Объясните знаки препинания при выделенных обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных определениях. Приветствие. Организационный момент

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток И- 5 класс

Эпиграф:

Удача сопутствует храбрым. А. Македонский

Цели урока: расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Предметные: ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск; расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце А. Македонском; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы А. Македонского.

Метапредметные: продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности; формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его; совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Личностные: продолжить формирование коммуникативной компетентности; формировать интерес к исторической науке.

Личность в истории : Александр Македонский (356-323г.г.до н.э.), Парменион, Дарий III, Клит.

Ход урока:

Учитель

Ученики (ожидаемые действия и ответы)

    Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

    Проверка домашнего задания

Организует решение теста

Организует беседу по вопросам:

1)Раскройте причины возвышения Македонии при Филиппе II .

2)Когда и почему Греция потеряла независимость?

3)Каковы были последствия потери Грецией независимости?

Решают тест (индивидуально)

Отвечают на вопросы (фронтально)

1)Филиппа II (359- 336 г. до н.э. ) 1.создал большую, боеспособную армию 2. укрепил царскую власть 3.чеканка золотой монеты

4.расширил торговлю с другими странами

2) 338 г. до н.э. – битва при Херонеи, потеря Грецией независимости

Причины покорения Греции Македонией: а)Греки воевали между собой, это ослабило страну. б)Филипп создал сильную, мощную армию. в)Умение Филиппа поссорить противников.

3) Последствия битвы при Херонеи: 1)афинской демократии пришел конец; 2)имущество у богатых граждан не отбиралось;

3)союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией; 4)македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами. 5)Греция потеряла надолго свою независимость.

III . Мотивация . Одно из распространенных современных имен – Александр. Ребята, кто знает, что оно означает в переводе с греческого? У нас есть в классе Александры?

Каких великих людей с таким именем вы знаете?

Ребята, обратите внимание на слайд , Однажды Филиппу предложили купить коня, но конь оказался совершенно диким, вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Александр смело направился к коню. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах.

"Дитя мое,- сказал Филипп сыну, - ищи себе более подходящего царства, Македония для тебя слишком мала".

- Кто изображён на слайде?

- Как вы считаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- Как вы думаете, как эти слова отца повлияли на дальнейшую деятельность мальчика?

Да, действительно - Отсюда, что же нам предстоит сегодня изучить, как будет называться тема нашего урока?

- Мужественный защитник

- А.Македонский, А.Невский, А.Пушкин, А.Суворов и другие

- они подтолкнули его на завоевания.

IV .Создание проблемной ситуации

Давайте с вами посмотрим на карту с.204 учебника и на слайд №

    что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония

Запись на доске :+ государство Македония небольшое

    Значит, какую армию может иметь такое государство?

Записывает на доске: + армия македонцев малочисленная

    а что на карте обозначено черными стрелками?

    и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?

Записывает на доске: + А.М.завоевал полмира

Посмотрите на записи. Вас ничто не удивляет? В чем противоречие данных фактов?

Итак, главный вопрос нашего урока: ПОЧЕМУ Александр Македонский ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?

Поиском ответа на данный вопрос мы и займёмся на нашем уроке.

Выполняют проблемные задания

V .Актуализация знаний:

    Вспомните, каковы преимущества македонской армии?

    Кто продолжил дело Филиппа по завоеванию соседних стран?

Отвечают на вопросы

Македонское войско

Фаланга 16 рядов +

Фаланга тренируется постоянно +

В бою одновременно участвуют 6 рядов +

Тяжеловооруженная конница, широко применяется в бою +

Применяет осадные башни +

- сын Александр

VI . Изучение нового материала

План:

1.Личность в истории: Александр Македонский.

2.Поход А.Македонского на Восток.

1. Характеристика личности Александра на основе источников.

Какие качества положительные и отрицательные вы можете назвать?

2. Организует работу с проблемным заданием для выявления причин похода на Восток.

Задание: определите причины походов Александра на основе сведений, приводимых Плутархом.

Причины походов Александра:

    Продолжить завоевательную политику Филиппа Македонского.

    Создание мировой державы

Физкультминутка

А, теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали

Повернулись вправо, влево.

Руки вверх опять подняли, потянулись

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели – вновь за дело!

С помощью параграфа 42 и карты определите основные события похода Александра Македонского на Восток и выпишите в тетрадь.

Закрепление: Составьте схему похода на А.Македонского на Восток (на столе учащиеся берут заготовленные таблички с названиями пунктов похода и расставляют в правильном порядке)

Подведем итоги.

Благодаря чему Александр Македонский завоевал полмира?

По ходу урока заполняют рабочий лист.

1. Изучают личность Александра (356-323 гг.до н.э.), на основе источников (раздаточный материал) и заполняют таблицу:

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

смелость

хорошо образован

решительность

справедливость

благородство

гордыня

зависть

стремление к завоеваниям

2. С помощью проблемного задания учащимся необходимо выявить причины похода на Восток

Работа с источником:

Напутствие Филиппа юному Александру:

«… Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала». Из Плутарха.

Слова Александра, когда пришла весть о военных успехах Филиппа:

«Отец успеет захватить все, так что мне не удастся совершить ничего великого»

Записывают в тетрадь

По учебнику и карте выписывают основные события похода :

Дата

Место сражения

334 г. до н.э.

Битва при Гранике

333 г. до н.э.

Битва при г.Иссе

332 г. до н.э.

Завоевание Тира

332 гг.до н.э.

Подчинение Египта

331 г. до.н.э

Битва при Гавгамелах

327 г. до н.э.

Поход в Индию

324 г. до н.э.

Возвращение в Вавилон

323 г. до н.э.

Смерть А. Македонского

Составляют схему у доски

А.Македонский завоевал полмира благодаря:

А) своим личным качествам

Б) хорошо подготовленному войску

В) разобщенности персидского войска

Г) население завоеванных земель сами добровольно подчинялись Александру (из двух зол меньшее)

Д) основа для завоевательных походов А.М. была заложена еще его отцом Филиппом

Закрепление изученного материала на уроке.

1.Соотнесите государства, города и факты их характеризующие:

1.Вавилон

А.Более полугода продолжалась оборона города

2.Египет

Б.Провозглашение столицей державы Александра

3.Индия

В.Объявление Александра богом солнца

4.Персия

Г.Провозглашение Александра «царем Азии»

5.Тир

Д.Встреча македонского войска с боевыми слонами

Троя

Е.Находится памятник Ахиллу

Ответы:

1

2. Соотнести имена исторических деятелей и род их занятий:

1.Филипп

А.Друг Александра, спасший ему жизнь

2.Парменион

Б.Царь Македонии

3.Клит

В.Полководец, советник Александра

4.Аристотель

Г.Царь Персидской державы

5.Дарий III

Д.Философ, учитель Александра

Ответы:

1

3. Какие уроки можно извлечь из истории жизни и деятельности Александра Македонского? Найдите обоснования для своего ответа.

Учащиеся получают карточки, в которых работают индивидуально, затем с помощью слайда проверяют правильность выполнения

Подведение итогов урока

Домашнее задание:

    § 42

    Выполнить задания - Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. с. 35-39, № 44, 46 (заполнить контурную карту)

    Узнать, что значит выражение «разрубить гордиев узел» в наши дни

Запись в дневник и тетрадь

« Разрубить гордиев узел » значит: смело, энергично решить сложное дело.

Рефлексия.

Если бы вы были художником, и вам предложили нарисовать портрет Александра Македонского, какие цвета вы использовали бы для этого?

Ответы учащихся- ассоциации с цветами (черный, зеленый, синий, красный и т.д). Объясняют свои ассоциации.

черный - темный, нехороший, опасный, без будущего, смерть

красный - победа, кровь, сражения, битвы, власть, напор, натиск,

синий - благородство, власть, мужество, чистота помыслов, целеустремленность

желтый - наследник, золото, богатство, власть наследственная, корона, хитрость, мстительность, дипломатичность, гибкость

коричневый - половина красного и половина черного, и положительное и отрицательное, половинчатость, ни то, ни се.

зеленый - культура, цивилизация, след в истории, цвет рождения и созидания (города, например). Много разрушил, но и построил тоже немало.

Рабочий лист урока

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток Цель: познакомить с одним из самых могущественных полководцев древности Александром Македонском, дать представление о его личности и делах. Задачи урока Предметные: · ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск; · расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском; · подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра... Дата Место сражения 2) А теперь, давайте обратимся к карте и посмотрим, куда же в первую очередь направился Александр (показ на карте начало похода). Весной 334 г. до н. э. небольшое войско под предводительством юного царя перешло Геллеспонт и подошло к р. Граник. Накануне сражения Александр велел солдатам плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстоит угощаться припасами врага. Персидское войско находилось в очень выгодной позиции, и даже опытный полководец Парменион сомневался в успехе, предла...

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток

Цель: познакомить с одним из самых могущественных полководцев древности Александром Македонском, дать представление о его личности и делах.

Задачи урока

Предметные:

    ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;

    расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском;

    подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Метапредметные:

    продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности;

    формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его;

    совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Личностные:

    продолжить формирование коммуникативной компетентности;

    формировать интерес к исторической науке.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, приемы критического мышления.

Формы обучения: групповая, индивидуальная

Ход урока:

    Вводно- мотиационный этап.

Повторение пройденного материала:

Дать определение понятиям: граждане, верфи, пошлина, переселенцы, амфора, пифос.

б) Для этого вспомнить:

    Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

    Почему греки жили недружно и воевали между собой?

    Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

в) Сделать вывод.

    Где находится Македония? (на севере Балканского полуострова)

    Как звали македонского царя? (Филипп II)

    Каким был Филипп II?

    Краткий ответ по карточке: почему Греция потеряла свою независимость?

    Каким образом Александр пришел к власти в Македонии? (после смерти своего отца - царя Филиппа)

    1. Операционно-содержательный этап.

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа II во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.

Вместе с учащимися определяем цель урока: познакомиться с походами Александра Македонского на Восток и выяснить, почему рухнула мощная держава персов под ударами армии македонцев.

Задача урока: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

План. Слайд №3.

    Личность Александра Македонского.

    Первые победы.

    Битва при Иссе.

    Гибель Персидского царства.

    Окончание похода.

Записываем в тетрадях тему и план урока.

После его смерти на престол вступил Александр, в ту пору ему исполнилось всего лишь 20 лет.

Давайте поближе познакомимся с этим выдающимся полководцем древности, узнаем о его блестящих победах. Для этого обратимся к презентации, здесь мы видим бюста Александра. Таким его изобразил древнегреческий скульптор.

Сообщение учащегося: Родился он в 356 г. до н. э. Был очень честолюбив, смел, стремился к военной славе, очень боялся, что на его долю не останется ни одного славного подвига. Был отважен и решителен, чего стоит одно укрощение строптивого коня Буцефала, после чего отец воскликнул: "Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!"

Александр получил прекрасное образование, его учитель был сам Аристотель. Говоря о нем, Александр замечал: "Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно".

Прежде, чем отправиться в поход, Александр поехал в Священные Дельфы, чтобы узнать свое будущее. Прибыл он в тот день, когда жрица не делала предсказаний. Тогда Александр пошел за ней и хотел силой заставить её исполнять обязанности. Вынужденная уступить царю, пифия воскликнула:

Ты непобедим, сын мой!

В ответ Александр сказал:

Не говори больше ничего! Мне достаточно и этих слов!

Оформить в виде таблицы походы Александра Македонского.

Место сражения

2) А теперь, давайте обратимся к карте и посмотрим, куда же в первую очередь направился Александр (показ на карте начало похода).

Весной 334 г. до н. э. небольшое войско под предводительством юного царя перешло Геллеспонт и подошло к р. Граник.

Накануне сражения Александр велел солдатам плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстоит угощаться припасами врага.

Персидское войско находилось в очень выгодной позиции, и даже опытный полководец Парменион сомневался в успехе, предлагая Александру начать сражение утром, когда македонская армия сумеет построиться быстрее и, соответственно, получит преимущество. На это Александр ответил: "Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки".

Под градом стрел конница преодолела быстрое течение и обрывистый берег и вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами, и военачальник персов даже срубил гребень с его шлема. Казалось, что гибель Александра неизбежна, но… в этот момент подоспел друг царя - Клит и пронзил врага копьем.

Сражение закончилось победой македонян. Им был открыт путь к богатейшим городам Малой Азии. Жители греческих городов, расположенных здесь, встречали Александра как освободителя.

Наряду с приморскими городами Александр утвердил свою власть и в глубине полуострова. Побывал он и в городе Гордий, столице Фригии. Здесь царю показали колесницу, дышло которой соединял ярмом чрезвычайно запутанный узел. Александру рассказали предание: кто развяжет этот узел, тот станет владыкой Азии. Царь попробовал развязать узел, но тот не поддавался и тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил сплетение.

Скажите, кто из вас знает, что означает выражение "разрубить Гордиев узел"? (Решить проблему очень быстро ).

Персидский царь Дарий III не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. С большим войском он двинулся навстречу Александру. Войска встретились около г. Исса улыбнулась удача. Дарий завел свои войска в теснины, где персидская конница не могла развернуться. Александр не дал неприятелю окружить себя, и во главе своей гвардии он прорвался к колеснице персидского царя. Дарий испугался и бежал с поля боя. Сопротивление персов было сломлено за два часа. Македоняне захватили не только лагерь персов, но и семью царя - мать, жену и двух дочерей. Однако Александр велел им сказать, что он воюет с Дарием, а им будут оказаны такие же почести, к каким они привыкли на свободе.

Разгромив персидского царя, войска Александра заняли страны, лежащие на восточном побережье Средиземного моря: Сирию, Палестину, Финикию.

Многие покорились без сопротивления. Отпор лишь дал финикийский город Тир, в руках которого находилась морская торговля с Персией. Он был расположен на неприступном скалистом острове и окружен мощными стенами. Более полугода длилась его осада. Наконец, македоняне построили дамбу через пролив и ворвались в город. Они разграбили и подожгли Тир, многие его жители были убиты, а тысячи обращены в рабство.

Обратите внимание на карту каково дальнейшее направление похода македонской армии

В эти дни Александр получает письмо от Дария, где тот предлагает ему половину своей империи. Полководец Парменион, узнав об этом, воскликнул:

Если бы я был Александром, я бы согласился!

И я бы согласился, если бы я не был Александром!

Итак, 332 г. до н. э. Египет. Александру с легкостью удалось завоевать страну, т. к. египтяне видели в македонцах избавление от персидского ига. В оазисе Сива Александра провозгласили богом и сыном бога Амона. Это решение жрецов очень понравилось царю. Он разослал гонцов во все покоренные страны, что бы и там его признали богом. Успехи Александра, всеобщая лесть и заложенное в нем с детства тщеславие привели к тому, что он и сам уверовал в свою божественность и могущество.

В Египте Александр на берегу моря, напротив острова Фарос, повелел заложить новый город, который назвал своим именем.

3) Однако война заставила Александра покинуть Египет и направиться на север. Здесь, у селения Гавгамелы, в октябре 331 г. до н. э. и произошло еще одно сражение с персами.

Дарий ждал Александра на удобном для действий его боевых колесниц поле.

Есть сведения, что Парменион уговаривал царя напасть на врага ночью, рассчитывая, что внезапный удар приведет врага в смятение. "Я не краду побед, - отвечал Александр, - мне подобает воевать честно, без хитростей и уловок".

Подумайте, почему ночная победа казалась полководцу "украденной".

Перед битвой при Гавгамелах Александр лег спать и уснул так крепко, что когда войска уже строились к бою, Парменион с трудом разбудил его. "Ты спишь так, как будто мы уже одержали победу", - удивился Парменион.

"Если неприятель перед нами и его не нужно искать и ловить, значит, мы уже победили", - весело ответил царь.

Несмотря на подходящую местность, а также на численное превосходство, Дарий был разбит. В сражении Дарий проявил поразительную слабость духа: он обратился в бегство, когда возникла угроза его безопасности, в то время, когда можно было ещё сопротивляться и при некоторых условиях даже изменить ход событий в свою пользу. Вскоре Дарий был убит своими приближенными.

Города Персидской державы сдавались один за другим.

Вавилон -> Сузы -> Экбатаны -> Парфия -> Бактрия.

В Персеполе, древней столице Персии, в подвалах царского дворца хранились сокровища персидских царей, для вывоза которых Александру потребовалось 10 тысяч пар мулов и 5 тысяч верблюдов.

Завоевание Персии казалось Александру началом великого похода. Но для осуществления задуманных им планов завоевания Азии македонского войска было недостаточно. Поэтому он приказал набирать 30 тыс. персидских мальчиков и обучать их военным приемам.

Работа с текстом учебника по вариантам: абзац 3, с. 191-192, I-В.

Как была завоевана Финикия? 3 абзац, с. 192-193, II-В.

Как Александра встретили в Египте? 2-3 минуты. Здесь Александр основал первый свой город в честь своего имени - Александрию. Таких городов будет основано еще более 20.

Нёдовольство македонцев поведением Александра в Египте обострилось в Персии, когда царь стал одевать персидские царские одежды. Среди приближенных к Александру появились персы, в то время как бывшие сподвижники отходили на второй план.

Это привело к заговорам и покушениям на жизнь Александра. И он стал расправляться с теми, кому еще недавно был обязан военными успехами и даже жизнью.

Вдохновителями заговора были объявлены старейший и почитаемый македонцами полководец Парменион и его сын Филот, один из храбрейших командиров македонской конницы. После жестоких пыток Филот был казнен, а Парменион тайно убит по приказу царя.

На пиру в порыве гнева Александр убил своего друга Клита, осмелившегося упрекнуть своего царя в том, что он отрекся от своего отца Филиппа и возомнил себя богом, что победы над врагами, которые добыты кровью македонских воинов, он приписал себе одному.

Тут же гнев царя угас, он пришел в ужас от содеянного, но жизнь другу, спасшему его от гибели в битве при Гранике, уже нельзя было вернуть.

326г. до н. э. - Александр достиг берегов реки Гидаспу на территории Индии. Перед ним стояло сильное войско царя Пора, вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8 часов.

Македонская армия одержала победу, но потери были велики. На месте битвы царь основал город Никею ("победа"), на реке Гидаспу - город Буцефалия (в честь своего коня, который к этому времени издох от старости).

Битва с Пором подорвала мужество македонян. В Индии было много непокоренных племен, и македонянам приходилось вести ожесточенные бои. Силы иссякали. Александру приходилось прибегать к беспощадной строгости, несмотря на прежние заслуги своих воинов. Но их уже нельзя было заставить воевать, ни угрозами, ни обещаниями, после чего Александру ничего не оставалось, как объявить о возвращении домой. Столицей своей империи Александр сделал город Вавилон.

Здесь в 323 году 13 июня, под тенью "висячих садов" Семирамиды на 33-м году жизни он скончался от лихорадки.

Его тело было перевезено в Египетскую Александрию и там погребено.

А огромная империя, созданная им, распалась.

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и,наконец, тот, который есть в действительности.

Записи на доске:

334 г. до н. э. - битва на реке Граник,

333 г. до н. э. - битва близ города Исс,

331 г. до н. э. - битва у селения Гавгамелы,

330-327 гг. до н. э. - походы Александра в Среднюю Азию,

325 г. до н. э. - завершение похода в Вавилоне.

Характеристика битвы:

    Битва началась с атаки персидских колесниц (не причинили вреда македонянам).

    Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий.

    За конницей - фаланга.

    Дария охватил страх, он обратился в бегство, а за ним - его воины.

    Александр занял Вавилон, а затем Персеполь.

    Дария III убивают его же приближенные.

    Войско провозгласило Александра «царем Азии».

Александр одержал блестящую победу. Окрыленный успехами он объявил о походе в долину Ганга. Однако войско отказалось.

325 год до н. э. 10 - летний поход завершился.

Задание для учащихся:

Когда Александр родился?

V. Закрепление.

    Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? (армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций; полководческий талант Александра сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы).

    Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что вам не нравится в нем?

VI. Итог урока. Домашнее задание: § 42, вопрос 1,4.

Поход Александра Македонского на Восток

Югин Валерий Валерьевич

МБОУ СОШ №6 пгт Афипский

Северского района

Краснодарского края


Задачи урока : достижение следующих результатов:

  • Личностных – развивать умение работать в коллективе, формировать интерес к исторической науке.
  • Предметных –ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;
  • расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском;
  • подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
  • Метапредметных - продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности;
  • формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его.





В Спарте на требование Македонского признать его богом Народное собрание дало лаконичный ответ: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». Почему? К чему стремился молодой Александр и каким путем хотел этого достичь?




Физкультминутка:

  • Крутим мельницу вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Наклоняться будем все, Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.) А потом назад прогнёмся, Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.) И попрыгать нам пора, Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.) Шаг на месте в заключенье. Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.) Поскакали, потянулись - Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)

Группа 1. Первые победы войска Александра в Малой Азии Проблема: Как же малочисленная армия Александра смогла преуспеть в завоевании Малой Азии

  • Задание. Прочитайте с.200 учебника история и ответьте на вопросы:
  • Почему войско было греко-македонским?
  • Как состоялся переход через реку Граник?
  • Почему Александр не послушался старого военачальника?
  • Кто спас Александра в схватке с персами?
  • Какое государство расположено на полуострове Малая Азия?
  • Каков результат первых сражений?

Группа № 2. От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской Почему Дарий Третий не смог противостоять и бежал, а финикийский город Тир пришлось брать осадой

  • Задание. Прочитайте с. 201-202 учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы
  • Почему огромное войско Дария Третьего не остановило Александра?
  • Чем привлекала Финикия Македонского?
  • Как сражался город Тир?
  • Почему Александра в Египте богом называли? Что за город там он основать велел?
  • Почему попытки Дария мир заключить провалились?

Группа №3 Гибель Персидского царства «Я победу не краду!» Какой смысл скрывался за этими словами?

  • Как встретил Александра старый мудрец Диоген? Чем он вызвал восхищение царя?
  • Чем примечательно местечко Гавгамелы?
  • Как была одержана победа над персами?
  • Какое значение имели взятые Александрам города Вавилон и Персеполь?
  • Что сталось с Дарием Третьим? Как Александр друга своего убил?
  • Покажите по карте маршрут Александра через Персидское царство

Группа №4 Завоевать весь мир! Вершитель великого и блестящего! В Спарте на требование Македонского признать его богом Народное собрание дало лаконичный ответ: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». Почему?

  • . С какими трудностями армия македонского столкнулась в Индии?
  • 2. Где завершился десятилетний поход Александра и почему?
  • 3. Почему на карте завоеванных территорий Александром появилось много городов с похожим названием?
  • 4. От чего возникало недовольство Александром среди самих македонян?
  • 5. Почему держава Македонского быстро распалась?

Закрепление

  • Соотнесите государства, города и факты их характеризующие
  • Вавилон Более полугода продолжалась оборона города
  • Египет Провозглашение столицей державы Александра
  • Индия Объявление Александра богом солнца
  • Персия Провозглашение Александра «царем Азии»

Синквейн

  • Правила составления синквейна
  • 1 строка-существительное. («Македонский», «Финикийцы», «Дарий»)
  • 2 строка-два слова, прилагательные, описывающие основную мысль
  • 3 строка- три глагола, описывающие действия в рамках темы
  • 4 строка- предложение из 4-х слов (выражающее чувство)
  • 5 строка- существительное одно слово

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с восточным походом греко – македонских войск.
  • Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
  • Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и презентации давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности. Слайд №2.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания по теме: «Возвышение Македонии при царе Филиппе».

Письменно: 2 карточки.

Карточка №1

Дать определение понятиям: граждане, верфи, пошлина, переселенцы, амфора, пифос.

Карточка №2

б) Для этого вспомнить:

  • Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?
  • Почему греки жили недружно и воевали между собой?
  • Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

в) Сделать вывод.

Устно:

  1. Где находится Македония? (на севере Балканского полуострова)
  2. Как звали македонского царя? (Филипп II)
  3. Каким был Филипп II?
  4. Краткий ответ по карточке: почему Греция потеряла свою независимость?
  5. Каким образом Александр пришел к власти в Македонии? (после смерти своего отца – царя Филиппа)

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа II во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.

Вместе с учащимися определяем цель урока: познакомиться с походами Александра Македонского на Восток и выяснить, почему рухнула мощная держава персов под ударами армии македонцев.

Задача урока: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

IV. Изучение новой темы.

План. Слайд №3.

  1. Личность Александра Македонского.
  2. Первые победы.
  3. Битва при Иссе.
  4. Гибель Персидского царства.
  5. Окончание похода.

Записываем в тетрадях тему и план урока.

Записи на доске:

334 г. до н. э. – битва на реке Граник,

333 г. до н. э. – битва близ города Исс,

331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,

330-327 гг. до н. э. – походы Александра в Среднюю Азию,

325 г. до н. э. – завершение похода в Вавилоне.

Сообщение ученика об Александре Македонском (учащиеся знакомятся с личностью Александра Македонского, с качествами, которые были присущи для этого полководца). Слайд №4.

Рассказ учителя: В 334 г. до н.э. состоялась переправа войск через пролив (Дарданеллы), отделяющий Европу от Азии. На берегу горной реки Граник стояли отряды персов. Надвигался вечер. И один из полководцев предложил дождаться утра, но Александр ответил словами… (слайд №5, №6). Битва завершилась победой македонян. Был открыт путь в Малую Азию.

Рассказ учителя: Дарий III – персидский царь (слабый, нерешительный человек и бездарный полководец), двинулся во главе войска навстречу Александру. Встретились близ г. Исс. Александр возглавил атаку. Бой шел два часа. Александр прорвался к колеснице Дария и тот, испугавшись, бежал с поля битвы, оставив свою семью. Слайд №7, №8.

Работа с текстом учебника по вариантам: абзац 3, с. 191-192, I-В.

Как была завоевана Финикия?

3 абзац, с. 192-193, II-В.

Как Александра встретили в Египте? 2-3 минуты. Здесь Александр основал первый свой город в честь своего имени – Александрию. Таких городов будет основано еще более 20. Слайд №9, №10.

Рассказ учителя: В 331г до н. э. Александр продолжил свой поход вглубь Персии. 4 месяца шло войско. У селения Гавгамелы состоялась битва. (Слайд №11, №12). Дарий III собрал огромную армию: колесницы, пехота, конница, боевые слоны.

Александру был дан такой совет – напасть на персов ночью. «Я не краду победу», - ответил Александр.

Характеристика битвы:

  • Битва началась с атаки персидских колесниц (не причинили вреда македонянам).
  • Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий.
  • За конницей – фаланга.
  • Дария охватил страх, он обратился в бегство, а за ним – его воины.
  • Александр занял Вавилон, а затем Персеполь.
  • Дария III убивают его же приближенные.
  • Войско провозгласило Александра «царем Азии».

Рассказ учителя: Слайд №13, №14. Затем Александр отправился в Среднюю Азию. А с Азии он продолжил свой поход в Западную Индию – в долину Инда. Здесь войско Александра столкнулось с боевыми слонами. Но лучники ранили многих слонов и те пришли в ярость, повернув назад. При этом начали топтать свих воинов. Александр одержал блестящую победу. Окрыленный успехами он объявил о походе в долину Ганга. Однако войско отказалось.

325 год до н. э. 10 – летний поход завершился.

323 год до н. э. Александр заболел и умер (от лихорадки – это болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом). Слайд №15 . Задание для учащихся:

Когда Александр родился?

V. Закрепление. Слайд №16.

  1. Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? (армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций; полководческий талант Александра сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы).
  2. Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что вам не нравится в нем?

VI. Итог урока. Домашнее задание: § 42, вопрос 1,4.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

После смерти Филиппа правителем Македонии в возрасте 20 лет стал его сын Александр Македонский (356-323 годы до н. э.). За недолгие 33 года жизни Александр создал самую обширную державу, не потерпев ни одного поражения за 11 лет походов на Восток. Филипп Македонский Олимпиада

Образованием Александра занимался величайший ученый того времени Аристотель. Он сумел привить способному мальчику интерес не только к политике и военному делу, но и к медицине и к естественным наукам. «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно». Уже в детстве Александра отличали смелость и безграничное честолюбие. «Во вселенной бессчетное множество миров, а я еще и одного не завоевал». Филипп всегда старался воздействовать на Александра скорее убеждением, чем приказом. Аристотель

Македонская армия

334 год до н.э. – битва у реки Граник Позиция персов была очень выгодной, один из лучших македонских полководцев, Парменион, засомневался в успехе. Он советовал отложить сражение и дождаться, пока персы уйдут с высокого обрывистого берега. «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка, - ответил Александр. - Трубите к наступлению!».

В этой битве у Александра сломалось копье и он попросил другое у своего стремянного. Но оказалось, что и у того в жаркой схватке копье сломалось, и он дрался лишь оставшейся половинкой. Тогда один из конников отдал Александру свое копье. Александр взял его и, увидев, что зять царя Дария, Митридат, выехал далеко вперед, ведя за собой персидских всадников, бросился вперед и сбросил Митридата копьем на землю. В это мгновение на Александра кинулся один из персов и ударил его по голове кинжалом. Он разрубил царский шлем и вновь занес клинок, но друг Александра – Клит, прозванный Черным, опередил его и пронзил врага копьем… Арриан о битве у Граника

Победа у реки Граник открыла Александру путь в глубь Азии. Большинство малоазийских городов добровольно открыло ворота победителю, в том числе Сарды и Гордий, столицы Лидии и Фригии.

Гордиев узел Фригийский царь Гордий принес в дар храму Зевса колесницу. К ее дышлу было привязано воловье ярмо - привязано таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Оракул предсказал, что человек, который распутает гордиев узел, овладеет всем миром. И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности Александр Македонский. Молодой воин вошел в старый храм, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив меч, рассек его одним ударом. Мы называем гордиевым узлом любое запутанное дело, трудно разрешимый вопрос. «Разрубить гордиев узел»: смело, энергично решить сложное дело.

333 г. до н.э. - битва при Иссе Персидский царь собрал огромную армию и двинул ее навстречу грекам. Александр снова разбил персов. Дарий III бежал с поля боя. В плен к Александру попали мать, жена и две дочери персидского царя. Перед битвой с персами Александру донесли, что многие его воины заранее тайно сговорились разделить между собой добычу. Александр неожиданно обрадовался и сказал: «Вот решение мужей, уверенных в победе»!

332 г. до н.э. – осада Тира Далее Александр направился в Финикию. Осада Тира длилась полгода. Александр подогнал к городу боевую технику – баллисты, тараны, башни. Под их ударами стены рухнули, город пал, был разграблен и сожжен. Жителей обратили в рабство.

В 332 г. до н.э. Александр направился в Египет. Египтяне встретили его как освободителя от персов. Жрецы объявили его фараоном, сыном бога Амона. В дельте Нила царь основал новый город – Александрию.

331 г. до н.э. – битва при Гавгамелах

331 г. до н.э. – битва при Гавгамелах Дарий III предложил мир Александру. Персидский царь готов был отдать ему в жены дочь и половину царства – все земли до Евфрата. «Будь я Александром, - сказал на военном совете седой Парменион, - я принял бы эти условия!». Но юному царю полцарства было мало. «Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!» - ответил он.

Как вы думаете, каковы были причины победы Александра Македонского над персами? 1. Армия персов состояла из наёмников, которые не были заинтересованы в результатах военных операций. 2. Покоренные персами народы часто вставали на сторону македонской армии, желая обрести свободу. 3. Полководческий талант Александра Македонского и его вера в победу играли важную роль в разгроме персидской армии.

Персия была разгромлена. Но поход на Восток был продолжен. Боевые действия велись в Бактрии и Согдиане, на территории современных Афганистана, Таджикистана и Узбекистана.

Став властителем Азии, Александр изменился. Он перестал смотреть на персов как на покорённый народ и стал стремиться уравнять победителей с побеждёнными и соединить их в единую монархию. Он потребовал от своих соратников заключить браки с персиянками, принять восточные обычаи, в частности - целование ног царя.

Битва при Гидаспе оказалась последним крупным сражением Александра Македонского. Солдаты Александра отказались идти дальше и никакие уговоры не смогли заставить их поменять решение. Александр был вынужден повернуть назад. В 325 г. до н.э. он вернулся в Вавилон. 325 г. до н.э. - битва при Гидаспе

«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом - мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой - стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании - камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты». (Плутарх) О каких качествах Александра свидетельствуют следующие факты?

«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд». «Чем больше ты имеешь, тем с большей жадностью стремишься к тому, чего у тебя нет. Война у тебя рождается из побед». «Войны зависят от славы, и часто ложь, которой поверили, становится истиной». «Не может быть двух солнц на небе и двух владык на земле». «Участь царей - делать хорошее, а слышать дурное». «Вижу, что будет великое состязание над моей могилой». О каких качествах характера Александра Македонского свидетельствуют фразы?

Использованные источники Маньковская. Образование и распад державы Александра Македонского. Субботина. Поход Александра Македонского на Восток.