Прямолинейное движение движение по окружности. Конспект урока "Прямолинейное и криволинейное движение. РД тела по окружности". Перемещение и путь

Автор стихотворения « Средь шумного бала»- Алексей Константинович Толстой еще в пятнадцать лет сказал: « Я верю в чистую любовь». И эту веру он сохранил на всю свою жизнь. В его любовных лирических миниатюрах можно увидеть и неизбывную грусть, и глубокую человечность, и окрыленность чувства. А образ любимой всегда возвышенный и чистый. Все это делает лирику поэта значимым явлением нашей национальной культуры. Важное свойство поэзии состоит в том, что настоящие ее образцы – это всегда миг постижения истины, пронзительного осознания чего-то ранее необъяснимого и недоступного. Для меня стихотворение А.К.Толстого «Средь шумного бала… это миг постижения великого, вечно волнующего чувства любви.

Импульсом для поэтических размышлений, представленных в произведении, послужил конкретный случай из жизни поэта. Это встреча с Софьей Андреевной Миллер в январе 1851 года на маскараде в Большом театре. Встретились они навсегда: незаурядная женщина пленила поэта своим обаятельным умом, широкой образованностью, тонким чувством прекрасного. Отныне ей посвящены помыслы Толстого, его страсть, душа. А одной из центральных тем в лирике становится тема любви. Об этом лирическая миниатюра «Средь шумного бала…».

Композиция стихотворения достаточно проста. Здесь легко можно обнаружить две части. Первые три строфы-катрена—воспоминание о первой встрече с любимой, ее описание. Последние две строфы удивительно точно воссоздают внутренний мир лирического героя. Между этими композиционными частями существует незримая, но очень тесная смысловая связь.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Начало стихотворения звучит прозаично. Но уже после первого прочтения миниатюры я четко представляю себе великолепную картину бала. Все кругом шумит, звучит, движется. Необыкновенное оживление, веселье, смех. Ненавязчивая аллитерация помогает услышать шорох платьев, шум шагов вальсирующих: с, ш, ч, д. Но даже в этой суете лирический герой сумел увидеть ее, единственную, любимую. Все мило и дорого в ней: печально глядящие очи, дивно звучащий голос, тонкий стан, задумчивый вид, грустный и звонкий смех.

Но поэту важно другое. Что же? Подсказка, по-моему, содержится в слове «тайна». Его значимость подчеркнута максимально выгодной позицией—оно последнее в строке. Что это за тайна? Как ее разгадать? Для лирического героя, образ которого в данном стихотворении сливается с образом автора, заповедная тайна—душа незнакомки. Он считает, что внешний облик любимой должен обязательно озаряться светом ее души. Отсюда интерес поэта к внутреннему миру любимой, он желает знать ее настроение, заветные думы, надежды.

Портретные черты героини размыты: «очи печально глядели», « задумчивый вид». Но сквозь них проступает явно романтическое восприятие: голос звучит, «как звон отдаленной свирели», « как моря играющий вал». В описании любимой поэта нет эмоционально-окрашенных эпитетов. Это придает образу большую конкретность и индивидуальность.
Во второй части стихотворения автор изображает чувства героя в переломный момент жизни. Мы ощущаем одиночество поэта. Образ далекой любимой стоит у него перед глазами. Может быть, это любовь? Во всяком случае, самому поэту кажется, что да. Так возникает еще один образ—возвышенной романтической любви, порожденной неприятием прозы светской жизни, стремлением оказаться в таинственном мире загадочного, нежным вниманием и сочувствием к чужому «я». Думается, что это еще только « предрасположенность» к любви. Какая очаровательная робость в концовке стихотворения:

Люблю ли тебя—я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

О своих переживаниях лирический герой говорит очень просто. Но это не упрощает состояние его души. Наоборот, в этом особая образность..
Многоточие во второй строке последнего катрена означает некое умолчание, незаконченность мысли, И вызывает огромное желание проникнуть в недосказанные мысли автора., который умеет точно изображать малейшие психологические нюансы, незаметные на первый взгляд, но очень важные в жизни человека.

Движение поэтической мысли передается с помощью сюжета, который отражает этапы биографии А.К.Толстого (встреча с С.А.Миллер), но есть и сюжет более отвлеченный—это история человеческой души.

Стихотворение имеет четкую завязку, которая отнесена в прошлое. Возникает она через ретроспективный рассказ, но неопределенно заканчивается. Концовка отнесена в таинственную даль будущего. Таким образом, здесь органично соединились прошлое, настоящее и будущее. Кульминация лирического сюжета—«…люблю ли тебя…» И это не случайно. Ведь позади—бесконечная череда одиноких ночей, грустных снов. И все-таки финал оптимистичен. Этот оптимизм вселяет слово « люблю» и особенно эмоциональная окрашенность последнего предложения. Сердце поэта открыто любви.
По мере чтения стихотворения возникает мотив грусти. В создании такого настроения участвуют многочисленные эпитеты: «печальные очи»» грустный смех», « одинокие часы».; метафора: «тревога мирской суеты».

Все стихотворение состоит из ряда противопоставлений, контрастов: шумный бал и тихие часы ночи, многолюдство толпы и одиночество героя, поэтическая возлюбленная среди прозы « мирской суеты», ее веселая речь и печальные очи, грустный и звонкий смех –все это парадоксальные сочетания создают хрупкий, подернутый дымкой таинственности образ героини стихотворения. За обычной светской внешностью—скрытая ото всех внутренняя жизнь.

Произведение звучит неторопливо, мелодично, как бы поется. Мне кажется, это происходит потому, что в основе ритмической структуры миниатюры—трехстопный амфибрахий. Этот размер считается очень музыкальным и характерным для романса. Может быть, поэтому стихотворение и стало песней.

Полная перекрестная рифма придает строфе тоже мягкое звучание. А чередование мужской и женской рифмы вносит разнообразие в размер стихотворения.
Язык этой миниатюры очень органичен. Толстой не прибегает к особенной образности, но в то же время прекрасно использует различные художественные приемы.: эпитеты, сравнения, олицетворения, повторы.

Важную стилистическую роль играет инверсия («стан тонкий», «смех грустный и звонкий», «часы одинокие», «в грезах неведомых», «люблю я»), повышая выразительность поэтической речи, усиливая смысловую нагрузку слов.
А.К.Толстой использует в своей миниатюре только сложные предложения, т.е. и синтаксис подчеркивает глубину и неисчерпаемость чувств поэта.

Автор стихотворения – последняя романтическая фигура на небосклоне российской поэзии. Его творчество стало заметным явлением в литературе «золотого века». Оно стало благодатным материалом для композиторов. На стихи Толстого писали музыку Чайковский и Римский-Корсаков, Бородин и Рахманинов. Их прельщала и очаровывала «муза грусти и печали», созвучная душе и сердцу русского человека. Поэзией Алексея Константиновича восхищались Блок и Брюсов. Она привлекает и современных читателей простотой, песенностью и содержащимся в ней зарядом нравственности.

А. К. Толстой - известный русский поэт, который в своем творчестве не раз затрагивал тему любви и страстного томления. Его лирика насыщенна и многогранна, а стихотворения известны чувственностью и романтичностью. В этой статье вы можете прочесть анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно».

История создания произведения

Алексей Толстой никогда не был дамским угодником и ловеласом, однако в одной компрометирующей связи был замешан. Он знакомится с Софьей Миллер на светском приеме и влюбляется в нее без памяти.

Причем поэта в первую очередь поразила не красота, а блестящий ум и эрудиция дамы. К сожалению, Софья оказывается женой офицера. Кратковременное знакомство с незаурядной дамой приводит к скорому написанию стихотворения «Средь шумного бала». В нем Толстой передает свои впечатления от знакомства с Софьей Миллер. Ему бросилось в глаза поведение женщины: на балу она вела себя обособленно, словно была выше мирской суеты, а лицо ее хранило отпечаток печали. Быть может, это след несчастливого брака? В то время поэт не знал о тщательно хранимой ею постыдной тайне. В юности Софья была влюблена в князя Вяземского и соблазнена им, но ловелас женился на более богатой девушке. Брат Софьи вызывает обидчика на дуэль и погибает. А Софья всю жизнь несет эту ношу в своем сердце. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» нельзя составить без этих фактов. Ведь в момент написания его поэт идеализирует Софью.

Тема стихотворения

Произведение, несомненно, принадлежит к любовной лирике. Его можно назвать одним из лучших в творчестве А. К. Толстого. В нем он полностью раскрывает свою душу. Все строки пронизаны светлым образом избранницы, чистотой мгновения их встречи, глубокими чувствами, которые испытал поэт на роковом балу.

Исследователи поэзии замечают сходство этого стихотворения с некоторыми другими произведениями русских поэтов. Анализ стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала» позволяет увидеть это. Особенно схож стих Толстого с пушкинским «Я помню чудное мгновенье». Тематика их одинакова - на балу герой видит очаровательную незнакомку и влюбляется без памяти. В строках даже есть явная перекличка. Параллель можно провести и со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски».

«Средь шумного бала, случайно», А. Толстой: композиция стихотворения

Композиция произведения проста: оно состоит из двух смысловых частей. Сначала они могут показаться разрозненными, но это далеко не так. Между частями стиха существует достаточно крепкая связь. В первой части стихотворения читатель видит бал, ощущает чувства поэта на этом светском мероприятии. Здесь же описывается и первое впечатление лирического героя от возлюбленной дамы.

Вторая часть произведения переносит читателя с шумного бала вглубь мыслей героя. Мы видим его душевные терзания, переживания и озарения. Переломный момент своей жизни Толстой переносит в «Средь шумного бала, случайно». Анализ стихотворения позволяет заглянуть в его внутренний мир. Толстой не таит свои чувства, он открывает сердце перед своими читателями.

Кстати, в композиции стиха можно выявить завязку. Она связана с прошлой жизнью лирического героя. Прошлое, как и настоящее, описано туманно.

Выразительные средства, используемые автором

Герой произведения представлен автором с разных сторон, при этом используется достаточно простой слог и выразительные средства. Ярче всего здесь представлены противопоставления. При помощи контрастов автор показывает всю глубину чувств героя. Для подчеркивания особенности своей избранницы А. Толстой использует противоречивые словосочетания, такие как «грустный смех», «тревога мирской суеты». Подчеркивает лиричность и душевность произведения и его напевное плавное звучание. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» позволяет выявить использование здесь перекрестной рифмовки. Она придает стихотворению органичное звучание.

Образность произведения

Образность стиха не назовешь оригинальной и самобытной, но Толстой столь умело использует художественные средства выразительности, что это не бросается в глаза. Автор в своих строках пользуется сложными предложениями, они подчеркивают глубину его мысли. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» выявляет главный образ произведения - образ Софьи Миллер (естественно, не названной здесь). Ее образ полон конкретизации.
Он реален - без присущих романтичным образам ярких деталей. Особое внимание автор уделяет глазам и смеху таинственной возлюбленной. На балу он не видел ее лица, заметив лишь взгляд под маской.

Судьба оказалась благосклонна к героям, они встретились еще раз. Софья Миллер призналась, что не любит мужа и мечтает о разводе. Тогда Толстой и вручил ей рукопись «Средь шумного бала, случайно». Анализ стихотворения позволил понять, какие чувства пленили душу поэта. Находясь в запретных любовных отношениях семь лет, Толстой и Миллер все же женятся.

/ / / Анализ стихотворения Толстого «Средь шумного бала, случайно…»

В возрасте 33 лет Алексей Толстой знакомится с прекрасной женщиной – Софьей Миллер. Первое знакомство происходит на светском балу. И в течение всего вечера Толстой не сводил глаз с очаровательной дамы. Она тронула его не столько внешним видом, сколько внутренней образованностью и эрудированность.

На тот момент, женщина находилась в замужнем положении, поэтому автор не мог откровенно говорить о своих чувствах. Он пишет стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», в котором и описывает все кипящие эмоции.

Толстой рассмотрел в своей избраннице некое отличие, которое выделяло ее из светского общества. Она была выше всего, что творилось вокруг. Поэта просто пленил тот таинственный взгляд, которым Софья Миллер очеркнула внешность мужчины. В этом взгляде чувствовалась некая нотка печали и грусти. Однако звонкий и радостный голос женщины забирал все внимание на себя. Поэтому, увидеть чудеса внутреннего мира этой прелестной дамы, было дано не каждому.

В своей стихотворной работе Толстой пишет о том, что образ любимой всегда в его воображении, в его мыслях. Но, ее замужнее положение не позволяло автору прямо и гласно заявить о кипящих внутри эмоциях.

В скором времени, встреча Алексея и Софьи снова состоялась. И уже теперь, не теряя возможности, поэт выразил все, что было на его сердце. Он презентовал любимой написанное стихотворение. Между ними завязался роман, который длился на протяжении семи лет.

Так долго и мучительно Софья пыталась получить развод, дабы разорвать нерадостные узы брака. Отношения Миллер и Толстого вызвали бурю эмоций и возмущений в светских кругах. Поведение женщины было немыслимым, недопустимым для представительницы верхушки общества. Однако такое мнение не помешало влюбленным пройти путь испытаний и объединить свои жизни, оформить их в прочный брачный союз, который длился около двадцати лет.

Софья Миллер стала для Толстого не только любимой и верной супругой. Она была его музой, вдохновением на творчество и написание новых литературных работ.

Музыка Петра Чайковского, слова Алексея Толстого.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь, —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю.




Потрясающий Георг Отс!


Автор стихов — граф Алексей Константинович Толстой (1817—1875), русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых.



Стихотворение А. К. Толстой сочинил в 1851 году и посвятил его будущей супруге Софье Андреевне Миллер, с которой он познакомился на новогоднем бале-маскараде, проходившем в Петербургском Большом театре. Тогда зимой 1850-51 года 33-летний камер-юнкер Алексей Толстой увидел незнакомку.

Камер-юнкер был знатен: мать - внучка последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского и дочь министра народного просвещения при Александре I, отец - из старинного рода Толстых. Но баловень судьбы не слишком ценил своё высокое положение - его душа с юности была отдана поэзии. В 1850-м он уже печатается, уже замечен.

Любимый мамой Сергей Лемешев

Кто же была та незнакомка в чёрной полумаске - с тонким станом, звонким смехом, печальными глазами? Её звали Софья Андреевна Миллер, урождённая Бахметева.

Женщина она была незаурядная, и судьба у неё тоже сложилась необычно. Современников поражала её образованность. Она знала множество иностранных языков: по одним сведениям четырнадцать, по другим - шестнадцать. Она переписывалась с И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым.

К моменту знакомства с Толстым, Софья Андреевна была женой конногвардейского полковника Льва Миллера. Неудачным оказался брак Софьи Андреевны с ним. Молодожёны почти и не жили друг с другом. Влюбленный Алексей Константинович посвятил ей полные восхищения лирические строки. Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках», 1856, № 5. Миллер долго не давал развода жене - даже тогда, когда её связь с графом А.К. Толстым стала известна всему свету и нуждалась лишь в узаконении.

Как всегда, великолепен Муслим Магомаев

Но против его избранницы намертво встала мать - Анна Алексеевна Толстая. Анна Алексеевна сделала всё, чтобы скомпрометировать подругу сына и отвлечь Алексея от связи, длившейся уже семь лет. Сын не решился идти против воли матери. Лишь после её внезапной смерти, а также долгожданного развода любящие обвенчались, и Софья Андреевна Миллер стала графиней Софьей Андреевной Толстой.


В 1878 году, уже после смерти Толстого, П. И. Чайковский создал к стихам музыку. Чайковский выбрал жанр вальса. Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда. Он помогал Петру Ильичу пережить кризис, связанный с неудачной женитьбой на Антонине Милюковой.



Впервые на грампластинку романс был записан 18 июня 1901 года
артистом Императорской оперы Иоакимом Тартаковым в сопровождении П. П. Гросса на фортепьяно.

Поет Марк Рейзен


Иоаким Викторович Тартаков (1860—1923), оперный певец (баритон), заслуженный артист императорских театров, а в дальнейшем заслуженный артист Республики Советов.

Сейчас просто невозможно перечислить всех исполнителей романса! Его пели и поют Дмитрий Хворостовский, Леонид Собинов, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Иван Петров, современные исполнители как Олег Погудин, и много других певцов, любимых вами!