Что такое парцелляция. Парцелляция — для чего используется в русском языке и литературе. Примеры парцелляции из художественной литературы

В первой половине XIX века Лермонтов написал «Героя нашего времени», выведя в нем типичный портрет представителя молодежи того времени, в котором, по его словам свел воедино все пороки поколения.

Печорин - представитель потерянного поколения

Главным персонажем романа Лермонтов вывел Григория Печорина. Это необычная личность, к которой нельзя применить окончательный эпитет - плохой или хороший. Он волевой, умный, имеет много талантов, обладает неистощимой энергией. По происхождению Печорин был из богатой семьи, приятен на внешность. Все данные говорят о том, что главный герой - незаурядная во многом натура. Однако все его способности оказываются растраченными впустую.

В ранней юности это была пылкая натура, жившая страстями. Печорин верил в то, что судьбой ему предначертано прожить интересную жизнь. Он боролся с обществом, навязывавшим свои критерии, презирал его, стремился быть выше пустого существования. Однако борьба была проиграна. В тех условиях, которые его окружали, для умной и прогрессивной натуры невозможно было найти достойной цели. Печорин отвергает старое, но и не может примкнуть к новому.

Хотя Григорий был сильной личностью со многими талантами, он сам себя называет нравственным калекой. Неоднозначность натуры проявляется в противоречивости характера. Даже внешность отражает его внутренний облик - невысокий, но сильный, с глазами, не умеющими смеяться, когда он улыбается.


Противоречия во всем

Лермонтов считает, что главная проблема молодежи - противоречивость характера, вызванная однобоким воспитанием и отсутствием подходящей среды для развития личности.

Противоречия видны во всем образе персонажа. Его отношение к собственному существованию и жизни других людей двояко. С одной стороны, Печорин предстает перед нами как скептически настроенный человек, разочарованный в людях и в самом бытие. С другой - он борец, который не сдается перед судьбой, отчаянно желает действовать, испытывать сильные чувства. Он обладает трезвым, холодным умом, и в то же время живет страстями, порывами сердца.

Противоречиво ведет он себя и по отношению к женщинам, встречающимся на его пути. Он хочет нравиться им, хочет добиться любви во что бы то ни стало.

Сам Григорий говорит, это всего лишь неудовлетворенное честолюбие, потому что ему хочется подчинить себе всех, кто его окружает - то есть любовь в его глазах всего лишь способ властвовать и подчинять. Но героя нельзя назвать законченным эгоистом. В нем все же есть живое сердце, которое может страдать и сочувствовать. Получив последнее отчаянное письмо от Веры, он, как безумный, загоняет лошадь, пытаясь успеть еще раз увидеть княжну.

Символ потерянного поколения

Двойственность характера не дает шанса герою на полноценное бытие. Он сам себя считает нравственным калекой, существующим с наполовину мертвой душой. Великодушные порывы и душевная щедрость уживаются в персонаже с мелкими, подлыми поступками. Стремление любить весь мир не приносит никому счастья, а только лишь зло.

Еще больше страдает герой от того, что в нем уживаются два разных человека. Один действует, не сожалея об окружающих, а другой осуждает поступки первого. Это страдающий эгоист, гибнущая душа, пропадающая из-за пустой жизни. Равнодушное общество взрастило равнодушную личность - и это вина не Григория, а всей общественной жизни.

Он жадно впитывает эмоции других людей, потому что без них он пуст и холоден, они дают ему силы существовать дальше. Против собственной воли Печорин старается получать от каждого человека положительные или отрицательные чувства, ибо сам он холоден. Без страданий и радостей окружающих он сам не умеет уже чувствовать, и бытие его с каждым днем становится все беспросветнее и скучнее.

На буйном пиршестве задумчив он сидел Один, покинутый безумными друзьями, И в даль грядущую, закрытую пред нами, Духовный взор его смотрел.

Лермонтов о Лермонтове

И помню я, исполнены печали Средь звона чаш, и криков, и речей, И песен праздничных, и хохота гостей Его слова пророчески звучали.

то такое для пае Лермонтов? Как объяс пить то ощущение грусти, и нежности, и тоски, и гордое xib_.которои-охватыиает, едва открываешь томик его стихов, едва бросаешь взгляд на странное молодое лицо с печальными глазами; некрасивое и пре­красное лицо обреченного па долгие стра­дания н на короткую жизнь человека?

Почему именно Лермонтов? Не Тютчев, не Блок - поэты столь же громадного таланта, а именно Лермонтов стал неп.ЕР- додящей печалью и тайной любовыо чуть ли не каждого.тмили!и чиломзка, 11 вот уже почти полтораста лет его стихи, его проза, его судьба воспринимаются миллио­нами люден как очень личное пережнва ние, и каждый в свой час открывает Лер­монтова для себя одного, ревниво бережет его глубоко в душе.

I! уме споем и создал мир иной 11 образов иных существованье, Я цепью их снизил между собой, Я лил им вид, ПО но дал им названья..

(с Русская мелодии» 1829 v)

Пятнадцатилетний читатель отклика ется всей душой: «Да, и я создал, и у меня также, по я не умею сказать об этом,- ОН сказал за меня». У взрослого сжимается сердце, и память о своих пятна­дцати годах сплетается с жалостью к маль­чику, который в пятнадцать лет мог написать т а к оси страдать, и погибнуть в двадцать семь!

Грустный, печальный, отчаявшийся Лермонтов - почему он так нужен всем, н людям веселым, жизнерадостным- тоже?

Я не унижусь пред тобою; Ни твой ирнвет, нн твой укор

11с власти ад моей душою.

."inaii: мы чужие с этих нор.

(«1С*» 1S32 г)

В молодости х о ч е т с я быть гордым и одиноким, страдать, отвергать, быть отвергнутым - в молодости человеку так хочет­ся жить, что и горести кажутся ему привлекательными; самое страшное для молодого человека - прожить жизнь пусто, без бурь душевных, без страстей.

Я жить хочу! хочу почали Любви и счастию ипзло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поята? И что без бури океан?..

(«Я жить хочу! хочу печали...». 1832 г.)

В молодом отчаянии Лермонтова я вижу такое бурное жизне- утверждение, какого не найдешь в целых томах по видимо­сти оптимистических стихов. Может быть, это жизнеутверж­дающее отчаяние и привлекает к нему молодых людей? «А он, мятежный, просит бури...» Становишься старше - и привлекает уже не молодая мятежность Лермонтова, а непонятная, трево­жащая, необъяснимая зрелость его мысли, точность зрения:

Когда волнуется желтеющая нива II свежий лес шумит при звуке ветерка... ...Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины па челе...

(«Когда волнуется желтеющая пива...». 1837 г.)

Было бы неудивительно прочесть такие стихи у зрелого поэ­та, немолодого, много пережившего человека. Лермонтов напи­сал их в двадцать три года.

Юрий Николаевич Тынянов писал о Блоке: «...во всей России знают Блока как человека... Откуда это знание?.. Здесь может быть ключ к поэзии Блока... Блок - самая большая лирическая тема Блока». Эти слова можно сказать и о Лермонтове. Он сам,

МнхаИЛ__10 Ј ЬОВИЧ Лпрутмтпп_ - днрщп"гкм (irppmiПОЧТИ ВССХ .шлсчГспГкахуч олове ка - - хГТч"ггтгтпГшРТСство м, тоской, предчувствием ранней своей пгбели - и всегда со стра­стной: энергией, отчаянной жаждой деятельности, счастья:

Отворите мне темницу. Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мие долю, Посмотреть поближе мне.

(«Желанье». 1832 г.)

Это стихотворение явно перекликается с написанным в том же году «Парусом». Но почему «жизнь и воля» представляются поэту «чуждой долей»? Почему парус «просит бури»?

Герцен - почти ровесник Лермонтова - называл свое поко­ление «отравленным с детства». Чтобы правильно понять эти слова, сначала ответим на вопрос: много это или мало - пятна­дцать лет? Для подростка - много, целая жизнь. Для взрослого человека - часть жизни. Для истории - короткий отрезок эпо­хи. Всего па пятнадцать лет раньше Лермонтова родился Пушкин. Н а цел ы х пятнадцать лет он старше.

Известный спор: кто лучше - Пушкин или Лермонтов - не­разрешим, потому что два великих поэта не просто разные харак­теры, разные личности; они - герои р а з н о г о в р е м е н и.

Мы умеем это правильно объяснить: Пушкин жил и форми­ровался в эпоху расцвета декабризма, а Лермонтов отразил в своем творчестве эпоху последекабрьского безвременья. Но мы не всегда представляем себе, что это значит - безвременье.

В 1814 году, когда Лермонтов родился, а Пушкину было пят­надцать лет, Россия еще остро помнила горечь бед и потерь Оте чественной войны, по уже гордилась победой над Наполеоном. Эта победа укрепила веру лучших людей России в силы своего народа, заставила задуматься над его судьбой, вступить в борьбу за его освобождение. Лицеист Пушкин рос в атмосфере страст­ных споров о будущем России; юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности. Они готовили себя к этой деятельности: один хоте"л быть полко­водцем, другой - ученым, третий - создателем новых законов. И все они вместе мечтали ввести в России повое, более справед­ливое законодательство, спорили о республике, о конституции...

В 1829 году, когда Лермонтову было пятнадцать лет, а Пуш­кину тридцать, надежды на конституцию, республику, освобож­дение народа рухнули. Николай 1 твердо запомнил уроки 14 де­кабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на висели­цу и каторгу, он принял все меры к тому, чтобы их дело не возро­дилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о деятельности, потому что деятельность в эпоху Николая I сводилась к повино­вению. Полководцы нужны были для подавления народа, судьи - для свершения суда несправедливого, поэты - для прославления царя. Атмосфера мысли, споров, надежд смени­лась атмосферой подозрительности, страха, безнадежности.

Поколение Лермонтова, конечно, не смирилось: юноши тайно читали вольнолюбивые стихи, бунтовали против универ­ситетских профессоров, занимавшихся не наукой, а слежкой за студентами. Но поколение Лермонтова уже не могло идти дорогой декабристов, ошибки которых стали очевидны после их разгрома. Нового же пути это поколение еще не выработало.

«Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 де­кабря,- писал Герцен, - Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдер­живая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!..- то были сомнения, отрицания, мыс­ли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин. Он вла­чил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаж­дения».

Когда Лермонтова уже не было л живых, Герцен и его друзья продолжили дело декабристов. Но в 30-е годы честному, умному, активному человеку некуда было приложить свои силы: всякая попытка действовать и мыслить самостоятельно пресекалась: Николаю I нужны были послушные чиновники, а не мыслящие люди. Жизнь должна была идти тихо. Без бурь. В этой давящей тишине в литературу вошел Лермонтов.

В тринадцать - четырнадцать лет он уже ощутил обречен­ность своего поколения на бездействие. Все складывалось тра­гически: мать умерла так рано, что он ее почти не помнил; отец и бабушка ссорились. Угрюмый, замкнутый мальчик научился сторониться людей - он ни от кого не ждал добра.

Пушкину было и в эти годы о чем вспоминать, у него были друзья - настоящие. И в тяжкие, мучительные последние годы своей жизни затравленный, бесконечно одинокий, раньше време­ни постаревший и помрачневший человек, в творчестве он сохра­нил веру и свет своей юности.

В юности Лермонтова не было света и веры. Он вырос в ду­шевной пустыне, и жил в ней, и сам себя на нее обрекал, и не мог из нее выбраться Среди отчаянной пустоты той жизни, которой он жил, оставалось одно: сохранить то, что старался уничтожить в своих подданных Николай I,- свободу мысли и духа. Сохра­нить интерес к людям. Пытаться понять их души, их трагедию.

Это он делал всю свою жизнь. Пятнадцатилетним мальчиком он написал «Монолог»:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие нознапья, жажда славы, Талант и нылкал любовь свободы. Когда мы их употребить не можем?

Эти строки можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Лермонтова. Среди его ранних стихов немало наивных, несовер­шенных, просто слабых, но уже видна его л и ч н о с т ь; виден рано сформировавшийся и рано отчаявшийся человек.

Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем... Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье... И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Лучшие люди поколения Лермонтова действительно «цвели недолго». Погиб от чахотки отданный в солдаты поэт Полежаев, рано умерли Белинский, Станкевич, Грановский, и сам Лермон­тов не дожил до двадцати восьми лет.

«После декабристов,- пишет Герцен,- все попытки основы­вать общества не удавались действительно; бедность сил, неяс­ность целей указывали на необходимость другой работы - предварительной, внутренней». Эту «предварительн...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Но вопрос о том, какую роль играет литературное произведе­ние в жизни, но всегда разрешается просто. В «Думе» Лермон­тов писал о своем поколении:

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа. Не броенпшп векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Лермонтов ошибался: его поколение внесло свой вклад в историю России; потомкам не за что презирать это поколение. Есть эпохи, когда быть честным - только быть честным, только не делать подлостей - уже поступок, и эпоха Лермонтова была такой. То, что Печорин - громадных душевных сил человек - тратит эти силы на роман с княжной Мери, на похищение Бэлы, на единоборство с жалким Грушницким, а но на прислуживаньо графу Уварову и не па восхождение по служебной лестнице,- это и есть главный поступок героя своего времени.

Защищая Печорина от критиков, разделявших мнение царя, Белинский писал: «Вы предаете его анафеме не за пороки,- в вас нх больше, и в вас они чернее и позорнее,- но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которой он говорит о них... В этом человеке есть сила духа и могущество воли, кото­рых в вас нет, в самых пороках его проблескивает что-то вели­кое... Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его стра­сти - бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь...»

Долгая и здоровая жизнь Печорина состоялась. Он умер на страницах романа, но многих и многих молодых людей он заста­вил задуматься о своей жизни, понять ее, искать выхода...

Николай I хорошо понял, какую опасную для его империи книгу он прочел на пароходе, мучая кошками Бенкендорфа. В письме к императрице он писал: «Счастливый путь, г. Лермон­тов, пусть он, если это возможно, прочистит себе голову...» - эти слова относились к последней ссылке на Кавказ, где Лермонтов погиб. И все-таки он победил императора. Даже в мелочи по­бедил: узнав о смерти Лермонтова у себя во дворце, в кругу семьи, за чайным столом, царь произнес знаменитую кощун­ственную фразу: «Собаке собачья смерть!» - и увидел, что даже его собственная сестра возмущена. Выйдя к придворным, Нико­лай вынужден был выразиться иначе: «Господа, получено изве­стие, что тог, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Ему-то Пушкин был так же мало нужен, как Лермонтов. Но оба они были необходимы России - с этим императору приш­лось смириться.

Лермонтов ие дожил до того дня, когда его книга была понята и оценена по достоинству всеми, кто умеет читать. Но книга жи­ла н делала свое дело. Печорнн на сей раз нес добро, а не зло: он учил людей заглядывать в свою душу. Он учил людей думать.

Вот почему Печорин нужен и дорог нам всегда. Читая роман Лермонтова, мы узнаем очень важные для нас и сегодня вещи. Мы узнаем, что жестокость, равнодушие, невозможность дейст­вовать и трудиться - все это тяжелая ноша для человека. Ока­зывается, человеку свойственно стремление к добру, правде, кра­соте, действию. У Печорина не было возможности осуществить свои стремления, поэтому он несчастлив. В наше время люди са­ми распоряжаются своей судьбой, от нас самих зависит сделать свою жизнь полной или опустошенной. Читая о Печорине, мы учимся ценить полноту жизни.

Печорин не образец для подражания; он только герой своего времени. Но вслед за ним пришли другие времена п другие ге­рои. История России не остановилась - она шла дальше. И в этой истории всегда останется имя молодого человека с лицом некрасивым и прекрасным, с благородным дарованием и благо­родным умом, и всегда он будет тайной любовью и непреходящей печалью новых и новых молодых, людей.

ПРОЧИТАЕМ «ОНЕГИНА» ВМЕСТЕ 11

ПЕЧОРИН И НАШЕ ВРЕМЯ 103

Глава 1. Лермонтов о Лермонтове lG-"i

Глава 2. Пала 174

Глава 3. «Максим Максимыч» 208

Глава Лермонтов о Печорине 228

Глава 5. «Тамань» 230

Глава 0. «Княжна Мори» 24S

Глава 7. «Фаталист» 318

Глава 8. Герой своего времени 330

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – одно из самых знаменитых во всем мире произведений. Этот роман изучают в школах, по нему снимают фильмы. Так ли актуально это произведение для наших дней?

Назвав главного героя, Печорина, героем времени, автор, скорее всего не имел в виду его героическую личность. Как можно назвать героем эгоистичного, взбалмошного молодого человека? Печорин был типичным представителем молодежи того времени.

Ища приключения, он запросто переступает через судьбы людей, ломая их.

При этом нельзя не заметить, что главный герой искренен в своих поступках, похоже, он даже не может осознать их разрушительную силу. Влюбившись в Бэлу, Печорин добивается ее любви, а когда девушка его полюбила, просто бросает ее, как не интересную игрушку.

Примерно так же поступает Печорин и с другими людьми его окружающими. Максим Максимович, выручавший героя, оказывается забытым и не нужным. История с Верой и Мери вообще характеризует Печорина, как безответственного и беспринципного человека.

Все поступки Печорина: дуэль, ухаживание за Мери, сломанная жизнь Веры, - все это череда приключений героя. Его раскаяние и желание все исправить не вызывает доверия. Так почему же Печорин герой?

Потому, что он – это собирательный образ типичных молодых людей. Насколько этот образ применим к нашему времени?

Разные времена, разные технологии, разный уровень жизни, но люди прежние. И в наше время хватает людей, бездушно следующих своим желаниям. Равнодушие к чужим чувствам, эгоизм и безответственность – черты многих современных людей. И не важно, что Печорина и нас разделяет почти полтора века, «Печорины» встречаются и сейчас.

Как тогда, так и сейчас большинство людей все-таки искренние и добрые. Большинству не чужды жалость и ответственность. Именно таких людей я считаю героями, на них держится общество и им следует подражать.

Изучение великого произведения показывает нам, какими не надо быть. Думаю, что Лермонтов назвал Печорина героем с долей иронии. Во всех частях произведения автор с сочувствием относится к тем, кого сломали поступки главного героя. Только в конце, в «Фаталисте» у Печорина проглядывает душа, он рассуждает о смерти, и возможно начинает задумываться о жизни.

Я надеюсь, что тем, кто прочитает «Героя нашего времени», станет понятна разница между добром и злом, разница между равнодушием и сочувствием. Сломав жизнь другому, невозможно остаться в стороне, приходит время и становится стыдно за какие-то поступки. Может быть, стоит их просто не совершать?

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

894 0

Средства выразительности языка делают нашу речь ярче, богаче, усиливают ее эмоциональное воздействие. Среди многообразия стилистических фигур и троп, которыми пользуются авторы для создания образности и выразительности, особое место занимает парцелляция. Этот прием нередко можно встретить как в произведениях классиков, так и у современных авторов.

Определение

Термин «парцелляция» образован от французского «parcelle», что означает «частица».

Парцелляция — это фигура речи, которая представляет собой процесс разделения высказывания на две и более самостоятельные фразы (на письме разделение осуществляется при помощи знаков препинания, а в устной речи — интонационно, используются паузы).

Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел?
Скажи сурьезно:
Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!
А.С.Грибоедов

Структура парцелляции

Парцелляция является одним из интереснейших явлений современного синтаксиса. В любой парцеллированной конструкции есть базовая часть и парцеллят.

Фраза, в которой реализуется главенствующая часть предложения, называется (базовой); а та часть синтаксической конструкции, где выделяется структурно зависимая часть предложения, называется парцеллятом. (Парцеллятов в высказывании может быть несколько)

Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, неглицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя (Сегодняшняя газета, 16 авг. 1997).

В приведенной синтаксической конструкции базовой частью будет фраза: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих».

Все остальные предложения — парцелляты: «Играя по своей собственной первоочередной системе», «Плача настоящими слезами, не глицериновыми», «Истекая неклюквенным соком», «Никому не подражая», «Ничего не имитируя».

Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путем ее прерывистого произнесения.

Функции

Основные функции парцелляции:

  • характерологическая: заключается в том, чтобы сымитировать воспроизведение монолога персонажа, его внутреннее состояние;
  • изобразительная: используется для того, чтобы выделить главное, акцентировать внимание на определенных деталях;

    «Вы? Мне? Что-то должны? Быть не может!» – сказал он, пожимая плечами

  • эмоционально-выделительная: реализуется тогда, когда при помощи парцелляции автор пытается добиться усиления эмоций;

    «Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку»

  • экспрессивно-грамматическая: основана на изменении связей между членами предложения.

Оформление парцелляции

Парцелляция придает речи разговорный характер и усиливает концентрацию внимания аудитории на предлагаемой информации, поэтому на письме разделение парцеллируемых слов и фраз друг от друга производится через:

  • точку, многоточие;
  • восклицательный, вопросительный знаки;
  • точку с запятой;
  • тире;
  • скобки.

Примеры в русском языке

Парцеллированные конструкции часто можно встретить в стихотворной речи:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
Павел Антокольский. Гулливер

Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины.
До оснований, до корней, до сердцевины.

Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.

Утром, ярким, как лубок, Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.
(Р. Рождественский)