Почему словенцы не любят сербов. Балканские предрассудки: хорваты воинственные, сербы агрессивные, боснийцы консерваторы. Виновник новой войны — югославская армия


Упражнение 134
Так началась и продолжалась для меня жизнь переписчика бумаг до тех пор, пока я не встретил главного редактора одного популярного журнала.
Мы разговаривали с ним о работе лишь тогда, когда мы искали садовника.
Родственники гостили в нашем городе, когда проходил театральный фестиваль.
Они сразу же уехали, как только фестиваль завершился.
Упражнение 135
1) Когда пьешь воду, помни об источнике.
когда? ф 1 х
(Когда), .
Когда на небе солнце, звезд не видно.
когда? У 1 X
(Когда), .
Когда взбираешься на гору, назад не делай ни шагу.
когда? ^ ""I х
(Когда), .
Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
когда? уф 1 X
(Когда), [тогда].
Молодость и здоровье ценят тогда, когда они уходят.
когда? * х I у [тогда], (когда).
Назад - наречие. Признак действия.
Места.
Неизм.
Не делай ни шагу (куда?) назад.
Как только в лесу сойдет снег, на березах набухнут смолистые почки. (Последоват.)
С тех пор как мы уехали из деревни, она еще больше загрустила. (Последоват.)
бложн^о)подчиненнИ сложные по способу подчинения. бдн^о)врем?нїї?Архаический - представляющий собой архаизм, свойственный старине.
Просторечный - свойственный нелитературному, разговорному употреблению.
Просторечные слова нельзя назвать арготизмами, так как они не относятся к литературному языку.
Упражнение 137
I) Умолк аул, где беззаботно недавно слушали певца. (Придаточное определителное.) 2) Кругом, в тенидерев миндальных, где ряд
уточияющ. член предл.
стоит крестов печальных, 6g3Mрлрных. сторржейЛ^а&ШШ, спевались хоры легких птиц. (Придаточное обстоят, места.) 3) И презирал он этот мир ничтожный, где жизнь - измен взаимных ряд... (Придаточное определительное.) 4) Мой Дом везде, где есть небесный свод. (Придаточное обстоят, места.) 5) Юных лет святые обещанья прекратит судьба на месте том, еде без дум, без вопля, без роптанья я усну давно желанным сном. (Придаточное определительное.) 6) Печален
уточияющ. член предл.
степи вид, где без препон, ш?днуя^лишь_серебрянь^ скитает
ся летучий аквилон и пред собой свободно гонит пыль. (Придаточное определительное.)
Аул - селение на Кавказе, в Средней Азии.
Гробница ~ сооружение из камня, в котором хранится гроб с прахом умершего; усыпальница.
Препона (устар.) - то же, что и препятствие.
Аквилон - сильный северный ветер, по быстроте подобный полету орла.
Певца - имя существительное. Предмет.
Н. ф. - певец.
Одуш., нариц., м. р., 2 скл.
Ед. ч., В. п.
Слушали (кого?) певца.
Мир - имя существительное. Предмет.
Н. ф. -мир.
Неодуш., нариц., м. р., 2 скл.
Ед. ч., В. п.
Презирал (что?) мир-
Обещанья - имя существительное. Предмет.
Н. обещанье.
Неодуш., нариц., ср. р., 2 скл.
Мн. ч., В. п.
Прекратит (что?) обещанья.
Без вопля - имя существительное. Предмет.
Н. ф. - вопль.
Нариц., неодуш., м. р., 2 скл.
Ед. ч., Р. п.
Усну (как?) без.вопля.
Степи - имя существительное. Предмет.
Н. ф. - степь.
¦ 3. Нариц., неодуш., ж. р., 3 скл.
Ед. ч., Р. п.
Вид (чего?) степи.
Упражнение 138
Коты
Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания... Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей - рыжие, черные, серые и белые с подпалинами - берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрыва- ясь, на кукан с рыбой. Он подвешен к ветке старой яблони с таким расчетом, что достать его почти невозможно.
Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними де-лают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мертвой хваткой, висит на нем, качается и старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем, что я выхожу с фонарем... Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады...
1 Маленький дом. 2 где я живу в Мещере, заслуживает описания...
Повеств., невосклиц.

Сложноподчиненное предложение с определительным придаточным, соединены союзным словом где.
какой?
XI-
[ , (где), ]...
1 Каждый раз,2 когда я шуіпряіпашгь с ловли,! коты всех мастей - рыжие, черные, серые и белые с подпалинами - берут дом в осаду.
Повеств., невосклиц.
Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
Сложноподчиненное предложение с обстоятельственным придаточным времени, соединены союзом когда.
когда?
XI
[ , (когда), ].
каким?
X I у
4. [с таким], (что).
1 Издали кажется.2 что коты играют в волейбол.
Повеств., невосклиц.
Главная часть - № 1; придаточная - № 2.

каким?
, (что).
1Кончается это тем,2 что я выхожу с фонарем...
Повеств., невосклиц.
Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
Сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным, соединены союзом что.
каким?
X Г " ty
[тем], (что).
^асїокшї Под"палЙн|ами|(подпші)ить«- (пали)ть.
Подпалина - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Кукан - бечева, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Частокол - забор из тесно вбитых кольев.
Упражнение 139
Там, где недавно желто-белый песок омывали води Волги, напрягая силы, тяжело идут бурлаки. Лишь только прозвучит сигнал, надевают они свои лямки. Они безропотно тянут баржу, пока не достигнет она пункта назначения. Туда, где находится горизонт, устремлены глаза молодого бурлака. Когда затянут бурлаки родную «Дубинушку», становится немного легче. А когда стемнеет и наступит ночь, они пристанут к берегу и заснут тяжелым сном. Но пока еще не стемнело, они безропотно и покорно бредут по берегу. День за днем бредут бурлаки по берегу, где до них проходило множество таких же, как они.
Упражнение 140
Счастье зачастую оказывается совсем не там, где его ждешь. Оно складывалось для меня из лесной свободы, усталости от обычной ходьбы, из ржаного ломтя, из смоляного запаха и гулких ударов шишек о родимую землю... Человеку нужно, наверное, узнать все прелести, прежде чем прийти к такому пониманию счастья. И свист рябчика не понять, пока не набьют оскомину телефонные звонки и заполнившая эфир морзянка. Не понять ядреной смоляной лапы в стеклянной банке, пока не напокупаешься бескровных столичных мимоз. Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам, пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ...
1Счастье зачастую оказывается совсем не там, 2 где его ждешь.
Повеств., невосклиц.
Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
Сложноподчиненное предложение с обстоятельственным при-даточным места, соединены союзным словом где.
где?
XI у
[там], (где).
1 Человеку нужно, наверное, узнать все прелести, 2 прежде чем прийти к такому пониманию счастья.
Повеств., невосклиц.
Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
Сложноподчиненное предложение с обстоятельственным при-даточным времени, соединены союзом прежде чем..
когда? х I ty
, (прежде чем).
1 И свист рябчика не понять. 2 пока не набьют оскомину телефонные звонки и заполнившая эфир морзянка.
Повеств., невосклиц.
Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
Сложноподчиненное предложение с обстоятельственным При; даточным времени, соединены союзом пока.
4-16564
до каких пор?
4. , (пока).
1Не понять ядреной смоляной лапы в стеклянной банке,2 пока не напокупаешься бескровных столичных мимоз.
Повеств., невосклиц.
Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
Сложноподчиненное предложение с обстоятельственным придаточным времени, соединены союзом пока.
до каких пор? х| у
, (пока).
!Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам, 2 пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ...
Повеств., невосклиц.
Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
Сложноподчиненное предложение с обстоятельственным при-даточным времени, соединены союзом пока.
до каких пор?
4. , (пока).
Оскомина - ощущение во рту терпкости и вяжущей кислоты. Морзянка (разг.) - телефонный аппарат, передающий сообщение азбукой Морзе, а также сама эта азбука.
Напокупа(гь)ся «- напокупать Упражнение 141
Л Л „ А ~ Л „ Л «
сонный, витаминныи, длинныи, истинным;
голубіпіьій, гусїиїьій, львй^ый, соколйїЬ>ій;
серебр^ый, шерст^нЪй, лед^інЬй, плат^нЪй;
кожный, песч^шкй;
-іїнії-: деревйнйый, оловянный, стеклйнїїьій;
-"ёнй-: торжествбнїїьій, тыквённЪш, листвбнйьій, соломённЫй;
-єн-: ветрйїкй;
-tfwt-: дискуссибнйый, авиацибнйый, сессибнїїьій, комиссибнїїьій.

Бурлаки на Волге - кто все эти люди?! О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.

Бурла́к - наёмный рабочий в России XVI - начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII-XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «… бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

1. Бечевник - истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка - бригадир бурлаков. Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные - ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. Кабальные , как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. Халтурщики. В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. Смотрящий. Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной - так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9. Расшива - вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 т.

10. Флаг - к порядку полос на государственном флаге относились не очень внимательно и часто поднимали флаги и вымпелы вверх ногами, как здесь.

11. Лоцман - человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

13. Водолив - плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не вой дет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве . С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Были и женские артели:

Женщины-бурлаки были не только в России:

В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века.

Ни одна река в мире не знала такого размаха бурлачества, как Волга. Главная причина этого - чисто физическая: почти на всей судоходной части реки скорость течения не слишком велика.

И. Репин "Автопортрет"


«Погода была чудесная… К раннему полдню мы проезжали роскошные дачи… все это оживлялось блестящей, разряженной публикой, великолепным цветником барышень… Моя живая картина была само солнце без пятен…
- Однако что это там движется сюда? - спрашиваю я у Савицкого. - Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на наше солнце?
- А! Это бурлаки бечевой тянут барку…» (И. Репин «Далёкое - близкое»).

Так состоялось у Репина его первое знакомство с бурлаками. Это было на Неве, когда художник учился ещё в Академии художеств. Но увиденное так запало в его душу, что он захотел написать картину на эту тему. Друзья посоветовали ему отправиться на Волгу, где можно было увидеть настоящий тип бурлака. Почти всё лето 1870 г. молодые люди (студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Репина - студент консерватории Василий Репин) провели на Волге, в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), в 15 верстах от Самары, недалеко от Жигулей. Художник делал наброски, эскизы, изучал лица и характеры бурлаков, даже шагал рядом с ними по берегу Волги, чтобы почувствовать их состояние… Три года шла работа над картиной.

Но кто такие бурлаки? И что это за явление в российской истории? Или не только в российской?

Бурлаки

Бурлаки - это наёмные рабочие в России XV I - начала XX вв. Они шли по берегу (бечевнику, т.е. вдоль берега, параллельно реке) и тянули при помощи бечевы (канат или трос для буксира) речное судно против течения . В XVIII—XIX вв. такие судна назывались расшивами. Именно расшива и изображена на картине Репина.

И. Репин "Бурлаки на Волге"

Расшива - парусное речное судно. Расшивы были самыми распространёнными судами до появления пароходов. Строились они из соснового и елового пиленого леса. Длина расшивы достигала иногда 53 м, а грузоподъёмность - 480 тонн. По течению судно двигалось с помощью паруса, а против течения его тащили бурлаки.

Работа бурлаков была сезонной, по «большой воде»: весной и осенью. Работали они артелью (добровольное объединение людей для совместной работы). Нет нужды объяснять, что труд их был крайне тяжёлым. Не все справлялись, многие умирали, и тогда на берегу реки оставались только небольшие бугорки - безымянные могилы.

Чтобы сохранять ритм движения, для одновременного напряжения сил, бурлаки пели. Самой известной бурлацкой песней была «Дубинушка»:


Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем, да ухнем!

(А. Ольхин)

Нам со школьной скамьи известно стихотворение Н. Некрасова, в котором он пение бурлаков называет «стоном»:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов.

Бурлаками работали и женщины. Эта фотография сделана в Рыбинске, на Волге. Рыбинск вообще считался в XIX в. в Российской империи «столицей бурлаков».

Женщины-бурлачки

Описание картины И. Репина «Бурлаки на Волге»

Одиннадцать бурлаков идут по берегу Волги в жаркий день. Они устали, измучены тяжким трудом и палящим солнцем. Ноги их вязнут в глубоком раскалённом песке, путь кажется бесконечным… Но когда группа бурлаков приблизилась, можно рассмотреть их лица. Репину мастерски удалось передать индивидуальные черты каждого из них, ведь он каждого знал лично и по именам, а перед зрителями картины предстают завершенные образы: впереди и в центре идёт бурлак Канин, который напоминал художнику античного философа и который как бы воплощает разнообразие человеческих характеров.

Фрагмент картины Репина

Справа от него - бородатый сказочный персонаж, олицетворяющий могучую древнюю силу. А слева - озлобленный жизнью и тяжким трудом Илька-матрос. Кажется, такой труд должен вытеснить из человека все желания и чувства, но это не так: очень хочется закурить высокому старику, и он на ходу набивает трубку. А рядом с ним идёт молоденький паренёк Ларька, почти ребёнок. Тяжкий труд ещё непривычен для него, он то и дело поправляет лямку, как бы пытаясь освободиться от неё…

Фрагмент картины Репина

Целая гамма различных чувств показана на картине Репина: протест и покорность судьбе, озлобленность и невозмутимость. Но лучшие народные черты воплощает на картине именно Канин - человек необычной судьбы (он был расстриженным священником), мудрый, сильный и твёрдый. В нём живёт могучая внутренняя сила, которая пока скрыта под преобладающей над ним необходимостью, но которая обязательно проявит себя.

Тема бурлачества в изобразительном искусстве

В. Верещагин "Бурлаки"

В России к этой теме обращался также художник В. Верещагин, который известен своими историческими полотнами. Но у Верещагина преобладает именно исторический момент, бурлачество как явление, но нет той тщательной индивидуализации образов, которое отличает картину Репина.

Л. Деак-Эбнер "Женщины-бурлачки"

В Венгерской национальной галерее выставлена картина венгерского художника Лайоша Деак-Эбнера «Женщины-бурлачки», которая подтверждает тот факт, что бурлачество - явление не только русское.

Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» - пожалуй, самое знаменитое произведение выдающегося художника. Картина была написана в 1873 году на основе многочисленных этюдов и портретных зарисовок, собранных молодым живописцем во время путешествия по Волге в 1870 году, и явилась свидетельством его духовной творческой зрелости.

Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами – одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером.

Впереди – тройка «коренников» во главе с бурлаком Каниным. Этот пожилой бурлак с лицом античного философа олицетворяет лучшие черты русского мужика: спокойствие, мудрость, упорство. Рядом с ним – бородач, воплощение первобытной силы, и Илька-матрос с тяжелым, ожесточенным взглядом разбойника из-под спутанных волос... Бессильно опущены руки бурлаков, ноги напряжены, а в лицах читаются разные чувства – здесь и покорность судьбе, и протест, и простодушие, и озлобленность…

Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы – работа требует от них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным… Но не жалость вызывают у зрителя их фигуры, а ощущение внутренней могучей силы. Эта грозная сила, пока еще не осознаваемая ими, зреет внутри каждого помимо его воли, и уже нет возможности остановить этот процесс.

В картине Репина «Бурлаки на Волге» народная тема звучит жизнеутверждающе. Полотно говорит о народной мощи, будит мысль о необходимости борьбы, рождает веру в светлое будущее народа.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Артель бурлаков

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.


Существовали и женские артели

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод - единичный случай.


Судно можно было тянуть вверх по течению с помощью тросов

Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник - прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег - идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.


Труд бурлаков был невыносимо тяжел

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.


Артель бурлаков

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».


И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним - *подшишельные*

Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочи


1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки

По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные»

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус

Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз...»

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.


И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева - *кабальный*, справа - кашевар Ларька

Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно...

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

А кстати, вы знали что сегодня Репина называют одной из самых загадочных фигур в истории живописи?


Его творчество сопровождало одно весь странное обстоятельство - многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной. И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают…

«Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», - писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д"Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.

Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Когда её выставили в Третьяковке, полотно производило странное впечатление на посетителей: одни перед картиной впадали в ступор, другие рыдали, а с третьими случались истерические припадки. Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела.

16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Картину же отреставрировали. Но на этом трагедии не закончились. Художник Мясоедов, который позировал Репину для образа царя, в приступе гнева чуть не убил своего сына, а литератор Всеволод Гаршин - натурщик для царевича Ивана - сошёл с ума и закончил жизнь самоубийством.

«Торжественное заседание Государственного совета»

И.Е.Репин. «Торжественное заседание Государственного совета» (1903)

В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.

Портрет премьер-министра Столыпина

И.Е. Репин. «Портрет премьер-министра Столыпина»

Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского - Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского - Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д"Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л. д"Ор сказал умоляющим голосом:
- В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
- А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы».

Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.

Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет - свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.

После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», - зло шутили Сатириконцы.

В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.

«Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто»
И.Е. Репин. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто» (1890)

Ещё одной «жертвой» Репина стала графиня Луиза Мерси д"Аржанто, чей портрет Репин написал в 1890 году. Правда, не стоит забывать, что в то время француженка, которая первой познакомила западную публику с музыкой молодой русской школы, была тяжело больна и даже не могла позировать сидя.

Портрет Мусоргского

И.Е.Репин."Портрет Мусоргского

Портрет великого композитора Модеста Мусоргского был написан Репиным всего за четыре дня - со 2 по 4 марта 1881 года. Скончался композитор 6 марта 1881. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Художник приехал в Николаевский военный госпиталь сразу после того, как зимой 1881 году узнал о смертельной болезни друга. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием.

Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина.

Ну и давайте тогда уж узнаем что это за знаменитая народная "Картина Репина - Приплыли!"

Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Картина, ставшая частью фольклора, действительно существует. Вот только Илья Репин никакого отношения к ней не имеет.

Картину, которую народная молва приписывает Репину, создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.

«Монахи. Не туда заехали». Л.Соловьёв.

В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли».

В основе сюжета картины Соловьева – сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.

Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник удивительным образом сумел передать эмоции и изумление на лицах участником этой встречи.

Лев Соловьёв – художник из Воронежа – широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нём сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.

До нашего времени работ этого художника дошло совсем немного: несколько этюдов в Русском музее, две картины в галерее г. Острогожска и жанровая картина «Сапожники» в Третьяковке.

источники