Самые древние рукописи. Древнерусские рукописи. Самая древняя русская рукописная книга

Древние рукописи доказывают: Русь - родина вампиров. Сначала мы им поклонялись, а потом просто стали их уважать.

После того как в 1992 году на экраны вышел фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула» по роману Брэма Стокера, в обществе проснулся какой-то нездоровый интерес к вампирам. О них стали писать книги, издавать энциклопедии, снимать все новые и новые фильмы. Ажиотаж не утихает по сей день. Чего стоит одна только сага «Сумерки» о любви земной девушки и вампира. А домохозяйки рыдают над сериалом «Дневники вампира», рассказывающим о любви двух братьев-вурдалаков к простой школьнице. Вампиры стали подлинными героями нашего времени, а вот из какого времени они родом, доподлинно неизвестно. К неожиданным выводам пришел доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Михаил Одесский, когда решил докопаться до корней самого понятия «вампир». Первые упоминания об этих полумифических существах, как доказывает ученый, встречаются именно в славянской культуре. Значит ли это, что у вампиров русские корни?

От упыря до вампира

Первые упоминания об упырях встречаются в древнерусских рукописях. А « », написанное московским дьяком Федором Курицыным, прославило вампиризм чуть ли не на весь белый свет

Пожалуй, самое первое упоминание в мировой культуре о некоем вампироподобном существе встречается в памятнике древнерусской письменности - «Послесловии» к «Толкованию на книги пророческие». Сохранилось оно в рукописях XV века, но, как следует из самого текста, оригинал был написан в XI веке. Как отмечает изучивший текст профессор Михаил Одесский, любопытно прежде всего само имя переписчика - «Азъ попъ Оупирь Лихыи». Переводя на современный русский язык - Упырь Лихой. Имя явно загадочное и далеко не подобающее служителям церкви, которые в те времена и являлись переписчиками. Конечно, трудно предположить, что монах Упырь Лихой был кровопийцей. Но откуда пошло такое странное имя? «Имя для монаха вполне нормальное, к тому же в древности широко пользовались прозвищами, - поясняет Михаил Одесский. - Они обычно происходили не от хороших свойств человека, а от негативных или смешных. И потому вполне могло быть, что монаху дали имя Упыря Лихого, характеризуя его как человека неробкого десятка». Правда, слово «лихыи» в те времена обозначало еще и разные формы зла, вплоть до того, что таким эпитетом награждали самого сатану.

А шведский славист Андерс Шеберг и вовсе предложил отбросить бесовщину и утверждал, что Упырь Лихой был на самом деле шведским рунорезцем по имени Upir Ofeg, который вполне мог оказаться в свите Ингегерд - дочери шведского короля, ставшей женой Ярослава Мудрого. И тогда получается, что в транслитерации Упырь - это имя рунорезца Эпира, а Лихой - перевод его прозвища...

Есть версия, что слово «упырь» носило бранный оттенок. Сохранилось «Послание в Кирилло-Белозерский монастырь» Ивана Грозного. Известный своим «тонким» чувством юмора и любивший ерничать над подданными государь на этот раз сетовал на испорченность нравов бояр, которые приняли постриг и побывали в монастыре: «А сей и платья не знает, не токмо жительства. Или бесова для сына Иоанна Шереметева? Или дурака для и упиря Хабарова?» Здесь интересен инфернальный контекст. «Упирь» фигурирует рядом с «бесовым сыном».

В определенном контексте древние литературные памятники действительно могут свидетельствовать об инфернальном, потустороннем значении слова «упырь». Отсюда возникает предположение, что упырям поклонялись, как божествам. И тогда прозвище переписчика Упыря Лихого - это лишь указание на его избранность, приближенность к высшим силам. Вот, например, в «Слове святого Григория» (список второй половины XV - начала XVI веков) есть вставки об истории славянского язычества. В частности, говорится следующее: «Преже Перуна бога ихъ, а преже того клали требу упирем и берегинямъ». Снова эти «упири» - упыри, которым, судя по древнему тексту, приносили жертвы во время языческих богослужений. О том, кто такие упыри и берегини, напрямую в тексте не говорится, так же как и о том, что за жертвы им приносились. Предполагается, что берегинями могли быть положительные, добрые божества или существа, ведь слова «берег», «беречь», «оберегать» вызывали и раньше, и сегодня исключительно положительные ассоциации. Можно предположить, что в противовес им упыри были существами злыми. А жертвы им приносились по одной простой причине - таким образом люди пытались их умилостивить. Впрочем, есть еще одна версия - упыри могли быть духами предков, то есть не олицетворять собой ни зло, ни добро.

«Логика такая: упырь - это мертвец, мертвец - это предок, то есть речь, по всей вероятности, идет о поклонении умершим предкам», - поясняет Михаил Одесский. Еще в XIX веке знаменитый филолог-славист Измаил Срезневский рассматривал вопрос об изначальном в язычестве «догмате о едином, верховном Боге, родоначальнике всех других божеств». Исследователь говорил о трех периодах русского язычества: период обожания Перуна был последним, период поклонения «роду и рожаницам» ему предшествующим, а древнейшим - период поклонения упырям и берегиням. «Срезневский приводит немало случаев упоминания упырей в народных преданиях славян, - рассказывает Михаил Одесский. - Слово это встречается в разных формах: в мужском роде (упир, упюр, впир, вампир), в женском (упирина, вампера) и почти везде в двух значениях: либо летучей мыши, либо привидения, оборотня, злого духа, высасывающего кровь у людей». Именно в этом втором смысле вампиры и стали известны всему миру. А приложили к этому руку опять же наши люди.

Перегнул палку

Примерно в то самое время, когда в древних рукописях впервые встречается слово «упырь», то есть в списке XV века, в Румынии правит небезызвестный ныне Влад III Цепеш (Дракула), который впоследствии и стал прототипом самого известного литературного и киновампира. Он оставил после себя богатое эпистолярное наследие. В то время не было письменного румынского языка и Дракула писал по-латыни и на церковнославянском. Но, пожалуй, один из самых надежных, интересных и информативных текстов о Цепеше - «Сказание о Дракуле воеводе» - написал, как предполагают ученые, московский посольский дьяк Федор Курицын, который служил при дворе венгерского короля. Долгое время он пробыл на Балканах, а вернувшись на родину, прославился как еретик. Необходимо отметить, что очень быстро в России понятие о вампире стало ассоциироваться с ведьмой или колдуном, которые в свою очередь были связаны с понятием о ереси. Она определялась как отступление от догм, считавшихся важными для церкви. В вере русского народа закрепилось представление о том, что человек не найдет покоя после смерти, если она произошла в тот момент, когда тот отлучен от церкви. Его могли отлучить из-за аморального поведения или ереси. Таким образом, еретик мог стать после смерти вампиром. Этот факт делает легендарной личность Федора Курицына и заставляет по-особому взглянуть на его «Сказание о Дракуле воеводе», написанное явно под воздействием еретических взглядов, замешанных на народных славянских преданиях. Интересно, что он ни разу не называет Влада Цепеша его настоящим именем. Сказание начинается следующими словами: «Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему Дьявол». Прозвище Дракула (сам господарь писал Dragkulya) переводится не совсем так, как написал дьяк Курицын. По-румынски «дьявол» - это «дракул» (dracul), а «дракула» (draculea) - «сын дьявола». Однако прозвище это отец Влада воевода Влад II получил вовсе не из-за связи с нечистой силой. Еще не заняв престол, он вступил при дворе Сигизмунда I Люксембурга в элитарный рыцарский Орден дракона, основанный венгерским королем для борьбы с неверными, в основном с турками. Став господарем, он велел изобразить дракона на монетах. «Дракула» обозначает прежде всего «дракон». Но автор сказания переиначил все на иной лад. В любом случае именно его рукопись положила начало восприятию Дракулы как человека невиданной жестокости, олицетворению зла. Именно так он и представлен в современной литературе.

Исследователи практически не сомневаются, что именно в славянских корнях кроется одна из главных причин современного культа вампира. «Что самое страшное в вампире того же Брэма Стокера? - задается вопросом Михаил Одесский. - По-настоящему страшен он не в своем замке в Трансильвании, а когда вторгается в Лондон. Конец XIX века, расцвет цивилизации, и вдруг появляется что-то жуткое и темное из Восточной Европы. Это ужас перед неизвестным существом, перед другой культурой и другим обществом - далеким и непонятным».

Но в чем же феномен упыря-вампира? Почему из всех мифических существ, которыми изобиловали славянские предания, до наших дней дошли только они? Почему никто как-то особо не вспоминает ни Перуна, ни берегинь? Возможно, разгадка кроется в том, что в какой-то момент истории упыри-вампиры «спустились с небес на землю». И люди уже не поклонялись им, а пытались с ними мирно ужиться.

Мнения

Александр Колесниченко, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова:

Гипотеза о русском происхождении слова «вампир» вполне обоснованна. Другое дело, что о древности мы знаем очень мало и в источниках упыри упоминаются всего несколько раз. Вполне вероятно, что в каждом из этих случаев значение слова могло быть разным. А за десять веков слово и подавно могло изменить свое значение на диаметрально противоположное. Такое в языке встречается довольно часто. Но учитывая геополитическое положение Древней Руси, есть вероятность того, что первые вампиры в современном значении этого слова появились у нас, и можно с уверенностью говорить, что существо это - славянского происхождения. Вполне вероятно, что их почитали как божеств, ведь тогда люди поклонялись одинаково и явлениям природы, и идолам.

Леонид Колосс, историк литературы, кандидат филологических наук:

Слово «упырь» может быть русского происхождения, но нет никаких доказательств, что вампиризм как явление имеет наши корни. Похожие легенды были у многих народов мира. Да, наша культура внесла весомый вклад в развитие современного культа вампиров, но не стала его прародительницей. На примере русской литературы мы наблюдаем процесс трансформации мифического упыря в конкретного «живого» вампира. Взять, к примеру, творчество Гоголя. В «Вие» это мифические существа, а в более поздних его произведениях, тех же «Мертвых душах», он в похожих тонах описывает уже вполне земных персонажей. Таким образом, живые люди наделяются качествами фольклорных персонажей. Именно это сейчас наглядно и демонстрирует кинематограф, который с новой силой популяризирует легенды о вампирах. Популярность вампиров можно объяснить просто: с их помощью удобно пугать людей, а люди хотят быть напуганными.

Copyright Журнал "Итоги"

ОР РНБ. F.п. I.5. Остромирово Евангелие 1056–1057 г. Л. 66 об. Инициал с зооморфным элементом.

ОР РНБ. F.п. I.5. Остромирово Евангелие 1056–1057 г. Л. 87 об. Миниатюра с изображением евангелиста Луки.

В конце Х в. Русь, одновременно с установлением христианства как государственной религии, приняла кириллическую письменность, имевшую уже к тому времени широкое распространение у южных славян.

Собрание древнерусской рукописной книги Российской национальной библиотеки в наиболее полном объеме отражает историю русской рукописной книжной традиции – от Остромирова евангелия XI в. до поздних старообрядческих рукописей начала ХХ в.

Тематика материала необычайно широка. Здесь находятся и богато украшенные богослужебные книги, и важнейшие исторические памятники – летописные и хронографические, книги для «душеполезного» чтения и для практического применения – травники, лечебники, трактаты по военному делу, различным областям средневековых знаний и даже учебники чтения текстов, написанных скорописью. Особый интерес представляют четьи сборники, содержащие произведения самых разных жанров: богословские трактаты, памятники учительного красноречия, агиографические произведения, сюжетные повести, церковно-полемические сочинения, памятники русской публицистики, силлабические вирши.

ОР РНБ. Эрм. 20. Изборник. 1076 г.

ОР РНБ. F.п. I. 36
«Минея Дубровского» (Минея служебная на июль).

Исключительная ценность древнерусских фондов РНБ подчеркивается тем, что именно здесь хранятся памятники, к которым по праву можно применить определение «первый» – в смысле «древнейший дошедший до наших дней»). Прежде всего, это знаменитое Остромирово Евангелие 1056–1057 г. – древнейшая сохранившаяся точно датированная русская рукописная книга. Манускрипт, созданный в эпоху культурного подъема и расцвета древнерусского государства для Софийского собора Великого Новгорода – главного храма северо-западной Руси – и ставший свидетелем тысячелетнего пути развития русской культуры, включен в Реестр ЮНЕСКО «Память мира».

ОР РНБ. Соф. 1.
Пантелеймоново Евангелие (Апракос полный). Кон. XII - нач. XIII в. (?). Новгород или Новгородские земли. Писец Максим Тошинич

Если Остромирово Евангелие – богослужебная книга, то хранящийся в Российской национальной библиотеке Изборник 1076 г. – древнейшая дошедшая до наших дней русская точно датированная четья рукописная книга, то есть книга литературного содержания. В ней читается множество статей нравственно-христианского характера, адресованных светской части древнерусского общества, прежде всего, княжеской элите. Это Стословец Геннадия Константинопольского, Премудрость Исусова сына Сирахова, Афанасиевы ответы и др. Сборник был составлен на Руси по образцу Изборника 1073 г., являющегося списком с болгарского оригинала.

Ключевым источником всей русской историографии является хранящаяся с 1811 г. в Библиотеке Лаврентьевская летопись 1377 г. – древнейшая дошедшая до наших дней точно датированная русская летопись. Лаврентьевская летопись –датообразующий памятник Российской государственности – занесена в Реестр ЮНЕСКО «Память мира».

ОР РНБ. ОЛДП. F.6.
Киевская Псалтирь. 1397 г.

В древнерусских фондах хранится и самая старшая из дошедших до нас точно датированная иллюстрированная русская рукописная книга. Это знаменитая Киевская Псалтирь 1397 г. В рукописи содержится более 300 миниатюр, иллюстрирующих текст или символически его интерпретирующих. До Киевской Псалтири древнерусские рукописи имели только «лицевые» миниатюры, изображавшие автора текста (евангелисты, царь Давид и др.), членов княжеской семьи, святых-патронов заказчика рукописи.

ОР РНБ. F. п. I. 2. Псалтирь. XIV в.

Стилистическая изысканность художественного оформления, миниатюры, инициалы превращают многие памятники древнерусской письменности в подлинные произведения искусства. Такова известная всем искусствоведам Фроловская Псалтирь XIV в., украшенная заставками и инициалами тератологического стиля и интересная орнаментикой инициалов, включающей многочисленные вкрапления человеческих фигур.

В отличие от стран Западной Европы, культура которых развивалась в городах и университетах, на Руси важнейшими центрами книжной культуры являлись монастыри, в которых работали книгописные мастерские, создавались литературные произведения, формировались богатые библиотеки. Особую ценность древнерусским фондам РНБ придает то обстоятельство, что здесь находятся собрания старейших русских книгохранилищ. Прежде всего, это библиотека Новгородского Софийского собора, в составе которой рукописи, созданные в различных книжных центрах северо-восточной Руси, содержащие уникальные списки памятников древнерусской литературы, например, авторский список Жития преподобного Сергия Радонежского руки знаменитого агиографа Пахомия Логофета. Здесь хранится древнее Пантелеймоново Евангелие с редкой по иконографии миниатюрой св. Пантелеймона и св. Екатерины, Софийский комплект Великих Миней Четьих митрополита Макария, многие другие раритеты. В Отделе рукописей РНБ сохраняются в целостности основного своего массива библиотеки крупнейших русских монастырей: Кирилло-Белозерского Успенского и Соловецкого Спасо-Преображенского. Эти собрания донесли до наших дней ценнейшие памятники русской средневековой монастырской книжной культуры, такие, как рукописи келейной библиотеки преподобного Кирилла или энциклопедические сборники монаха-книжника XV века Евфросина .

ОР РНБ. Q п. I. 32.
Благовещенский кондакарь. Кон. XII – нач. XIII в.

ОР РНБ. ОСРК. F.IV.233
Лицевой летописный свод. Вторая половина XVI в. Лаптевский том.

В фондах Сектора широко представлено древнерусское церковное пение. Это более 1000 певческих нотированных кодексов XII–XX вв. (включая старообрядческие): ирмологии, октоихи, обиходы, стихирари, триоди, праздники; а также певческие азбуки, предназначенные для практического освоения знаменного пения. Здесь хранится одна из пяти известных в мире рукописей, отличающихся особой системой нотной записи, – Благовещенский кондакарь рубежа XII–XIII вв.

ОР РНБ. F. XIV. 62.
Сборник Кирши Данилова. Посл. четверть XVIII в.

Традиции древнерусского певческого искусства сохранились в старообрядческой среде. Вследствие многочисленности и разрозненности старообрядческих общин, богослужебное пение едва ли не в каждой из них имело свои локальные особенности. В фондах Сектора собраны рукописи XVIII – XX веков, представляющие певческое искусство разных центров старообрядчества, различающиеся между собой не только по содержанию, но и по художественному оформлению.

Отдельную группу рукописей составляют нотолинейные кодексы, в которых записаны как богослужебные, так и светские произведения XVII–XIX вв. В них содержатся панегирические канты и жанры духовной лирики. В этих рукописях анонимные тексты соседствуют с авторской поэзией Симеона Полоцкого, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова. В эту группу входит также ценнейший памятник народной поэзии – Сборник Кирши Данилова – первое в русской фольклористике собрание русских былин и исторических песен, снабженное нотами.

ОР РНБ. ОСРК. F.IV.482
Журнал путешествия Н. П. Резанова из Камчатки в Японию. 1804–1805 гг.

В Секторе древнерусских фондов хранятся также рукописные книги и другие рукописные материалы XVIII–XIX вв., не относящиеся собственно к древнерусской традиции. Это рукописи научного, исторического, литературного содержания, сочинения по военному делу, юриспруденции, другим отраслям знаний, личные дневники, карты, планы, путевые альбомы и пр. В составе Эрмитажного находится ценный комплекс копийных материалов – сделанных в XVIII в. для императрицы Екатерины II писарских копий с древнерусских рукописных книг и документов.

Поиск в каталоге:

ищем:
в разделе: весь каталог Биографии и мемуары Города и страны Государство и право Естественные науки Историческая литература Книги для детей Книги на иностранных языках Книги с автографами Культура и искусство Наука и техника Общественные науки Периодические издания Религия, философия, мифология Словари и справочники Художественная литература Языкознание и книговедение Другое
- неизвестен - Csizmadia Sandor Czihak A.F. Fowler H.W. Hermann Goll Julius Max Schottky Madame Menard Richard Ruhlman Аблов Н.Н. Абу Э.Ф. Авенариус В.П. Авенель Поль Аверченко А.Т. Аврелий Августин Авсеенко В.Г. Агафонов В.К. Агеев Н. Аксаков С.Т. Александров А. Алессандро Алессандри Алтаев Александр Алферов А.Д. Альбов М.Н. Амбер де Сант-Аманд Аммосов А.Н. Амфитеатров А.В. Андерсен Х.К. Андерсон Р.Э. Андерсон Шервуд Андре Жид Андреев Л.Н. Андреевский В.М. Анкетиль Л.П. Анненская А.Н. Анри Рошфор Антонович В.Б. Анхальт-Цербстская Е.А. Апухтин А.Н. Араго Д.Ф. Араго Ф.Ж.Д. Аренский А.С. Аристотель Арнольд Артур Арнольди Корвини Арнольди С.С. Арсеньев К.И. Арсеньев Ю.В. Архимандрит Леонид Арцыбашев М.П. Асафьев Б.В. Афанасьев А.Н. Ахматова А.А. Бажанов В.Б. Байрон Байрон Д.Г. Балицкий Г.В. Балфур Эндрю Бальзак Оноре Барро М.В. Бартенев С.П. Бартоломей Ж.Ж. Барышников А.П. Бастид Дженни Батюшков К.Н. Бедекер Карл Бедный Демьян Белинский В.Г. Белкин А.С. Бело Адольф Белокуров С.А. Беляев И.Д. Белянкин Л. Бендерев А.Ф. Бенедиктов В.Г. Бенуа А.Н. Бенуа Пьер Беранже П.Ж. Березин К. Бернардан Ж.-А. Бертрой Жанна Бестужев-Рюмин К.Н. Бецольд Карл Бирюков П.И. Битнер В.В. Битовт Ю.Ю. Блок А.А. Блюменфельд В.М. Боборыкин П.Д. Богданов А.А. Богданов М.Г. Богданович М.И. Боен М.У. Божерянов И.Н. Бок К.Э. Боккаччо Джованни Бокль Г.Т. Болховитинов Е.А. Бомарше Пьер Бонои Поль Бонч-Бруевич В.Д. Борель Эмиль Борисов И.А. Борнет Ф.Х. Ботвинник М.Н. Брандес Георг Бредихин О.А. Бредов Г.Г. Брем А.Э. Брехт Бертольд Брикнер А.Г. Бровкович А.И. Бродский И.А. Бродский Н.Л. Бронте Эмили Бронштейн И. Брюер Е.С. Буассар Генри Буассье Гастон Буассьер Ш.А. Бувье Алексис Буденный С.М. Буйи Жан-Николя Булгаков М.А. Булгаков М.П. Булич Н. Бульвер Э.Д. Бунин И.А. Буссенар Луи Бутурлин М.Д. Быкова А.Ф. Бэн Александр Бюкен Э. Бюрроуз Э.Р. Вагнер Шарль Вальнев Ф.В. Варшавский Л.Р. Василевский А.М. Васильев А.В. Васильева Л.Н. Васильченко В.Е. Вахтеров В.П. Вегер Вильгельм Вейнберг П.И. Вейсман А.Д. Вейсман Эренрейх Венгеров С.А. Вересаев В.В. Верещагин А.В. Верещагин В.В. Верморель А.Ж.М. Верн Жюль Вернер Эльза Верто Р.О. Верхарн Эмиль Веселитская Л.И. Веселовский А.Н. Веснин С.А. Вздорнов Г.И. Виван Мадлена Вилков М.И. Виндельбанд Вильгельм Виноградов П.Г. Виппер Р.Ю. Виргилий П.В. Виргилий П.М. Висс И.Д. Витмер А.Н. Витрувий М.П. Витт Н. Владимиров Л.Е. Войнич Этель Волынский В.Я. Вольтер М.Ф. Вольф Х. Вундт В.М. Гааке Вильгельм Габорио Эмиль Габриэле Д"Аннунцио Гай Веллей Патеркул Гай Плиний Цецилий Секунд Галахов А.Д. Галеви Людовик Галле И.С. Гамзатов Р.Г. Гамсун Кнут Гардинер Семюэл Гарнерей Луи Гарри Мириам Гаршин В.М. Гаршин М. Гаспар Ювенин Гастон Тиссандье Гауптман Г.И. Гауптман Гергарт Гауэрман А. Гахович С.Н. Гаш Юрий Гашек Ярослав Гедеонов С.А. Гейне Генрих Гейнекций И.Г. Гекер Оскар Геккель Эрнст Гексли Т.Г. Гельвальд Фридрих Гельвеций К.А. Генри Джордж Генрих Шурц Георг Адамс Гербель Н.В. Геродот Герцберг Г.Ф. Герцен А.И. Герцен А.И., Огарев Н.П. Герштеккер Фридрих Гесдерфер М. Гессен Ю.И. Гесснер Соломон Гете И.В. Геттнер Г.Т. Ги де Мопассан Гизо Ф.П. Гиляров-Платонов Н.П. Гинд Л. Глаголев С.С. Глухов А.Г. Гнедич П.П. Гоголь Н.В. Гогреве И.Л. Голдсмит Оливер Голиков И.И. Головин К.Ф. Гольцев В.А. Гомер Гонеггер И.Я. Гончаров И.А. Гораций Горбунов И.Ф. Горский С.Ю. Горький Максим Готтшед Иоганн Готье В.Г. Готье Теофила Готье Теофиль Грабарь И.Э. Гранат А.Н. Грец Лео Греч Н.И. Гречулевич В.В. Грибоедов А.С. Григорович Д.В. Гримм Якоб, Гримм Вильгельм Гроций Г. Груздев Ф.С. Губер П.К. Губерман И.М. Гульельмо Ферреро Гумилев Н.С. Гумплович Л.В. Гуно Ш.Ф. Гюго В.М. Д"Ор Осип Львович Даби Эжен Давыдов Д.В. Даль В.И. Данилевский В.Я. Данилевский Г.П. Данте Алигьери Дарвин Ч.Р. Дасье Андре Дейч Л.Г. Делакруа И.И. Делилль Жак Дельвиг А.А. Дени Дидро Депизе Л.М. Деполович П. Деревенко Н. Державин Г.Р. Десимус Магнус Десницкий М.М. Дефо Даниель Джекобс В.В. Джером К. Джером Дживелегов А.К. Джованьоли Рафаэлло Джозеф Байер Джон Гершель Джон Ричард Грин Джон Эдгар Джонатан Свифт Джордж Элиот Джошиа Кондер Дибрович С.Ф. Диего Сааведра Диккенс Чарльз Дильс Герман Дирин П.Н. Дмитриев И.А. Дмитриев-Кавказкий Л.Е. Добролюбов Н.А. Довнар-Запольский М.В. Догель А.С. Дойл А.К. Долгорукий П.В. Достоевский Ф.М. Драгомиров М.И. Драгунский В.Ю. Драгунский Д.А. Драйзер Теодор Древс Артур Дрексель Джеремиас Дрожжин С.Д. Думин С.В. Дурново Н.Н. Дучинский Н.П. Дэни Дидро Дюканж Виктор Дюма Александр Дюплесси Поль Дюпуа Эдуард Дюрр Фридрих Евреинов В.А. Евтушенко Е.А. Егорова С. Екатерина Вторая Енгалычев П.Н. Епиктет Ераков А. Ерузалем Вильгельм Ефремов П.А. Жадовская Ю.В. Жан Круассе Жан Парфан Жданов Л.Г. Жебар Эмиль Жено Ш.И. Жерар Филипп-Луи Жоли А. Жорес Жан Жорж Ленотре Жукович П.Н. Жуковский В.А. Жуно Лаура Журнель Э.М. Жюль Верн Жюль Сандо Забелин И.Е. Заблудовский И.З. Заинчковская-Хвощинская Н.Д. Зандберг Г.Л. Зарина А.Е. Зеленкова О.К. Зелинский В. Зелинский В.А. Зелинский Ф. Зернов Д.С. Зерцалов А.Н. Зиновьев Г.Е. Зограф Н.Ю. Золя Эмиль Зощенко М.М. Зуев В.Ф. Ибаньес Висенте Бласко Ибсен Г.Ю. Иванов И.И. Иванов К.А. Иероним Блаженный Изар И. Ильин А. Ильф И. и Пертов Е. Инман Я. Иоанн Златоуст Иоганн Арндт Ирасек Алоис Йонг Ш.М. Каганович Л.М. Кайла Ж.М. Калачов Н.В. Кампанелла Томас Кан Фриц Канель В.Я. Кант Иммануил Кантемир А.Д. Капнист В.В. Карамзин Н.М. Кареев Н.И. Карл Аморетти Карл Маркс Карной Анри Каролиус Сигониус Картер Говард Карус Штерне Каспари А.А. Кассиль Лев Катков М.Н. Катулл Г.В. Каутский К. Каутский Карл Кауфман Н.Н. Квинт Курций Руф Керам К.В. Кернер А.Дж. Кернер фон-Марилаун Кин Питер Киприянов В.А. Киреевский И.В. Кирхнер О. Кирхнер Фридрих Классовский В.И. Клейн Г.И. Клод Оже Клюг Фридрих Ключевский В.О. Кнут Гамсун Ковалевский Е.П. Ковалевский М.М. Ковальницкий А.С. Козлов И.И. Козьмин К.А. Кок Ш.П. Колосов Е.Е. Кольрауш Фридрих Кольцов А.В. Кондорсе Ж.А. Кони А.Ф. Коноф Е. Константин Константинович Копп В.Э. Корде А. Коринфский А.А. Корнель Тома Короленко В.Г. Корольков М.Я. Коропчевский Д.А. Корш В.Ф. Косидовский Зенон Костомаров Н.И. Котляревский Н.А. Кочубинский А.А. Кребийон П.Ж. Крепелин К. Крестинин В.В. Кропоткин П.А. Круковский М.А. Крылов И.А. Крэмер Ганс Ксенофонт Кудрявцев П.Н. Кудь Л.Н. Кульман Н.К. Кун Н.А. Купен Анри Купер Д.Ф. Куприн А.И. Курочкин В.С. Кушнерев И.Н. Ла Барт Ф.Г. Ла-Бом Е. Лавров В.М. Лаговский А.Н. Лажечников И.И. Лазаревский Н.И. Ламанский В.И. Ламартин Альфонс Ламе-Флери Ж.Р. Ламенне Ю.Ф. Ланге Н.Н. Ласунский О.Г. Лацис В.Т. Лашков А.Ю. Лебедев В.П. Лебедев П.С. Лебедева Э.С. Лебединцев К.Ф. Левидов М.Ю. Левшин П.Г. Лемер Анри Леон Форнель Леонов Л.М. Леопольд де Вензель Лермонтов М.Ю. Леру Гастон Лесаж А.Р. Лесков Н.С. Лессинг Г.Э. Лестер Эдвард Либрович С.Ф. Линберг А.Л. Линдеман И.К. Линдеман К.Э. Липперт Ю. Лихарев М.П. Лозер Жак Локк У.Дж. Ломачевский А.И. Ломоносов М.В. Лондон Джек Лопе де Вега Лопухин А.А. Лориа А. Лоррен Жан Лосский Н.О. Лоти Пьер Лохвицкая Н.А. Лувре де Кувре Ж.Б. Луи Дюбрейль Луи Жаколио Лукиан Лукомский В.К., Тройницкий С.Н. Лукомский Г.К. Луначарский А.В. Лунинский Е. Лункевич В.В. Лучицкий В.И. Любич-Кошуров И.А. Людвиг Бюхнер Лялина М.А. Маель Пьер Мазуччо Гвардато Майер-Грефе Юлиус Майков А.Н. Майков Л.Н. Макарова С.М. Максвелл Д.К. Максвелл У.Б. Максимович-Амбодик Н. Мамин-Сибиряк Д.Н. Манн Л.Г. Маргерит Поль Мариво Пьер Мариус Вашон Мария Корелли Марк Твен Марков А.К. Марриэт Фредерик Мартин Л.Э. Мартин Р.Э. Мартиньер Ж.Б. Мартынов А.А. Мартынова А.Н. Марш Джон Маршак С.Я. Марьежоль Ж.Г. Маца И.Л. Маяковский В.В. Медведев П.Н. Межов В.И. Мезерай Ф.Ю. Мезьер Альфред Жан Мей Карл Мей Л.А. Мейер Вильгельм Мейер Эдуард Мельгунов С.П. Мелькиорре Чезаротти Мельников П.И. Мельхиор Неймайр Мережковский Д.С. Мериме Проспер Метерлинк М.П. Метерлинк Морис Меч С. Меч С.П. Мечников Л.И. Микко Мирослав Микоян А.И. Миллер В.П. Милн Эдвардс Мильтон Джон Милюков П.Н. Милюкова А.С. Минто Уильям Минь А.Д. Мирбо Октав Митзакис Джон Михайлов А. Михайлов М. Михайлов М.И. Михайлов М.Л. Михалков С.В. Мицкевич Адам Модестов В.И. Модзалевский Л.Б. Мольер Ж.Б. Монтень М.Э. Мордовцев Д.Л. Морис Леблан Морлей Джон Морльер Ш.Ж. Моро-де-Жоннес А. Морозов Н.А. Москвич Г.Г. Муравьев А.Н. Мутер Рихард Мэйо-Смит Р. Мюллер Е. Мюльгаузен Балдуин Мякотин В.А. Мясковский Н.Я Навроцкий А.А. Надсон Н.Я. Надсон С.Я. Наполеон Бонапарт Нарежный В.Т. Негри Ада Неймайр М. Некрасов И.Ю. Некрасов Н.А. Некрасова Н.А. Нелюбин А.П. Немировский Е.Л. Непот Корнелий Нетушил И.В. Неф Карл Никитин И.С. Никольский В.А. Никольский Н.Н. Нич К.В. Новиков Н.И. Новорусский М.В. О’ Генри Овидий П.Н. Овсянико-Куликовский Д.Н. Одоевский А.И. Ожешко Элиза Озеров И.Х. Октав Узанн Оленин А.Н. Оллендорф Г.Г. Оловяшников Н. Ольхин М.Д. Оноре де Бальзак Опочинин E.H. Оппель Карл Орлов Я.В. Орнатский А.А. Освальд Вильгельм Осипов И.П. Островский А.Н. Острогорский В.П. Остроумов И.Н. Павленков Ф.Ф. Павлищев Л.Н. Павлов Н.М. Павловский И.Я. Пазухина А.И. Панаев И.И. Панкратова А.М. Папкович П.Ф. Пароменский А.И. Пастернак Б.Л. Паульсен Фридрих Паустовский К.Г. Пембертон Макс Перро Жорж Персианова С.М. Перцов Э. Песталоцци И.Г. Петерс Д.И. Петражицкий Л.И. Петри Э.Ю. Петров В.П. Петров Н.И. Писарев Д.И. Писемский А.Ф. Питер Кин Плавт Т.М. Планк Макс Плансон А.А. Платонов С.Ф. Плеханов Г.В. Плещеев А.Н. Плутарх По Э.А. Погодин М.П. Покровский В. Покровский В.И. Покровский М.Н. Полевой Б.Н. Полевой Н.А. Полевой П.Н. Полежаев А.И. Полонский Я.П. Поль Гиро Поль де Кок Помяловский Н.Г. Понсон дю Террай Попов В.В. Попов Н.А. Попов Р.С. Попова О.И. Порецкий Н.А. Порфирьев И.Я. Потапов В. Потемкин В.П. Прауйяр Л.Б. Прево Э.М. Прескотт У.Х. Пржевальский Н.М. Пришвин М.И. Проктор Э.Д. Проперций Секст Прудон П.Ж. Прутков Козьма Пушкин А.С. Пушкин В.Л. Пфлуг-Гартунг И. Пыпин А.Н. Пьер Ларусс Пьер Лоти Пьер-Жан Беранже Пэрнэ Г. Пятковский А.П. Рабб Альфонс Рабле Франсуа Рагозина З.А. Радищев А.Н. Радлов Э.Л. Радциг С.И. Ранке Иоганн Расин Жан Рейн Габриель Рейнбот Г. Рейнолдс Д.У. Рейтер Кристиан Реклю Ж.Э. Ренан Ж.Э. Ренан Эрнест Ренн Людвиг Репинский Г.К. Решель И.Б. Рибо Т. Рид Т.М. Роберт А. Роберт Беллармин Рождественский Р.И. Роже Мартен дю Гар Рожицын В.С. Рожков Н.А. Розанов В.В. Розанов М.Н. Розенбаум Р.Е. Розов И.И. Роллан Ромен Ролле Ф. Романов К.К. Романова Екатерина Романович-Славатинский А.В. Романцев И.С. Росни Ж.А. Ростан Эдмон Ростовский Димитрий Ростопчин Ф.В. Ростопчина Е.П. Рубакин Н.А. Рудаков А.П. Рудик П.А. Румянцев Н.В. Руссо Ж.Б. Руссо Ж.Ж. Рыбников П.Н. Рычин Ф.И. с Саади Шейх Муслех-Эд-Дин Сабатье Арман Савелов Л.М. Савельев П.С. Саводник В.Ф. Саитов В. Салтыков-Щедрин М.Е. Салюстий Гай Крисп Самаров Г. Самоквасов Д.Я. Санд Жорж Сант-Аманд А.Л. Сахаров И.П. Сватиков С.Г. Сверцов А.Н. Светлов М.А. Свиньин П.П. Свирлин А.И. Свифт Джонатан Святитель Иннокентий Северак И.Б. Сегюр С.Ф. Сельма Лагерлёф Семевский В.И. Семевский М.И. Сементковский Р.И. Сенкевич Г. Сенкевич Генрих Сеньобос Шарль Сервантес Мигель Сергеев И.И. Сергеевич В.И. Сергеенко П.А. Середонин С.М. Сидорин Я.С. Сидоров В.М. Сильва Кармен Синь Лу Сиповский В.В. Сирин Ефрем Скабичевский А.М. Скальковский К.А. Скаррон Поль Скворцов В.М. Скотт Вальтер Скуфос Филарет Славянский Р. Сладкопевцев В.В. Случевский К.К. Смирнов Смирнов А.П. Смирнов Н. Смит Александр Смышляев Д.Д. Снегирев И.М. Соколов Т.С. Солженицын А.И. Соллогуб В.А. Соловьев В.С. Соловьев С.М. Сомов К.А. Сомов Н.М. Сонцов Д.П. Сопиков В.С. Спенсер Герберт Сперанский М.Н. Срезневский И.Е. Станюкович К.М. Стеклов Ю.М. Стелей Э. Стендаль Стерн Даниэль Стерн Лоуренс Стивенсон А. Стивенсон Р.Л. Столпянский П.Н. Сторожев В.Н. Страхов П.С. Стриндберг Август Строев П.М. Струве В.В. Суворин А.С. Сульпиций Север Сумароков А.П. Сумароков П.П. Суриков И.З. Сутерланд А. Сыроечковский Б.Е. Сысоева Е.А. Сытин И.Д. Сытин П.В. Тагор Робиндранат Таксиль Лео Тарле Е.В. Тассар Ф. Тацит Публий Корнелий Теккерей Уильям Телльер Ш.К. Теннисон Альфред Теодор Моммзен Тереза де Дилльмонт Теренций П.А. Тернер П. Терновский Ф.А. Тетмайер Казимир Тимирязев К.А. Тимковский Н.И. Тимковский Р.Ф. Тиндаль Джон Тихомиров М.Н. Тихомиров Н.И. Тихонравов Н.С. Толмачев И.В. Толстой А.К. Толстой А.Н. Толстой Л.Н. Толстой Ю. Тонков В.А. Топф Альфред Торопов А.Д. Торопов И.В. Трейси Луи Трубецкой С.Н. Труфанов Сергей Михайлович Тугендхольд Я.А. Тургенев И.С. Тьер Адольф Тьерселен Л. Тэн Ипполит Тютчев Ф.И. Уайльд Оскар Уварова М.С. Уль Фридрих Уоллес Льюис Уоллес Р.Г. Урван Карл Урусов С.Д. Успенский В. Успенский Г.И. Успенский Ф.И. Уткин И.П. Уэллс Герберт Фадеев И.М. Файнштейн С. Фарадей М. Фаррар Ф.В. Фаусек В.А. Феваль Поль Федоров-Давыдов А.А. Федченко А.П. Фейгин Л.А. Фейдер Валентин Феофан Прокопович Ферворн Макс Феррьер К.Ж. Фет А.А. Фигье Луи Филипп Андре Филиппсон А. Филипс Стивен Фильдинг Генри Финлей Георг Фиске Джон Фишер Вильгельм Фишер Куно Фишер-Дюкельман А.К. Фламарион К.Н. Фламмарион Камиль Флетчер Джон Флобер Гюстав Флорентиус ван Шунховен Флориан Ж.-П. К. Флориан Ж.П. Фогт Фридрих Фолькельт Иоганнес Фомин А.Г. Фонвизин Д.И. Фонтен М. Форже Э.Д. Фортунэ дю Буагоби Франс Анатоль Франсуа Фенелон Фридрих Ратцель Фурман П.Р. Хавкина Л.Б. Хавьер де Монтепян Хагенр Г.Г. Хачатурян А.И. Хемингуэй Э.М. Хитров М.И. Хольберг Лудвиг Хомык А. Хорт Вильгельм Хрущов И.П. Хьеллан А.Л. Цвейг Стефан Цезарь Гай Юлий Циммерман Вильгельм Цицерон М.Т. Чайковский П.И. Чаннинг Э.П. Чапек Карел Чапкина М.Я Чарая П.Г. Чекала С.П. Челлини Бенвенуто Челпанов Г.И. Ченцов Н.М. Черепнин Л.В. Чернышевский Н.Г. Черняев П.Н. Черняк Я.З. Чертков А.Д. Чехов А.П. Чечуев М.И. Чешихин В.Е. Чуковский К.И. Шаветт Эжен Шагинян М.С. Шалланд А. Шалыгин А. Шарль Диль Шарль Ириарт Шевченко Т.Г. Шевырев С.П. Шейдлин Б.Я. Шекспир Уильям Шемякин В.И. Шенрок В.И. Шеффер К. Шибанов П.П. Шиллер И.Ф. Шиллер Фридрих Шипчинский В.В. Широкий В.Ф. Шкларевич В.М. Шкловский В.Б. Шкманский А.В. Шлосс Д.Ф. Шмальгаузен И.Ф. Шмидт Исаак Шмидт П.Ю. Шмит Ф.И. Шокарев С.Ю. Шолом-Алейхем Шолохов М.А. Штейерт Л. Штейнберг О.Н. Штой И.З. Штолль Г.В. Штоль Г.В. Шульгин И.П. Шульц Г.Ф. Шурманн Огюст Шустер Г.Ю. Щебальский П.К. Щелкунов И.Я. Щелкунов М.И. Щепкин Д. Щепкин М.С. Эберс Г.М. Эггер О.Э. Эдвард Хейворден Эдвард Шеппард Кризи Эдмонд и Жюль де Гонкур Эдуард Старк Эйри Д.И. Эйриес Ж.-Б. Элисон А. Эмар Гюстав Эмиль Габорио Эмин Ф.А. Энгельгардт А.Н. Эндруз Вениамин Энларт Камиль Эно Этьенн Эренбург Илья Эрнест Капендю Эрпель Фриц Эссад Джелал Эшенбург И.И. Ювенал Д.Ю. Южаков С.Н. Юлий Цезарь Юрковский Ф.Н. Языков Н.М. Яковенско В.И. Яковкин И.Ф. Яковлев В.А. Якушкин В.Е. Ян Херманц Крул Янсон А.К.
стоимость: от до руб.
год: от до г.
язык: русский французский церковнославянский латинский немецкий английский испанский персидский итальянский голландский арабский венгерский португальский украинский болгарский греческий

Самые древние русские книги

Письменность на территории Руси возникла намного позднее, чем это произошло на берегах Средиземного моря. В те времена, когда каллиграфы Египта, Рима, Греции оттачивали свое искусство на папирусах и пергаменте, бескрайние степи и леса среднерусской возвышенности были еще даже не заселены. Пришедшие сюда в начале первого тысячелетия нашей эры племена охотников и скотоводов также не нуждались ни в алфавите, ни в письменности. В итоге самые древние рукописные памятники русской истории датированы временем, когда культура Западной Европы уже достигла своего пика, пережила упадок из-за прихода варваров и снова устремилась к возрождению. Как и следовало ожидать первые книги Руси оказались связаны с религиозной тематикой.

Самая древняя русская рукописная книга

Самые древние русские рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя ученые полагают, что такие книги могли появиться на Руси уже в IX веке вслед за изобретением славянской письменности . По приблизительным оценкам историка Никольского Н.К., посвятившего свою жизнь составлению картотеки древнерусских письменных изданий, число рукописных книг, датированных XI-XVIII столетиями в наших хранилищах составляет от 80 до 100 тысяч манускриптов. По мнению же академика Лихачева Д.С. этот подсчет неточен в том смысле, что слишком скромен. Древнерусская книжность поистине огромна, и сегодня о ней говорят, как об отдельной ветви древнерусского искусства.


Самой старой рукописной книгой, выполненной восточнославянским писцом на древнерусском языке, является церковная книга "Остромирово Евангелие", увидевшая свет в 1056 году. Это - уникальный шедевр древнерусского искусства книги. 294 пергаментных страницы щедро иллюстрированы – они украшены великолепными изображениями евангелистов, красочными заставками и буквицами. Текст изложен ровными строчками старославянской кириллицы. В орнаментах прослеживаются византийские традиции. Написано "Остромирово Евангелие" в единственном экземпляре.

Очевидно, что в ее создании участвовала целая рукописная мастерская. К сожалению, нам известен лишь один из мастеров - дьякон Григорий. Вероятно, он выполнил наибольшую часть работы. В приписке к рукописи сказано, что работа над ней продолжалась семь месяцев. В этом же колофоне дьякон Григорий сообщает также о времени и обстоятельствах написания древней русской книги - манускрипт выполнен по заказу новгородского посадника Остромира, направленного управлять новгородскими землями киевским князем Изяславом Ярославичем в 1054 году.

"Остромирово Евангелие" дьякона Григория и его безвестных товарищей - это ценнейший памятник древнерусской письменности, языка и изобразительного искусства. Оно написано крупным красивым уставом, причем размер букв постепенно увеличивается к концу книги (от 5 до 7 миллиметров). Текст древней книги написан в два столбца по 18 строк на страницах форматом 20х24 сантиметра, украшен многокрасочными буквицами, заставками, изображениями евангелистов, местами использована киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества. Имеется несколько листов с зашитыми разрезами и с дырками (в местах укусов оводов), которые появились еще до написания текста. В отличие от остальных памятников XI столетия в "Остромировом Евангелии" наблюдается правильная передача редуцированных гласных звуков буквами ъ и ь . Данная фонетическая особенность была общей для старославянского и других славянских языков, поэтому русский переписчик по традиции хорошо передавал ее на письме, хотя к тому времени она уже исчезала. Там же, где в XI веке наблюдались различия между старославянскими и русскими особенностями, переписчик невольно их смешивал. Это позволяет идентифицировать "Остромирово Евангелие" как один из первых памятников старославянского языка русской редакции.

Как и у любой столь древней книги , у "Остромирова Евангелия" есть своя собственная увлекательная история. До начала XVIII века, впрочем, ее история покрыта мраком. В 1701 году манускрипт упомянут в описи имущества Воскресенской церкви в составе Верхоспасского собора. В 1720 году по приказу Петра I книга была отослана (наряду с другими старыми книгами) в Санкт-Петербург. После кончины Екатерины II в ее покоях рукопись нашел служивший при императрице Дружинин Я.А., который в 1806 году преподнес ее в дар императору Александру I, который, в свою очередь, распорядился передать книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку (ныне - Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге), где она хранится и сегодня.

Рукопись "Остромирова Евангелия" была украшена переплетом-окладом с драгоценными камнями, из-за чего чуть не погибла: в 1932 году ее, разбив витрину, похитил водопроводчик. Злоумышленник, оторвав переплет, закинул рукопись в шкаф (по другим сведениям - на шкаф), где ее вскоре нашли. Заново переплетать старинную книгу больше не стали.

С начала XIX века началось и научное изучение рукописи. Впервые "Остромирово Евангелие" было издано Востоковым А.Х. в 1843 году с приложением краткой грамматики, словаря и греческого подстрочного текста. Для этого наборного издания был изготовлен специальный славянский шрифт, точно воспроизводящий почерк оригинала (существует даже репринт, выполненный в Висбадене в 1964 году). Позже вышли и факсимильные издания: черно-белое - в 1883 году; цветное подарочное в формате оригинала - в Ленинграде в 1988 году.

Отрывки "Остромирова Евангелия" входили в обязательную программу дореволюционных школ. В 1955 году Трей Е.Х. проводила реставрацию данной рукописи. На основе этой древней русской книги были созданы современные грамматики и словари старославянского языка. Памятнику и его языку посвящено немало исследований, однако язык этой рукописи по-прежнему требуют основательного изучения.

Самые древние книги Руси: Новгородский Кодекс

Говоря о самой древней рукописной книге, составленной на Руси, нельзя обойти стороной эту рукопись. "Остромирово Евангелие", безусловно, держит первенство среди древнейших книг на русском языке, в отношении которых достоверно установлена точная дата их написания. Однако 13 июля 2000 года во время раскопочных работ (которые велись там уже двадцать восьмой год) Новгородской археологической экспедицией под руководством академика Янина В.Л. в пластах первой четверти XI века были обнаружены три деревянные (липовые) дощечки размером 19х15х1 сантиметр.

Каждая дощечка имеет прямоугольное углубление (15х11,5 см), залитое воском; на средней дощечке такие углубления сделаны с двух сторон. У дощечек есть на краях отверстия, в которые вставлены деревянные штыри для соединения их в единый комплект. Таким образом, старинная деревянная книга содержала четыре восковых страницы (церы). Внешние стороны первой и последней дощечек играли роль обложек кодекса.

Новгородский кодекс состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью стилоса. По стратиграфическим, радиоуглеродным и палеографическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет X века, так что он на несколько десятилетий старше "Остромирова Евангелия", считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания. Таким образом, Новгородский кодекс (или "Новгородская псалтырь" - по наиболее качественно читаемому тексту) - древнейшая книга Руси .

Цера хорошо сохранилась благодаря болотистому месту, в условиях которого она оставалась около тысячи лет. Уникальность ситуации заключается в том, что дощечки насквозь пропитались влагой и к ним не было доступа кислорода, в результате отсутствовали условия жизнедеятельности микроорганизмов, вызывающих процессы гниения.

Датировка Новгородского кодекса определяется тем, что он лежал в полуметре от края и на 30 сантиметров ниже сруба, получившего надежную дендрохронологическую дату - 1036 год. Это верхняя граница вероятного времени попадания дощечек в землю. Нижней хронологической границей создания кодекса разумно считать крещение Руси в 988 году. В Уппсальском университете (старейший университет Швеции) был произведен радиоуглеродный анализ воска, который с вероятностью в 84% указывает 1015 год (плюс-минус 35 лет).

Более ранними славянскими датированными документами являются лишь некоторые древнеболгарские и хорватские надписи Х столетия, однако их нельзя отнести к категории "книги". Следовательно, на сегодня Новгородская псалтырь - самый ранний памятник русской версии церковнославянского языка и самая древняя из дошедших до нас книг древней Руси, не имеющих точной датировки.

Помимо основного текста древней книги, исследователи сообщают о "реконструкции" части предыдущих ("скрытых") текстов по отпечаткам и царапинам стилоса на деревянных дощечках, находящихся под воском. Проблема восстановления этих текстов заключается прежде всего в том, что друг на друга наложились очень слабые отпечатки десятков тысяч букв, едва ли отличаемые от случайных штрихов и трещин на дереве.

Например, среди "скрытых текстов" прочтена затертая надпись, в которой говорится, что в 999 году монах Исаакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-армянина. Не исключено, что монах Исаакий был автором Новгородского кодекса и принадлежал к еретическому религиозному направлению.

Рукописные древние книги Киевской Руси XI века

. Древняя русская книга, которая была переписана в Киеве для князя Святослава Ярославича. Парадное издание, представляющее собой энциклопедию различных сведений, содержит более 400 разделов из истории, математики, естествознания, грамматики, философии и других областей. Книга написана кириллическим шрифтом на пергаменте. Оригиналом, послужившим основой для переписывания "Изборника Святослава", считается болгарский сборник, созданный в X столетии для царя Симеона. Одна из самых больших по размеру древних книг . Особенно декоративны фронтисписы - их в книге два.

Изборник Святослава 1073 года . Древняя русская книга, написанная двумя писцами, один из которых работал над Изборником 1073 года. В тексте авторы сообщают, что рукопись составлена "из многих книг княжьих". Небольшая по размеру настольная книга также энциклопедического содержания. В ней нет парадных иллюстраций. По сравнению с Изборником 1073 года изменен состав старинной книги - здесь больше статей религиозного содержания. Среди новых текстов - "Слово о чтении книг", где автор поучает, как читать книгу.

Архангельское Евангелие 1092 года . Эта древняя рукопись уникальна с точки зрения лингвистики, палеографии и книговедения. В ней выдержано древнерусское правописание. В художественном отношении издание более чем скромное. Написано на пергаменте уставом, без рисунков и миниатюр. Зато хороши лаконичные по цвету, но гармоничные по пропорциям и украшениям заставки. Плотные ровные строчки лишь на редких страницах разделены киноварной строкой с буквицами. В 2000 году "Архангельское Евангелие" внесено ЮНЕСКО в международный реестр "Память мира".

Новгородские служебные минеи на сентябрь 1095 года, октябрь 1096 года и ноябрь 1097 года. Минеи - богослужебные книги и книги для чтения, содержащие "жития святых", сказания о церковных праздниках и поучения. Минеи служебные месячные содержат тексты на один месяц, расположенные по дням каждого месяца соответственно с праздниками и днями памяти святых. Самые древние минеи дошли до нас не полностью - в каждой не хватает по несколько листков. Книги довольно большого объема для XI столетия: в двух из них более 170 листов, в третьей - более 120 листов. Минеи были написаны для новгородского Лазарева монастыря. На сегодняшний день считаются древнейшими памятниками церковнославянского языка, передающими особенности древнерусских северных говоров.

Самые первые печатные русские книги

Русское слово "книга" (берет начало от церковнославянского "кънигы") было хорошо знакомо славянским переписчикам летописей еще в XIV веке. Однако в то время все древние русский книги были рукописными. На Руси начало типографского книгопечатания, как известно из школьных учебников, восходит к XVI веку. Связано оно с именами замечательного русского мастера Ивана Федорова и белоруса Петра Мстиславца.

Первая русская типография была основана возле московского Кремля, на Никольской улице (тогда – Никольский крестец). В отличие от первой европейской типографии Иоганна Гутенберга, ставшего первопечатником по собственной воле, московский печатный двор был выстроен по приказу царя. Причем стройка эта продолжалась без малого десять лет.

К моменту ее создания умельцы на Руси уже имели некоторый опыт в выпуске печатных книг. Еще в 1553-1557 годах русские мастера, имена которых пока не установлены, выпустили две печатные книги. Они и являются первыми русскими изданиями , вышедшими из-под печатного станка. Их полиграфическое исполнение было еще не очень искусным, строки не выровнены, страницы не нумерованы. Существует гипотеза, что первые книги на Руси отпечатал некий Маруша Нефедьев. Он упоминается в двух письмах Ивана Грозного как "печатных дел мастер". Возможно, что Иван Федоров знал об этих первых книгах. Но, безусловно, его знаменитый "Апостол" по всем своим качествам несравненно превзошел их.

Итак, когда печатный двор был возведен, 19 апреля 1563 года "хитрыи мастеры печатному делу" начали работу над своей первой книгой - "Деяниями и посланиями святых Апостолов". Работа эта длилась около года. Иван Федоров провел огромную редакторскую работу, оформил книгу по всем правилам полиграфического искусства того времени. Сейчас эта антикварная книга - большая редкость!

1 марта 1564 года по велениею царя Ивана IV Грозного, с благословения митрополита всея Руси Макария, вышла первая русская точно датированная книга "Апостол" - Иван Федоров вошел в историю России как первопечатник. К печатанию "Апостола" Иван Федоров и Петр Мстиславец приступили 19 апреля 1563 года. Вышел он невиданным для того времени тиражом - около тысячи экземпляров. Ни одна зарубежная европейская типография в то время не печатала свои книги в таком количестве.

Иван Федоров умудрился также превзойти и зарубежную полиграфическую технологию - свою книгу он отпечатал в два цвета, чего еще не могли делать заграничные мастера. После канонического церковного текста "Апостола" Иван Федоров добавил свое послесловие. В нем он рассказал, как и когда создавалась книга. Издание "Апостола" заслужило признание даже таких знаменитых типографов и издателей XVI века, как нюрнбергский мастер Антон Кобергер и венецианский книжник Альд Мануций.

Однако новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков - их труд становился в финансовом плане просто невыгоден. Печатников обвинили в распространении ереси. В 1566 году по неустановленной причине в их типографии произошел пожар, и они приняли решение срочно покинуть столицу Московии. Первопечатники бежали в Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении основал типографию.

Но основанное Иваном Федоровым книгопечатание уже нельзя было остановить. В XVII веке московская типография выпускала уже довольно много книг, причем некоторые из них - "Псалтырь", "Апостол", "Служебник", "Грамматика" Смотрицкого - выходили несколькими изданиями, а их тираж их достигал шести тысяч экземпляров.

Любопытно, что русские книгоиздатели первыми в мире стали печатать книги для детей - в 1692 году в Москве для них вышел первый "Букварь", составленный выдающимся педагогом Карионом Истоминым. В "Букваре" было множество рисунков, привлекавших внимание "отроков и отроковиц", как сказано в посвящении. Книга действительно могла учить детей, как призывал Истомин, "не прибегая к розге, а забавляя".

Значение печатного слова хорошо понимал царь Петр Первый. Он много содействовал развитию русского книгопечатания. При его участии 1 января 1708 года был введен гражданский шрифт. Появились русские книги общеобразовательного содержания, учебники, сочинения художественного характера. Книги новой тематики стали отличаться от церковных книг, которые печатались кириллицей. С этого времени количество церковных книг стало неуклонно уменьшаться, а число изданий светской литературы возрастать.

В Российской империи стали открывались новые типографии. К единственной в стране московской типографии в 1711 году прибавилась петербургская, а спустя еще десять лет - сенатская. Русские печатные книги стали продавать в лавках. В Москве XVII века центром книжной торговли был Китай-город. По описи 1695 года в Китай-городе насчитывалось "…до 72 рядов мелких лавок, образующих маленькие узкие улицы. Были ряды кушачный, рукавичный, чулочный, башмачный, голенищный, подошвенный, пушной, бобровый, соболий, и среди них находился ряд для икон и книг". Об этих рядах упоминал еще Максим Грек, образованнейший человек XVI столетия - очевидно, они и были первым русским "торжищем", где можно было приобрести книгу.

В Германии смогли расшифровать рукопись, написанную в 18 веке и которая служила в свое время руководством для колдунов. Примечательно, что содержание рукописи узнать удалось сотрудницам библиотеки в Университете Касселя. Известно, что в этом месте также хранится более десяти тысяч других старинных документов, имеющих международное значение.

Поначалу сотрудницы решили, что текст, содержащий тайны обретения богатства и любви, написан на арабском языке, так как знаки и символы, изображенные в рукописи были выполнены на восточный манер. Но потом была предложена гипотеза, что документ написан на немецком языке. К тому же схема шифрования не отличалась большой сложностью — каждой букве алфавита соответствовал свой символ. Таким образом, всего за неделю удалось расшифровать 90 страничный манускрипт.

Содержание книги состояло из описаний заклинаний призыва духов, которые должны были помочь обрести богатство, любовь и излечится от недугов. Также в рукописи подробно описывалась процедура проведения каждого ритуала, чтобы тем самым добиться желаемого результата. Так, в документе сообщалось, то одно из заклинаний будет действовать только в том случае, если будет прочитано ровно через три часа после наступления полуночи. В другом заклинании указывалось, что для достижения эффекта необходимо выложить камни в круг, а потом уже призывать духа.

Кроме того, старинный текст содержит много христианской символики. В частности, помимо упоминания ангелов, там также встречается имя Христа. Примечательно, что оно написано на нескольких языках – на латыни, немецком и греческом. Сотрудники библиотеки затруднились объяснить этот момент, заявив, что данный вопрос находится в компетентности историков религии.

Старинная рукопись не содержит имени конкретного автора. Видимо, это связано с тем, что он являлся членом одного из тайных обществ. По словам ученых, в конце XVIII века наибольший интерес к магии, алхимии и сокровищам проявляли масоны и розенкрейцеры. Однако по содержанию манускрипта сложно определить к кому из них принадлежал автор.

Напомним, что самый знаменитый текст во всем мире – это так называемая рукопись Войнича. Ее расшифровкой безуспешно занимаются известные криптологи со всего света. Название документ получил в честь антиквара, который приобрел его в 1912 году.

Рукопись представляет собой кодек с изображениями, написанный на неизвестном языке. Был проведен радиоуглеродного анализ некоторых страниц документа, в результате чего было установлено, что он был написан между 1404-м и 1438 годом.

В 2003 г. была разработана система, с помощью которой можно создавать тексты, аналогичные манускрипту Войнича. Тогда ученые пришли к выводу, что старинный манускрипт – это всего лишь набор случайных символов, не имеющих никакого смысла. Однако спустя десять лет физики Марчело Монтемурро и Дамиана Занетте провели дополнительные исследования, в итоге представив доказательства того, что в тексте имеется семантическая модель, поэтому является зашифрованным посланием.

No related links found



Письменность на территории Руси возникла намного позднее, чем это произошло на берегах Средиземного моря. В те времена, когда каллиграфы Египта, Рима, Греции оттачивали свое искусство на папирусах и пергаменте, бескрайние степи и леса среднерусской возвышенности были еще даже не заселены. Пришедшие сюда в начале первого тысячелетия нашей эры племена охотников и скотоводов также не нуждались ни в алфавите, ни в письменности. В итоге самые древние рукописные памятники русской истории датированы временем, когда культура Западной Европы уже достигла своего пика, пережила упадок из-за прихода варваров и снова устремилась к возрождению. Как и следовало ожидать первые книги Руси оказались связаны с религиозной тематикой.

Самая древняя русская рукописная книга

Самые древние русские рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя ученые полагают, что такие книги могли появиться на Руси уже в IX веке вслед за изобретением славянской письменности. По приблизительным оценкам историка Никольского Н.К., посвятившего свою жизнь составлению картотеки древнерусских письменных изданий, число рукописных книг, датированных XI-XVIII столетиями в наших хранилищах составляет от 80 до 100 тысяч манускриптов. По мнению же академика Лихачева Д.С. этот подсчет неточен в том смысле, что слишком скромен. Древнерусская книжность поистине огромна, и сегодня о ней говорят, как об отдельной ветви древнерусского искусства.


Самой старой рукописной книгой, выполненной восточнославянским писцом на древнерусском языке, является церковная книга "Остромирово Евангелие", увидевшая свет в 1056 году. Это - уникальный шедевр древнерусского искусства книги. 294 пергаментных страницы щедро иллюстрированы - они украшены великолепными изображениями евангелистов, красочными заставками и буквицами. Текст изложен ровными строчками старославянской кириллицы. В орнаментах прослеживаются византийские традиции. Написано "Остромирово Евангелие" в единственном экземпляре.

Очевидно, что в ее создании участвовала целая рукописная мастерская. К сожалению, нам известен лишь один из мастеров - дьякон Григорий. Вероятно, он выполнил наибольшую часть работы. В приписке к рукописи сказано, что работа над ней продолжалась семь месяцев. В этом же колофоне дьякон Григорий сообщает также о времени и обстоятельствах написания древней русской книги - манускрипт выполнен по заказу новгородского посадника Остромира, направленного управлять новгородскими землями киевским князем Изяславом Ярославичем в 1054 году.

"Остромирово Евангелие" дьякона Григория и его безвестных товарищей - это ценнейший памятник древнерусской письменности, языка и изобразительного искусства. Оно написано крупным красивым уставом, причем размер букв постепенно увеличивается к концу книги (от 5 до 7 миллиметров). Текст древней книги написан в два столбца по 18 строк на страницах форматом 20х24 сантиметра, украшен многокрасочными буквицами, заставками, изображениями евангелистов, местами использована киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества. Имеется несколько листов с зашитыми разрезами и с дырками (в местах укусов оводов), которые появились еще до написания текста.

В отличие от остальных памятников XI столетия в "Остромировом Евангелии" наблюдается правильная передача редуцированных гласных звуков буквами ъ и ь. Данная фонетическая особенность была общей для старославянского и других славянских языков, поэтому русский переписчик по традиции хорошо передавал ее на письме, хотя к тому времени она уже исчезала. Там же, где в XI веке наблюдались различия между старославянскими и русскими особенностями, переписчик невольно их смешивал. Это позволяет идентифицировать "Остромирово Евангелие" как один из первых памятников старославянского языка русской редакции.

Как и у любой столь древней книги, у "Остромирова Евангелия" есть своя собственная увлекательная история. До начала XVIII века, впрочем, ее история покрыта мраком. В 1701 году манускрипт упомянут в описи имущества Воскресенской церкви в составе Верхоспасского собора. В 1720 году по приказу Петра I книга была отослана (наряду с другими старыми книгами) в Санкт-Петербург. После кончины Екатерины II в ее покоях рукопись нашел служивший при императрице Дружинин Я.А., который в 1806 году преподнес ее в дар императору Александру I, который, в свою очередь, распорядился передать книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку (ныне - Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге), где она хранится и сегодня.

Рукопись "Остромирова Евангелия" была украшена переплетом-окладом с драгоценными камнями, из-за чего чуть не погибла: в 1932 году ее, разбив витрину, похитил водопроводчик. Злоумышленник, оторвав переплет, закинул рукопись в шкаф (по другим сведениям - на шкаф), где ее вскоре нашли. Заново переплетать старинную книгу больше не стали.

С начала XIX века началось и научное изучение рукописи. Впервые "Остромирово Евангелие" было издано Востоковым А.Х. в 1843 году с приложением краткой грамматики, словаря и греческого подстрочного текста. Для этого наборного издания был изготовлен специальный славянский шрифт, точно воспроизводящий почерк оригинала (существует даже репринт, выполненный в Висбадене в 1964 году). Позже вышли и факсимильные издания: черно-белое - в 1883 году; цветное подарочное в формате оригинала - в Ленинграде в 1988 году.

Отрывки "Остромирова Евангелия" входили в обязательную программу дореволюционных школ. В 1955 году Трей Е.Х. проводила реставрацию данной рукописи. На основе этой древней русской книги были созданы современные грамматики и словари старославянского языка. Памятнику и его языку посвящено немало исследований, однако язык этой рукописи по-прежнему требуют основательного изучения.

Самые древние книги Руси: Новгородский Кодекс

Говоря о самой древней рукописной книге, составленной на Руси, нельзя обойти стороной эту рукопись. "Остромирово Евангелие", безусловно, держит первенство среди древнейших книг на русском языке, в отношении которых достоверно установлена точная дата их написания. Однако 13 июля 2000 года во время раскопочных работ (которые велись там уже двадцать восьмой год) Новгородской археологической экспедицией под руководством академика Янина В.Л. в пластах первой четверти XI века были обнаружены три деревянные (липовые) дощечки размером 19х15х1 сантиметр.

Каждая дощечка имеет прямоугольное углубление (15х11,5 см), залитое воском; на средней дощечке такие углубления сделаны с двух сторон. У дощечек есть на краях отверстия, в которые вставлены деревянные штыри для соединения их в единый комплект. Таким образом, старинная деревянная книга содержала четыре восковых страницы (церы). Внешние стороны первой и последней дощечек играли роль обложек кодекса.

Новгородский кодекс состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью стилоса. По стратиграфическим, радиоуглеродным и палеографическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет X века, так что он на несколько десятилетий старше "Остромирова Евангелия", считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания. Таким образом, Новгородский кодекс (или "Новгородская псалтырь" - по наиболее качественно читаемому тексту) - древнейшая книга Руси.

Цера хорошо сохранилась благодаря болотистому месту, в условиях которого она оставалась около тысячи лет. Уникальность ситуации заключается в том, что дощечки насквозь пропитались влагой и к ним не было доступа кислорода, в результате отсутствовали условия жизнедеятельности микроорганизмов, вызывающих процессы гниения.

Датировка Новгородского кодекса определяется тем, что он лежал в полуметре от края и на 30 сантиметров ниже сруба, получившего надежную дендрохронологическую дату - 1036 год. Это верхняя граница вероятного времени попадания дощечек в землю. Нижней хронологической границей создания кодекса разумно считать крещение Руси в 988 году. В Уппсальском университете (старейший университет Швеции) был произведен радиоуглеродный анализ воска, который с вероятностью в 84% указывает 1015 год (плюс-минус 35 лет).

Более ранними славянскими датированными документами являются лишь некоторые древнеболгарские и хорватские надписи Х столетия, однако их нельзя отнести к категории "книги". Следовательно, на сегодня Новгородская псалтырь - самый ранний памятник русской версии церковнославянского языка и самая древняя из дошедших до нас книг древней Руси, не имеющих точной датировки.

Помимо основного текста древней книги, исследователи сообщают о "реконструкции" части предыдущих ("скрытых") текстов по отпечаткам и царапинам стилоса на деревянных дощечках, находящихся под воском. Проблема восстановления этих текстов заключается прежде всего в том, что друг на друга наложились очень слабые отпечатки десятков тысяч букв, едва ли отличаемые от случайных штрихов и трещин на дереве.

Например, среди "скрытых текстов" прочтена затертая надпись, в которой говорится, что в 999 году монах Исаакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-армянина. Не исключено, что монах Исаакий был автором Новгородского кодекса и принадлежал к еретическому религиозному направлению.

Рукописные древние книги Киевской Руси XI века

Изборник Святослава 1073 года. Древняя русская книга, которая была переписана в Киеве для князя Святослава Ярославича. Парадное издание, представляющее собой энциклопедию различных сведений, содержит более 400 разделов из истории, математики, естествознания, грамматики, философии и других областей. Книга написана кириллическим шрифтом на пергаменте. Оригиналом, послужившим основой для переписывания "Изборника Святослава", считается болгарский сборник, созданный в X столетии для царя Симеона. Одна из самых больших по размеру древних книг. Особенно декоративны фронтисписы - их в книге два.

Изборник Святослава 1073 года. Древняя русская книга, написанная двумя писцами, один из которых работал над Изборником 1073 года. В тексте авторы сообщают, что рукопись составлена "из многих книг княжьих". Небольшая по размеру настольная книга также энциклопедического содержания. В ней нет парадных иллюстраций. По сравнению с Изборником 1073 года изменен состав старинной книги - здесь больше статей религиозного содержания. Среди новых текстов - "Слово о чтении книг", где автор поучает, как читать книгу.

Архангельское Евангелие 1092 года. Эта древняя рукопись уникальна с точки зрения лингвистики, палеографии и книговедения. В ней выдержано древнерусское правописание. В художественном отношении издание более чем скромное. Написано на пергаменте уставом, без рисунков и миниатюр. Зато хороши лаконичные по цвету, но гармоничные по пропорциям и украшениям заставки. Плотные ровные строчки лишь на редких страницах разделены киноварной строкой с буквицами. В 2000 году "Архангельское Евангелие" внесено ЮНЕСКО в международный реестр "Память мира".

Новгородские служебные минеи на сентябрь 1095 года, октябрь 1096 года и ноябрь 1097 года. Минеи - богослужебные книги и книги для чтения, содержащие "жития святых", сказания о церковных праздниках и поучения. Минеи служебные месячные содержат тексты на один месяц, расположенные по дням каждого месяца соответственно с праздниками и днями памяти святых. Самые древние минеи дошли до нас не полностью - в каждой не хватает по несколько листков. Книги довольно большого объема для XI столетия: в двух из них более 170 листов, в третьей - более 120 листов. Минеи были написаны для новгородского Лазарева монастыря. На сегодняшний день считаются древнейшими памятниками церковнославянского языка, передающими особенности древнерусских северных говоров.

Самые первые печатные русские книги

Русское слово "книга" (берет начало от церковнославянского "кънигы") было хорошо знакомо славянским переписчикам летописей еще в XIV веке. Однако в то время все древние русский книги были рукописными. На Руси начало типографского книгопечатания, как известно из школьных учебников, восходит к XVI веку. Связано оно с именами замечательного русского мастера Ивана Федорова и белоруса Петра Мстиславца.

Первая русская типография была основана возле московского Кремля, на Никольской улице (тогда - Никольский крестец). В отличие от первой европейской типографии Иоганна Гутенберга, ставшего первопечатником по собственной воле, московский печатный двор был выстроен по приказу царя. Причем стройка эта продолжалась без малого десять лет.

К моменту ее создания умельцы на Руси уже имели некоторый опыт в выпуске печатных книг. Еще в 1553-1557 годах русские мастера, имена которых пока не установлены, выпустили две печатные книги. Они и являются первыми русскими изданиями, вышедшими из-под печатного станка. Их полиграфическое исполнение было еще не очень искусным, строки не выровнены, страницы не нумерованы. Существует гипотеза, что первые книги на Руси отпечатал некий Маруша Нефедьев. Он упоминается в двух письмах Ивана Грозного как "печатных дел мастер". Возможно, что Иван Федоров знал об этих первых книгах. Но, безусловно, его знаменитый "Апостол" по всем своим качествам несравненно превзошел их.

Итак, когда печатный двор был возведен, 19 апреля 1563 года "хитрыи мастеры печатному делу" начали работу над своей первой книгой - "Деяниями и посланиями святых Апостолов". Работа эта длилась около года. Иван Федоров провел огромную редакторскую работу, оформил книгу по всем правилам полиграфического искусства того времени. Сейчас эта антикварная книга - большая редкость!

1 марта 1564 года по велениею царя Ивана IV Грозного, с благословения митрополита всея Руси Макария, вышла первая русская точно датированная книга "Апостол" - Иван Федоров вошел в историю России как первопечатник. К печатанию "Апостола" Иван Федоров и Петр Мстиславец приступили 19 апреля 1563 года. Вышел он невиданным для того времени тиражом - около тысячи экземпляров. Ни одна зарубежная европейская типография в то время не печатала свои книги в таком количестве.

Иван Федоров умудрился также превзойти и зарубежную полиграфическую технологию - свою книгу он отпечатал в два цвета, чего еще не могли делать заграничные мастера. После канонического церковного текста "Апостола" Иван Федоров добавил свое послесловие. В нем он рассказал, как и когда создавалась книга. Издание "Апостола" заслужило признание даже таких знаменитых типографов и издателей XVI века, как нюрнбергский мастер Антон Кобергер и венецианский книжник Альд Мануций.

Однако новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков - их труд становился в финансовом плане просто невыгоден. Печатников обвинили в распространении ереси. В 1566 году по неустановленной причине в их типографии произошел пожар, и они приняли решение срочно покинуть столицу Московии. Первопечатники бежали в Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении основал типографию.

Но основанное Иваном Федоровым книгопечатание уже нельзя было остановить. В XVII веке московская типография выпускала уже довольно много книг, причем некоторые из них - "Псалтырь", "Апостол", "Служебник", "Грамматика" Смотрицкого - выходили несколькими изданиями, а их тираж их достигал шести тысяч экземпляров.

Любопытно, что русские книгоиздатели первыми в мире стали печатать книги для детей - в 1692 году в Москве для них вышел первый "Букварь", составленный выдающимся педагогом Карионом Истоминым. В "Букваре" было множество рисунков, привлекавших внимание "отроков и отроковиц", как сказано в посвящении. Книга действительно могла учить детей, как призывал Истомин, "не прибегая к розге, а забавляя".

Значение печатного слова хорошо понимал царь Петр Первый. Он много содействовал развитию русского книгопечатания. При его участии 1 января 1708 года был введен гражданский шрифт. Появились русские книги общеобразовательного содержания, учебники, сочинения художественного характера. Книги новой тематики стали отличаться от церковных книг, которые печатались кириллицей. С этого времени количество церковных книг стало неуклонно уменьшаться, а число изданий светской литературы возрастать.

В Российской империи стали открывались новые типографии. К единственной в стране московской типографии в 1711 году прибавилась петербургская, а спустя еще десять лет - сенатская. Русские печатные книги стали продавать в лавках. В Москве XVII века центром книжной торговли был Китай-город. По описи 1695 года в Китай-городе насчитывалось "…до 72 рядов мелких лавок, образующих маленькие узкие улицы. Были ряды кушачный, рукавичный, чулочный, башмачный, голенищный, подошвенный, пушной, бобровый, соболий, и среди них находился ряд для икон и книг". Об этих рядах упоминал еще Максим Грек, образованнейший человек XVI столетия - очевидно, они и были первым русским "торжищем", где можно было приобрести книгу.