Ролл мэй человек в поисках себя. Сохранить себя в отчужденном мире. Другие книги схожей тематики

Красоту окружающего мира я вижу в простых, искренних вещах. Мне нравится, когда ветер легонько треплет чьи-то волосы или слегка колышет колосья в поле. Мне нравится эта часть лица, где проходит граница между началом лба и волосами. Мне нравится, когда люди легонько вздыхают или моргают, и их ресницы так прекрасны. Мне нравится слушать, как бьётся чьё-то сердце. Мне нравятся осенние листья, принесённые ветром и запутавшиеся в чьих-то волосах. Мне нравится поляна с одуванчиками или ромашками. Мне нравятся играющие дети. Меня вдохновляет всё это. Мне не нравится идеальное, нет. Идеальное - значит ненастоящее. Мне кажется, красота и гармония заключены не в шикарной одежде, стройной фигуре и длинных волосах. Они заключены в душе человека, и ему от природы даётся всё необходимое для осуществления его сокровенной мечты.

Красота окружающего мира - это природа вокруг нас. В этом мире столько прекрасного, что когда я думаю об этом, мне становится стыдно за то, что я злилась, что что-то получается не так, как мне было бы удобно. Мгновения, мешающие нашим планам - и есть жизнь.

Выгляните в окно и вы увидите солнце и небо. Задумайтесь, неужели вам не интересно, через сколько километров оно начнёт темнеть и вскоре покажет удивительный, бесконечный космос? Как рождается звезда, какие существуют внеземные цивилизации? Когда я думаю об этом, моё сердце замирает от восторга. Я начинаю плакать, потому что чувствую, что мне всего лишь не хватает знаний, чтобы приступить к изучению поверхностей планет, открытию новых галактик и к разработке способов по спасению от астероидов, которые могут атаковать нашу планету.

Я бы хотела жить около моря, чтобы каждое утро выходить и наслаждаться плеском его волн. Я бы хотела иметь собственную обсерваторию на горной вершине. Я мечтаю увидеть дирижабль и полетать на воздушном шаре. Я бы хотела иметь домик в горах, увидеть картины Леонардо да Винчи и потолок Сикстинской капеллы, спуститься в морские глубины тихого океана, встретится с Пушкиным и Жюлем Верном. Я мечтаю путешествовать по всему миру и помогать людям, посещать детские дома и больницы. Я мечтаю побывать в Риме, Флоренции, на Камчатке, на Байкале, в Ирландии и даже в Голливуде. Всё это - красота окружающего мира. И природа, и чудеса, сотворённые руками людей.

Красоту окружающего мира я вижу в искусстве. Картины, музыка, танцы, литература - всё это восхищает меня. Я плачу от счастья, когда слушаю свои любимые песни, я плачу, наблюдая за гимнастами в цирке и за танцорами на сцене, я плачу, любуясь произведениями художественного искусства. Я плачу, читая стихи и прозу. Мне просто нравится всё это. Я люблю животных и нашу планету, и я так хочу, чтобы и другие люди любили и ценили доброту. Я вижу красоту окружающего мира во всём, в каждом мгновении, и я дорожу каждой секундой, проведённой мной в этом мире, в этой Вселенной.

Производитель: "Институт общегуманитарных исследований"

Терапевт часто слышит от своих клиентов жалобы на одиночество, усталость и опустошенность. Ролло Мэй попытался дотянуться до скрытых пластов личности и понять, гдеже скрывается ее ядро - основа, врожденное чувство ценности жизни. Эта книга демонстрирует, с какими трудностями мы сталкиваемся в наш век повышенной тревожности, ипомогает понять, как преодолеть их. ISBN:978-5-88230-280-0

Издательство: "Институт общегуманитарных исследований" (2012)

Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Окончив школу юноша поступил в университет штата . Бунтарская натура привела его в редакцию радикального студенческого журнала, который он вскоре возглавил. Неоднократные стычки с администрацией привели к исключению из университета. Он перевелся в Оберлин-Колледж в штате и здесь в 1930 году получил степень бакалавра гуманитарных наук.

По окончании университета Мэй много путешествовал по восточной и южной Европе, писал картины и изучал народное творчество, он успел в качестве свободного художника побывать в , и других странах. Однако на второй год странствий Мэй внезапно почувствовал себя очень одиноким. Пытаясь избавиться от этого чувства, он с усердием погрузился в преподавательскую деятельность, но это слабо помогало: чем дальше, тем более напряженной и менее эффективной становилась проделываемая работа.

Вскоре вернувшись на родину, Мэй поступает в семинарию , чтобы найти ответы на основные вопросы о природе и человеке, вопросы, в решении которых религия играет не последнюю роль. Во время учебы в семинарии Теологического общества Мэй познакомился с известным теологом и философом , бежавшим из нацистской Германии и продолжившим академическую карьеру в Америке. Мэй многому научился у Тиллиха, они стали друзьями и оставались ими более тридцати лет.

По окончании семинарии он был рукоположен в священники Конгрегационной церкви. В течение двух лет Мэй служил пастором, но быстро разочаровался, сочтя этот путь тупиковым и принялся искать ответы на свои вопросы в психоанализе. Мэй изучал в Институте психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта. Тогда же он познакомился с Гарри Стэком Салливаном, президентом и одним из основателей Института Уильяма Алансона Уайта. Взгляд Салливана на терапевта как на соучаствующего, а не как стороннего наблюдателя и на терапевтический процесс как на увлекательное приключение, способное обогатить как пациента, так и врача, произвел на Мэя глубокое впечатление. Еще одним важным событием, определившим развитие Мэя как психолога, стало знакомство с , который к тому времени уже прочно обосновался в США.

К 1946 году Мэй решает приступить к собственной частной практике, а через два года он начинает преподавание в Институте Уильяма Алансона Уайта. В 1949 году зрелым сорокалетним специалистом он получил первую докторскую степень в области клинической психологии, присвоенную , и продолжал преподавать психиатрию в Институте Уильяма Алансона Уайта до 1974 года.

Прозрение

Возможно, Мэй никогда бы не выделился среди множества других терапевтов практикующих в то время если бы с ним не произошло то самое переворачивающее жизнь экзистенциальное событие, о каких писал . Еще до получения докторской степени Мэй пережил одно из самых глубоких потрясений своей жизни. Когда ему было чуть больше тридцать лет, он перенес туберкулез - трудноизлечимое по тем временам заболевание и провел три года в санатории в Саранаке, на севере штата Нью-Йорк, и в течение полутора лет Мэй не знал, суждено ли ему выжить. Сознание полной невозможности противостоять тяжелой болезни, страх смерти, томительное ожидание ежемесячного рентгеновского обследования, всякий раз означающего либо приговор, либо продление ожидания - все это медленно подтачивало волю, усыпляло инстинкт борьбы за существование. Поняв, что все эти, казалось бы, вполне естественные психические реакции вредят организму не меньше физических мучений, Мэй начал развивать в себе взгляд на болезнь как на часть своего бытия в данный период времени. Он понял, что беспомощная и пассивная позиция способствует развитию болезни. Оглядываясь вокруг, Мэй видел, что больные, которые смирились со своим положением, угасали на глазах, тогда как те, что боролись, обычно выздоравливали. Именно на основании собственного опыта борьбы с недугом Мэй делает вывод о необходимости активного вмешательства личности в «порядок вещей» и свою собственную судьбу.

В это же время он открывает, что излечение есть не пассивный, но активный процесс. Человек, пораженный физической или психической болезнью, должен быть активным участником лечебного процесса. Окончательно убедившись на собственном опыте он начал внедрять этот принцип в свою практику, воспитывая в пациентах способность анализировать себя и корректировать действия врача.

Признание

Столкнувшись на собственном опыте с феноменами страха и тревоги во время длительной болезни, Мэй стал изучать труды классиков, посвященные этой теме, -- в первую очередь , а также , датского философа и , прямого предшественника ХХ века. Высоко ценя идеи Фрейда, Мэй все же склонялся к предложенной Кьеркегором концепции тревоги как скрытой от сознания борьбы против , которая затронула его более глубоко.

Вскоре после возвращения из санатория Мэй оформил записи своих размышлений о тревоге в виде докторской диссертации и опубликовал ее под заглавием «Значение тревоги» (1950). За этой первой крупной публикацией последовало множество книг, которые принесли ему общенациональную, а потом и мировую известность. Наиболее известная его книга - «Любовь и воля» - вышла в 1969 году, стала бестселлером и в следующем году была удостоена премии Ральфа Эмерсона. А в 1972 году Нью-Йоркское общество клинических психологов присудило Мэю премию доктора за книгу «Власть и невинность».

Помимо этого, Мэй вел активную педагогическую и клиническую работу. Он читал лекции в Гарварде и Принстоне, в разное время преподавал в Йельском и Колумбийском университетах, в колледжах Дартмут, Вассар и Оберлин, а также в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Он был внештатным профессором Нью-Йоркского университета, председателем Совета ассоциации экзистенциальной психологии и членом Попечительского совета Американского фонда душевного здоровья.

22 октября 1994 года после продолжительной болезни Ролло Мэй умер в городе Тибуроне, штат Калифорния, где он жил с середины семидесятых.

Основные идеи

Примечания

См. также

  • Любовь и Воля

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Ролло Мэй Терапевт часто слышит от своих клиентов жалобы на одиночество, усталость и опустошенность. Ролло Мэй попытался дотянуться до скрытых пластов личности и понять, гдеже скрывается ее ядро - основа… - Институт общегуманитарных исследований, (формат: 84x108/32, 224 стр.) 2015
    550 бумажная книга
    В. Сударенков Эта книга представляет собой оригинальную синтетическую точку зрения на внутренний мир человека, являясь одной из возможных версий целостного взгляда на психику. Автор попытался органично включить в… - Феникс, (формат: 84x108/32, 384 стр.) Новое в психологии 2006
    200 бумажная книга
    Мэй Р. 2015
    578 бумажная книга
    Ролло Мэй Терапевт часто слышит от своих клиентов жалобы на одиночество, усталость и опустошенность. Ролло Мэй попытался дотянуться до скрытых пластов личности и понять, гдеже скрывается ее ядро - основа… - Институт общегуманитарных исследований, (формат: Мягкая бумажная, 224 стр.) 2012
    252 бумажная книга
    Ортберг Дж. В поисках себя. Какими вас хочет видеть Бог Если у Бога есть чёткое представление о том, какими мы должны быть, почему тогда духовный рост даётся нам с таким трудом? В книге "В поисках себя" Джон Ортберг предлагает свои ответы на этот… - ЛКС, (формат: Твердая бумажная, 384 стр.) 2012
    480 бумажная книга
    Олег Матвейчев Психологи из разных стран мира чрезвычайно много усилий потратили на то, чтобы показать, как только что родившийся ребенок становится полноценным человеком, как онсоциализируется. Но стать… - Автор, (формат: 84x108/32, 224 стр.) электронная книга 2004
    69.9 электронная книга
    Олег Матвейчев, Надежда Гавриловна Валенурова Современный человек: в поисках смысла Психологи из разных стран мира чрезвычайно много усилий потратили на то, чтобы показать, как только что родившийся ребенок становится полноценным человеком, как онсоциализируется. Но стать… - Олег Матвейчев, Надежда Валенурова, (формат: 84x108/16, 240 стр.) 2004
    бумажная книга
    Жан Беливо О чем эта книга Эта книга о том, как обычный западный человек сломал собственные стереотипы мышления: вместо того чтобы бороться с обстоятельствами, шагнул им навстречу и полностью изменил свою… - Манн, Иванов и Фербер, (формат: 70x100/16, 256 стр.) 2016
    543 бумажная книга
    Жан Беливо В поисках себя. История человека, обошедшего Землю пешком О чем эта книга Эта книга о том, как обычный западный человек сломал собственные стереотипы мышления: вместо того чтобы бороться с обстоятельствами, шагнул им навстречу и полностью изменил свою… - Манн, (формат: Твердая бумажная, 384 стр.) Кругозор 2014
    346 бумажная книга
    Ю. Я. Бондаренко Кто есть Я? Как понять и обрести себя? Где и в чем искать точку опоры в трудных и кризисных ситуациях? Эти вопросы с болезненной остротой встают перед нами сегодня, вконце XX века. Но они отнюдь не… - Школа-Пресс, (формат: 84x108/16, 240 стр.) Вселенная духа 1994
    220 бумажная книга
    Бондаренко Ю.Я. Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов Кто есть Я? Как понять и обрести себя? Где и в чем искать точку опоры в трудных и кризисных ситуациях? Эти вопросы с болезненной остротой встают перед нами сегодня, вконце XX века. Но они отнюдь не… - Школьная Пресса, (формат: 84x108/16, 240 стр.) - 1994
    335 бумажная книга
    Бондаренко Ю.Я. Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов Кто есть Я? Как понять и обрести себя? Где и в чем искать точку опоры в трудных и кризисных ситуациях? Эти вопросы с болезненной остротой встают перед нами сегодня, вконце XX века. Но они отнюдь не… - Школа-Пресс, (формат: Мягкая бумажная, 224 стр.) Вселенная духа

    ФОТО Getty Images

    «Эту книгу написал 60 лет назад, она – о «веке тревоги», утрате ценности и цельности человеческой личности в послевоенной Америке. Но, как выясняется, эти трудности резонируют и с нашими переживаниями сегодня. Ведь и общество, достигшее материального процветания, и бюрократическое государство диктуют человеку по-своему жесткие правила существования, вынуждая его отказаться от собственных целей и задач и проживать не свою жизнь. Действуя по заданным (извне) алгоритмам, «полые люди», по выражению поэта Томаса Элиота, плохо понимают, чего хотят на самом деле. Их пассивность и апатию неизбежно сопровождает страх , и кроме того, усиливается тревога, связанная с ощущением угрозы чему-то значимому. Многие чувствуют, что «игра по правилам» приносит им страдания, что они поступились тем, без чего им трудно дышится, без чего они не могут жить. Мэй показывает пути, которыми можно вернуться к себе и сохранить индивидуальность даже в отчужденном и недружественном мире.

    Ролло Мэй (Rollo May, 1909–1994)

    Выдающийся американский психолог, один из основателей и лидеров гуманистической психологии, автор многих книг, в числе которых до сих пор лучшее руководство для профессионалов «Искусство психологического консультирования» (ИОИ, 2012).

    «Человек в поисках себя» Ролло Мэй Институт общегуманитарных исследований, 224 с.

    Для того чтобы стать собой, утверждает психолог, важно разорвать психологическую пуповину, связывающую человека с родителями и социальной средой, – преодолеть свою зависимость от их целей, ценностей, вкусов, мировоззрения… Это требует напряженной внутренней работы, даже мужества: человек вообще не любит затрачивать себя, а к душевным и духовным усилиям это относится даже больше, чем к физическим. Но лишь избавившись от разного рода неосознаваемых зависимостей, мы обретаем подлинную свободу. Мэй определяет ее как способность влиять на собственное развитие – ставить личные цели и задачи, находить свою перспективу . Психологии свободы Мэй позднее посвятил целую книгу «Свобода и судьба» («Freedom and Destiny», Norton & Co, 1981), но размышления его об этом содержатся уже здесь. В частности, представление о творчестве и религии как важнейших ресурсах, на которые может опираться каждый из нас на этом пути.

    Несмотря на отсутствие в русском издании последней, интереснейшей главы оригинальной книги, посвященной взаимоотношениям человека с временем, несмотря на некоторые досадные неточности перевода и редактирования, в целом книга читается с удовольствием. И те, кто готов бороться за самого себя в мире «полых людей», в лице Ролло Мэя обретут ценного союзника».

    Приветствую тебя, жизнь!

    Я ухожу, чтобы в миллионный раз

    познать неподдельность опыта

    и выковать в кузнице моей души

    несотворенное сознание моего народа.

    Джеймс Джойс


    Предисловие

    Всю жизнь меня волновал вопрос о природе творчества. Почему оригинальные идеи в науке и искусстве "выскакивают" из бессознательного в то, а не иное мгновение? Какова связь между талантом и творческой деятельностью или между творчеством и смертью? Почему мы получаем удовольствие, когда смотрим пантомиму или танец? Как удалось Гомеру облечь в поэтическую форму столь монументальное событие, как Троянская война, и сделать свою поэму этическим руководством для всей греческой цивилизации?

    Я задавал себе все эти вопросы не как посторонний, а как человек, который сам причастен к науке и искусству. Я задавал их себе из чистого любопытства, наблюдая, например, как художник, смешав два цвета, вдруг получает третий цвет. Благодаря какому уникальному свойству человек на мгновенье отвлекся от убийственной эволюционной гонки для того, чтобы на скальных стенах пещеры Ласко или Альтамиры нарисовать прекрасных красно-коричневых оленей и бизонов, которые через столько лет продолжают вызывать у нас восхищение и трепет? На минуту предположим, что чувство красоты само по себе является путем к достижению истины. Предположим, что красота - этим словом пользуются физики, описывая свои открытия, - ключ к истинному пониманию реальности. Тогда, может быть, прав был Джойс, говоря, что художники создают "несотворенное сознание своего народа"?

    На страницах этой книги я изложил некоторые свои размышления. Первоначально это был цикл моих лекций, прочитанных в различных университетах. Я всегда сомневался, стоит ли их публиковать, потому что они создают впечатление незавершенности: тайна творчества всегда остается неразгаданной. В конце концов я понял, что этой "незавершенности" нельзя избежать, поскольку она имманентна творческому процессу. Кроме того, многие из тех людей, которые слушали мои лекции, советовали мне их опубликовать.

    Названием я обязан книге Пауля Тиллиха "Мужество быть", которому выражаю свою признательность и искреннюю благодарность. Но быть нельзя в пустоте. Наше бытие выражается в творчестве. Творчество - необходимый результат бытия. Творчество требует мужества. На этот факт редко обращают внимание при обсуждении проблемы творчества, а еще реже пишут об этом.

    В завершение я хотел бы выразить благодарность тем своим друзьям, которые прочитали рукопись и с которыми мы обсудили ее в деталях и в целом. Это Эн Хайд, Магда Денес и Элинор Роберте.

    Работа над этой книгой доставила мне необыкновенное удовольствие - ведь у меня была возможность еще раз поразмышлять над всеми содержащимися в ней вопросами. Надеюсь, что и читателям чтение этой книги доставит такое же удовольствие.

    МУЖЕСТВО ТВОРИТЬ

    Мы живем в такое время, когда умирает старая эпоха, а новая еще не родилась. Это становится очевидным, если присмотреться к радикальным изменениям, происходящим в сексуальных нравах, в институте брака, в модели семьи, в образовании, религии, технике и во многих других областях человеческой жизни. А за всем этим маячит угроза атомной катастрофы, которая хотя и отдалилась, но никуда не исчезла. Для того, чтобы сохранить восприимчивость в этом веке неопределенности, действительно требуется мужество.

    Нам приходится выбирать. Если мы поддадимся панике и страху, ощущая, что основы нашей жизни рушатся, то, потрясенные потерей привычных точек опоры, мы будем вынуждены покориться охватившему нас параличу и апатией закамуфлировать недостаток собственной активности. При этом мы добровольно откажемся от шанса участвовать в формировании будущего. Мы потеряем существенное свойство человечества - возможность сознательно влиять на развитие общества. Тем самым мы капитулируем перед слепой машиной истории и потеряем шанс на создание в будущем эгалитарного и гуманного общества.

    А может быть, перед лицом радикальных перемен мы должны решиться на мужество непременно сохранить свою восприимчивость, сознание и ответственность? Может быть, нам все же следует хотя бы попытаться сознательно участвовать в создании нового общества? Надеюсь, что мы решимся поступить именно так, - и на этом убеждении основываются мои выводы.

    Жизнь заставляет нас все время создавать что-то новое, вступать на ничейную землю, входить в лес, где нет проторенных тропинок, откуда до сих пор никто не возвращался, а значит, некому стать нашим проводником. Такое состояние экзистенциалисты называют страхом перед ничто. Жить будущим - значит совершить прыжок в неизвестное, а это требует определенного мужества, на которое решатся лишь немногие.

    Что такое мужество

    Понимаемое так мужество не является противоположностью отчаянию, перед лицом которого мы нередко оказываемся - как и многие в нашей стране в последние десятилетия. Кьеркегор, Ницше, Камю, Сартр утверждали что мужество - это не отсутствие отчаяния, это, скорее, способность действовать вопреки отчаянию.

    Мужество состоит не только в том, чтобы проявить настойчивость - ведь творить нам предстоит совместно с другими. Но если мы не выразим своих собственных аутентичных идей, если не вслушаемся в себя, то предадим самих себя - и свое сообщество, поскольку не сможем внести своего вклада в общее дело.

    Мужество - в таком понимании - состоит в том, чтобы всю нашу заинтересованность направить в центр бытия, - в противном случае мы будем воспринимать себя как ничто. Внешняя апатия дает ощущение внутренней "пустоты", и если это состояние длится долго, оно перерождается в трусость. Поэтому наша заинтересованность должна касаться самой сути нашего бытия - иначе никакая сопричастность не будет для нас подлинной.

    Более того, мужество не следует путать с лихостью. То, что считается мужеством, нередко оказывается просто фанфаронством, маскирующим бессознательный страх, и попыткой доказать свое бесстрашие - как это было у летчиков-смертников во время Второй мировой войны. В итоге такой смельчак позволяет убить себя или становится жертвой полицейской дубинки - что трудно считать адекватным способом доказательства мужественности.

    Мужество - это не просто одно из достоинств наряду с другими ценными личностными качествами - такими, как любовь или верность. Мужество - это основа всех других добродетелей и ценностей и условие их проявления. Без мужества наша любовь тускнеет и превращается в обыкновенную зависимость. Без мужества наша верность перерождается в конформизм.

    Май 1st, 2015 Людмила


    Характеристика книги

    Название: Человек в поисках себя.

    Оригинальное название : Man’s Search for Himself.

    Перевод: Анастасия Багрянцева.

    Издательство: Институт общегуманитарных исследований.

    Серия: Современная психология: теория и практика.

    Год издания: 2015.

    Страницы: 224.

    Язык: русский.

    ISBN 978-5-88230-280-0; 2015 г.

    Переплёт: мягкий.

    Иллюстрации: Нет.

    О книге и авторе от издателя

    Терапевт часто слышит от своих клиентов жалобы на одиночество, усталость и опустошенность. Ролло Мэй попытался дотянуться до скрытых пластов личности и понять, где же скрывается её ядро — основа, врожденное чувство ценности жизни.

    Эта книга демонстрирует, с какими трудностями мы сталкиваемся в наш век повышенной тревожности, и помогает понять, как преодолеть их.

    Ролло Рис Мэй — выдающийся американский психолог, один из основателей и лидеров гуманистической психологии, автор многих книг, в числе которых до сих пор лучшее руководство для профессионалов «Искусство психологического консультирования».

    Эта книга написана более 60-и лет назад, она – о «веке тревоги», утрате ценности и цельности человеческой личности в послевоенной Америке. Но эти трудности резонируют и с нашими сегодняшними переживаниями.

    Наше общество, достигшее материального процветания, и само бюрократическое государство диктуют современному человеку по-своему жесткие правила существования, вынуждая отказываться от собственных целей и задач и проживать вообще не свою жизнь. И действуя по заданным (извне) алгоритмам, «полые люди», по выражению поэта Томаса Элиота, вообще не понимают, чего хотят на самом деле. Пассивность и апатию этих людей неизбежно сопровождает страх одиночества, у них нарастает тревога, связанная с ощущением угрозы чему-то значимому. Многие чувствуют, что «игра по правилам» приносит им страдания, что они поступились тем, без чего им трудно дышится, без чего они не могут жить. Ролло Мэй показывает пути, которыми можно вернуться к себе и сохранить индивидуальность даже в отчужденном и недружественном мире.

    Для того чтобы стать собой, утверждает психолог, важно разорвать психологическую пуповину, связывающую человека с родителями и социальной средой, – преодолеть свою зависимость от их целей, ценностей, вкусов, мировоззрения… Это требует напряженной внутренней работы, даже мужества: человек вообще не любит затрачивать себя, а к душевным и духовным усилиям это относится даже больше, чем к физическим. Но лишь избавившись от разного рода неосознаваемых зависимостей, мы обретаем подлинную свободу. Автор определяет её как «способность влиять на собственное развитие – ставить личные цели и задачи, находить свою перспективу» . Психологии свободы он посвятил следующую книгу «Свобода и судьба» («Freedom and Destiny»), но некоторые размышления об этом содержатся уже здесь. В частности, представление о творчестве и религии как важнейших ресурсах, на которые может опираться каждый из нас на этом пути.