Когда будет високосный год список. Что такое високосный год? Другие факты о високосном годе

Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей.

Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина - тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас.

Богатство мира живописи в этой работе открывает нам Пётр Кончаловский. Картина «Сирень в корзине» вызывает немой восторг, поражая буйством и яркостью красок. Множество своих полотен Пётр Петрович посвятил именно сирени. К слову сказать, он был отличным садоводом и любил выращивать цветы.

Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.

Перед нами картина известнейшего русского пейзажиста Исаака Левитана - «Март».
Глядя на это полотно, несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания и томления. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина.

Известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона - «Мартовское солнце». Этот пейзаж раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом. Белолицые берёзки, собравшись в кружок, с нетерпеньем ожидают прихода весны, которая подарит им ярко-зелёные, новые одежды. А старые грабы, извиваясь, неторопливо тянутся своими тяжелыми ветвями к солнечному свету. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Резные деревенские дома, немного наклонившись, подставляют свои бока мартовскому тёплому солнцу, зная наверняка, что, хотя тепло это обманчиво, весна скоро вступит в свои права.

На этой картине художник С.А Вмноградов отобразил только самое начало весны. Ранняя весна. Снег ещё лежит плотно, и чтобы пройти к дому, приходится протоптать тропинку. Небо таит в себе тревогу, и хотя серые, зимние тучи нависают над миром, их уже рвут кое-где синие лоскутки весеннего сияния.
Обратите внимание на краски. Деревья как будто нарочито пестрят весенними красками, как бы обгоняя пробуждение природы, несмотря на еще влажные голые ветви, они наделены сочными яркими красками, предвещая приближение долгожданного тепла.

Картина Константина Юона "Весенний солнечный день" поднимает настроение с первого взгляда. Столько там ярких разноцветных красок, столько света и солнца, столько радостных эмоций. Это сложная композиция - городской пейзаж и жанровая картина с большими группами людей. Автор с какого-то небольшого возвышения, может быть, с крутого пригорка, смотрит на провинциальный городок, залитый солнечными лучами.

А.Г Венецианов изобразил не обычную крестьянку, а сказочный образ весны, воплощенный в красивой женщине. Именно такой прекрасной, легкой, нарядной, молодой представилась ему весна, легко ступающая по земле, обновляющая мир, успокаивающая детей, ведущая за собой природу. Вдали есть еще две такие же работающие группы, что утраивает образ, говорит о том, что весна наступает повсеместно.

Илья Семенович Остроухов (1858-1929) родился и вырос в Москве и все свое творчество посвятил пейзажам средней полосы России. Одной из самых известных его картин, находящейся в Государственной Третьяковской Галерее является картина «Первая зелень», написанная в 1887-1888 г.г.
Для тех, кто знает и любит Подмосковье, картина «Первая зелень» будет легко узнаваемой - так много в этих местах подобных уютных и милых сердцу и глазу уголков природы. И смешанный лес, в котором соседствуют ели, березы, клены и липы, и маленькие живописные речушки, на берегу которых сидят сказочные Аленушки - все это сразу узнают те, кто вырос среди этой красоты.



И. Левитана "Весна. Большая вода».

Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.


И. Левитана "Март"

Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, а так хочется, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны! Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март!


Ф. А. Васильева "Оттепель "

Картина выполнена в серо-коричневых тонах. От нее веет холодом и печалью. Несмотря на оттенки, мы можем понять, что это действительно начало весны. Тает снег, словно забирая с собой холод и стужу. Размытая колесами дорога, как начало нового пути. Птицы слетаются к дороге в поисках пищи после лютой зимы.


В. Кудревича "Утро весны"

Берёзовая роща сверкает бликами утренней росы. Молодая листва, дышащая ощущением весенней свежести и чистоты, пронизана мягким солнечным светом. А вокруг - благоухающий ковёр из зелёной травы и цветов, среди которых угадываются нежно-голубые подснежники и ярко-жёлтые соцветия мать-и-мачехи.

Небо выполнено в серых оттенках, а деревья на заднем плане окутаны лёгкой дымкой. Из-за этого растительность на переднем плане выглядит ещё более объёмной и насыщенной, переливается и играет яркими красками.


А. Г. Венецианов "На пашне. Весна"

Мы видим на картине распаханное поле ранней весной. Где-то по краям пробивается зелень, ее хорошо видно на переднем, нетронутом краю поля. У правой кромки зеленеет несколько тоненьких деревьев возле странного скошенного пня. Очень нарядная женщина в розовом сарафане и красивом кокошнике с легкостью ведет по вспаханной земле двух сильных лошадей, которые тянут за собой борону. Женщина идет по пашне босиком, ступая очень легко, будто танцует, на лице ее улыбка.

Русские художники чрезвычайно любили и любят изображать весенние пейзажи. Особенно много картин такого рода у художников-передвижников 19-начала 20 века. Они выходили на природу и делали наброски с натуры, чего ранее в русской живописи не было.
Сегодня, изучая тему «Весна» в детских образовательных учреждениях, воспитатели, педагоги часто обращаются к репродукциям картин известных русских художников. В наше время, в век фотографии и возможности запечатлеть любое мгновение жизни, просмотреть на видео то, чего уже не найдешь в действительности, особенно детям сложно понять, зачем изучать картины давно минувших веков. Но дело в том, что на картинах не просто запечатлевается момент из жизни, как на фотографии: увиденное и пережитое перерабатывается мыслями и чувствами художников, наполняется любовью и лишь затем переносится на холст. Таким образом, мы видим не только пейзаж, но и чувствуем отношение к нему художника.
Весна в картинах русских художников представлена весьма разнообразно. Это и ранняя весна (начало марта), и буйство майской зелени. Наиболее известные картины русских художников на тему «Весна» —

  1. А. Саврасова «Грачи прилетели»,
  2. И. Левитана «Март»,
  3. «Весна. Большая вода»,
  4. А. Венецианова «На пашне. Весна»,
  5. К. Юона «Мартовское солнце».

Картины Саврасова и Левитана изображают самое начало весны. В произведении Саврасова представлен неказистый сельский пейзаж Костромской области с церковью и несколькими домиками. Вокруг еще лежит снег, на переднем плане – голые березки, кое-где в небе сквозь тучи проглядывает луч солнца. Кажется, что на картине изображена зима. И только грачи, гнездящиеся на березах, говорят о том, что пришла весна.
На картинах русских художников, как правило, мы видим полевой пейзаж, сельскую местность. Именно здесь лучше всего наблюдать приход весны. Так, на картинах Левитана наблюдаем дом с крыльцом, коня, запряженного в телегу; еще лежит снег, и только по-весеннему яркое солнце и запряженный конь свидетельствуют приход весны. На картине «Весна. Большая вода» — опять-таки поля, затопленные разлившейся рекой. На картине Юона также представлен март, произведение очень похоже на «Март» Левитана: также нарисованы заснеженные поля, и лишь по дороге под из селения под ярким солнцем едут всадники на конях.
Картина Венецианова, в отличие от предыдущих, показывает позднюю весну, когда уже засеяны поля и показались ростки будущего урожая. По полю под ярким солнцем нарядно одетая крестьянка ведет коня. Произведение дышит теплом, светом и предчувствием жаркого лета.
Конечно, это далеко не все картины русских художников о весне. Их создано огромное количество, и каждая из них по-своему хороша. На нашем сайте вы можете найти репродукции необходимых вам картин, распечатать их или использовать для разработки презентации для урока или праздничного мероприятия. Картины помогут сделать ваш рассказ об этом времени года интересным, красочным, захватывающим, дадут возможность представить дополнительные аспекты.
Картины русских художников не только демонстрируют наглядно некоторые особенности весны, как времени года: данные изменения можно наблюдать и в природе. Они способны воспитывать молодое поколение сквозь призму восприятия художника. Каждый пейзаж наполнен любовью к русской природе, к ее сумрачному небу, обширным просторам, насыщен светлой грустью, столь свойственной для русского пейзажа. Эти чувства подсознательно передаются зрителю, когда он смотрит на картину. Так что, демонстрируя репродукции картин о весне на уроках литературы, языка, природоведения, чтения и т.д., можно нравственно возвысить ребят, приблизить их к восприятию мира как живого существа. Это является главной задачей живописи.

Подборка самых известных картин

Васнецов «Грачи прилетели»

Левитан «Весна. Большая вода»

Венецианов «На пашне. Весна»

Картины других художников:


О весне сочиняют прозу, весне посвящают стихи. И, конечно же, весне посвящают картины. Предлагаем Вашему вниманию небольшую подборку картин русских художников на тему весны.

Стихи и весне

«Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь».

Анна Ахматова

Берггольц Ричард Александрович

Пробуждение весны

1911, х.м., 80 x 160 см., Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

«День был солнечный и ветреный, такой день, когда можно зайти за угол дома, спрятаться от ветра, прижаться спиной к чуть-чуть согретой солнцем стене и почувствовать всем сердцем радость прихода весны и тепла… Стоять, жмуриться и улыбаться».

Евгений Гришковец, «Реки»

Шишкин Иван Иванович

Лес весной

1884, х. м. 142 x 105 см., Серпуховский историко-художественный музей

Как известно, Иван Шишкин часто обращался в своих работах к теме жизни русского леса, русских лугов и полей, он совершенствуется в передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Так рождается картина «Лес весной» (1884), которая соединяет в себе как величавость, так и теплые ноты.

Ранняя весна. Оттепель


1880-е, х. м., 68х54 см., Картинная галерея им. Б.М. Кустодиева. Астрахань

В своем творчестве Саврасов много уделял внимания теме времен года, а особенно любил весну. В своих картинах художник умел видеть красоту в самом обычном и прозаическом пейзаже.

Алексей Кондратьевич Саврасов

Грачи прилетели


1871, х.м., 48,5x62 см., Третьяковская галерея

Картина «Грачи прилетели» - наиболее известное произведение Саврасова. Сюжет к картине был взят художником в обычном селе Молвитино. Сразу после показа полотно было куплено П. Третьяковым в свою коллекцию. И со временем картина, самое название которой, уже таит радостное прибытие весны, стала образцом простой красоты в русской пейзажной живописи: весь пейзаж напоен теплым весенним воздухом, как радостно щебечущие птицы и вся природа с нетерпением ожидают скорого наступления солнечных и теплых дней.

Исаак Ильич Левитан

Весна. Большая вода

1897, х.м., 64,2х57,5 см., Третьяковская галерея

Еще один художник, любящий весну - Исаак Левитан, решил изобразить в одной из своих картин любимую пору в период своего самого сильного проявления. Картина открывает перед нами паводок, захвативший часть прибрежного леса и несколько деревенских построек. Поскольку художник старался передать русскую весну максимально точно, ничего не приукрашивая, палитра картины необыкновенно скромна, но правдива и реалистична. Да и природа не нуждается в украшениях.

Куинджи А.И.

Ранняя весна. 1890-1895