Характеристика эмоций и чувств. Классификация и характеристика эмоций и чувств. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека

Жесты превосходства и власти используют уверенные в себе люди. Закинутый вверх подбородок, демонстрация больших пальцев, закидывание рук за голову – всё это говорит о превосходстве человека. Порой люди не замечают этих жестов, но если их научиться распознавать, то вы с легкостью сможете нейтрализовать собеседника.

Уверенный человек складывает руки в «шпиль» , соединяя кончики пальцев. Он уверен в том, что говорит и в том, что делает. Указывая свою власть и превосходство, человек использует указательный палец . Особенно это проявляется, когда он грозит и указывает собеседнику. Использование повернутой ладони вниз говорит о приказе, когда открытая ладонь вверх — о просьбе. Часто можно заметить человека, который импульсивно что-то говорит, при этом резко движет ладонью повернутой вниз. Этот жест можно распознать как указ, недовольство и превосходство.

Превосходство и доминирование можно показать при рукопожатии . Если собеседник, приветствуя вас, обхватывает второй рукой запястье или накрывает с другой стороны руку, то он хочет показать свое доминирование над вами. У агрессивных и доминантных людей крепкое рукопожатие. Роль хозяина и инициатора берет на себя человек, подающий руку вниз ладонью, наоборот же человек отказывается быть главным в данной ситуации. Аналогично, если руку подавать далеко от себя – инициатор и хозяин, а близко к себе – отказ от доминирования.

Чтобы нейтрализовать доминантного человека при рукопожатии , вплотную сблизьтесь с ним и займите положение слева, энергично встряхните протянутой рукой, при этом переводя её в вертикальное положение. Ещё один способ использовать вторую руку: положить поверх руки партнера, обхватить запястье, локоть или плечо. Если вы хотите сохранить дистанцию и не нарушать свое «личное пространство», подавайте прямую руку и слегка пожимайте пальцы партнера.

Статусным людям свойственно закладывать руки за спину, захватив одну руку другой. Прогуливаясь, заложив руки за спину да ещё закинув подборок вверх, человек демонстрирует свою важность и власть. Такая поза свойственна полицейским, старшим офицерам, директорам, да и просто человеку, занимающему высокую должность. В такой позе остаются открытыми грудь, живот, сердце и другие части тела, так человек демонстрирует своё бесстрашие. Попробуйте в моменты стресса и напряжения, например, во время доклада, заложить руки за спину, сцепив кисти. В такой позе вы сразу почувствуете уверенность и расслабленность. Не стоит путать этот жест с захватом запястья, локтя и предплечья, которые означают напряжение и дискомфорт. В этом случае: чем выше захват, тем больше раздражение.

Курящие люди могут демонстрировать своё превосходство и доминирование сигаретами и сигарами. Это связано с выпусканием дыма. Дым, выпускаемый вверх или ноздрями, говорит об уверенном и позитивном человеке. Чем быстрее выдыхает дым , тем сильнее он ощущает свое превосходство. Сигары также используются для демонстрации превосходства, так как они дорого стоят и большие в длину.

Руки, заложенные за головой

Если человек заложил руки за голову , то это знак явного превосходства. Такую позу любят принимать директора, бухгалтера, адвокаты, менеджеры, управляющие. Поза усиливается закидыванием ноги на колено и говорит о некой агрессии. Жест руки за голову говорит за человека: «Я всё знаю и ничего не боюсь!», «Всё под контролем!». Такой жест свойственен высокомерным всезнайкам, поэтому он отталкивает.

Есть несколько способов вывести собеседника из этой позы:
— наклонитесь вперед, разверните ладони и скажите: «вы возможно разбираетесь в этом вопросе, могли бы высказать своё мнение», наклонитесь обратно, оставив ладони открытыми, ждите ответа;
— покажите что-то собеседнику так, чтобы он повернулся или встал;
— подайте ему что-нибудь в руки для просмотра или попросите передать что-то;
— ещё один способ, который можно использовать при равенстве, скопировать позу, заложив руки за голову. Этим вы продемонстрируете равенство и согласие.

Манипулирование большими пальцами – жест превосходства

Манипулирование большими пальцами также относят к жестам превосходства. В невербальном использовании большие пальцы демонстрируют превосходство, доминирование и даже агрессивность.

Жесты с демонстрацией большого пальца могут использовать:
— ухаживающий мужчина перед избранницей;
— уверенные в себе менеджеры перед подчиненными;
— человек, одетый дорого и престижно, может подчеркнуть свою уверенность и властность;
— для подчеркивания новой одежды.

Для демонстрации больших пальцев используют карманы, спрятав все остальные в него. Аналогично можно прятать пальцы за лацканы пиджака или жакета, сгибать пальцы в кулак или прятать под мышки. Если при этом человек переступает с пятки на носок, то создает впечатление завышение роста, значит своего положения.
Скрещенные руки, спрятанные под мышки, при этом большие пальцы демонстративно выдвинуты вверх, говорят о превосходстве и негативном отношении.
Большой палец также может использоваться в роли насмешки или неуважения. Он заменяет указательный, когда собеседник отрицательно отзывается о другом человеке, при этом показывает как бы на него. Такой жест сопровождается неприятными словами: «Ты же знаешь, женщины все такие!»
Большие пальцы в позе «руки в боки» будут тоже говорить о превосходстве и уверенности. Такую позу обычно занимает агрессор или человек, который готов к действию. Острые локти в стороны демонстрируют власть над ситуацией. Однако такая поза может скрывать слабость и неуверенность.

Демонстрация власти

Демонстрация власти характерна политикам и управляющим. Обычно, во время беседы, подчеркивается статус хозяина повышением уровня расположение его тела. Для этого используют:
— высокую спинку стула;
повышенный уровень расположение пола;
— расположение гостей в социальной зоне кабинета;
— использование крутящегося и подвижного стула, позволяющего свободно перемещаться;
— увеличение территории (большой стол; большое пространство, где расположены только вы);
— окружение себя предметами компетентности (дипломы, сертификаты, фотографии и т.д.).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека - это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность - менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называютсяпраксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции - это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

11 Общая характеристика эмоций и чувств

Человек живет и действует в реальной действительности. Она познает окружающий мир, природу, людей, их социальные отношения в процессе деятельности, труда, общения с другими людьми, то есть в процессе жизни, у человека с складываются определенные отношения с обществом, с группами людей, с отдельными людьми. Реальный мир во всем его разнообразии отражается в сознании индивидуальной человекини.

Но человек не пассивно, автоматически отображает окружающую действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая его, человек одновременно субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям р реального мира. Да сфера психики, которая связана с переживанием человеком своего отношения к действительности, к людям, с которыми он общается, называется эмоциональной сферой, сферой эмоций и чувствеів.

Мир эмоций и чувств разнообразный. Мы говорим о чувстве любви человека к. Родине, матери к ребенку, о чувстве радости от осуществления необходимой для других людей и одновременно тяжелой работы, п о чувстве близости к другим людям, с которыми вместе делаешь полезную для общества дело. К эмоциональной сферы принадлежат многочисленные состояния, переживания; радость, волнение, уважение, горе, восхищение тощщо.

Какова же роль эмоций и чувств в деятельности человека? х; моральный дух солдат определяет иногда победу в бою; психологическая несовместимость людей в браке нередко объясняется их неспособностью или нежеланием понять эмоциональное состояние друг друга.

Знание человеческих эмоций и форм их проявления необходимо педагогу и воспитателю, военном и тренеру спортивной команды. Чуткое отношение к настроению окружающих людей - свидетельство высокой культуры поведения

Чувство связаны со всеми сферами нашей психики:

С ощущения и восприятия (нам нравятся определенные цвета, формы, запахи, которые вызывают у нас положительные эмоции);

С памятью (воспроизводя те или иные сообщения, мы якобы заново переживаем эмоции, сопровождающие, кроме того, эмоциональную окраску сообщения влияет на эффективность его запоминания я)

С воображением, с представлениями о будущем (нас охватывает ужас, когда мы представляем, какую угрозу для мира несет ядерная бомба, терроризм и т.д.)

Закономерно возникает вопрос: что же такое эмоции и чувства?

В науке до сих пор все еще нет полного согласия относительно того, что относится к понятию"чувство", а к понятию"эмоции"

Еще совсем недавно термин"эмоции"было принято использовать для обозначения простейших переживаний, связанных с первичными органическими потребностями (в пище, воде и т.п.). Близкой к этой является взгляд на ем мощи как на реакции, которые характеризуются сильными телесными изменениями и их ярким внешним проявлением. При этом в эмоциях односторонне видят такую??их способность, как негативный, разрушительный влияние на поведение в человек людини.

время все более распространенным является такое понимание эмоций

Эмоции - это относительно кратковременные переживания, которые носят четко выраженный ситуативный характер, т.е. связаны с отношением человека к ситуациям, которые возникают, или возможных ситуаций, к своей деятельности те, к конкретным поступкам. Эмоции - конкретная форма переживания чувствев.

Такое понимание не привязывает эмоций только в органических потребностей. При этом справедливо считается, что эмоции человека является продуктом общественно-исторического развития и влияния социальной среды, в котором она а развивается, и они связаны со всем разнообразием явлений и сторон действительности, а не только с инстинктивными потребностями и их удовлетворениям.

Чувство, в отличие от эмоций, - это устойчивые переживания, в которых выражается эмоциональное отношение человека к определенному объекту (субъекта): человека, семьи, класса, школы, художественного произведения, искусства,. Батькивщы ин.

Отличие чувств от эмоций вовсе не означает отсутствия их взаимосвязи. На фоне устойчивых чувств, например, любовь к близкому человеку, в зависимости от обстоятельств могут переживаться разные эмоции; мае ривога за нее, горе при разлуке, радость при встрече, гнев, если любимый человек в чем-то не оправдала надеждеь.

Следовательно, в отличие от эмоций, чувства являются более устойчивыми. Другими характерными признаками чувств является:

1. Предметность ("привязанность"к определенного объекта или субъекта). Предметы, явления, люди, на которые направлена??практическая и теоретическая деятельность человека и которые при этом вызывают у нее эмоциональное отношение - объекты (предметы) чувствеочуттів.

2. Субъектность чувств, неотделимость от их носителя (личности)

3. Интимный характер чувств. Поскольку они принадлежат внутреннему миру человека, а потому трудно поддаются изучению

4. Полярность, которая заключается в том, что всегда можно назвать положительные и отрицательные чувства (например, удовольствие - неудовольствие, любовь - ненависть, радость - печаль и т.д.)

5. Амбивалентность (двойственность). Причиной существования двойных чувств является многогранность предметов и явлений действительности, в связи с чем отношение человека к ним не исчерпываются одним каким-то элементарным отношением. Примерами такой двойственности является:"наслаждаюсь и стесняюсь","приятные страдания"Ревность - это одновременно и любовь, и ненавистья, і ненависть.

Однако мнение относительно оценки роли эмоций в жизни человека (прежде их необходимости) является до сих пор неоднозначной. Все еще встречаются точки зрения, утверждают, что эмоции человека - это нечто подобное д до аппендикса: человек унаследовал эмоции от животных, это рудимент человеческой психики. Исходя из этой позиции, идеальная совершенный человек-это человек, полностью свободна от эмоцийій.

Попробуем представить себе такого человека. Вот что по этому поводу писал ученый - физиолог. ПК. Анохин:"А между тем стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенных эмоций, как сейчас же перед нами откроет ется большая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения. Мир людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и не способность них понять ни субъективных последствий всего, что происходит во внешнем мире, ни значения своих поступков для окружающих. Страшная и грустная картина. К счастью, эмоции человека не только существуют как законо мерное явление природы, но даже обнаруживают четкие признаки прогресса"В этих словах ответ на вопрос, нужны эмоцииотрібні емоції?

Эмоции являются главной характеристикой человеческой личности. Подобно мышления, памяти эмоции являются психическим явлением. Эмоциональные свойства человека, т.е. способность переживать эмоции, называется эмоциональностью. Са аме эмоциональные особенности являются одними из важнейших свойств в структуре личности человека. Знания эмоциональных особенностей человека дает нам возможность судить о главном в ни ній.

Например, о каждом незнакомую нам человека мы получаем всего одну из следующих характеристик. О первой сказано, что она имеет хорошую память, о другую - она??хорошо владеет знаниями, о третью - что она доброжелательная, о четвертую - что она имеет 100% зрение, о пятой - что она трус, о шестую - что она радуется успехам других, о седьмую - что она равнодушна к людям, о восьмую - что она не терпит когда другие проявляют грубость, о девятую - что она музыкальная т.д.. Из этого примера видно, что о главном в человеке говорят больше характеристики третьей, пятой, шестой, седьмой и восьмой человека, тоб то те, которые характеризуют ее со стороны эмоциональноститі.

КД. Ушинский в книге"Человек как предмет воспитания» писал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и правильно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувства; в ни их ощущается не характер каждой мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя мнениях наших мы можем сами себя обманывать, но чувство наши скажут нам, что мы такое: не то, чем мы хотели быть, но то, что мы такое на самом делесправді".

Люди самовизначають себя через свои эмоции. Характер эмоций ребенка говорит окружающим о личности, формируется. Эмоции детей и подростков является для учителя, родителей своеобразными индикаторами, они указывают ують, насколько успешно формируется то, что. КД. Ушинский назвал строем человеческой души, а именно - направленность личностиості.

Таким образом, эмоции человека говорят о главном содержание личности, так как помогают раскрыть внутренний мир людей

Сущность эмоций определяют такие их свойства, которые характеризуют отношение человека к событиям, людей, самого себя. Причем в отношении заключается тот смысл и то значение, которые эти явления имеют для человека

Главной эмоциональной единицей, специфически окрашена отношением, является переживание. Положение о переживании как центральную единицу психического была сформулирована. ЛС. Выготским и развито. ЛИ. Божович. Мисс сце и функции переживания в структуре личности изменяются в процессе психического развития. Постепенно он становится центром душевной жизни, его главным стержнемтрижнем.

Выяснить, как повлияла на человека то или иное событие, можно лишь в том случае, если удастся понять характер ее переживаний по этому поводу. Если школьника"проработали"на классных собраниях с целью достичь ты его раскаяние за недостойный поступок, то такое проработки и внешние признаки раскаяния (слова, осознал, что стыдно, даже слезы) еще не доказательство того, что желаемый эффект достигнут. Только сущность пе реживань раскроет, или школьник расстроен своим поступком и раскаивается, или озлобленный и считает наказание несправедливымедливим.

Таким образом, главная, центральная единица эмоций переживания. Именно оно свидетельствует об отношении человека к явлениям и событиям окружающего мира, к самому себе. Это означает, что все те эмоциональные особенности люди ини, характеризующих переживания, являются ведущими, главными. К ним относятсять:

1. Качественные особенности эмоциональности. Они, в свою очередь, включают:

а) знак эмоций: положительная она (удовлетворение, принятия) или отрицательная (недовольство, неприятие)

б) более"мелкие"и более конкретные, чем удовольствие-неудовольствие, особенности: радость, удовольствие, восхищение, гнев, тревога, разочарование, стыд - их называют модальностью переживаний

Например, знание того, что человек испытывает гнев, еще недостаточно для вывода плохо это или хорошо, морально или аморально. Для этого необходимо знать, чем была вызвана эмоция, то есть установить ее объект т. Почему разгневанная ребенок? , если ее причина - неудача другогого.

3. Динамические особенности эмоциональности. Они характеризуют, во-первых, течение эмоционального переживания (глубину, продолжительность, частоту возникновения), во-вторых, особенности внешнего проявления эмоций в поведении - эмоциональную экспрессию (мимику, жесты, интонацию). Динамические признаки - это всего лишь форма существования эмоций. Однако они являются своеобразными индикаторами переживаний,"лицом эмоций"и, как мы увидим далее, по легшують контактов между людьмиж людьми.