Как стать личностью тест. Тест по картинке: выбери любимый фрукт, и мы угадаем ваш характер. Какой фактор опрошенные сочли наименее важным

Тест по обществознанию Как стать личностью для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Слово «индивид» происходит от лат. «individuum», что в переводе означает

1) «живое существо»
2) «часть общества»
3) «отдельный человек»
4) «особый признак»

2. К основным фазам становления личности не относится

1) адаптация
2) социализация
3) интеграция
4) индивидуализация

3. Система взглядов на мир, на место человека в нём, на смысл жизни и деятельности

1) психология
2) мышление
3) философия
4) мировоззрение

4. Самой общей характеристикой человека является термин

1) индивид
2) индивидуальность
3) личность
4) уникум

5. Человек от животного отличается

1) теплокровной системой кровообращения
2) членораздельной речью
3) памятью
4) навыками ориентации в пространстве

6. Какая из названных профессий относится к сфере экономики?

1) фармацевт
2) системный администратор
3) маркетолог
4) дизайнер

7. Какая из названных профессий относится к области информатики и связи?

1) аналитик
2) программист
3) мерчендайзер
4) инфекционист

8. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, яв­ляется одним из определений

1) человека
2) индивида
3) индивидуальности
4) личности

9. Состояние объективной нужды организма в чём-то, что со­ставляет необходимое условие его нормального функцио­нирования, называется

1) эмоциями
2) темпераментом
3) потребностью
4) характером

10. При классификации потребностей человека не употребля­ется термин

1) биологические потребности
2) духовные потребности
3) социальные потребности
4) личностные потребности

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие личность .
Темперамент, характер, способности, мотивация, фи­зиология.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Установите соответствие между терминами и определениями:

А) мышление
Б) способности
В) индивид
Г) темперамент

Определение

1) индивидуально устойчивые свой­ства человека, определяющие его успехи в различных видах дея­тельности
2) совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и соци­альные обстоятельства
3) высшая ступень человеческого познания
4) отдельный экземпляр среди множества других, обладающий специфическими свойствами

3. Установите соответствие между конкретными агентами социализации и тем, как они влияют на формирование личности — опосредованно или непосредственно:

Агенты социализации

А) армия
Б) церковь
В) семья
Г) СМИ

1) опосредованное влияние на формирование личности
2) непосредственное влияние на формирование личности

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее даром __________(1) и __________(2), способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного __________(3)». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека — его биологическое начало и его социальную сущность. Человек, с одной стороны, часть __________(4), и его формирование подчиняется всем природным __________(5). Он, как и другие природные существа, должен постоянно удовлетворять свои физиологические __________(6) (есть, пить, спать и т.д.), должен защищать своё тело от холода одеж­дой. Но человек не только биологическое существо, он еще и существо социальное (иными словами — общест­венное)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) сознание
Б) речь
В) труд
Г) закон
Д) природа
Е) потребность
Ж) мышление

1. Прочитайте текст и выполните задания.

Р. Киплинг. Заповедь

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил — жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы — не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Перевод М. Лозинского

1) Дайте определение понятия человек . Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Автор этого стихотворения Редьярд Киплинг прожил дол­гую, полную событий жизнь. Он родился в 1865 году в Индии, в семье англичан-переселенцев. До шести лет мальчик рос в кругу дружной семьи, его воспитанием за­нимались индийские няни и слуги, любившие и баловавшие ребёнка. Но вскоре маленького Редьярда отправили в Англию на попечение дальних родственников, которые держали частный пансион. Хозяйка пансиона сразу невз­любила мальчика, постоянно унижала его. Жизнь в таком окружении плохо сказалась на его здоровье, ребёнок на несколько месяцев потерял зрение. Спас его только приезд матери. Затем его определили в военную школу, где от воспитанников требовали не столько знаний, сколько же­лезной дисциплины. Тем не менее там он нашёл настоя­щих друзей и оформился как личность. Именно этот пе­риод в жизни Киплинга повлиял на его решение стать писателем.
Какие агенты социализации повлияли на формирование личности Редьярда Киплинга? Приведите не менее трёх положений.

2. Напишите три аргумента в пользу выбора любой профес­сии.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором про­блему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных ас­пектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания , по­лученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

1. «Человек — это единственное животное, которое крас­неет или, при определённых обстоятельствах, должно краснеть» (Марк Твен).
2. «Самая занимательная для нас поверхность на земле — это человеческое лицо» (Г. Лихтенберг).
3. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно ос­таваться человеком» (И. Гёте).

Ответы на тест обществознанию Как стать личностью
Часть 1
1-3, 2-2, 3-4, 4-1, 5-2, 6-3, 7-2, 8-4, 9-3, 10-4
Часть 2
1. физиология
2. 3142
3. 1121
4. ЖБВДГЕ
Часть 3
1.
1) Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле
2) семья, друзья, военная школа
2. Аргументы в пользу выбора профессии журналиста :
— работа имеет огромное общественное значение;
высокая зарплата;
— встречи с интересными людьми.

1) Прочитай текст и выполни задания.

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане только один человек. Ксанф пришел в баню и увидел, что там очень много народа.
- Почему ты обманул меня? - закричал он на Эзопа.
- Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. - Он лежал у порога, все спотыкались, ругались, но никто не убрал его. Нашёлся лишь один, который споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он - единственный человек в этой бане.

1) С опорой на текст учебника заполни пропуски в предложении.

Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие "Человек" в значении Индивид , а Эзоп в значении Личность .

2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

Он смотрел на моральное состояние человека, его характер.

2) Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца. Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Понятия: А) Индивид Б) Индивидуальность В) Личность

Определения: 1) человек как социальное существо с присущими ему чертами 2) отдельно взятый представитель человеческого рода 3) неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

А-2 Б-3 В-1

3) Прочитай размышления Д.С.Лихачёва и выполни задания.

Человек должен быть интеллигентен! А если интеллигентность сделает его "белой вороной" среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека...
Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком...
Лишите подлинно интеллигентного человека... памяти. Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всём этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям...эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой "штуковины", сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству...вот это и будет интеллигентный человек...
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

1) Составь план текста.

1. Интеллигент- белая ворона 2. Заблуждения 3. Настоящий интеллект 4. Вывод.

2) С какими качествами многие люди, по мнению Д.С. Лихачева, связывают интеллигентность?

С начитанностью, с хорошим образованием.

3) Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Подчеркни в тексте не менее четырёх качеств.

По мнению Лихачёва, интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, причём, она нужна и для окружающих, и для самого человека. Многие люди считают, что интеллигентным человеком является тот, кто много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Но это мнение ошибочно. Можно иметь всё это и быть неинтеллигентным человеком. И наоборот, можно не обладать всем этим, а внутренне быть интеллигентным.
“Пусть человек забыл всё на свете …, но если при этом он сохранит восприимчивость к приобретению знаний, интерес к истории, …, если он проявит уважение к культуре прошлого, … - вот это и будет интеллигентный человек”, - считал Дмитрий Лихачёв. И если даже человек забудет какие-то исторические события, но в любой ситуации сможет помочь другому человеку, поняв его характер и индивидуальность, то такого человека смело можно назвать интеллигентным.

5) Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Почему? Приведи фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Нет. Если они наговорили друг другу много с горяча, то почему бы не извиниться?

6) Как, по - твоему, должен вести себя человек, которого "интеллигентность сделает "белой вороной" среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми"?

Я думаю, что скоро они привыкнут к его характеру и поймут, что на самом деле, он интересный, как личность.

4) Используя текст учебника, заполни пропуски в схеме.

5) Американский писатель-фантаст Р. Брэдбери в новелле "Марсианин" рассказал о существе, которое постоянно меняется в зависимости от желаний того, в чью сферу влияния оно попадет.
Такое поведение встречается и у некоторых людей. Оцени подобное поведение, используя термины "личность", "жизненные ценности", "жизненные ориентиры", "мировоззрение".

Я считаю такую личность слабой. У личности должно быть своё мировоззрение, свои жизненные позиции.

6) В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: "Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?" Результаты опроса приведены в диаграмме. Изучи диаграмму и выполни задания.

1. Какой ответ выбрали большинство опрошенных?

Семья и родственники.

2. Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?

3. Какие из названных опрошенными агентов социализации относятся к ближайшему окружению человека?

Семья и родственники, школа, сверстники.

4. Сделай вывод о том, какую группу агентов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности.

Семьи и родственники.

Тесты

Этот простой и забавный тест покажет, что существует самая прямая связь между любимым фруктом и вашей личностью.

В зависимости от выбранного вами фрукта вы обнаружите, что означает ваш выбор с психологической точки зрения.

Итак, выберите свой любимый фрукт из приведенного ниже списка и посмотрите, что он говорит о вашем характере и личности в целом:


Психологический тест в картинках

1. ГРУША



Если вы выбираете грушу, вы человек, который заряжается энтузиазмом в начале, а затем легко растрачивает его в пути и теряет интерес к происходящему.

Вы можете легко преуспеть в задуманном, если доведете начатое дело до конца и не потеряете первоначального запала. А это значит, вам должно хотеться чего-то по-настоящему сильно! Ну, и главное, запаситесь терпением.

2. ПЕРСИК



У вас дружелюбный и искренний характер, хотя иногда вы бываете довольно упрямы. Вы страстны, открыты для всего нового и интересного, и вам нравится верить, что жизнь прекрасна, даже когда она убеждает вас в обратном.

Позитивность – вот слово, которое наилучшим образом вас характеризует.

3. ВИНОГРАД



Вы очень корректный и лояльный человек, и вам нравится сохранять определенное спокойствие и невозмутимость. Вы изысканы и элегантны, как настоящее дорогое вино.

У вас иногда проявляются некоторые отрицательные черты, такие, например, как взрывной характер, но они вызваны по-настоящему невыносимыми ситуациями.

Вас привлекают простые люди, потому что вы сами всегда честны и любите называть вещи своими именами.

Характер по фрукту

4. ЧЕРЕШНЯ



У вас не очень легкая жизнь, и вы часто сталкиваетесь с весьма неприятными жизненными ситуациями. Вы скептически настроены, и не поверите тому, чего сами не увидите.

Вы склонны не доверять людям, пока вам не предоставят факты. Тем не менее, люди окружающие ценят вашу доброту и искренность. Не забывайте, что вы хороший человек!

5. АНАНАС



Вы не очень романтичная личность, и, скорее всего, наделены здоровым прагматизмом.

Вы человек, который всегда ищет пользу в вещах и ситуациях и не позволяет себя обманывать. В кругу друзей вы известны как очень подвижный и проницательный человек с хорошо развитой интуицией!

Выбери фрукт

6. БАНАН



Вы мирный, спокойный и чувствительный человек. Вы часто заботитесь о других, поэтому они могут воспользоваться этими качествами и даже злоупотребить вашей добротой и теплом.

Совет один: чаще ставьте себя и собственные желания на первое место.

7. ЯБЛОКО



Яблоко - это символ посвящения, любви, духовного возвышения, совершенства и экстаза.

Если вы выбрали этот плод, вы - человек, которому нравится быть в центре внимания. Вы - экстравагантная личность, которая всегда оставляет следы. И хотя вы не отличаетесь хорошими организационными навыками, вы можете быть неплохим лидером.

8. АПЕЛЬСИН



Вы заводная и веселая личность, почти такая же яркая, как и сам апельсин.

Вам нравится всё простое и понятное, например, природа. Именно на свежем воздухе вы наполняетесь силой и способны чувствовать себя абсолютно счастливым человеком. К вам тянутся окружающие и просто обожают ваш оптимизм и душевную красоту.

Вы тот, кто любит и ценит свободу, и одновременно хочет, чтобы с ним была рядом правильная половинка.

9. КЛУБНИКА



Вы чувствительны, страстны и иногда в чем-то неразумны.

Вы любите красивые вещи и умеете наслаждаться жизнью. Вы цените каждую минуту, каждое мгновение и сами умеете превращать жизнь в настоящий праздник. Смех для вас- лучшее лекарство от всех невзгод, а любовь-это то, без чего вы не мыслите собственного существования.

Этот психологический тест разрабатывался американскими психологами совместно с учеными для быстрых выявлений качеств человека.

Не задумываясь, опираясь только на свои ощущения, выберите картинку, которая кажется вам наиболее привлекательной.

А теперь посмотрите ваши результаты:

1. щедрый и моральный.

Вы стремитесь стать лучшими. У вас высочайшие амбиции и стандарты. Людям может и показаться, что с вами трудно, но труднее всего вам с самим собой. Вы усердно работаете, но вы не эгоист. Вы работаете, потому что хотите сделать мир лучше. Вы любите, пока вам не ранят. А после. Все еще не перестаете любить. Очень мало людей могут оценить по достоинству все, что вы делаете.

2. увлекательный и правдивый.
Вы ответственный человек, который любит заботиться о других. Вы верите в честную работу и легко берете на себя обязательства. У вас хороший характер. Вы доверие у людей вызываете. Вы яркий, быстрый и остроумный. Вы диммидент, у вас всегда есть что-то интересное, что рассказать.

3. умный и задумчивый.
Вы отличный мыслитель. Ваши мысли и идеи - самое важное. Вы любите обдумывать свои теории и взгляды в одиночестве. Вы интроверт. Вы ладите с теми, кто любит думать и учиться. Вы никогда не бываете поверхностным. Вы тратите много времени, раздумывая о морали. Вы пытаетесь делать то, что правильно, даже если большая часть общества с вами не согласна.

4. проницательный и философский.
Вы уникальный, единственная в своем роде душа. Рядом с вами нет никого, даже слегка, похожего на вас. Вы интуитивный и немного причудливый. Вас часто понимают неправильно, и это вас ранит. Вам необходимо личное пространство. Ваше творчество необходимо развивать, оно требует уважение окружающих. Вы человек, которых отчетливо видит темные и светлые стороны жизни. Вы очень эмоциональный.

5. уверенный и доминирующий.
Вы очень независимый. Ваш принцип сам"Сделаю". Полагаетесь только на себя. Вы знаете, как оставаться сильным для себя и людей, которых вы любите. Вы знаете, чего хотите, и вы не боитесь идти на встречу этому. Единственное, что вам требуется от людей то, чтобы они были искренни с вами. Вы к правде готовы.

6. добрый и чувствительный.
Вы легко отношения с людьми строите. У вас есть много друзей, и вы любите делать их жизнь лучше. У вас теплая и светлая аура. Люди чувствуют себя крайне спокойно в вашем присутствии. Вы каждый день думаете, как стать еще лучше. Вы хотите быть интересным, проницательным и уникальным. Вам необходима любовь, более чем кому-либо в мире. Вы готовы любить тех, кто не любит вас в ответ.

7. счастливый и невозмутимый.
Вы чуткий, понимающий человек. Вы внимательно и без осуждения слушаете. Вы считаете, каждый человек имеет свой собственный путь в жизни. Вы легко события и людей принимаете. Вы стрессоустойчивый, редко беспокоитесь. Вы, как правило, очень расслабленны. Всегда хорошо проводите время, при этом, не сбиваясь с собственного пути.

8. очаровательный и энергичный.
Вы веселый, смешной человек. Вы в гармонии со всем миром находитесь. Вы спонтанный. Всегда полны энтузиазма. Вы всегда "за! ", Особенно если речь идет о каком-нибудь приключении. Вы часто удивляете и шокируете людей. Но что поделать. Вы просто всегда самим собой остаетесь. Вам все интересно, вы легко увлекаетесь. Таким образом, если что-то вас интересует, вы не успокоитесь, пока не изучите это досконально.

9. полный оптимизма и удачливый.
Вы верите, что жизнь - это подарок, и вы пытаетесь сделать как можно больше и воспользоваться как можно большим из того, что вам было дано. Вы безмерно гордитесь тем, чего добились в жизни. С теми, кого любите, готовы разделить все радости и горести. У вас очень здоровый взгляд на жизнь. Вы видите, что стакан (по крайней мере) наполовину полон. Вы используете любую возможность, чтобы прощать, учиться и расти. Жизнь слишком коротка, чтобы делать что-нибудь иное.

Вопрос 1. Кого можно назвать личностью? Какие качества характеризуют сильную личность?

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Сильную личность характеризует следующее:

Сильная личность обладает высоким уровнем независимости: независимости от окружающих, от общественного мнения, от предрассудков.

Сильная личность обладает высоким уровнем уверенности в себе, веры в себя.

Сильная личность умеет сдерживать и контролировать свои эмоции.

Сильная личность хорошо понимает, чего хочет от жизни, обладает четко поставленными целями и обладает высокой настойчивостью в достижении целей.

Сильная личность смотрит на мир незамутненным взглядом и подходит к нему с позиций разума.

Вопрос 2. Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей?

Для этого существует очень простая, но очень эффективная техника.

1. Четко сформулируйте своё желание: чего бы вам хотелось, какие варианты развития событий вы видите?

2. Встаньте таким образом, чтобы по сторонам у вас было примерно по 1,5 м свободного пространства.

3. Стоя на воображаемой границе, определите для себя, какой вариант у вас будет слева, а какой справа (пример: 1 вариант – стать юристом (слева), 2 вариант – стать врачом (справа)).

4. Представьте образ первого желания, затем визуализируйте второе.

5. Повернитесь спиной к первому варианту и начинайте медленно, не торопясь приближаться к нему. Прочувствуйте, как сильно он вас притягивает. Вы можете сделать шаг «в картинку» и прочувствовать, «прожить» момент, когда ваше желание исполнилось (пример: вы стали успешным юристом, вокруг много людей, вы отвечаете на звонки, на вас дорогая одежда и т.д.). Что вы чувствуете в этот момент? Это могут быть какие-то картинки, чувства, переживания. Затем сделайте небольшой шаг вперёд и выходите из образа.

6. Разворачивайтесь и начинайте так же приближаться спиной ко второму варианту. Подойдите к образу, сделайте шаг внутрь картинки. Позвольте себе «прожить» данную альтернативу (пример: вы стали врачом, вы помогаете людям, чувствуете запах лекарств, на вас медицинский халат, вы идете по коридору клиники и т.д.). Прочувствуйте, насколько вам это нравится. Когда вы достаточно поймёте перспективу развития в данном направлении, также сделайте шаг вперед.

7. Вы побывали в двух образах и теперь, стоя на границе между ними, представьте, что ваша левая рука связана нитью, верёвкой или канатом с первым вариантом, а правая со вторым. Прочувствуйте, какой из образов притягивает сильнее, попробуйте походить: шаг вправо, шаг влево. По своим ощущениям – вы поймете, какой вариант притягивает ваше тело. Если вы не чувствуете притяжения ни к одному из вариантов, то спросите себя, что же для вас важно? В этом случае вы себя обманываете, вы не хотите ни того и ни другого, либо задали неточный вопрос, или для вас не важен ответ.

Вопрос 3. Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие - как личность? Приведи примеры.

Многие признаки могут быть выделены у всех людей: все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда. Признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей - индивид. Индивид - это самая общая характеристика человека. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки во многом определены генетически, наследственностью.

Среди признаков человека есть и те, которые свойственны конкретному человеку, одному-единственному. Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от других, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нём говорят: «Это яркая индивидуальность». Особенно дорожат этой характеристикой люди творческого труда - писатели, поэты, художники, актёры, музыканты.

Ещё один признак, присущий только человеку, - быть личностью. Понятие «личность» непременно связывают с существованием общества. Личность несёт в себе определённые ценности, качества, которые общество признаёт значимыми, важными, необходимыми.

Стать личностью - это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности. Именно в деятельности человек может реализовать многочисленные роли и функции, которые свойственны только людям: роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.

Вопрос 4. Может ли человек проявиться как личность вне общества? Аргументируй свой ответ.

Нет, потому что человек – это социальное существо. Личность человека формируется под влиянием институтов социализации, а значит общества. Поэтому справедливо высказывание: «Личностью не рождаются, личностью становятся».

Вопрос 5. Как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности?

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Жизненные ценности – ценности человека, реально организующие его жизнь. Человек может выбирать свои ценности, но если он их выбрал, они становятся над ним и он им подчиняется. Ценности похожи на правила, и то и другое есть совокупность предписаний, но если правила человек иногда хочет обойти, то жизненные ценности - это правила, внутренне обязательные для человека, это то, зачем человек следит сам и чему изменить не может.

Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека.

Система таких взглядов есть у любого человека, претендующего на то, чтобы называться личностью. У одних людей вся система их взглядов определяется убеждением в ценности человечества, гуманным и справедливым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охватывает весь мир во всём его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружающего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.

Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными а их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопросами о смысле жизни.

Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их картина мира сужена до собственных забот и достижений.

Вопрос 6. Какие факторы влияют на выбор профессии?

Для того чтобы твой выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало. Во-первых, нужна осведомлённость о профессии. Чем больше ты о ней узнаешь, чем правдивее и точнее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Информацию о профессиях можно получить из специальных справочников, книг, в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить с теми, кто в этой профессии чего-то добился.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Значит, важно не просто выбрать

профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек - техника», где главный, ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человек - природа», где предполагаются в качестве ведущего предмета труда растения, животные или микроорганизмы; «человек - знак» - здесь ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерные); «человек - человек» - область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы; «человек - художественный образ» - эта область использует в качестве ведущего предмета художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А успех и слава не являются автоматическим приложением к профессии. Мода на профессии преходяща, а профессиональный успех - удел тружеников.

В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация специалистов. Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, какова у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, - всё это можно определить только с помощью специальных установок и приборов.

Кроме удачного выбора профессии, человеку для достижения жизненных целей необходимо утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой. Семья, семейный уют и понимание нужны человеку в разные периоды его жизни. В семейном коллективе, как и в других малых группах, в которых участвует человек, он проявляет себя как личность.

Вопрос 7. Какие этапы проходит личность в процессе становления?

Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.

Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится как все. Данная фаза может быть названа адаптацией.

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть её состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для её утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили её индивидуальные особенности, признали и оценили её.

Третья фаза - интеграция. Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого - группы, общности, всего общества.

Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Успешное преодоление трудностей в каждой из фаз даёт возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности. Выход из сложностей становления личности - в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.

Вопрос 8. О человеке говорят: «Он - яркая личность». Назови, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки.

Сильный духом, уверенный в себе человек, имеющий принципы и собственное мнение, и умеющий убедить в своей правоте окружающих. Заражающий своей энергией всех вокруг. Которого непросто забыть.

Вопрос 9. Составь (в тетради) схему «Агенты социализации», указав, какие агенты социализации относятся к первичным, какие - к вторичным.

В классе возник спор. Андрей утверждал, что все люди являются людьми уже потому, что они родились среди людей, обладают всеми внешними признаками, характерными для человека, и поэтому нет смысла в разных названиях человека: личность, индивид, индивидуальность. Татьяна возражала, что личностью можно назвать далеко не каждого человека, а только того, кто сделал что-то выдающееся, прославил своё имя.

Какова твоя позиция в споре? Какие аргументы ты можешь привести?

Я согласен с Татьяной. Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.