Велимир хлебников значение числа в нашей жизни. Значение имени велимир. Имя как фраза

Столичный музей Владимира Маяковского представил выставочно-графический проект «птиЦЫ и ЦЫфры. Орнитология и нумерология Велимира Хлебникова». Выставка приурочена к 130-летию со дня рождения поэта. Этот проект художников из Москвы и Петербурга раскрывает центральные темы творчества Велимира Хлебникова. В основе графической сюиты — биографическая, портретная и вселенская линии.

«Председатель земного шара», «русский дервиш», «человек-птица» — так называли Велимира Хлебникова. В основе выставки - арт-объекты современных художников, посвященные Хлебникову. Здесь прижизненные издания самого поэта, авторская графика, гравюры, инсталляции из бумаги современных художников.

«Работу делал московский художник Валерий Орлов. Она посвящена хлебниковской мифологии, потому что современники вспоминали, что у него был неустроенный быт: он не был обеспечен ни едой, ни одеждой и свои стихи на листках разбрасывал всюду, хранил в наволочках и мешках. Валерий Орлов создает это миф из бумаги», - рассказывает куратор выставки, художник Михаил Карасик.

Тема выставки - птицы и цифры. Хлебников был из семьи орнитолога, и в молодости сам изучал птиц, участвовал в экспедициях. В его записных книжках есть зарисовки птиц и их описание. Это вдохновило питерского художника Дмитрия Саенко создать птичий «Птичий атлас» со стихами Хлебникова.

«Есть еще птичий мотив, сделанный также питерским художником Виктором Ремишевским. Изображены древние птицы, сакральные соколы. Работа, кстати, называется «Радио будущего». Это реальная работа Хлебникова. Теоретическая», - комментирует куратор Михаил Карасик.

Еще одна работа Ремишевского посвящена экспериментам Хлебникова с цифрами. Во время Русско-японской войны поэт начал поиски «основного закона времени», которые продолжал всю жизнь. Выводил формулы и уравнения судьбы, чтобы предсказывать будущее.

«В этом произведении чаша весов - это сакральные числа, которые определяют суть времени, событий. Это аккумулируется в произведении. Я решил, что 13 флажков, 13 знаков, 13 символов, которые он всегда подчеркивал, что они имеют колоссальное значение в его цифрографике», - рассказывает художник Виктор Ремишевский.

Подарком для публики стал концерт из произведений на стихи Велимира Хлебникова. По словам организаторов, они хотели воссоздать «музыку чисел и музыку птиц», которая если верить поэту, звучала в его произведениях.

В. В. Хлебников. Рисунок В. В Маяковского, 1916

Великий поэт, создатель нового поэтического языка, юродивый от литературы, математик, мыслитель, пророк Велимир Хлебников считал и настаивал на том, что его система изучения и освоения времени основывается не на интуиции, а на точных расчетах, которым он фанатично предавался. В 1912 у Хлебникова выходит брошюра «Учитель и ученик», где приводились подсчеты «законов времени». По форме эта книга была диалогами ученика (автор) со своей тенью.

Признание Старые провопли, Мережковским усните, Рыдал он папашей нежности нашей. Звуки — зачинщики жизни. Мы гордо ответим Песней сумасшедшей В лоб небесам. Да, но пришедший И не Хам, а Сам. Грубые бревна построим Над человеческим роем.

«Я искал правила, которому подчинялись народные судьбы. И вот я утверждаю, что года между началами государств кратны 413. Что 1383 года отделяют паденья государств, гибель свобод. Что 951 год разделяет великие походы, отраженные неприятелем. Это главные черты моей повести. < … > Это еще не все. Я вообще нашел, что время z отделяет подобные события, причем z = (365 + 48y)x, где у может иметь положительные и отрицательные значения. < … > Половцы завоевали русскую степь в 1093 году, через 1383 года после падения Самниума в 290 году. Но в 534 году было покорено царство Вандалов; не следует ли ждать в 1917 году падения государства?»

В письме, датированном концом 1916 Виктор Владимрович писал: «Это только 1,5 года, пока внешняя война не перейдет в мертвую зыбь внутренней войны» . Всё так и произошло.

Первая мировая война, которая потрясла мир, была предсказана Хлебниковым ещё в 1908 году. В своём воззвании славянским студентам он писал: «В 1915 году люди пойдут войной и будут свидетелями крушения государства».

В 1916 Хлебникова призывают в армию . Военная муштра приводит его в ужас. Он писал, что в запасном полку прошел «ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». Только благодаря помощи Кульбина, приват-доцента Военно-медицинской академии, Хлебникову удаётся освободиться от военной службы. Толку от нег о как от солдата — никакого, и он сам об этом заявлял: «Как солдат я совершенно ничто. У поэта свой сложный ритм».

Т еория струн тоже была предсказана Хлебниковым. Мысли о пульсации Вселенной он объясня л в 1919 Андриевскому: «Я утверждаю всю убежденность в пульсации всех отдельностей мироздания и их сообществ. Пульсируют солнца, пульсируют сообщества звезд, пульсируют атомы, их ядра и электронная оболочка, а также каждый входящий в нее электрон. Но такт пульсации нашей галактики так велик, что нет возможности ее измери ть. Никто не может обнаружить начало этого такта и быть свидетелем его конца».

И теория Эйнштейна не стала для Хлебникова откровением. Он сразу же понял её как "веру четырёх измерений", где четвертое измерение — время. Для него время было одновременно и динамизированным пространством, и волной.

Велимир Хлебников не мог не предчувствовать и свою смерть. Он писал: «Люди моей задачи часто умирают 37-ми лет» . Измученный бытом, дорогами, постоянно полуголодный , в одном нижнем белье Хлебников приежает в Москву зимой 1922 после своих странствий на поезде с инвалидами-эпилептиками. Кто-то дарит ему тулуп и он ходит в нем не снимая. «В пугачевском тулупчике я иду по Москве» . Его планы об издании рушатся, друзья от него отворачиваются, Маяковский отказывается вернуть рукописи. До его смерти остается меньше полугода.



Всё то , что пишет Хлебников осенью 1921 в работе «Радио будущего», очевидно, предсказывает появление интернета . Угадано даже слово «паутина».

«Радио будущего - главное дерево сознания - откроет ведение бесконечных задач и объединит человечество. Научная новость, землетрясение, пожар, крушение в течение суток будут напечатаны на книгах Радио. Из уст железной трубы громко несутся новости дня, дела власти, вести о погоде, вести из бурной жизни столиц. Если раньше Радио было мировым слухом, теперь оно глаза, для которых нет расстояния. Подойдем ближе… Гордые небоскребы, тонущие в облаках, игра в шахматы двух людей, находящихся на противоположных точках земного шара, оживленная беседа человека в Америке с человеком в Европе. Радио разослало по своим приборам цветные тени, чтобы сделать всю страну и каждую деревню причастницей выставки художественных холстов далекой столицы. Мусоргский будущего дает всенародный вечер своего творчества, опираясь на приборы Радио в пространном помещении от Владивостока до Балтики, под голубыми стенами неба. научились передавать вкусовые ощущения. даже запахи будут в будущем покорны воле Радио. врачи лечат внушением на расстоянии по проволоке. в руки Радио переходит постановка народного образования. <Весь мир> будет покрыт станами Радио.

Так Радио скует непрерывные звенья мировой души и сольет человечество…»

«Вообразим себе главный стан Радио: в воздухе паутина путей, туча молний, то погасающих, то зажигающихся вновь, переносящихся с одного конца здания на другой. Синий шар круглой молнии, висящий в воздухе точно пугливая птица, косо протянутые снасти. Из этой точки земного шара ежесуточно, похожие на весенний пролет птиц, разносятся стаи вестей из жизни духа»

Признани е

КОРЯВЫИ СЛОГ

Нет, это не шутка!
Не остроглазья цветы.
Это рок. Это рок.
Вэ-Вэ, Маяковский! — Я и ты,
Нас как сказать по-советски,
Вымолвить вместе в одном барахле?
По Рософесорэ,
На скороговорок скорословаре?
Скажи откровенно:

Хам!

Будем гордиться вдвоем
Строгою звука судьбой.
Будем двое стоять у дерева молчания,
Вымокнем в свисте.

Велимир Хлебников понимал свою избранность («Ок! Ок! Я пророк» ), но его система пророчеств не всегда основывалась на поэтической экзальтации. Огромное влияние на Хлебникова оказали калмыцкие степи и гадательная практика калмыцких предсказателей-астрологов зурхачи. Эта практика, имеющая корни тибетского ламаизма, полагала, что законы и циклы мира единообразны и предопределены, ничто в мире не происходит случайно, все связано необходимостью причинно-следственных рядов абсолютного единства мира. Хлебникову она была знакома с детства. Во время путешествий по Персии его принимали за странствующего монаха, с уважением величая "урус-дервиш", также называли "гуль-мула" - священник цветов.

Виктору Владимировичу Хлебникову не удавалось выйти из времени, оно постоянно нагоняло его, накрывало гребнями своих волн, но он многое увидел, когда он всплывал на поверхность. Хлебников предсказал архитектуру будущего, изобрел новый язык, увидел физику в словах, и поэзию в числах.

http://russian7.ru/categ ory/culture/

Моя так разгадана книга лица:
На белом, на белом — два серые зня!
За мною, как серая пигалица,
Тоскует Москвы простыня.

Волга, снова будь Волгой!
Бойко, как можешь,
Взгляни в очи миру!
Глаждане города голода.
Граждане голода города.

Москва, остров сытых веков
В волнах голода, в море голода,
Помощи парус взвивай.
Дружнее, удары гребцов!

Над 23 линогравюрами, вошедшими в экспозицию выставки, художник Провидохин Владимир Андреевич (Владимир Хин) работал на протяжении двух лет. Они явились отражением поэтической формы, выбранной поэтом и одновременно посвящением ему. Художник, вторя творению поэта «Годы, люди и народы, Убегают навсегда, Как текучая вода.» (Врата прошлого и будущего…) слагает своё видение:
Он был и есть. Всё зависит от нашей готовности понять, когда открываются Врата… .
Архитектура Истока, созданная Вседержителем, ритмический поток времени и новые виртуальные концепции - это новый лабиринт нашего путешествия по спирали к Истине. То, что мы привыкли называть хаосом, оказывается просто порядок, закон более высокой ступени, который недоступен нашему сознанию и нашим категориям мышления.
Даже в свете современных знаний, если они современны, мы всё равно не в силах объяснить, объять необъятное - жизнь новых миров… .

Золотистые волосики,
Точно день Великороссии.
В светло-серые лучи
Полевой глаз огородится:
Это брызнули ключи
Синевы у Богородицы.

Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звезды - невод, рыбы - мы,
Боги - призраки у тьмы
.

И я свирел в свою свирель,
И мир хотел в свою хотель.
Мне послушные свивались звезды в плавный кружеток.
Я свирел в свою свирель, выполняя мира рок.

МИР СТО ИТ НА ПОРОГЕ ТАЙНЫ!

Если она откроется - всё изменится… . И, мы, вероятно, попадём в следующий, новый, а воз можно и старый лабиринт.»
Размышления, суждения, о познании и Истине, категориям неподвластным разумному, волновали великие умы всех времён. И личные открытия в искусстве творчества - это тот бесценный дар вдохновения, который является ступенькой и смыслом бытия для каждой творческой личности, которая впоследствии становится сама вдохновителем. Герман Гессе, Велимир Хлебников, Альбер Камю, Леон де Грейфф - это име
на, которые уже не один десяток лет не оставляют умы, идущих следом. И не случайно рядом, в контексте, входящих в круг искателей Истины, звучит имя В.Хина, который предпочёл уединение и творчество, с целью убрать границы времени и пребывать в согласии с познанием, в обществе тех, кто как эхо, находит место в нём. Художник гравюры этой серии преподнёс в дар Национальному Полоцкому историко-культурному музею-заповеднику как подарок миру и поэту.

Скифское Что было - в водах тонет. И вечерогривы кони, И утровласа дева, И нами всхожи севы. И вечер - часу дань, И мчатся вдаль суда, И жизнь иль смерть - любое, И алчут кони боя. И в межи роя узких стрел - Пустили их стрелки - Бросают стаи конских тел Нагие ездоки. И месть для них - узда, Желание - подпруга. Быстра ли, медленна езда, Бежит в траве подруга. В их взорах голубое Смеется вечно вёдро. Товарищи разбоя, Хребет сдавили бедра. В ненастье любят гуню, Земля сырая - обувь. Бежит вблизи бегунья, Смеются тихо оба.

Велимир Хлебников в казарме.

Растет поэмы нежный стебель,
Запретный теплится огонь
В казарме, где орет фельдфебель
И плачет пьяная гармонь.

Где тускло светятся приклады
И плавает угарный свет,-
Для русской музы - русой Лады -
На грязных нарах места нет.

Искусства страшная дорога
Ведет к несбыточной мечте,
А жизнь - нелепа и убога
В своей обидной наготе.

А если сон смежит ресницы -
Он явит скорбную судьбу;
Все чаще Полежаев снится,
Босой, в некрашеном гробу.

И только свет посмертной славы
Поэту оставляет мир;
Как лист языческой дубравы,
Заплещет имя: Велимир.

Не стыдно миру... В смрадном лоне
Томится гордость лучших лет,
И на скоробленном погоне
Желтеет грубый трафарет.

Ну что ж!.. Он к этому привычен,
Одним святым трудом дыша.
Сочтите - сколько зуботычин
Сносила гордая душа.

Пусть, надрывая бранью глотку,
Склоняясь к острому плечу,
Фельдфебель требует на водку -
Грозится отобрать свечу!

Примечания

1 Мой приятный долг — поблагодарить А.К. Жолковского (за высказанные идеи), Рональда Вроона и С.В. Старкину (за ценные библиографические справки).
2 См. о ней [Пунин 2000], и [Леннквист 1999: 13-22], , [Григорьев 1983: 119-130], , [Иванов 2000], , [Виролайнен 2003], [Бабков 2000], и мн. др.; а о ее развитии — [Старкина 2005: 212-213, 231, 356, 401].
3 Обе позиции представлены, к примеру, в [Иванов 2000].
4 По [Хлебников 1922 a], но без учета реконструкции в [Хлебников 2000 b].
5 Если не считать [Киктев 1991], .
6 См. , [Арензон 2000] и .
7 Жизнетворчество — область в литературоведении, заданная В.Ф. Ходасевичем в эссе «Конец Ренаты» (1928) и продолженная исследованиями о русских символистах (Брюсове, Блоке, Зинаиде Гиппиус и др., см. [ 1992] и др.) и постсимволистах (Ахматовой, см. [Жолковский 1996]). Оно проявляется в том, что писатель своей жизнью сознательно реализует эстетическую или идеологическую программу, как бы разыгрывая некий спектакль (иногда — по мотивам литературных произведений) или же выступая в некой роли. Тем самым его жизнь превращается в семиотический текст, поддающийся экспликации и анализу. Жизнетворчество стимулирует и собственно творчество, подсказывая новые темы, ракурсы и, естественно, самопрезентацию. Самопрезентация же не всегда производна от жизнетворчества. Так, богатый репертуар самообразов Мандельштама, о чем см. , едва ли имеет под собой жизнетворческую основу. К Хлебникову теория жизнетворчества не применялась, если не считать [Панова 2006 b] и настоящей статьи.
8 В 1903 году Хлебников поступил на математическое отделение Казанского университета, но после ареста за революционную деятельность охладел к занятиям и в конце 1904 г. подал прошение о переводе на естественное отделение, где тоже не задержался, [Старкина 2005:36-41]. Судя по реакции на доклад Хлебникова «О колебательных волнах 317-ти», профессиональным математикам были чужды идеи поэта, [Старкина 2005: 231]. Хлебников же, на все лады хваливший своего земляка Лобачевского, не одобрял современных теорий, в частности, эйнштейнову, о которой в 1916 году услышал от Сергея Боброва, [Старкина 2005: 249].
9 См. о нем .
10 [Старкина 2005: 50].
11 Произведения Хлебникова цитируются по [Хлебников 1986], если другой источник не оговорен.
12 См. об этом , [Бабков 2000: 180], [Старкина 2005: 153] и др.
13 Художественное развитие идеи государства времени (в т. ч. в сторону Числобога, его Короля) см. в «Скуфье скифа» (1916).
14 [ХСС III: 439].
15 [ХСС III: 317].
16 [Хлебников 1922 a: 14].
17 По крайней мере, на ее ранних стадиях, о чем см. [Иванов 2000: 348] и [Владимирский 2000: 730-732].
18 См. [История и антиистория].
19 В [Иванов 2000: 353] приводится параллель из Новалиса: „Наши буквы должны стать числами, а язык — арифметикой” (без библиографической ссылки).
20 Закон о согласных иллюстрируется гласными, А и И , — и это при том, что начальные гласные Хлебников в теоретических построениях игнорирует.
21 См. в этой связи [Киктев 1991].
22 В смысле платоновского «Кратила», где развивается тезис о том, что законодатель имен (номотет) придумывает их не по собственному произволу, а следуя идее нарицаемого объекта.
23 См. http://www.emory.edu/INTELNET/dar0.html.
24 См. о нем [Григорьев 1983: 78-83], , , [Перцова 2000], и др. Согласно [Григорьев 1983: 80-81], эпоха искусственных языков, в том числе эсперанто — кстати, Хлебниковым не одобренного, — предоставила в его распоряжение необходимые модели. Согласно , на звездный язык повлияла японская и китайская иероглифика. Добавлю к этому списку и египетские иероглифы, в виде рисунков (Хлебников увлекался Египтом в период написания «Ка» и даже вводил египетские слова в основание звездного языка ).
25 Ср. “детскую призму”, “инфантилизм поэтического слова”, „“ребёнок и дикарь” как новое поэтическое лицо” в [Тынянов 2000: 218] и аналогичный подход в и , восходящие к определению Николая Гумилева: неотделанные тексты и путанный синтаксис выдают в Хлебникове “испуганного дикаря” («Статьи и заметки о русской поэзии»).
26 О том, что Мандельштам предпочитал пространство времени, см. [Панова 2003].
27 [Григорьев 2000: 637-700].
28 Включая «На островах» (1909) Блока, с геометрическими мотивами.
29 «Заметки о поэзии» (1923-1927).
30 «Ещё Петербург» (1914) Маяковского.
31 На 1907 год как начало общения с Ивановым указывается в [Клинг 1998: 106]. О 1910 годе, когда Хлебников, отторгнутый «Аполлоном», стал удаляться от символистов, см. [Клинг 1996: 65].
32 Работы о влиянии символизма на Хлебникова существуют (особо стоит отметить [Клинг 1996] и [Клинг 1998]), но без выхода на алгебру и геометрию.
33 См. [Хлебников 2000 а, I: 18-19].
34 Согласно [Хлебников 2000 a, IV: 350], замыслом «Гибели Атлантиды» Хлебников обязан знакомству с “Terror antiquus” Льва Бакста (на выставке 1909 года) и статье «Древний ужас» (п. 1909) Иванова с обсуждением этой картины.
35 См. [Шишкин 1996: 158].
36 См. [Анненков 1873: 54] и последующую биографическую литературу о Пушкине.
37 [Богомолов 1999].
38 [Старкина 2005: 129].
39 [Хлебников 2000 а, I: 486].
40 См. и перевод на русский [Леннквист 1999].
41 К примеру, в [Иванов 2000: 353] любовью Хлебникова к биологии объясняются звериные шкуры, наброшенные на числа; строками Вы те же, 300, шесть и пять / Зубами блещете опять из более поздних «Детей Выдры» — строка века как быстрого хохота зубы (в которой, тем самым, оказывается спрятанным 365); а позднейшим учением о коромысле весов числа 3 2 и 2 3 из «Досок судьбы» — аналогичная пляска коромысла. Предлагаемое в этой статье интертекстуальное чтение не поддерживает ни одного из этих наблюдений.
42 [Леннквист 1999: 15-19]. В предлагается не только пушкинская, но и ницшевская оптика для анализа «Чисел» с точки зрения маски пророка.
43 О становлении хлебниковской поэтики свидетельствуют аграмматизмы (одетые в звери ; зеницы разверзлися понимать ), постоянные стилистические перебои (после наукообразных строк 4-6 идут 7-8, с пестрой смесью из неуклюже построенного наречия вещеообразно, разверзлися — то ли архаизма, то ли фольклорного словечка, архаичных зениц и слов научного лексикона — делимое и единица ) и безрифменность, почему-то сменяющаяся финальной рифменной парой зеницы / единица . С другой стороны, самопрезентация “я” в виде пророка, включающая зачин ‘я сделал то-то’, приписывание себе величественных жестов, разговор с числами на вы, безусловно, придает «Числам» неповторимо хлебниковское звучание.
44 [Гиппиус 1999: 475-476].
45 См. об этом [Иванов 2000: 358] и др.
46 О 666 в этом стихотворении со ссылкой на Откровение Иоанна Богослова см. [Хлебников 2000а, I: 486]. О поэтической моде на 666 свидетельствует хлебниковское «Зверь + число» (1915) и бальмонтовское «Звериное число» (сб. «Ясень», 1916). Ср. также «В мире цифр» Хлебникова: Мы все знаем, как наши бабушки и прабабушки увлекались “звериным числом” — 666, придавая ему особый, таинственный смысл. [ХСС III: 462]
47 Отмечено в . Конечно, Хлебников-писатель по частоте обращения к числам, уравнениям и датам сильно впереди всех символистов, может быть, и вместе взятых. О числе и его словообразовательном гнезде, а также числительных у Хлебникова см. [Григорьев 1983: 119-130].
48 .
49 См. [Хлебников 2000 а, I: 486].
50 [Хлебников 1986: 664].
51 Точная дата написания «Чисел» в бальмонтоведении не обсуждается. Сборник, к которому они принадлежат, вышел в конце января, , что делает непосредственное влияние бальмонтовских «Чисел» на хлебниковские весьма вероятным.
52 Бальмонтовские рифмы, числа/ коромысло и число/ весло, не нашли поддержки в «Числах» Хлебникова, в отличие от «Гибели Атлантиды», ср. число / русло (с неправильной акцентуацией).
53 Согласно , в вещеобразном скрыто пушкинское вещий .
54 Ср. другие интерпретации. По [Иванов 2000: 368] деление Я-единицы на единицу — путь в ничто. По “я” — самостоятельная единица — при делении на единицу остается равной себе; таким образом, никакой тайны нет. По [Хлебников 2000 а, I: 487] тире перед единицей можно прочитывать не синтаксически, а как “минус”; тем самым речь идет о нет-единице .
55 Было бы заманчиво возвести математику Хлебникова ещё и к символистским эссе на те же темы — к «Краю Озириса» (п. 1914) Бальмонта или «Учителям учителей» (п. 1917) Брюсова, о которых см. [Панова 2006 a, I: 176-178], — но знакомство Хлебникова с ними пока что не подтверждается.
56 Эта статья продолжает исследование соловьевского слоя у Хлебникова, начатого М.С. Киктевым. В [Киктев 1992] отмечается общая для двух писателей идея «Единого», переход от соловьевской Богоземли к мыслезему , упоминание Соловьева в материалах к «Доскам судьбы» и переработка соловьевских «Трех разговоров» в «Зангези».
57 “Вечное возвращение” Заратустре проповедуют звери [Ницше 1981: 192-195]. О Хлебникове и Ницше см. и , o хлебниковской рецепции “вечного возвращения” — .
58 Иначе обстоит дело в «Чертике» (1909):

О д н а. Соловьев… Отечественный мыслитель сказал…
Ч е р т. Да, мы там послушаем и соловьев.

Такие каламбуры восходят к Н.В. Гоголю, вписавшему себя в финал «Тараса Бульбы» (п. 1835) в виде „гордого гоголя”, быстро несущегося по Днестру. Впоследствии к гоголевско-хлебниковской традиции подключился Даниил Хармс, ср. «Петров и Камаров» (б/д):

П е т р о в. Эй, Камаров!
Давай ловить камаров!

59 Ср. также уравнение происхождения Третьего Рима в [Хлебников 1922 a: 20].
60 Панмонголизм — по образцу панэллинизма, панславизма и проч.
61 И, кстати, автором произведений со сходными исканиями: «Глоссолалией» (1917, п. 1922) и романом «Москва» (п. 1926), где среди героев есть профессор математики, а в разговорах звучат не только числа и дроби , но — совсем по-хлебниковски — циферник и числец .
62 Ср. противоположное мнение в : отсутствие книжной культуры у Хлебникова не свидетельствует о его невежестве; читал он много, в особенности же о религиях и ритуалах, но не систематически (в результате Изанаги превратился у него из мужского божества в женское).
63 Согласно [Гройс 1993].
64 [Виролайнен 2003: 411-412], с той оговоркой, что сходство это типологическое.
65 Связь между Хлебниковым и Пьером Безуховым подмечена в «Посвящается С.» А.К. Жолковского: „Борхес „в каком-то смысле ‹...› был Набоковым, ‹...› потому что родился в 1899 году, том же, что и Набоков, что позволяло последнему с помощью относительно несложных (по понятиям ‹...› Пьера Безухова или Велимира Хлебникова) арифметических выкладок отождествить себя со своим великим предшественником, тоже не дожившим до получения Нобелевской премии [Пушкиным. — Л.П. ]” [Жолковский 1991: 5].
66 О влиянии «Войны и мира» на историософию Хлебникова см. [Арензон 2000: 541-544].
67 „Villanelle. Une nuit noirè, par un calmè, sous l’équateur” (1884) в пер. Ивана Бунина: Время, Пространство, Число/ С черных упали небес/ В море, где мрак и покой («В темную ночь, в штиль, под экватором», 1915), цит. по [Французские стихи: 424-425].
68 См. , о пифагореизме, и , с развитием этих идей; [Никитаев 1991: 72-74], о влиянии на Хлебникова «Человека и вселенной. Общего обзора оккультных знаний» Папюса (1909, по-русски); [Богомолов 1999] — наблюдение о том, что хлебниковские числа, идея цикличности и искания в области языка восходят к Блаватской; и [Виролайнен 2003: 421, 424] — о том, что Хлебников черпал свои геометрические соответствия буквам и идею языка, объединяющего человечество, из «Курса Энциклопедии Оккультизма, читанного Г.О.М. В 1911/ 1912 году в городе С.-Петербурге» (СПб., 1912).
69 Иоанн, I: 15.
70 Русский перевод, [Шюре 1914], приводится по http://www.psylib.ukrweb.net/books/shure01/index.htm.
71 О пифагорейской основе стихотворений Бальмонта см. .
72 ; раздел “The Mystery Language and its Keyes”.
73 ; цитируется пер. А.П. Хейдока, по http://www.sunhome.ru/library/166.
74 Упоминание «Глоссолалии» в связи с Хлебниковым приводится в .
75 Ср. „Такое искусство возникло; оно обосновано Штейнером; обоснование мое — физиология: то есть — бревенчатый смысл; из страны, где сверкает она, на руках, как младенца, принес ее Штейнер; и положил перед душами смелыми, чистыми” (гл. 73).
76 Оно подкрепляется отсутствием некоторых общеобязательных нумерологических топосов, ср. 8 как перевернутый знак бесконечности; египетские пирамиды, их геометрические формы в оккультном свете и число π, о чем см. [Панова 2006 a, I: 176-178]; придуманное гностиками слово Абраксас для обозначения 365, [Панова 2006 a, I: 470].
77 Утопическое мышление Хлебникова подробно рассматривается в ; в [Гройс 1993] оно поставлено в контекст русского авангарда; в [Степанов 1975: 249] оно оценивается с точки зрения марксизма-ленинизма; а в [Ичин] сравнивается с утопией Платона.
78 Хлебниковская утопия, а, возможно, и его жизнетворчество повлияли на художественный мир Андрея Платонова — в особенности же на его героев-иделистов, кующих светлое будущее.
79 Хлебниковская самопрезентация в текстах освещалась нечасто, но с разных точек зрения. Начал А.К. Жолковский: тексты, чередующие плохопись и добротное письмо, смонтированные в технике отрывка и выдержанные в неестественно высокой стилистике, распались бы на части, если бы не “я”, разросшееся до Председателя Земного Шара, [Жолковский 1986: 62-64]. Далее, в монографии рассматривается переход Хлебникова от воинской ипостаси — к пророческой. В статье показано, что хлебниковские маски пророка не только восходят к Пушкину и Ницше, но и оформляются цитатами из этих авторов. Во [Вроон 1996] прослеживается эволюция особого биографического “я”; перейдя рубеж 1920 года, когда был открыт закон времени и Хлебников почувствовал себя легендарной личностью, он придал и лирического герою стихотворений, и главному герою «Зангези» статус пророка. Наконец, в пророческий имидж Хлебникова из стихотворения «Одинокий лицедей» интерпретируется через миф об Ариадне, Тесее и Минотавре, Ветхий Завета и Пушкина, как кризис самовосприятия.
80 В т.ч. по принципу метемпсихоза, о чем см. [Панова 2006 a, I: 249-250].
81 Подробнее см. [Панова 2006 a, I: 198-203] и особенно [Панова 2006 b].
82 См. [Баран 2002: 128].
83 Письмо Дмитрию Петровскому, [НП 410].
84 Письмо Николаю Кульбину, ноябрь-декабрь 1916 г. (?), [ХСС III: 309-310].
85 [Ницше 1981: 185].
86 [Гройс 1993].
87 [Гройс 1993: 20-35].
88 Мнение Р.В. Дуганова.
89 В отмечаются общие для Заратустры и Зангези ситуации — в частности, провокационные жесты. В образ Зангези соотносится с Заратустрой по линии масок пророка. См. также [Григорьев 1986: 227], с беглым замечанием о том, что Заратустра присутствует в имени Зангези; [Вроон 1996: 140], о генезисе «Зангези» — изначально набора лирических стихотворений, собранных в целое и “драматизированных” по принципу «Так говорил Заратустра»; и [Старкина 2005: 340], с наблюдением, согласно которому появление Зангези на утесе — из Ницше.
90 В дискуссии о жанре «Зангези», представленной в , “пьеса для чтения” не значится.
91 Об основательном знакомстве Хлебникова с «Искушением святого Антония» свидетельствует его «Искушение грешника» (1907), о чем см. [Дуганов 1990: 19].
92 Более того, “звездная” азбука «Зангези» (Зэ — отражение луча от зеркала. — Угол падения равен углу отражения (зрение) , пл. VIII) позволяет выстраивать лучеобразные соответствия между З ангеЗ и , с повторенным З , и Заратустрой . Символическое значение этого имение, зрение , сближает Зангези с лирическим героем «Чисел», чьи вещеобразно раскрытые зеницы позволяют ему видеть числовую изнанку мира. Ср. также трактовку Заратустры в «Глоссолалии» Белого: „Звуки слов “Заратустра” рисуют:

“Заратустра” есть распростертый лучами на все из духовного света-жара души ” (гл. 39).
93 Сопоставление стилистик Ницше и Хлебникова см. в .
94 [Ницше 1981: 71].
95 Ницшеанский подтекст в пророчествах Зангези Мандельштам наверняка уловил, поскольку и сам часто цитировал «Так говорил Заратустра», о чем см. см. [Панова 2003: 341-343].
96 В финалы Хлебникова и Ницше, напротив, разводятся как непохожие.
97 [Ницше 1991: 289].
98 „Вот я уже умер” [Ницше 1991: 284].
99 [Ницше 1991: 65].
100 См. , где они поданы в парадигме евразийства.
101 [Хлебников 1925: 4].
102 [Ницше 1981: 37].
103 «Свободы сеятель пустынный…» (1823): Паситесь, мирные народы! / ‹...›/ К чему стадам дары свободы? / Их должно резать или стричь.
104 Ср. «Воспоминания о Велемире Хлебникове» Дмитрия Петровского: „317 было число Председателей Земного Шара. Я вступил в их число одним из первых и вышел только в 1917 году, когда Хлебников обратил его в кунсткамеру, записывая в Председатели то Вильсона и Керенского, то Али-Серара и Джути, только потому, что это были первые арабы или абиссинцы, каких он встретил, то христианских братцев из Америки: м-ра Девиса и Вильяма”.
105 Дата — по [Шишкин 1996: 144-145, 147]. Семантика — по [Асеев 2000: 103]; другие объяснения этого имени — в [Шишкин 1996: 148].
106 [Старкина 2005:232].
107 [Старкина 2005: 243-245].
108 [Старкина 2005:249-250, 269-279].
109 [Старкина 2005: 336-337].
110 Ср. в этой связи [Вроон 1996: 147]: Хлебникова написал о себе как об открывателе новых материков, а Маяковский канонизировал это знаменитой формулой „Колумб новых поэтических материков”.
111 См. и перевод в [Паперно 1996].
112 [Паперно 1996: 168-169].
113 [Паперно 1996: 166-169].
114 [Старкина 2005].
115 [Жолковский 1986: 585].
116 .
117 [Анфимов 1935].
118 [Смирнов 1994: 203-204].
119 См., к примеру, [Руднев 2002: 227].
120 О Лимонове см. [Жолковский 2005].
121 См. об этом, к примеру, [Руднев 2002: 222-224].
122 К примеру, в [Виролайнен 2003: 423-425] миссия Хлебникова проецируется на антибиблейский архетип. Если Бог не допустил строительства Вавилонской башни, разделив человечество на разные языки, то Хлебников, вводя универсальный язык — полуоккультный, ибо на нумерологической платформе, — восстанавливает Вавилонскую башню, тем самым превращая себя и людей в божичей .
123 Ницше даже подписывался Дионисом и Распятым , [Руднев 2002: 227].
124 Эти соображения входят в противоречие и с идеей Ю.Н. Тынянова о том, что смех Хлебникову был не страшен, ибо в «Зангези» предоставлено слово потешающимся над Хлебниковым, [Тынянов 2000: 217], и с распространенным мнением об ироничности «Зангези», особенно же в финале, где Смех зарезался бритвой.
125 [Гройс 1993: 15].
126 [Гройс 1993: 20-35, 61].
127 См. [Лимонов 2004: 38-45], а также [Жолковский 1994] — исследование графоманского письма Лимонова на фоне Хлебникова.
128 См. «Бабочка или две их» — ещё один после Мандельштама диалог c Зангези (ответ на самоотождествление Зангези-Хлебникова с бабочкой; «Зангези», пл. VI), — и эссе «Похвала поэзии» [Седакова 1994: 329-331].
129 Вместе эти писатели рассматриваются подробно в .
130 Об заимствовании каламбурного принципа см. сноску 58.
131 [Хармс 2002, I: 13-15, 102, 111-112, 120, 197, 379-380, 437-438, 459, II: 13и др.], в т.ч. с числовыми обозначениями букв.
132 [Хармс 2002, I: 86-88, 92, 100, 114, 138-139, 242, 245], в т.ч. с перечнями оккультной литературы.
133 Хармс имел доступ к рукописям Хлебникова.
134 [Ямпольский 1998: 287-313].
135 Ноль не входит в традиционную оккультную нумерологию; возник он лишь 1300 лет назад в Индии, а в Европе утвердившийся в начале XVII века, [Ямпольский 1998: 291].
136 Ср. также геометрические упражнения Хармса — шар в «Математике и Андрее Семеновиче» (1933).
137 В [Руднев 2002: 50-51] нумерологические произведения Хармса рассматриваются как образец обсессивного дискурса.
138 [Ямпольский 1998: 10].
139 О такого рода математических операциях и мнимых числах см. [Иванов 2000: 364 и сл.] и [Никитаев 1992]; новый взгляд на √-1 предлагается в и .
140 Полный обзор литературной математики Хармса и ее мистических контекстов см. в .
141 Недавно этот иконостас пополнился Хармсом, о чем см. [Иванов 2005].
142 „Проследим ‹...› вестническую тенденцию ‹...› в бредовых идеях Хлебникова о преображении Земли и в его сумасшедших мечтах — стать правителем земного шара ‹...› Не случайно на первых же её [русской литературы. — Л.П .] страницах пламенеют потрясающие строфы пушкинского «Пророка»!” (1950-1958, [Андреев 1995, II: 380]). Ср. также стихотворение Андреева «Хлебников» (1940): Как феникс русского пожара/ ПРАВИТЕЛЕМ ЗЕМНОГО ШАРА/ Он призван стать — по воле “ка”!/ И в этом — Вышнего рука.
143 Кстати, эти две ипостаси разводит В.Ф. Марков, отдавая должное лишь писательской „прелести” Хлебникова, .
144 [Панова 2003: 358].
145 Явное contradictio in adjecto — признание Хлебникова одновременно учёным и Королем (Времени). Напомню в этой связи исторический анекдот об Александре Македонском, попросившего математика Менахма изложить ему быстрый путь к освоению геометрии и услышавшего в ответ, что в геометрию нет королевского пути. Так что либо король, либо учёный.
146 См. [Панова 2003: 333-603].
147 См. .
148 .
149 [Вроон 1996: 148].
150 Освобождение русской культуры от мифов предпринимается, в частности, в [Гаcпаров 1997], с деконструкцией культа М.М. Бахтина (авангардного толка, отчасти схожего с хлебниковским), и в [Жолковский 1996], с деконструкцией культа Ахматовой (сталинистского толка).

Литература

Андреев Даниил . Собрание сочинений в трех томах. Сост., вст. ст. и прим. А.А. Андреевой. М.: Московский рабочий, Алеся, 1993-1996.
Анненков П.В . А.С. Пушкин. Материалы для его биографии и оценки произведений. СПб., 1873 .
Анфимов В.Я . К вопросу о психопатологии творчества: В. Хлебников в 1919 году // Труды 3-й Краснодарской клинической городской больницы, вып. 1. Краснодар, Издание Краснодарского горздравотдела, 1935, с. 66-73.

Арензон Е.Р . „Задача измерения судеб…”. К пониманию историософии Хлебникова // МВХ 2000: 522-549.
Асеев Ник . В.В. Хлебников // МВХ 2000: 103-109.
Бабков Василий . Контексты Досок Судьбы // Хлебников 2000 b: 159-287.
Баран Хенрик . О Хлебникове. Контексты, источники, мифы. М.: РГГУ, 2002.
Богомолов Н.А . Об одном из источников диалога Хлебникова «Учитель и Ученик» // Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М: НЛО, 1999, с. 264-269.
Вечорка Татьяна . Воспоминания о Хлебникове // Хлебников 1925: 21-30.

Винокур Г.О . Хлебников. ‹Вне времени и пространства› // МВХ 2000: 206-223.

Виролайнен М.Н . „Сделаем себе имя”: Велимир Хлебников и М.П. Погодин: миф числа // Виролайнен М.Н. Речь и молчание: сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Амфора, 2003, с. 411-436 .
Владимирский Б.М . “Числа” в творчестве Хлебникова. Проблемы автоколебательных циклов в социальных системах // МВХ 2000: 722-732.

Вроон Р . Генезис замысла “сверхповести” «Зангези»: (К вопросу об эволюции лирического “я” у Хлебникова) // Вестник Общества Велимира Хлебникова. Вып. I. М., 1996, с. 140-159.
Гаспаров М.Л . М.М. Бахтин в русской культуре XX века // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. II: «О стихах». М.: «Языки русской культуры», 1997, с. 494-496 .
Гинзбург Лидия . Записные книжки. Воспоминания. Эссе. Вст. ст. А.С. Кушнера. СПб.: Искусство-СПБ, 2002.
Гиппиус З.Н . Стихотворения. Вст. ст., сост. и прим. А.В. Лаврова. СПб.: Академический проект, 1999.
Григорьев В.П . Грамматика идиостиля. В. Хлебников. М.: Наука, 1983.

Григорьев В.П . Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М.: Наука, 1986.

Григорьев В.П . Будетлянин. М.: Языки славянской культуры, 2000.
Гройс Борис . Стиль Сталин // Гройс Борис. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993, с. 11-112.
Дуганов Р.В . Велимир Хлебников. Природа творчества. М.: Советский писатель, 1990.

Жолковский А.К . Графоманство как прием. Лебядкин, Хлебников, Лимонов и другие // VChMR 1986: 573-590 [перепеч. в: Жолковский А.К. Блуждающие сны. М.: Восточная литература, 1994, с. 54-68].

Жолковский Александр . НРЗБ. М.: Весы, 1991.
Жолковский А.К . Анна Ахматова — пятьдесят лет спустя // Звезда, 1996, № 9, с. 211-227 [перепеч. в: Жолковский А.К. Избранные статьи о русской поэзии: Инварианты, структуры, cтратегии, интертексты. М.: РГГУ, 2005, с. 139-174].
Жолковский А.К . Интертекстуал поневоле («Я в мыслях подержу другого человека…» Лимонова) // Жолковский А.К. Избранные статьи о русской поэзии: Инварианты, структуры, cтратегии, интертексты. М.: РГГУ, 2005, с. 309-326.
Иванов Вяч.Вс . Хлебников и наука // Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 2: Статьи о русской литературе. М.: Языки русской культуры, 2000, с. 342-398 .

Иванов Вяч.Вс. Египет амарнского периода у Хармса и Хлебникова: «Лапа» и «Ка» // Столетие Даниила Хармса: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.И. Хармса. Ред. А.А. Кобринский. СПб: ИПЦ СПГУТД, 2005, с. 80-90.

История и антиистория : Критика «новой хронологии» академика А Т. Фоменко. Сост. А.Д. Кошелева. 2-е изд., доп. М.: Языки славянской культуры, 2001.
Ичин Корнелия . Утопия Хлебникова и замысел “идеального государства” у Платона.

Киктев М.С . Хлебниковская “Азбука” в контексте революции и гражданской войны // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27-29 ноября 1990 г. Отв. Ред. С.В. Старкина. СПб., 1991, с. 15-39.

Киктев М.С . Хлебников и Вл. Соловьёв // Материалы IV Хлебниковских чтений. Астрахань, 1992, с. 28-32.
Клинг Олег . Футуризм и “старый символистский хмель”: Влияние символизма на поэтику раннего русского футуризма // Вопросы литературы, 1996, № 5, с. 56-92.
Клинг Олег . Хлебников и символизм // Вопросы литературы, 1998, № 5, с. 93-121.
Крученых А . Предисловие // Хлебников 1915: 4.
Кузмин М.А . Кузмин М. Проза. Вст. ст., ред. и прим. В.Ф. Маркова. В 12-ти тт. Berkeley, 1984-2000.
Леннквист Барбара . Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. Пер. с англ. А.Ю. Кокотова. СПб.: Академический проект, 1999.

Лимонов Эдуард . Священные монстры. М.: Ad Marginem, 2004.

Малевич К.С . В. Хлебников // МВХ 2000: 182-185.

Мандельштам Н.Я . Вторая книга. М.: Согласие, 1999.

МВХ — Мир Велимира Хлебникова. Статьи. Исследования (1911-1998). Сост. Вяч.Вс. Иванова, З.С. Паперного, А.Е. Парниса. М.: Языки русской культуры, 2000.
Никитаев А.Т . К интерпретации 2-ого паруса «Детей выдры» // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27-29 ноября 1990 г. Отв. Ред. С.В. Старкина. СПб., 1991, с. 69-95.

Никитаев А.Т . Мнимые числа в творчестве Велимира Хлебникова // Поэтический мир Велимира Хлебникова. Вып. 2. Сост. С.А. Ланцова. Астрахань, 1992, с. 12-21.

Ницше Ф . Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Пер. с нем. Ю.М. Антоновского. NY: Chalidze, 1981 [Репринт изд.: СПб.: Прометей, 1911].
НП — Хлебников Велимир. Неизданные произведения. Ред. и комм. Н. Харджиева и Т. Грица. М.: Художественная литература, 1940.
Панова Л.Г . “Мир”, “пространство”, “время” в поэзии Осипа Мандельштама. М.: Языки славянской культуры, 2003.
Панова Л.Г . Русский Египет. Александрийская поэтика Михаила Кузмина. В 2-х тт. М.: Водолей Publishers, Прогресс-Плеяда, 2006 (a).
Панова Л.Г . «Ка» Велимира Хлебникова: сюжет как жизнетворчество // Материалы международной научной конференции «Художественный текст как динамическая система», посвященной 80-летию В.П. Григорьева (Москва, ИРЯ РАН, 19-22 мая 2005) // Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В.П. Григорьева 19-22 мая 2005. М.: Азбуковник, 2006 (b), с. 535-551.

Паперно Ирина . Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М: НЛО, 1996.
Перцова Н.Н . О “звездном языке” Велимира Хлебникова // МВХ 2000: 359-384.

Пунин Н.Н . ‹Хлебников и государство времени› // МВХ 2000: 157-174.

Руднев В.П . Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. М.: Класс, 2002.
Седакова Ольга . Стихи. М.: Гнозис, Carte Blanche, 1994.
Смирнов Игорь П . Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: НЛО, 1994.
Старкина София . Велимир Хлебников: Король времени. СПб.: Вита Нова, 2005.
Степанов Н . Велимир Хлебников. Жизнь и творчество. М.: Советский писатель, 1975.
Тынянов Ю.Н . О Хлебникове // МВХ 2000: 214-223 .

Французские стихи в переводе русских поэтов. XIX-XX вв. Сост., вст. ст. и комм. Е. Эткинда. М.: Прогресс, 1969.
Хармс Д . Записные книжки. Дневник. Сост. и подг. текста Ж.-Ф. Жаккара и В.Н. Сажина, вст. ст. и прим. В.Н. Сажина. В 2-х тт. СПб.: Гуманитарный проект, 2002.
Хлебников В . Битвы 1915-1917 г.г. Новое учение о войне. Пг., 1915.
Хлебников В . Время мера мира. Петроград, 1916.
Хлебников Велемир . Отрывок из Досок судьбы. 1922 (a).
Хлебников Велемир . Зангези. М., 1922 (b).
Хлебников Велимир . Записная книжка. Сост. и прим. А. Крученыха. М.: Издание всероссийского союза поэтов, 1925.
Хлебников Велимир . Творения. Общ. ред. и вст. ст. М.Я. Полякова, сост., подг. текста и комм. В.П. Григорьева и А.Е. Парниса. М.: Советский писатель, 1987.
Хлебников Велимир . Собрание сочинений. В 6-тт. Под общ. Ред. Р.В. Дуганова. М.: Наследие, 2000 (a) — … (продолжающееся).
Хлебников Велимир . Доски судьбы. Василий Бабков. Контексты Досок Судьбы. М.: Рубеж столетий, 2000 (b).
ХСС — Хлебников Виктор. Собрание сочинений. Gesammelte Werke. Nachdruck der Ausgabe Moskau 1928-1933. Mit einem Vorwort von Vladimir Markov. В 4-х тт. München: W. Fink, 1968-1972.
Шишкин Андрей . Велимир Хлебников на “башне” Вяч. Иванова // НЛО, 1996, № 17, с. 141-167.
Шюре Эдуард . Великие Посвященные. Очерк эзотеризма религий. Пер. Е. Писаревой. Изд. 2-е испр. Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914.
Ямпольский Михаил . Беспамятство как исток (Читая Хармса). М.: НЛО, 1998.
Baran Henryk . Temporal Myths in Xlebnikov: From «Deti Vydry» to «Zangezi» // Myth in literature. Ed. Andrej Kodjak et al. Columbus: Slavica Publishers, 1985, pp. 63-88.
Baran Henryk . Khlebnikov and Nietzsche: pieces of an incomplete mosaic// Nietzsche and Soviet culture: ally and adversary. Ed. by Bernice G. Rosenthal. Cambridge; New York: Cambridge Univ. Press, 1994, pp. 58-83.
Blavatsky H.P . The Theosophical glossary. Krotona, Hollywood, Los Angeles: The Theosophical Publishing Society, 1918 .
Blavatsky H.P . The Secret Doctrine; the Synthesis of Science, Religion and Philosophy. V. 1-4. London: Theosophical Publishing Society, 1893-1897.
Cooke Raymond . Velimir Khlebnikov. A Critical Study. Cambridge, New York: Cambridge Univ. Press, 1987.
Cultural Mythologies of Russian Modernism . From the Golden Age to the Silver Age. Ed. by Boris Gasparov et al. Berkeley, Los Angeles, Oxford: University of California Press, 1992.
Freidin, Gregory . А Coat of Many Colors. Osip Mandelstam and his Mythologies of Self-presentation. Berkley, Los Angeles, London: Univ. of California Press, 1987.
Grübel Rainer . The Montage of Codes and Genres as Secondary Syncretism in Chlebnikov’s Zangezi. The Construction of a Synthetical Text and the Problems of ‘Gesamkunstwerk’ // VChMR 1986: 399-473.
Koll-Stobbe Amei . Cognition and Construction: Chlebnikov’s √-1 as a Metaphoric Process // Chlebnikov, Velimir: 1885-1985. Herausgegeben von J. Holthusen ... . München: O. Sagner, 1986, Ss. 107-115.
Lönnqvist Barbara . Xlebnikov and carnival: an analysis of the poem Poet. Stockholm: Almqvist & Wiksell international, 1979.
Markov Vladimir . The Longer Poems of Velimir Khlebnikov. Berkeley, Los Angeles: Univ. of California Press, 1962.
Markov Vladimir . Kommentar zu den Dichtungen von K.D. Bal’mont 1890-1909 // Bausteine zur Geschichte der Literatur bei den Slaven; Bd. 31. Koln; Wien: Bohlau Verlag, 1988.
Markov Vladimir . Kommentar zu den Dichtungen von K.D. Bal’mont. 1910-1917 // Bausteine zur Slavischen Philologie und Kulturgeschichte: Reihe A, Slavistische Forschungen; Bd. 3 = 63. Koln; Wien: Bohlau Verlag, 1992. Tei 2.
Markov Vladimir . On the prelest’ of Chlebnikov // VChMR 1986: 1-13.
Moeller-Sally Betsy F . Masks of the Prophet in the Work of Velimir Khlebnikov: Pushkin and Nietzsche // Russian Review, vol. 55, April 1996, pp. 201-215.
Niederbudde Anke . Mathematische Konzeptionen in der russischen Moderne. Florenskij - Chlebnikov - Charms. München: Verlag Otto Sagner, 2006.
Paperno Irina . Chernyshevsky and the Age of Realism. A Study in the Semiotics of Behavior. Stanford: Stanford Univ. Press, 1988.
Ram Harsha . Velimir Chlebnikov’s «Odinokij licedej»// Die Welt der Slaven, № 46, 2001 (a), pp. 331-346.
Ram Harsha . The Poetics of Eurasia: Velimir Khlebnikov between Empire and Revolution // Social Identities in Revolutionary Russia. Ed. Madhavan K. Palat, Basingstoke: Palgrave Publishers Ltd, 2001 (b), pp. 209-231.
Schuré Édouard . Les grands initiés. Esquisse de l’histoire secrete des religions. Paris, 1914.
Solivetti Carla . “Азбука ума” Велимира Хлебникова // Russian Literature, 1988, vol. 23, № 2, pp. 169-184.
Stobbe Peter . Utopisches Denken bei V. Chlebnikov. München: Verlag Otto Sagner, 1982.
VChMR — Velimir Chlebnikov (1885-1922): Myth and Reality. Amsterdam Symposium on the Centenary of Velimir Chlebnikov. Ed. by Willem G. Weststeijn. Studies in Slavic Literature and Poetics, vol. VIII. Rodopi, 1986.
Verheul Kees . The Theme of Time in the Poetry of Anna Axmatova. The Hague-Paris: Mouton, 1971.
Vitalich Kristin . Khlebnikov’s Schizophrenia: A Pragmatic Approach to his Texts and their Discursive Context // Toronto Slavic Quarterly, http://www.utoronto.ca/tsq/18/vitalich18.shtml.
Vroon Ronald . Velimir Xlebnikov’s shorter poems: a key to the coinages. Ann Arbor: University of Michigan, 1983.
Wachtel Andrew . An Obsession with History: Russian Writers Confront the Past. Stanford: Stanford Univ. Press, 1994.