Упражнения для гиперактивных детей в школе. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сдвг). упражнения и рекомендации. Ход занятия психолога с гиперактивными дошкольниками

Некоторые книги достаточно просто попробовать, другие хочется проглотить одним махом, а есть такие, которые приходится долго разжевывать и переваривать.

Фрэнсис Бэкон

  1. Открыть книгу.
  2. Читать слова.
  3. Закрыть книгу.
  4. Взять следующую книгу.

Что может быть проще, не правда ли?

Да, действительно, если вы читаете просто для развлечения, просто чтобы убить время, то все примерно так и происходит. Но если вы хотите вынести из этого занятия нечто полезное, хотите получить знания и новый опыт, то все не так просто. И вот почему.

В 1940 году Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» , который сейчас считается классическим. Сегодня мы попробуем очень кратко познакомиться с некоторыми его положениями, высказанными около 75 лет назад, но не теряющими актуальность по наше время.

В этом исследовании выявлено, что существует целых четыре разных способа чтения.

  • Элементарный. Это именно то, что подразумевается под этим словом. Этот навык мы получаем в начальной школе, и он означает только то, что мы можем прочитать слова на странице и понять их смысл, а также следовать за основным сюжетом, но ничего более.
  • Инспекционный. Это чтение скользящим взглядом, то, что мы называем «поперек листа». Мы смотрим в начало страницы, затем переходим к ее концу, попутно стараясь зацепить основные ключевые моменты и понять течение мысли автора. Это часто приходится делать, когда есть необходимость в освоении больших учебных или рабочих материалов в условиях дефицита времени.
  • Аналитический. Это когда вы действительно погружаетесь в текст. Вы читаете медленно и внимательно, вы делаете заметки, вы ищете слова, которые не понимаете, и следуете по ссылкам, которые приводит автор. Основная ваша задача в этом случае - полное понимание и усвоение тех идей, которые изложены в тексте.
  • Исследовательский. В основном используется писателями, научными и творческими работниками. При этом вы читаете одновременно несколько книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения собственных теорий по данному вопросу. Это довольно специфический способ чтения, который связан скорее с работой, а не с хобби или удовольствием.

Далее мы подробнее остановимся на втором и третьем виде чтения как наиболее актуальных и полезных навыках. Потому что элементарное чтение вам наверняка уже знакомо, раз вы читаете эти строки, а исследовательское чтение представляет собой довольно специфический род деятельности, который заинтересует немногих. С аналитическим и инспекционным чтением совершенно другая картина: многим оно необходимо, но далеко не все люди им владеют. Итак, что же нужно сделать, чтобы поднять свой скилл чтения с элементарного на следующий уровень?

Инспекционное чтение

Как уже говорилось выше, такой вид чтения применим в целом ряде ситуаций. Например, вам в магазине необходимо быстро оценить целесообразность покупки той или иной книги, быстро уяснить суть объемного доклада, быть в курсе последних событий в сфере своих интересов и так далее. В любом случае от вас потребуется не глубокое погружение в текст, а быстрый захват и оценка необходимой вам информации. Для этого вам необходимо сделать следующее.

Прочитайте название и изучите переднюю и заднюю обложки книги

Этот совет кажется очевидным, но очень многие им пренебрегают, сразу же переходя к содержанию. А ведь всем известно, что автор всегда придает огромное значение названию и оформлению обложки, зачастую вкладывая в них главный смысл (или намек на него) всей книги. Если вам удастся угадать это послание, то многое станет понятным еще до первых строк текста.

Уделите особое внимание первым нескольким страницам

Особенно это касается деловой и научно-популярной литературы. Здесь можно сразу перейти к концовке, чтобы узнать главные выводы, а уже потом, если они вас заинтересуют, приступить к знакомству с их доказательством.

Изучите отзывы

Если вы подбираете книгу в Сети, то для вас не составит труда познакомиться с мнением других читателей. Хотя эти комментарии надо воспринимать с известной долей скептицизма, так как иногда они бывают продиктованы корыстными побуждениями увеличить продажи или, наоборот, «утопить» автора. Но все же можно найти книжные сайты, которые публикуют отзывы реальных людей.

Таким образом, выполнив эти простые пункты, вы легко сможете составить предварительное мнение практически о любой книге. Этот навык поможет вам буквально за 5-10 минут выбирать действительно стоящие материалы и отсекать ненужный балласт, что сэкономит вам целые годы жизни.

Аналитическое чтение

Следует учесть, что далеко не каждая книга достойна быть прочитанной подобным образом. Такой способ чтения следует применять только тогда, когда вы действительно хотите получить максимальную отдачу от чтения. Если вы не умеете применять аналитический способ чтения, никакая книга - даже самая полезная и нужная - не сможет дать вам все, что в ней заложено автором. Давайте посмотрим, как получить максимум от того, что мы читаем.

Узнайте немного больше про автора и другие его работы

Простое наведение справок о личности автора во многом может прояснить мотивы и особенности его работы. Согласитесь, что книга о способах достижения финансового успеха будет вызывать гораздо больше доверия, если ее написал практикующий предприниматель, а не разорившийся неудачник. Или, например, роман про войну совсем по-другому будет читаться, если в биографии автора есть соответствующие эпизоды.

Посвятите несколько минут инспекционному чтению

Перед погружением в глубины текста выделите немного времени для краткого предварительного знакомства, описанного в предыдущем разделе. Не пропускайте возможность получить информацию из анализа названия, содержания, предисловия и так далее.

Возвращайтесь к сложным моментам

Прочитайте всю книгу до конца, но старайтесь не слишком растягивать этот процесс. Адлер называет это «поверхностным чтением», то есть таким, во время которого вы знакомитесь с содержанием книги, не слишком вдаваясь в отдельные детали. Это означает, что если вы встречаете трудное или непонятное место, то не стремитесь сразу же с ним разобраться, а просто делаете пометку и продолжаете чтение. Когда вы закончите книгу, то необходимо вернуться к своим закладкам и уделить уже максимальное внимание всем спорным и непонятным моментам. Привлекайте дополнительные источники, перечитывайте некоторые места повторно, но в результате у вас не должно остаться темных мест в изучаемом материале.

Подготовьте короткое резюме

После завершения работы с книгой (а аналитическое чтение является именно работой) составьте короткий отчет, отражающий ваши основные впечатления и полученные знания. Лучше всего, если вы составите его в форме ответов на следующие простые вопросы. Идеально, если вы сделаете это письменно.

  1. О чем эта книга? Иногда мы так погружаемся в хитросплетения сюжета или малозначимые детали, что к концу повествования напрочь забываем о главной мысли автора. Просто изложите в нескольких предложениях основной смысл произведения.
  2. Что произошло и почему? Составьте очень краткий план книги. Для художественной литературы это может быть цепочка событий основного сюжета, для научно-популярной - основные тезисы и доказательства концепции автора.
  3. Является ли описанные в книге события, факты и мнения интересными, верными, поучительными? Каково ваше отношение к прочитанному? Согласны ли вы с мнением автора или считаете его ошибочным?
  4. Какие выводы вы сделали из прочитанного лично для себя? Книги являются мощным инструментом для изменения себя и своего отношения к миру. Если подходить к этому вопросу по максимуму, то можно сказать, что если прочитанная книга совершенно ничего вам не дала, то вы просто зря потратили время. Вот и попытайтесь в этом ответе зафиксировать все то, что смогли извлечь из данной книги для своего развития.

Да, подобный скрупулезный подход к чтению не способствует быстрому поглощению литературы и, вероятно, может показаться слишком утомительным. Но зато вы точно можете быть уверены, что каждая книга в вашей жизни оставит свой след и вы получите максимум от каждого часа, проведенного с книгой в руках.

Самоучитель мудрости, или Учебник для тех, кто любит учиться, но не любит, когда его учат Казакевич Александр

Что надо читать, чтобы стать умнее?

Читайте не все подряд, а необходимое. Совет побольше читать подразумевает не чтение всего подряд - телепрограммы, спортивных или бульварных газет, глянцевых журналов или желтой литературы - непритязательных детективов и любовно-эротических романов. Речь идет о художественной и развивающей литературе.

Как учит древняя мудрость «не читай ничего, что не желаешь запомнить; не запоминай ничего, что не желаешь применить». Избыток информации делает человека многознайкой, но малоумейкой. Погоня за количеством приводит к ухудшению качества знаний, делая их поверхностными и «холостыми». Поэтому и читать, загружать в голову следует не любую информацию, а лишь ту, которая сослужит нам добрую службу в виде пользы или радости. Чем больше вы будете читать хорошей и полезной, обучающей литературы, тем меньше влияния на вас будут оказывать разного рода псевдохудожественные суррогаты - книги, музыка, фильмы, телепрограммы. Тем более взыскательной, независимой и самостоятельной личностью вы станете.

Художественная литература разовьет и отточит ваш вкус, познакомит с лучшими и идеальными образцами человеческого поведения, поможет определить и укрепить внутренние нравственные ценности и ориентиры. Развивающая литература подскажет вам, как выжить и как добиться личного и профессионального успеха.

Что такое художественная литература, я думаю, объяснять не нужно. Единственное, на что хочу обратить ваше внимание: читайте то, что уже проверено временем и вкусами прошлых поколений. То есть классику.

Первые имена, что приходят на память: Диккенс, Бернс, Чехов, Достоевский, Пушкин, Толстой, Гоголь, Моэм, Уэллс, Бальзак, Золя, Мопассан, Стендаль, По, О. Генри и все то, что вам понравится с первых же пятнадцати - двадцати страниц. Почему именно пятнадцати - двадцати?

Когда-то я начал читать книгу Уэллса «Колесо фортуны». Начал читать и. стал позевывать. Думал: «Ну все, еще пару страниц, и закрою книгу», «ладно, дочитаю до пятнадцатой страницы и, если и дальше будет такая же скукота, оставлю книгу до лучших времен». И вот с пятнадцатой страницы интерес вдруг и появился. А дальше - еще больше. А когда закончил чтение, понял, что это одна из самых легких и приятных книг, которые мне доводилось в то время читать. Та же история случилась с «Ярмаркой тщеславия» Теккерея, с некоторыми романами Бальзака, Гамсуна, Золя. Поэтому мой вам совет: не спешите бросать книгу, не дождавшись момента, когда вам станет интересно.

Развивающая литература - это (только основное):

Биографии и воспоминания знаменитых людей (и о знаменитых людях). Чужой жизненный опыт, причины успеха или поражений могут быть и поучительны, и интересны.

Книги по истории, классические трактаты. «История» Геродота, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония, книги Моммзена, Тарле, Фукидида, Тацита и многих, многих других авторов, историков и летописцев не только откроют вам важнейшую часть человеческой культуры, опыт выдающихся людей и целых поколений, но и интеллектуально и духовно обогатят вас.

Книги по самовоспитанию и нравственному самосовершенствованию. Здесь и «Письма к сыну» Честерфилда, и «Письма к Луцилию» Сенеки, и «Автобиография» Франклина, и записки Марка Аврелия, и эссе Ральфа Эмерсона, и дневники Льва Толстого, и «Афоризмы житейской мудрости» Шопенгауэра, и «Письма к незнакомке» Андре Моруа, и еще великое множество книг, посвященных воспитанию характера, развитию умственных и духовных качеств и талантов. Нельзя стать не только мудрецом, но и человеком без характера, без воли, без знания себя и умения управлять собой. Поэтому этот раздел литературы - самый важный. Как сказано в древнем индийском трактате «Шримад Бхагаватам», «ничто так не препятствует достижению цели жизни человека, как мысль о том, что есть занятия более приятные, чем постижение своей истинной природы».

Книги по эзотерике и истории религии. Еще один важный раздел в вашей личной библиотеке книг, обязательных к прочтению и изучению. Нельзя жить осмысленно, не зная, для чего тебе дается жизнь, это физическое тело и почему ты должен однажды умереть. Знание смысла жизни - это ответ на первейший и важнейший вопрос человека: зачем жить? Что происходит с душой человека после смерти? Куда уходит душа, где живет, когда снова возвращается на землю и в чем смысл ее существования - на все эти вопросы отвечает современная «сердечная», как я ее называю, наука - эзотерика. («Умственная» наука - это физика, химия, биология и другие естественные и вычислительные науки, изучающие видимый физический мир и совершенствующие физическую технику.)

История религии перекликается с эзотерикой, но, чтобы иметь представление об истинности или ложности тех или иных религиозных постулатов, следует прежде все-таки освоить основы эзотерических знаний и уже потом изучать историю религий (хотя бы самых массовых). Равно как и не следует спешить с выводами, прочитав одну или две-три книги эзотерического направления.

Ясное понимание законов мироздания складывается из огромного багажа эзотерических знаний, большая часть которых может не только не совпадать, но порой и просто противоречить друг другу. Но пусть вас это не смущает и не пугает. Читайте, оценивайте, сравнивайте - и однажды перед вами предстанет из этой пестрой мозаики разноуровневых знаний одна грандиозная и достаточно отчетливая картина Божьего мира и Его законов, по которым всё и вся развивается, включая человека.

Начните с «легких» книг: «Мои посмертные приключения» Юлии Воскресенской, с «Писем живого мертвого», «Писем живого усопшего» Элен Баркер, с книг Реймонда Моуди, с «Путешествия души» Майкла Ньютона, с книг Ошо. Затем обязательно прочтите лучшие, на мой взгляд, в нашей эзотерической библиотеке книги Л. Секлитовой и Л. Стрельниковой - все, что найдете (только не начинайте знакомство с этими авторами с их «Законов мироздания» - оставьте эту книгу на то время, когда вы будете к ней подготовлены). Если какая-то книга или автор вам покажутся чересчур сложными - не читайте, беритесь за чтение тех книг и авторов, что более-менее понятны и доступны для восприятия.

Книги по психологии общения и успеха. К тому же разделу можно добавить: книги, раскрывающие профессиональные секреты и тонкости (той профессии, которой вы решили посвятить свою жизнь). Без умения полезно и эффективно общаться с людьми нельзя научиться и мудрости. Без ответа на вопрос «как жить?» - а именно на этот вопрос отвечают эти книги - нельзя рассчитывать не только на успешную, но просто нормальную, продуктивную и ответственную человеческую жизнь. Весь Дейл Карнеги, «Думай и богатей» Наполеона Хилла, «Всемирные законы жизни» Джона Темплтона, книги Робина Сигера, Энтони Роббинса, «Живи легко!» Эндрю Мэтьюза, книги Робина Шармы, Рами Блекта, Джона Максвелла, Максуэлла Мольца, Николауса Энкельмана, Норманна Пила, «Дхаммападу», лекции Виктора Рузова и других.

Книги по истории музыки, театра (кино), литературы, живописи. Это книги «для внеклассного чтения» - книги, призванные окультурить человека, привить ему хороший эстетический вкус и понимание красоты, научить оценивать и получать удовольствие от произведений разных видов искусства. Напрямую это к мудрости не относится, но нельзя по-настоящему ценить и понимать, что есть «хорошо», а что «плохо» в содержательном, качественном отношении, в нравственности, не зная и не понимая многочисленных внешних проявлений красоты, красоты природной, телесной, красочной, звуковой и других ее многообразных физических форм.

Из книги Готовность ко всему автора Аллен Дэвид

Из книги Преодолей жизненный кризис. Развод, потеря работы, смерть близких… Выход есть! автора Лисс Макс

Чтобы стать самостоятельным, надо научиться говорить «Нет!» Как важно на пути развития своей личности это открытое: «Нет!» Ребенок учится, что своего надо добиваться, но это приходит непросто. Он не может отдать свои игрушки без каких-либо условий. Он может также отклонить

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Летать надо, чтобы прославлять Творца Идите сюда, что мы вам покажем!Из открытого окошечка к нам на веранду залетели ласточки и под потолком, прямо на абажуре строят гнездо!Что будем делать?Конечно, пусть строят!А мы не будем включать свет - это создаст им неудобства.Будем

Из книги Мозг против лишнего веса автора Амен Дэниел

Из книги Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага автора Казакевич Александр Владимирович

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

«Чтобы стать счастливым, надо делать только две вещи…» Как-то в Калифорнийском университете провели любопытный эксперимент. Группе людей, страдавших от сильнейшей депрессии, вменили в обязанность по 20 минут три раза в день стоять перед зеркалом, а также друг перед

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Что нужно сделать в первую очередь, чтобы читать человека, словно книгу – А где я могу найти кого-нибудь нормального? – Нигде, – ответил Кот, – нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально. Льюис Кэрролл Каждый человек уникален и

Из книги Не бери в голову автора Пэйли Крис

Учитесь читать быстрее, чтобы читать больше Если вы читаете медленнее, чем хотелось бы, можно пойти на курсы скорочтения, где вас научат быстрее не только читать, но и усваивать информацию. Лучший ресурс, который нашел я, – курс фоточтения, разработанный Паулем Шееле. Он

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Еженедельная система, чтобы стать умнее Читайте мировую классику, научно-популярную литературу, доступные вам научные труды, биографии выдающихся ученых, писателей, художников, путешественников, мореплавателей, военных. Не упускайте новинок в своей сфере деятельности.

Из книги автора

Можно ли стать умнее? На мою книгу «Как стать умнее» приходит много отзывов. Одна фраза из отзыва была такой: Когда я первый раз прочла о книге, то, естественно, отнеслась скептически. Как это вообще возможно? Это мнение достаточно распространено. Когда я работал в вузе и

Из книги автора

Чтобы понимать людей, надо читать их мысли Человек живет внутри невероятно сложной социальной системы. Если мы хотим добиться успеха, нам нужно уметь предугадывать, как поступят другие люди. Что бы вы ни делали – вели переговоры с боссом, пытались завоевать сердце

Из книги автора

Чтобы читать мысли других, нам приходится читать свои собственные так же, как другие читают наши Предвидение поведения других людей и влияние на него требуют от нас создания модели их сознания. Но для этого нам надо хорошо понимать, что другие думают о том,

Из книги автора

Можно ли стать умнее? Здесь находится первый барьер на пути к вашему успеху. Огромное количество людей почему-то живут с убеждением, что стать умнее невозможно.Когда я работал в вузе и говорил, что учу, как развивать интеллект, очень многие мои собеседники, особенно

Из книги автора

Что значит «стать умнее»? Есть миф о том, что умный человек – это человек, который помнит кучу всего. Поэтому умным человеком называют того, кто побеждает во всяких викторинах и хорошо разгадывает кроссворды. Но это не так. Ум – это способность решать задачи. Уточню.

Как вы думаете, что будет, если два человека одновременно будут говорить вам разные вещи? Один в левое ухо, а другой в правое? А произойдет весьма любопытная вещь: как бы вы не старались, вы сможете осознавать только один текст. Другой будет недоступен

Ваш слух работает отменно, и вы всё прекрасно слышите, но слышать вы будете только один из двух предложенных вариантов. Второй вы тоже слышите, но не осознаете этого.

Черри (Cherry), работая с двумя источниками сигналов, которые одновременно слушает человек (используя для этого специальные наушники, которые в два уха подают разные магнитофонные записи) обнаружил "эффект вечеринки" (cocktail party effect), – способность слушать и запоминать только один из двух разговоров.

Испытуемый должен был внимательно слушать одну из записей, и, по завершению, он легко мог пересказать услышанное. Но вот из другой записи он не улавливал почти ничего.

Тот же самый эффект обнаружен и в области зрительных сигналов: когда на сетчатки правого и левого глаза подавались разные киносцены, испытуемый мог воспринимать только какую-то одну из них.

Но. Есть две важные вещи. Даже три. Первая: ваше подсознание слышит оба (!) текста.

Вы можете сравнить это с телефонной системой защиты, "прослушивающей" все разговоры и автоматически включающей запись при появлении в эфире "террористических" слов типа "бомба", "теракт", "взорвать" и так далее.

Эта система – миф, так как ведется запись всех разговоров без исключения, а пленки прослушиваются, если есть на то основания.

Я также очень сомневаюсь, что террористы используют в эфире такие слова как "бомба", "теракт" или "взорвать". Но это не суть важно. Важно, что у человека есть такая защитная система под названием "подсознание", которое контролирует все звуки эфира. Это первое.

Второе: при появлении в эфире этих важных слов сознание непроизвольно переключается на этот канал, который до того времени не осознавался. Например, сидит представитель от фракции ФБР и слушает телефонные разговоры потенциальных террористов. Линий очень много, а слушать физически можно только одну. Вот он сидит и слушает, как злейший террорист пиццу заказывает, и вдруг – ба-бах! – слышит слово "бомба", которое звучит по другой линии. Внимание автоматически переключается на этот разговор, а заказ пиццы из сознания "выпадает".

Третье: мы можем произвольно переключаться с одного канала на другой. Например, ФБР вслушивается в разговор про "бомбу", и понимает, что потенциальный террорист говорит о красивой женщине. Только и всего. Теперь он может "вернуть" свое внимание на пиццу, если ему захочется. Или продолжать слушать разговор о женщинах.

Если у агента ФБР спросить, о чем шла речь во втором разговоре до слова "бомба", то он не сможет ничего вспомнить. А если у агента спросить, о чем шла речь в первом разговоре после слова "бомба", он не сможет ничего вспомнить.

Как бы там психологи не говорили, никаких "магнитофонов", которые записывают всё подряд, в нашей голове нет. И если вы не слушали разговор, вы не сможете его вспомнить.

Даже при условии, что его "слышало" ваше подсознание. Ибо его "поведение" напоминает вышеупомянутую систему защиты от террористов. Как только звучит ключевое слово, включается запись. Но если такого слова не прозвучало, разговор игнорируется. Агент сможет восстановить в памяти разговор про пиццу до слова "бомба" и разговор о "бомбе" после слова "бомба". Второй части первого разговора и первой части второго разговора в его памяти не существует.

Почему я так подробно об этом говорю? Потому что, стараниями нейролингвистического программирования, в рекламе появилась навязчивая идея "программировать" подсознание клиента с помощью специальных ключевых слов. Называется она "техникой вставленных сообщений". В рекламный текст искусственно вставляется другой текст, который написан другим кеглем, другим цветом, жирным шрифтом или курсивом. Когда клиент читает этот текст, "вставленные" слова подсознательно (!) складываются в отдельный текст, и клиент фактически читает скрытое сообщение. Чаще всего, это императив. Например, купи у нас. Вот такая теория. Работает ли это? Давайте разбираться.

Техника вставленных сообщений

Родоначальником техники вставленных сообщений был выдающийся психоаналитик Карл Юнг (ученик Фрейда, автор знаменитой теории коллективного бессознательного, которая нашла своё отражение и в рекламе). Юнг предлагал клиенту некий набор слов, на которые клиент должен был отреагировать свободными ассоциациями. Например, слово "мать".

А клиент говорит, какие ассоциации у него возникают. Но смысл был совсем не в том, какие ассоциации клиент предлагает на слово "мать", "отец" или "детство".

Юнг отмечал, какие слова вызывают неожиданные трудности с ассоциациями.

Если на слово "кошка" клиент долго не может найти ассоциацию, Юнг предполагает, что кошка как-то связана у клиента с болезненным опытом прошлого. Например, когда клиент был маленьким, кошка сильно напугала или поцарапала его. А если ассоциация приходит легко, то проблемы нет.

Таким образом, Карл Юнг выявлял травматические переживания давнего прошлого, и без ведома клиента. И пока другие психоаналитики "искали" проблему, Юнг находил ее за несколько минут, что позволяло ему потом работать прицельно.

В 1936 году Милтон Эриксон, всемирно известный психотерапевт и гипнотизер, написал статью, в которой рассказал о результате эксперимента с тестом Юнга. Испытуемой была молодая женщина со страхом беременности.

В своём исследовании Эриксон предъявил ей стимульное слово "живот", и получил в ответ рассказ, а некоторые слова из этого текста быликак бы выделены жирным шрифтом. Например, изменялась интонация. Или делался непроизвольный жест. В общем, было очевидно, что некоторые слова эмоционально более насыщены, чем другие.

Эриксон отделил эти слова от остального текста, и у него получился связанный рассказ о нежелательной беременности (и последующем аборте): больной, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. Таким образом, женщина бессознательно рассказала Эриксону историю её прошлого опыта, которая в дальнейшем была вытеснена и забыта.

Но Эриксон пошел еще дальше. Он предположил, что этот процесс можно развернуть до наоборот. То есть, акцентировать жестом или интонацией некоторые особо важные слова. И тогда уже терапевт сможет посылать клиенту скрытые бессознательные сообщения. Вот такая теория.

Маркированное сообщение передается клиенту в виде любого сообщения, эмоционально нейтрального и как бы никак не связанного с некоторой, травматичной или болезненной для клиента темой. Однако, в этом сообщении присутствуют вложенные слова, которые маркируются тем или иным способом.

Например, упрощенное словесное сообщение для клиента, страдающего от головной боли: "наш городской голова решил, что эта светлаякраска будет очень хорошо смотреться, если покрасить забор, особенно когда стоит яснаяпогода". В этом случае мы имеем вставленное сообщение голова светлая ясная, которое может быть подчеркнуто или жестами, или интонацией, или даже другим шрифтом, если оно, предположим, написано.

Голова ясная

Таким образом, клиент получает не одно сообщение, а целых два. Первое ориентировано на сознание – оно осознается и понимается клиентом. Второе же сообщение – адресовано исключительно подсознанию, и остается для внимания (сознания) клиента незамеченным.

В психотерапии это дает неоценимые возможности – общаться напрямую с подсознанием на очень глубоком уровне, без всякого транса и в то время, когда клиент и терапевт мило разговаривают о цветочках или преимуществах одних автомобилей над другими.

Поэтому терапия методом вставных сообщений может проходить совершенно в любом месте, а не только в кабинете психолога. И эта удивительная возможность не прошла мимо взглядов рекламистов. Если это срабатывает где угодно, сработает и в рекламе.

А сказать сознанию, что "чугунные батареи фирмы Титькин – это очень надежно", и сказать подсознанию, что "чугунные батареи фирмы Титькин – это очень надежно", – согласитесь, далеко не одно и то же. Хотелось бы сразу в подсознание. И, желательно, без ведома клиента.

Поэтому сегодня, открыв любой рекламный справочник, газету или журнал, вы найдете рекламные тексты с явными признаками вставного сообщения. Оно реализуется методом цветового, шрифтового или любого другого, различимого на глаз отличия в определенных словах рекламного обращения.

Например? Например, вот.

Производим

Поставка комплектующих

Соберите все слова (выделенные жирным шрифтом, курсивом и написанные заглавными буквами) и вы получите второй текст. Вполне осмысленный.

Адресованный подсознанию клиента.

Психотерапевты подтверждают: этот приём работает.

Эриксон, когда секретарша пожаловалась на головную боль, попросил ее срочно напечатать письмо. Он диктовал, она его печатала. Когда секретарша закончила печатать письмо, голова уже не болела.

В текст письма были вставлены специальные слова, адресованные подсознанию. "Светлеет", "это скоро пройдет", "рассеивается", "чувствуете себя хорошо". И голова проходит. Реальная штука.

Работает ли этот приём в рекламе? Нет. А если вы еще не догадались, почему, перечитайте эту статью еще раз. Ключевые слова: пациенты Юнга (которые проходили тест), женщина со страхом беременности, секретарша Эриксона с головной болью. Почему это работает в перечисленных случаях, но не работает в рекламе? Есть какие-нибудь идеи?

Бомба для подсознания

Помните о системе слежения за телефонными звонками?

Если прозвучали такие слова как "бомба", "Бен Ладен" или "джихад", система автоматически включает запись. У системы есть некоторый набор слов, на которые она реагирует. Нечто подобное происходит в тесте Юнга.

У каждого человека есть набор "болезненных" слов, на которые он подсознательно реагирует. Проблема только в том, что у каждого человека этот набор слов уникален. Для женщины, которая боится беременности, этими словами являются "больной", "операция", "болезнь", "младенец" и "живот".

Но разверните эту ситуацию до наоборот, и посмотрите, что у нас получится. Агент ФБР слышит слово "живот", а женщина слышит слово "джихад".

И что тогда? И ничего. Агент ФБР не услышит этого разговора, а женщина не обратит внимания на эту рекламу. Потому как эти слова для них эмоционально нейтральны.

Разница между клиентом психотерапевта и рекламной аудиторией заключается в том, что в первом случае – клиент всегда один, а во втором случае – их всегда много. И у каждого в подсознании свой список. У одного кошка, у другого живот, у третьего кочерга. И список этот будет равен объему самого большого толкового словаря в мире.

Сколько раз сработает записывающее устройство, призванное зафиксировать разговор со словом "джихад"? Допустим, один раз на миллион разговоров. А сколько раз "сработает" подсознание на слово производим (смотрите рекламный пример выше) или стулья. Тоже примерно один раз на миллион читателей данной рекламы.

Имеет ли это смысл? Никакого смысла.

Акценты в тексте и акцентные пропорции

Why do you suppose the manufacturer put a box of Tide in your new automatic?

So your automatic will give you the cleanest clothes possible!

Производим надежную российскую МЕБЕЛЬ ДЛЯ ВАШЕГО ОФИСА.

Стулья, кресла, корпусная мебель. Поставка комплектующих

для сборки кресел. Осуществляем доставку и сборку.

Гибкая система скидок, низкие цены.

Я не стремлюсь настраивать вас на мистический лад, но пересчитайте количество слов в каждом тексте.

Их окажется ровно 25.

А теперь посмотрите пропорции акцентов. У Tide – 25/1, а у нашего – 25/12, то есть, почти каждое второе слово оказывается выделением в тексте, да еще к тому же используются три типа акцента: это текст заглавными буквами, курсив и болд.

Если бы Тайлер ("Бойцовский клуб") начал вклеивать 25-е кадры в "Золушку", исходя из такой пропорции (25/12), то это был бы уже не столько мультфильм, сколько порнофильм.

Я это не к тому, что 25 кадр существует, но к тому, что число усилений в тексте не должно быть чрезмерным, – иначе они начинают "лезть на глаза" и раздражать. Да и читать такой текст становится труднее. Он приобретает смысловую разорванность, как прическа после работы плохого парикмахера: вместо красивой гладкости мы получаем "ступеньки".

Нормальные пропорции акцентов для однородного текста – 25/3, ну, максимум, 25/5 (хотя и это уже многовато). В российском объявлении, которое я приводил выше, нормальное развитие событий – выделить два последних слова (низкие цены), предельное – выделить последнее предложение.

Идеальное: акентировать одно-единственное слово надежную.

В словах "производим", "мебель для вашего офиса", и предметах производства (стулья, кресла, корпусная мебель) нет никаких эмоций и никакой ценности, так что выделять их не стоит. опубликовано econet.ru

Чтение,как и любое другое дело, следует начинать с расстановки приоритетов. Подумайте над вопросами, типа "Зачем?", т.е. "Зачем я хочу читать?"

  1. Чтобы стать специалистом в какой-то области (в своей специальности);
  2. Чтобы понять какие-то вещи, которые я не понимаю (изучить всю суть герменевтического толкования поля рикёра)
  3. Чтобы расширить своей лексикон (читай: узнать много умных слов) и наконец понимать о чем говорит мое окружение (если оно у вас такое);
  4. Чтобы просто получать удовольствие от чтения (читай: наслаждаться чтением)

После того, как вы более-менее разобрались с первой частью, определитесь какой тип вам больше всего нравится, т.е. вы отвечаете на вопрос "Какие?", а точнее "Что для вас самое главное в книге?".

  • Красивая лексика. Тогда лучше, конечно, читать русскую и отечественную литературу, т.е. людей, у которых родной язык - русский. По той причине, что в английском языке (или в каких-то других) почти нет такой фанатичности по поводу лексики, для них важнее смысловая нагрузка. Авторы: Набоков, Леонид Андреев, Булгаков, Чехов, Бродский.
  • Сюжет и смысловая наполненность. Тут, безусловно, важно знать какой жанр вам по душе. И картина сама собой вырисовывается. Хотите что-то прям дух захватывающее из ряда вымышленных миров, читайте Гарри Поттера, Хоббитов, Властелинов колец и т.д.; если есть желание поплакать и заиметь непроглатываемый ком в горле, советую Дж. С. Фоер "Жутко громко и запредельно близко", С. Алексиевич "Чернобыльская молитва" или простенькое "Белый Бим Черное Ухо".
  • Информационность. Может вы хотите прочитать одну книгу и апгрейднуться сразу на несколько ступеней, читайте научпоп. Оттуда можно брать и различный факты и раскидываться ими налево и направо. Мало кто сможет поддержать или опровергнуть вас.
  • Чтение для релакса. Если вы хотите посмеяться и просто расслабиться после тяжелого дня, читайте Дж. К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки" (Вечная классика, умирала со смеху, когда читала), С. Довлатов "Чемодан".
  • Самосовершенствование. Тут я бы не советовала акцентировать внимание на книгах типа: "Как завоевать всех, все и сразу навсегда, стать душой компании, похудеть за неделю на миллион кг" и т.д. Лучше читайте книги, которые рассказывают конкретные истории конкретных людей, а не дают вам тайм-лист что, как и когда делать.

Используйте различный braintricks для того, чтоб заставить себя читать. Если у вас нет априорной тяги к чтению, а вы очень хотите фанатеть от книг, первое время придется себя заставлять. Когда мне надо прочитать какую-то длинную и не особо интересную для меня книгу, я делю ее на части обычными мини-стиками, например, по 20 страниц. И каждый раз,когда я прочитываю очередные 20 страниц, я отрываю стик. Своего рода челлендж - уменьшить количество бумажек как можно быстрей. Плюс надо понимать практическую выгоду от чтения (именно) книг.

  • Это, как минимум, повышение концентрации. А как показывают исследования, у нашего поколения с этим большие проблемы.
  • Вы развиваете свое критическое мышление. Вырабатываете в себе навыки объективно оценивать ситуацию и креативнее подходить в какому-либо делу. То есть становитесь более независимым в своем мнении и мировоззрении.
  • Вы станете умнее, начнете фильтровать свой круг общения, потому что многие люди будут казаться вам одинаковыми, потому что у всех у нас один интернет и вконтакте у нас тоже один.
  • Вы будете общаться с интересными людьми на интересные темы, которые не каждый сможет поддержать. Этакое чувство особенности.
  • Плюс заметно повысите свою renommee и все будут считать вас умняшкой.

Удачи вам в ваших начинаниях!

Что дает человеку чтение книг? Какие преимущества у чтения перед другими доступными видами досуга?

Наверняка, многие из нас еще с детства усвоили незыблемую истину – читать книги полезно. Вот только кому и зачем – не совсем понятно. Что дает чтение книг человеку? В чем их преимущество перед другими источниками информации? И, если оно действительно есть – тогда почему сейчас люди так мало читают?


Современный мир и желание идти (а порой и бежать) в ногу со временем и модой вносят свои коррективы в нашу жизнь. Хотим мы этого или нет. И вот уже нередко милому сердцу томику мировой классики предпочитается вечер перед телевизором или компьютерная «стрелялка». Да и нужную информацию можно «выудить» из других источников – аудио-кастов, фильмов, СМИ, различных вебинаров, да и просто заметок из всемирной паутины. Кроме того, на чтение книг, даже при огромном желании, может банально не хватать времени. Вот и получается, что в наше время все чаще и чаще люди в ответ на вопрос: «Какую книгу ты сейчас читаешь?» отвечают: «А я не читаю книг». Особенно это касается подрастающего поколения, которое буквально с роддома окружено множеством удобных гаджетов.

Конечно, не нам судить, хорошо это или плохо. Время не стоит на месте, и, скорее, можно утверждать, что все изменения вполне ожидаемы и закономерны. Согласитесь, достаточно странно ожидать от современного школьника, что он будет сидеть и писать реферат (от руки!) в библиотеке, перелопатив гору литературы. Нет, конечно же, он скорее введет тему в поисковик, и добрый гугл выдаст ему уже несколько почти готовых работ – бери, выбирай, компонуй, и готово! Да и мировую литературу, скорее всего, он прочитает по дайджесту – там ту же «Войну и мир» кратенько интерпретировали в восьми-десяти страницах, и сразу понятно, кто кому кто и зачем. Прочитал – и вперед, сдавать экзамен. И, если один раз «прокатило», второй, третий… Как вы думаете, увидит ли ребенок смысл в чтении «подлинников», получит ли удовольствие от самого процесса чтения книг?

Вопрос спорный. С одной стороны, положительные наглядные примеры «читающих» родственников и друзей наверняка смогут пробудить интерес к чтению у любого. И особенно – у формирующегося человека. Но что делать, если в библиотеке родительского дома на полках стоят только «Русско-английский словарь» и «Как правильно забить гвоздь»? Да и дитя видит маму и папу читающими максимум глянцевые журналы и желтую прессу? Вряд ли у него проявится интерес к мировой классике литературы, верно?

И фраза: «Его должны научить в школе!» — не оправдание. Научить-то научат, еще ни один школьник не получил аттестат, не умея читать в принципе. Вот только «уметь» и «активно пользоваться» — вещи откровенно разные. И особенно в отношении книг.

У более взрослого поколения есть свои законные «отговорки». Первая и главная – недостаток времени. Бесспорно, занятость современного человека очень велика. Но только и тут есть одно «но» — по статистике, наиболее успешные люди много читают. Всегда. Хотите сказать, они менее заняты, чем все остальные? Данный вопрос здесь не для того, чтобы кого-то обидеть или спровоцировать, — нет, это просто информация для размышления. И, как всегда, только вы вправе решать, что с ней делать.

Что же такого дает чтение книг? Рассмотрим подробнее..


Ученые выделяют 10 основных причин, по которым чтение книг для человека является очень полезным и важным занятием:

1. Улучшение воображения и повышение креативности. Читая книги, мы сами рисуем себе картину всего происходящего по сюжету. Слова обретают новую жизнь, преображаясь в нашей фантазии. В нашей голове «рисуются» звуки, образы, запахи читаемой истории. Такие упражнения чудесным образом тренируют мозг, а именно его «творческую мускулатуру».

Кроме того, чтение «чужих» произведений может спровоцировать нас самих на генерацию новых идей. Не столь важно, будет ли это мысль самому написать какое-то произведение или изобрести что-то новое, или попросту придет идея-толчок к решению давней проблемы. Главное, что эти идеи могут помочь изменить вашу жизнь. А, возможно, и жизнь других людей тоже.

2. Хорошее психическое здоровье. По исследованиям ученых, чтение в силах замедлить и даже предотвратить такие серьезные проблемы, как слабоумие и болезнь Альцгеймера. А все потому, что при чтении мозг постоянно находится в тонусе, он активен, то есть, по сути, это для него та же зарядка, что для тела – физическая тренировка. Те люди, которые за свою жизнь много читали, позже начинают замечать возрастные ухудшения умственных способностей и памяти по сравнению с «нечитающими» ровесниками.

Кроме того, ритмика и богатство книги способны успокаивать психику и помогать организму освободиться от стресса. Сейчас это особенно актуально, ведь огромное количество людей ежедневно переживают стрессовые ситуации.

3. Уверенность в себе и своих силах. Наблюдения исследователей показали, что чтение книг помогает людям становиться более уверенными. Неудивительно, ведь начитанный человек обычно эрудирован, способен продемонстрировать в разговоре фундаментальные знания в той или иной сфере, вследствие чего непроизвольно начинает вести себя более собрано и уверено, его самооценка находится на адекватном уровне.

4. Увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности. Здесь, наверное, не стоит долго объяснять. Читая произведения различных жанров, человек нередко сталкивается с незнакомыми словами, терминологией, обычно не использующейся в повседневном общении. Можно посмотреть значение слова по словарю, а можно и просто понять его по контексту.

5. Хороший сон. По мнению исследователей, систематическое чтение перед сном приятной литературы способно улучшить сон. И это понятно, ведь организм привыкает к такому режиму, и вскоре чтение становится сигналом для тела – близится отход ко сну. К тому же, после такого мягкого засыпания вы и утром будете намного бодрее.

6. Улучшение внимания и способности к концентрации. В современном мире мы привыкли постоянно совмещать несколько дел, разделять внимание между интернетом, телефоном, общением с другими людьми и массой прочих вещей. Но благодаря такому разделению нередко теряется качество того или иного процесса, утрачивается способность сконцентрироваться на одном-единственном особенно важном деле. При чтении же мы обязаны сконцентрировать внимание на содержании книги, не отвлекаясь на все остальное. Кроме того, чтение книг помогает развить объективность, способность к принятию взвешенных решений.

7. Развитие памяти и мышления. По данным ученых, люди, регулярно читающие книги, хотя бы в течение одного часа в день, тренируют и улучшают свою память. Естественно, ведь каждый день они запоминают какую-то новую для себя информацию. Те же, кто ежедневно «варится» в одной и той же обстановке, информации и идеях, не тренируют свою память, и, следовательно, не в состоянии запоминать больше.

Кроме того, для понимания книги и дальнейшего разворачивания сюжета необходимо помнить множество вещей: характеры героев, их взаимосвязи, другие подробности. Это очень тренирует и память, и мышление. При чтении книги мы склонны больше рассуждать, представлять в воображении множество деталей: внешний вид персонажей, их одежду, окружающую остановку. Все это помогает нам понять в полной мере саму идею произведения, прочувствовать его «на вкус». Чтение книг развивает аналитическое мышление. Читающие люди видят и определяют закономерности в разы быстрее «нечитающих». Благодаря чтению книг, наш ум становится более острым, сильным и быстрым, укрепляются связи головного мозга, повышается интеллект в целом.

8. Развитие общительности и сопереживания. Чтение книг улучшает также и наши речевые навыки, появляется способность красиво, четко и ясно выражать свои мысли словами. Повышается талант рассказчика, общаться становится проще и легче. Читающие люди имеют намного больше шансов стать интересным собеседником и производить впечатление на людей, чем те, кто не относит чтение к списку любимых дел. Конечно, ведь у первых всегда есть множество новых тем для разговора, почерпнутых из литературы.

Помимо этого, чтение способно воспитывать в человеке склонность к сопереживанию другим людям. Появляется уникальный шанс как бы «побывать в шкуре» другого человека, взглянуть на мир его глазами, увидеть его чувства и мысли. Даже (и тем более) если его мир очень отличен от вашего. Читающий человек перестает смотреть на все происходящее из одной точки – он становится способным лучше чувствовать других и сопереживать им.

9. Расширение кругозора. Конечно же, книги способны дать человеку огромное количество новых знаний! Мир нечитающего человека обычно тесен. Ведь любые другие источники информации, даже и более популярные, способны давать малые крупицы всех тех знаний, которые находятся вокруг вас. Чтение книг открывает человеку все величие мира, такого, каким он есть на самом деле.

Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь — свою собственную. Любители же книг имеют свободный доступ к огромному количеству жизней реальных и придуманных персонажей, могут проживать с ними их чувства и испытывать все то, что испытывали они. Появляется уникальный шанс почерпнуть жизненный опыт и уроки других людей. Это ни в коем случае не мешает приобретению собственного опыта – наоборот, наблюдая причинно-следственные связи в том или ином произведении, вы можете предостеречь себя от совершения ошибок.

Также чтение книг является вторым (после путешествий) по информативности способом познать культуру и жизнь других народов и стран. Чтение литературы о разных странах помогает открыть, по сути, новый мир, здесь, в вашем уютном кресле, не переступая порога дома.

10. Самосовершенствование. Помимо всего прочего, чтение книг способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. Ставя себя на место героя произведения, и задав себе вопрос: «А что бы я сделал на месте этого персонажа?», можно получить неожиданный ответ. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.

Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Кроме того, читающий человек надолго остается молодым – ведь старость начинается со старения мозга, а увлеченному читателю это не грозит!

Конечно, здесь мы назвали только самые популярные причины, побуждающие человека читать книги. Наверняка, у вас есть свои секреты по этому поводу. Может, вы просто любите это медитативное состояние, близкое к невесомости, когда вас поглощает интересное произведение. Или вы ищете в сюжете идеи для своей новой книги. Каждый находит свои причины, важные именно для него. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства. Разве это – не чудо, придуманное для блага всего человечества?


Анна Кутявина