Плакат круговорот воды в природе для малышей. Опыты для детей. Домашние опыты для детей. Круговорот воды в природе

Железнодорожный транспорт" href="/text/category/zheleznodorozhnij_transport/" rel="bookmark">железнодорожного транспорта России наших родных и близких

Так начиналось очередное заседание клуба «Интересных встреч». Мы встретились в семейной гостиной «История моей семьи в истории железной дороги», которую посвятили нашим мамам, папам, бабушкам, дедушкам, работающим на железной дороге.

Три поколения моих родных работали и работают на предприятиях РЖД, - начинает своё выступление Бровко Илья.

Илья нарисовал генеалогическое дерево своей железнодорожной семьи и по праву гордится своими дедами и прадедами:

Мой прадедушка, работал слесарем в вагонном депо более 20 лет. Другой прадед, 41 год служил в пожарной команде железнодорожного подчинения. В депо, а потом в дистанции сигнализации и связи трудился более 20 лет дедушка, . А дедушка, Геннадий Петрович, более 43 лет работал слесарем-электриком в Вагонном Депо. На предприятиях железной дороги работали и мои бабушки, и прабабушки, работают сейчас мама, её брат. Я подсчитал: общий железнодорожный стаж моей семьи составляет 230 лет. Уверен, что из истории таких семей, как моя, и складывается история железной дороги.

Думаю, гордится своей мамой и Ксения Щербакова. Её мама пришла на встречу в форме проводницы. Очень приятный голос просто завораживает:

Свою работу я очень люблю. Мечтала стать проводником с детства... Родители думали: пройдёт эта блажь. Им очень хотелось, чтобы я стала юристом. Друзья пугали, что мне быстро надоест однообразный вид из окна, что будут унижать и обижать несносные пассажиры... Но вот уже более 10 лет для меня поезд - это не просто средство передвижения из пункта А в пункт В, это что-то большее. Каждая поездка – это открытие чего-то нового. Мне нравится нести ответственность за людей, за их багаж. ... Разносить им чай, укрывать одеялом, вносить в скучные моменты поездки нотки радости. Работа, конечно, нелёгкая. Очень устаю. Но, когда вижу, что, благодаря моим стараниям, пассажирам в вагоне тепло и уютно, как дома, я счастлива...

Группа ребят из 7-го и 8-го классов работала над проектом «История семьи в истории железной дороги». Их выступление было ярким, содержательным. Рассказы о своих родственниках, работавших и работающих на разных предприятиях железнодорожного транспорта, исследователи сопровождали мультимедийной презентацией. Равнодушными гостей клуба не оставили интересные истории, Данильченко Юлии Михайловны, Стадниченко Юрия Петровича. Какие они все разные, и как они похожи друг на друга. Принадлежность к дороге их сближает, делает их души родственными. Прямо, братство какое-то железнодорожное.

Мне казалось, что я очень хорошо знаю своих одноклассников, знакома с близкими и родными некоторых из них, но эта встреча раскрыла всех по-новому. Олег Резников, молчаливый, скромный парень, оказывается, давно решил своё будущее связать с железной дорогой. Ещё до начала мероприятия, как корреспондент школьной газеты «Магистраль», решила взять у него интервью.

Железная дорога меня привлекала всегда, - рассказывает он. - В детстве я любил смотреть на электрички и поезда, которые проносились мимо наших окон, и просил взрослых поиграть со мной в паровозики, которые дедушка мастерил мне из подручных средств. Потом родители подарили мне железную дорогу с «настоящими» рельсами, стрелками, вагонами. Я был самым счастливым ребёнком на свете! Я иногда вижу себя уже взрослым человеком и представляю свою дорогу, за которую несу ответственность: железнодорожные пути со стрелками, перегонами, семафорами, станциями и полустанками...

У Олега нет в семье железнодорожников. Но он им станет обязательно. Как знать, может, с него и начнётся новая трудовая династия. Я верю, что пройдёт немного лет, и в успешной работе железнодорожного транспорта будет частица и его труда. Я верю, что мой одноклассник, Олег Резников, станет одним из славных тружеников железных дорог, за плечами которых и сегодня, и через много лет – благополучие всей России.

Мнищенко Вячеслав,8 «А»класс

Мои мама и папа работают на железной дороге. Папа в рефдепо, а мама в узловой железнодорожной поликлинике, лечит железнодорожников. А недавно папа рассказал мне о том, что его родители всю жизнь проработали на железной дороге: на Локомотиворемонтном заводе. Бабушка была штукатуром – маляром, а дедушка машинистом крана. Оба награждены медалью «Ветеран труда». Каждый год на День Железнодорожника родное предприятие поздравляет их и дарит открытки и праздничные наборы.

Я думаю, что на железной дороге главная профессия-машинист. Этой профессии можно научиться в Уссурийском филиале Дальневосточного Хабаровского университета путей сообщения.

Моя старшая сестра Аня ездила четыре раза на практику в Хабаровск на детскую железную дорогу, работала проводником, кассиром. И у меня есть мечта - после седьмого класса поехать на практику на малую железную дорогу.

Я верю, что моя мечта осуществится – ведь я учусь в железнодорожной школе. А в будущем я стану железнодорожником, как и мои родители. Мечтаю стать машинистом или помощником машиниста и продолжить дело родителей- работать на благо российской железной дороги.

Бровко Илья, 8 «Б» класс

229 лет на железной дороге!

Вся моя семья проживает в микрорайоне нашего города, который называется «железнодорожная слобода» и у меня очень много родственников, работающих на предприятиях железной дороги.

Мне стало интересно расспросить у членов моей семьи о том, какое отношение имеют они к железной дороге. И вот что я узнал!

Оказывается мои самые близкие и родные родственники проработали в различных предприятиях железной дороги немало лет, и я с удовольствием Вам сейчас это расскажу!

Моя мама была бухгалтером на СМП-176 в течение 5 лет, а ее брат, мой дядя, Роман с самого начала своего трудового пути и до сегодняшнего дня (а это 11 лет) работает в Вагонном Депо осмотрщиком вагонов. Родители мамы: бабушка Оля - трудилась в НГЧ-5 почти 9 лет, а дедушка Геннадий - до сих пор работает в Вагонном Депо слесарем-электриком электроцеха и его непрерывный трудовой стаж уже насчитывает более 43 лет! Оказывается, он у нас ветеран ! Из всей семьи больше всех проработал на РЖД!

Родители бабушки Оли - моя прабабушка - Мария Павловна Перегон тоже работала всю жизнь на Железной дороге сначала в детском саду железнодорожного подчинения, а потом она следила за порядком в цехе Вагонного депо и ее трудовой стаж насчитывает более 30 лет. А прадедушка был слесарем в Вагонном депо более 20 лет!

Вот как забавно получается - все у нас по линии мамы-железнодорожники!!!

Однако и по линии папы - тоже есть чем гордиться!

Моя бабушка - всю свою жизнь (34 года) проработала учителем в школе-интернате № 29 и я очень этим горжусь! А дедушка - работал инженером в Вагонном рефрижераторном депо, а потом в Дистанции Сигнализации и Связи и всего его трудовая деятельность на предприятиях железной дороги насчитывает более 20 лет!

Прабабушка и прадедушка по линии папы тоже были железнодорожниками! Прабабушка - была поваром в железнодорожном детском саду № 000более 16 лет, а ее муж - мой прадед трудился в пожарной команде железнодорожного подчинения и 41 год там отработал с честью и достоинством!

Как видите, мне - 1l - летнему парню есть чем гордиться! Когда сама история железной дороги России насчитывает 172 года... люди, которым я обязан своим появлением на свет, работали, а некоторые до сих пор и продолжают работать на предприятиях РЖД!

И тут мне пришла в голову забавная мысль! Если суммировать все количество отработанных лет на железной дороге моей семьей на сегодняшний день, то получится 229 ЛЕТ!!! И это не просто цифра! Это люди - это их биография! Это их труд! Все они имеют разные специальности, однако все они трудились на различных предприятиях РЖД.

Я думаю, что из историй таких семей, как моя, и складывается история железной дороги и желаю всем моим любимым железнодорожникам крепкого здоровья и дальнейших успехов в их труде!

Панько Егор, 8 «Б» класс

https://pandia.ru/text/78/507/images/image007_5.gif" align="left" width="159" height="228 src="> Моя мама, работает на железнодорожной станции Уссурийск с 1994 года, ведущим инженером технического отдела. Она училась в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта по профессии инженер путей сообщения по управлению процессами перевозок. После окончания института мама по распределению попала работать в ПУ-16, которое готовит профессиональные кадры для железной дороги. В этом училище учат на помощника машиниста электровоза, газоэлектросварщиков, а еще раньше можно было выучиться на дежурного по станции. Мама работала в училище и учила подростков основным железнодорожным дисциплинам. Потом она ушла работать на железнодорожную станцию Уссурийск, где трудится до сих пор.

Так получилось, что в нашей семье и родне мама единственный железнодорожник. Я еще не определился с выбором профессии, но очень люблю путешествовать по железной дороге. Особенно мне нравится фирменный поезд повышенной комфортности «Океан». Это современный поезд, на нём просто здорово ехать!

Мама на своем производстве отвечает за безопасность движения поездов. Она разрабатывает техническую документацию. Безопасность движения поездов это многогранная система, зависящая от человеческого фактора. Я смело езжу по железной дороге, потому что железнодорожники удивительно преданы своей профессии, которой они обычно посвящают всю жизнь! Моей маме очень нравится ее профессия. У нее много наград и благодарностей от начальника Дальневосточной железной дороги.

Ивашутина Надежда 8 «Б» класс

Маленькая частичка династии железнодорожников

Педиатрия" href="/text/category/pediatriya/" rel="bookmark">педиатром .

Моя мама после окончания школы поступила в Дальневосточный гидромелиоративный техникум на факультет «Бухгалтерский учет» и закончила его с отличием. В 1994 г. Пришла на работу в централизованную бухгалтерию школы-интерната № 5 ст. Уссурийск. Затем мама перешла на работу в Уссурийскую дистанцию гражданских сооруженийструктурное подразделение Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги, филиала. Закончив заочно ДВГУПС, мама продолжает работать в НГЧ-5.

https://pandia.ru/text/78/507/images/image011_9.jpg" alt="C:\Documents" align="left" width="240" height="204 src=">

Морозова Вероника, 8 «Б» класс

Я - маленькая частичка династии железнодорожников

Наша семья - железнодорожная.

Охрана труда" href="/text/category/ohrana_truda/" rel="bookmark">охране труда и пожарной безопасности . К сожалению, моего дедушки уже нет в живых, он умер в 1996 году.

https://pandia.ru/text/78/507/images/image014_2.gif" align="left" width="371" height="216">

Данильченко Михаил



Я горжусь мамой и бабушкой!

Моя мама – ведущий инженер по охране труда Дистанции гражданских сооружений. Она обеспечивает безопасность работников в процессе их трудовой деятельности и осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда работниками дистанции.

Моя бабушка – председатель Узлового совета ветеранов ст. Уссурийск. Она оказывает социальную помощь, занимается молодежной политикой, осуществляет поисковую работу и не забывает о юбилейных датах.

Например, в этом году первому министру путей сообщения Павлу Петровичу Мельникову исполнилось 205 лет, а первому начальнику Уссурийской железной дороги Хорвату Дмитрию Леонидовичу – 150 лет!

Моя бабушка при открытии административного здания локомотивного депо встречалась с начальником ДВЖД Заиченко Михаилом Михайловичем.

Бабушка награждена знаком «Почетный ветеран «РЖД», занесена в книгу «Лучшие люди России». А в 2009 г. Заместитель начальника Владивостокского отделения по кадрам вручил ей медаль «110 лет ДВЖД». Я горжусь своими мамой и бабушкой!

понравилось. Я думаю, что буду продолжать учиться, чтобы получить высшее железнодорожное образование.

https://pandia.ru/text/78/507/images/image021_4.gif" align="left" width="233" height="323">

Основоположником династии стал мой прадедушка. Он уроженец Приморского края , родился в январе 1903 года и умер в 1981 году. Образование – неполное среднее. С середины 30-х годов прадедушка работал путевым обходчиком, затем бригадиром пути на станции Голенки. После окончания специальных курсов работал дорожным мастером на многих станциях отделения дороги: Воздвиженский, Гродеково, Уссурийск, Прохаско. Последняя станция его работы - Раздольное, откуда в 60 лет он ушел на пенсию.

Прадедушка в годы Великой Отечественной войны не ходил на фронт, так как на железнодорожников распространялась «бронь», но он вносил свой вклад в дело победы здесь, в тылу. Работа дорожного мастера нелегкая, ведь ремонтировать железнодорожное полотно приходилось в разную погоду: в дождь, в снег, в сильную жару.

За время работы прадед имеет много грамот и благодарностей. Кроме того, он награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Из четверых детей прадедущки двое его старших, сын Михаил и дочь Мария, несколько лет трудились на железной дороге весовщиками, но связал свою жизнь с железной дорогой его младший сын и мой дедушка. Трудовой стаж моего дедушки – 53 года, из них 40 лет – на железной дороге.

Мой дедушка, родился 19.09.1929 в селе Голенки Приморского края. Учился в семилетней школе №21 на станции Гродеково, а 8-ой класс заканчивал в селе Андреевка. В годы Великой Отечественной войны дедушка подростком, как и другие дети, после учебы работал разнорабочим на станции Гродеково, а осенью трудился на колхозных полях. Работали для фронта, для победы.

С 1947 по 1950 годы дедушка работал весовщиком на станциях Прохаско, Ружино. А с 1950 по 1953 годы он служил в армии, в Порт Артуре. За отличную службу был награжден медалью «Дружба народов КНР и СССР».

С 1962 года и до самого ухода на пенсию в 1998 году дедушка работал в вагонном рефрижераторном депо станции Уссурийск – рефмехаником, начальником рефрижераторного поезда, инструктором колонны, председателем местного комитета, начальником колонны. Параллельно преподавал технические дисциплины в техшколе. Заочно окончил железнодорожный техникум (гг.) по специальности «изотермический подвижной состав и холодильное хозяйство», получил квалификацию «техник-электромеханик».

Моему деду присвоено звание «Ветеран труда». У него много наград: медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», юбилейная медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения », юбилейные медали «60 лет победы в Великой Отечественной войне», «65 лет победы в Великой Отечественной войне», отраслевые медали МПС - победителя социалистического соревнования в 1973, 1974, 1976 годах, памятный знак «Ветерану - железнодорожнику в честь 60-летия победы в Великой Отечественной войне».

https://pandia.ru/text/78/507/images/image026_3.gif" width="192" height="186 id=">

Эстафету династии приняла моя мама – (род. 09.12.1960 в г. Уссурийске). Ее трудовой стаж на железной дороге уже 28 лет.

После окончания средней школы № 000 мама училась в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Управление процессами перевозок», получила квалификацию «инженер путей сообщения». После окончания института в 1984 году она уехала по распределению на Восточно-Сибирскую железную дорогу, где работала дежурной по станции Китой-Комбинатская, заместителем начальника станции Гончарово по оперативной работе.

В 1988 году мама вернулась в Уссурийск, где продолжила работать на железной дороге – инженером АСУ в вагонном рефрижераторном депо, коммерческим ревизором в Уссурийском отделении дороги, Владивостокском отделении дороги, ревизором по контролю доходов финансовой службы Управления ДВжд. Сейчас она работает ревизором по контролю доходов ДТЦФТО. За хорошую работу у мамы много благодарностей и денежных премий.

Сайко Сергей

Недавно в Северо-Казахстанской областной универсальной научной библиотеке им. Сабита Муканова (Петропавловск) состоялась презентация книги «Близкие люди». Аdebiportal.kz встретился с автором книги «Близкие люди», писателем, поэтом, руководителем областного литературного объединения им. М. Аверина Филоновым Кириллом Николаевичем .

- Здравствуйте Кирилл! Расскажите нам, пожалуйста, о себе, о своих интересах и увлечениях. Кто ваши родители?

Я родился в 1987 году. Город Петропавловск - мой родной город, помню его зимние заснеженные улицы, помню детство, очереди в магазинах. В 1995 году пошёл в первый класс. Точные науки не любил с детства. Спорил с учителями. Мои родители - железнодорожники. Семья довольно-таки не творческая. И в творческую интеллигенцию подался только я. Предпосылки к этому были. У нас в родне писатели были, где-то в Кургане. Довольно сложно давать себе оценку? Человек, который живет в довольно прозаическом обществе, где вверх взяли материальные ценности. Нет, материальные ценности - это не плохо, только у нас жуткое отношение к этому. Мы не умеем адекватно реагировать на проблемы общественные. В нашем обществе нет элементарной толерантности, уважение человека к человеку, у нас есть глубокое призрение друг к другу. Родители всегда гордились моими творческими успехами, но я не находил нужной поддержки. Своих детей я не буду воспитывать по указке. Буду делать из них свободных людей, у которых будет право выбирать, куда им идти и что делать. Что это за взаимоотношения, когда батька садиться за стол, и кто берет чашку или ложку первым, тому по лбу этой ложкой? Я считаю, что это неправильно, это грубые, дикие наши нравы. К сожалению, мы возвращаемся к этому. Понимаете, мать всю жизнь проработала на железной дороге, отец проработал на железной дороге, дед проработал на железной дороге, бабушка тоже, все дядьки и тетки - железнодорожники. Я первый кто привнес в эту специальность какой-то культурный оттенок. Технократия приведет людей, в конечном итоге, к тому, что безкультурный человек изобретет атомную карманную бомбу и будет терроризировать все человечество. Это слова Дмитрия Сергеевича Лихачева, и я с этим согласен. Потому что если развивать только технику, но не вкладывать при этом в культуру мы получим большую беду, и мы ее уже получили. Мы стали страшными мещанами, с одной стороны, а с другой стороны мы стали агрессивными мещанами. Вот это довольно страшно. Варлам Шаламов мыкался по сталинским лагерям очень много. У него спросили: «А зачем писать всю жизнь?». Он ответил: «Чтобы вы не оскотинились!». Вот поэтому, чтобы не оскотинится, надо продолжать работу в этом направлении.

- Как и когда Вы начали придумывать сюжеты для истории и писать их?

Сюжеты моих произведений рождались произвольно. Я что-то брал из жизни, что-то брал из того, что видел, но никакой принципиальной задачи перед собой я не ставил. Свои самые первые прозаические произведения, я начал писать в конце 2011 - начале 2012 гг. «Близкие люди» появились в 2012 г. Тогда я впервые написал эту вещь и отнес в литературно-художественный журнал «Провинция», которого сейчас уже нет. В «Провинции» рукопись редактировал Василий Георгиевич Коноплев. После этого Василий Коноплев через редактора Морозову меня вызвал. Мы с ним начали разбирать построчно буквально самую первую повесть «Близкие люди», которая в принципе и послужила в дальнейшем названием моей книги. Первое впечатление от повести «Близкие люди», Коноплев выразил так: «Мне не хотелось продолжать чтение, слишком много было накручено, много не нужных, совершенно лишних вещей, к тому же язык был шероховатый, суконный». Перед этим я очень много читал публицистику Бориса Васильева, Бакланова и других авторов, конца 80-х - начало 90-х гг., потому что увлекался этой публицистикой. После этого мы с Коноплевым, посидели, все разобрали, и в принципе, она попала в издательство, попала в журнал. Так вышла самая первая повесть. Мою книгу за личный счет издал Коноплёв.

- С чего началась идея создания книги «Близкие люди»?

Как таковой никакой основной идеи по ее созданию не было. Были неоднократные рекомендации разных людей по поводу необходимости издания книги, прозы. И о том, что она будет называться «Близкие люди», по названию произведения я просто-напросто включил это название в книгу, дал ей название. Может быть, она должна была назваться «Сестра», потому что у меня был рассказ «Сестра», который я туда не включал, и оно было бы, может, даже лучше. Но как выяснилось потом, само название книги и включенная туда повесть, как литературный опыт, тоже была необходимость, это было очень важно. В книге два рассказа и одна повесть. Книга моя о взаимоотношениях между людьми, о человеческих судьбах. Первое произведение - «Преданная». В нем рассказывается о фельдшере сельской амбулатории, 82-летней старушке, которая была предана своему делу, а с другой - она оказалась преданной в смысле предательства. Преданная поневоле, потому что нет другого выбора, как оставаться до глубокой старости в амбулатории, полуразваливающейся, в забытой всеми деревне.

- Насколько тема Вашей книги своевременна и универсальна?

Тема моей книги будет современна всегда, потому что взаимоотношения между людьми всегда были и будут. Нельзя назвать эту книгу каким-то реализмом с большой буквы, это не до конца реализм, потому что там есть метафоры, отсылки, подтекст, это основное. Современна и универсальна настолько насколько может быть универсальна и современна в принципе классическая направленность текста, потому что классика - это всегда лучшие образцы. Я не изобретал велосипед. Но в своей книге я как раз делаю упор на классическое развитие сюжета. Но что-то свое я туда тоже должен привнести, в любом случае эта вещь универсальна, новаторская.

- Тема взаимоотношений в книги способствует улучшению жизни человечества?

Улучшения жизни человечества - это задача любого уважающего себя автора, любого писателя. Вообще человеческая жизнь, она должна быть изначально направлена на улучшение жизни вокруг, но, к сожалению, люди к этому относятся совершенно по-разному, есть люди, которые привыкли только лишь разрушать и это очень плачевно. Задача литературы и авторов, писателей, это непременно задача гуманистическая. Задача гуманизма - это не только сохранение человечества вообще как человеческой расы, но и улучшение жизни. Проблема отношений вечна, поэтому я, кстати, и говорил, что это универсальная тема. Улучшается человечество, если читатель находит какой-то отклик в своей душе по поводу поднятой темы. Если человека затрагивает, значит, читатель в какой-то мере находит себя в этом во всем, в том, что он читает, поэтому в любом случае здесь все с одной стороны очень просто, а с другой стороны довольно таки сложно.

- Какие книги, журналы и газеты Вы читаете?

Книг и журналов читаю довольно много. У меня дома большая библиотека книг. Сейчас я, например, читаю Юрия Трифонова. Юрий Трифонов одни из любимых писателей. У Юрия Трифонова в произведениях очень глубокий подтекст. Он описывает взаимоотношения людей. У него очень хорошие городские романы, рассказы. Рассказы это вообще отдельная история, Трифоновские рассказы. Стоит почитать даже вот этот «Обмен», когда больная, умирающая мать говорит сыну: «Ты уже обменялся Витюша». Речь шла о воздействии на ее сына, жены мещанки, которая заставила обменять безжалостно квартиру больной матери. Такие произведения как у Юрия Трифонова очень животрепещущие, очень с большим подтекстом. Юрий Трифонов, рассказывает о том, до чего мы докатились. Он описывает время, в котором живёт наш человек. И это время, кстати, и эти рассказы характерны и сегодня, потому что люди не поменялись, люди не стали великодушнее, люди вообще стали мещанами и даже еще худшими мещанами. Я люблю читать Валентина Распутина «Прощание с матерой», Бориса Васильева, у него мощная проза, мощная публицистика, начала 90-х годов. Вообще это время конец 80 - начало 90-х годов это уникальное время, появились большие писатели. У меня дома стоят книги тех лет, впервые издаваемые в Советском Союзе, потому что эти книги вообще были закрыты от советского читателя. Журнал «Наш современник», в котором впервые в Советском Союзе с января по июль 1990-го года печатали произведения Александра Исаевича Солженицина. Он тогда еще жил в Америке, но уже здесь приоткрывалась завеса его творчества. «Архипелаг-ГУЛАГ» впервые был напечатан в «Нашем современнике». У меня на руках этот журнал есть. Журналов я читаю особенно тех уникальных журналов очень много. Сегодня у нас одна проблема: в сегодняшнем Казахстане закрываются литературно-художественные журналы, это очень горько. Журналы «Провинция», «Нива», «Простор». Государственной поддержки никакой нет. Все журналы издаются на средства наших людей, наших читателей, и это очень горько, это очень больно. Читать хотелось бы такие журналы. Журнал «Провинция» Северо-Казахстанской области очень востребован, но сегодня, когда он закрылся, начинают выступать некоторые люди, я не буду называть фамилии, которые начинают говорить: «Верните нам журнал «Провинцию»! А люди не понимают, что он издавался за средства подписчиков. Никто и не забирал этот журнал. Его забрали сами те люди, кто не хотел внести в поддержание этого журнала, хоть какую-то копейку. Теперь они обвиняют всех, что у них отобрали журнал. Никто его не отбирал, такая вот проблема. Перечитываю журналы и книги.

Я на своих творческих вечерах специально делаю лекции по литературе, чтобы читателям рассказать о творчестве того или иного писателя. Нельзя ограничить все уроком русского языка и литературы, не только русского языка, вообще литературы. Я затрагиваю наших казахстанских авторов, которых очень много.

- Что поменялось в вашей жизни после выхода первой книги?

Внешне не поменялось ничего. Что-то поменялось внутри меня. Во-первых, издание книги сегодня это большой шаг для человека пишущего. Издать книгу затруднительно в финансовом положении. Дело в том, что если раньше, когда существовал Союз писателей Советского Союза, там было намного проще, за государственный счет издавались книги. Писателю отдавалось 20-30 экземпляров книг, остальной тираж расходился в литфонд, магазины и т.д. Но там был государственный заказ на книги. Сегодня нет. Беда в том, что если человек имеет хоть какие-то деньги, может издать свою книгу. С одной стороны - это здорово! С другой стороны, появилось много людей, которые ничего не смыслят в этом и уже бегут издавать. Мания величия - это очень опасная штука. Человек считает, что он что-то может, как будто у него спрашивают его слово в литературе. Бежит издавать свою книгу, платит огромные деньги. А потом эта книга никому не нужна. Чтобы этого не было, наверное, человек должен выдерживать какую-то золотую середину, у него должен быть нравственный самоограничитель. Каждый человек, издавая свои произведения, должен нести ответственность.

- Что Вас интересует в жизни кроме литературы и книг?

Кроме литературы и книг в моей жизни меня интересует семья, дети, моя деятельность на работе. Как в свое время сказал поэт Евгений Евтушенко: «поэт в России, больше, чем поэт». Для Казахстана эта ситуация очень даже характерна. По своему образованию, я технарь, работаю в Петропавловской дистанции сигнализации связи ОАО «Российские железные дороги», то есть работник железнодорожного транспорта. Но на производстве я продолжаю заниматься литературной деятельностью: пишу заметки в производственные газеты, сотрудничаю с областными газетами. У нас работает музей, которым я занимаюсь. Я - смотритель музея и собираю материал для музея. Поэтому сфер, в которых бы я участвовал в этой жизни, много. У человека должна быть какая-то высшая цель в жизни, ради чего он живет. Моя высшая цель - это помогать улучшать жизнь, в которой мы живем. Чем больше полезного мы сделаем для себя, и для людей, прежде всего для людей, то и будет продолжением нашей жизни. Наши дети будут смотреть на то, и жить в той обстановке, которую мы сегодня создадим, какую атмосферу мы сегодня сделаем, то и будет завтра.

- Как относятся к Вашему увлечению коллеги, семья?

Это не увлечение. Литературе я отдаюсь всецело, я прихожу домой, делаю домашние дела и продолжаю работать над своими повестями, рассказами, веду массу всевозможных дневников и записок. Это часть жизни, а не увлечение. Это первое ради чего я живу. Это наследие, которое останется потомкам. Для того, чтобы была достойная литература - это слово должно быть очень весомо. Было время, Татьяна Четверякова сказала мне такую фразу: «Тебе надо заниматься, дальше, дальше и дальше!» и я занимаюсь. Я слово дал поддерживать такую деятельность, это необходимость. А в целом, к моей литературной деятельности все относятся с пониманием. В свое время мне мама говорила: «Да зачем это нужно? Ты поступишь в технический ВУЗ, будешь железнодорожником, зачем тебе это всё? Это люди несчастные!». Это глубокое заблуждение тех, которые не разбираются во многих вещах. Поэтому произнесенное и изданное в книге слово - это очень серьезная ответственность.

- Какой момент из своей жизни Вы цените больше всего?

Таких моментов в жизни несколько. Один из таких моментов, это детство. Тогда по-другому совершено воспринималась реальность. Я помню, когда приходилось с родителями стоять в очередях в магазинах. Я донашивал за старшей сестрой вещи. Зимой носил ее шубу, шапку на резинке. Однажды тетенька подошла в очередь, встала сзади и говорит: «Девочка, ты тоже в очереди стоишь?» Запомнились гастрономы с кафелем на стенах. С одной стороны была какая-то недостача, питались хуже, одевались скромнее. Но было состояние сплоченности. Иначе воспринималась действительность, было как-то уютнее. С другой стороны, запомнилось время учебы в институте, они были связаны с большими переменами в душе. Я остро воспринимал человеческие взаимоотношения, ходил такой возвышенный, влюбленный всегда. Этим люди пользовались. На мои светлые чувства люди откликались злобой, ненавистью. Это очень плохо. Но от этих светлых чувств и воспоминаний тепло, это здорово. Я рад, что у меня есть свет в душе, связанный с какими-то самыми приятными светлыми воспоминаниями из жизни.

- Что интересного ожидать читателю в ближайшее время?

Во-первых, книга, которая вышла недавно, нашла горячие отклики. Я продолжаю собирать следующую книгу, знаю, как она будет называться. Уже заканчиваю следующую повесть. Судьба героев в этой повести неоднозначна и трагична тоже. Трагичность должна быть. Должен быть у автора какой-то определенный почерк. Я подготовил новую повесть, там несколько будет рассказов, довольно небольших и несколько повестей. Планирую также печататься в казахстанском журнале «Простор», я уже несколько повестей туда отправил. В ближайшее время отправлю туда новую вещь. Хотелось бы узнать еще несколько журналов, которые брали бы из интернета авторов. Большие журналы «Звезда», давным-давно издаются, с интернетом работают неохотно, пробиться туда довольно-таки тяжело.

- Как Вы относитесь к современной литературе, прозе?

Отношение во многом неоднозначное. В литературе сейчас не всегда очень интересные тенденции. Если говорить откровенно, то общий уровень литературы сегодня упал сильно. Это связано с широкой доступностью издания книг. У нас считается критиковать нельзя. Хотя, все держится на здоровой критике. Среди прозаиков появилось много людей, которые пишут умозрительные темы, пытаются создавать какие-то странные образы. Они думают, что они создают новые образы. Это не новаторство, это далеко от лучших экземпляров, традиций. «Над городом появилось облако, и это облако спасло город». Понимаете какая-то фантасмагория. Это даже не пахнет Стругацкими. У Стругацких был очень глубокий подтекст. У фантастики были интересные традиции. Сегодня это заменяется какой-то глупостью. Люди не умеют выражать свои мысли правильно. В прозе все плачевно. Нужно заниматься, развиваться. А у нас заниматься и развиваться никто не собирается. Критику не воспринимают, относятся к ней неправильно.

- Сколько книг Вы написали и выпустили в свет?

Эта книга первая, рождалась тяжело, еще в Омске в 2010 г., когда проходил семинар молодых писателей. Геннадий Андреевич Попов, заместитель председателя правления союза писателей России сказал мне такую вещь: «Нужна книга!» Он, конечно, говорил о поэзии. Потом мне несколько человек говорили, нужна книга и нужна проза. Ты занимаешься прозой, проза удается тебе лучше. Долгое время я не уделял прозе значительного внимания. В 2012 г. я понял, что в прозе я чувствую, как рыба в воде. И там свое слово я скажу, и я думаю, что в прозе я свое слово сказал. Эта книга весома, она отмечена довольно высоко. Я рад, что начал именно с прозы, и именно с сильной вещи. В 2010 г. и немного позже, я бы не выпустил такую книгу, качество было бы намного хуже. Я себя уберег от создания никому не нужной книги. Прошло время, и жизнь расставила все по местам.

Что из себя представляет областное литературное объединение им. М. Аверина? Какие у него задачи? Где оно находится?

Литературное объединение имени Михаила Аверина - это литературное объединение, созданное в Северо-Казахстанской области еще в 20-е годы. Оно работало под разным руководством и обкома комсомола, и горкома, и отдела культуры. После распада Советского Союза объединение стало работать на общественных началах, появились добровольцы, которые занимались развитием литературного объединения. Долгое время им руководили Пряников, Щукин. Были большие люди, которые занимались развитием этого литературного объединения. В свое время М. Аверин не просто руководил этим объединением. Обсуждались книги, книги выходили намного чаще, коллективные сборники.

Сейчас чтобы издать коллективный сборник, нужны большие финансовые средства. Вкладывать люди не очень хотят. Самое главное, что нет никакой поддержки со стороны руководящих органов, которые непосредственно заинтересованы в развитии культуры. Кроме призывов, каких-то разговоров, мы ничего не слышим и не видим. Сегодня литературное объединение периодически собирается, авторы обсуждают свои литературные произведения, обсуждают книги, которые сами выпускают за свой счет. Идет литературная работа, пускай она не такая мощная, как раньше, но литературная жизнь есть. Находится литературное объединение в г. Петропавловске при областном историко-краеведческом музее. Писателю необходимо, прежде всего, что, чтобы задалась определенная среда, в которой он мог бы себя хорошо чувствовать. Нужны те люди, с которыми бы он говорил на одном языке. Это здорово! Каждый автор вносит какой-то определенный вклад в развитие культуры.Сегодня все очень сложно, но литература продолжает жить.

- Вы пишите стихи. Самое любимое стихотворение из написанных Вами?

Стихи я так активно не пишу. Поэтические законы - очень сложная вещь. Я в них себя чувствую не достаточно хорошо. Плох тот писатель, который не пишет стихов. Если я пишу стихи, то, в конечном счете, сегодня я их дарю своим героям или своим антигероям в своих произведениях, в своих прозаических произведениях. Они непрофессиональные авторы, непрофессиональные литераторы и мне легко дарить им свои стихи, написанные мною. Дело в том, что поэтическое творчество подразумевает сложные законы. Когда графоман начинает писать свои бездарные поэтические вещи, они либо передирают у весомых авторов какие-то образы, начинают петь чужим голосом и зачастую люди даже не знают о существовании мужских, женских рифм, не понимают, что такое ритмические стихи, силлабо-тоника, не разбираются, какие закономерности, образы, метафоры. Они пишут либо какие-то поздравлялки, зачастую в эстетическом смысле пошлые. Они мнят себя великими авторами и бегут создавать книги. Вот это печально! Тут нужны художественные советы, чтоб отсеивать, не допускать таких авторов к перу, пусть пишут своим родным, близким, но не на общее обозрение. Я довольно критично отношусь к себе, к своему творчеству, и считаю, что проза здесь сильнее, касаемо меня, моего творчества. Я силен в прозе, в ней себя чувствую лучше. Мое любимое стихотворение, лично мое:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Цели занятия:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Водяная мельница.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее - ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая - ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч - он вождь!
Поливает землю дождь.

4. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).


Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Наблюдение за водяной мельницей

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

5. Капелька любопытная

А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька исследовательница

А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.

9. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра - сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

Вы уже рисовали акварелью - водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски - обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.

Программное содержание: Закрепить представление детей о свойствах воды; расширять представления о свойствах воды и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении). Формировать у детей доступные знания о круговороте воды в природе. Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования. Учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты. Активизировать словарь детей, связную речь.

Предварительная работа: чтение литературы: Л.Л.Сикорук «Филька для малышей», рассматривание энциклопедии для дошкольников, «Мир вокруг нас».

Оборудование: картинка с изображением воздушного шара, пластиковая бутылка, воздушный шарик, глобус, картинки с изображением реки, озера, моря, зеркало, термос, миски, стаканы, ложки, формочки, лейки, карточки — схемы, ленточки, воронки, ватные диски, сахар, молоко.

Ход НОД

Воспитатель: Дети вы любите путешествовать? На чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей). Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух).

(Открываю изображение воздушного шара).

Воспитатель: Скажите: зачем под шаром расположена горелка? (Предположение детей). Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

Опыт 1. Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать её в течение одной минуты в горячей воде.

Воспитатель: Что вы видите? (Шарик надувается). Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. (Ставлю бутылку с шариком в холодную воду).

Воспитатель: Что вы видите? (Шарик сдувается). Как вы думаете, почему так происходит? (Предположение детей). Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается. Вывод: При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.

Воспитатель: Отправляемся в полёт. Займите места. Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода). Да, это вода она покрывает 3/4 земли. Вода источник жизни на земле. Она слышит, чувствует, запоминает. Кому и для чего нужна вода? (Дети показывают картинки и рассказывают).

Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Вот мы и прилетели! (Дети выходят). Ребята, куда же мы попали? (Висят картинки с изображением реки, озера, моря). Как вы думаете? Это, какое – то водное царство. (Рассматриваем картинки) . Подходим к плакату «Круговорот воды в природе». (Рассматриваем его) . Вода в природе находится в постоянном движении снизу вверх, сверху – вниз: на земле она нагревается и, превращаясь в пар, поднимается вверх, высоко над землёй она охлаждается, снова становится водой и возвращается на землю в виде дождя, снега, града.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно назвать людей которые делают разные научные открытия? Как они это делают? (Путём опытов и экспериментов). Как называется место, где учёные проводят свои эксперименты? (Лаборатория) . Я хочу вам предложить помечтать. Представьте себе, что вы тоже учёные и хотите проверить свои догадки. Для этого вам предстоит провести несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию. Как вы думаете, как должны вести себя учёные при выполнении опытов?

Правила безопасного поведения:

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри, потом повтори.
  3. Убери и на место положи.
  4. С горячей водой будь осторожен.

Опыт 2. Перелить воду из стакана в стакан. Что делает вода? (Перетекает) . Опрокинуть формочку с песком. Что с ним происходит? Он ложится горкой. Как вы думаете, песок — это жидкость?

Вывод: Значит, вода – жидкая, песок – сыпучий. Покажите, на карточке – схеме, что вода – это жидкость.

Ребята, как вы думаете, что можно сказать о цвете воды. Давайте убедимся, что вода бесцветная. Два одинаковых стакана: в одном вода, в другом — молоко. Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком. Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко – нет).

Вывод: Вода — прозрачная, а молоко нет.

Ребята, возьмите стакан с чистой водой и понюхайте её. Имеет ли вода запах?

Вывод: Вода – не имеет запаха.

Опыт 3. В стакан положить ложку сахара, размешать. Что произошло? (Растворился).

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

Опыт 4. Разлейте воду по разным сосудам. Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили).

Опыт 5. Что происходит с водой, если её сильно нагреть и довести до кипения. Давайте посмотрим. У меня на столе стоит термос. Вода в нём горячая. Я открываю термос. Что вы видите? (Пар). Вода превращается в газ, который называется паром. Он распространяется по всему помещению. Но почему мы не чувствуем его запаха? (Ответ) . Покажите, карточку – схему. А сейчас я накрою ёмкость зеркалом. Скажите, что мы видим? (Ответы). Правильно. Сейчас вода не кипит, пар остывает и опять превращается в воду. Это изменение называется конденсацией.

Вывод: Вода может изменять своё состояние при охлаждении и нагревании, но может и опять превратиться в воду.

Игра: Ребята, скажите, откуда начинается ручеёк? (Ответы детей) . Правильно, ручеёк начинается с родничка, который появляется из-под земли, много ручейков соединяется, что же получается? Сделаем свой родничок из ленточек. (Дети под музыку соединяют руки с ленточками, образуя родничок. Далее из ленточек моделируют ручеёк, речку, озеро, волны на воде).

Ребята, а что изменяется, когда меняются времена года? (окружающая температура).

Какое время года скоро наступит? (Зима). Если температура понижается, как вы думаете, что произойдёт с водой? (Вода станет твёрдой, её температура опустится ниже нуля.) Покажите карточки – схемы.

Вывод: Да, вода замерзает: превращается в твёрдое вещество – лёд. Снег и лёд – это тоже вода, только в твёрдом состоянии.

Возьмите кубик льда в руку. Что вы ощущаете?

Ребята, я часто вижу зимой, как многие дети берут снег в рот. Можно ли это делать? (Нет). Почему? (Ответы детей). Давайте с вами опытным путём выясним, чистый ли снег на улице?

Опыт 6. Возьмём талую воду, которая осталась после таяния снега, и будем наливать её в воронку с фильтром. Какая вода была в тарелочке? (Грязная). Какой стал фильтр?

Воспитатель: Запомните, дети: пробовать снег нельзя, потому что он грязный и потому, что горло заболеть может от холодного.

Ребята, мы сегодня много узнали о воде. Давайте вспомним, в каких трёх состояниях может находиться вода? Вода даёт нам жизнь. Но не вся вода годится для питья человеку и животным. В морях вода солёная, а в реках и озёрах – пресная. Мы пьём пресную воду. Но пресной воды меньше, поэтому её нужно беречь. Как можно беречь воду? (Ответы).

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем места. Пока мы будем лететь назад, давайте скажем слова благодарности воде. Помните: всё, что вы говорите, к вам вернётся. Вот мы и прилетели в детский сад. Приземляемся.

Воспитатель МКДОУ №16 «Солнышко»,

Ленинградская область, г. Лодейное Поле, Россия

Лилия Абрамкина
Беседа: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».

Беседа «Вода вокруг нас . Круговорот воды в природе ».

Цель : Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни , показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде , рассказать, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу .

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .

Цель : Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе .

Развивающая среда : глобус, картины с изображением реки, озера, моря; схема круговорота воды в природе , запись музыки Э. Мариконэ «Капли дождя» , трафареты рыбок, карандаши, ножницы.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лилия Владимировна, я хочу с вами познакомиться. Я буду подходить к вам, а вы положите на мою ладонь свою ладошку и назовите своё имя.

Вот мы и познакомились, какие тёплые у вас ладошки, я думаю нам будет приятно вместе общаться.

Читает стихотворение Н. Рыжовой :

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без неё нам не прожить!

Вот это да! Какая важная

Какая нужная вода !

«Путешествие по глобусу»

В. Скажите, кому и для чего она нужна?

Д. Человеку, животным, растениям.

В. Интересно много ли воды на нашей планете ? Давайте посмотрим на глобус. Знаете, что такое глобус?

Д. Отвечают.

В.: Глобус – это модель земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля.

В.: Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Д.: Вода .

В.: Какие цвета вы ещё видите?

Д.: Зелёный, коричневый, жёлтый.

В.: Что обозначено этими цветами?

Д.: Горы, леса, пустыни.

Воспитатель быстро крутит глобус и спрашивает : какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

Д.: Значит, что воды больше .

В.: Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

А вы знаете, что в морях и океанах вода солёная ? А можно употреблять морскую солёную воду для питья?

В. Конечно, нет. Но посмотрите как много солёной воды на нашей планете ! Кому- то же, она наверное нужна. Как вы думаете, кому?

Д. Морским обитателям, людям для плавания и др.

В. Могут ли люди, животные, населяющие Землю пить воду из моря, океана?

В. А какую воду можно пить людям, животным?

Д. Несолёную, пресную.

В. Откуда берётся пресная вода .

Д. Из родников, ручейков, рек и озёр.

В. А как же рождается речка? Хотите узнать?

Моделирование реки.

Проходите все за мной к столу. Посмотрите сколько здесь полосок ткани разной длины и ширины.

Подумайте, из какой полоски ткани мы выложим большую реку?

Д. Из широкой. (Выкладывают)

В.: Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река. А что же будут обозначать вот эти узкие голубые ленты?

Д.: Маленькие речки и ручейки.

В.: Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. (Выкладывают) .

В.: Кто теперь расскажет, как рождается большая река?

Д.: Ручейки и маленькие речки впадают в одну главную реку.

Мы с вами сделали модель реки, теперь вы знаете как рождается большая река. Проходите на свои места.

В.: Мы с вами узнали, что большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Ребята, подумайте и скажите :

А как ещё может вода в речку попасть ?

Д.: Когда идёт дождь, тает снег и т. д.

В.: А сейчас я расскажу вам об одном интересном законе природы , называется он : «Круговорот воды в природе » .

Круговорот воды в природе .

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе , рассказывает, что капельки воды в природе «ходят» , движутся по кругу , объясняет как это происходит. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю . Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много , много. Когда солнышко греет вода испаряется , превращается в пар. Пар поднимается вверх и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше , тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи…. и всё начинается сначала. (Жестом показать «так по кругу движется вода в природе , получается круговорот ». Давайте вместе скажем : - Круговорот воды в природе .

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу » .

Одеть детям ободки- капельки.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки Капельки и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя) . Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает что им делать.

«Полетели Капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они парами и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручейки – пары, взявшись за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) . Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу ). Плавали, плавали Капельки в океане, устали, решили отдохнуть, (дети приседают, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, поднимают руки вверх) . Испарились они под лучами солнышка, вернулись на небо, к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Дети садятся на места.

Экспериментальная деятельность.

Ребята, а теперь посмотрите : перед вами две ёмкости с водой. Скажите : вода в них одинаковая ?

Д.: Нет. В одной ёмкости вода чистая , а в другой грязная.

В.: А какую воду вы хотели бы выпить – эту, или эту?

Д.: Вот эту.

В.: А почему?

Д.: Потому, что воду надо пить чистую.

В.: А давайте попробуем очистить грязную воду и посмотреть, что же делает воду такой грязной? Для этого возьмём воронку, вложим в неё специальную бумагу и начнём пропускать воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.

Д.: Вода стала чистой .

В.: А что стало с бумагой?

Д.: Она стала грязной.

В. Как вы думаете, откуда столько грязи в речной воде?

Д. Люди бросают мусор в реку, моют машины.

В.: Ребята, а как вы думаете, в какой воде хорошо живётся её обитателям?

Д. В чистой, светлой.

В.: Да, в той, в которую не бросают мусор, не моют машины, не сливают грязные отходы заводы . В вашем посёлке есть речка или озеро? А вы как бережёте свою речку?

Д.: Отвечают.

В. Молодцы, заботитесь о своей реке, хорошо живётся в ней рыбкам! А давайте сделаем рыбок для нашей речки, которую мы моделировали. У вас на столе есть рыбки из картона, карандаши. Дорисуйте детали, старайтесь делать всё аккуратно, тогда рыбки получатся у вас красивые.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная помощь воспитателя.

По окончании работы воспитатель с детьми прикрепляют рыбок.

Посмотрите, какая у нас получилась речка, сколько в ней рыбок, они такие красивые.

8. Итог занятия.

Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?

Что интересного вы узнали?

Что понравилось вам на занятии?

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда!

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход!

По горным вершинам,

По снежным долинам,

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь ,

В природу вглядитесь !

Вас окружает везде и всегда –

Наша спутница –

Волшебница … (хором) Вода

Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, нарисовали замечательных рыбок. Спасибо вам за активную, заинтересованную работу на занятии.