Откуда появились грузины. Кто такие грузины? Откуда мы пришли. Возникновение грузин и особенности формирования грузинской национальности

Субэтнические группы грузин мегрелы и сваны (расселены в Западной Грузии) говорят на мегрельском и сванском языках, на лазском - лазы (живут в основном в Турции). Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма. Верующие - православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) - мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы грузин-католиков.
Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в VI веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в IV веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.
Важным историческим этапом в этом процессе было принятие грузинами христианства: в IV веке в Картлийском царстве, в VI веке в Западной Грузии , где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации грузин стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к V веку. Образование на рубеже X - XI веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в XII - начале XIII вв., в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в XIII веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В XVI - XVII веках это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана . Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в XVI - XVII веках были захвачены Турцией . Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца XVIII века.
В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили "Дружественный договор" ( Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца 70-х годов XIX века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в Грузии крепостного права (1864-71) способствовала росту национального самосознания грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры. В 1918 была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР). В 1991 Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93 привел к вынужденной миграции около 300 тыс. грузин в другие районы Грузии , а также в Россию.
Миграции грузин на территории
России известны с раннего средневековья. Крупные грузинские колонии существовали с XVII века в Москве и Астрахани, с XVIII века - в Петербурге.
В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза. С начала XX века, особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.
В одежде грузин отдельных историко-культурных областей имелись различия. В Западной Грузии женщины не носили катиби, иным был головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения (тесьма, аппликация, вышивка шерстью и бисером) отличался костюм хевсуров, представлявший яркую гамму красного, оранжевого, синего, голубого, жёлтого цветов. Костюм тушин был тёмных, в основном чёрных, тонов, для женской одежды было характерно обилие серебряных украшений в виде цепочек. Традиционный костюм грузин сменился одеждой городского типа. Сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов (бурка, каламани).
Основу традиционного питания грузин составляли молочные и растительные продукты, хлеб. Это сыр (сулугуни, имеретинский, тушинский) домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони (род кислого молока), масло, творог, сливки, разнообразные овощи и фрукты (зимой сушёные), фасоль, бобы, зелень, в том числе дикорастущая. Хлеб - пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) - выпекали из пшеничной (равнинно-предгорная Восточная Грузия), ячменной, ржаной, овсяной (в горных сёлах) муки. В Западной Грузии из кукурузной муки готовили пресный хлеб мчади. Важное место в питании местного населения здесь занимало гоми - блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Гоми в значительной мере заменяло хлеб; ели его всегда горячим. Из зерна и муки делали каши, похлёбки. Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном праздничными. В Восточной Грузии - это шашлык, хинкали, бозбаш, чихиртма, плов; в Западной - также сациви (кушанье из индейки или курицы в ореховом соусе).
Основным алкогольным напитком было виноградное вино, в горах - водка (арака), в горах Восточной Грузии также ячменное пиво, игравшее большую роль в ритуальной жизни. Пища грузин сохраняет свою традиционность, появились также новые блюда (супы, котлеты, борщи), в городах распространились чай и кофе (последний в сёлах как традиционный напиток принят только в Аджарии). Устойчивы традиции застольного этикета.
В Грузии основной формой семьи была малая семья. Большие семьи (диди оджахи, эртсахли дзмеби) постепенно, особенно во второй половине XIX века, исчезали. Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий). Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена свёкра и свекрови, тестя и тёщи, жене - разговаривать со старшими родственниками мужа. В брачных нормах грузины придерживались строгой экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7-8-го колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми (общества), между лицами, вступившими в искусственное родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества).
Были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (в некоторых горных районах - выкупа) и брак похищением. Грузинский свадебный цикл включал сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (нишноба) и собственно свадьбу (корцили). Обряд обручения считался основным в свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдьем. Ещё более многолюдны (особенно в Западной Грузии) были похороны, требовавшие ещё больших материальных затрат на устройство в течение года нескольких богатых поминальных трапез. Многие традиции достаточно устойчивы, в том числе обычаи свадебного и похоронно-поминального циклов. В традиционном общественном быту грузин стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества (в Западной Грузии), побратимства и посестримства.
Красочными обрядами и весельем насыщен праздничный быт грузин. Отмечали Новый год (1 января), Рождество (25 декабря), весной - Пасху. В феврале - марте весёлый праздник кееноба-берикаоба с ряжеными, осенью - Мцхетоба, Алавердоба и др. В наши дни некоторые традиции праздничного быта сохраняются. По окончании сбора винограда осенью отмечается праздник ртвели. Появилось много новых праздников, например Тбилисоба, отмечаемый в столице Грузии Тбилиси в конце октября.
Сохраняется традиционный фольклор: исторические предания, баллады, сказки, пословицы, песни - трудовые, обрядовые, героические, лирические, застольные, песни-плачи, народные танцы (лекури, хоруми, гандаган и др.).

Многим наверно интересно кто мы такие грузины, откуда мы пришли и что есть Грузия этот пост более или мение полет вам свет о нас.

Самоназвание - картвели. Народ, основное население Грузии. Численность в Российской Федерации - 130 688 человек.

Язык - грузинский картвельской группы кавказской семьи. Представлен 17 диалектами, соответствующими субэтническим группам Грузинов. Письменность, возможно, восходит к разновидности древнего восточно-арамейского письма.

Верующие - православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) - мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы Грузин-католиков.

Грузины - древний народ Закавказья. В древневосточных и античных источниках известны древнегрузинские племена мушков, тубалов, халибов, гениохов, мисимиан, колхов. Этническое ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом - на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры на этой территории возникли значительные племенные союзы (Диаохи, Кулха, Сасперы) и первые государства: в 6 веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, в 4 веке до нашей эры в Восточной Грузии - Картлийское царство (в античных источниках - Иберия). Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.

Важным историческим этапом в этом процессе было принятие Грузинами христианства: в 4 веке в Картлийском царстве, в 6 веке в Западной Грузии, где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Другим важнейшим фактором процесса консолидации Грузин стало создание грузинской письменности. Древнейший из сохранившихся литературных памятников относится к 5 веку.
Образование на рубеже 10-11 веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в 12 - начале 13 века, в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в 13 веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В 16-17 веках это состояние усугубилось в результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана. Земли на юго-западе Грузии - Лазика, Аджария, Месхет-Джавахети - в 16-17 веках были захвачены Турцией. Начался процесс насильственного отуречивания и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца 18 века.

В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили "Дружественный договор" (Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). До конца 70-х годов 19 века в результате русско-турецких войн с Грузией воссоединились некоторые её исторические области - Месхет-Джавахети и Аджария. Отмена в Грузии крепостного права (1864-71) способствовала росту национального самосознания Грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры.
В 1918 была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921, когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. Была образована Грузинская ССР (до 1936 в составе Закавказской Федерации, затем непосредственно в составе СССР).
В 1991 Грузия приняла Акт о независимости. Вооруженный конфликт в Абхазии в 1992-93 привел к вынужденной миграции около 300 тыс. Грузин в другие районы Грузии, а также в Россию.
В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; в Западной Грузии основными культурами были просо, гоми (чумиза), кукуруза.
С начала 20 века, особенно в советское время, в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Традиционные занятия Грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство, огородничество, подсобными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав.
Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремёсла: ткачество (изготовление тканей из шерсти, хлопка, шёлка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов). Для каждой природной зоны Грузии были характерны определённые типы пахотных орудий: для равнины большой плуг с упряжкой в 8-10 пар волов и буйволов, для предгорий - облегчённый плуг орхела, для гор - лёгкое пахотное орудие типа сохи. Современные Грузины заняты в многоотраслевой промышленности, сфере обслуживания, механизированном сельском хозяйстве.

Абхазия расположена в северо-западной части Грузии и по праву слывёт райским уголком Черноморского побережья. Из-за политических особенностей региона (Абхазия в результате сепаратистских выступлений самопровозгласила себя независимой республикой под фактическим протекторатом Российской Федерации) многие россияне ездят сюда почти как на российский курорт. И их можно понять - здесь есть всё для идеального отпуска: невероятной красоты природа, гостеприимные жители, гастрономическое разнообразие местных блюд и жаркое южное солнце. Город Очамчира (абхазский вариант – Очамчыра) – одна из жемчужин солнечной Абхазии, где можно вдоволь насладиться пляжным отдыхом и приобщиться к культурному наследию страны.

Среди грузинских исторических документов хранится письмо сванов царю Имеретии, датированное 1432 годом, из которого выясняется, что сваны враждовали с рачинскими князьями Джапаридзе. Сваны убили одного из Джапаридзе, после чего князья Рачи и Лечхуми перекрыли им путь в Рачу. Сванам не позволяли торговать и работать в долине. Прибывших в низины сванов представители дома Джапаридзе безжалостно убивали. Сваны писали царю, что в течение семи лет не пробовали соли и просили государя выступить посредником в примирении с рачинцами.

Мы сваны пришли в долину,

дайте нам земли и пашни!

Это стихотворение о том времени, когда сваны спускались в долины на сезонные работы. Трудолюбивые жители Сванетии всегда считались желанными наемными рабочими в Западной Грузии. В конце XIX века одна из групп таких батраков невольно предсказала великое археологическое открытие. Несколько сванов в имеретинском селе Вани обрабатывали землю, принадлежавшую роду Ахвледиани. Однажды владелец земли не обнаружил рабочих на месте. Сваны исчезли, даже не потребовав плату за работу. Прошло время и в Вани на земле Ахвледиани были найдены развалины античного города и множество золотых сокровищ. Никому не известно, что именно нашли тогда сванские батраки.

На берегу Черного моря стоит мощная крепость Гонио, которая в римских и греческих летописях называется Апсарунт. В I веке нашей эры здесь стоял гарнизон из пяти когорт римских легионеров, на территории крепости действовали римские бани и ипподром.

Крепость Гонио «помнит» византийцев и генуэзцев, а с 1547 года -турок. Наряду с мегрельским портом Анаклия крепость Гонио стала местом, откуда продавали в рабство людей, захваченных на всей территории Западной Грузии. Отсюда пленники попадали на невольничьи рынки Стамбула.

Мегрелия в разные периоды называлась по-разному. Этот край часть древней Колхиды. Мегрелы (жители Мегрелии) любят подчеркивать свое благородное - колхидское происхождение. В Колхидском царстве, находившемся в античную эпоху на территории Западной Грузии, чеканилась первая грузинская монета - колхидский тетри. Это государство было колыбелью грузинской государственности. Древним грекам было известно о Колхидском царстве, расположенном на окраине цивилизованного мира, куда мифические аргонавты отправились в поисках золотого руна. Предводитель аргонавтов не удовлетворился кражей золотого руна и похитил прекрасную дочь царя Колхиды Айэта - чародейку Медею. Миф о золотом руне стал знаковым не только для Колхиды, но и для всей Грузии, греки, а после и римляне знали этот миф, а позднее он стал известным и в средневековой Европе.

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) Вачнадзе Мераб

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.

1. Источники по этно генезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ ских народов и их этни чес кой общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мок цеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.

2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кав казские племена шли с юга и заселяли Кав каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образованиеИберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.

3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VII I в. до н.э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. д о н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

автора Гумилев Лев Николаевич

Эволюция и этногенез Конечно, приравнивать этногенез к филогенезу не следует, так как новые этносы остаются в пределах вида. Отмеченная нами аналогия принципиально неполна и благодаря этому объясняет различие между макро- и микроэволюционными процессами. Но, признавая

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез и энергия Общими чертами для этноса как такового, т. е. любого, являются: 1) противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение; 2) мозаичность, вернее - бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез До тех пор пока этнографы строили классификации по видимым индикаторам: языку, соматическим признакам (расам), способу ведения хозяйства, религиям, уровням и характеру техники, казалось, между суперэтносами и этносами пропасть. Но как только мы переносим

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

41. Война 450–472 гг. и этногенез Каждое явление истории может быть рассмотрено в различных ракурсах, не подменяющих, а дополняющих друг друга: в социальном, культурном, государственном и т. д. Нам, для нашей темы, нужен этнический аспект. Посмотрим, какие этносы сражались под

автора

ЭТНОГЕНЕЗ В науке тогда господствовали взгляды на этногенез, сложившиеся еще в XIX веке. Становление и развитие народа подменялось становлением и развитием языка.Но глоттогенез (происхождение языка) и этногенез (происхождение народа) - не одно и то же. В истории известны

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА - «Этногенез и биосфера Земли»? Вы знаете, да, была такая книга. Удивительно интересная! Я ее с удовольствием прочитала. Правда, ее совсем зачитали, не помню, оставили ее на полке или нет, - говорила мне пожилая женщина, библиотекарь подсобного фонда

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

МИГРАЦИИ И ЭТНОГЕНЕЗ В XVIII в. в Тропической и Южной Африке продолжались миграции народов, говоривших на языках банту. В этот период банту продолжали перемещение из района современной Танзании дальше к югу тремя путями: на территорию современной Замбии; на территорию

Из книги Монголы и меркиты в XII в. автора Гумилев Лев Николаевич

ЭТНОГЕНЕЗ И ПАССИОНАРНОСТЬ Кривая этногенеза Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до макрокосмоса (развитие человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРУЗИН Сегодня грузины являются одним из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.1. Славянский этногенез «Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская,

Из книги Присоединение Грузии к России автора Авалов Зураб Давидович

Глава шестая Участие грузин в Первой турецкой войне при императрице Екатерине II IВеликая, блестящая Екатерина и ее самоуверенные даровитые сановники нашли неожиданный повод обратить близкое внимание на Грузию и ее владетелей.С давних пор сносилась Грузия с Россией;

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Чудесный грузин Для реализации своей несбыточной идеи о свершении мировой революции Ленин считал для себя стратегической задачей привлечение в свои ряды не только русских, но и инородцев. И вдруг ему повезло: подвернулся настоящий горец, говоривший по-русски с сильным

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этногенез украинцев Еще в период феодализма под влиянием политической конъюнктуры возникла идея о существовании древнерусской народности, из которой входе последующей эволюции выделились великорусы, украинцы и белорусы. В советскую эпоху эта концепция доминировала в

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Славянский этногенез Прежде всего мы должны четко усвоить непреложный исторический факт: последнее тысячелетие человеческой истории равнину от Карпат до Урала, от Белого моря до Черного занимает русский этнос, православный по религии, славянский по языку и крепко

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Этногенез Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли Мы часто сталкиваемся с термином «Запад». Но что скрывается за этим термином, что составляет ядро западной цивилизации, так ли она едина? Мы уже говорили о важности

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Грузин-христианин Мой отец любил читать вслух, он читал очень много. А я, когда мне было не больше пяти лет, часто оказывался рядом, слушал его и, хотя по большей части и не понимал смысла, старался понять, мне было очень интересно. Отец часто повторял: «Грузин – христианин.

Грузия – государство, расположенное на восточном побережье Чёрного моря. Относится к Азии, но часто рассматривается как часть Европы. Грузинский народ принял христианство в начале IV века нашей эры пытаясь заручиться поддержкой Византийской империи против персов на востоке. Святым покровителем новой стал святой Георгий, отсюда и возникло название «Гурджистан», в том числе современный русский экзоним – Грузия.

В других европейских языках и в англоговорящих странах прочно закрепилось латинское название – Георгия (Georgia). Название страны очень похоже на название штата в Северной Америке – , почему в СМИ и других источниках периодически возникает путаница.

Возникновение грузин и особенности формирования грузинской национальности

Сами грузины (georgians) называют себя как картвелеби, а своё государство – Сакартвело. Эти названия произошли от легендарного грузинского героя – Картлоса, родоначальника грузин и основателя Картли – региона-колыбели Грузии. По преданию, родословная Картлоса берёт начало из рода Фогармы – библейского патриарха от которого также ведут род армяне, дагестанцы, албанцы и другие народности Кавказа.


Предки грузинов образовались из большого разнообразия мелких племён и вылились в три самые крупные этнические (ethnic) группы грузин:

  • карты или картвелы (так зовут себя сами грузины, жители центральных регионов);

Процесс ассимиляции длился вплоть до VI-X века нашей эры вместе с образованием первых грузинских государств, тогда же и начал формироваться общий грузинский язык.

Антропологически и по происхождению, грузины входят в состав Понтозагросского типа балкано-кавказской расы. Их расовые отличия характеризуются меньшими размерами среди других кавказских групп и брахицефалическим строением черепа.

Основная масса современного населения Грузии довольно однородна из-за особенностей географического расположения страны и отсутствия путей миграции других народностей через Закавказье.


Большинство грузин коренасты, хорошо сложены, мускулисты. Обладают смуглой кожей, тёмными карими глазами и чёрными волосами. Вопреки распространённой точке зрения, среди грузин встречаются золотоволосые, рыжие, русые горцы с ярко выраженными зелёными или голубыми глазами. Грузинки чаще имеют более светлые оттенки кожи.

Характерная особенность всех грузин – знаменитое кавказское гостеприимство и следование законам чести. Грузинская нация характеризуется чрезмерной открытостью, горячностью, жизнелюбием. Большинство грузин довольно лёгкие на подъем, склонны к активной разнообразной работе и недолюбливают повседневную рутину.

В отличие от мусульман, роль женщины в грузинском сообществе довольно велика. Грузины, как известно, православного вероисповедания и культ Нины – христианской просветительницы, имеет для них большое значение.

История грузинской миграции и их сообщение с другими государствами

Современная турецкая территория включает в себя так называемую турецкую Грузию – юго-западные регионы бывшего древнего царства Тао-Кларджети. В IX веке грузинское царство было одно из самых процветающих: на территории Кларджети строились храмы и монастыри, которые сохранились по сей день и включены в списки культурного наследия ЮНЕСКО.

Исторически, этот регион был захвачен тюркскими племенами в X веке – сельджуками. В последствии, территория была освобождена грузинами, но захвачена Османской империей в XVI веке, которая назовёт захваченные регионы на свой лад: Артвин и Ардаган. По сей день Кларджети является провинцией современной Турции на которой сохранился грузинский этнос.

На данным момент в Турции проживает свыше 150 тысяч грузин, большая часть из которых исламизирована и является носителем турецкого языка.

Крупнейшей грузинской диаспорой грузин является Россия. По данным переписи, в России проживает около 200 тысяч грузин. Первые общины переселенцев появились в Москве и Петербурге в эпоху средневековья. Ещё один бурный рост грузинской общины происходил во второй половине XX века, когда Грузия была частью СССР.


Иранские грузины – этнос грузин, проживающих на современной территории Ирана. Первые грузинские поселения в Иране появлялись в начале XVII века в результате карательных операций Сефевидского государства (современная территория Ирана) против Грузии, откуда было выселено 30 тысяч грузинского населения на территорию Сефевидов, преимущественно в качестве рабов и воинов.

Современная грузинская диаспора в Иране насчитывает более 100 тысяч человек, многие из которых были исламизированы ещё в средневековье, но сохранили свой язык и традиции.

Многочисленную диаспору грузин также можно наблюдать в некоторых странах Европы и Средней Азии, куда в различные периоды времени стекались жители Грузии:

  • Украина.
  • Кипр.
  • Греция.
  • Испания.
  • Азербайджан.
  • Италия.
  • Узбекистан.
  • Казахстан.
  • Бельгия.

Языковые диалекты Грузии и их этимология

Грузинский язык (georgian language) является древнеписьменным, первые записи на древнегрузинском языке датируются V веком нашей эры.

Грузинский язык следует относить к картвельской языковой семье. Наиболее близкими к нему есть сванский, мегрельский и лазский языки, которыми свободно владеют некоторые субэтнографические группы населения Грузии (Сваны, Мегрелы), что не мешает им свободно говорить и на национальном языке. Помимо этого, грузинский этнос богат разнообразием горских и западно-грузинских диалектов.


Современный грузинский язык опирается на классиков грузинской литературы и является национальным языком государства. Его основа берётся из картлийского диалекта, и тесно связывается с кахетинским, мтиульским, рачинским и имеретинским.

Особенности культуры

Самая главная достопримечательность Грузии – грузинская и . Множество блюд из закавказского меню стало интернациональным достоянием и по популярности вышло за далеко за пределы своей страны:

  • суп-харчо;
  • хинкали;
  • хачапури;
  • цыплёнок табака;
  • сулугуни.

Продукты, приготовленные на основе грузинских рецептов, славятся своими контрастными сочетаниями пряного и острого, а их рецептура датируется прошлыми тысячелетиями и мало чем отличается от современного способа готовки.

«В Восточной и Западной Грузии существует своя уникальная рецептура приготовления одного и того же блюда».

Грузия – родина виноделия. На территории Грузии найдено множество археологических находок, связанных с виноделием и культурой виноградарства.

«Культ вина в Грузии нашел своё проявление в празднике сбора урожая винограда – Ртвели. Этот семейный праздник не привязан к какой-либо дате и зависит от времени начала сбора урожая. Чаще всего припадает на конец сентября».

Грузия богата на архитектурные памятники и имеет широкий спектр объектов культуры. Пик развития архитектуры пришелся на средневековье во время высокого развития государственности и храмового строения.