Екатерина 2 первая русско турецкая война. Войны в царствование Екатерины II. Оценка правления императрицы

Ни одно имя в русской истории не обросло таким огромным числом легенд и мифов, в основе которых таится историческая ложь, как имя Петра. Читаешь сочинения о Петре, и характеристики его, выдающихся русских историков, и поражаешься противоречию между сообщаемыми ими фактами о состоянии Московской Руси накануне восшествия Петра на престол, деятельностью Петра и выводами, которые они делают на основе этих фактов. Первый биограф Петра Крекшин обращался к Петру: "Отче наш, Петр Великий! Ты нас от небытия в небытие произвел" С. Платонов. Петр Великий. Личность и деятельность. Издательство "Время", Стр. 54. Денщик Петра Нартов называл Петра земным Богом. Неплюев утверждал: "На что в России не взгляни, все его началом имеет". Лесть придворных подхалимов Петру была почему -- то положена историками в основу характеристики его деятельности. И. Солоневич проявляет совершенно законное удивление, что "Все историки, приводя "частности", перечисляют вопиющие примеры безалаберности, бесхозяйственности, беспощадности, великого разорения и весьма скромных успехов и в результате сложения бесконечных минусов, грязи и крови получается портрет этакого "национального гения". Думаю, что столь странного арифметического действия во всей мировой литературе не было еще никогда". Да, другой столь пристрастный исторический вывод найти очень трудно. Спрашивается -- стоит ли нам, свидетелям ужаснейшего периода в истории России -- большевизма, заниматься выяснением вопроса, является или нет Петр Первый гениальным преобразователем русского государства? Неужели для современного мыслителя и историка нет других -- более важных и значительных тем в период, когда русские нуждаются в установлении верного исторического взгляда на то, каким образом они докатились до большевизма. На этот вопрос надо ответить со всей решительностью, что вопрос об исторической роли Петра I, -- самый важный вопрос. Миф о Петре как гениальном реформаторе, "спасшем" русское государство от неизбежной гибели связан с мифом о том, что Московская Русь находилась на краю бездны. Эти лживые мифы историков, принадлежавших к лагерю русской интеллигенции, совершенно искажают историческую перспективу. В свете этих мифов история допетровской Руси, так же как и история так называемого Петербургского периода, выглядит как нелепое сплетение нелепых событий. Придерживаясь этих двух мифов совершенно невозможно обнаружить историческую закономерность в развитии русской истории после Петра I. Но эта историческая законность причины уродливого развития русской жизни после Петра I, легко обнаруживается, стоит только понять, что Петр был не реформатором, а революционером ("Робеспьером на троне", -- по меткой оценке Пушкина). Тогда легко устанавливается причинная связь между антинациональной деятельностью "гениального" Петра, разрушительной деятельностью масонства и духовного детища последнего -- русской интеллигенции в течении так называемого Петербургского периода русской истории, и появлением в конце этого периода "гениальных" Ленина и Сталина. Это все звенья одной и той же цепи, первые звенья которой были скованы Петром Первым. Тот, кто не понимает, что Петр I -- это "Альфа", а Ленин -- "Омега" одного и того закономерного исторического процесса -- тот никогда не будет иметь верного представления о действительных причинах появления большевизма в стране, которая всегда мечтала стать Святой Русью.

В книге Бориса Башилова «Робиспьер на троне» можно прочесть следующие слова: «Петр Первый, как мы видим из характеристики основных черт его личности, Ключевским, -- не мог иметь и не имел стройного миросозерцания. А люди, не имеющие определенного миросозерцания, легко подпадают под влияние других людей, которых они признают для себя авторитетами. Такими авторитетами для Петра, как мы видим, были Патрик Гордон и Лефорт, влияние которого на Петра, как признают все современники, было исключительно. Петр не самостоятельно дошел до идеи послать все московское к черту и переделать Россию в Европу. Он только слепо следовал тем планам, которые внушили ему Патрик Гордон и Лефорт до поездки заграницу и различные европейские политические деятели, с которыми он встречался в Европе. Политические деятели Запада, поддерживая намерения Петра насаждать на Руси европейскую культуру, поступали так, конечно, не из бескорыстного желания превратить Россию в культурное государство. Они, конечно, понимали, что культурная Россия стала бы еще более опасна для Европы. Они были заинтересованы в том, чтобы Петр проникся ненавистью к русским традициям и культуре. Понимали они и то, что попытки Петра насильственно превратить Россию в Европу обречены заранее на неудачу и что кроме ослабления России они ничего не дадут. Но это то именно и нужно было иностранцам. Поэтому то они и старались утвердить Петра в намерении проводить реформы как можно быстрее и самым решительным образом.» Борис Башилов «Робиспьер на троне: Петр I и исторические результаты совершенной им революции», стр. 30

Но я не могу с этим полностью согласиться. Возможно, Петр действительно учился у политических деятелей Запада, но его нельзя было обвинить в ненависти к народу. Возможно, он в чем-то был и слишком груб, но не более чем в силу своего недостатка воспитания и просто-напросто природной грубости, если это можно так назвать. Да, ошибки в его правлении действительно были, но ведь он человек, а человеку свойственно ошибаться. Тем более, что Россия, да и другие страны, вплоть до сегодняшних дней не знает ни единого правителя, который бы не совершил не одной ошибки, который бы угодил бы всем. Ведь всем угодить не возможно!!! Петр обладал яркой индивидуальностью, был очень темпераментным человеком во всем, и действительно грубым и резким, но это не делало его плохим правителем, не умоляло его заслуг перед Россией. И до сих пор люди с уважением говорят о Великом Петре.


Содержание

Введение

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой».
В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т. к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые непрочь были захватить и подчинить себе русские земли.
Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.
Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.
Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.
История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства

1. Исторические условия в которых проходила деятельность личности. Общественный строй того времени

Господствующее положение в стране прочно удерживали светские феодалы, основные сословные группы которых - бояре, обладавшие вотчинами, и дворяне, владевшие поместными землями, сближались по мере приближения в правовом регулировании поместий к вотчинам, расширения поместного землевладения, увеличения численности и возвышения дворянства. Именно дворянство было социальной опорой царей, являлось сторонником единого сильного централизованного государства с самодержавной формой правления. В начале XVIII в. светские феодалы консолидировались в едином сословии. Указом о единонаследии 1714 г. поместья были окончательно приравнены к вотчинам, образовалась единая форма землевладения, получившая название «имение». Объединенное сословие светских феодалов было наименовано «шляхетством». Однако этот польский термин в данном значении в России не прижился и был вытеснен словом «дворянство» (по названию самой многочисленной, активной и близкой к царю части сословия).
Окончательное оформление дворянского сословия было произведено Табелью о рангах 1722 г., которой вводилась новая иерархия для служилых людей-чиновников. В Табели все значительные военные, гражданские («статские») и придворные чины были распределены, в зависимости от их старшинства, по 14 классам. Высшим классом был первый, в него включались генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал и канцлер. Во втором классе были определены генералы от кавалерии и инфантерии (пехоты), генерал-фельдцехмейстер (генерал-инженер), действительные тайные советники и придворная должность - обер-маршал. К 14-му, последнему классу в табели приписывались фендрики (прапорщики), шкиперы 2 ранга, коллежские регистраторы и бухгалтеры, надворный аптекарь, кухенмейстер, мундшенк (ведал спиртными напитками при царском дворе) и др.
На Табели о рангах, как и на других законодательных актах, отразилось пристрастие Петра I к иностранной терминологии. Первоначально гражданские, придворные и многие военные классные чины в Табели буквально соответствовали занимаемым чиновниками должностям. В ней значились президенты и вице-президенты коллегий, прокуроры и полицмейстеры. Тайные советники были членами Тайного совета при царе, а коллежские советники служили в присутствиях коллегий. В последующем ранги утратили обязательное соответствие должностям. Так, в начале XIX века были ликвидированы коллегии, а чины коллежских советников, асессоров и регистраторов остались; камергеры и камер-юнкеры не всегда прислуживали при царском дворе. С увеличением числа должностей Табель о рангах не разбухала, а напротив, в ней оставались только символические названия классных чинов.
Петр I всячески привлекал дворян на военную службу, поэтому военные чины имели преимущества перед гражданскими. Потомственное дворянство военным давалось с 14 класса, а лицам, имевшим только статский или придворный чин, только с 8 класса. Таким образом, дети титулярных советников и камер-юнкеров, недворянского происхождения, если они не имели других, более высоких, гражданских (придворных) чинов или обер-офицерского военного ранга, звания дворянина не получали, поскольку состояли только в 9 классе.
Чины в гвардии были выше на 2 класса соответствующих сухопутных чинов. Полковник гвардии приравнивался ко второму генеральскому чину, майор гвардейского полка - к общеармейскому полковнику, а фендрик гвардии - к сухопутному лейтенанту. В соответствии с чинами по Табели о рангах определялись размеры жалованья на службе, форма и качество мундира, пользование привилегиями. По чинам мужей и отцов определялась цена одежды и украшений дворянских жен и дочерей. От чина зависел и выезд дворянина: если генерал-фельдмаршал мог выезжать в карете, запряженной 12 лошадьми, то фендрик имел право ездить только верхом на лошади. Чин определял место в церкви и на торжественной церемонии.
С введением Табели о рангах производство в старые чины бояр, окольничих, думных дворян и дьяков прекратилось, но еще до 40-х гг. XVIII столетия на государственной службе встречались стольники и кравчие, получившие эти чины ранее или в порядке исключения - в 30-е гг., и не пожалованные солидными чинами по Табели о рангах.
Дворянское звание давало многие преимущества. Только дворяне имели право владеть населенными землями, они лично освобождались от наиболее тяжких государственных повинностей, при этом дворяне облагали повинностями крестьян, обязанных на них работать людей, могли наказывать крепостных. Дворяне были освобождены от пыток (кроме как по делам о государственных преступлениях и убийствах). Они официально назывались «благородными», имели право на гербы и другие привилегии.
В то же время дворянство было служилым сословием. Сыновья дворян, достигшие 20 лет, были обязаны служить в армии, на флоте или в государственных учреждениях. Срок службы был установлен в 25 лет. Уклонение от службы сурово наказывалось. Был введен строгий учет дворянских недорослей. На военную службу они, как правило, призывались с 15 лет солдатами. Дети наиболее знатных дворян солдатскую службу несли в гвардейских полках.
На дворян возлагались и другие повинности. Они обязаны были получать образование. Молодым дворянам систематически устраивались смотры и экзамены. Поскольку были попытки уклониться от царской службы под предлогом умственной отсталости, то Петр I запретил «дуракам» наследовать имения и жениться. Тем же, кто преуспевал в науках, разрешалось начинать службу с более высоких чинов.
Дворяне принуждались носить европейское платье, брить бороду и соблюдать личную гигиену. Их быт и отдых были также регламентированы. Петр I ввел обычай проводить «ассамблеи» - частные собрания знати. На них дворяне должны были являться с семьями, и там их поведение также не оставалось без регламентации. Нарушение ассамблейных регламентов каралось, как правило кубком «Большого орла», который виновный должен был осушить за немалую плату, шедшую на содержание госпиталя. Колоритно ассамблея описана А.С. Пушкиным в его незавершенном романе «Арап Петра Великого».
В 1703 г. началось интенсивное строительство Санкт-Петербурга, любимого детища Петра, и дворяне, по утвержденным спискам, должны были переезжать с насиженных мест на берега Невы, строить там дома по утвержденным в полиции образцам. Нерасторопных дворян ожидало довольно своеобразное наказание - взятие под арест их слуг, а также принудительный перевоз дворянских семей на новое место жительства.
Петр I с помощью всеобщего регламента и тяжелой дубины расшевелил дворянство. Образование, государственная служба возвысили это сословие, а приток в него наиболее способных представителей низших сословий укрепил дворянство, упрочил его положение в обществе и государстве.
Вторым после дворянства в сословной иерархии стояло духовенство. Официальной религией в царской России было православие. Православное духовенство было наиболее многочисленным и обладало, как правило, наибольшими привилегиями. Священники и церковнослужители освобождались от податей и различных повинностей (солдатского постоя, ночного караула и др.).
Сохраняя привилегии за духовенством, Перт I не жаловал его своими милостями. Особенно его возмущало тунеядство монахов, число которых он сократил. В монашество, согласно Духовному регламенту 1722 г., могли поступать только лица, достигшие зрелого возраста, а мужчины - также и «способные к безженному житию». Духовенство было лишено права владеть населенными землями и крепостными людьми. Служителям церкви запрещалось заниматься ремеслом и торговлей. Все внимание священнослужителей было направлено на идеологическую, нравственную работу с населением. Православная церковь была включена в государственный механизм (о чем - ниже), духовенство поставлено на службу самодержавию.

2. Задачи, которые стремился решить Петр I. Его реформы и их значение

Появившееся в XIX в., для противопоставления «правовому государству», понятие «полицейское государство» употреблялось для характеристики государственного строя абсолютистских государств стран Западной Европы. Однако представляется, что понятие полицейского государства в полной мере относится к России первой четверти XVIII в. Крупнейший дореволюционный специалист по истории государства и права России отмечал: «Государство XVIII в. есть государство полицейское в самом строгом смысле слова: оно принимает на себя заботы даже в маловажных потребностях подданных, особенно в сфере экономической и бытовой, и регламентирует их» 1 .
В современном определении полицейского государства отмечаются такие его важнейшие черты, как отрицание всяких личных прав подданных, не имеющих никаких гарантий против произвола администрации и особенно полиции, предельное развитие бюрократизма и мелочной регламентации общественной и личной жизни подданных, от которых правительство требует, чтобы они вели образ жизни, соответствующий их сословному положению 2 .
В странах Западной Европы, в частности Пруссии и Австрии, отмеченные черты сложились раньше, чем в России, проявились более резко и сохранялись наиболее устойчиво. Они в полной мере были характерны и для России периода утверждения абсолютизма. Таким образом, политический режим, установившийся в России при Петре I, можно назвать полицейским. Его установление произошло с утверждением абсолютизма.
В отечественной и историко- правовой литературе нет единого подхода к пониманию абсолютизма, спорны его соотношения с самодержавием, дискутируются причины его установления, генезис, этапы и особенности развития в России. Анализ многочисленных приведенных в литературе определений позволяет сделать однозначный вывод о том, что абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в стране находится всецело в руках монарха, не ограниченного в осуществлении государственно-властных полномочий никакими легальными органами или должностными лицами. Абсолютный монарх является единоличным законодателем, возглавляет всю исполнительную власть и вооруженные силы, а также судебную систему (административные органы и суды действуют от его имени), распространяет свое управление на официальную церковь. Абсолютному монарху никто не может официально диктовать волю, давать ему обязательные советы, требовать от него каких-либо действий или контролировать его деятельность.
Юридическое определение абсолютизма было дано в Воинском артикуле 1715 г.: «...Его Величество есть самовластный монарх, которой никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять» (Толк. к арт. 20). В Регламенте или уставе Духовной коллегии 1721 г. под абсолютизм подводилась религиозная основа: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает». Несмотря на неограниченность полномочий, абсолютные монархи в позднефеодальной Европе были связаны религиозными (христианскими) и нравственными нормами, просветительскими идеями, международными договорами и обязательствами, требованиями престижа, а также внутренним законодательством. Этим европейский абсолютизм отличался от восточной деспотии, правилом для которой был ничем не ограниченный произвол.
Абсолютизм в России назывался самодержавием. Самодержавными стремились стать и даже пытались называться предшественники Петра I на русском престоле. В некоторых работах самодержавными считаются даже древнерусские князья. Однако ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее активно утверждавший свое могущество, ни Алексей Михайлович, потихоньку прибиравший власть к своим рукам, не стали самодержавными (абсолютными) монархами. В силу объективных причин они не могли устранить представительные органы (прежде всего боярскую Думу) с политической арены. В условиях незавершившейся централизации государственного механизма они были вынуждены считаться с крупными вотчинниками, имевшими реальное влияние в регионах и на группы населения. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов. Таким образов, в результате объективного вызревания внутренних и внешних объективных условий, а также благодаря благоприятному стечению субъективных факторов, в России действительно утвердилось самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия).
Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной. "Реформы Петра" - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке. Датский ученый Ханс Баггер постарался свести воедино все высказывания по этой проблеме и обнаружил, что одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.
Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления. В России государство к тому времени начинает играть необычайно большую роль во всех сферах жизни, а в идеологии складывается буквально культ абсолютистского государства, В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои...
В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Естественно, что в таком государстве демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказались в очень неблагоприятных обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все больше приносилась в жертву грубому авторитарному правлению, сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре.
Такая огромная роль монарха, государства нашла прямое отражение в развитии экономики России и ее социальной структуре. Все было пронизано волей монарха, все несло на себе печать государственного вмешательства, глубокого проникновения государства во все сферы жизни. Основу экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма, господствовавшая тогда в Европе. Сутью ее было накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Составной частью этой политики был протекционизм - поощрение промышленности, производящей товары преимущественно для внешнего рынка. Петр I энергично берется за укрепление промышленности. Уже в годы Северной войны государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Особенно хорошо это видно на примере металлургии, но Петр создает мануфактуры и в легкой промышленности. Для мануфактуры характерно, в отличии от мелкотоварного производства, разделение труда, по преобладает еще ручной труд. Фабрика - производство, на котором при разделении труда господствует уже машинное производство. Характер русской мануфактуры - один из самых спорных моментов в дискуссии о возникновении в России капиталистических отношений. Дело в том, что для капиталистической мануфактуры характерен наемный труд. Русская же мануфактура основывалась на труде крепостных, зависимых людей. Крестьяне "приписывались" к заводам и вынуждены были часть года или все время работать на них. Правительство усиленно прикрепляло к мануфактурам также "гулящих" людей, "татей". Специальным указом Петр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причем, такие крестьяне числились не лично за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они назывались посессионными и могли продаваться только со всем предприятием.
Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства. Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится ясной и четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия и, прежде всего, указ о единонаследии 1714 г. и "Табель о рангах", изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде, что вело к прекращению дробления земельной собственности и содействовало укреплению дворянского сословия. Но главное значение этого указа все-таки не в этом. В результате его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которые существовали в России на протяжении предшествующих нескольких столетий. На смену им пришла единая земельная собственность, пользование которой однако было регламентировано еще больше, чем при поместной системе.
Были проведены меры и в интересах купечества, городских жителей. В 1720 г. был учрежден Главный магистрат. Изданный в 1721 г. регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название - "подлые люди".
Огромное значение для унификации и правового оформления низших сословий в государстве имело введение новой системы обложения. С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения, причем, в отношении уклонявшихся от переписи применялись самые крутые меры. В ту пору на бескрайних российских просторах обычной была процессия, состоявшая из переписчика-офицера, за которым следовал палач с кнутом и удавкой. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Но реформа имела и другую сторону, которая привела к унификации низших сословий. Ряд промежуточных категорий населения (однодворцы, половники), а также всякого рода гулящий люд, холопы были записаны в "тягло" и таким образом уравнены с крепостными крестьянами, юридическое положение которых уже мало отличалось от прежних холопов. Новый прямой налог был в 2-2,5 раза больше суммы всех прежних прямых налогов.
Все эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым - дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе со всемогущим монархом.

3. Краткая биография Петра I. Значение его личных качеств

XVIII век открывается сложной и противоречивой эпохой петровских реформ. Будущий великий преобразователь родился в день Исаакия Далматского, 30 мая 1672 г. от брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Большое и, скорее всего, негативное воздействие на его формирование оказала борьба, которая развернулась при дворе. В 1676 г. умер Алексей Михайлович, передав престол старшему из сыновей - Федору Алексеевичу. Тот правил недолго - умер в 1682 г. Престол оказался в руках родственников царя от второго брака - Нарышкиных. На нем сидел 10-летний Петр. Однако родственники Алексея от первого брака - Милославские сумели нанести ответный удар. В мае 1682 г, им удалось инспирировать стрелецкий бунт. Стрельцы - "служилые люди по прибору", были значительное время одной из главных военных сил государства. В конце XVII в. положение их ухудшилось, постоянно находились поводы для недовольства условиями службы. Их выступления - не проявления классовой борьбы 3 , а бунты солдатской массы 4 .
Петр видел, как бородатые стрельцы громили сторонников Нарышкиных. Видимо, не раз потом в подмосковном Преображенском, куда вынуждена была выехать его мать, Петр вспоминал эти события. А на русском престоле стараниями Милославских к нему присоединился Иван - сын Алексея от первого брака, теперь они царствовали вместе.
Петр проводил время в играх, носивших военный характер. Часто посещал Кокуй - слободу, населенную немцами. Здесь была и "дама сердца" Анна Монс - брак Петра с Евдокией Лопухиной оказался неудачным.
В 1689 г. "двоевластие" кончилось. Благодаря удачно сложившимся обстоятельствам царевна Софья - главное лицо в партии Милославских - была свергнута. Петр стал "самодержцем".
В такой драматической обстановке формировался характер Петра, поражавший современников уже в зрелом возрасте. Современников удивляли его демократизм, стремление разрушать казалось бы незыблемые традиции. Подобно тому, как Екатерину II будут называть "философом на троне", Петр был на троне "революционером". Конечно, "революционность" эта была своеобразной. Оборотной стороной ее был режим абсолютистской власти, который до Петра никогда не достигал такой интенсивности. Одним из ключевых понятий в мировоззрении Петра было понятие "служба", которая понималась как служение государству. Но при этом с государством Петр отождествлял самого себя. Вся жизнь, война, реформы рассматривались царем как постоянная учеба, школа. Место Учителя он отводил себе. В характере Петра, его деяниях много черт западноевропейского Рационализма. Здесь и его практицизм, стремление быть технократом. Но нельзя отрывать Петра и от родной почвы. Во многом эта личность была порождением предшествующего развития России. Идеи патернализма, т.е. убеждение в том, что только он знает достоверно, что нужно народу, уходят своими корнями в XVI-XVII вв. Не впадая в преувеличения, надо видеть, что Петр был суровым, жестоким человеком. Характеристику Петра можно закончить его портретом, который донес до нас датский посланник: "Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен". 5
Вот такому человеку и суждено было сыграть выдающуюся роль в истории России начала XVIII в., с его именем связана и внутренняя и внешняя политика этого периода. Наша работа посвящена рассмотрению роли Петра I в области государственно-правовых реформ того времени.

4. Результаты жизни и правления Петра Великого

Итак, после рассмотрения эпохи петровских реформ, можно подвести итоги и сделать следующие выводы.
Большинство историков выделяет три этапа в реформах Петра I. Первый этап (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления; установление рекрутской системы.
Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой военной политики, широкое строительство флота; учреждение законодательства; перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу.
Преобразования Петра не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Но тем не менее петровские реформы были достаточно решительными, глубокими и касающимися самых важных сфер российской действительности. Отдельные реформы были и достаточно хорошо обдуманными, проработанными, комплексными. В любом случае реформы Петра оказали ни с чем не сравнимое воздействие на Россию, ее дальнейшую историю.
Тема российского абсолютизма всегда привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных историков и юристов. Которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма. Западноевропейские историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским государством, ссылаясь на "российскую исключительность", "преемственность" и "тоталитаризм", тем самым находя много общего между этими историческими периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но "российский абсолютизм" мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии - к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха. Время возникновения абсолютной монархии на территории России - вторая половина XVIIв., а окончательное ее оформление - первая четверть XVIIIв.
Историко-правовая литература не дает однозначного понимания абсолютизма. К таким спорным вопросам необходимо отнести следующие: классовая сущность абсолютизма, его социальная база, причины образования абсолютизма, соотношение понятий абсолютизма и самодержавия, время возникновения абсолютизма и этапы его развития, историческая роль абсолютизма в России. Российское государство имело как общие с другими государствами, так и специфические причины возникновения абсолютизма, сложившиеся в силу территориальных, внутри- и внешнеполитических особенностей. Все эти проблемы требуют дальнейшего изучения.

Заключение

С уходом из жизни Петра Великого окончилась, пожалуй, самая важная эпоха в развитии Российского государства. Петр Алексеевич совершил крутой переворот в политической культуре государства, ибо вместо священной особы самодержца всероссийского перед обществом явился «первый гражданин» этого общества, гражданин властный, но энергичный, тянущий в гору за десятерых, как точно сказал о нем И.Т. Посошков, в то время как под гору тянули миллионы. Поражающий воображение народа имидж царя-труженика, бывшего и плотником, и кузнецом, в сочетании с яркими проявлениями фанатичного служения Отечеству, имел в ту эпоху огромное вдохновляющее воздействие, играл роль мощного импульса активизации огромных масс людей.
и т.д.................


Кафедра: ____________________________________________________________________

РЕФЕРАТ

По дисциплине _______________________________________________________

ТЕМА______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнил:

Ф.и.о. студента_____________________

специальность______________________

группа_____________ курс___________

Руководитель: _____________________ _______________________________

(уч. степень, звание, Ф.И.О.)

Пермь 200__г.

Введение

Историческая роль Петра Великого огромна и неоднозначна. Его провозглашали национальным гением, просветителем, спасителем Росси, революционером, «Наполеоном и Робеспьером» (Пушкин), называли антихристом, ненавистником всего русского, разрушителем и святотатцем. Легендарный царь - реформатор кардинально изменил ход русской истории.

Победив Швецию и внедрив в российское общество прогрессивные достижения запада, Петр расширил географические, культурные и экономические границы своей страны. Россия получила ключевую роль на международной арене и обрела статус великой империи.

В то же время реформы легли тяжелейшим гнетом на простой народ. Много людей погибло от непосильного труда, казней и пыток. Воздвигнутый Петром Санкт-Петербург до сих пор считается «городом, построенным на костях».

Большую часть жизни проведший в путешествиях и в военных походах, Петр был врагом дворцовых церемоний и любых условностей. Он приветствовал откровенность своих подданных и обожал непринужденную атмосферу пирушек. Непритязательный в быту, царь любил работать под открытым небом. Современники вспоминали, что Петр знал в совершенстве 14 ремесел. В нем сочетались веселый нрав и болезненные приступы гнева. Ему нравилось вино, женщины, грубоватые шутки. Деятельный, активный и деспотичный властелин не пытался понять окружающих. При жизни Петра мало кто осмеливался открыто критиковать его политику. Властный император и прирожденный воин поразил мир безграничными имперскими амбициями. Петр Великий походил на необъятную Россию, которой правил.

Борьба за власть

Рождение Петра и смерть Федора III

30 мая 1672 года супруга русского царя Алексея Михайловича Наталья Нарышкина родила сына – Петра, которого в будущем нарекут Великим. Чуть позже она подарила государю еще двух дочерей. В 1676, когда царевичу было 4 года, царь Алексей Михайлович скончался.

Главным претендентом на престол был сын Алексея Михайловича от первого брака, царевич Федор, которому к тому времени исполнилось 15 лет. 21 июня 1676 Федора III возвели на царство. Власть в государстве перешла к Милославским, семье первой супруги Алексея Михайловича. Царицу Наталью Нарышкину с родней и малолетними детьми сослали в село Преображенское под Москвой. Поскольку престол передавался по наследству, кровные родственники царской семьи вели нескончаемую борьбу за власть при дворе.

Встал вопрос, кому быть на царстве: старшему болезненному Иоанну Алексеевичу или здоровому младшему брату, царевичу Петру. Иоанн был полупарализован и не мог надеяться на долгую жизнь. Федор III, хотя и называл Петра своим преемником, скончался 27 апреля 1682 года в возрасте 20-ти лет, так и не успев издать указ о назначении следующего царя.

Кровавый бунт и воцарение Софьи

Оставшись без официального престолонаследника, царский двор погрузился в интриги. Высшее духовенство и аристократия раскололись на два враждующих лагеря. В итоге на троне оказался юный Петр.

В день коронации по столице разнеся слух: «Нарышкины отравили царя Федора и задушили царевича Иоанна». Поднялся бунт, и царский дворец захватило стрелецкое войско. Призванные защищать престол, стрельцы стремились диктовать власти свои условия. Подстрекателями стрелецкого бунта были царевна Софья и ее любовник, князь Василий Голыцын.

В надежде успокоить бунтовщиков царица Наталья вышла у стрельцам, ведя за руки Иоанна и Петра. В первые часы бунта были убиты несколько сторонников Нарышкиных. Стоя на крыльце, 10-летний Петр наблюдал, как дворцовая площадь утопала в крови. Стрельцы настояли настояли на признании царями Иоанна и Петра при регентстве Софьи на время их малолетства.

Детские годы

Царевич с детства отличался любознательностью. Помимо домашних учителей, он обучался науками и ремеслами у многочисленных мастеров, в том числе специалистов-иностранцев, населявших село Преображенское. Больше всего Петра интересовали корабельное дело и судостроение. Свое «потешное войско» из сверстников-простолюдинов он оснастил боевым оружием и обмундировал, а со временем превратил в настоящий солдатский полк. Царица Наталья настороженно относилась к дружбе с иноземцами и простолюдинами. В январе 1682 года, надеясь образумить сына, она женила 17-летнего Петра на 20-летней Евдокии Лопухиной.

На пороге большой политики

Свержение Софьи

При Софье положение царской власти было непрочным. Военные походы на крымский театр, организованные ее фаворитом князем Голицыным, окончились неудачами. И хотя сама царевна пыталась провозгласить эти компании «весьма успешными», правда вскоре стала известна. Это вызвало недовольство в народе, который все больше поддерживал взрослеющего Петра.

Софья понимала, что чем старше становится Петр, тем больше слабеет ее власть. В отчаянной попытке укрепить свои позиции летом 1689 года царевна велела стрелецким полкам захватить Преображенсое и перебить всех сторонников Петра. В случае удачи эта вылазка стрельцов должна была, как и 7 лет назад, закончиться большим кровопролитием. Однако за день до «дела», 6 августа, двое стрельцов переметнулись в лагерь Петра и донесли ему о планах Софьи. Узнав о готовящейся измене, Петр укрылся от бунтовщиков в Троице-Сергиевом монастыре. Уже на следующий день туда прибыл собранный им Преображенский полк и сторонники Петра из стрельцов.

Сам патриарх Иоаким, а за ним и большая часть стрелецкого войска также встали на сторону Петра, и мятежной царевне пришлось признать поражение. По приказу Петра Софья была заключена в Новодевичий монастырь под строгий надзор. «Пребывавший в непрестанном посте и молитве» Иоанн V не желал принимать участие в правлении и фактически отдал власть в руки Петра.

«Легкомысленный» юноша

«Царь, скинувший старую власть, активно займется созданием нового правительства», - думали многие после поражения Софьи. Однако эти надежды не оправдались. В первые годы царствования Петр почти не участвовал в делах государства, предоставив полномочия царице Наталье и ее окружению из рода Нарышкиных. Своей властью Петр воспользовался только для расширения, укрепления и оснащения войска.

Проводя все время на маневрах, Петр теперь редко бывал в Москве и совершенно перестал видеться с супругой, которая в 1690 году родила ему сына Алексея. Он сошелся со своей подругой сердца, Анной Монс. Петр полюбил свободную жизнь и сделался частым гостем в немецкой слободе под Преображенским. В январе 1694 года скончалась царица Наталья, так и не увидев сына «образумившимся». Молодому царю исполнилось 22 года, и день его становления как большого политика был близок.

Внезапное пробуждение

Тем временем политическая ситуация обострилась. Ослабление царской власти было на руку многочисленным внешним врагам. Однако Петр, прежде не управлявший государством, словно очнулся. 25 января 1695 года он начинает военную компанию против Турции. Целью хода был провозглашен захват крепости Азов, важнейшего опорного пункта при впадении Дона в Азовское море.

Смелому плану царя не суждено было сбыться: Азовская крепость устояла под натиском русского войска. Петр сумел проанализировать причины поражения и сделать нужные выводы. Он понял, что первый поход не удался из-за отсутствия флота, и уже осенью того же года начал подготовку к новой атаке. Петр с небывалой скоростью построил флотилию гребных галер. В январе 1696 года умер его брат Иван, но это не остановило военных приготовлений.

Русская флотилия подошла к Азову к устью Дона и загородила речной проход для турецких судов. Не выдержав блокады, крепость начала слабеть без припасов и помощи. Не дожидаясь последнего штурма, в июле 1696 года Азовская крепость сдалась.

Большие реформы

«Великое посольство»

Спустя 5 месяцев после взятия Азова, в декабре 1696 года, Петр снарядил «Великое посольство» в Европу. Идею поездки двумя годами ранее ему подсказал один швейцарец. Ухватившись за нее, молодой царь решил отправиться в Европу, в глубине души лелея мысль найти союзников в борьбе с Турцией.

Надо сказать, что за границу в те времена на Руси ездить было не принято. Упреждая протесты со стороны консерваторов. Петр в спешном порядке собрал делегацию и тайно покинул страну.

В состав «великого посольства» вошло 250 человек: 3 полномочных посла, 36 волонтеров, которые должны были собирать иноземные знания, 70 солдат. Сам государь путешествовал именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Царь преследовал две цели: учиться, сохраняя инкогнито, и при необходимости «корректировать» политические переговоры.

Перед отъездом Петру донесли о заговоре. Стрельцы собирались объявить царя «нехристем», губящим Россию, убить его и вернуть на престол Софью. Петр утопил очередной бунт в крови: четверо главных заговорщиков были обезглавлены.

Восстановив порядок в столице, Петр 10 марта отправился в путешествие. Забавно, но о том, что русский царь едет в Европу, к тому времени уже знали все зарубежные дипломаты.

Любопытный путешественник

«Великое посольство» посетило Германию и через Голландию переправилось в Англию. Затем, снова минуя Голландию, посетило Вену. В Голландии Петр нанял на русскую службу более 600 разных мастеров и специалистов (от вице-адмирала до корабельного повара), истратив огромные деньги. Когда же делегация собралась в Венецию, из России пришло срочное донесение об очередном стрелецком бунте.

Царь провел за границей более года. Он то постигал премудрости кораблестроения в костюме голландского матроса, то завязывал дипломатические отношения с потенциальными союзниками против Османской империи.

К завершению посольства Петр понял, что главным его противником в ближайшем будущем станут не турки, а шведы. Росси предстояло прорываться к выходу в Балтийское море. Во время путешествия Петр заключил с королем Польши Августом II договор о начале войны со Швецией.

Рубить бороды по самую шею

25 августа 1698 года царь Петр вернулся в Москву. На следующий же день, собрав придворную знать, он вдруг выхватил ножницы и принялся обрезать бороды у бояр. Для царя, повидавшего европейскую жизнь, древний принцип русского боярства – «стричь бороду грешного» - казался варварством. Бояре же при этой «экзекуции» испытали страшный ужас.

Вслед за бородами полетели головы. С сентября по январь следующего года было казнено более тысячи мятежников. Их трупы весели под стенами кремля несколько месяцев. Несмотря на причастность Софьи к бунту стрельцов, ее вина была не доказана. Петр заставил сестру постричься в монахини и заточил ее в Новодевичий монастырь. Та же участь постигла и его супругу Евдокию. Заботу же о сыне Алексее царь поручил своей старшей сестре Наталье.

Покончив с мятежниками, Петр повел борьбу со старорусскими образом жизни, постепенно приобщая дворянство к образованию и европейской светской культуре. Он издал указ о том, что все, кроме священников и крестьян, обязаны брить бороды. В декабре 1699 года в России было введено юлианское летосчисление. «России нужны реформы!» - повторял царь.