3 гибель в борьбе за киевский престол. Удельные княжества Руси в борьбе князей за киевский престол. — конфликт с Брячиславом

1. По характеру значения: все морфемы по характеру своего значения делятся на два больших классалексические (вещественные) и грамматические . Грамматические, в свою очередь, — на деривационные и реляционные.

А. Лексические (вещественные) морфемы имеют основное вещественное значение, которое связано с отдельным понятием. За этим понятием стоит представление о каком-либо предмете, свойстве или качестве. Носителем вещественного значения является корневая морфема (или корень).

Б. Грамматические имеют грамматич. Z.

2. Классификация грамматических морфем по функции:

А. Деривационные морфемы (лат. derivati — отведение) имеют словообразующее Z. Поэтому их основная функция — образовать новые слова с новым лексическим Z. Поэтому их еще называют словообразвательными морфемами. В русском языке к словообразовательным морфемам относят приставки, суффиксы и постфиксы.

Б. Реляционные морфемы (relati — отношение) образуют синтаксические морфемы (в русском языке преимущественно это окончания), которые связывают слова в предложении. Реляционные морфемы выполняют роль словоизменения (или формообразования), поэтому их иногда называют словоизменительными или формоообразующими.

Реляционые морфемы служат для образования одного и того же слова. К ним относятся суффиксы и приставки, и, главным образом, окончания. Поскольку русский язык — язык флективного типа, реляционное значение выражается преимущественно в окончаниях.

3. По роли и месту в составе слова:

По месту в составе слова все морфемы делятся на корневые и аффиксальные . В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и словообразующих аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.

Аффиксы (служебные морфемы, лат. affixum «прикрепленный») по отношению к корню распределяются на:

1. Суффиксы.

2. Постфиксы.

3. Приставки.

4. Окончания.

5. Интерфиксы.

Классификацию см. в конце темы.

По количеству сем в плане содержания:

Моносемные (бежал — Z прош. вр.) и полисемные (бежала — Z ж.р., ед.ч.).

По характеру формального выражения:

Материально выраженные и нулевые.

Не все лингвисты склонны выделять нулевой суффиксы.

Причины этого следующие:

1) Традиция, в первую очередь, школьного обучения, когда перед учителем стоит задача дать минимум сведений из грамматики.

2) Достаточная сложность выявления нулевого суффикса (необходимо учитывать и формообразование, и иметь ввиду всю словообразовательную систему языка).


3) В некоторых случаях ученые идут еще дальше, утверждая, что и нулевого окончания так же не существует. Они рассуждают так: если морфема имеет план содержания и план выражения, то отсутствие какого-либо плана свидетельствует и отсутствии всей морфемы. (Например, у слова конь нет окончания, т.к. нет фонемы, указывающей на его наличие, т.е. отсутствует план выражения морфемы). Однако в этом случае остается неясным, каково же средство выражения грамматических значений ед.ч. и Им.п., которые в русском языке передаются с помощью окончаний.

Логика выделения нулевого суффикса и нулевого окончания должна быть такой. Необходимо учитывать: а) первый фактор в том случае, если перед нами стоит задача выявления формообразовательного суффикса и окончания, и б) одновременно первый и второй факторы, если мы ищем словообразовательный суффикс.

Первый фактор . Если в анализируемом слове есть значение, которое обычно в русском языке передается с помощью материально выраженной морфемы, но при этом в анализируемом слове морфема не имеет своего выражения, следовательно, слово содержит нулевую морфему.

Второй фактор . У слова д.б. однокоренное слово, более простое по смыслу.

Рассмотрим на примерах оба случая. Сначала найдем формообразовательный нулевой суффикс.

Словоформы прошедшего времени глаголов нёс, рос, увлек, высох содержат нулевой суффикс, поскольку Z прош. времени всегда выражается с помощью суффикса -л- (бежал , прыгал , узнал ). Кроме того, мы можем поступить ровно так, как поступаем, чтобы найти нулевое окончание — изменять слово, в данном случае по родам: несла, росла, увлекла, высохла . Причина появления нулевого формообразовательного суффикса в этой форме восходит к падению редуцированных, вследствие чего нехарактерное для русского языка стечение согласных благополучно разрешилось выпадением одного из них (Ср. исторические: неслъ, рослъ, увлеклъ, высохлъ ). Эта же логика используется при выделении нулевого окончания .

В словоформах повелительного наклонения некоторых глаголов выделить нулевой суффикс оказывается сложнее, поскольку изменение слова не даст нам искомой величины. Для этого необходимо учесть, что в русском языке Z повелит. наклонения выражается при помощи формообразовательного суффикса -и -, который в некоторых глаголах опускается. Ср. формы с материально выраженным суффиксом: пиши, лети, учи, скачи, сократи и т.д. И группа глаголов с нулевым формообразовательным суффиксом: к ним относятся формы непродуктивных глаголов будь, лей, пей, стань и продуктивных 1, 2, 3 классов узнай, сохраняй (1 прод. класс), владей, худей (2 прод. кл.), зимуй, врачуй (3 прод. кл.). Причина утраты суффикса вновь историческая — переход безударного гласного в неслоговой звук (Ср. древное-рус. формы 2-3 лица повел. накл. — буди, знаи , ум±и и совр.: будь, знай , умей и т.д.).

Сейчас обратимся к словообразовательному нулевому суффиксу.

Например: слово тишь имеет словообразовательный нулевой суффикс, т.к.:

1) в отадъективных существительных (т.е. в сущ., образованных от прил.) словообразовательное значение опредмеченного признака выражается с помощью словообразовательных суффиксов, например: глухой - глухот а, слепой - слепот а, белый - белизн а и т.д.

2) имеет однокоренное тихий . О простоте Z слова тихий свидетельствует отсутствие противоречий между общим Z корня (признаковое Z) и общим частеречным Z — все прил. обозначают признак.

Кроме того, в некоторых случаях (как, напр., со словами типа безухий, безволосый, бледнолицый, седовласый ) необходимо учитывать всю словообразовательную модель и даже больше — всю словообразовательную систему в целом.

По происхождению: исконные и заимствованные.

Соотношение собственно русских и заимствованных морфем можно представить в виде схем:

К р +А з (пушкинист)

К з +А р (пролонгировать)

К р +А р (мама)

К з +А з (авангардизм)

Морфемы по своей функции в слове м.б. показательными (это новый термин).

Словообразовательные морфемы образуют новые слова, т.е. слова с новым лексическим значением:

учитель ¬ учи ть (лицо, которое обучает детей или взрослых)

тракторист ¬ трактор (лицо по профессии)

учиться ¬ учить (обучаться самостоятельно)

Глагольные приставки почти всегда образуют новое слово:

строить ® по строить (закончить) — не меняет лексическое значение

над строить (сверху)

пере строить (переделать) новые слова с новым ЛZ.

Морфемы служат для образования одного и того же слова. К ним относятся не только суффиксы и приставки, но, главным образом, окончания:

Сорфемы присоединяются к словообразующим и формообразующим основам, т.е. они всегда образованы от чего-либо или мотивированы чем-либо.Во всех этих формах сохраняется тождественность ЛZ, то есть ЛZ не изменяется.

читаjу ¬ читаj ут f 1 лица, ед.ч.

учитель ¬ учи ть

соли ть ¬ соль

обеда ть ¬ обед

То есть всегда есть мотивирующая основа.

Показательные морфемы имеют все исходные слова. Мы выделяем конечный аффикс как показатель ЧР, но мы не можем сказать, чем мотивировано это S. пе -ть (нельзя сказать, от чего образовано это слово, но только есть показатель глагольной формы — инфинитива).

И формы, и новые слова образуем от основ. Косвенных падежей у слова дом образованы от основы дом . Но само слово дом ни от чего не образовано. Но — показатель сущ.

Но это неправильно. Безусловно, нет, и не может быть однозначного решения о том, какая же это морфема (суффикс или окончание). В пользу окончания — эта морфема не участвует в словообразовании и формообразовании, т.е. ведет себя как любое другое окончание; в пользу суффикса — если неизмен. форма слова, то окончания быть не может. Т.е. это особая, синкретичная морфема . Но в любом случае это не формообразовательная, а формопоказательная морфема, поскольку учи ничем не мотивирована.

Морфемика – раздел языкознания, в котором изучаются морфемы, обладающие специфическими формальными и семантическими св-вами.

Морфемика рассматривает:

Особенности строения морфем, в т.ч. их фонологическую структуру, морфологические явления происходящие на морфемном шве в процессе образования производных слов.

Морфемные явления:

а) Усечение конца производной основы

б) Наложение

в) Интерфиксация (Ялта ялт(ин)ский )

г) Чередование

Функции морфем:

а) Словообразующие

б) Формообразующие/словоизменительные

в) Возможности и условия варьирования морфем

г) Синонимические связи морфем / антонимические отношения между морфемами (от-крыть – за-крыть )

д) Правила сочетания морфем (-ин- : кон-ин-а, свин-ин-а )

е) Регулярность / нерегулярность; продуктивность / непродуктивность.

Понятие морфемы появилось в лингвистике сравнительно недавно. Выделил эту единицу профессор Бодуэн де Куртенэ. Морфема – это минимальная, линейно неделимая значащая единица языка. Если морфему разделить, то мы получим звук, фонему или сочетание звуков. Но ни одна из этих единиц не будет иметь того значения, которое имеет морфема (в слове вода выделяется две морфемы: корень -вод - и флексия . Физически морфема совпадает со звуком [а], но у них разные функции. Морфема -а имеет грамматические значения рода, числа и падежа. Морфема -вод - имеет вещественное значение, т.е. содержит в себе представление или понятие, связанное с чем-то, имеющим отношение к воде как к жидкости. Эта корневая морфема встречается во множ-ве др.слов. Если морфему -вод - расчленить на части, то указанное значение будет утрачено).

=> морфема отличается от фонемы (минимальной единицы звукового строя языка, служащей для складывания и различения значимых единиц языка) тем, что является значимой единицей, знаком, у которого есть план выражения (формы) и план содержания (смысла). Сходны морфема и фонема в своей ф-ции: они выступают как строительный материал единиц верхнего порядка (соответственно морфемы и слова). И морфема, и фонема являются минимальными далее неделимыми единицами. При этом они не элементарны. Фонема распадается на ряд дифференциальных признаков (твёрдость/мягкость, переднеязычность/заднеязычность, лабиализованность/нелабиализованность), а морфема – на ряд смысловых компонентов (элементов значения). Так, окончание в глагольной форме сказал-а (учительница сказала) передает: глагольное действие совершалось одним субъектом (значение единичности) женского пола (значение «женскости»).

Наличие значения сближает морфему со словом . Слово – это звуковой или графический (при передаче на письме) комплекс, оформленный по законам данного языка, одинаково понимаемый людьми, говорящими на этом языке, и обычно выполняющий назывную функцию. Но по ряду признаков морфема четко отличается от слова и предложения :

2) морфема реализует свое значение лишь в составе конкретного слова; вне слова бывает трудно определить не только значение морфемы, но даже ее принадлежность к корням или аффиксам (истец, лучистый, таксист; иной, тополиный, льдина ); значение и ф-ции слова в меньшей степени являются связанными, не так строго предопределены окружением;

3) местоположение морфемы в слове строго фиксировано (дом-ик, но не -ик-дом), тогда как слово обычно может относительно свободно перемещаться в пределах предложения.

Различаются слово и морфема и своими ф-циями. Слово выполняет номинативную ф-цию: оно называет предметы, явления, отношения. Морфема не является номинативной единицей. Отличается слово от морфемы и своей грамматической оформленностью. Номинативность и грамматическая оформленность позволяют слову быть членом предложения.

Морфема - наименьшее значимая часть, вычленяемая в структуре слова. Например, в слове снеж-н-ый выделяют 3 морфемы. Среди морфем различают приставки, корни, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы.

По характеру формального выражения принципиально противопоставлены: аффиксальные морфемы, материально выраженные той или иной последовательностью фонем или одной фонемой (сёстр-ами, читал-а) и нулевые аффиксы , материально не выраженные (брат-ø, читал-ø).

Материально выраженные морфемы звучат – белый.

Нулевые - в к. 19 в. академик Фортунатов дал определение. Это материально невыраженная морфема, которая выделяется при сопоставлении форм слова: лес – леса – лесом .

Нулевые морфемы - это значимое отсутствие. Значение есть, а форма отсутствует. У прилаг-х в краткой форме И.п. ед.ч. – тих , у глаголов прош.вр. ед.ч. м.р. – пел , у притяжат. прилагат. м.р. – птичий , у местоимений – мой, моя, мое . В последнее время стали выделять нулевые суффиксы: теньǾ□ ← темный .

Словообразовательные аффиксы м.б. не выражены звуком или комплексом звуков. Такие аффиксы называют нулевыми . Нулевая морфема – это отсутствие аффикса в какой-либо форме, противопоставляемое положительно выраженным аффиксам в других формах той же парадигмы. Так, в форме повелительного наклонения поставь выделяется нулевой суффикс.

Существование нулевых морфем было обосновано Бодуэном де Куртенэ. Чтобы выявить нулевой суффикс, нужно руководствоваться рядом правил:

1. Нулевой суффикс д .б. синонимичен материальному суффиксу : бег# – бег ств о (опредмеченное действие), синь# – синева (опредмеченный признак), безлист#ый – безлист н ый .

2. Нулевой суффикс имеет только мотивированное слово : шум# (шуметь) и гам (немотивированное). Наряду с рассматриваемым словом обязательно д.б. однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если бы деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом.

Достаточно отсутствия хотя бы одного из этих условий, чтобы невозможно было выделить нулевой деривационный аффикс.

Нулевые словообразовательные аффиксы в рус.языке чаще являются суффиксами. Это объясняется тем, что слова с нулевыми аффиксами по своему значению и по соотношению с производящими входят в парадигматические ряды с производными, имеющими ненулевые суффиксы.

Нулевые суффиксы действуют преимущественно в словообразовании сущ-х. Кроме значения отвлеченного действия нулевые суффиксы могут обозначать лицо по действию или по признаку (задира, заика, подлиза; интеллектуал, универсал ), отвлеченные признаки (муть, темь, синь, гладь ).

Также встречаются супплетивные морфемы : идти: корень ид- , суффикс -ти ; шел: корень ш- , суффикс -ел ; шла: корень ш- , суффикс -л- , окончание -а . Это одна и та же корневая морфема, имеющая разное материальное выражение в разных формах одного слова. Исторически это разные слова. Они образовались от разных корней, но с современной точки зрения это один корень.

Ребенок – дети, я – мне, мы – нас.

По ф-и морфемы делятся на служебные (аффиксальные ) и неслужебные (корневые ); первые обычно связаны, вторые - свободны. Число первых ограничено несколькими десятками, число вторых неограниченно. Признак обязательности характерен для корней. Корневая морфема играет роль семантического фундамента в слове, она выражает то лексически общее, что присуще всем словам-родственникам (мудрость-мудрец-мудреный-мудрствовать ).

Аффиксальные морфемы являются факультативными частями слова. Имеются слова без аффиксальных морфем: я, ты, здесь, вчера, там , но нет ни одного слова, в котором не было бы корня. К аффиксальным относятся приставки (префиксы), суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы. Аффиксальные морфемы участвуют в формообразовании и словообразовании. Поэтому по функции и значению различают формообразовательные (или словоизменительные) и словообразовательные морфемы.

Различие между корнями и аффиксами проводится и по ряду признаков:

1) корень – центральный элемент морфемной структуры слова, являющийся лексическим ядром слова, несущим его основное, знаменательное значение; аффиксальные морфемы выражают в слове дополнительное значение – словообразовательное или грамматическое.

2) корень не может не иметь значения (номинативного или экспрессивного), аффикс – может (соединительные морфемы в словах самовар, пятилетка );

3) корневые морфемы обычно не закреплены за теми или иными частями речи (дерево, деревянный, деревенеть; зло, злой, злить ), а аффиксы обычно соотносятся со словами вполне определенных частей речи: -ут – глагольное окончание, -ейш - – суффикс прил-го, суффикс -ость характеризует сущ-е;

4) корней в языке на порядок больше, чем аффиксов;

5) перечень корней открыт для пополнения новыми морфемами, а новые аффиксы в языке практически не появляются, их список закрыт;

6) в тексте корневые морфемы встречаются реже, чем аффиксальные;

7) корневые морфемы длиннее, состоят из большего количества фонем, чем аффиксальные, которые нередко представлены одной фонемой (нес-у, стол-ы );

8) аффиксы могут быть нулевыми (дом-ø), корни – никогда;

9) корневые морфемы могут совпадать с основами слов (ландыш ), аффиксальные морфемы составляют лишь часть основы слова (суффикс -к-, придающий оттенок уменьшительности значению слова берез-к-а , осознается как часть основы этого слова).

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов (рук а, руч ной, при руч ить, об руч ение, рук ав ). Корень является обязательной морфемой, не бывает слов без корней. Закрепление за определённой частью речи для корневой морфемы нехарактерно (бежать (глагол), бег (сущ-е), беговой (прилаг-е)).

Корень может иметь варианты, возникающие за счет чередования (ловить ловля вылавливать, рука ручка ). Корни м.б. открытыми (оканчиваться на гласный) и закрытыми (оканчиваться на согласный). У именных частей речи (сущ-е, прилаг-е, числ-е + местоимение), как правило, закрытый корень. У глаголов корни м.б. как открытыми (жи-тъ, пе-тъ ), так и закрытыми (обедать ).

Различают корни свободные и связанные. Свободными корнями считаются такие корни, которые могут сами по себе составлять основу слова (окн-о, вез-у, тр-и, лев-ый, сын, пе(тъ), син(ий)), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (усынови(ть), перепе-ва(тъ), синеват(ый)). Связанные корни известны только в составе производных основ родственных слов и всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами: улица, проулок, закоулок ; обуть, разуть; прибавить, убавить; палец, беспалый. Они никогда сами по себе не составляют основу слова. Корни могут быть уникальными (тюбик, вдруг, если, я, мы) . Уникальными могут быть только свободные корни.

Аффикс – обобщённое название всех служебных морфем. Минимальный строительный элемент языка, присоединяемый деривации и служащий в грамматических/словообразовательных целях. Важное ср-во в выражении грамматических и словообразовательных значений.

Аффиксальные морфы – морфы, которые присутствуют не в каждой словоформе, они заключают в себе дополнительное значение. Они бывают префиксальные и аффиксальные.

С точки зрения места морфемы в составе слова по отношению к корню все аффиксы делятся на префиксы (¬) и постфиксы (^, , собственно ⌐). Префиксы характеризуются тем, что расположены перед корнем, постфиксы – после. Выделяются ещё конфиксы и интерфиксы. Конфиксы – это единицы, которые состоят из двух и более морфем, не примыкающих друг к другу. Их выделение рационально только как словообразовательных формантов при деривации (под берёзов ик , раз говорить ся ). Интерфиксы – это соединительные (реляционные) морфемы, располагающиеся м-ду 2-мя корнями (юг о -запад, дв ух этажный).

Префикс , или приставка аффиксальная морфема, расположенная перед корнем или другим префиксом и служащая для словообразования (при бегать, при задуматься ). ¬ необязательна в составе слова, очень многие слова ее не имеют: стол, ясли, купить, бежать, красивый, чудесный .

Тесная связь со словами к.-либо одной части речи для ¬ не обязательна. Существуют ¬, которые могут присоединяться к словам различных частей речи, сохраняя одно и то же «универсальное» значение: раз -: раз-ухабистый, раз-веселый; рас-красавица, рас-красавчик; пре -: пре-весёлый, пре-милый; пре-комедия; со -: со-автор, со-гражданин, со-редактор; со-пере-живать, со-существовать. Но есть группа ¬, которые являются именными: псевдо-, квази-, ультра- и ряд других (псевдо-ним, квази-научный, ультра-модный ).

Характерная особенность ¬ – она присоединяется к слову целиком и не изменяет принадлежности слова к части речи.

¬ обычно не влияют на строение начала слова. ¬ могут иметь побочное ударение в составе слова (анти-демократичный, прдтиво-воздушный, противо-пожарный, со-наниматели, внутри-клеточный, анти-нейтралитет ).

¬ преимущественно являются словообразовательной морфемой. Приставочное образование особенно хар-но для глаголов: гореть – за гореть, об гореть, у гореть, от гореть, при гореть, про гореть .

Присоединение к слову ¬ обычно не меняет значения слова коренным образом, а лишь добавляет к нему некоторый оттенок значения. Глаголы с ¬ улететь, прилететь, отлететь, вылететь, подлететь обозначают те же действия, что и глагол лететь . ¬ только добавляет к их значению указание на направление движения.

Суффикс – это служебная морфема, которая находится в слове после корня (или другого суффикса) перед окончанием и служит для образования слов или их форм (изда- тель , издатель- ниц ). ^ не является обязательной морфемой в слове.

Для ^ характерна закреплённость за определённой частью речи. У каждой части речи свои собственные ^: -ость, -изн, -тель – суффиксы сущ-х (туманность, жизнь, читатель ); -лив, -ист, -ов – суффиксы прилаг-х (дождливый, зернистый, столбовой ). ^ всегда присоединяется к основе слова, а не к слову целиком (смелый → смел ость, красивый → крас ота ). При этом ^ нередко вызывают изменения в строении конца основы (чередование фонем), т.к. на границе морфов происходит взаимоприспособление основы ^: горох – горош-ек, горош-ин-а; бумага – бумаж-н-ый. ^ участвуют и в словообразовании, и в словоизменении. Б-во ^ являются деривационными. Но некоторые используются для образования грамматических форм. В этом случае их принято называть формообразующими. Различают следующие формообразующие суффиксы :

1. Глагольные : инфинитива – -ть, -ти (чита ть , рас ти ) и нулевой (беречь #); прош.врем. – -л - (чита л ) и нулевой (вымок #); формы сослагат.накл. – -л- + бы (чита л бы ) и нулевой + бы (вымок# бы ); формы повелит.накл. – -и (скаж и ) и нулевой (экономь #).

2. Причастий : наст.врем. действительных – -ущ-, -ащ-; наст.врем. страдательных – -м-, -ом-, -им -; прош.врем. действительных – -ш-, -вш -; прош.врем. страдательных – -енн-, -онн-, -нн-, -т-.

3. Деепричастий : -а (читаj-а), -в (сказав), -вш- (сказавши ).

4. Прилагательных : сравнит.степени – -ее, -е, -ей ; превосходной степени – -ейш-, -айш -.

5. Наречий : сравнит. степени – -ее, -ей, -е.

6. Существительных : -j - (дерево – дерев" j а, кол – коль’ j а, брат – брат’ j а ); -ес- (чудо – чуд ес а, небо – неб ес а ), образует основу косвенных падежей; -ин (крестьян ин – крестьяне, бояр ин – бояре ).

Бывают такие ^, которые выполняют две функции: с их помощью образуются новые слова и в то же время грамматические формы. Такие ^ называют синкретичными : рассып а ть – рассып á ть, пол и ть – пол ива ть, усмотр е ть – усматр ива ть (совершенный и несовершенный виды).

В некоторых словах ^ не получают своего материального выражения - нулевые суффиксы: слово притвора имеет значение «тот, кто притворяется, любит притворяться». С таким же примерно значением рус.языку известно слово притворщик, образованное с помощью ^ -щик от глагола притворяться. Следовательно, и слово притвора, образованное от глагола притворяться, должно иметь словообразовательный аффикс для обозначения лица по действию, названному глаголом. Нулевые ^ используются при образовании прилаг-х (золот-о - золот-#-ой), различных глагольных форм: нес-#-ø (ср. нес- л -а).

Постфиксы – это аффиксальная морфема, находящаяся после  или ^ и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова. ⌐ необязателен для слова, они встречаются в редких случаях.

К ⌐ относят возвратные частицы -ся и -сь , а также части слов -то, -либо, -нибудь , которые образуют неопределенные местоимения и местоименные наречия: к то-то, -либо, -нибудь; чей-то, -либо, -нибудь; где-то, -либо, -нибудь . Постфиксы строго закреплены за определённой частью речи. Но в СРЯ наблюдаются случаи, когда глагольные ⌐ наблюдаются у сущ-х: учащиеся, трудящиеся . Это произошло в рез-те перехода слова из одной части речи в другую.

Основная ф-ция постфиксальных морфем – словообразование. Постфикс -ся(-сь) используется для образования новых слов. С помощью постфикса -ся(-сь) от переходных и непереходных глаголов образуется большая группа возвратных глаголов: катать - кататься; белеть белеться.

Постфикс -ся(-сь) употребляется и при образовании формы страдат.залога глаголов: читать - читается, строить - строится. Постфикс -ся употребляется в структуре причастий (вернувшийся, улыбающиеся), а также в других глагольных формах, где ему предшествует согласный звук (вернется, вернулся, улыбайся). Во всех глагольных формах, кроме причастий, после гласных звуков употребляется -сь (вернусь, вернись, улыбаясь).

Интерфиксы служат для соединения частей слова. Бывают двух видов: свободные и связанные. К первой группе относятся соединительные гласные о и е (коневод, коновод ) и нулевой интерфикс в таких словах, как пол-Азии, пол-арбуза, пол-лимона . Связанные интерфиксы – это такие сегменты, которые служат для соединения служебных аффиксов с основой слова.

Интерфиксы как бы восполняют, компенсируют недостатки основ: ^ –ец, -н-, -ист присоединяются как правило к консонантным основам (оканчивающимся на согласный), но в рус.языке есть ряд слов, основа которых является вокалической (оканчивается на гласный). В этих случаях происходит наращение: корми л ец, мота ль щик, кофе й ный .

флексия – служебная морфема, образующая грамматические формы и выражающая грамматическое значение слов: белая береза – белой березой, два – двое, раскрывшийся цветок – раскрывшегося цветка .

Наречие, деепричастие, слова категории состояния, модальные слова, служебные слова, междометия, звукоподражания окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми.

Как правило,  находятся в конце слова, но довольно часто они могут находиться и в середине слова: о ч ем -то, ч его -нибудь, мо ем ся, четыр е ст а – четыр ем ст ам .

При помощи  выражается отношение данного слова к другим словам, устанавливаются синтаксические связи слов составе словосочетания и предложения. В этом случае  выполняют чисто грамматическую функцию.  могут выступать и как синкретичные морфемы, т.е. совмещать формообразующие и словообразующие ф-ции: раба – р.п. м.р., раба – и.п. ж.р.

В рус.языке окончания бывают:

1. Материально выраженные . Существуют в виде фонем и фонемных сочетаний. Однофонемные  обычно представлены гласным звуком: отца, река . Встречаются и однофонемные  на согласный: дам, дашь . Двухфонемные: даешь . Трехфонемные: белыми .

2. Нулевые . Образуют только слова, имеющие материально выраженное , т.е. слова, образующие грамматические формы с помощью целой системы : роза – розы – розами - розах – роз . Эта форма не имеет специального материального показателя для выражения грамматического значения, это значение отсутствия : окна – окон, дела – дел . Слова шоссе, пальто, депо, такси не имеют нулевого . В рус.языке при помощи нулевого  выражается значение числа и падежа. Значение м.р., ед.ч.: дом высок и светел, я пришел, я пришел бы, пятьдесят .

 выражают огромное число грамматических значений в сущ-х, прилаг-х, числ-х, глаголах и причастиях.

Конфиксы – это такие словообразовательные форманты, которые состоят из двух и более несмежных аффиксов: кричать – рас кричать ся (нет глаголов «раскричать» или «кричаться»), говорить – с говорить ся , звонить – со звонить ся , окно – под окон ник .

Выделять конфикс как морфему нецелесообразно, но в качестве словообразовательного форманта существование конфикса вполне оправдано. Под конфиксацией следует понимать не только приставочно-суффиксальный способ словообразования, это лишь один из типов конфиксации. Назовём другие разновидности:

- приставочно-постфиксальный способ : характерен для глаголов, исключает конверсию, например: говеть – раз говеть ся , говорить – раз говорить ся , играть – за играть ся ;

- приставочно-суффиксально-постфиксальный : щедрый – рас щедр и ть ся ;

- суффиксально-постфиксальный (может повлечь за собой конверсию): брат – брат а ть ся , охота – охот и ть ся .

Разновидностью приставочно-суффиксального способа выступает конфиксация с нулевым суффиксом : волос – без волос-#-ый, седой – про седь-#, лист – без лист-#-ый, рука – без рук-#-ий .

По функции в языке и характеру значения аффиксальные морфемы распадаются на классы: морфемы деривационные (словообразовательные) , реляционные (словоизменительные ) и реляционно-деривационные (формообразующие ). Последние 2 категории часто объединяются под названием словоизменительных.

Словообразовательные аффиксы для образования новых слов. Присущи словам в целом и выражают словообразовательные значения. В совокупности с корнем словообразовательный аффикс формирует лексическое значение слова.

Это большинство суффиксов и приставок.

Словообразовательные морфемы могут располагаться перед корнем: приставка : анти -научный, про -дать, пере -подготовка; после него: суффиксы : артист- к -а, газет- чик, журнал- ист , коров- ни к, цемент- н -ый ; п остфиксы имеют словообразовательное значение: -то, -либо, -нибудь .

Аффиксы, образующие грамматическую форму, называют формообразующими (или словоизменительными). К ним относятся:

1) чистовидовые приставки (делать (несов. в.) → с делать (сов. в.));

2) суффиксы, образующие формы несовершенного вида от форм совершенного вида глагола (переписать → переписывать, напеть → напевать );

3) суффикс -л- и нулевой суффикс, образующие формы прошедшего времени глагола (читал, вёзØ );

4) суффикс -ть/-ти/-чь , образующий инфинитив (сидеть, нести, стеречь );

5) суффиксы причастий -ащ/-ящ, -ущ/-ющ, -вш, -ш, -енн, -нн, -ем/-ом, -им, -т (летящий, несущий, читавший, шедший, купленный, читанный, читаемый, солимый, колотый ) и деепричастий -а/-я, -в, -ши, -вши (играя, написав, шедши, умывшись );

6) суффиксы -и, -й и нулевой суффикс, образующие форму повелительного наклонения глагола (пиши, читай, сядьØ );

7) суффиксы -ее, -ей, -е, -ше, -ейш/-айш , образующие формы сравнительной и превосходной степени (длиннее, сильней, ниже, дольше, крепчайший, точнейший );

8) окончания;

9) глагольный постфикс -ся/-сь , образующий форму страдательного залога глагола (строиться )

Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразовательными (или словообразу´ющими). Например: суффикс -тель (учитель, строитель ), префикс анти- (антивирусный, антигерой ).

В ряде слов значения слово- и формообразования могут выражаться одним и тем же аффиксом. В этом случае принято говорит о синкретизме. С инкретичные аффиксы одновременно образуют новое слово и указывают на грамматическое значение: ч итать – пере -читатъ (приставка пере - указывает одновременно и на вид глагола – совершенный и создает слово с новым лексическим значением).

Степень членимости (основы, слова) – степень проявления способности основы слова делиться на морфемы. М-ду двумя четко противопоставленными классами основ – нечленимыми и членимыми – имеются промежуточные случаи, позволяющие говорить о большом кол-ве переходных случаев, т.е. о разных степенях членимости основ. Степени членимости устанавливаются в зависимости от того, одна или обе значимые (корневая и аффиксальная) части основы повторяются в других словах с тем же значением.

Членимость основы (слова) – способность основы слова делиться на морфемы. Основание для членимости - повторяемость морфем.

В современной лингвистической литературе выделяют несколько типов членимости . Они располагаются на шкале по принципу убывания.

На самой высокой ступени находятся слова, обладающие полной свободной членимостью : свободный корень в них сочетается с аффиксом, встречающимся в др.основах: слова бизнес/мен, шоу/мен , уже членимы и мотивированы соответствующими заимствованиями бизнес, шоу . При этом компонент -мен можно считать суффиксом, т.к. он носит категориальное словообразовательное значение лица.

На второй ступени членимости находятся слова, у которых и корневая, и аффиксальная части с таким же значением или ф-цией встречаются в др.основах, но корень связанный. На эту ступень поднялись такие заимствования, как сканер и хакер , благодаря распространению соотносительных слов сканировать (считывать информацию с помощью сканера) и хакинг ("профессия" хакера).

К третьей ступени членимости, когда корень выступает сопоставимой морфемой, а морфема с деривационным значением является несопоставимой, можно отнести слово чайхана (тюрк, caihana) основа чай- в котором сопоставимая, свободная, а конечный элемент -хана можно только условно считать дериватором.

Документ

... котором специфически ... вам ... которыми русский длительное время контактировал. Лексикология – раздел языкознания ... семантической нечленимости, но есть слова, которые состоят из одной морфемы ... обладающая признаками слова цепочка фонем, формально ... которая изучает ...