Анализ консультации психолога пример. Работа с клиентом. Реальные психологические консультации. Никто никого не любит

Практическое консультирование клиентов. Реальные психологические консультации. Все имена изменены, описание случаев приведено с согласия клиентов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.

Приводится описание клиента по формальным социальным признакам, дается описание заявленной проблемы в том виде, как ее видит клиент на начало курса психологической консультации. Вкратце упоминаются основные вопросы, заданные терапевтом в течении сессии и соответствующая реакция клиента, разумеется, в том случае, если она, представляется психологу значимой. Перечисляются основные техники, используемые в течение консультации, а также заданные клиенту как домашнее задание. Далее дается описание результата, если таковой имел место, с точки зрения психолога.

ВИКТОР (февраль-март 2008 года)

37 лет

Образование высшее.

Религиозная принадлежность-затрудняется определить.

Социальное положение — безработный.

Неженат. Детей нет.

1. Консультация (1,5 часа)

Заявленная проблема-чувство пустоты и бессмысленности в жизни. Мысли о самоубийстве.

Путем расспросов выясняю, что основная эмоционально значимая тема – утрата отношений с любимой женщиной, которая произошла 2 года назад.

Я попросил рассказать историю отношений, с целью обнаружить наиболее эмоционально сильные моменты, для того, чтобы впоследствии, путем использования различных практик, возможно таких, как практики осознания и приятия, дать клиенту возможность прожить эти моменты заново, и, как возможное следствие, завершить «зависшую» ситуацию.

В ходе довольно длинного и подробного рассказа обнаружил довольно любопытную вещь, клиент рассказывает о значимых событиях вроде бы подробно и хронологически последовательно, но детали как бы растворяются или «замыливаются», и на мою просьбу пересказать подробно и детально определенную ситуацию следует выраженное, но завуалированное нежелание это делать.

То есть клиент честно пытается пересказать события, но детали постоянно ускользают из рассказа, чувствуется недоумение и легкое раздражение: « А зачем это нужно? Какая в этом необходимость», на что я даю объяснение, что детали важны потому, что это объективная картина произошедшего события, которые и определили в общем-то ту ситуацию, в которой находится клиент сейчас, и для того, чтобы понять эту ситуацию, надо как минимум понять ее причины, которые лежат в прошлом, в том числе и в поведении клиента.

Объяснение принято благосклонно (интеллектуальный уровень клиента довольно высок для того, чтобы «с ходу» объяснять некоторые подробности работы психолога), но от этого ясности в деталях не прибавилось.

Из чего я сделал промежуточный вывод о том, что,возможно, клиенту не хочется восстанавливать истинный ход событий, и легче (удобнее?) на данный момент пользоваться собственной интерпретацией.

В ходе расспросов также выясняется, что в отношениях с женщиной значимым моментом было то, что по мнению клиента, она принадлежит к другому социальному кругу, нежели принадлежал мой клиент, более высокому, и, по его мнению, он сильно проигрывал ей в смысле социально-культурного положения.

Несмотря на то, что объективно это безусловно не так. Также клиент делал в эти моменты акцент на значимые для него качества, которые проговаривались по сути как позитивное, но не принимаемое обществом противопоставление качествам женщины и ее круга.

Здесь можно обратить внимание на две детали: первая — это то, что клиент очевидно стремится идеализировать женщину, второе — это то, что клиент сам же противопоставляет этой идеализации (но уже не так явно) свои собственные качества, которые, по его мнению, не работают из-за неприятия их обществом.

По моему мнению, этими качествами клиент завуалированно «бравирует» и стремится выставить напоказ, получая обычно результат, по его же словам, довольно странной реакции со стороны общества. Из дальнейших расспросов выяснилось, что в момент расставания инициатива все закончить принадлежала клиенту.

Интерпретация клиента звучала как: «Все равно я все испортил бы». Завершение отношений происходит на фоне внутреннего обещания продолжать любить ее всегда. На мой вопрос об отношении к любви вообще клиент ответил, что верит, что любовь только одна. На мой вопрос о том, было ли так всегда, ответ был, что такое мнение сформировалось после всей этой истории.

Промежуточная интерпретация с точки зрения психолога.

Возможно, у клиента страх ответственности за отношения. Так или иначе, завершение отношений явно имело для клиента большую ценность, чем их продолжение, возможно, на фоне завышенных требований к себе и, соответственно, к своему положению в мире. Очевидно стремление «не копать» глубже собственной интерпретации событий своей жизни. Очевидная склонность к аффекту и на этом фоне формированию сверхценной идеи.

Внутренняя сверхценность заменяет реальную жизнь и становится более значимой, чем реальность. Еще одной возможной внутренней сверхценностью в данном случае, возможно, является стремление быть «не как все» за счет выраженного поведения, отличающегося от общественно принятого. Обращает на себя внимание и факт возможной проекции своих собственных невостребованных качеств на другого человека, в данном случае, на женщину.

Вероятные действия – поиск альтернативных ценностей в жизни, формирование позитивного отношения к ним. Проработка и завершение прошлых отношений через техники осознания и приятия. Выявление «скрытых» внутренних причин конфликтов.

Вероятно, клиенту следует в дальнейшем предложить использовать технику противоположностей для выявления и последующего осознание проецируемых качеств.

Домашнее задание — написание автобиографии, рисуночный тест «несуществующее животное»

Возможные вопросы на следующую сессию:

По ключевым моментам автобиографии.

Понять какие черты характера выходили на первый план в критические моменты автобиографии, возможно, с точки зрения субличностей.

Более расширенно поговорить о том, что же такое, по его мнению, любовь.

Перевести в контекст любви к себе и к миру вообще. Рассмотреть любовь в контексте возникновения привязанностей. Определить те качества, которые для клиента являются значимыми в других людях.

Можно также поговорить о смысле жизни вообще, как он понимается клиентом.

2. Консультация (1час 20 минут)

Сразу выяснилось, что биография не готова. Клиент столкнулся, по его словам, с большими трудностями в написании биографии. Я спросил, почему так, и получил сначала весьма размытые общие ответы о том, что, вроде бы непонятно зачем все это и вообще, «типа не получается и все». Я настоял все же на более детальном ответе и выяснилось, что проблема связана с тем, что писать о некоторых моментах было просто неприятно и фактически это и сделало невозможным написание автобиографии вообще.

Я расспросил о этих моментах и поросил, как и на прошлой консультации, подробно описать некоторые из них.

Два момента были описаны, один из которых — школьная история с влюбленностью в клиента девушки, с которой, по словам клиента, он вел себя «по-свински», и теперь испытывает чувство вины и неприязни к себе.

Другой момент был связан с отношениями с родителями, когда, по словам клиента, они часто вторгались, довольно беспардонно, в его личную жизнь.

Я опять, как и в прошлый раз, попросил клиента описать совершенно конкретную ситуацию, связанную с вмешательством родителей в жизнь клиента, и опять встретился с той же трудностью, что и на прошлом сеансе: давая общую картину, клиент как бы «замыливал» детали, и было фактически невозможно понять, какие чувства он испытывал в этой ситуации, а на прямой вопрос вспомнить и осознать испытанные чувства, клиент отвечал так, что будто бы описывал происходящее с другим человеком.

Из данной ситуации я понял, что, возможно, клиент не совсем готов к реальной и глубокой работе, возможно, это связано с подсознательным страхом потери тех ценностей, которые хоть и травмирующие, но являются сверх-значимыми на данный момент.

После беседы по автобиографии я задал вопрос о том, если рассматривать его будущее в позитивном аспекте, как он его видит. На это я получил следующий ответ:

«Свобода в средствах, экстремальные развлечения, путешествия по миру, возможность общения с друзьями».

На вопрос какие качества, как он считает, необходимо ему развить, то, чего не хватает он ответил:

«Открытость, целеустремленность, собранность, способность доводить дело до конца, целостность, интуиция».

К сожалению, я не увидел среди значимых целей пункта о создании каких-либо отношений с женщинами. Однако в целом сделал вывод, что для первоначальной работы, есть определенный набор значимых альтернатив, что позволяет увидеть ситуацию не в таком безнадежном аспекте.

Домашнее задание.

Вопросы на следующую консультацию.

Отношения с родителями, выявление черт характера, сложившихся в тот период под влиянием отца и матери, выявление проблемных точек соприкосновения с родителями и их возможный анализ.

Промежуточная интерпретация.

Сопротивление клиента, стремление все свести к собственной интерпретации и нежелание видеть события под другим углом. Попытка свести все к логическим рассуждениям.

Вероятные действия.

Работа с прошлым, с ключевыми точками биографии, отношения с родителями.

Необходимо, чтобы клиент сам, для начала, хотя бы на формально-логическом уровне вывел хотя бы несколько причин, по которым он оказался в такой ситуации,это могло бы послужить поводом для иного (альтернативного) понимания.

Следовательно, надо продолжать более углубленную работу с прошлым клиента. Одновременно необходимо прорабатывать те значимые цели, которые были заявлены, что, возможно позволит сместить акцент с внутренней ситуации на внешнюю.

В одну из последующих консультаций предложить технику противоположностей.

По мнению психолога, прежде чем приступать к медитативым техникам, таким как символдрама и работа с субличностями, необходимо будет проводить работу в основном на понятном для клиента уровне формальной логике, попутно, работая с повышением осознанности. Вероятно, следует дать технику медленных движений и, в дальнейшем, добавить технику осознанности этих движений.

После второй консультации прошло более 2 месяцев, до настоящего момента клиент не высказывал желания продолжать. Он не выходит на связь и я узнаю о нем только через наших общих знакомых. К сожалению, следует сказать, что здесь налицо случай сильнейшего сопротивления ментальной матрицы клиента.

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

« ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: ОТ ДИАГНОСТИКИ К ПУТЯМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»

1. Описание ребенка – Анна К.

Возраст 11, пол - женский, класс – 5»А».

Состав семьи: отец, мать, дочь 16 лет и дочь 11 лет.

Социальное положение - высокое.

Основная проблема: обостренное протекание возрастного кризиса.

Эта проблема проявляется в поведении ребенка в форме конфликтов с одноклассниками.

2. Инициатива встречи.

Родитель пришел сам и сформулировал причину встречи так: «Девочка подросла и начались конфликты со сверстниками. Дома конфликтов нет. Она ранимая, не жадная. Есть сестра, с которой ругаются, а потом мирятся».

3 . Помещение, где проводилась консультация - отдельный кабинет, со столом у окна. У стола – стул и стул перед столом. Психолог и родитель сидели на стульях у стола. Расстояние между ними около 70-80 см

4. Описание консультации.

Установление контакта с родителем через приветствие и представления себя, краткого описания процесса консультирования и сообщение принципа конфиденциальности. Так же были отмечены учебные успехи ребенка.

Родителю была представлена возможность выговориться: «Расскажите, пожалуйста, что вас беспокоит в поведении ребенка?» Во время слушания были применены техники паузы, пассивного слушания с вербальными компонентами, расспрашивание, парафраз и обобщение.

По завершении рассказа родительницы, ей был задан вопрос «что вы чувствуете, когда сейчас рассказываете мне об этом?» и, таким образом, были легализованы чувства и переживания клиента (тревожность, беспокойство за отношения с дочерью, опасение снижения успеваемости дочери, страх возможной конфронтации дочери с одноклассниками и т.п.).

Затем был произведен анализ содержания проблемы. Затруднение заключалось в возникших конфликтах с одноклассниками, чего раньше не было, так как девочка спокойная, «взрослее своих лет». Родительница узнала о том, что дочь не все говорит о происходящем с ней в школе. Обратилась к психологу, так как стали поступать жалобы от классного руководителя на поведение дочери, и она сама чувствует, что ей с дочкой стало труднее общаться.

Возникла эта ситуация в начале этого учебного года, когда Аня перешла в 5 класс. Локус жалобы: наибольшую трудность клиент обозначил как «она меня не слышит».

Самодиагноз: мама связывает проблемы с тяжелой адаптацией к новой школе при поступлении в нее в 4 классе, когда девочка была «новенькой» и часто терпела издевки от некоторых девочек из этого класса.

Первичная формулировка проблемы и запроса – ребенок иногда не слышит того, что требует от него мать, девочка стала более агрессивно себя вести по отношению к некоторым одноклассникам.

Аналитическая ступень. Родительнице было разъяснено, что описанные им трудности могут быть вызваны различными причинами и следующим шагом работы станет выявление этих причин. В конце встречи клиенту было предложено встретиться через несколько дней, провести диагностику отношения родителя к подростку и подростка к родителю (методика «Неоконченные предложения»), наблюдение за девочкой в течение следующей недели, встреча и беседа с ней, а также итоговая встреча по завершении этих мероприятий с родительницей.

Волнующая клиента проблема могла быть вызвана следующими факторами: ребенок не удовлетворен характером взаимодействия со сверстниками и взрослыми (некоторые одноклассники и некоторые члены семьи). В результате консультации мной была выдвинута диагностическая гипотеза о неверных представлениях родительницы о закономерностях детского развития и неэффективных способах взаимодействия с ребенком. Родительнице было предложено ознакомиться с особенностями адаптации при переходе в 5 класс, а также об особенностях подросткового возраста.

Организационная ступень. В работе с подростком и родительницей была использована методика «Неоконченные предложения для родителей и подростков» (см. Приложение 1, 2), диагностическая встреча с подростком, наблюдение за поведением девочки в школе, беседа с ее классным руководителем.

Далее происходило обсуждение результатов диагностического этапа, на котором клиент сформулировал новый запрос – как правильно общаться с младшей дочерью? В ходе встречи была использована техника информирования, цель которой – повышение психологической компетентности клиента (особенности подросткового возраста). Также были использована техника рекомендации. Рекомендации были сформулированы в форме правил общения с подростком (см. Приложение 3).

Приложение 1

Шкалы

Родитель о подростке

Подросток о маме

Сходство в восприятии друг друга

  1. «Открытая»

«хочу, чтобы у нее в жизни все получилось», «хочет быть лидером», «любит быть первой»

«думает обо мне», «очень вспыльчивая и немного «психованная»»,

«бывает расстроена»

Дочь не всегда понимает причины эмоций мамы

  1. Сравни-тельная оценка

«взрослее своих лет»,

«.. ведет себя скованно, если видит в чем-то преимущество у сверстника»

«добрей, больше для меня что-то делает, уважает меня…настолько, будто … «Президента»»,

«начинает вести себя совсем по- другому» (требовательно и строго, если находятся на людях -прим.)

Есть взаимопони-мание, и все же дочь не понимает «перемены» в поведении мамы при

посторонних

  1. Значимые характе-ристики

«доброта», «театральное мастерство»

«умная и справедливая (иногда не очень, по моему мнению)», «самая, самая, самая, самая Лучшая»

Взаимо-

приятие

  1. Позитивные особенности

«слушает меня и понимает», « доброта по отношению к родным, сочувствие»

«не болеет и… все получается, и когда мы не ссоримся», «ее доброта ко мне, …Все (нравиться – прим.)»

  1. Идеальные ожидания

« была счастлива», «достигла своей цели», «больше занималась спортом», «хорошо учиться»

«больше уделяла мне внимания, скорее лучше ко мне относилась», « сняться в каком-то фильме», «стала поспокойней», «достаточно строгая»

  1. Возможные страхи, опасения

«растерянность, излишнее доверие к людям, несдержанность, ревность к сестре», «может что-то случиться (заболеет)», « все было хорошо, понимания»

«немного раздражительная», «я могу где-то потеряться и «разбить» маме и папе сердце», «у мамы никогда не болела спинка и все остальное»

  1. Реальные требования

«больше внимания чтению», «иногда грубо мне отвечать (спокойно отвечала)»

«уделяла внимание мне и когда я занимаюсь модельным или театральным она относилась к этому серьезно (интересоваться ходом ее занятий и успехами в них, разговаривать с этими педагогами- прим.) », «перестала кричать»

Акцент на взаимном столкновении при выражении негативных эмоций, требование со стороны дочери интереса к ее деятельности

  1. Причины трудностей

«меня не слышит», «когда она долго смотрит фильмы», «нерешительность и рассеянность»

«у меня что-то не получается», « иногда, если мне кажется, что она любит мою сестру больше, чем меня», «стать поспокой-ней»

Ревность к сестре, потребность в более терпеливом и менее экспрессив-ном отношении к дочери; мать хотела бы видеть подростка более сговорчивым и послушным.

  1. Анамне-

стические данные

«не была обделена вниманием», «была более активной», «переход в 4 класс»

«всегда надо мной подшучивали, смеялись и любили», «она нравилась многим мальчикам, не грубила моей бабушке…хорошо училась»

  1. Интересы, предпочте-ния

«театрально мастерство, модельное агентство, очень любит читать стихи», «готовить, принимать друзей, когда ей уделяют много внимания, похвалу», «согласиться со мной, хотя не сразу»

«моя учеба и настроение», «у меня все получается», «чтобы у нас все было хорошо с Машкой и уехать, когда я выйду замуж вместе со мной в Париж»

  1. Взаимо-

действие

«Я – Мы»

«делать то, что нам обоим нравиться», «очень близки в отношениях», «хорошее»

«в согласии», «как настоящие «не разлей вода подруги» и как маленькие дети, которые постоянно играются между собой»,

« очень хорошие, иногда бывает мы с ней сильно ссоримся, но всегда есть HAPPY END(придумала вчера после сильной ссоры)»

Приложение 3

ПРОБЛЕМА - "Мой ребенок меня не СЛЫШИТ".

Правило 1. Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Почему? А потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем иная скорость переработки информации, нежели у взрослых). Таким образом, если вы задаете своему чаду вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, пять секунд - ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: "Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять", "Сейчас тебе надо выучить физику" и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: "Уборка!", "Литература!".

Правило 2. Говорите доброжелательно, вежливо - как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, - и... ТИХО. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.

Правило 3. Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от своего ребенка (обращайте внимание на то, как вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка).

Правило 4. Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.

Правило 5. Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас - этот прием работает и со взрослыми, например с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза - ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.

Правило 6. Нередко подросткам бывает сложно с ходу переключить свое внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Мало того, ребенок и вправду может вас не слышать (такова особенность внимания в данном возрасте). В таком случае делайте предупреждения - установите временное ограничение: "Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись" или "Мне понадобится твоя помощь через две минуты". При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, иначе подросток просто забудет.