Гибель альпинистов на памире в 1990 году. – О каких трудностях вы говорите? – Есть какие-нибудь в альпинизме традиции

Ещё раз о противоречивости обвинений в адрес Ленина и большевиков.

У людей короткая политическая память. Власти, СМИ, школа делают для этого всё возможное. Те, кому сейчас 20-30 лет, не знают, а те, кто старше, не помнят, каковы были господствующие идеологемы начала 90-х годов, когда в стране политику диктовали либералы-западники. Тогда коммунистов, Ленина, большевиков, Октябрьскую революцию тоже проклинали, но эти проклятия и обвинения по смыслу были прямо противоположны тому, в чём обвиняют нас сейчас, при «патриотах».
Если «патриоты» считают большевиков врагами России и агентами Запада, то «демократы»-западники, наоборот, обвиняют большевиков в том, что они своей Октябрьской революцией «прервали процесс вхождения России в мировую цивилизацию» (читай – не допустили полного подчинения России Западу).
Если «патриоты» считают большевистскую советскую власть русофобской и завезённой с Запада в пломбированном вагоне, то «демократы»-западники, наоборот, выводят коммунистический тоталитаризм из «традиционной русской деспотии времён Ивана Грозного».
Если «патриоты» считают, что большевики подложили под единое государство мину замедленного действия, реализуя ленинский принцип «позитивной дискриминации», создав союзные и автономные республики (вместо губерний) и провозгласив право наций на самоопределение вплоть до отделения, то «демократы», наоборот, обвиняют большевиков в создании унитарного государства, русской великодержавности и угнетении нерусских народов.
Сейчас уже забыт звучащий в 90-е на всех телеканалах термин «красно-коричневые». Так тогда наши «демократы» называли участников антиельцинских митингов, амальгамизируя коммунистов с патриотами, а их вместе – с фашистами и нацистами.
«Патриоты» считают марксизм «еврейской идеологией», а советскую власть «жидовской» на том основании, что значительная часть большевистских лидеров была евреями по происхождению. «Демократы», наоборот, обвиняют коммунистов в антисемитизме, ссылаясь на «пятый пункт», «дело врачей» и «безродных космополитов».
Чем обусловлено такое разночтение? Я думаю, мировоззренческой и политической ангажированностью исследователя, неизбежной, особенно когда речь идёт о событиях недавнего прошлого. История оставила множество свидетельств и документов, нередко противоречащих друг другу, и путём избирательного использования одних документов, игнорирования других плюс соответствующие интерпретации можно, даже не прибегая к прямой фальсификации, создать об одном и том же периоде истории сколько угодно не имеющих ничего общего друг с другом версий.
То, какую версию мы увидим в газетах, книгах, учебниках, на экранах телевизоров и в интернете, услышим по радио, от учителей, соседей, родственников, сотрудников, зависит исключительно от сиюминутной политической коньюнктуры. То нам говорят: «Ленин хороший, Сталин плохой», то «Ленин плохой, Сталин хороший», то «оба хорошие», то «оба плохие, а Николай II хороший». Потом придёт Сорос и скажет: «все трое плохие, один Запад хороший, его надо слушаться, это единственная нормальная цивилизация, всё остальное бред и благоглупости». Потом придут бородатые и скажут: «Аллах акбар, кто не согласен – секир башка». А потом придёт ещё кто-то и скажет: «Вам вообще ничего знать не надо, шагом марш в газовые камеры!».
Как во всём этом калейдоскопе ориентироваться? Позиция «не доверяю никому и ничему» не поможет: манипуляторами этот вариант тоже просчитан. Обычно тот, кто не доверяет никому и ничему, в итоге верит абсолютно всему.
У меня есть свой собственный ключ к пониманию истории и событий современности. Этот ключ – марксистско-ленинский классовый подход.
Из шести базовых положений марксизма по меньшей мере два (см. мои статьи «Главная ошибка», «Считайте меня фанатиком», «А если мы всё-таки не правы»), по моему дилетантскому мнению, сейчас под вопросом (под вопросом, а не «развенчаны»!). Но к классовому подходу это не относится. В его адекватности я убеждаюсь ежедневно и ежечасно. Практически все главные события современности (даже те, которые, вроде бы, к классовой борьбе никакого отношения не имеют) могут быть объяснены с помощью классового подхода, и это не бред и не чепуха (см. мою статью «Четыре вектора»). Именно марксизм позволил мне определить свою позицию по вопросам, казалось бы, к марксизму прямого отношения не имеющим, и как-то ориентироваться в современном Мире.
В противостоянии «Россия-Запад» и «Донбасс-Украина» я однозначно на стороне России и Донбасса, эта моя позиция вытекает именно из моего марксистского мировоззрения, и я думаю, что у остальных моих единомышленников взгляды аналогичны. Православные патриоты могли от меня, еврея, коммуниста и москвича, ожидать другого, но это потому, что суть нашего мировоззрения они не понимают и никогда не понимали. Иначе мысль о том, что большевики могли за деньги или преференции пойти на службу к мировой финансовой элите, им бы даже в голову не пришла.
А с либералами-западниками мне вообще говорить не о чем.

С.В. 2017.

Рецензии

почти со всем согласен-поддерживаю...

Единственно я бы не стал сбрасывать национальное противостояние-оно было-есть и будет...

И много устойчивей классового-ибо классы рабов-рабовладельцев, крепостных-крепостников, крестьян-помещиков, рабочих-буржуев размываются и исчезают...

В этом плане нацидея и вера тоже много устойчивей-а до полной ассимиляции людей в чернявеньких и приятно кучерявеньких по нагульнову...ещё много столетий а мож и тысячелетий!

С покл нч!

Газета ВЗГЛЯД представляет текст Николая Кудрякова о том, что роль Ленина в деле распада СССР была не так однозначна.

На заседании Совета по науке и образованию, состоявшемся 21 января 2016 года, президент РФ Владимир Путин заявил, что некие мысли Ленина в конечном счете привели к развалу Советского Союза.

На мой взгляд, катастрофой явился не распад СССР сам по себе, а то, во-первых, как, в каком виде этот распад произошел; и то, во-вторых, какая жизнь сложилась на обломках Союза, в бывших союзных республиках.

Что распад Союза сам по себе катастрофой не является, что постсоветское жизнеустройство может быть вполне достойным, доказывает прежде всего пример Белоруссии.

Но давайте сначала вспомним сам акт распада. В описании и в оценке этого исторического события я вполне солидарен с Михаилом Веллером:

«Ветхий дом, негодный для жилья, только преступный идиот обрушит на головы жильцов, оставив покалеченных еще и бездомными. Нормальный человек сначала спроектирует новое жилье, пересчитает деньги в кошельке, чтоб на стройку хватило, потом соорудит времяночку, где жить на время стройки, потом вещи из старого дома во времяночку перетащит, чего ненужного продаст или раздаст, убедится, что в доме не осталось никого, и тогда уж обрушит, причем остатки должны максимально идти в дело – хоть на стройку, хоть на топливо.

А эти обрушили Империю, даже не имея сколько-нибудь внятного плана переходного периода...

... эта вопиющая некомпетентность, эта заговорщицкая поспешность, это умственное убожество и моральная нечистоплотность... привели к тому, что из колосса на глиняных ногах СССР стремительно превратился в рассыпающуюся на глазах Россию с кучкой транснациональных, как нынче принято, миллиардеров и нищим бесправным населением, которому нынешняя его нищета и измывательства без прав даже в СССР не снились.

<...>

Место всех героев Беловежской Пущи – в тюрьме... Не за то, что разваливающийся Союз развалился. А за то, что развалили они его некомпетентно, поспешно, непредусмотрительно, резко форсировав события в личных эгоистических, шкурных интересах».

Шкурные интересы бывших секретарей областных и республиканских комитетов КПСС, возжаждавших стать президентами и премьер-министрами – вот что стояло за теми конкретными решениями, которые привели к распаду Союза.

Так при чем здесь Ленин? Ленин новоявленную советскую бюрократию называл «худший внутренний враг ». Ну а в результате – в результате во всех бывших союзных республиках, за исключением Белоруссии, сложился так называемый периферийный капитализм, все они оказались в той или иной степени экономически, политически и морально зависимыми от промышленно развитых стран Запада. То есть у нас возродилось в общем и целом то, против чего была направлена русская революция – отсталость и зависимость.

И совершенно разнузданная новая аристократия – типа Евгении Васильевой. Одна ленинская мысль вспоминается по поводу: вешать на вонючих веревках.

И вот, горюя о Советском Союзе, мы открываем мемориальный центр в честь беловежского подписанта Ельцина и предоставляем эфир другому – еще коптящему небо – беловежскому подписанту Шушкевичу, и позволяем ему сказать, что все было сделано своевременно и правильно, а потом собираемся на экономический форум имени еще одного беловежского подписанта – Гайдара.

И виноват у нас при этом в развале Союза, разумеется, Ленин. Хотя именно Ленин сейчас России и нужен.

В 1918–1920 годах в Советской России было открыто 33 новых научных центра, в том числе первый в мире Рентгенологический и радиологический институт, из которого потом вырос атомный проект. Так что директор Курчатовского института господин Ковальчук был совершенно прав, упомянув Ленина в положительном ключе на заседании Совета по науке и образованию при президенте России.

5 сентября 1918 года Совнарком издал декрет о начале Красного террора. Жесткие меры по удержанию власти, массовые расстрелы и аресты, взятие заложников - до сих пор эта кровавая страница истории вызывает споры.

Красный/ белый террор

Цель оправдывает средства. Эта фраза, приписываемая Макиавелли, была негласным оправданием действий большевиков во время красного террора. Советская власть насаждала миф о том, что красный террор был ответом на так называемый «белый террор». 2 сентября 1918 года ВЦИК принял резолюцию, в которой появился термин «красный террор»: «На белый террор врагов рабоче-крестьянской власти рабочие и крестьяне ответят массовым красным террором против буржуазии и ее агентов». Декрет, положивший начало массовым расстрелам был ответом на убийство Володарского и Урицкого, ответом на покушение на Ленина.

«Белый террор» и «Красный террор» - явления различного порядка. Красный террор был подведён под мощную идеологическую базу, это было официально-узаконенное преступление. С.П. Мельгунов в своей книге «Красный террор» писал: «Нельзя пролить болeе человeческой крови, чeм это сдeлали большевики; нельзя себe представить болeе циничной формы, чeм та, в которую облечен большевицкий террор. Это система, нашедшая своих идеологов; это система планомeрного проведения в жизнь насилия, это такой открытый апофеоз убийства как орудия власти, до которого не доходила еще никогда ни одна власть в мирe. Это не эксцессы, которым можно найти в психологии гражданской войны то или иное объяснение».

Сразу после покушения на Ленина в Петрограде было расстреляно 512 человек, тюрем на всех не хватало, появилась система концентрационных лагерей. Легитимная массовость красного террора не шла ни в какое сравнение со зверствами «белых», которые тоже имели место, но были не узаконенным средством противостояния, а скорее проявлением так называемой «атаманщины».

Время террора

Несмотря на свою вполне официальную датировку: 5 сентября 1918 года - 6 ноября 1918 года красный террор имеет достаточно размытые хронологические границы. Красный террор был определён Троцким как «орудие, применяемое против обречённого на гибель класса, который не хочет погибать». Таким образом, временем начала «красного», революционного террора можно считать уже 1901 год. С 1901 по 1911 годы жертвами революционного террора стали около 17 тысяч человек. 21 февраля 1918 года СНК издал декрет «Социалистическое отечество в опасности!», который постановлял, что «неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления». 9 августа 1918 года Ленин писал: « Необходимо произвести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города. Декретируйте и проводите в жизнь полное обезоружение населения, расстреливайте на месте беспощадно за всякую сокрытую винтовку». Надо понимать, такие указания давались ещё до официального начала «красного террора», кулаком и сомнительным элементом мог считаться любой, решение о принадлежности того или иного человека к контрреволюционным элементам принимались «на местах». К концу Гражданской войны в концентрационных лагерях пребывало 50 тысяч человек. Окончание «красного террора» - также весьма условная дата. Массовые репрессии 30-ых - можно ли и их отнести к «красному террору»? На этот счёт у историков ведутся споры и по сей день.

Мифы красного террора

Красный террор порождал массу мифов. Так, одним из мифов стал миф о том, что «красные топили людей в баржах». Источником этого мифа стали очевидцы того, как мятежных офицеров в Петрограде насильно загоняли на баржу. Народная молва превратила эту баржу в «последнее пристанище», тогда как один из тех, кто был на той исторической барже (это была одна баржа) позднее писал, что их, заключенных на этой барже, отвезли в Кронштадт, где они могли подать документы на немецкое покровительство. Подобное мифотворчество существовало повсеместно и было даже на руку большевикам, жестокость мер которых со временем пресекла всякую «контрреволюционную реакцию».

Классовая борьба

Восприятие красного террора как классовой борьбы было далеко неоднозначным.

М. Лацис писал: «Мы истребляем ненужные классы людей. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал словом или делом против Советов. Первый вопрос - к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом - смысл и сущность красного террора».

Слова Лациса были критически оценены Лениным. «Политическое недоверие к представителям буржуазного аппарата законно и необхо­димо. Отказ использовать их для дела управления и строительства есть величайшая глупость, несущая величайший вред коммунизму. Кто захотел бы рекомендовать меньшевика как социалиста или как политического руководителя, или даже как поли­тического советчика, тот совершил бы громадную ошибку, ибо история революции в России доказала окончательно, что меньшевики (и социалисты-революционеры) не социалисты, а мелкобуржуазные демократы, способные при каждом серьезном обостре­нии классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией становиться на сторону буржуазии».

Лацис позднее вспоминал об этом эпизоде так: «Владимир Ильич напомнил мне, что наша задача отнюдь не состоит в физическом уничтожении буржуазии, а в ликвидации тех причин, которые порождают буржуазию».

Число жертв террора

Данные о числе жертв красного террора - ещё один спорный вопрос. Расхождения в цифрах весьма и весьма существенны: от 135 тысяч до 400-500 тысяч человек. Показательно, что подобные расхождения часто вызваны даже не идеологическими подходами к самому феномену красного террора, а тем, что до сих пор при археологических раскопках и строительных работах находят места массовых захоронений.

«Солнце Мертвых» и «Пьяное солнце»

Одно из самых пронзительных воспоминаний о красном терроре в Крыму принадлежит Ивану Шмелёву. В своей книге «Солнце мёртвых» писатель писал:

«А сичас иду по бугорочку, у пристава дачи, лошадь то зимой пала... Гляжу - мальчишки... Чего такое с костями делают? Гляжу... лежат на брюхе, копыто гложут! Грызут-урчат! Жуть взяла... чисто собаченки».
«Помер Андрей Кривой с нижних виноградников», «помер и Одарюк...» Замерз дядя Андрей после «ванны» (вид пытки), обессиленный голодом. А совсем недавно какой то «бравый» матрос орал на митинге: «Теперь, товарищи трудящиеся всех буржуев прикончили мы... которые убегши - в море потопили! И теперь наша совецкая власть, которая коммунизм называется! Так что Дожили! И у всех будут даже автомобили, и все будем жить... Так что... все будем сидеть в пятом этажу и розы нюхать...»!

В советской литературе ответом на «Солнце мёртвых"Ивана Шмелёва стала повесть Фёдор Гладкова «Пьяное солнце». Цитата: «Мы, комсомольцы, не должны рассуждать. От критики впадают в уклон. Партия дает готовую формулу. За нас думает партия. Оппозиция – это уклон. Уклоны расшатывают партию. Чтобы не впадать в уклон, надо каждую букву резолюций помнить даже во сне».

Национальный вопрос

Однозначной трактовки красного террора быть не может. Несомненно то, что это была кровавая страница русской истории. Самые ожесточённые споры ведутся на почве национального вопроса. Участие в революционном процессе евреев, латышей, поляков вызывают националистические трактовки, приводящие к дебатам о некоем еврейском заговоре против русского народа. Горький писал: «Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа». Трагедия русской революции разыгрывается в средe «полудиких людей»."Когда в «звeрствe» обвиняют вождей революции - группу наиболeе активной интеллигенции - я рассматриваю это обвинение, как ложь и клевету, неизбeжные в борьбe политических партий или - у людей честных - как добросовeстное заблуждение». «Недавний раб» - замeтил в другом мeстe Горький- стал «самым разнузданным деспотом».

Оценка «пролетарского писателя», конечно, далека от объективности, но правы ли те, кто утверждает, что красный террор - суть порождение «жидовского заговора» и возможно ли заключение о красном терроре в националистическом ключе?

Трагическая история гибели туристической группы Игоря Дятлова более полувека будоражит умы любителей таинственного и загадочного. Между тем происшедшее на перевале, получившем впоследствии имя руководителя погибшей группы, отнюдь не уникальное событие.

Экспедиции в труднодоступные и опасные места всегда несут в себе риск, нередко смертельный. И это не только не отталкивает, но и привлекает экстремалов.

Спустя 15 лет после гибели Игоря Дятлова в горах Памира разыгралась не менее страшная трагедия. Её подробности тоже могли остаться тайной, если бы не радиостанция, благодаря которой происходящее стало известно буквально по минутам.

В Советском Союзе равенство полов было официально признано даже раньше, чем во многих странах Запада. Ещё в 1930-х годах образ женщины-ударницы труда, женщины-учёного, женщины-лётчика, женщины-руководителя широко пропагандировался в советской культуре.

Неудивительно, что слабый пол в СССР уверенно осваивал различные сферы деятельности. Коснулся этот процесс и альпинизма.

Фото: РИА Новости

Женщин среди советских горновосходителей было не так много, как мужчин, но они уверенно завоевали авторитет.

Семейное дело

К началу 1970-х годов одной из самых известных альпинисток СССР была Эльвира Шатаева. Выпускница Московского художественного училища, комсомолка, спортсменка, красавица, Эльвира работала инструктором спорткомитета Киевского района города Москвы в ДСО «Спартак». Её увлечение горами началось с увлечения человеком — инструктором альпинизма Владимиром Шатаевым. Эльвира влюбилась в него, а вместе с ним и в горы.

Они поженились, и альпинизм стал их общим делом. Эльвира прогрессировала стремительно — штурмовала вершины Кавказа и Памира — и в 1970 году была удостоена звания мастера спорта СССР по альпинизму.

В 1971 году в составе мужской команды под руководством Владимира Шатаева Эльвира покорила высшую точку СССР — пик Коммунизма (7495 м), став третьей женщиной на этой вершине.

В Советском Союзе подниматься выше было уже просто некуда, а в Гималаи советские альпинисты впервые отправились только в 1980-х. Но у Шатаевой появилась новая идея — покорить семитысячник силами исключительно женской команды.

Женская команда

При всём равенстве полов в экстремальных видах деятельности мужчины всегда опасаются оставлять женщин в одиночестве. Возможно, это связано с заложенной природой мужской функцией оберегать и защищать своих подруг.

Но Эльвире Шатаевой как раз хотелось выйти из-под этой опеки и доказать, что женская команда ни в чём не уступит мужской.

Первой целью стал пик Евгении Корженевской — этот пик его первооткрыватель, русский географ Николай Корженевский , назвал в честь своей жены. Пик Корженевской был одним из пяти семитысячников, расположенных на территории СССР.

В этой экспедиции, состоявшейся в 1972 году, вместе с Эльвирой Шатаевой участвовали Галина Рожальская, Ильсиар Мухамедова и Антонина Сон.

Восхождение завершилось успешно и было высоко оценено — участниц экспедиции наградили медалями «За выдающиеся спортивные достижения».

Фото: РИА Новости

Через год Эльвира Шатаева организовывает новую женскую экспедицию, на сей раз на Северный Кавказ. Целью становится гора Ушба, что в переводе со сванского означает «гора, приносящая несчастье». Но лидеру команды не страшны суеверия — вместе с Ильсиар Мухамедовой и ещё тремя спортсменками Шатаева успешно осуществляет траверс Ушбы. Траверсом называется прохождение сразу двух вершин, причём спуск осуществляется не по пути подъёма. Женская команда покорила северную и южную вершины двуглавой Ушбы.

Пик имени вождя

В 1974 году Эльвира Шатаева выбирает в качестве новой цели пик Ленина. Планируется, что женская команда поднимется через скалу Липкина, взойдёт на вершину, а затем спустится через вершину Раздельная. По сути, намечался ещё один траверс.

Ни о каком безрассудстве со стороны лидера группы речи не шло. Шатаевой предлагали и более сложные маршруты, но она отвергла их со словами: «Тише едешь — дальше будешь».

Пик Ленина, несмотря на высоту 7134 метра, считался едва ли не самым безопасным среди советских семитысячников. За первые 45 лет восхождений на эту вершину там не погиб не один альпинист.

В команду Эльвиры Шатаевой вошли уже хорошо знакомая и опытная Ильсиар Мухамедова, а также Нина Васильева, Валентина Фатеева, Ирина Любимцева, Галина Переходюк, Татьяна Бардашева и Людмила Манжарова.

Команда собралась в полном составе в Оше 10 июля 1974 года. Начались совместные тренировки, а также были проведены два акклиматизационных выхода. У тех, кто видел работу команды Шатаевой, не возникло никаких замечаний и нареканий: девушки работали с полной отдачей, не конфликтовали, прекрасно взаимодействовали друг с другом.

В том сезоне Памир словно за что-то разгневался на альпинистов. 25 июля в снежной лавине погиб один из сильнейших альпинистов Америки Гарри Улин . Это был первый спортсмен, погибший на пике Ленина. В начале августа погибла швейцарка Ева Изеншмидт . Погодные условия складывались крайне неблагоприятные. Тем не менее команда Шатаевой от планов восхождения не отказалась.

«Пока всё настолько хорошо, что даже разочаровываемся в маршруте…»

2 августа Эльвира Шатаева передала по радиостанции в базовый лагерь: «Осталось около часа до выхода на гребень. Всё хорошо, погода хорошая, ветерок несильный. Путь простой. Самочувствие у всех хорошее. Пока всё настолько хорошо, что даже разочаровываемся в маршруте…»

В это время на пике Коммунизма работали несколько мужских команд. Впоследствии возникла версия, что руководивший базовым лагерем легендарный советский альпинист Виталий Абалаков специально просил мужские команды подольше оставаться поближе к вершине, чтобы страховать команду Шатаевой.

Но девушки, в свою очередь, полагали, что такая опека нивелирует значимость их восхождения, поэтому медлили со штурмом вершины, взяв день отдыха.

4 августа около 17:00 Эльвира Шатаева сказала во время радиосвязи: «Погода портится. Идёт снег. Это хорошо — заметёт следы. Чтобы не было разговоров, что мы поднимаемся по следам».

В этот момент одна из мужских команд находилась непосредственно рядом с местом, где остановились девушки. Запросив базу о дальнейших действиях, мужчины получили ответ: у Шатаевой всё хорошо, вы можете продолжать спуск.

Пленницы вершины

5 августа в 17:00 Эльвира Шатаева сообщила: «Мы вышли на вершину». База ответила поздравлениями и пожелала успешного спуска. Но со спуском у женщин возникли серьёзные проблемы.

Из радиосообщения Эльвиры Шатаевой: «Видимость плохая — 20-30 метров. Сомневаемся в направлении спуска. Мы приняли решение поставить палатки, что уже и сделали. Палатки поставили тандемом и устроились. Надеемся просмотреть путь спуска при улучшении погоды». Чуть позже она добавила: «Думаю, не замёрзнем. Надеюсь, ночёвка будет не очень серьёзной. Чувствуем себя хорошо».

На базе эти новости восприняли с тревогой. Ночёвка на вершине при пронизывающем ветре и низкой температуре не сулила ничего хорошего. Но и спуск при отсутствии видимости тоже был крайне опасен. Тем не менее база не считала ситуацию критической — Шатаева была опытной альпинисткой и, казалось, всё держала под контролем.

Утром 6 августа стало ещё тревожнее. Шатаева сообщила, что видимость не улучшилась, погода только ухудшается, и впервые обратилась с прямым вопросом к Абалакову: «Что нам посоветует база, Виталий Михайлович?».

База вела экстренные консультации с другими командами. Однако ясного ответа выработать было нельзя. Погода ухудшилась настолько, что в сторону вершины в этот момент не выдвигалась ни одна из команд. Видимости не было, следы предыдущих групп замело. Советовать девушкам спускаться в таких условиях можно было только при крайних обстоятельствах. Но и оставаться дальше на вершине было крайне небезопасно.

Катастрофа

Переговоры и консультации продолжались до 17:00. Во время очередной радиосвязи Шатаева сообщила: «Мы хотели бы уйти с вершины вниз. Мы уже потеряли надежду на просвет… И мы хотим просто начать… по всей вероятности, спуск… Потому что на вершине очень холодно. Очень сильный ветер. Очень сильно дует».

И тут девушки запросили по радиосвязи консультацию врача. Выяснилось, что одну из спортсменок уже около суток рвёт после приёма пищи. Медик Анатолий Лобусев , которому изложили симптомы, был категоричен: группа должна начать немедленный спуск.

«Объявляю вам выговор за то, что не сообщили раньше о больной участнице. Срочно выполнить указание врача — сделать укол — и немедленно спускаться по пути подъёма, по маршруту Липкина», — передал по рации Шатаевой Виталий Абалаков.

Опытнейший Виталий Михайлович Абалаков в этот момент сорвался. Но он, наверное, лучше других понял, что над женской командой нависла смертельная угроза.

Девушки начали спуск. Но около двух часов ночи 7 августа на пике Ленина разразился ураган. Чудовищный ветер, опасный и на равнине, здесь превратился в монстра, уничтожающего всё на своём пути.

Утреннее сообщение 7 августа от женской команды было страшным: ураган разорвал палатки, унёс вещи, в том числе примусы. Ночью погибла Ирина Любимцева.

«Через пятнадцать - двадцать минут нас не будет в живых…»

Не прошло и пятнадцати минут после этого сообщения, как из базового лагеря вышел отряд советских альпинистов на помощь группе Шатаевой. Без всякого приказа, добровольно, вышли также французы, британцы, австрийцы и японцы, которые были к вершине ближе всего.

Мужчины не щадили себя, несмотря на то, что видимость стала почти нулевой, а ветер сбивал с ног. Но они уже ничего не могли сделать. Японцы, продвинувшиеся дальше других, вынуждены были отступить после того, как члены группы получили обморожения.

В 14:00 Эльвира Шатаева сообщила: «У нас умерли двое — Васильева и Фатеева… Унесло вещи… На пятерых три спальных мешка… Мы очень сильно мёрзнем, нам очень холодно. У четверых сильно обморожены руки…»

База отвечала: «Двигаться вниз. Не падать духом. Если не можете идти, то шевелитесь, находитесь всё время в движении. Просим выходить на связь каждый час, если будет возможность».

Эти советы были единственным, чем в тот момент лагерь мог помочь девушкам.

Радио от женской команды в 15:15: «Нам очень холодно… Вырыть пещеру не можем… Копать нечем. Двигаться не можем… Рюкзаки унесло ветром…»

Около 19:00 базовый лагерь связался с одной из советских команд, находившихся ближе к вершине: «Наверху трагедия заканчивается. По всей вероятности, протянут недолго. Завтра на утренней связи в 8 часов сообщим, что вам делать. Видимо, подниматься вверх…»

Пик Ленина. Фото: РИА Новости

Кому-то такое сообщение может показаться циничным — о ещё живых женщинах говорили как об уже мёртвых. Но альпинисты привыкли смотреть на вещи трезво: шансов у группы Эльвиры Шатаевой не оставалось.

Последнее сообщение от группы пришло 7 августа в 21:12. Передачу вела уже не Эльвира Шатаева, а Галина Переходюк. С трудом произносимые слова перебивались плачем. Наконец Галина с огромным трудом произнесла: «Нас осталось двое… Сил больше нет… Через пятнадцать - двадцать минут нас не будет в живых…»

После этого на базе ещё дважды слышали в эфире нажатие кнопки — кто-то пытался выйти в эфир, но сказать уже ничего не смог. Всё было конечно…

Последний приют на «Поляне эдельвейсов»

Когда ураган стих, до места трагедии первыми добрались японские и американские альпинисты. Они составили карту местонахождения тел, отметили их места расположения. При этом выяснилось, что количество тел не совпадает с численностью группы — одна из девушек исчезла.

Появилась безумная надежда — а вдруг хотя бы одной удалось выжить? Идти наверх и прояснить ситуацию должна была группа наиболее опытных альпинистов.

Поисковую партию возглавил срочно прибывший на Памир Владимир Шатаев, муж Эльвиры. Он уехал из этого района всего за несколько дней до трагедии и вернулся после гибели швейцарской альпинистки. О том, что случилось с женской командой, ему сообщили уже на месте.

Когда решалось, кто пойдёт наверх, многие выступили против кандидатуры Шатаева. В его квалификации не сомневался никто, но были сомнения, что человек, переживший страшное личное горе, способен обуздать эмоции. Споры пресёк Виталий Абалаков: «Пойдёт Шатаев».

Владимир Шатаев и в этой ситуации показал себя профессионалом экстракласса. Несмотря на сложные условия и тяжелейшую психологическую нагрузку, его группа нашла всех восьмерых погибших девушек. Восьмую, Нину Васильеву, нашли в разорванной палатке под телом Валентины Фатеевой — японцы её просто не заметили.

Альпинисты вырыли в снегу две могилы. В одной из них захоронили Нину Васильеву, Валентину Фатееву, Ирину Любимцеву. Во второй Галину Переходюк, Татьяну Бардышеву, Людмилу Манжарову, Эльвиру Шатаеву, Ильсиар Мухамедову.

Базовый лагерь альпинистов у подножия пика Ленина. Памир. Фото: РИА Новости

Как правило, альпинисты, погибшие высоко в горах, навсегда остаются там. Операция по спуску тел чрезвычайно сложна, затратна и опасна. Но в этом случае мужчины посчитали, что не имеют права оставить погибших девушек там, среди снега и льда.

Через год Владимир Шатаев подал в Спорткомитет заявку на проведение экспедиции по спуску тел членов команды Эльвиры Шатаевой. Опытный альпинист опасался, что его не поймут, сочтут, что он пытается таким образом справиться с личным горем.

Но в Спорткомитете всё поняли правильно и дали добро. Больше того, со всего СССР Шатаеву шли письма и телеграммы от добровольцев, желающих участвовать в операции.

Операция по спуску тел заняла 14 дней и была проведена идеально. Эльвиру Шатаеву, Нину Васильеву, Валентину Фатееву, Ирину Любимцеву, Галину Переходюк, Татьяну Бардашеву, Людмилу Манжарову и Ильсияр Мухамедову похоронили у подножия пика Ленина, в урочище Ачик-таш, на «Поляне эдельвейсов».

Пик Ленина. Лавина 1990. Фото А. Кузнецова

Статья готовилась для книги «Стать лидером», но в книгу не вошла.

С. Антипин, А. Кузнецов, Ю. Курмачёв

Сергей Антипин

В 1990 году наша команда запланировала выступление в высотном классе чемпионата СССР по альпинизму. Объект восхождения – Южная стена пика Коммунизма. Эта стена – одна из самых сложных стен в мире: перепад высот составляет около 2500 м, из них около 1000 практически отвеса. Хотя на Южной стене проложено несколько маршрутов, нам, конечно же, хотелось пройти по нехоженому, новому пути.

Перед таким серьёзным восхождением на большую высоту требуется отличная акклиматизация, чтобы в полную силу работать на длинных и сложных отвесах. Как правило, акклиматизация проводится на склонах пика Ленина по несложным маршрутам, и наш выбор не стал исключением. Почти все из нас здесь уже бывали и не один раз, хорошо знакомы с деталями маршрутов. Для восхождения на пик Ленина к нам присоединилась группа немецких альпинистов, знакомых Коли Захарова. Мы должны помочь им при восхождении.

Как всегда, Ю. Г. Сапожников командировал с нами Вову Цоя на трехосном КАМАЗе. Базовый лагерь установили ниже поляны МАЛа, в уютной котловинке между холмами с озерцом посередине. Неподалёку от МАЛа расположились ленинградцы.

Очередной акклиматизационный выход наметили на 10-13 июля. Вова Цой подвез нас к началу тропы на ледник Ленина через перевал Путешественников. Это, конечно, неспортивно, но доставляет большое удовольствие. План выхода: лагерь на леднике (высота 4200), «сковородка» (плато на высоте 5200), вершина Раздельная (высота 6100), выход на 6400 и спуск в базовый лагерь. Немецкая группа тоже участвует в этом выходе.

«Сковородка» получила свое название не случайно. Это плато защищено от ветров с трёх сторон высокими гребнями. В солнечные дни, при полном безветрии здесь очень высокая солнечная радиация. Солнечный свет отражается от чистого белого снега и, хотя воздух не прогревается до высоких температур, создаётся ощущение неимоверной жары и духоты на фоне разреженного воздуха. Спрятаться негде, хорошо бы иметь большой зонт, но кто же его сюда потащит?

На леднике, в лагере 4200 много знакомых. Юра Курмачёв, в этом году он работал тренером в МАЛе. Участники Питерской экспедиции – Саша Глушковский, Владислав Мороз, Лёша Корень и другие. Большая часть ленинградской экспедиции во главе с Лёней Трощиненко находилась еще в базовом лагере. Подъем на «сковородку» и ночёвка прошли без приключений. На следующий день вышли на Раздельную. Немцы остались на «сковородке» и хотели подняться позже, по самочувствию.

Погода ухудшилась, низкая облачность, ветер, пробрасывает снег. Надо сказать, что в середине месяца происходит смена фазы Луны, и это чревато изменениями погоды в худшую сторону. В высоких горах этот феномен может проявиться особенно резко. Володя Лебедев шел первым и вдруг перед выходом на вершину Раздельной начал пригибаться к склону. Спрашиваем: в чём дело? Оказалось, воздух так наэлектризован, что раздаётся негромкое, но ясное и неприятное жужжание, как возле высоковольтной линии. Однако электрических разрядов нет, можно аккуратно проползти через вершину на перемычку. Так и сделали.

Чтобы защититься от ветра, на перемычке построили снежные стенки, переночевали и 13 июля полезли на 6400. Сильный ветер справа выдувал всё тепло из организма, летящий снег забивал очки, но план есть план, без акклиматизации на высокую гору не залезть. Хорошо, что не надо ставить лагерь на 6400, только дойти, насладиться вдыханием разреженного горного воздуха и вниз.

Вернувшись в лагерь на Раздельной, не обнаружили немцев. Значит, они не поднялись сюда со «сковородки». Вот только вопрос – пойдут они сюда сегодня или нет? Если пойдут, надо кому-то остаться на всякий случай. Эти кто-то – доктор Юра Смирнов и я. Остальные, во главе с Колей Захаровым, спустятся на «сковородку», узнают планы немецкой группы и как-то сообщат нам. Рации мы с собой не брали, так как не предполагали разделения группы. Поэтому ушедшим надо подать нам с Юрой условный сигнал – на «сковородке» выложить спальники крестом, если немецкие друзья не будут подниматься. Конечно же, мы с Юрой ждали именно этого сигнала. Наконец, вроде бы разглядели желаемое и отправились вниз.

На «сковородке» под скалами стояла палатка, из которой выглянул Володя Балыбердин и позвал нас на чай. С Балыбердиным я познакомился в сборной СССР по альпинизму во время первого зимнего восхождения на пик Коммунизма в 1986 году.

Это восхождение закончилось многочисленными обморожениями и трагедией. Двое ребят из сборной Узбекистана – В. Анкудинов и Н. Калугин сорвались с перемычки 7400 и упали по ледовому склону метров на 500. Кроме них в это время на перемычке находились только Валера Першин и я, все остальные уже спустились довольно далеко и не видели произошедшего. Срыв произошёл на наших глазах. Мы с Валерой провожали ребят взглядом, отчаянно надеясь, что им удастся задержаться, но склон настолько жёсткий, что никаких шансов. Осторожно, страхуя друг друга, мы начали спускаться по пути падения к ребятам, лежащим недвижимо далеко внизу. Калугин не подавал признаков жизни, Анкудинов еще дышал, у него при падении сорвало обувь с левой ноги. Ботинок лежал метрах в 100 выше, я принес его и попытался надеть, но безуспешно, стопа не сгибалась. Через некоторое время и он перестал дышать.

При подъеме на 1000 метров температура воздуха опускается на 5-10 градусов. На высоте 5200 термометр у кого-то показывал -42о перед заходом солнца. Так что, у нас на 6900 могло быть в то время и ниже -50о.

Во время плановой связи мы сообщили о произошедшем. У нас два варианта: найти пещеру и провести ночь в ней или спускаться до палаток на 6800. Мы склонялись ко второму варианту. Ерванд Ильинский на связи сказал, что надо двигаться. К палаткам мы спустились только к четырем часам утра. Ночь была очень темная, только звёзды светили, и я ориентировался по силуэтам вершинной башни и перемычки между вершинной башней и пиком Душанбе, заслонявшими звёзды. Двигались, страхуя друг друга, нащупывая путь ногами и ледорубами. В темноте Валера наступил на фирновый наддув, и тот обломился. Из тьмы слышу крик «Держи!». Но Валере удалось задержаться. На крутом участке перед палатками нас встретили Женя Виноградский, Валера Хрищатый и Володя Дюков. Я помню чувство облегчения: теперь наша судьба в надёжных руках товарищей, они не дадут нам пропасть.

Вот такие воспоминания навеяла встреча с Балыбердиным.

Итак, у Балыбердина повспоминали, взбодрились чайком и снова вниз. На «сковородке» ветра нет, относительно тепло, сплошная облачность, падает влажный снежок. По пути к лагерю 4200 встретили большую ленинградскую команду, впереди шел Лёня Трощиненко. Пожелали им удачи и направились каждый к своей судьбе.

Юра Курмачёв по-прежнему находился лагере 4200, снова чаёк. Тут слышим звук вертолета. Из МАЛа привезли продукты, горючее. За рулем командир Алексей Палыч – добрый и приветливый человек. Юра Курмачёв залез к нему в кабину и замолвил словечко, чтобы нас подбросить до МАЛа. Алексей Палыч не отказал, и мы с Юрой Смирновым ринулись в дверь. Через 15 минут приземлились на поляне МАЛа.


Лагерь-1 (4200)

На следующий день отправились в гости в МАЛ, где и узнали страшную новость. По связи Володя Балыбердин сообщил, что на «сковородку» сошла большая лавина, следов палаток нет, людей нет, всё плато представляет нетронутую ровную снежную поверхность.

Размер сошедшего снежно-ледового склона составлял около 1 км вверх по склону и около 1,5 км в ширину. Зная рельеф местности, можно предположить, что передний край лавины как нож бульдозера снёс всё на своём пути и сбросил в глубокие трещины и на ледопад, окаймляющие «сковородку». Остальная часть лавины накрыла всё сверху толстым и плотным слоем. Выжить в такой ситуации шансов практически нет.

Александр Кузнецов

10 июля мы переночевали на 4200, потом ночевали, не доходя до «сковородки», в районе трещин. Шёл сильный снегопад, видимость никакая, решили переждать. Наверное, эти дни непогоды и привели к тому, что первые дошедшие до 5200 поставили палатки на снежном поле, а не выше «сковородки» на скальном склоне, ведущем на Раздельную. Снег, туман, плохая видимость, усталость. По инерции все и поставили свои палатки там же. "Удобное место" для лагеря.

12 июля мы поднялись на Раздельную. Первая ночевка на Раздельной всегда не подарок, поэтому предполагалось, что спустившись до 5200, заночуем на «сковородке», в целях лучшей акклиматизации, а уже утром убежим в базовый лагерь. 13 июля уже часам к 14 мы пришли к своим палаткам на «сковородке». Попили чаю. Ещё попили чаю. Потом ещё. Вроде как совсем отдохнули, можно бы и дальше вниз бежать. Внизу же баня! Коля Сметанин всё время нудит: пойдёмте вниз, что здесь делать, жарко, народу много вокруг. А народ действительно всё приходил снизу и приходил, не протолкнуться. Вот и решили все пойти вниз. В баню, спасибо Красмашу! Пуховку я оставил в палатке, было тепло. Кошки снял, положил под палатку. Ушли вниз часов в 16-17.

Утром следующего дня сообщили о лавине. Собрались быстро. Цой на Камазе отвёз нас в МАЛ. Вертолёт забросил на 4200. Чудом оставшиеся в живых ленинградец Алексей Корень и словак Миро Грозман находились уже там. Не задерживаясь, мы ушли на «сковородку». На месте лагеря простиралось чистое снежное поле, никаких следов. Все что осталось от лагеря мы увидели ниже на ледопаде. Немного. Часть палатки, обрывки каких-то вещей, какая-то косметика… Людей нигде не видно. Стало понятно, что живых мы не найдём.


Нашли ногу, впрессованную в снег. Тело вырубали долго. Фирн, как камень… Завернули в палатку. К вечеру донесли до лагеря 4200. Утром на 4200 нас радостно встретил Володя Дюков. Оказывается, в альплагере "Дугоба" объявили, что вся красноярская команда погибла под лавиной. Вместе с отрядом инструкторов их на вертолёте привезли на спасработы. А мы тут все, живые!

И ещё пуховка моя выжила, та что осталась в палатке на 5200. Вынесло её вниз на самый ледник. Все собранные в лавине вещи лежали кучей в МАЛе, там её Володя Цой и приметил. Хорошо, когда на всех своих вещах фамилию-имя напишешь.


Тогда мы нашли троих из более чем сорока погибших

Юрий Курмачёв

В июле 1990 года я «работал начальником» стационарной палатки МАЛ «Памир» в лагере-1, что на 4200 на леднике Ленина. И вот 13 числа того же июля в лагерь-1 пришла большая группа ленинградцев под командованием Лёни Трощиненко. Много знакомых. Я пригласил их к чаю, и, надувшись до отвала, Лёня спросил меня о моих планах. Я собирался назавтра подняться на 5200, но Лёня (его упорно многие звали Лёха) и Щедрин Жора предложили идти с ними, а время уже за полдень. Я говорю, нет, мол, я обычно рано утром, часиков с пяти подымаюсь на 5200 за 1,5 часа по насту, как по лестнице, зачем мне такая мука по «каше». Предложили, видимо, просто из вежливости. Ребята очень доброжелательные и, как и многие ленинградцы, приятные в общении. Вот, собственно, и всё по встрече 13 июля 1990 года на леднике Ленина. «До встречи», – говорили мы друг другу, и ленинградцы, 24 человека, ушли. Как оказалось, почти все навсегда.

Утром, ещё до моих пяти часов подъёма к нам в палатку зашёл Володя Балыбердин и сообщил о большой лавине, свалившейся на «сковородку» вечером 13 июля. Откуда он получил такие сведения, я не знаю. Может кто-то из живых пришёл и сообщил о случившемся. Из нас, может, кто и слышал звук лавины, но чего в горах не бывает, и где сошла лавина – тоже вопрос. Немедленно, кто мог, из находившихся в лагере-1, вышли к предполагаемому месту падения пострадавших.

С отличной акклиматизацией мы с Балыбердиным существенно опередили основную группу поисковиков-спасателей. Под «сковородкой», уже под 4800-4900, Володя говорит мне: «Вон, видишь, кто-то сидит, иди туда». Сам пошёл дальше, левее под сераками ледопада. Я подошёл к сидящему на каремате в «банных» носках и куртке «Polar» человеку. Это оказался Лёша Корень, один из ленинградцев, цел и невредим. Я его обнял, притиснул слегка, а он, как заведённый, твердил один вопрос: «Где Трощ? Где Трощ?..» Не помню, что я ему ответил, что-то вроде, жив, мол, сейчас его спускают, что-то так… Тут подошла группа спасателей, я отдал Кореню пуховку, оставшись в футболке и капроновом лагерном комбинезоне, отдал верхние ботинки «Koflach», оставив себе вкладыши. Надев несколько пар носков от команды спасателей, Лёха во внешних ботинках мог идти с сопровождающими вниз.

Я, не теряя времени, побежал по ледопаду напрямки вниз. У меня как всегда был ледоруб, и поначалу довольно лихо преодолевая ледовые препятствия, я вскоре стал просто замерзать. Пластмассовые подошвы внутренних ботинок скользили, выматывая силы, начало темнеть. Уже не лёд, а снег стал проваливаться, отбирая последние остатки сил. Показались огни временного лагеря где-то на 4400 и, не дойдя, может, метров 200, я впервые в своей жизни к своему стыду и отчаянию стал кричать такие простые слова: «Помогите!..». Слава Богу, меня услышали, подошли, немного позже принесли обувь, пуховку, и я благополучно дотопал до лагеря.

В живых, хотя и побитый в лавине, оказался ещё чех Миро Грозман.


Выживший Миро Грозман

В нашей МАЛовской большой палатке был уже пришедший снизу Коля Чёрный, позже поисковики принесли два трупа, закопав их в леднике недалеко от нашей палатки. Пострадавшие и сопровождающие их были отправлены вертолётом на 3600 в «метрополию».

На следующий день мы с Чёрным Колей пили … водку. Я не знаю, откуда взялась у нас с Чёрным эта «четушка», мы с ним мирно её выпивали, когда прилетел вертолёт, и мы по связи поняли так, что нужно грузить «груз-200» в вертак. Намучавшись с трупами, а ничего хорошего тут нет, еле-еле подтащили и загрузили в вертолёт тела двух погибших. Спустя некоторое время, уже попивая чай (водка давно кончилась и улетучилась), мы услышали характерный звук точила «вжж-ь-ю-ить», прилетел вертак, и бортмеханик скомандовал нам, чтобы мы с Колей … выгружали обратно трупы, мол, там, что-то непонятное с бумагами и всё такое. Ну, и как нам всё это пережить? Делать нечего, потащили мы вдвоём с Колей тяжёлые ноши обратно в трещины, такие полугоризонтальные. Так для меня закончилась та трагедия на Памире возле пика Ленина. На другой день на 4200 меня сменила очередная бригада.


4200. Юра Курмачёв 15.07.1990

А на следующий год, в 1991-м при одиночном восхождении на пик Е. Корженевской (ну, что это за одиночное восхождение, когда всюду народ; есть где попить чаю или даже покушать, даже переночевать можно, пристроившись к кому-нибудь) на 5800 я повстречал … Лёху Кореня. «Вот он, мой спаситель!» – закричал Лёша, обняв меня. Правда, нигде обо мне, его спасителе с его же слов, Лёша не упоминал, да мне это и не нужно.

Рассказывает чудом выживший Лёша Корень

… Когда мы пришли к «сковородке», я заметил, что двое англичан с чехами поставили палатки перед траверсом, где часто сходят небольшие лавинки. Я их предупредил, но они ответили, что мол, чехи совсем «сдохли», поэтому мы уже никуда не пойдём. Я напросился на ночёвку в другую палатку, потому что я большой – места много надо. Лёг в спальник, приготовил кисель, уже начал засыпать. В этот момент сошла лавина. Проснулся от того, что идёт ударная волна и рвёт палатку. Меня выбросило, понесло вниз крутить-вертеть-ломать! Помню, начал задыхаться от снега, пытался как-то руками рот прикрыть, сгруппироваться. Если бы сознание потерял, то всё! Так пролетел метров 600–800. В итоге, упал на живот с серака высотой метров 25.

Спросонья ничего не понимаю. Где? Что? А потом доходит – лавина! Слышу, меня кто-то о помощи просит. Смотрю, словак Миро Грозман по пояс в снегу – не вылезти ему. Вытащил его из снега. Начали вещи искать, ведь мы в носках, без верхней одежды, штаны изорваны. Я чудом не пострадал, но тело всё было в синяках. За собой ещё увидел торчащие ноги. Но вытащить тело мы не смогли бы – его на следующий день 3 часа ледорубами вырубали. Нашли куртку, кое-какие вещи, которые лавина раскидала. Самое интересное, что до англичан с чехами лавина не дошла. Они видели, как смело лагерь, слышали, как мы кричали, но не смогли к нам спуститься. На следующий день один чех отправился вниз, чтобы сообщить о случившемся. Когда его встретили в нижнем лагере, то не поверили ему. Наши четверо опоздавших пошли наверх, чтобы удостовериться. По пути встретили альпиниста, который ночевал в лагере выше. Он и подтвердил, что лагерь уничтожен. Тут начались массовые спасательные работы. Кто-то заметил наши с Мирко следы, по которым поняли, что выжившие есть…

Сергей Антипин

Есть версия, что сход лавины вызвало землетрясение в Афганистане, но это не точно. Скорее всего, сложились несколько факторов: обилие снега, относительно теплая погода, возможно и землетрясение.

Поиски продолжались почти месяц, но кроме тел, найденных в первый же день поиска, никого больше так и не нашли. Спускались в трещины, на глубину более сорока метров, далее трещины были закупорены снежной лавинной массой. К поискам привлекали экстрасенсов, даже какого-то петуха-провидца, использовали рамки, лозоходство. Попадались обрывки одежды, палаток, но людей так и не обнаружили.

Погибли сорок три человека. 27 наших соотечественников, а также граждане Швейцарии, Германии, Испании, Чехословакии, Израиля, Италии.


Еще черед день или два я встретил в МАЛе Володю Балыбердина.

Он удивился и обрадовался, сказал: "Я думал, ты тоже там остался"

Да, в этот раз нам повезло...