Вариант 1 друзья вошли в маленькую комнату. Сочинения ОГЭ по пособию И. Цыбулько. Что такое дружба

Биография

Жемчужников, Алексей Михайлович - лиpичecкий поэт, сатирик и юморист; род. в 1821 г.; окончил курс в училище правоведения, служил в сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку и жил в Калуге, Москве и за границей; последние годы живет в деревне.

Преобладающий элемент в поэзии Ж. - искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Ж. представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Ж. В одной из них, описавши оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:

«О, торжествующий меж нами

Покрыт и срамом и грехами

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов».

В другом стихотворении (памятник Пушкину) Ж. так обращается к лжепатриотам:

«Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна

Любовь, которая все лучшее в нем губит -

И хочется сказать, что в наши времена

Тот честный человек, кто родину не любит».

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к ее действительным врагам.

«О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна

Она так скромно-хороша!

Но нам, сынам твоим, известно

Как на твоем просторе тесно

И в узах мучится душа…"

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

«И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет

Они - «повапленные» гробы…

Лишь настоящее прошло бы

А там - им будущего нет».

Несмотря на преобладание у Ж. патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Ж. отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще лирические стихотворения Ж., хотя, к сожалению, немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии.

Вместе с графом А. К. Толстым и своим братом Владимиром Михайловичем, Ж. был «непременным членом» при создании Козьмы Пруткова (см.) и недавно выпустил третье издание его «Сочинений». Собственные стихотворения А. М. Ж., печатавшиеся в разных журналах, изданы отдельно в 1892 г., с портретом и автобиографическим очерком.

Алексей Михайлович Жемчужников родился в 1821 г. в дворянской семье. Получил юридическое образование, окончив училище правоведения.

Работал в сенате и был участником в сенатских ревизиях Калужской и Орловской губерний, а также Таганрогского градоначальства. Дальше устроился помощником у статс-секретаря Государственного совета. Сделав хорошую карьеру, в 1858 г. Жемчужников выходит в отставку. Он переселяется в Калугу, время от времени живёт в Москве или за границей. В 1859 г. женится на Елизавете Дьяковой. Старость проводит в деревне.

Основной темой его поэзии стало глубоко прочувствованное, искреннее и метко выраженное недовольство общественным устройством и ложью. Он был редким примером истинного патриота, глубоко чувствовавшего все зло и неблагополучие своей родины, ненавидевшего её врагов и мечтающего о лучшем будущем. А также осуждал грубое национальное самомнение и шовинизм, которые называл лжепатриотизмом. Все эти чувства отображались в беспощадных сатирах автора.

Кроме патриотической сатиры в стихах Жемчужникова много чистого лиризма, в частности красоты природы, момента первой встречи и боли последней разлуки. Любовь в творчестве поэта изображена очень чистой и непорочной, абсолютно без эротизма.

Стихотворения Алексея Жемчужников с 1850 г. печатались в нескольких журналах, среди которых «Современник» и «Искра». Кроме того, вместе с братьями Владимиром и Александром, а также графом А.Толстым, поэт создал творческий союз с литературным псевдонимом Козьма Прутков.

Первая собственная книга стихов Жемчужникова была выпущена лишь в 1892 г. (в 2 томах, с автобиографическим очерком и портретом автора). В 1983 г. она была награждена пушкинской премией.

В 1900 г. издаётся новый сборник Жемчужникова с названием «Песни старости», посвящённый 50-летию литературной деятельности поэта. Тогда же ему дают звание почётного академика Российской академии наук.

Жемчужников был прекрасным лирическим поэтом, изумительным сатириком и юмористом. Умер Алексей Михайлович в г. Тамбове в 1908 г.

В гражданской лирике Жемчужникова, в его сатирических стихотворениях отразился его общественный идеал - просвещенное демократическое общество, уважающее свободу личности, независимость мысли. Ратовал за честного общественного деятеля.


Жемчужников Алексей Михайлович - лирический поэт, сатирик и юморист (1821 - 1908). Окончил курс в училище правоведения; служил в Сенате,участвовал в сенаторских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку.

Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова - искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствовавшего действительное зло своей родины и желавшего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Жемчужникова. В одной из них,описав оборванного пьяницу,молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом "греховоднике":

О, торжествующий меж нами,

Покрыт и срамом, и грехами,

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов.

В другом стихотворении ("Памятник Пушкину") Жемчужников так обращается к лжепатриотам:

Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна,

Любовь, которая все лучшее в нем губит -

И хочется сказать, что в наши времена,

Тот честный человек, кто родину не любит.

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна с жгучей ненавистью к ее действительным врагам:

О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна,

Она так скромно хороша!

Но нам, сынам твоим, известно,

Как на твоем просторе тесно,

И в узах мучится душа...

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет;

Они - "повапленные" гробы...

Лишь настоящее прошло бы,

А там - им будущего нет.

Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужникова отметила только момент первой встречи ("Странно! мы почти что незнакомы") и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. - Вообще лирические стихотворения Жемчужникова так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии. Вл.Соловьев.

Много разнообразных и удивительно глубоких стихотворений внушила Жемчужникову, в последние годы его жизни, мысль о смерти; она ему не страшна, хотя он и любит жизнь. "О, если б был я удостоен, - читаем мы в одном из них, - с грядущей смертью тихой встречи и таял, светел и спокоен, как пред иконой тают свечи!" Вместе с графом А.К. Толстым и своим братом В.М. Жемчужниковым был "непременным членом" при создании Кузьмы Пруткова. В 1900 г. Жемчужников был избран почетным академиком. В 1892 г. Жемчужниковым были выпущены "Стихотворения" (4-е доп. изд., 1910), в 1900 г. -"Песни старости";в 1908 г. вышли "Прощальные песни". - См. автобиографию Жемчужникова при его "Стихотворениях", а также его автобиографическое письмо в "Новое Время" (1900, № 8613); К. Арсеньев "Цветущая старость" ("Вестник Европы", 1892, Х; 1900, III); его же "Поэзия цветущей старости" (там же, 1908, V); Я. Полонский "Стихотворения Жемчужникова" (СПб., 1893); М. Протопопов "Литературно-критические характеристики" (2-е изд., СПб., 1898); его же "Критические статьи" (М., 1902); И. Бунин "Поэт-гуманист" ("Вестник Воспитателей", 1900, III); Н. Котляревский "Памяти Жемчужникова" ("Вестник Европы", 1908, VI); П. Вейнберг "Жемчужников как поэт- гражданин" ("Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук", 1908, IV); А.Н. Веселовский "История русской литературы", под редакцией Д. Овсянико-Куликовского; В. Брюсов "Далекие и близкие" (М., 1912). Литература о Жемчужникове указана в "Источниках словаря русского писательства" С. Венгерова, т.II.

Жемчужников Алексей Михайлович родился 10(22).II.1821 г. в местечке Почеп Черниговской губернии в дворянской семье - поэт.

До 14 лет воспитывался в доме отца - участника волны 1812, впоследствии гражданского губернатора в Костроме и Петербурге .

Учился в столичной гимназии, с 1835 по 1841 - в Училище правоведения. Помимо «образования казенного», Алексей Михайлович усердно изучал сочинения русских и зарубежных писателей, редактировал выпускаемый воспитанниками рукописный журнал, писал стихи. После окончания Училища служил в сенате, в канцелярии Государственного совета. В литературном творчестве Жемчужников находил убежище от тягостного однообразия службы, отупляющей канцелярщины, пустоты светских отношении. Увлечение поэзией сблизило его с двоюродным братом - гр. А. К. Толстым. И дружеском кружке Толстых - Жемчужнковых (сочинением стихов, пьес для домашних спектаклей занимались также младшие братья Жемчужникова - Александр и Владимир) возник знаменитый сатирический образ Козьмы Пруткова. Алексей Михайлович укрепился во мнении, что надо «жить вне мундиров и парадов».

В 1858, к немалому удивлению сослуживцев и знакомых, он уходит с крупного сулившего блестящую карьеру поста помощника статс-секретаря Государственного совета. После отставки живет в Калуге, Москве, затем длительное время за границей - в Германии, Швейцарии, Италии и на юге Франции. Интересуется литературой, много читает, поддерживает дружеские отношения с Тургеневым и писателями его круга, сотрудничает в журналах «Современник», «Искра», «Русский вестник» и особенно плодотворно в «Отечественных записках», выходивших под редакцией Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

В 1884 возвращается в Россию и полностью отдается литературному труду. В продолжение еще четверти века стихи Жемчужникова А.М. появляются в периодической печати и в отдельных сборниках.

Наибольшую известность приобрели произведения поэта «прутковского» цикла. Поэт удачно избрал истинно комический угол зрения, доводя до абсурда характерные признаки осмеиваемого предмета. В написанной совместно с А. Толстым «Фантазии» до крайности заострены банальные водевильные сюжеты, полнейшая бессодержательность действия (поиски Моськи), откровенная пустая развлекательность персонажей. Таким же способом сатирический эффект достигался и в баснях, высмеивавших нелепое сцепление случайных «действующих» лиц («Кондуктор и тарантул», «Червяк и попадья»), невероятно глупую «мораль». Тонким искусством юмористической стилизации отличаются «антологические», «испанские», «восточные» стихи, обличающие напыщенный романтизм, бездумное барское эстетство в поэзии, альбомную, «мотыльковую» лирику. В Козьме Пруткове соединились свойственный николаевским временам гипноз чина, тупоумие, духовное ничтожество «казенных» людей и легкомыслие, самодовольство, пошлая самоуверенность, словно поощряемая с высоты престола. Глубиной содержания, живостью и остротой откликов на политическую злобу дня отмечены также и некоторые пореформенные сатиры Жемчужникова, очень разнообразные по жанру. Здесь соседствовали эпиграмма и памфлет

«К портрету Михаила Никифоровича Каткова», I860;

«Эпитафии», 1871;

«Парадные песни», 1873).

Пародия и злободневный фельетон

«Пророк и я», 1868;

«Литературы-гасильники», 1870.

Сатирическая поэма и комедия в стихах

«Неосновательная прогулка», 1869;

«В чем вся суть?», 1872;

«Сказка о глупом бесе и мудром патриоте», 1881-83.

Юмористическое послание и монолог высокой гражданской сатиры

«Кентавр», 1870;

«Современному гражданину», 1870;

«Думы оптимиста», 1871;

«Конь Калигулы», 1892;

«Скерцо» на гражданские мотивы», 1895.

Не менее значительную часть творческого наследия Алексея Михайловича составляет философская, пейзажная и любовная лирика. Лейтмотив ее - призыв к созиданию в России «гражданских начал», «гражданской доблести», к решительной борьбе с крепостнической реакцией, тянущей страну назад, к мраку и произволу

«Духа не угашайте», 1888;

«Забытые слова», 1889;

«Новая вариация на старую тему», 1892.

Алексей Михайлович отстаивает жизнеутверждающие, реалистические цели и принципы художественного творчества

«Животная проза и декадентская поэзия», 1896;

«Завещание», 1897.

Поэт умеет передать словом и в слове звуки, краски природы, нарисовать подмеченные зорким и любящим глазом поэтические подробности зимы, весеннего оживления, знойного лета. Его стихи о природе необычайно конкретны, живописны, дышат искренней, горячей любовью к родине («Сельские впечатления и картинки», 1886-91).

В позднейших произведениях поэта воспроизведена редко встречающаяся в дореволюционной литературе лирика старости, мудрой, жизнелюбивой, бодрой, необычайно духовно деятельной

«Песни старости», 1892-98;

«Прощальные песни», 1900-1907.

Жемчужникову А.М. недоставало последовательности убеждений, демократической определенности их, чтобы вырасти в большого поэта-гражданина. Революционных и социалистических идей века он не разделял. В его произведениях порой сказывалась либеральная ограниченность, близорукое прославление царя-«освободителя» и когда-то «дарованных» им куцых реформ («Памятник Александру II», 1898). Ослабляла содержание его творчества повторяемость тем и мотивов, встречающиеся кое-где в стихах религиозные настроения. Но не это главное в наследии поэта.

Русская критика конца века справедливо видела и ценила в Жемчужникове видного продолжателя в поэзии реалистических традиций классики. В пору, когда русскую поэзию захлестнули волны декадентства, когда журнальные страницы заполнялись стихотворными декларациями разочарования и зыбкого, туманного эстетизма, ясные, здоровые стихи поэта, обращенные к жизни, сохраняли заветы подлинно идейного творчества.

Умер 25.III(4.IV). 1908 г. в Тамбове, похоронен в Москве.

ВАРИАНТ 1 ОГЭ-2015

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2)Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.

(3)Рассаживайтесь! – сказал хозяин комнаты.

(4)Пушкин, – спросил полный, неповоротливый мальчик, – ты сочинил новые стихи?

(5)Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты.

(6)Ну, прочти! (7)Прочти же! – воскликнул гость.

(8)В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось. (12)Пушкин читал стихи о своих то варищах, а они не сводили с него глаз.

(13)Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.

(15) Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить… (18) Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

(19) Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но все же посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать помешали ему остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

(28) Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

(29)Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочел Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.

(32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – (33)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (36)Что я должен сделать?

(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на все.

(40)Что я должен сделать? (41) Ну, говори!

(42)Я тебя прощу, если ты…

(43)Ну?

(44)Если ты…

(45)Ну, говори!

(46)Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин…

(48)И Виленька обнял друга.

(49)Ах, Пушкин! – повторял он. – (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья… (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти еще раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

(По Ю. Олеше)

Олеша Юрий Карлович (1899 – 1960) – русский писатель, поэт, драматург, сатирик.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему друзья Пушкина восхищались его стихотворениями»?

1) В своих стихах Пушкин редко высмеивал недостатки друзей.

2) Друзья Пушкина понимали, что его стихи намного талантливее их стихотворных опытов.

3) Стихи Пушкина были очень смешными.

4) Стихотворения Пушкина содержали критику важных общественных пороков.

3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

1) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели ещё денёк-другой.

2) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.

3) Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить…

4) Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 30 – 34 выпишите слово, в котором правописание приставки

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 14 – 19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом (является исключением).

Ответ: ________________________________.

6. Замените книжное выражение «превратился в слух» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «стихотворную строчку» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 55.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 29 – 36 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

А если судишь меня строго, 1 то ведь это потому, 2 что ты знаешь, 3 как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья… А что я перед тобой? Ну, 4 прочти, 5 прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно, 6 Пушкин!

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Больше всех восхищался тот, 1 кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни, 2 и вместе с тем ничего не было для него труднее, 3 как написать стихотворную строчку.

Ответ: __________________________________________.

13 . Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 10 – 15 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбран ного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики: «Междометия – это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Большого справочника русской грамматики.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: « Ах, Пушкин! – повторял он. – Ведь я знаю, что ты добрый друг!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши ра ссуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Современная жизнь с её всё возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим количеством людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолётных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода.

Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдёт нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.

Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишённым любых недостатков. Нет. Друг тоже человек, а идеальных людей нет. Главное – относиться к не му с добротой и вниманием.

(По И. Бондаревой)

153 слова

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 1 ОГЭ-2015

Проверка задания 1

Информация о тексте для сжатого изложения

Проверка заданий 2 – 14

задания

На Форуме сайта начал свою работу мастер-класс по написанию сочинения ОГЭ формата 15.3. Размещайте свои работы! Приводим в пример первое сочинение, присланное нам.(Текст после сочинения.)

Что такое дружба?

Дружба – это близкие отношения двух людей, основанные на общности интересов, привязанности друзей. Настоящая дружба не знает ни зависти, ни подлости, ни предательства, но она знает, что такое взаимопонимание, прощение, верность.

В тексте Ю.Олеши рассказывается об отношениях двух лицеистов, Виленьки и Пушкина. Это настоящие друзья, готовые понять друг друга. Когда Пушкин в стихах написал обидные строки в адрес Виленьки, тот не обиделся, не стал упрекать друга, а воскликнул: «А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта».

У меня тоже есть друг! Его зовут Петром, что в переводе с греческого обозначает «камень». Я часто называю его так: Камень, Камушек, Камнище! И Петька не обижается на меня. Имя очень подходит другу, потому что он тверд в своих решениях, умеет достигать той цели, которую поставил перед собой. Вот только один пример: Петя плохо подтягивался, и за это ему всегда доставалось на уроках физкультуры. Однажды он сказал, что через месяц будет подтягиваться так, как я. И точно! Камень сдержал свое слово! Но и я не стоял в стороне, а помогал ему советом, поддерживал, устраивал соревнование с ним. И мы вместе победили!

Таким образом, дружба заключается в том, чтобы друзья шли по жизни нога в ногу, чтобы друг одобрял мои цели, а я – его. (206 слов)

Александр

ТЕКСТ

Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денек-другой.

Рассаживайтесь! - сказал хозяин комнаты. Тут же он рассмеялся. Рассмеялись и гости.

Пушкин, - спросил он, когда шум улегся, - ты сочинил новые

Да, Виленька* (Вильгельм Кюхельбекер - прим. Ред.), - ответил хозяин комнаты.

Ну, прочти! Прочти же! - воскликнул неповоротливый гость. Теперь его неповоротливость исчезла. Он перебегал от одной группы школьников к другой, размахивая руками, как будто хотел обнять и тех, и других, и третьих. Обнять от радости, что его товарищ сочинил новые стихи.

Да будет тебе, Виленька, - сказал кто-то. - Ну, читай, Пушкин! Пушкин уже не лежал, а сидел на постели.

Лучи заходящего солнца косо падали на стену, у которой он сидел, и в этих лучах лицо его казалось золотым.

В руках у него появилась тетрадка. Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. С первых же слов школьники поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. Так оно и оказалось. Пушкин читал стихи о своих товарищах.

Они находились тут же, в комнате, и слушали, не сводя с него глаз.

Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.

На этот раз им особенно нравилось то, что читал Пушкин. Еще бы, ведь в этих стихах он вел с ними товарищескую беседу, называл каждого из них по имени! То и дело раздавались взрывы хохота. Школьники узнавали свои смешные черты в том или ином стихе этой веселой песни:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как он ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить. Но упорно жег он свечу в своей комнате. Он верил, что когда-нибудь и у него из-под пера вылетит стих, такой же легкий, такой же звонкий и так же попадающий в сердце, как стих Пушкина.

Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. Все ждали: что же именно скажет Пушкин о злополучном поэте? Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются, хоть и любят, но все же посмеиваются. В школе, где учился Пушкин, посмеивались над Виленькой.

Виленька, наслаждаясь, слушал звонкую речь поэта. О том, что Пушкин, может, упомянет и его, он меньше всего думал. Он вообще забыл о себе, весь отдавшись поэтическому восторгу. Он чувствовал по голосу поэта и по его жесту, что чтение подходит к концу, и очень страдал от этого: ему хотелось, чтобы Пушкин читал вечно!

И вдруг он увидел, что Пушкин смотрит на него. Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. Он весь превратился в слух. Но услышать помешали ему остальные слушатели. Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

Все бросились тормошить Виленьку. Ему повторяли то, что прочел Пушкин.

Вот какие стихи ты сочиняешь! - крикнул кто-то. - Такие скучные, что от них заснуть можно!

Давайте-ка хором! Хором! - крикнул кто-то другой и запел: Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хорошом.