Известные фаворитки. Фаворитки и любовницы королей Франции. Портреты. Самый загадочный жест

5 октября 1640 года родилась Франсуаза Атенаис де Рошешуар де Мортемар, маркиза де Монтеспан - самая знаменитая фаворитка Людовика XIV, блистательного короля Галантного века.

В годы своего романа с королем она была самой могущественной женщиной Франции. Но стать королевой она не сумела. Зато это удалось ее преемнице - Франсуазе д’Обинье, маркизе Ментенон. В жизни короля была еще одна Франсуаза - Луиза-Франсуаза, герцогиня де Лавальер, с именем которой связано появление Версаля, самой великолепной королевской резиденции своего времени.

Версаль стал образцом для таких дворцовых ансамблей, как Петергоф и Сан-Суси. Рассказываем о трех самых известных фаворитках «короля-солнца».

Луиза Лавальер

Луиза-Франсуаза де Ла Бом Ле Блан родилась 6 августа 1644 года в Туре, в небогатой дворянской семье. В 7 лет она потеряла отца и ее мать вышла замуж за маркиза де Сен-Реми, дворянина из свиты герцога Гастона Орлеанского, брата Людовика XIII. Поэтому детство Луизы прошло в Блуа, где находилась резиденция герцога. Она очень любила верховую езду, но в 11 лет, упав с лошади, повредила позвоночник и на всю жизнь осталась хромой. Спокойная, молчаливая и застенчивая, Луиза уже в детстве собиралась уйти в монастырь. Но благодаря хлопотам своей дальней родственницы, Луиза попадает в свиту герцогини Орлеанской Генриетты Стюарт, жены брата Людовика XIV и становится ее фрейлиной.

Молодой король к тому времени уже женился на испанской принцессе Марии-Терезии, но все еще переживал разрыв с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, первого министра Франции. Людовик собирался жениться на Марии, но королева-мать Анна Австрийская и Мазарини не разрешили этого брака, и король был вынужден уступить интересам государства: брак с испанкой должен был поставить точку в затяжной войне между двумя странами.

ru.wikipedia.org

Людовик исполнил свой долг, но примерным мужем не стал.

Наиболее скандальными стали слухи о романе между Людовиком и Генриеттой Стюарт. Его брат негодовал, несмотря на то, что сам не интересовался женщинами. Ситуация могла спровоцировать раскол в королевской семье, и Людовик начал ухаживать за Луизой.

По одной версии, она должна была стать ширмой для связи с Генриеттой, по другой, он просто влюбился в девушку, но как бы то ни было, Генриетта была забыта.

ru.wikipedia.org

Светловолосая и голубоглазая Луиза не совсем отвечала принятым тогда стандартам красоты, она было худой, хромой, на ее лице были видны следы оспин. Однако это не помешало ей очаровать короля своим нежным, приветливым и спокойным характером. В 1667 году Людовик подарил Луизе титул герцогини и владения в Турени и Анжу, сделав ее своей официальной фавориткой. Кроме того, именно в ее честь он приказал полностью перестроить охотничий замок своего отца в Версале, так что грандиозный дворец можно считать памятником любви короля в камне.

Вызывает интерес роль Луизы в падении суперинтенданта финансов Николя Фуке, одного из самых влиятельных вельмож в первые годы правления Людовика. Легенда гласит, что, прогуливаясь по дворцу в Во, куда Фуке пригласил короля и его свиту, Людовик внезапно увидел в кабинете хозяина портрет своей фаворитки в образе охотницы Дианы. Король, вне себя от ревности, приказал арестовать суперинтенданта и конфисковать все его имущество. Фуке был приговорен к пожизненному заключению в замке Пиньероль, где и умер спустя 15 лет.

Луиза родила королю четырех детей, из них двое пережили младенческий возраст - Мария Анна де Бурбон и Людовик де Бурбон. Необычайно скромная для фаворитки, она ничего не просила для своей семьи, и просила короля простить своих обидчиков. Однако ее положение смущало Луизу, и только любовь короля делала эту жертву оправданной. Однако удержать ветреного короля Луиза не смогла. Скоро у нее появилась серьезная соперница - Атенаис де Монтеспан, покорившая короля на долгие годы.

Король охладел к бывшей возлюбленной настолько, что в 1973 году предложил Луизе стать крестной матерью его дочери от Монтеспан.

Лавальер ничего не оставалось, как покинуть двор. В 1675 году она ушла монастырь кармелиток под именем Луизы Милосердной, где и умерла в 1710 году. Местные монахини считали ее святой.

Луиза Лавальер фигурирует в третьем романе трилогии о мушкетерах «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» в качестве возлюбленной сына Атоса Рауля.

Франсуаза Атенаис де Монтеспан

Главная героиня сегодняшней подборки, Франсуаза де Рошешуар де Мортемар, родилась в Пуату, в семье маркиза де Мортемара и Дианы де Грансень, и принадлежала к высшей знати Франции. Имя «Атенаис» она взяла себе позже, под влиянием галантных романов, очень популярных в то время. Семья Мортемаров славилась своим остроумием и насмешливостью, и Атенаис в полной мере унаследовала эти качества. Мать же ее отличалась набожностью и Атенаис, уже будучи фрейлиной, прилежно исполняла все обряды, однако ее благочестие было внешним.

Она получила образование в женском монастыре в Сенте, а потом, благодаря связям ее семьи, стала фрейлиной при дворе Генриетты Орлеанской, а позже - королевы Марии-Терезии.

28 января 1663 года Атенаис вышла замуж за маркиза де Монтеспана, в браке родилось двое детей: сын и дочь. Супруги жили в Париже, и Атенаис с легкостью исполняла свои обязанности фрейлины в Лувре. Красивая, жизнерадостная, игривая и насмешливая Атенаис была блестящей собеседницей, старалась всегда быть в курсе последних новостей, чтобы поддержать любую беседу, а ее меткие остроты мгновенно распространялись среди придворных. Неудивительно, что очень быстро она стала самой популярной дамой при дворе.

В 1666 году она была представлена королю, но не сразу добилась его внимания - он был влюблен в Лавальер. Но уже к 1670 году ее положение официальной фаворитки стало очевидным. Проблемой оставался муж Атенаис - вспыльчивый гасконец, он не желал мириться с участью рогоносца, устраивал скандалы жене и даже королю, явившись однажды в Сен-Жерменский дворец в карете, украшенной оленьими рогами. В конце концов, он был заключен в тюрьму Фор-Левек, а потом выслан в Гасконь, где и прожил до конца жизни.

Атенаис родила королю семерых детей, из которых выжило четверо. Все они были узаконены Людовиком, получили титулы, владения, в будущем - блестящие партии и даже некоторые наследственные права в завещании отца, если линия его законных детей закончится. Сама маркиза относилась к детям равнодушно, и ценила их, в первую очередь, как инструмент влияния на короля, который был искренне к ним привязан. Няней своих детей она сделала свою бедную приятельницу Франсуазу д’Обинье, считая ее слишком скучной, чтобы она могла стать ее соперницей.

Впоследствии ей пришлось пожалеть об этом.

ru.wikipedia.org

Расточительная, капризная и властная, Атенаис вызывала восхищение и зависть придворных, а вскоре распространила свое влияние и на государственные дела. В первую очередь, она позаботилась о своей семье: ее отец стал губернатором Парижа, брат - маршалом Франции, а младшая сестра - аббатисой богатого монастыря Фонтевро.

Король подарил возлюбленной роскошный дворец Кланьи, и выделил ей в Версале отдельные апартаменты - в 20 комнат, тогда как у королевы было всего 11. Несмотря на богатые подарки, Атенаис постоянно нуждалась в деньгах, поскольку тратила огромные суммы на наряды, украшения и была страстным игроком в карты.

Одно из ее платьев описывается мадам де Севинье так: «Золото на золоте. Вышитое золотом, окаймлённое золотом, а всё это перевито золотом, и всё это перемешано с золотыми вещичками, а всё вместе составляет платье из необыкновенной ткани». Однако, помимо этого, она покровительствовала поэтам, драматургам и вообще людям искусства: Мольеру, Лафонтену, Расину.

Несмотря на прочное положение, Атенаис все время опасалась более молодых соперниц и у нее были для этого основания.

Обычно периоды охлаждения в отношениях совпадали с новым увлечением влюбчивого короля - например, Анжеликой де Фонтанж. Ее господство длилось два года, однако затем король вернулся к Атенаис, а Анжелика скоро умерла - современники были убеждены, что ее отравили по приказу маркизы.

Роковым поворотом в судьбе фаворитки стало знаменитое «Дело о ядах». Расследование против версальских отравительниц велось на протяжении 7 лет, и его главным вдохновителем стал шеф парижской полиции Николя де ла Рейни. Все началось с того, что в бумагах скончавшегося от странной болезни офицера де Сен-Круа нашли бумаги, уличающие его любовницу, маркизу де Бренвилье в отравлении своего отца, двух братьев и сестры ради получения наследства. Маркизу казнили, а король приказал де ла Рейни разобраться, чем вызваны некоторые подозрительные смерти придворных.

ru.wikipedia.org

Де ла Рейни вышел на Монвуазен, парижскую гадалку с репутацией колдуньи, среди клиентов которой оказались самые высокопоставленные вельможи страны, в том числе золовка маркизы де Монтеспан, Олимпия Манчини, герцогиня Суассонская (племянница покойного Мазарини и сестра Марии Манчини), и маршал Люксембург. Вместе с Монвуазен были арестованы ее пособник, аббат Гибур, и другие сообщники, включая дочь колдуньи.

На допросах они рассказали о черных мессах, где приносились в жертву дети нищих, изготавливались яды и приворотные зелья, а также назвали имена своих постоянных клиентов. Среди них была и Атенаис де Монтеспан.

Свидетели показали, что для маркизы готовились афродизиаки - для короля, яды - для соперниц, а также заказывались черные мессы. Снова вспомнили о скоропостижной смерти Анжелики де Фонтанж, и подозрения короля возросли. В 1680 году Монвуазен сожгли на костре, также было вынесено еще около 30 смертных приговоров.

Олимпию Манчини вместе с сыном Евгением Савойским выслали из страны (ее подозревали в отравлении мужа), маршала Люксембурга отправили в Бастилию, потом в свое имение, а Атенаис де Монтеспан навсегда потеряла благосклонность короля.

Он пощадил ее как мать своих детей, однако больше никогда не встречался с ней наедине.

С 1683 года она утратила титул официальной фаворитки короля, а ее место заняла Франсуаза д’Обинье, ставшая сначала подругой короля, а потом и его моргантической женой. Дети, воспитанные д’Обинье, равнодушно встретили падение матери, так как никогда не были с ней близки. Но только в 1691 году Атенаис де Монтеспан решилась покинуть двор. Она ушла в женскую обитель святого Иосифа, которую сама основала, где и прожила последние годы. Атенаис де Монтеспан умерла 27 мая 1707 года. Король запретил ее детям носить траур по матери.

Франсуаза д’Обинье, маркиза Ментенон

Франсуаза родилась 27 ноября 1635 года в крепости Ниор, куда были отправлены ее родители по приказу кардинала Ришелье: ее дед был предводителем гугенотов. В 1639 году вместе с родителями была выслана на остров Мартинику. Была крещена по католическому обряду, но получила протестантское воспитание. В 1645 году вместе с матерью вернулась во Францию после смерти отца.

Будучи в тяжелом материальном положении, они жили у тетки, маркизы де Виллет, убежденной протестантки. Однако по настоянию другой родственницы, католички, Франсуазу отправили в парижский монастырь урсулинок. Противоречивое религиозное образование определило характер будущей фаворитки. Суровость протестантского воспитания и нетерпимость католического сделали ее добросовестной, строгой во всем, что касалось соблюдения морали и норм благопристойности, равнодушной к праздникам и светским развлечениям, которые позже она запретит при дворе.

В 1650 году бесприданница Франсуаза потеряла мать, а через два года вышла замуж за знаменитого поэта Скаррона. Он был намного старше ее, к тому же паралитиком, но обеспечивал ей достаток. К тому же, его дом был самым популярным парижским салоном, где собирались самые просвещенные люди страны. Франсуаза многое вынесла из бесед и споров, что позволило ей восполнить пробелы в образовании. После смерти мужа в 1660 году, Франсуаза осталась без средств к существованию и долго бедствовала, пока Атенаис де Монтеспан не предложила ей стать воспитательницей ее детей от короля.

ru.wikipedia.org

Франсуаза усердно исполняла свои обязанности, заменив детям мать, и имела возможность встречаться с королем, когда он навещал детей. Людовик отметил ее внимательное отношение к его детям, ее ум и широкий кругозор, спокойный характер (в отличие от взрывного темперамента Атенаис) и то обстоятельство, что она не боялась открыто упрекать короля за его пренебрежение к королеве и вообще легкомысленный образ жизни.

Постепенно они стали друзьями, в 1675 году Людовик сделал ее маркизой Ментенон и начал все больше считаться с ее мнением по разным вопросам. После «дела о ядах» и отставки Монтеспан, Франсуаза стала самым близким человеком для короля, а значит, и самым влиятельным. Это сразу же отразилось на придворной жизни: балы сменились мессами, в моду вошли темные наряды без украшений, из развлечений осталась только охота.

В 1683 году умерла королева Мария-Терезия, и в том же году Людовик и Франсуаза тайно обвенчались. В Версале Ментенон жила уединенно, но всех министров и даже членов семьи король принимал ее присутствии, и ни одно решение не принималось без ее совета. При дворе ее прозвали «черной королевой» за привычку одеваться в темное и угрюмый характер, и не любили больше, чем любую другую фаворитку короля.

Бывшая протестантка, ставшая убежденной католичкой, она нетерпимо относилась к бывшим единоверцам, и, вероятно, повлияла на отмену Нантского эдикта в 1685 году, гарантировавшего протестантам свободу веры.

Однако вместе с этим она заботилась о женском образовании: в 1684 году в Сен-Сире была открыта первая светская женская школа для дочерей обедневших дворян, которая впоследствии послужила образцом для создания многих учебных заведений такого рода, в том числе и Смольного института.


«Каждая женщина рождается с мечтой стать фавориткой короля», - именно эта фраза характеризует положение дел при дворе французских монархов. Титул официальной фаворитки короля позволял дамам не только вольно распоряжаться государственной казной, но и вмешиваться в политические дела страны, и даже влиять на личные взаимоотношения королевской четы. Людовик XV вошел в историю как монарх, который позволил своим фавориткам руководить страной. Это время назвали «правлением трех юбок».

Герцогиня де Шатору



Мари-Анн де Майи-Нель больше известна как герцогиня де Шатору. У нее было четыре сестры, трое из которых успели стать фаворитками Людовика XV. Когда Мари-Анн рано овдовела, она переселилась к своей старшей сестре в Версаль. Король тут же заприметил красавицу, но та, наоборот, вела себя очень сдержанно с Его Величеством. Но королям не принято отказывать. Тогда Мари-Анн де Майи-Нель поставила монарху несколько условий: удаление со двора ее старшей сестры (бывшей фаворитки), назначение пенсии в 50000 экю и официальное признание возможных совместных детей. Согласившись с требованиями строптивой красавицы, Людовик XV в 1743 году также даровал ей титул герцогини де Шатору.



Герцогиня имела огромное влияние на короля. В 1744 Людовик XV лично возглавил французскую армию, желая предстать в более выгодном свете перед своей фавориткой. Герцогиня поехала за ним тайно. Во время стоянок она селилась через два дома от королевской обители. Причем заранее в домах пробивались тайные сквозные проходы, чтобы влюбленные могли беспрепятственно встречаться.

В возрасте 27 лет Мари-Анн внезапно скончалась. Многие говорили, что ее отравили, но женщина умерла от гнилой горячки (тифа). Недоброжелатели радовались преждевременной кончине влиятельной любовницы, но появление последующих фавориток – мадам Помпадур и мадам Дюбарри – заставило их пожалеть об этом.

Маркиза де Помпадур



В 1745 году на королевский бал-маскарад прибыла мадам д’Этиоль. Она была одета в костюм богини Дианы. Луи XV познакомился с ней, пригласил поужинать, а ночь она провела в королевских покоях. Через полгода мадам д’Этиоль была объявлена официальной фавориткой короля, теперь ее звали маркиза де Помпадур.
Удивительно, но на протяжении многих лет маркиза являлась центром любовных утех короля, будучи совершенно фригидной. Она была прекрасной актрисой: могла разыграть вожделение, страсть и оргазм в любой момент. А ведь король, который имел ненасытный сексуальный аппетит, часто запирался с маркизой в своих покоях по несколько раз в день. Надеясь стимулировать свое либидо, маркиза де Помпадур, ввела в рацион сельдерей, трюфели, ваниль.



Но чтобы оставаться фавориткой короля на протяжении многих лет, одной постели недостаточно. Маркиза могла предугадывать настроение Людовика с одного только взгляда, удивляла его, восхищала. Со временем эта женщина заменила монарха на заседаниях. Она влияла на внутреннюю и внешнюю политику. Семилетнюю войну историки называют «войной разгневанных женщин», т. к. Фридрих II (Пруссия) противостоял Елизавете Петровне (Российская империя), Марии Терезии (Австрия) и мадам Помпадур (Франция). Сам Фридрих II окрестил антипрусскую коалицию «союзом трех баб».

Когда маркиза стала понимать, что не удовлетворяет сексуальные потребности короля, она стала сама подбирать для него любовниц, оставаясь при этом в статусе официальной фаворитки. Когда же любовь угасла, их отношения переросли в крепкую дружбу. Людовик XV продолжал посещать маркизу и советоваться по многим вопросам вплоть до ее смерти в 1764 году.

Мадам Дюбарри



После смерти маркизы де Помпадур ее сменила мадам Дюбарри. Эта женщина была незнатного происхождения, но, благодаря своему женскому обаянию и раскованности в постели, в 1769 году она оказалась в фаворитках стареющего Людовика XV. Придворных очень возмущала неряшливость Дюбарри, но, как ни странно, ее «стиль» ненадолго вошел в моду.

Специально эта женщина не вмешивалась в политику, но с ее мнением считались все. Сам же король был в восторге от Дюбарри. Он говорил, что эта женщина – единственная, кто мог заставить его забыть о 60-летнем возрасте. В период революции, уже после смерти Людовика XV, мадам Дюбарри обвинили, как и многих, в политических преступлениях и отправили на гильотину.

Самой Она смогла стать не только постоянной любовницей Карла VII, но и подругой его жены, королевы Марии Анжуйской.

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, - портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь, самый загадочный жест, самые изящные стихи, самый выигрышный ракурс, самые интеллектуальные занятия -- кто победительницы в этих номинациях?




Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII - того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума - восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, - крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась - подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину.

Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной - однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего - прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль - но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой - ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы.

Сохранилось несколько портретов Габриэль - на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо - возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа - Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности - в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции - Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов.

Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине - дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц - и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия - любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур "нежными" отношениями Гортензии с подругами.

Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута - обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц - и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое.

Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели - знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов - королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, - для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи - дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку».

Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV - правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748-1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции - государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи.

Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда - она слишком уважала себя.

Браки членов королевской семьи были делом сугубо государственным, призванным укрепить союз между двумя странами. Нередко договор о браке заключался задолго до совершеннолетия наследника престола, ни о каких личных симпатиях речь обычно не шла. Главной функцией королевы было, помимо укрепления межгосударственных связей, продолжение королевской династии. За исключением нескольких блестящих правительниц, как Екатерина Медичи и Мария-Антуанетта , оставивших заметный след в истории Франции , супруга короля обычно оставалась в тени, не вмешиваясь в политические дела, и часто посвящала себя религии.

Аньесс Сорель - первая официальная фаворитка

Руководствуясь личными предпочтениями, король обычно выбирал себе в любовницы привлекательных и образованных дам из своего окружения, в том числе из числа фрейлин королевы. Помимо половых отношений с государем, фаворитка нередко играла важную роль в управлении страной. Поскольку фаворитки обычно были дамами знатного происхождения, получившими прекрасное образование и воспитание, их отличали прогрессивные взгляды на многие вещи, которые они, заручившись поддержкой короля, стремились воплотить в обществе. Они не только являлись законодательницами моды и культурных традиций при дворе, но и активно занимались политикой, зачастую фактически перенимали бразды правления в свои руки. Подчас фаворитки были лишь изящным инструментом в руках могущественных людей Франции, с помощью которого они могли влиять на решения короля.

Однако фаворитка могла столь же быстро впасть в немилость короля, сколь быстро она завоевала его расположение. Позиция её была нестабильна, так как король часто менял любовниц, поэтому самые тщеславные из них старались во что бы то ни стало укрепить свою власть при дворе и женить короля на себе. Хотя среди королевских любовниц встречались и порядочные женщины, практически все они имели плохую репутацию, а вместе с тем и множество врагов и соперниц.

Прообразом официальной фаворитки называют любовницу Карла VII - Аньес Сорель , которую тот наградил официальным статусом королевской фаворитки. Статус давал Аньес ряд преимуществ: в частности, ей прислуживали, как принцессе, и она носила самый длинный после королевы шлейф (длина шлейфа в Средние века и в эпоху Ренессанса определялась статусом женщины). Король подарил Сорель сеньорию Боте-сюр-Марн с правом ношения этого имени, потом и другие владения, в частности за́мок Иссудён в Берри и владение Вернон в Нормандии . Помимо всего прочего, Аньес Сорель активно вмешивалась в политику и добилась для своих родственников титулов и должностей при королевском дворе. По одной из версий Сорель была предумышленно отравлена .

Однако моментом возникновения термина «официальная фаворитка» всё же считается период правления Франциска I . Отныне в должность официальной фаворитки посвящали в присутствии всего королевского двора - так король давал понять, что это не мимолётное увлечение, а акт высшего доверия к конкретной женщине. По мнению французского историка Ги Шоссинан-Ногаре, культ фаворитки при французском дворе - выродившаяся рыцарская традиция поклонения Прекрасной Даме .

Знаменитые фаворитки Франциска I

Франсуаза де Фуа

Первой официальной дамой сердца Франциска I стала Франсуаза де Шатобриан в 1517 году . Графиня отличалась красотой и скромностью, и использовала личные отношения с королём лишь для продвижения своих родственников на высокие должности. Эти назначения в дальнейшем оказались ошибочными, к примеру, брат Франсуазы был одним из виновников поражения при Павии . После освобождения Франциска из испанского плена в 1526 году , его мать, Луиза Савойская , решила сдвинуть с поста независимую фаворитку, заменив её на юную Анну де Пислё . Между фаворитками развернулась двухлетняя борьба за любовь короля, в которой проиграла графиня де Шатобриан, оскорблённая предложением короля стать его второй возлюбленной. В 1532 году Франциск на три недели возобновил отношения с Шатобриан, однако их связь на этом закончилась.

Анна д’Этамп

Правление Дианы де Пуатье закончилось в 1559 году, когда Генрих II был случайно убит на турнире графом де Монтгомери . Екатерина Медичи отобрала у фаворитки все драгоценности и поместья, подаренные ей королём, в том числе замок Шенонсо . Диана де Пуатье удалилась в свой замок Ане , где и провела остаток жизни.

Правление Франциска II, Карла IX и Генриха III

Мария Туше

Период правления последних трёх представителей династии Валуа ознаменовался отсутствием влиятельных фавориток. На протяжении 20 лет страной правила королева-регентша Екатерина Медичи , которая любой ценой пыталась удержать монархию и династию Валуа на троне.

Третий сын Екатерины Медичи, Генрих III , имел любовные связи с придворными дамами, однако был влюблён в Марию Клевскую , жениться на которой ему запретила мать. Из-за несчастной любви и скоропостижной смерти Марии, Генрих потерял интерес к женщинам. Также ему приписывают гомосексуальные связи . Именно при последнем из Валуа появился термин «миньоны », обозначавший королевских фаворитов мужского пола преимущественно нетрадиционной сексуальной ориентации.

Фаворитки Генриха IV

О любвеобилии первого короля из династии Бурбонов слагались легенды. Ему приписывают фразу «Иметь одну женщину - значит, ударяться в целомудрие», которая в полной мере даёт характеристику признанному ловеласу . Список любовниц Генриха IV насчитывает более 50 дам, однако статуса официальной фаворитки удостоились лишь две из них.

Первой женщиной, сумевшей надолго привязать к себе Генриха, была Диана д’Андуан , прозванная «прекрасной Коризандой» в честь героини цикла рыцарских романов об Амадисе . Диана была для него не только любовницей, но и мудрой наставницей, которая оказывала ему как духовную, так и материальную поддержку. Их связь практически сошла на нет к моменту вступления Генриха на престол.

Габриэль д’Эстре

Первой официальной королевской фавориткой Генриха IV стала Габриэль д’Эстре . Несмотря на наличие законной королевы , фаворитка всюду сопровождала короля, даже в военных кампаниях, будучи на сносях. От Генриха Габриэль родила четырёх детей, которые были признаны законными детьми короля.

Королевская фаворитка была католичкой и, пытаясь уладить конфликт протестанта Генриха с Католической лигой , потихоньку сумела уговорить короля сменить веру. В 1593 году Генрих IV принял католицизм, а пятью годами позже подписал Нантский эдикт , даровавший гугенотам свободу вероисповедания и положивший конец затяжным Религиозным войнам .

Генриетта д’Антраг

Носивший траур по д’Эстре король спустя некоторое время нашёл утешение в лице Генриетты д’Антраг , чьей матерью была Мари Туше - бывшая любовница короля Карла IX. Семья будущей фаворитки умело спекулировала невинностью Генриетты. В конечном счёте девственность девушки была продана за сто тысяч экю , титул маркизы и письменное обещание короля жениться. Страстно влюблённый Генрих согласился на все условия, с оговоркой, что женится на Генриетте лишь в том случае, если она подарит ему наследника престола (на тот момент у почти пятидесятилетнего короля не было официальных наследников). У фаворитки случился выкидыш , благодаря которому Генрих IV смог беспрепятственно жениться на Марии Медичи , рассчитывая тем самым избавить Францию от долгов.

Отношения д’Антраг и королевы никогда не отличались дружелюбием, в скором времени ухудшились и отношения фаворитки с королём. Семья д’Антраг утверждала, что брак короля с Маргаритой де Валуа не был аннулирован, следовательно, Мария Медичи не могла считаться законной женой, а дети, ею рождённые, являлись бастардами . Брат (герцог Ангулемский) и отец фаворитки вступили в новый заговор, который был раскрыт. В 1605 году был оглашён приговор, согласно которому герцог Ангулемский и д’Антраг осуждались на смертную казнь, Генриетта - на заключение в монастыре. Благодаря расположению короля все трое были помилованы, а Генриетте было позволено вернуться в Париж.

Фаворитки Людовика XIV

Предшественник Людовика XIV, его отец Людовик XIII , как предполагают некоторые историки, был гомосексуалом, проводившим время в компании своих миньонов . С приходом к власти Людовика XIV , наступила самая блистательная часть Великого века - так называемый Галантный век . «Король-солнце» стал олицетворением периода культурного и политического расцвета Франции, в годы его правления страна стала одной из самых могущественных держав в мире. Одним из основных принципов эпохи роскоши и развлечений было галантное обращение к даме, чем в совершенстве владел король.

Луиза де Лавальер

Луиза де Лавальер

Официальной фавориткой была признана Луиза де Лавальер . Первоначально она была фрейлиной принцессы Генриетты Стюарт .

Наружность Луизы была скорее заурядной, нежели привлекательной, впрочем, оставляли желать лучшего и её скромные таланты. Однако это была добрая, совестливая женщина, рядом с которой король находил отдохновение. Своего высокого положения фаворитка стыдилась и старалась нечасто бывать на светских мероприятиях.

Благодаря Луизе (вернее - в честь их любви) король начал перестраивать Версальский дворец , который до этого был лишь небольшим охотничьим замком его отца.

У Лавальер было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна Бурбон, мадемуазель де Блуа, и граф Вермандуа . Оба ребёнка считались законными детьми короля - де Блуа впоследствии вышла замуж за принца де Конти, а Вермандуа с младенчества стал адмиралом Франции.

Когда Людовик XIV приблизил к себе мадам де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и приняла постриг в монастыре кармелиток, в Париже .

Монтеспан была полной противоположностью Лавальер. Это была статная, крупная, невероятно красивая и остроумная женщина. Её дорогие и вычурные наряды часто подвергались сатире : «Золотое золото на золотом».

Тщеславная, она полностью подчинила себе жизнь двора и даже занимала в королевском дворце Сен-Жермен ан Ле 20 комнат (королева - только 10). Позволяла она себе и другие отступления от этикета: носила самый длинный во Франции шлейф, принимала вместе с королём делегации дипломатов и, разумеется, раздавала придворные и государственные должности.

Недруги поговаривали, что Монтеспан в своём желании вернуть себе былую власть дошла до того, что принялась посещать «чёрные мессы», что, впрочем, ей не помогло. (Впоследствии маркиза проходила по делу знаменитой ведьмы Монвуазен). После этого проступка, несовместимого с высоким званием официальной (хотя и отставной) фаворитки, Монтеспан потеряла расположение короля. Несмотря на это, она жила при дворе до 1691 года, и король продолжал бывать у неё, высоко оценивая её остроумие и умение развлечь его. После того, как она покинула двор, она занялась благотворительностью, тратя на это большую часть пансиона, который король выделял ей до самой её смерти. Она скончалась в почтенном возрасте, находясь на водах в Бурбон-л"Аршамбо.

Монтеспан родила королю семерых детей, шестеро из них были официально признаны королём, до взрослого возраста дожили только четверо. Кстати, воспитанием королевских детей занималась скромная вдова поэта Скаррона - Франсуаза д´Обинье. Ей удалось сделать то, что не удалось даже маркизе Монтеспан - она вышла за короля замуж.

Франсуаза де Ментенон

Эту женщину Людовик заметил в доме Монтеспан - Франсуаза д´Обинье работала в качестве воспитательницы королевских детей. Став официальной фавориткой под именем мадам де Ментенон, Франсуаза принялась воспитывать и самого короля.

Эпоха балов и чувственных удовольствий при дворе закончилась: король постоянно постился, читал духовную литературу и проводил вечера в душеспасительных беседах. Ментенон не ограничивалась двором - в Париже была создана так называемая «полиция нравов », штрафовавшая дам за глубокие декольте .

Ментенон фактически была доверенным лицом короля. Она была в курсе многих дел и событий, правда, король, как и прежде, не допускал участие фаворитки в государственных делах. В Версальском дворце маркиза сидела в кресле в присутствии Людовика, его сына - наследника престола, его брата, английских коронованных особ. При этом Ментенон избегала дорогих нарядов и не носила драгоценностей, но одевалась со вкусом и довольно скромно, не по возрасту. Попасть на прием к маркизе было не легче, пожалуй, чем к самому королю.

В отличие от своего прадеда Людовика XIV , король был весьма далёк от насущных проблем современности и к государственным делам относился с равнодушием.

Мари-Анн де Шатору

Прусский король Фридрих II в шутку назвал царствование своего соседа «правлением трёх юбок». Термин стал расхожим определением целой эпохи.

Вопрос о том, кем же были эти «три юбки», не имеет однозначного ответа. Дело в том, что мнение авторов статей по этому поводу постоянно расходится: две «юбки» - это маркиза де Помпадур и её предшественница Мари-Анн де Шатору, а в качестве третьей называют то Луизу де Майи-Нель, то её сестру - Полину-Фелицию де Вентимиль, то скандально известную графиню Дюбарри . Однако Дюбарри появилась у короля уже после того, как Фридрих отпустил свою остроту по этому поводу. Стало быть, под «первой юбкой» Фридрих подразумевал де Мальи или Вентимиль (сёстры до замужества носили фамилию де Нейль).

Известно, однако, что де Мальи не интересовалась политикой , тогда как маркиза Полина де Вентимиль умело подчиняла себе волю короля и активно вмешивалась в политику. Она не просто пыталась быть доверенным лицом Людовика, но и боролась с всесильным кардиналом Флёри - первым министром , другом и воспитателем короля. Однако завершить начатое ей помешала смерть от родильной горячки (есть предположение, что фаворитка была отравлена).

10.07.2017

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, – портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII – того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума – восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, – крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась – подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину. В 2005 году ученые провели анализ останков Агнессы и подтвердили, что ее отравили ртутью. Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной – однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего – прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль – но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой – ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы. Сохранилось несколько портретов Габриэль – на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо – возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа – Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности – в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции – Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов. Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине – дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц – и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия – любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур нежными отношениями Гортензии с подругами. Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута – обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц – и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое. Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели – знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов – королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, – для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи – дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку». Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV – правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748–1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции – государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи. Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда – она слишком уважала себя.

Текст: Софья Багдасарова