Задания муниципального этапа по литературе. Разговоры на ёлке

Длина и расстояниеМассаМеры объема сыпучих продуктов и продуктов питанияПлощадьОбъем и единицы измерения в кулинарных рецептахТемператураДавление, механическое напряжение, модуль ЮнгаЭнергия и работаМощностьСилаВремяЛинейная скоростьПлоский уголТепловая эффективность и топливная экономичностьЧислаЕдиницы измерения количества информацииКурсы валютРазмеры женской одежды и обувиРазмеры мужской одежды и обувиУгловая скорость и частота вращенияУскорениеУгловое ускорениеПлотностьУдельный объемМомент инерцииМомент силыВращающий моментУдельная теплота сгорания (по массе)Плотность энергии и удельная теплота сгорания топлива (по объему)Разность температурКоэффициент теплового расширенияТермическое сопротивлениеУдельная теплопроводностьУдельная теплоёмкостьЭнергетическая экспозиция, мощность теплового излученияПлотность теплового потокаКоэффициент теплоотдачиОбъёмный расходМассовый расходМолярный расходПлотность потока массыМолярная концентрацияМассовая концентрация в раствореДинамическая...

0 0

Приставка мили - это 10 в минус третьей Приставка микро - это 10 в минус шестой Т. о. , в 1 мл 1000 мкл, а 1 мкл это одна тысячная от 1 мл (0,001) Поскольку 1 мм = 1000 мкм, а литр - это единица объёма - то масштабные коэффициенты надо брать в кубе. Значит в 1 мл 1000 000 000 мкл. (м="милли"=одна тысячная, мк="микро" = одна миллионная). А в 1 мкл - будет 0, 000 000 001 мл. Метрическая мера кубический километр (км3) 1.000*10-18 кубический метр (м3) 0.000000001 кубический дециметр (дм3) 0.000001 кубический сантиметр (см3) 0.001 кубический миллиметр (mm3) 1 гектолитр (hl) 0.00000001 декалитр 0.0000001 литр (л) 0.000001 децилитр (dl) 0.00001 сантилитр (cl) 0.0001 миллилитр (мл)...

0 0

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ
Пишите: [email protected]

Режим работы: Пн-Пт с 9-00 до 18-00 (без обеда)

Перевести мл в мкл и обратно
");} if (screen.width > "1000") {document.write ("");} //-->

Объем - это количественная характеристика пространства, занимаемого телом, конструкцией или веществом.

1 миллилитр (мл) = 1000 микролитров (мкл)

Быстро выполнить эту простейшую математическую операцию можно с помощью нашей онлайн программы. Для этого необходимо в соответствующее поле ввести исходное значение и нажать кнопку.

На этой странице представлен самый простой онлайн переводчик единиц измерения миллилитры в микролитры. С помощью этого калькулятора вы в один клик сможете перевести мл в мкл и обратно.

0 0

Значение единицы приблизительное.
Либо точного значения нет, либо
оно неизвестно. ? Пожалуйста, введите число. простите? Простите, неизвестное вещество. Пожалуйста, выберите что-то из списка. *** Вы не выбрали вещество. Пожалуйста, выберите.
Без указания вещества невозможно вычислить все единицы.

Подсказка: Не обязательно каждый раз нажимать на кнопку "Посчитать". Клавиши Enter или Tab на клавиатуре тоже запускают пересчёт.

Подсказка: Не можете найти нужную единицу? Попробуйте поиск по сайту. Поле для поиска в правом верхнем углу страницы.

Нравится convert-me.com? Хотите помочь нам? Спасибо! Просто поделитесь ссылкой с друзьями. Можно просто щёлкнуть по кнопочке любимой соцсети вверху страницы.

Для экономии места блоки единиц могут отображаться в свёрнутом виде. Кликните по заголовку любого блока, чтобы свернуть или развернуть его.

Наша цель - сделать перевод величин как можно более простой задачей. Есть идеи, как сделать...

0 0

Пример

Назначение врача: выполнить инъекцию (разводя гепарин в 0.9% растворе NaCl) ребенку 3 лет. Вес 15 кг.

Дано: флакон с гепарином.

Сколько мл гепарина следует набрать в шприц и ввести во флакон с физраствором?

Набрать 20 ЕД инсулина в шприц

40 ЕД - 1 мл

20 ЕД – Х мл

Для введения 20 ЕД необходимо набрать в шприц 0,5 мл инсулина

1 мл – 5000 мс

Здоровый ребёнок.

От рождения - до года:

(Ежемесячная прибавка)

Вес – 3000гр.

1-6 мес. по 800 гр.

7-12 мес по 400гр.

Рост – 50 см

1- 3 мес.по 3 см

4-6 мес.по 2.5 см

7-9 мес.по 1.5 см

10-12 мес. по 1 см

Критерии:

Отрицательный

Нормальный

Положительный

0 0

Дозатор пипеточный одноканальный 0,5 - 5 мкл Блэк (Ленпипет) микро

Основные отличия дозаторов Ленпипет Блэк:

Усовершенствованный механизм установки дозирования (AVG)

Легкость дозирования

Новая конструкция операционной кнопки - верхняя часть операционной кнопки свободно вращается, предотвращая случайное изменение установленного объема

Полная автоклавируемость

Большой четкий дисплей

Легкость обслуживания и калибровки в лаборатории

Удобство и эргономичность

Разнообразие типов и ассортимента объемов дозирования

Технические характеристики дозаторов переменного объема Ленпипет Блэк:

Технические характеристики дозаторов фиксированного объема Ленпипет Блэк:

S.d. - стандартное отклонение, CV - коэффициент вариации

Технические характеристики восьмиканальных дозаторов переменного объема...

0 0

В данной теме вы можете легко перевести и узнать, чему равен один микролитр (мкл) в различных системах измерения:

Метрическая мера

кубический километр (км3) 1.000*10-18
кубический метр (м3) 0.000000001
кубический дециметр (дм3) 0.000001
кубический сантиметр (см3) 0.001
кубический миллиметр (mm3) 1
гектолитр (hl) 0.00000001
декалитр 0.0000001
литр (л) 0.000001
децилитр (dl) 0.00001
сантилитр (cl) 0.0001
миллилитр (мл) 0.001

США (жидкости)

акр-фут 0.0000000000008107
баррель (нефтяной) 0.00000000629
галлон (gal) 0.0000002642
кварта (qt) 0.000001057
пинта (pt) 0.000002113
гилл 0.000008454
жидкая унция (oz) 0.00003381
жидкая драхма 0.0002705
миним 0.01623

Британская мера

перч 0.000000001427
баррель (сухой) 0.000000006111
бушель (bu) 0.0000000275
пек (pk) 0.00000011
галлон (gal) 0.00000022
кварта (qt)...

0 0

Вы здесь: Главная » Разное » Сколько в литре миллилитров? Сколько капель в одном миллилитре?

Так как от нее никто не собирается отказываться, для литра и таких же других значений, как одни сутки или час, была создана...

0 0

Все покупают воду в магазине и знают, что бутылки бывают разными: стеклянными и пластиковыми, с маленьким и большим объемом. Об этом говорит и этикетка. Только даже на одинаковых бутылках обозначения отличаются - 1 л, 1l, 1дм3. Насколько это разные показатели, соотносятся ли они между собой и сколько в литре миллилитров?

Сколько в 1 литре миллилитров?

Для измерения количества жидкости в повседневной жизни широко используется единица объема 1 литр. В нашей стране для ее обозначения применяется сокращение «л». Название этой единицы измерения происходит от латинского корня litra, отсюда и международное обозначение l или L. И хотя, как мы уже сказали, она достаточно широко используется, но в Международную систему единиц СИ не входит.

Так как от нее никто не собирается отказываться, для литра и таких же других значений, как одни сутки или час, была создана внесистемная совокупность единиц. Использование внесистемных единиц не имеет ограничений наряду с СИ...

0 0

10

Лейкоциты - перевод, преобразование, перерасчет единиц измерения из общепринятых или традиционных единиц в единицы СИ и наоборот. Лабораторный онлайн калькулятор позволяет проводить конвертацию показателя Лейкоциты в следующие единицы: 10^9/л, Г/л, Гчаст/л, клеток/л, 10^3/мкл, 1000/мкл, 10^3/мм^3, 1000/мм^3, к/мкл, к/мм^3, клеток/мкл, клеток/мм^3. Перевод количественных значений результатов лабораторных анализов из одних единиц измерения в другие. Таблица с коэффициентами пересчета результатов исследования в 10^9/л, Г/л, Гчаст/л, клеток/л, 10^3/мкл, 1000/мкл, 10^3/мм^3, 1000/мм^3, к/мкл, к/мм^3, клеток/мкл,...

0 0

Array ( => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/8220/DSC09117.JPG_3,60_004.JPG => Открытие олимпиады => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7370/0076.JPG => Первый тур => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/7440/5.JPG_3,10_002.JPG => Открытие олимпиады => Китайский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/8170/8.jpg_1,00_007.jpg => Открытие олимпиады => ОБЖ) => Array ( => /files/m_foto_vos/7600/IMG_5580.jpg => Моделирование => Технология) => Array ( => /files/m_foto_vos/7330/4.jpg => Экспериментальный тур. Фото организаторов => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/7101/2.jpg => Открытие олимпиады. Фото организаторов => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/7761/003DSC_0122.JPG => Квест в городской среде => Искусство (МХК)) => Array ( => /files/m_foto_vos/7441/4.JPG_2,90_001.JPG => Открытие олимпиады => Китайский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/8171/9.jpg_0,53_008.jpg => Открытие олимпиады => ОБЖ)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/7100/1.jpg => Открытие олимпиады. Фото организаторов => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/7760/000DSC_0118.JPG => Квест в городской среде => Искусство (МХК)) => Array ( => /files/m_foto_vos/7300/14.jpg014.jpg => Открытие олимпиады => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/8080/0001.JPG => Экскурсия в Ярославово Дворище => Обществознание) => Array ( => /files/m_foto_vos/7470/19.jpg => Открытие олимпиады. Фото: пресс-служба ТИУ => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/7890/DSCF6988.JPG_5,10_006.JPG => Открытие олимпиады => Экология) => Array ( => /files/m_foto_vos/8161/0IMG_5662.jpg => Церемония открытия. Фото: Елена Звонарева => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/7451/3.jpg_0,14_001.jpg => Открытие олимпиады => Испанский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7301/6.jpg006.jpg => Открытие олимпиады => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/8081/0012.JPG => Экскурсия в Ярославово Дворище => Обществознание)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/8160/000IMG_5699.jpg => Церемония открытия. Фото: Елена Звонарева => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/7450/2.jpg_0,15_006.jpg => Открытие олимпиады => Испанский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/8230/Studio_Volkova-4.jpg => Приезд участников. Фото: Владислав Волков => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/7160/6.jpg => Первый соревновательный день => Право) => Array ( => /files/m_foto_vos/7800/DSC01209.JPG_3,90_006.JPG => Практический тур => Физкультура) => Array ( => /files/m_foto_vos/7770/IMG_3923.JPG_2,20_001.JPG => Участники после первого тура => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/8101/riObVfDpaI4.jpg => Загружено участником => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/7461/IMG_2408.JPG_3,60_008.JPG => Первый тур => История) => Array ( => /files/m_foto_vos/8231/Studio_Volkova-55-1.jpg => Церемония открытия. Фото: Владислав Волков => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/7161/7.jpg => Первый соревновательный день => Право)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/8100/5jcHUAxuvP8.jpg => Загружено участником => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/7460/IMG_2411.JPG_3,80_009.JPG => Первый тур => История) => Array ( => /files/m_foto_vos/7720/9.jpg => Участники на открытии олимпиады. Фото с сайта kiro-karelia.ru => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7430/4.jpg => Торжественное открытие. Фото: оргкомитет заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7140/1.jpg => Ульяновск встречает финалистов. Фото пресс-службы УлГПУ им. И.Н. Ульянова => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/8221/DSC09282.JPG_2,70_007.JPG => Инструктаж перед первым туром => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7371/00110.JPG => Первый тур => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/7511/001photo_2018-04-10_17-24-20.jpg => Первый тур => Итальянский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7721/2.jpg => Участники на открытии олимпиады. Фото с сайта kiro-karelia.ru => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/7431/2.jpg => Торжественное открытие. Фото: оргкомитет заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку => Русский язык)))

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

2017-2018 учебный год

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Время выполнения – 120 минут

Часть 1. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (30 баллов)

Представьте себе, что Интернет появился гораздо раньше, чем это произошло в реальности. Тогда герои литературных произведений могли бы завести себе странички (аккаунты) в социальных сетях или отдельные сайты. Подумайте, как могла бы выглядеть «страничка» (например «В контакте» или в Фейсбуке) или сайт у какого-либо героя … Какая информация могла бы на ней появиться? (Выбор героя – за вами!)

Часть 2. (70 баллов)

Выполните интерпретацию данного лирического произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь интерпретации. При этом помните, что оценивается глубина постижения текста, ваше умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства, логика, стиль композиционная стройность и речь вашего письменного ответа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Николай Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

1. Что значит красота в понимании поэта?

2. Какое основное сравнение использует поэт, когда говорит о лице человека? Почему? Как вам кажется, почему в финале он отступает от этого сравнения?

3. Проанализируйте композицию стихотворения.

4. Как реализуется в стихотворении принцип антитезы.

5. Какая фраза, на ваш взгляд, является ключевой? Как она связана с идеей стихотворения?

6. Выразите своё отношение к этой галерее человеческих портретов.

Критерии оценивания:

Олимпиадная работа состоит из 2-х частей.

Задание 1

Критерии оценивания творческой работы

1. Полнота раскрытия предложенной темы, образность языка участника Олимпиады

А) Учащийся полно раскрывает предложенную тему, обоснованно используя широкий спектр образных средств языка. /10 баллов

Б) Учащийся недостаточно полно раскрывает предложенную тему, используя 1-2 образных средства языка. /5 баллов

Г) Учащийся неглубоко раскрывает предложенную тему, при этом не использует образные средства языка. /0 баллов

2. Оригинальность раскрытия участником олимпиады предложенной темы

А) Учащийся нестандартно и оригинально раскрывает предложенную тему.

/10 баллов

Б) Учащийся раскрывает предложенную тему на основе шаблона. /5 баллов

3. Композиционная стройность, язык и стиль работы участника олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушения последовательности.

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, но повторяется, есть нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания.

Допущено не более 4 негрубых речевых ошибок. /5 баллов

В) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущено более 2 ошибок в построении текста.

Грубые нарушения последовательности, отсутствие связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания.

Количество речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла сказанного (5 и более речевых ошибок). /0 баллов

Максимальный балл – 30

Задание 2

2. Критерии оценивания второго задания (интерпретации поэтического текста)

1. Глубина и самостоятельность понимания участником олимпиады проблемы, содержащейся в стихотворении

А) Учащийся обнаруживает глубокое понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, полно и убедительно объясняет её смысл, не допускает фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы. /20 баллов

Б) Учащийся обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, но недостаточно полно и убедительно объясняет её смысл, допускает 1 фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы. /15 баллов

В) Учащийся обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, но недостаточно полно и убедительно объясняет её смысл, допускает 2 фактические ошибки, связанные с пониманием проблемы. /10 баллов

Г) Учащийся обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте, но объясняет её смысл поверхностно и упрощённо, допускает более 2 фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы. /5 баллов

Д) Учащийся не обнаруживает понимание проблемы, содержащейся в поэтическом тексте. /0 баллов

2. Владение участником олимпиады основами анализа предложенного текста (умение определять и характеризовать образный ряд, функции изобразительно-выразительных средств и т.д.)

А) Учащийся в полной мере проявляет владение теоретико-литературными понятиями, умело и аргументировано оперирует литературоведческими терминами, необходимыми для самостоятельного анализа литературного материала. /20 баллов

Б) Учащийся проявляет владение теоретико-литературными понятиями, но не всегда умело и аргументировано использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала. /15 баллов

В) Учащийся проявляет владение теоретико-литературными понятиями, но в недостаточной степени использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала. /10 баллов

Г) Учащийся не владеет теоретико-литературными понятиями, не использует литературоведческие термины, необходимые для анализа предложенного литературного материала. 0 баллов

3. Умение участника олимпиады воспринимать мысли и чувства автора поэтического текста, а также выражать свои мысли и чувства

А) Учащийся в полной мере проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, убедительно выражает свои мысли и чувства. /15 баллов

Б) Учащийся не в полной мере проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, не всегда убедительно выражает свои мысли и чувства. /10 баллов

В) Учащийся слабо проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, в недостаточной степени выражает свои мысли и чувства. /5 баллов

Г) Учащийся не проявляет умение воспринимать мысли и чувства автора, не выражает свои мысли и чувства. / 0 баллов

4. Композиционная стройность, язык и стиль работы участника олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

А) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушения последовательности, использованы синтаксические конструкции, соответствующие жанру высказывания.

Допущено не более 1 негрубой речевой ошибки. /15 баллов

Б) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста.

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, но повторяется, есть нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания, использованы синтаксические конструкции, соответствующие жанру высказывания.

Допущено не более 2 негрубых речевых ошибок. /10 баллов

В) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущены 2 ошибки в построении текста.

Части высказывания логически связаны, но мысль повторяется, не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в тексте, использованная лексика и синтаксические конструкции недостаточно разнообразны.

Допущено не более 3 негрубых речевых ошибок. /5 баллов

Г) Работа отличается композиционной стройностью и завершённостью, но допущены 3 ошибки в построении текста.

Части высказывания логически связаны, но мысль повторяется, не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в тексте, использованная лексика и синтаксические конструкции бедны и однообразны.

Допущено не более 4-5 негрубых речевых ошибок. / 0 баллов

Максимальный балл – 70

Максимальная общая сумма баллов за выполнение 2-х заданий – 100.

честь которого учреждается премия, и характеристику «премиальных» требований к

книге, 10 – за номинацию конкретной книги на премию и соответствие описанного

издания заявленным требованиям к номинантам.

Прочитайте.

«Скажи мне, кудесник , любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащённое стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите:
Купайте, кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.

  1. Объясните значение выделенных слов.
  2. Напишите имя автора и название произведения, откуда взят этот отрывок.
  3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог коня из произведения, откуда взят отрывок, о своём хозяине.

Объём – около 100 слов.

Ответы и критерии оценивания

  1. Кудесник – волхв, волшебник, предсказатель, провидец, чудотворец (1 балл). Отрок – здесь: младший княжеский дружинник (2 балла). Если указано значение «подросток, юноша» – 1 балл. Всего 3 балла.
  2. А.С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге» (2 балла).
  3. Монолог коня.

Задание 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Вариант 1. Прозаический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом

Евгений Васильевич Клюев (род. 1954)

РАЗГОВОРЫ НА ЁЛКЕ

Можете не сомневаться: эта срубленная где-то далеко в лесу и немолодая уже Ель знала, что такое жизнь, и знала, что жизнь прекрасна. А потому ей нисколько не льстила роль избранницы, которой полагалось блистать на самом великолепном из праздников в году. Она спокойно слушала перезвон стеклянных и перешёптывание картонных игрушек, висевших на её ветвях: их непрерывная похвальба не вызывала у неё ничего, кроме улыбки.

Огромный Сиреневый Шар медленно и церемонно поворачивался на шнурке – в нем отражались комната и дети, танцующие свой простой танец.

– Вот сколько во мне детей! – поминутно восклицал Сиреневый

Шар. – В прошлом году их было не в пример меньше – и они, помнится, не были так красиво одеты, как теперь. В прошлом году вообще всё было гораздо хуже. Меня тогда довольно плохо укрепили на ветке, и я просто запретил себе вращаться: ужасно боялся упасть! Расстаться с такой жизнью, как у меня, было бы непростительной глупостью: поверьте, мне совсем не хочется походить на воздушные шары-однодневки! Они хоть и гораздо больше, и летать умеют, да всё равно лопаются каждую минуту… А я уже который год занимаю на ёлках самый высокий пост и должен беречь себя: без меня никакого праздника не будет!

– И без меня не будет! – подхватывала Картонная Хлопушка. – Во мне все семь цветов радуги – и я, конечно, очень украшаю праздник. Может быть, у моих родственниц, хлопушек с конфетти, более шумная жизнь, но век их так недолог! Бедняги: вот одна хлопнула, вот другая… бух, бух – и кончено.

А потом дети выбрасывают пустые гильзы в мусорное ведро и забывают о том, как цветные кружочки осыпали гостей. Меня же вешают на ёлку каждый Божий год – и я уже столько праздников на своём веку перевидала, что просто тошно!

Тут Картонная Хлопушка заплясала на шнурке: она была совсем пустая внутри и потому очень лёгкая.

– А я и вспомнить не могу, сколько их всего было – праздников этих! Меня с незапамятных времен вешают и вешают на ёлку. – Стеклянная Сосулька потупилась – как бы в смущении. – Вчера, когда меняли шнурочек, на меня просто не могли наглядеться: такая я тонкая, длинная и серебристая! Мне очень жаль настоящие сосульки на улице: они, конечно, покрупнее и висят на более видных местах… но они тают! Представляете себе, какой ужас! Растаешь – и никто о тебе не вспомнит… Всё-таки быть стеклянной гораздо, гораздо надёжнее.

– Конечно, надёжнее! – откликнулась Слюдяная Бабочка. – Я, хоть и не из стекла, а всего-навсего из слюды, но тоже не нарадуюсь, что мне не надо порхать с цветка на цветок в поисках пищи. Может быть, оно и увлекательно – порхать, но ведь сколько опасностей! Того и гляди – поймают сачком…

В прошлом году, когда меня повесили рядом со свечой, я и то чуть не умерла от страха: всё боялась вспыхнуть – а на лугу… там смотри в оба! И потом, настоящих бабочек – их на сколько хватает? На одно лето. Я же помню ещё те времена, когда родители, чьи дети сегодня отплясывают внизу, сами вовсю

отплясывали… слюда – тоже прочный материал.

Слушая эту стеклянную, картонную и слюдяную похвальбу, Ель только тихонько покачивала ветвями. Она-то знала, что такое жизнь, и знала, что жизнь прекрасна.

– Да-а-а, – с ленцой протянула Стеклянная Сосулька, ловя какой-то случайный отблеск свечи, – а вспомните, сколько ёлок было на нашем веку, друзья мои! И все осыпались, все исчезли, все пропали.

– Между прочим, – в никуда сказала Картонная Хлопушка, – давно уже изобрели нейлоновые ёлки: вот они служат долго! Каждый год такую ёлку разбирают и складывают в коробку. А к следующему празднику достают опять – и тогда она снова появляется в доме на самом почётном месте.

– Дорогая Ель! – участливо обратился к Ели Сиреневый Шар. – Скажите, Вы очень несчастны?

Ель сначала хотела только качнуть ветками, но неожиданно для себя произнесла:

– Почему же несчастна? Я счастлива!

Игрушки с недоумением переглянулись, а она продолжала:

– Видите ли, я знаю, что такое жизнь, и знаю, что жизнь прекрасна. Она прекрасна именно потому, что так хрупка, так недолговечна… Скоро, например, кончится этот праздник, самый великолепный из праздников в году, а вместе с ним кончится и моя история. Но то, что моя история имеет конец, как раз и делает меня счастливой. И я говорю себе: запомни этот праздник, он единственный в твоей жизни – такого никогда прежде не было и никогда больше не будет. Запомни каждую мелочь: она неповторима…

Игрушки переглянулись снова: им всё-таки казалось, что Ель очень несчастна.

– А сейчас, – вздохнула она, – простите меня. Я, к сожалению, не могу больше разговаривать: дорога каждая секунда – я ни одной из них не хочу пропустить даже за приятной беседой. Желаю вам… желаю вам, чтобы с вами аккуратно обращались. – И Ель улыбнулась, расправив ветви.

Праздник, между тем, на сегодня заканчивался. Детей отправили спать, да и взрослые уже поклёвывали носами.

…Ночью из большой комнаты, где стояла Ель, вдруг раздался лёгкий звон, которого не услышал никто из спящих. Это Сиреневый Шар, собрав все свои силы, прянул к потолку, но не долетел и, сорвавшись, с хохотом раскололся о паркет. Картонная Хлопушка, улыбаясь, как дура, напыжилась и оглушительно хлопнула, оставив в воздухе еле ощутимый запах пороха. А Стеклянная Сосулька начала таять и истаяла вся, образовав внизу на паркете крохотную прозрачную лужицу.

Вот и Слюдяная Бабочка со счастливым смехом выпорхнула в открытую форточку – и её закружила и унесла куда-то пурга…

  1. Что перед вами – рассказ или сказка? Своё мнение обоснуйте.
  2. О чём говорят герои? В чём смысл их разговоров?
  3. Как Ель противопоставлена остальным героям?
  4. Почему Ель счастлива?
  5. Какие произведения русской и зарубежной литературы может вам напомнить этот текст?

Вариант 2. Поэтический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом , свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Алина Кудряшева (род. 1987)

Мы лепили пузыри
Из воды и глице-и..
В этом слове «р», а значит
Не могу сказать иначе,
Я его забыла.
Из воды – и мыла!

Я дышала так легко,
Как в какао с молоком,
Чтобы радуга случилась,
Чтобы что-то приключилось,
Но не удавалось,
Но – не выдувалось.

Не люблю «не выдувается»,
Когда мне не удавается!

Мама мне сказала: «Стоп.
Ну, не получилось в лоб.
Значит, в этой порции
Напутали пропорции.
Значит, глицисложного
Взять поменьше можно нам,
То есть где-то треть,
Чтобы полететь».

Я почти что не мешала,
Пока мама смесь мешала,
Чтобы нас порадовать.
Чтоб случилась радуга.
Я добавила немножко
Мела с южного окошка.
Сказки света лунного.
И вдобавок плюнула.

Чтоб уж точно выдулось
То, что ночью виделось!

Мама утром принесла
Миску синего стекла,
Где внутри тот самый гли,
Мыло, то, что мы смогли
Так смешать, чтоб радуга
Появилась рядом. И

мы лепили пузыри
Из того, что изнутри,
Из какао с молоком,
Из коробочки с жуком,
Из того, что получалось,
Из того, что приключалось.

И оно летело
Так, как я хотела!

(2010-е)

  1. Что можно сказать о лирической героине стихотворения?
  2. Зачем в стихотворении употреблены неправильные формы слов и выдуманные слова?
  3. Обратите внимание на рифмы. Что в них необычного, оригинального?
  4. Какие художественные приёмы использует автор? Зачем?
  5. Обратите внимание на повторы в тексте. Зачем они нужны?

Критерии оценивания

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Перед Вами фрагмент художественного произведения, описывающий некое пространство. Представьте себе человека (людей), живущего (живущих) в этой комнате. Напишите очерк о них. Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте.Пишите грамотно, связно, свободно. Рекомендуемый объём – 150–200 слов.Подражать стилю автора не обязательно.

Комната <…> с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стоялобюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивыеширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были тамшёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множествокрасивых мелочей.

<…> Утончённый вкус не удовольствовался бы этими тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одногодивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. <…>

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитаннаяпылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скореескрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память.Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкоеутро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой ис обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

(И.А. Гончаров. «Обломов»)

От школьников не требуется узнавать данные фрагменты и восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека.

Задание 2. «ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

БЕДНЫЕ ЛЮДИ

В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны… На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух ещё огонь; на полке блестит посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро детей под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался ещё. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать… Мужа всё нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток всё нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, – хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. «Ну, да слава Богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, – думает Жанна и опять прислушивается к буре. – Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!» – говорит она и крестится.

Спать ещё рано. Жанна встаёт, накидывает на голову толстый платок, зажигает фонарь и выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли, и горит ли лампа на маяке, не видать ли лодки мужа. Но на море ничего не видно. Ветер рвёт с неё платок и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна вспоминает о том, что она ещё с вечера хотела зайти проведать больную соседку. «Некому и приглядеть за ней», – подумала Жанна и постучала в дверь. Прислушалась… Никто не отвечает.

«Плохое вдовье дело, – думает Жанна, стоя у порога. – Хоть и немного детей – двое, а всё одной обдумать надо. А тут ещё болезнь! Эх, плохое вдовье дело. Зайду проведаю».

Жанна постучала ещё и ещё. Никто не отвечал.

– Эй, соседка! – крикнула Жанна. «Уж не случилось ли что», – подумала она и толкнула дверь.

В избушке было сыро и холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, – это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно, как лежат только мёртвые. Жанна поднесла фонарь ещё ближе. Да, это она. Голова закинута назад; на холодном, посиневшем лице спокойствие смерти. Бледная мёртвая рука, будто потянувшаяся за чем-то, упала и свесилась с соломы. И тут же, недалеко от мёртвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощёких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, ещё успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко.

Жанна снимает колыбельку с детьми и, закутав их платком, несёт домой. Сердце её сильно бьётся; она сама не знает, как и зачем она сделала это, но она знает, что не могла не сделать то, что сделала.

Дома она кладёт непроснувшихся детей на кровать со своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит её совесть. «Что-то скажет он?.. – сама с собой говорит она. – Шутка ли, пятеро своих ребятишек – мало ещё ему было с ними заботы… Это он?.. Нет, нет ещё!.. И зачем было брать!.. Прибьёт он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!»

Дверь скрипнула, будто кто вошёл.

Жанна вздрогнула и приподнялась со стула.

«Нет. Опять никого! Господи, и зачем я это сделала?.. Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати. Дождь перестал; рассвело, но ветер гудит, и море ревёт по-прежнему. Вдруг дверь распахнулась, в комнату ворвалась струя свежего морского воздуха, и высокий смуглый рыбак, волоча за собой мокрые разорванные сети, входит в горницу со словами:

– Вот и я, Жанна!

– Ах, это ты! – говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него глаза.

– Ну, уж ночка! Страх!

– Да, да, погода была ужасная! Ну, а как ловля?

– Дрянь, совсем дрянь! Ничего не поймал. Только сети разорвал. Плохо, плохо!.. Да, я тебе скажу, и погодка ж была! Кажется, такой ночи и не запомню. Какая там ловля! Слава богу, что жив домой добрался… Ну, а ты что тут без меня делала?

Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки.

– Я? – сказала Жанна, бледнея. – Да что ж я… Сидела шила… Ветер так завывал, что страшно становилось. Боялась за тебя.

– Да, да, – пробормотал муж, – погода чертовски скверная! Да что поделаешь!

Оба помолчали.

– А знаешь, – сказала Жанна, – соседка-то Симон умерла.

– И не знаю когда; верно, ещё вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей – крошки… Один ещё не говорит, а другой чуть начинает ползать…

Жанна замолчала. Рыбак нахмурился; лицо его сделалось серьёзно, озабоченно.

– Ну, дела! – проговорил он, почёсывая в затылке. – Ну, да что станешь делать! Придётся взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьёмся! Ступай же скорей!

Но Жанна не двигалась с места.

– Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?

– Вот они, – сказала Жанна и отдёрнула полог.

Михаил Валентинович Кульчицкий (1919–1943)

Друг заветный! Нас не разлучили
Ни года, идущие на ощупь,
И ни расстояния-пучины
Рощ и рек, в которых снятся рощи.
Помнишь доску нашей чёрной парты –
Вся в рубцах, и надписях, и знаках,
Помнишь, как всегда мы ждали марта,
Как на перемене жадный запах
Мы в окно вдыхали. Крыши грелись,
Снег дымил, с землёй смешавшись тёплой,
Помнишь – наши мысли запотели
Пальцами чернильными на стёклах.
Помнишь столб железный в шуме улиц,
Вечер… огоньки автомобилей…
Мы мечтали, как нам улыбнулись,
Только никогда мы не любили…
Мы – мечтали. Про глаза-озёра.
Неповторные мальчишеские бредни.
Мы последние с тобою фантазёры
До тоски, до берега, до смерти.
Помнишь – парк. Деревья лили тени.
Разговоры за кремнями грецких.
Помнишь – картами спокойными. И деньги
Как смычок играли скрипкой сердца.
Мы студенты. Вот семь лет знакомы
Мы с тобою. Изменилось? Каплю.
Всё равно сидим опять мы дома,
Город за окном огнится рябью.
Мы сидим. Для нас хладеет камень.
Вот оно, суровое наследство.
И тогда, почти что стариками,
Вспомним мы опять про наше детство.

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Критерии оценивания Баллы
Наличие/отсутствие ошибок в понимании текста; последовательное и адекватное раскрытие смысла текста в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

15
Композиционная стройность работы, её общая логика и стилисти ческая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.

Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

10
Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Наличие/отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Максимальный балл 40


Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 70.