Деепричастия несовершенного вида образуются от основы. Способы образования деепричастий: суффиксальный и приставочный. От каких глаголов не образовали деепричастия

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами д ля стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголо в : сыпать – сыпля (допускается – сыпя ), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая художественном стиле речи можно встретить – страждя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня ). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жат ь (руку), пить, жат ь (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша ). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись ).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа ). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов . В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце ). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голов у» или «положив руку на сердце ».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то ).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. А Максим сломал ключ, закрывая дверь. Вы знаете, в каком из предложений использованного деепричастие совершенного вида, а в каком – несовершенного? Если не знаете, то обязательно разберётесь, прочитав данную статью. Если Вы не знаете, что такое деепричастие, то рекомендуем ознакомиться с определением и примерами: .

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое предшествует действию глагола-сказуемого. Говоря простыми словами, сначала происходит действие деепричастия, потом – глагола.

Пример: Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. Сначала я закрыл дверь, потом – пошёл гулять.

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?». Образуются они от суффиксов -в-, -ши, -вши- (также могут быть использованы суффиксы -а-, -я-)

Примеры деепричастий совершенного вида

  • Вадим начал писать в тетради, достав ручку из пенала.
  • Таня включила свой телефон, предварительно зарядив его на 100%.
  • Николай встал из-за стола, выключив свой персональный компьютер.
  • Я лёг в кровать, тщательно вымыв полы во всей квартире.
  • Покупая лотерейные билеты, Вы выкидываете деньги на ветер.

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое происходит одновременно с действием глагола-сказуемого.

Пример: Максим сломал ключ, закрывая дверь. Максим сломал ключ в процессе закрывания двери.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делая?». Образуются они от суффиксов -а-, -я-. Есть и исключения: деепричастия, образованные от глаголов на -чь (жечь), -нуть (вянуть), некоторых глаголов с шипящим в основе (лижут).

Примеры деепричастий несовершенного вида

  • Девушка пошла по тёмному переулку, не думая о возможных последствиях.
  • Анатолий делал большую ошибку, не звоня матери вторые сутки.
  • Собака ела из миски, не замечая сидящего рядом кота.
  • Работая в «Газпроме», Алексей Борисович смог обеспечить своих детей и внуков на всю жизнь.
  • Моя дома посуду, Вы помогаете маме.

Образуйте деепричастие.

Рассмотрим пример на основе заданий из учебников по русскому языку:

Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов «принести, сойти».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что сделав?». Принеся, сойдя. Примеры предложений: Диана совершила большую ошибку, сойдя с рейса не на своей остановке. Сын очень помог дедушке, принеся ему молоток в гараж.

Образуйте деепричастия несовершенного вида от глаголов «бежать, лить».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что делая?» Бежав. Пример предложения: Наталья подвернула ногу, бежав за уходящим автобусом.

Лить – это один из глаголов, которые не могут иметь форму деепричастия несовершенного вида. К таким глаголам также относятся: тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать и другие.

Презентация содержит задания, по результатам выполнения которых заполняется рабочий лист (есть в презентации). Веселый смалик означает выполненное без ошибок задание, задумавшийся смалик - были допущены ошибки, а грустный - с заданием не справился. Презентация содержит пять заданий + теоретический материал. По итогам рабочего листа учащийся самостоятельно формирует себе отметку за урок. Если больше улыбающихся смайликов - "5", задумавшихся - "4", грустных - "3". "2" - получает учащийся, который не выполнил ни одного задания. Данный рабочий лист может примняться на любом уроке, по любому предмету. Количество заданий сожет менятся. В данной презентации также предлагается обмен тетрадями с напарником, в конце урока отметку сначала ставит напрник, а затем ребенок на основании его отметки формирует свою.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида»


Повторим

  • 1. Что такое деепричастие?
  • 2. Признаки каких частей речи включает в себя деепричастие?
  • 3. Какие признаки деепричастие взяло у наречия?
  • 4. Какие признаки деепричастие взяло у глагола?
  • 5. Что такое деепричастный оборот?
  • 6. Как пишется деепричастие с отрицательной частицей НЕ?

Сформулируем тему урока

Улыбаясь Улыбнувшись


Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Несовершенный вид обозначает незаконченное добавочное действие и отвечает на вопрос «что делая?»

Совершенный вид обозначает, что действие уже совершено, и отвечает на вопрос «что сделав?»


Глаголы

несовершенного вида

Суффикс деепричастий несовершенного вида

гляд ят

-а (-я)

Деепричастия несовершенного вида

крич ат

гляд я

улыба ют ся

крич а

улыба я сь


Глаголы совершенного вида

Суффиксы деепричастий совершенного вида

выскочи ть

Деепричастия совершенного вида

-в, -вши

испечь

прищур ят ся

замахну ть ся

выскочи в

-а,(-я)

выскочи вши

испёк ши

замахну вши сь

прищур я сь


Рабочий лист

Задание №

Итого:


Задание №1 Выборочно – распределительный диктант

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

  • Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая, погрузившись в раздумья.
  • с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам.

Ключ (обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга)

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

пригорюнившись

отражаясь

убежав

качая

устремив

облетая

погрузившись

ощущая

прислушиваясь


Задание №2

Замените глаголы деепричастиями несовершенного вида, если это возможно.

Производить гребки правой и левой рукой, отталкиваться от стенки бассейна, плавать без заметной усталости, выполнять движения в воде, ждать сигнала, держаться горизонтально, приближаться к финишу, показываться над водой, лить воду.

-С помощью каких суффиксов образовали деепричастия несовершенного вида?

-От каких глаголов не образовали деепричастия?

Обменяйтесь тетрадями.


Задание № 3 Викторина

Вставить недостающее деепричастие с зависимыми словами, назвать автора, произведение, определить вид деепричастия.

Буря мглою небо кроет, _________________ …


Ключ

Обменяйтесь тетрадями

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…

(А. С. Пушкин «Зимний вечер»),

крутя – деепричастие несовершенного вида


Задание №4

Найдите деепричастия, выпишите, укажите их вид.

Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».


Ключ. Обменяйтесь тетрадями

  • Рыдая – несовершенный вид
  • Проснувшись – совершенный вид

Задание №5 Выпишите деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффикс.

  • В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поёт,

пролежал бы всю ночь до утра я, запрокинув лицо в небосвод.

  • Яков помолчал, взглянул кругом и, глубоко вздохнув, запел.
  • У этого дома по тропке бродил я, не чувствуя ног.
  • Вот ветер, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима.
  • Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и

тотчас же почувствовала странный запах.


Ключ. Обменяйтесь тетрадями.

  • Задыхаясь – несовершенный вид
  • Запрокинув – совершенный вид
  • Вздохнув– совершенный вид
  • Не чувствуя – несовершенный вид
  • Нагоняя – несовершенный вид
  • Поцарапав – совершенный вид

Выставление отметок

Сначала сосед по парте ставит Вам отметку, затем Вы на основании самооценки и оценки напарника определяете итоговую отметку.


Подведем итоги

  • О чём мы сегодня говорили?
  • Что нового узнали?
  • Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного и несовершенного вида?


Способов образования деепричастий от глаголов два: с помощью суффиксов и приставок. У каждого способа свои правила и нюансы. Существует множество иллюстрирующих образование деепричастий таблиц (одну из них мы предлагаем в нашей статье), но перед как изучать их, нужно ясно понимать, что такое деепричастие, и какими признаками обладает эта часть речи.

оборот?

Деепричастие - самостоятельная, образованная от глагола часть речи, которая объединяет в себе свойства наречия и глагола, обозначает в предложении добавочное действие, вызванное сказуемым и совершенное подлежащим. Связка деепричастия с зависимыми от него словами называется деепричастными оборотами.

Деепричастия и деепричастные обороты всегда обособляются на письме и отвечают на вопросы "что сделав?", "что делая?", в некоторых случаях к ним задаются свойственные наречиям вопросы "почему?", "как?", "когда?".

Например:

  • пробежав марафон (что сделав?);
  • перебирая ягоды (что делая?);
  • она смотрела, улыбаясь (как?).

Морфологические признаки

Деепричастия обладают такими морфологическими признаками глагола как переходность, вид и возвратность:

  • мыть (невозвратное, несовершенный вид) — моя;
  • помыть (невозвратное, совершенный вид) - помыв;
  • помыться (возвратное, совершенный вид) - помывшись .

Деепричастия распространяются так же, как и глаголы:

  • мыть руки - моя руки;
  • помыть яблоки - помыв яблоки;
  • помыться после пробежки - помывшись после пробежки .

Деепричастия имеют такие признаки наречия как неизменяемость по роду, спряжению, числу, лицу:

  • Он улыбался, читая книгу. Они улыбались, читая книгу. Она забыла об окружающем, читая книгу.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам деепричастия относится его зависимость от глагола-сказуемого, а также роль в предложении. Как и наречия, большинство деепричастных оборотов и одиночных деепричастий являются обстоятельствами:

  • Обстоятельство времени. Гуляя по парку, она встретила знакомых.
  • Обстоятельство причины. Едва заболев, он сразу начал пить чай с медом.
  • Обстоятельство условия. Хорошо зная директора, можно решить любой производственный вопрос.
  • Обстоятельство уступки. Даже разозлившись, она не повысила голоса.
  • Образ действия. Он побежал, стремительно набирая скорость .

Образование деепричастий несовершенного вида

Существует три способа образования деепричастия от глаголов несовершенного вида.

С помощью суффиксов "" или "-ясь ":

  • осознавать - осознавая;
  • разбивать - разбивая;
  • читают - читая;
  • старается - стараясь;
  • смеется - смеясь;
  • готовится - готовясь.

С помощью суффикса "":

  • кричат - крича;
  • плачут - плача;
  • держим - держа.

И более редкий способ образования деепричастий - суффиксами "-учи " и "-ючи ":

  • быть - будучи;
  • идут - идучи;
  • ехать - едучи;
  • жалеют - жалеючи;
  • играет - играючи.

Не образуются деепричастия от следующих глаголов несовершенного вида:

  • с основой на буквы "к" и " - текут, бегут ;
  • с основой, которая состоит лишь из согласных букв, - ткать, лить, жить, жать и прочие (деепричастие мчась от глагола мчаться - исключение);
  • с основой на буквы "ст", "с", "з", "х" в неопределенной форме и на шипящую букву в настоящем времени: пахать - пашут; мазать - мажут; хлестать - хлещут; писать - пишут ;
  • с суффиксом "-ну ": мерзнуть, выглянуть, тянуть, выплюнуть, высунуть ;
  • от глаголов: драть, хотеть, петь, ехать, лезть .

Образование деепричастий совершенного вида

От глаголов совершенного вида самый распространённый способ образования деепричастий — суффиксальный.

С помощью суффикса "":

  • отпустил - опустив;
  • помыла - помыв;
  • покрасили - покрасив;
  • вернула - вернув.

С помощью суффиксов "-ши " и " -шись ":

  • вытерла - вытерши;
  • принес - принесши;
  • подумали - подумавши;
  • истечь - истекши;
  • пронеслась - пронесшись .

С помощью суффиксов "-вши " и "-вшис ь":

  • улыбнулся - улыбнувшись;
  • умылась - умывшись;
  • засмеялись - засмеявшись;
  • возвратился - возвратившись .

Реже от глаголов первого спряжения с основами на согласные буквы способом образования деепричастий становятся суффиксы " " и "":

  • прочесть - прочтя,
  • отвезти - отвез - отвезя;
  • увести - увел - уведя;
  • кричат - крича .

Могут образовываться равноценные параллельные формы деепричастий от глаголов с суффиксами "-ере " и "-ну ":

  • запереть - заперши/заперев;
  • высохли - высохши/высохнув,
  • озябнуть - озябши/озябнув .

Образование деепричастий с помощью приставок

Есть ряд глаголов, которые не могут образовывать деепричастия посредством суффиксов, в этом случае русский язык находит оригинальный способ образования деепричастий - приставочный.

И хотя приставки слегка меняют смысл глагола, но все равно позволяют создать из него полноценное, красивое деепричастие. Примеры:

  • гнить - подгнивая;
  • петь - распевая;
  • звать - зазывая/называя;
  • драть - раздирая;
  • ехать - поезжая;
  • бежать - забегая;
  • лезть - залезая .

Ошибки при образовании деепричастий

В письменных текстах и в устной речи встречаются неправомерные, неграмотные способы образования деепричастий, которые чаще всего вызваны некорректным использованием суффиксов с глаголами разного вида. Чтобы избежать подобных ошибок, достаточно определить вид глагола, задав к нему вопрос, и вспомнить, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия с этим видом.

Вот пример неверного использования деепричастия в предложении:

  • Работав больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.

От глагола "работать " (несовершенный вид) деепричастие не может образовываться суффиксом "", тут нужен суффикс "-я". То есть грамотная версия предложения выглядит так:

  • Работая больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе .

Другой пример:

  • Покрася забор, они пошли на речку искупаться и помыться .

Из глагола совершенного вида "покрасить " нельзя образовать деепричастие с суффиксом "-я ", в данном случае приемлем только суффикс "":

  • они пошли на речку искупаться и помыться .