За какую функцию отвечает корневая морфема. Корневые морфемы: свободные (поливалентные свободные корни) и связанные корни (унивалентные корни (унирадиксоиды)). Корневые и служебные морфемы

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов (рук а, руч ной, прируч ить, обруч ение, рук ав ). Корень является обязательной морфемой, не бывает слов без корней. Закрепление за определённой частью речи для корневой морфемы нехарактерно, например: бежать (глагол), бег (существительное), беговой (прилагательное).

Корень может иметь варианты, возникающие за счет чередования (ловить – ловля – вылавливать, рука – ручка ). Корни могут быть открытыми (оканчиваться на гласный) и закрытыми (оканчиваться на согласный). У именных частей речи (существительное, прилагательное, числительное + местоимение), как правило, закрытый корень. У глаголов корни могут быть как открытыми (жи-тъ, пе-тъ), так и закрытыми (обедать).

Различают также корни свободные и связанные. Свободными корнями считаются такие корни, которые могут сами по себе составлять основу слова (окн-о, вез-у, тр-и, лев-ый, сын, пе(тъ), син(ий)), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (усынови(ть), перепе-ва(тъ), синеват(ый)).

Связанные корни (термин Г.О. Винокура) известны только в составе производных основ родственных слов и всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами: улица, проулок, закоулок ; обуть, разуть; прибавить, убавить; палец, беспалый). Они никогда сами по себе не составляют основу слова. Связанные корни часто характеризуются непрозрачностью семантики. Некоторые лингвисты, например, Е.А. Земская, считают, что такие корни не являются полноценными корнями. Поэтому их предложено называть радиксоидами (от лат. radix – корень и гр. -oid – подобный). Термин «радиксоид» введен А.А. Реформатским. Однако такая точка зрения не совсем обоснована, потому что прозрачность или непрозрачность семантики корня не мешает морфеме выполнять свою главную функцию – выражать вещественное значение того или иного словообразовательного гнезда. Даже связанного корня значение слова понять невозможно. Кроме того, дать толкование свободных корней столь же невозможно, как и связанных

Особый разряд слов со связанными корнями составляют иноязычные заимствования: агит-ировать, агитация, агит-атор; изол-ировать, изол"-ация, изол"-атор; пекул"-ировать , спекул"-ация, спекул"-ант . В этих словах имеются связанные корни агит-, изол"-, спекул" - и суффиксы со значением действия, отвлеченного действия и действующего лица или предмета. Слова такого рода хорошо членятся, так как входят в двойные ряды отношений - слов с тем же аффиксом и слов с той же основой. Ср. также: тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм, эго-ист.

Обратимся теперь к наиболее насыщенной содержанием морфеме. Корневая морфема представляет собой лексическое ядро слова. Например, в слове teacher (учитель, преподаватель) в качестве лексического ядра выступает морфема teach-, имеющая общее и абстрактное значение обучения.

Корневую морфему следует четко отличать не только от аффиксальной морфемы, но и от основы слова по следующим причинам: Прежде всего, между корневой морфемой и основой часто существует количественное различие. Так, например, и в слове horse (лошадь), и в слове horse-man (наездник), и в слове horse-man-ship (искусство верховой) езды корень слова один и тот же, а именно - horse, между тем как в качестве основы указанных слов будут выступать в каждом случае различные языковые образования: в первом случае - одноморфемное horse-, во втором - двухморфемное horse-man- и в третьем - трехморфемное horse-man-ship-.

Однако главное различие между корнем и основой состоит в том, что сами принципы выделения того и другого существенно различны. Корень выделяется на основе того, что он представляет собой семантическое ядро слова, но совершенно безотносительно к вопросам грамматического оформления слова, из которого он извлечен. При выделении основы, напротив, наиболее существенным оказывается то, что она является именно той частью слова, которая поступает в распоряжение грамматики, будучи непосредственно связана с системой формообразующих суффиксов, оформляющих слово. Корень и основа слова могут представлять собой реально одну и ту же морфему, но при этом та же самая морфема рассматривается с различных сторон.

Вернемся к корневой морфеме в слове horse. Она заключает в себе индивидуальное лексическое значение лошадь. Та же самая морфема, взятая как основа, рассматривается уже с точки зрения взаимоотношения между грамматическим оформлением слова и остальной частью слова. То, что морфема horse имеет в исходе звук [s], не играет никакой роли для характеристики этой морфемы как корня слова horse и, наоборот, играет очень важную роль при характеристике той же морфемы как основы: словоизменительный суффикс присоединяется к основе с помощью соединительного гласного [i] (horse"s, horses, horses"). Таким образом, в данном случае структурные особенности парадигмы слова находятся в прямой зависимости от основы слова.

Так же, следует отметить, что корневые морфемы в английском языке принято разделять на свободные и связанные. Свободные корневые морфемы способны образовывать одноморфемные слова типа cat, table, go, to, under, the, well, good. Все эти словесные знаки являются неделимыми на значимые сегменты, т.е. структура их значения целостна не только на уровне содержания как комплекс интегральной, родовой и дифференциальных категорий во всех контекстах данных знаков, но и на уровне формы. В английских одноморфемных словах невозможно выделить формальные сегменты, представляющие отдельные компоненты их целостного категориального значения, как мы это наблюдали в словах типа beautiful.

Так же, в числе свободных морфем выделяются такие, которые способны выражать грамматические категории языка. Это вспомогательные элементы аналитических форм: глагольные элементы do, be, have, will, shall, would, should, may, might; адвербиальные элементы: more,most; инфинитивная частица to; артикли.

Связанные корневые морфемы не встречаются в виде самостоятельно функционирующих слов, они выделяются только лишь как составная часть некоторого слова и обозначают интегральные категории. Так, сегмент chem(i/o) безусловно обладает значимостью в структуре английского языка, реализуя интегральную категорию, которую можно определить как отношение к сфере использования человеком свойств природных веществ. Данный корень, однако, не способен сам по себе выступать как словесный знак. Для превращения данной интегральной категории в целостное словесное значение, эта корневая морфема должна обязательно сочетаться с различными морфемами, прежде всего с аффиксами типа ist или ism. Данные сегменты включают определенные родовые характеристики объекта в структуру словесного знака и позволяют сегменту chem реализовать интегральную категорию в различных типах целостных значений: chemist; chemism. Здесь следует отметить, что, судя по всему, нам следует и в случае с одноморфемными словами различать слово и омонимичную ему корневую морфему.

Существует также несколько грамматических суффиксов среди связанных морфем. Они представлены следующими наборами сегментов: 1) утроенным набором сегментов [-z, -s, -iz] (множественное число существительного, родительный падеж существительного, третье лицо настоящего времени глагола); 2) удвоенным набором сегментов [-d, -t, -id] (прошедшее время и причастие прошедшего времени глагола); 3) удвоенным сегментом -ing (герундий и причастие настоящего времени); 4) сегментами -er, -est (сравнительная и превосходная степень прилагательного и наречия).

Наличие в языке связанных корневых морфем свидетельствует о том, что корень как носитель интегральной категории является необходимым, но не достаточным условием для образования слова. Включение в структуру одноморфемных слов всех родовых и дифференциальных категорий является не качественной характеристикой данных корней, а принадлежит природе слов - единиц принципиально другого уровня, чем морфема. В этом смысле полезно различать слова типа cat, table, go, under и омонимичные им корневые морфемы как носители исключительно интегральных категорий, лежащих в основе значения данных одноморфемных слов.

  • 3. Синхронные и диахронные аспекты словообразования. Ф.Ф. Фортунатов о членении слова на морфемы. Критерий г.О. Винокура. Различие между синхронными и диахронными способами словообразования.
  • 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
  • 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
  • 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
  • 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
  • 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
  • 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
  • 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
  • 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
  • 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
  • 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
  • 17. Цель и принципы морфемного анализа.
  • 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
  • 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
  • 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
  • 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
  • 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
  • 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
  • 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
  • 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
  • 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
  • 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
  • 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
  • 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
  • 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
  • 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
  • 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
  • 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
  • 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
  • 36. Способы образования слов с простыми основами.
  • 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
  • 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
  • 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
  • 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
  • 42. Словообразование имён существительных.
  • 43. Словообразование имён прилагательных.
  • 44. Словообразование глаголов.
  • 52. Словообразование глаголов
  • 45. Словообразование наречий.
  • § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
  • 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
  • 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
  • 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
  • 40. Словообразовательная категория
  • 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
  • 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.
  • 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.

    Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов (рук а, руч ной, при руч ить, об руч ение, рук ав ). Корень является обязательной морфемой, не бывает слов без корней. Закрепление за определённой частью речи для корневой морфемы нехарактерно, например: бежать (глагол), бег (существительное), беговой (прилагательное).

    Корень может иметь варианты, возникающие за счет чередования (ловить ловля вылавливать, рука ручка ). Корни могут быть открытыми (оканчиваться на гласный) и закрытыми (оканчиваться на согласный). У именных частей речи (существительное, прилагательное, числительное + местоимение), как правило, закрытый корень. У глаголов корни могут быть как открытыми (жи-тъ, пе-тъ), так и закрытыми (обедать).

    Различают также корни свободные и связанные. Свободными корнями считаются такие корни, которые могут сами по себе составлять основу слова (окн-о, вез-у, тр-и, лев-ый, сын, пе(тъ), син(ий)), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (усынови(ть), перепе-ва(тъ), синеват(ый)).

    Связанные корни (термин Г.О. Винокура) известны только в составе производных основ родственных слов и всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами: улица, проулок, закоулок ; обуть, разуть; прибавить, убавить; палец, беспалый). Они никогда сами по себе не составляют основу слова. Связанные корни часто характеризуются непрозрачностью семантики. Некоторые лингвисты, например, Е.А. Земская, считают, что такие корни не являются полноценными корнями. Поэтому их предложено называть радиксоидами (от лат. radix – корень и гр. -oid – подобный). Термин «радиксоид» введен А.А. Реформатским. Однако такая точка зрения не совсем обоснована, потому что прозрачность или непрозрачность семантики корня не мешает морфеме выполнять свою главную функцию – выражать вещественное значение того или иного словообразовательного гнезда. Даже связанного корня значение слова понять невозможно. Кроме того, дать толкование свободных корней столь же невозможно, как и связанных

    Особый разряд слов со связанными корнями составляют иноязычные заимствования: агит-ировать, агитация, агит-атор; изол-ировать, изол"-ация, изол"-атор; пекул"-ировать , спекул"-ация, спекул"-ант . В этих словах имеются связанные корни агит-, изол"-, спекул" - и суффиксы со значением действия, отвлеченного действия и действующего лица или предмета. Слова такого рода хорошо членятся, так как входят в двойные ряды отношений - слов с тем же аффиксом и слов с той же основой. Ср. также: тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм, эго-ист.

    Корни могут быть уникальными , например: тюбик, вдруг, если, я, мы и др. Уникальными могут быть только свободные корни.

    7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.

    Сам по себе корень в словообразовании участвовать не может, только в составе основы. Основа – это та часть слова, которая обязательно содержит в своём составе корень. Основа может быть одноморфемной и включать только корень и полиморфемной , содержащей помимо корня аффиксы. Обычно слово имеет только один корень, однако есть в русском языке слова со сложной основой, т.е. включающие несколько корней (чаще два). Такая ситуация ослабляет статус корня и сближает его с аффиксами. Такие корни принято называть аффиксоидами . Аффиксоиды – это такие корни или сочетаний корня с аффиксами, которые регулярно используются для образования сложных и сложно-суффиксальных слов. Любая сложная основа состоит из аффиксоидов.

    В зависимости от того, какое место аффиксоид занимает в слове, выделяют:

    1. Префиксоиды – корневые морфемы, выступающие в функции приставки (префикса). Типичными префиксоидами являются полу-, пол - (полу защитник, полу лежа, полу денный ); еже - (еже недельник, еже часный ).

    2. Суффиксоиды – корневые морфемы, выступающие в функции суффикса: -вар (мыловар, пивовар), - вед (кра-евед, языковед), - вод (пчеловод, экскурсовод), - воз (лесовоз, углевоз), - дел (винодел, маслодел), - кол (дровокол, ледокол), - коп (землекоп, углекоп), - лов (зверолов, птицелов), - мер (водомер, землемер), - мёт (миноёт, огне-мёт), - лов (птицелов), - провод (газопровод, путепровод), - рез (труборез, хлеборез), - ход (теплоход, эле-ктроход), - носец (орденоносец, рогоносец), - образный (винтообразный, шарообразный), - творный (жизнетворный, снотворный).

    3. Конфиксоиды – корневые морфемы, выступающие в роли конфикса: крест -о- вид - н -ый, железн -о-дорож- н -ый, остр -о-лист- # -ый.

    Ряд аффиксоидов выделяется по семантическому признаку. Например: пушкино вед – пушкин ист .

    Наименьшая формальная часть слова, имеющая значение , называется морфом . (Этот термин иногда употребляют в женском роде - морфа, род. п. ед. ч.: морфы.) Следовательно, дальнейшее деление морфа на части приведет к выделению незначимых элементов - фонем .

    Словоформы состоят из морфов, т. е. каждое слово состоит хотя бы из одного морфа (вчера, там, где, я и т. п.). Для русского языка типичны двух- и трехморфные слова (рек-а, глуп-ый, пере-ши-ть, стен-к-а и т. п.). Самые длинные слова русского языка могут включать семь-восемь морфов (по-на-вы-пис-ыва-л-и ). При анализе слова мы членим его на морфы. Однако в лингвистике употребляется и другой термин для названия наименьших значимых частей слова - морфема.

    Чтобы показать различие между морфемой и морфом, сравним их с фонемой и звуками, представляющими ту или иную фонему. Так, фонема (а) представлена звуками [а], [ ] и [ ] в словах парта - [п ртъ], пятка - [п" ткъ] и пять - [п" т"]. Аналогичное явление наблюдаем в словообразовании, ер.: ленинград-ец и ленинград-ц ; творог и творож -ник . В первой паре слов различные морфы (-ец и -ц- ) представляют одну и ту же суффиксальную морфему, во второй паре слов различные морфы (творог- и творож- ) представляют одну и ту же корневую морфему.

    Таким образом, морфема - это обобщенная единица , тогда как морфы - это конкретные репрезентанты (представители) морфемы, обнаруживаемые при членении слова .

    Тождественные по значению морфы, формальное различие между которыми объясняется только их позицией в слове, являются по отношению друг к другу алломорфами.

    Алломорфы одной морфемы могут выступать в разных словоформах одного слова (например, -ец/-ц- : ленинград-ец, ленинград-ц-а ) и разных лексемах например, книг-/книж- : книг-а, книж-ный ; песок-/песоч- : песок, песочный ; - ик/-нич- : школь-ник, школь-нический ).

    Виды морфем:

    По роли морфем в составе слова они бывают: корневыми и аффиксальными .

    Корневые морфемы – это обязательная часть слова, не существует без корня.

    Аффиксальные морфемы – это факультативная часть слова.

    Имеются слова без аффиксальных морфем: я, ты, здесь, вчера, там . Корни - это такие морфемы, которые могут использоваться в речи самостоятельно или в сопровождении одного из видов аффиксов – флексий . Некоторые аффиксальные морфы омонимичны корневым морфам служебных слов: приставка без и предлог без , приставка от- и предлог от , приставка с и предлог с и т. п.

    Свободные корни (радиксы – от лат. radix – корень) – корни, которые могут употребляться без словообразовательных аффиксов , например: -дом- (дом), -рук- (рука) .

    Связанные корни (радиксоиды – от лат. radix – корень и греч. oid – подобный; термин ввёл в лингвистику А.А. Реформатский) – корни, которые не могут употребляться без словообразовательных аффиксов , например: -нем- (немец, немка), -де- (надеть, одеть, раздеть). Они встречаются в ряде глаголов с приставками (ввергнуть, свергнуть, низвергнуть, отвергнуть ) и в отглагольных существительных (низвержение, свержение, извержение ).

    Слово может состоять только из одного корня (без аффиксов). Таковыми являются несклоняемые слова, например: очень, радио, хаки, метро .

    Аффиксы служебные (факультативные) морфемы, т.е. морфемы, которые могут отсутствовать в слове.

    В дериватологии существует несколько классификаций аффиксов.

    Префикс (от лат. praefixus – прикреплённый спереди) – аффикс, который находится в слове перед корнем, перед другим префиксом или перед двумя другими префиксами (за-бежать, по-на-строить, по-при-на-рядиться ). В школьной практике чаще используется термин приста´вка .

    Суффикс (от лат. suffixus – прикреплённый) – аффикс, который находится в слове непосредственно после корня, после другого суффикса или других суффиксов (дом-ик , лист-оч-ек, разде-ва-лоч-к(а), кис-л-от-н-ость ).

    Флексия (от лат. flexio – сгибание) – аффикс, который находится после суффикса в абсолютном конце слова либо перед постфиксом. В школьной практике чаще используется термин окончание . Флексия выражает грамматические значения слова. Окончания есть только у изменяемых слов, например: пиш-ешь, цветок , умн-ый , дв-а , как-ой . В некоторых сложных словах возможны два окончания, например: кресл-о-качалк-а (ср. кресл-ом-качалк-ой ), дв-е-ст-и (ср. дв-ум-ст-ам ).

    Постфикс (от лат. post – после и fixus – прикреплённый) – аффикс, который находится в слове после окончания. В русском языке существуют следующие постфиксы: -то (какой-то), -либо (кто-либо), -нибудь (чей-нибудь), -ся/-сь (умываешься, улыбаюсь), -те (идёмте), -таки (пришёл-таки). В школьной практике постфиксы, как правило, относят к суффиксам.

    Некоторые лингвисты предлагают считать единой морфемой сочетание префикса и суффикса , одновременно присоединяющихся к производящей основе (при префиксально-суффиксальном способе). Такую морфему называют ко´нфиксом (лат. con – вместе). Например: со трапезник , со палатник , анти комарин , су глинок , па сынок .

    Аффиксы, образующие грамматические формы, называют формообразу´ющими (или словоизмени´тельными ). К ним относятся:

    1) чистовидовые приставки (делать (несов. в.)→сделать (сов. в.));

    2) суффиксы, образующие формы несовершенного вида от форм совершенного вида глагола (переписать→переписывать, напеть→напевать );

    3) суффикс -л - и нулевой суффикс, образующие формы прошедшего времени глагола (читал, вёз Ø);

    4) суффикс -ть/-ти/-чь , образующий инфинитив (сидеть, нести, стеречь );

    5) суффиксы причастий -ащ/-ящ, -ущ/-ющ, -вш, -ш, -енн, -нн, -ем/-ом, -им, -т (летящий, несущий, читавший, шедший, купленный, читанный, читаемый, солимый, колотый) и деепричастий -а/-я, -в, -ши, -вши (играя, написав, шедши, умывшись) (данные суффиксы являются формообразующими, если причастия и деепричастия признаются особыми формами глагола, а не самостоятельными частями речи);

    6)суффиксы -и, -й и нулевой суффикс, образующие форму повелительного наклонения глагола (пиши, читай, сядь Ø);

    7) суффиксы -ее, -ей, -е, -ше, -ейш/-айш, образующие формы сравнительной и превосходной степени (длиннее, сильней, ниже, дольше, крепчайший, точнейший );

    8) окончания;

    9) глагольный постфикс -ся/-сь , образующий форму страдательного залога глагола (строиться ).

    Аффиксы, образующие новые слова , называются словообразова´тельными (или словообразу´ющими ). Например: суффикс -тель (учитель, строитель ), префикс анти- (антивирусный, антигерой) .

    Аффиксы, выполняющие одновременно обе функции, называются синкрети´чными . Таковым, например, является префикс с - в слове списать .

    Большинство аффиксов русского языка являются материально выраженными, т.е. они состоят из одного или нескольких звуков. Нулевыми могут быть только окончания и суффиксы .

    Нулевы´ми формообразу´ющими а´ффиксами являются:

    1) окончания имён существительных мужского рода 2 (школьного) и женского рода 3 типа склонения (стол , дом , мышь , дочь );

    2) окончания имён существительных 1 (школьного) склонения в форме родительного падежа множественного числа (дач, крыш, игр );

    3) окончания притяжательных прилагательных в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (лисий, заячий, медвежий, мамин, отцов, дядин );

    4) окончания качественных прилагательных в краткой форме единственного числа мужского рода (силён, рад, красив );

    5) окончания количественных числительных в форме именительного/винительного падежей (пять, семнадцать, семьдесят );

    6) окончания глаголов изъявительного наклонения в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода (читал, сидел, думал);

    7) окончание личного местоимения он ;

    8) окончания притяжательных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (мой, наш, ваш );

    9) окончания некоторых указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (тот, каков, весь, сам );

    10) окончания причастий в краткой форме единственного числа мужского рода (прочитан, взят, вымыт );

    11) суффиксы, образующие форму прошедшего времени единственного числа мужского рода некоторых глаголов (лез Ø, вёз Ø);

    12) суффиксы, образующие форму повелительного наклонения некоторых глаголов (режь Ø, сядь Ø).

    Нулево´й словообразова´тельный су´ффикс выделяется в структуре деривата «при наличии двух условий:

    1) нулевой аффикс должен иметь синонимичные ненулевые аффиксы;

    2) наряду с рассматриваемым словом имеется однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом»

    В.В. Лопатин указывает, что посредством нулевых суффиксов образуются следующие группы производных существительных:

    1) со значением отвлечённого действия (приезжать → приезд Ø, заплывать → заплыв Ø) ;

    2) со значением отвлечённого признака (тихий → тишь Ø, синий → синь Ø) ;

    3) со значением одушевлённого носителя отношения к действию (задираться → задир Øа, прислуживать → прислуг Øа) ;

    4) со значением лица женского пола (супруг → супруг Øа, кум → кум Øа) (см.: Лопатин В.В. Нулевая аффиксация в системе русского словообразования // Вопросы языкознания. – 1966. – № 1).

    Нулевой словообразовательный суффикс выделяется также в структуре некоторых других типов производных слов. Например:

    1) в структуре существительных со значением «место действия», «место как результат действия», «место по характерному признаку» (оборвать → обрыв Ø «место, где оборвано что-либо», гладкий → гладь Ø «гладкая водная поверхность»);

    2) в структуре прилагательных с общим относительным значением (будни → будн Øий «такой, который имеет отношение к будням»; золото → золот Øой «такой, который имеет отношение к золоту»);

    3) в структуре порядковых числительных (пять → пят Øый, двадцать → двадцат Øый );

    4) в структуре существительных со значением носителя признака (интеллектуальный → интеллектуал Ø, универсальный → универсал Ø);

    5) в структуре сложных существительных со значением производителя действия (книга + любить → книголюб Ø, соль + варить → солевар Ø);

    6) в структуре простых и сложных прилагательных со значением «(не)обладающий тем, что названо производящей основой» (белый + зубы →белозуб Øый , хвост бесхвост Øый );

    7) в структуре некоторых наречий (плавать → вплавь Ø, заменять → взамен Ø, верх → вверх Ø, бок вбок Ø).

    Морфема

    Морфема - это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

    В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.

    Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

    Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).

    Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

    Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.

    Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

    В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями — позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

    В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:

    Чередования гласных:

    о / # (ноль звука, беглый гласный): сон — сна

    е / #: день — дня,

    е / о: бреду — бродить,

    о / а: смотреть — посматривать,

    е / о / # / и: соберу — сбор — собрать — собирать,

    о / у / ы: сох — сухой — высыхать.

    Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.

    Чередования согласных:

    парный твердый / парный мягкий: ру[к]а — ру[к"]е,

    г / ж: нога — ножка,

    к / ч: рука — ручка,

    х / ш: муха — мушка,

    д / ж: водить — вожу,

    т / ч: крутить — кручу,

    з / ж: возить — вожу,

    с / ш: носить — ношу,

    б / бл: любить — люблю,

    п / пл: купить — куплю,

    в / вл: ловить — ловлю,

    ф / фл: графить — графлю,

    м / мл: кормить — кормлю.

    Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным :

    а(я) / им: снять — снимать,

    а(я) / ин: жать — пожинать,

    и / ой: бить — бой,

    е / ой: петь — пой.

    Классификация морфем русского языка

    Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

    Корень

    Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

    Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

    Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — ‘детский праздник’ — не выражен ни одной из морфем.

    Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

    Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.

    По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы — идут и идут за измами измы» (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное.

    Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

    Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

    Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.

    В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространенной является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

    Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

    Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

    Словообразовательный суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

    В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).

    Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

    1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: у́льтрафиоле́товый,

    2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а — руч-к-а,

    3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом — дом-ик), так и образовать слово другой части речи (белый — бел-е-ть, бел-изн-а),

    4) приставки часто не связаны с определенной частью речи (недо-работка, недо-спать), тогда как суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи: -ник- служит для образования существительных, -лив- — прилагательных, -ива- — глаголов),

    5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок- обозначает детеныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н- обозначает признак предмета).

    Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

    Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

    Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова — отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

    Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения

    Окончание

    Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

    Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

    У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот- , диван -кровать- , диван-а-кроват-и.

    Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание — это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

    Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

    Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

    1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик — И. п., стол — И. / В. п.;

    2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

    3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

    Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

    Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

    гений, гениj-я, гениj-ю — участков-ый, участков-ого, участков-ому

    армиj-я, армиj-ей — столов-ая, столов-ой и т. д.

    4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умен;

    5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

    ед. число

    И. п.

    син-ий

    лисий-

    Р. п.

    син-его

    лисьj-его

    Д. п.

    син-ему

    лисьj-ему

    В. п.

    И. п. / в. п.

    Т. п.

    син-им

    лисьj-им

    П. п.

    син-ем

    лисьj-ем.

    Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама ® мам-ин- , лиса ® лис-ий- . В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

    6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) — ср.: дела-л-а, дела-л-и;

    7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

    8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н- .

    Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

    Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова.

    В учебном комплексе 2 вводится понятие формообразующего суффикса, в комплексах 1 и 3 — нет, однако в них сказано, что «суффикс — это значимая часть слова, служащая обычно для образования новых слов»; в этом «обычно» и заключена мысль, что суффиксы могут служить не только для словообразования, но и для формообразования.

    В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм (если рассматривать причастие и деепричастие как формы глагола, как это делают комплексы 1 и 3). Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

    Исторически сложилось, что у большинства глаголов различаются две модификации основы — инфинитива и настоящего времени (для глаголов совершенного вида — будущего). Кроме них можно говорить иногда и об основе прошедшего времени.

    Поскольку в глагольное слово объединяются словоформы, имеющие одну и ту же (с точки зрения составляющих ее морфем) основу, правильнее говорить, что у глагола может быть несколько видов основы, каждый из которых используется в определенном наборе словоформ. У других частей речи основа также может иметь разный вид в разных словоформах (например, сын — сыновья), однако у них это скорее исключение, чем правило, в то время как у глаголов это правило, а не исключение. В связи с этим закрепилось не очень удачное словоупотребление, когда разные виды одной и той же основы называют разными основами.

    Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразовательный суффикс инфинитива: писа-ть, грыз-ть, плес-ти, бере-чь (или беречь-Æ).

    Чтобы выделить основу настоящего / простого будущего времени, нужно отделить от формы настоящего/простого будущего времени личное окончание; предпочтительнее использовать форму 3 лица множественного числа (так как сама эта основа в разных формах может иметь разный вид): пиш-ут, работаj-ут, леч-ат.

    Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно отбросить от формы прошедшего времени формообразовательный суффикс прошедшего времени -л- или -Æ- и окончание; предпочтительнее использовать любую форму, кроме формы муж. рода ед. числа, так как именно в ней может быть представлен нулевой суффикс, что может затруднить анализ: нес-л-а, писа-л-а.

    У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj- и чита-, рисуj- и рисова-, бег- и бежа-, говор- и говори-. Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид-ут, ид-ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш-л-а).

    основа наст. / буд. времени

    н. вр. (личн. и прич. формы) / буд.вр.(личн.), повелит.накл.

    Э то хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:

    писа-ть — писа-л- (бы) — писа-вш-ий

    пиш-у — пиш-ущ-ий — пиш-и- .

    В глаголе представлены следующие формообразующие суффиксы:

    1) инфинитив образуется формообразующими суффиксами -ть / -ти: чита-ть, нес-ти. У инфинитивов на -чь возможны два пути выделения флексии: пе-чь или печь-Æ, где Æ — нулевой формообразующий суффикс (исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель).

    В 1 и 3 учебных комплексах показатель инфинитива описывается как окончание. Это связано с тем, что в этих комплексах, в отличие от комплекса 2, не вводится понятие формообразующего суффикса, а основой считается часть слова без окончания, поэтому для исключения показателя инфинитива из основы ему придан статус окончания. Это неверно, поскольку показатель инфинитива не имеет обязательных для окончания грамматических значений рода, числа, лица или падежа и указывает только на инфинитив — неизменяемую глагольную форму.

    2) прошедшее время изъявительного наклонения образуется суффиксами -л- (дела-л-) и -Æ-: нёс-Æ- — ср.: нес-л-а.

    3) эти же суффиксы представлены в условном наклонении: дела-л- бы, нёс-Æ- бы.

    4) повелительное наклонение образуется суффиксами -и- (пиш-и-) и -Æ- (делай-Æ- , сядь-Æ-).

    Для пояснения того, что формы типа делай и сядь образуются нулевым формообразующим суффиксом, а не суффиксом *-й, *-дь, необходимо помнить о том, что форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени: пиш-у — пиш-и. В глаголах типа читать это не так очевидно, поскольку основы инфинитива и настоящего времени различаются лишь наличием в основе настоящего времени j в конце основы: читаj-ю — читай. Но грамматическое значение выражается морфемой, не входящей в основу. Эта морфема — нулевой формообразующий суффикс: читай-Æ- (нулевое окончание при этом имеет значение единственного числа — ср.:читай-Æ-те).

    5) причастие как особая форма глагола образуется суффиксами -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -вш-, -им-, -ом- / -ем-, -нн-, -онн- / -енн-, -т-: бег-ущ-ий, взя-т-ый(в скобках указаны графические варианты суффиксов после мягких согласных, через косую черту — чередующиеся суффиксы).

    6) деепричастие как особая форма глагола образуется суффиксами -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи): делаj-я, буд-учи.

    7) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образуется с помощью суффиксов -е (выш-е), -ее / -ей (быстр-ее), -ше (рань-ше), -же (глуб-же);

    8) простая превосходная степень сравнения прилагательного образуется с помощью формообразовательный суффиксов -ейш- / -айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий).

    Как мы видим, нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:

    а) суффикс, образующий прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения у ряда глаголов, стоящих в мужском роде единственного числа (нёс-Æ-). В этих же глаголах при образовании форм женского или среднего рода единственного числа или множественного числа используется суффикс -л- (нес-л-а);

    б) суффикс повелительного наклонения у ряда глаголов, о которых было сказано выше (делай-Æ- , вынь-Æ-).

    Основа

    Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова. Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

    У неизменяемых слов всё слово составляет основу, например: если, пальто, вчера. У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы, например: окн-о, лежа-ть, смел-ее, прочита-л-а, сдела-нн-ый.

    Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи-л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к-ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван-а-кроват-и) и сложных числительных (пят-и-десят-и). Такие основы называются прерывистыми.