что А. и Д. и княжили (арабский писатель X века Масуди говорит об одном славянском короле Дире) и были убиты не одновременно (см. Аскольдова могила). - Ср. М.С. Грушевский, "История Украины Руси", т. I; А.А. Шахматов, "Разыскание о древнейших русских летописных сводах", стр. 319 - 323. Б. Р.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АСКОЛЬД И ДИР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АСКОЛЬД И ДИР
    и Дир, киевские князья (2-я половина 9 в.). Согласно летописным данным, А. и Д. были боярами Рюрика. Около 866 …
  • АСКОЛЬД И ДИР
    Аскольд (Оскольд, Скальд) и Дир — два дружинника Рюрика, о которых упоминается в истории начала русского государства. Предание говорит, что …
  • АСКОЛЬД И ДИР
    Аскольд (Оскольд, Скальд) и Дир - два дружинника Рюрика, о которых упоминается в истории начала русского государства. …
  • ДИР
    Дир - см. в статье Аскольд и Дир …
  • ДИР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    один из киевских князей 2-й половины 9 в.; см. Аскольд и Дир …
  • АСКОЛЬД в Краткой биографической энциклопедии:
    Аскольд - см. в статье Аскольд и Дир …
  • ДИР
    (? - 882) древнерусский князь. По преданию, соправитель Аскольда в Киеве. Убит князем …
  • АСКОЛЬД в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-882) древнерусский князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград; убит князем …
  • ДИР СЕЛЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Deer, Deir) — селение в Шотландии, известное развалинами древнего цистерцианского монастыря, именем которого названо соч. "Book of Deir", важное для …
  • ДИР ДР.-СЛАВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Аскольд и …
  • ДИР
    (?-882), др.-рус. князь. По преданию, соправитель Аскольда в Киеве; убит кн. …
  • АСКОЛЬД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АСЌОЛЬД (?-882), др.-рус. князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград; убит кн. …
  • АСКОЛЬД в словаре Синонимов русского языка.
  • АСКОЛЬД в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Аскольд, (Аскольдович, …
  • ДИР
    (? - 882) , древнерусский князь. По преданию, соправитель Аскольда в Киеве. Убит князем …
  • АСКОЛЬД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (?-882) , древнерусский князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград; убит князем …
  • МАКАРОВ АСКОЛЬД АНАТОЛЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1925) российский артист балета, народный артист СССР (1983). В 1943-70 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, с …
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • АСКОЛЬД, ОСТРОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    остров в Северно-Японском море к В. от Уссурийского залива, у берегов Амурского края, довольно большой, скалистый, покрытый лиственным лесом. На …
  • ДИР, ДРУЖИННИК РЮРИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Аскольд и …
  • АСКОЛЬД, ОСТРОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    - остров в Северно-Японском море к В. от Уссурийского залива, у берегов Амурского края, довольно большой, скалистый, покрытый лиственным лесом. …
  • ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, праздник Православной Церкви, отмечаемый 2 июля. …
  • РЮРИК (ИМЯ РУССКИХ КНЯЗЕЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Рюрик - имя русских князей: 1) Рюрик - первый русский князь, призванный "Чудью, Весью, Словенами и Кривичами", "из Варяг" (из …
  • РОССИЯ, РАЗД. РУССКИЙ ФЛОТ (СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Р настоящее время все суда русского флота разделяются на 4 ранга: I ранг: 1) императорские яхты, 2) эскадренные броненосцы, 3) …
  • АСКОЛЬДОВА МОГИЛА в Большом энциклопедическом словаре:
    часть парка на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен князь …
  • ФРАНЦИЯ
  • УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СССР. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909-1914) Я. М. …
  • СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной …
  • СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. …
  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПРИМОРСКИЙ КРАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    край в составе РСФСР. Образован 20 октября 1938. Граничит на З. и Ю.-З. с Китаем и КНДР. Площадь 165,9 тыс. …
  • МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    монополии капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистических стран (металлообрабатывающее, металлургическое, энергетическое, подъёмно-транспортное, строительное, дорожное, …
  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • КИЕВСКАЯ РУСЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Русь, раннефеодальное государство 9 - начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8-9 вв. в результате объединения восточнославянских …
  • КАЗАХСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ИТАЛИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ИСПАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Espana); официальное название - Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. - государство на крайнем Ю.-З. Европы. Занимает 5/6 …
  • ИНДИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (на языке хинди - Бхарат); официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. - государство в Южной Азии, в бассейне …
  • ГРУЗИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая республика (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика), Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 …
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (ГОСУДАРСТВО) в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • БЕЛОРУССКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa), Белоруссия (Беларусь). I. Общие сведения БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза …
  • АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы), Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта …
  • ЧЕРЧИЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Churchil, иначе называется English-River) — река в Британской Северной Америке, вытекает под названием Бивер-ривер, затем, пройдя через озеро Ла-Кросс, получает …
  • ХРИСТИАНСТВО В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    среди славянского населения появляется не раньше IX в., в пределах же нынешней России оно восходит к III в.; существует даже …
  • СМОЛЕНСК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Смоленск - губ. гор., в 114 с. над ур. моря, на пересечении 3-х жел.дорог: Моск.-Брест., Риго-Орлов. и Данково-Смол. и на …