Отверзлись вещие зеницы. Александр Пушкин — Пророк: Стих. Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Пророк»

«Будем как Солнце! Забудем о том…» Константин Бальмонт

Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно - молодое.
В этом завет красоты!

Анализ стихотворения Бальмонта «Будем как Солнце! Забудем о том…»

Внутренняя свобода – именно тот стержень жизни, которого так не хватало Константину Бальмонту. По этой причине поэт нередко конфликтовал с властями и пытался найти компромиссы в собственной душе, которую одолевали различные страсти. Уже став зрелым мужчиной, поэт задумался о скоротечности жизни и пришел к выводу о том, что мир жесток и несовершенен. Когда у человека есть молодость, он не может ею распоряжаться разумно. Наличие опыта и мудрости, в свою очередь, являются показателем старости. Совместить эти два понятия Бальмонту так и не удалось, в результате чего появилось на свет стихотворение «Будем как Солнце! Забудем о том…», написанное в 1903 году.

Это произведение можно расценивать, как желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания . Но поэт готов от них отказаться ради того, чтобы обрести ту внутреннюю безмятежность, которая свойственна юным. Обращаясь к себе самому и к тем, кто ему дорог, Бальмонт призывает к раскрепощению и стиранию условных граней. Он хочет забыть о том, что у каждого человека есть свой поводырь – некая высшая сила, которая предопределяет судьбу человека. Только молодые и неискушенные люди не задумываются об ее присутствии в собственной жизни. И именно к этому состоянию стремится поэт, который уже изрядно устал от символистских экспериментов и попыток найти смысл в каждом событии.

«Будем молиться всегда неземному в нашем хотенье земном!», — призывает поэт, намекая на то, что романтизм является неотъемлемым атрибутом молодости, счастья и свободы. Но автор отдает себе отчет, что стремление уподобиться небесным светилам не всегда приводит к тем результатам, на которые рассчитывает человек. Ведь если солнце дарит тепло и ласку, то звезды и луна могут обдать окружающих ледяной холодностью. Поэтому мерилом молодости для Бальмонта является чувства счастья. Именно к этом он призывает людей, заявляя: «Будь воплощеньем внезапной мечты!». Он боится провести остаток дней «в недвижном покое», который убивает все чувства и желания, а потом раствориться в вечности, которая обладает удивительным магнетизмом и для многих является самым простым решением всех внутренних противоречий.

«Будем как Солнце, оно - молодое. В этом завет Красоты!», — обращается Бальмонт к читателям, хотя и осознает, что этот призыв вряд ли сможет найти отклики в душах зрелых людей. Повседневные хлопоты лишают их возможности мыслить абстрактными категориями, отгораживаться от всего того, что убивает чувства, но стимулирует работу мысли. Это пугает поэта, который чувствует, что уже не в состоянии что-то изменить, однако все равно предпринимает подобные попытки в надежде, что судьба еще подарит ему удивительные мгновения счастья.

В данном стихотворении поэт-символист выразил свое отношение к жизни, ее целям.

Стихотворение состоит из призывов поэта к читателям и самому себе. Оно пронизано настроение бунта против покоя и жаждой движения. Причем цель видится не в достижении некой цели, а в движении как таковом. Используя такое определение как счастье, которое в принципе нельзя измерить в количественных категориях, он призывает его удваивать. Бальмонт подчеркивает необходимость вечного движения и, когда он перечисляет цели, ставя рядом доброе и злое, призывая двигаться к тому и к тому одновременно. Стремиться, по его мнению, следует к иному, главное, чтобы оно было сильным. Это похоже на желание оставаться вечно молодым, каким он видит солнце, которое в глазах человека не меняется.

Бальмонт вводит и другое противопоставление: молиться неземному, находясь, пребывая в земных желаниях. Это призыв не растворяться в повседневности, не дать затянуть себя обычными делами в рутину.

Противопоставления, введенные поэтом, рождают ощущение борьбы, которая невозможна без движения.

Образ солнца многозначен. Оно издревле воспринималось в качестве высшего начала и обожествлялось. В данном случае поэт использует его как символ цели, подчеркивая, что она должна быть столь же великой, как и выбранный им символ вечного дневного светила. Солнце часто отождествлялось с золотом, и поэт называет путь, по которому он призывает идти золотым.

Свет, исходящий от солнца, может указывать на восприятие Бальмонтом свое творчества. Солнце не только разгоняет мраке, но и оживотворяет природу. В таком ключе автор видел и предназначение поэта. По его мнению, именно словом, человек творит мир. Природа создает лишь заготовки, которые поэт призван наполнить истинной красотой, давая им проявить себя.

В стихотворении звучит также бунт против то силы, которая ведет человека в жизни. Она не дает ей определения, не ясно даже одушевлена ли она или это обстоятельства или что-либо вроде них, так как Бальмонт в своих стихотворениях часто изображал неживые природные объекты обладающими волей. Он не бунтует против того, кто ведет его, не имея возможности или желания освободиться, но хочет почувствовать себя полностью свободным, просто игнорирую все, что мешает абсолютной свободе.

Стихотворение проникнуто жаждой движения, которое не должно останавливаться, так как направлено в Вечность. Только оставаясь молодым и активным можно идти к красоте.

Анализ стихотворения Будем как солнце по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Иней Бунина

    Произведение является отражением душевных переживаний поэта в период его беззаботной молодости, отличающейся бедностью и отсутствием творческих амбиций.

  • Анализ стихотворения Заря прощается с землёю Фета

    Тема смерти в один момент становится ключевой в повествованиях Афанасия Фета, особенно после 50-х годов в 19-ом веке. Причиной данной темы становится пессимистические настроения автора

  • Анализ стихотворения Бродского Письма к стене

    Как бы не хотелось описывать некоторые стихотворения в отрыве от ситуации написания и личности автора, нередко дело принимает совершенно обратный ход. Например, Письма к стене Бродского мог ли бы быть великолепным стихотворением

  • Анализ стихотворения Деревня Фета

    Данное стихотворение является частью раннего творчества поэта и создано во время обучения Фета в Москве. Живя в крупном городе, он ностальгирует по деревенской жизни, всё больше вовлекаясь в приятные воспоминания.

  • Анализ стихотворения Русская песня (Соловей мой, соловей…) Дельвига

    Произведение, являющееся составной частью авторского сборника «Стихотворения барона Дельвига», относится по жанровой направленности к фольклорной идиллической лирике поэта

/ / / Анализ поэтического сборника Бальмонта «Будем как солнце. Книга символов»

Сборник «Будем как Солнце. Книга символов» издан в 1902 году и пополнил общее собрание сочинений поэта-символиста ХХ века Константина Бальмонта.

Любопытно, что в самом названии поэтического сборника перед союзом «как» автор не оставил запятой. Это может означать лишь одно: он уподобляет себя и своего лирического героя мировому светилу. Их стремление к свету и теплу отнюдь не просто желание тепла и света, это и желание власти над философией жизни, желание слиться с одной из стихий мира, чтобы проникнуть в её вечную тайну. Ведь счастье – не в бренном, не во временном, счастье – в свободе, какая есть у солнца, огня, воды, ветра. О такой свободе мечтает человечество, а счастье – в её достижении.

Сборник стихов «Будем как Солнце» написан по весне, и сам собой символизирует молодость и просветление природное и духовное. Свобода четырёх стихий – вот чего всю жизнь не доставало Бальмонту: его творческие тексты преследовала цензура, его революционные увлечения пресекала власть, его свободолюбивые призывы приходились не ко двору в России 1900-х годов. Задыхаясь в такой «тюрьме», поэт выплёскивает свою любовь к свободе в лирические тексты.

Автора книги не оставляет философский вопрос о быстротечности человеческого существования, а сам поэт страдает от своей избранности на фоне несовершенного мира. Люди жестоки, пошлы, поверхностны, а, значит, глупы. Да и мудрость с молодостью редко кому удавалось в себе совмещать, автору и его герою это знакомо. Истинная мудрость – в любви и свободе. Сборник назван Книгой символов, и каждый из них посвящён одной из грандиозных природных стихий: у солнца лирический герой учится мудрости и любви, у огня черпает страсть, у воды заимствует холодный разум и источник жизненных сил, у ветра – независимость.

Человек всегда стремился если не остановить, то хотя бы задержать неумолимое движение во времени, которое превращает это стремление в несбыточную мечту. И чем яснее это становится бальмонтовскому герою, тем более он осознаёт, что время незаметно разменивает молодость и силу на бесценный опыт. Он благодарен Вселенной за это. Будучи почти божеством среди людей, он рад оставаться на коленях перед силами природы. За это – ещё один нелестный отзыв современников Бальмонта, увидевших в этом порыве шаг к идолопоклонству.

Но Бальмонт убеждён в том, что полностью слиться со стихиями природы невозможно. Хотя ощущать себя неотъемлемой частицей всего сущего – ещё одно счастье для человека. Именно состояние счастья, в понимании поэта, является знамением молодости, когда человек готов стать истинным воплощением внезапной мечты. К этому он призывает и остальное человечество, будучи уверенным в том, что недвижный покой губителен для героя-романтика, ведь он притупляет чувства, смиряет желания, притягивает пугающую вечность: «Будем как Солнце, оно – молодое. В этом завет Красоты!».

И бальмонтовский призыв услышат читатели с юной романтической душой, но вряд ли разделят ценители поэзии более зрелого возраста. Поэтому-то многие критики бросали камень в стихотворный стиль Бальмонта, упрекая его в тяготении к юношескому максимализму. Другие, напротив, видели между строк свежую, неожиданную, не похожую ни на что струю нового поэтического направления, преклоняясь перед Бальмонтом как перед мудрым философом «не по годам».

Так или иначе, но творческий век Бальмонта всё же сродни веку его величества Солнца: подобно природному светилу, эта смелая лирика озарила поэтический небосвод России, долгое время удивляла своей яркостью и даже ослепительностью, а затем явила миру свой достойный закат, обещая свой не менее триумфальный восход после победы над всеми невзгодами.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

В1. К какому типу лирики относится стихотворение А.С. Пушкина «Пророк»?

В2. Какая тема является ведущей в стихотворении?

В3. Как называется художественно-выразительное средст во, использованное поэтом в строке: «Отверзлись вещие зени цы, / Как у испуганной орлицы...»?

В4. Какое слово, использованное в первой строфе, харак теризует положение лирического героя?

В5. В строке «И гад морских подводный ход...» использо вано повторение однородных согласных звуков, передающее движение морских обитателей. Назовите это фонетическое средство.

В6. Назовите контекстуальные синонимы, характеризую щие лирического героя и использованные в финальной строфе стихотворения.

В7. Укажите название лексического средства, использо ванного в следующих словосочетаниях: «десницею кровавой», «вещие зеницы», «перстами легкими».

С1. Как лирический герой стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» воспринимает голос Бога? Почему?

«Пророк» Александр Пушкин

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей самовыражения, другие видят в своих произведениях кратчайший путь к славе, богатству и уважению.

Рано или поздно любой человек, связанный с литературой, задается вопросом о том, для чего именно он живет, и что хочет сказать своими произведениями. Поэт Александр Пушкин в этом смысле не стал исключением, и тема самоидентификации проходит красной нитью не только в его прозе, но и в поэзии . Наиболее характерным в этом отношении произведением является стихотворение «Пророк», созданное в 1826 году и ставшее своеобразной программой действий не только для Пушкина, но и для многих поэтов последующих поколений. В этом нет ничего удивительного, так как произведение действительно поражает своим величием и метафоричностью. При этом само стихотворение является весьма емким и точным ответом на вопрос о том, в чем именно заключается смысл жизни истинного поэта, и к чему он должен стремиться, создавая свои произведения.

Стихотворение «Пророк» написано Пушкиным в жанре оды , что подчеркивает значимость и весомость данного произведения. Ведь оды создаются лишь в честь самых неординарных событий, которые имеют важное значение для жизни автора или же всего общества. Многие предшественники Пушкина, являясь придворными поэтами, писали оды по случаю коронации либо бракосочетания венценосных особ. Поэтому «Пророк», созданный «высоким штилем» по всем канонам жанра, можно считать своеобразным вызовом, который Александр Пушкин бросил миру, отстаивая свое право быть поэтом. Этим он подчеркнул, что творчество является не только попыткой самовыражения, но и должно иметь конкретную цель, достаточно благородную, чтобы посвятить ее достижению всю свою жизнь.

Стоит отметить, что, подражая древнегреческим поэтам, в «Пророке» Пушкин прибегнул к приему метафоричности, создав удивительное по красоте эпическое произведение, в котором его главный герой, отождествленный с автором, встречается с высшим ангелом. И именно «шестикрылый серафим» указывает ему правильный путь, открывая истинное предназначение поэта, который должен «глаголом жечь сердца людей». Это означает, что любое произведение, которое выходит из-под пера литератора, не имеет права быть никчемным и пустым, с его помощью поэт должен достучаться до сердца и разума каждого читателя, донести ему свои мысли и идеи. Только в этом случае можно говорить о том, что творческий человек состоялся как личность, а его произведения – ну пустое бумагомарательство, а подлинные жемчужины литературы, которые заставляют думать, сопереживать, острее чувствовать и понимать этот сложный и многогранный мир.

Многие современники Пушкина после публикации «Пророка» стали относиться к поэту с некоторой предвзятостью , посчитав, что этим произведением он попытался возвысить себя до уровня литературного бога, который свысока взирает на мир и уверен в своей непогрешимости. На самом деле такое впечатление действительно создается благодаря высокопарному слогу, который Пушкин специально выбрал для этого произведение. Однако смысл стихотворения совсем не в том, чтобы превознести себя, ведь в «Пророке» присутствуют строчки о том, что ангел заставил автора переродиться. Это означает, что Александр Пушкин в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе. Между тем, человеку, который знает о своих недостатках и может открыто об этом заявить, чуждо чувство высокомерия. Поэтому стихотворение «Пророк» стоит рассматривать в контексте послания будущим литераторам, до которых автор пытается донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворения собственных амбиций так же ничтожно, как и высокопарные оды, восхваляющие самодержцев и отправляющиеся на свалку истории сразу же после их публичного прочтения.