Классный час «Война – не место для детей. Наименование материала: сценарий мероприятия

«Нужно ли рассказывать

детям о войне?»

Подготовила:

Ташлыкова Л.В

Приближается 70 летний юбилей Великой Победы. Многие родители задаются вопросом, нужно ли его малышу рассказывать о войне и о значении этого великого праздника или он «еще маленький для этого»?

В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать и культивировать. Без помощи взрослых ребенок не может выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Поэтому не страшно, даже если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате , бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не повредят нервную систему ребенка, они станут началом зарождающихся патриотических чувств.

А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом родителям следует полагаться на свою интуицию и знание особенностей собственного ребенка. Как правило, первый раз в общих чертах говорят о войне с четырёх - пятилетними детьми. Но главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

Какие же найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят , ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

Расскажите об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Р. Рождественский



Война– не место для детей.

Война– не место для детей!

Здесь нет ни книжек,

ни игрушек,

Разрывы мин и

грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война – не место для детей!


Александр Твардовский

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…





Использованная литература:
1.Гриценко З. « Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста» -журнал « Дошкольное воспитание» № 1, 2015
2.Романова О.Ю., Головина Е.Э., Блинова ТМ. Проектная деятельность « Боевая слава нашего народа» - журнал « Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №6, 2014
3.Максакова Е. Ф. « Такой простой и сложный праздник…» - журнал « Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №5, 2014

Война – это хаос. Война – это ад. Война – это не место для детей. Однако во время Второй мировой войны (и не только) дети, к сожалению, не только видели все ее ужасы изнутри, но даже принимали в них непосредственное участие. Юноши-повстанцы, 5-летки, оставшиеся без дома и родителей, испуганные детские лица, не понимающие, чем они заслужили такой ужас… У войны нет лица, но на этих фотографиях она оставила отпечаток на самых юных и красивых лицах.

(Всего 29 фото)

1. Американские медики и раненая французская девочка Женевьев Мари (Geneviève Marie) в полевом госпитале на ферме Ла Усе (La Houssaye). На фото слева - брат Женевьев Огюст Мари (Auguste Marie). Дети были ранены в ночь с 5 на 6 июня 1944 года в результате налета американских бомбардировщиков на батарею La Croix aux Bertots. Во время этого налета погибла их мать.

2. Варшавские дети на немецком танке Pz.Kpfw IV, сожженном повстанцами на Гороховской улице 14 сентября 1944 года в ходе Варшавского восстания.

3. Юные варшавские повстанцы у могилы бойскаута Збигнева Банаша (Zbigniew Banaś), убитого немецким снайпером во время доставки почты в больницу в районе Powiśle.

4. Раненный польский мальчик и санитарка в госпитале роты «Кошта» (Koszta) на улице Монюшко (Moniuszki), дом 1, в восставшей Варшаве.

5. Польский мальчик на руинах в Варшаве. Его дом был разрушен в результате немецкой бомбардировки.

6. Лондонский мальчик на развалинах своего дома, где погибли его родители после попадания немецкой ракеты Фау-2.

7. Лондонская девочка на развалинах своего дома, разрушенного ракетой Фау-2.

8. Лондонский мальчик на развалинах своего дома, где погибли его родители после попадания немецкой ракеты Фау-2.

9. Английская девочка с куклой на обломках своего дома, разрушенного немецкой бомбардировкой.

10. Немецкий солдат угостил хлебом русского мальчика. Где-то в лесах под Волховым во время Волховского котла.

Фото из альбома немецкого фотографа Георга Гундлаха «Волховская битва. Документы ужаса: 1941-1942». Авторское название - «Der kleine Junge begreift noch gar nicht, das er plotzlich ein Stuck Brot erhalten hat, - im Wolchow-Wald 1942» (Малыш еще не понял, что ему вдруг дали кусочек хлеба, волховский лес 1942).

11. Американский солдат у тела убитого немцами в Ставело (Stavelot) бельгийского мальчика. На заднем плане видны тела других расстрелянных мирных жителей.

Из показаний бельгийского преподавателя литературы Ван-дер-Эссена на Нюрнбергском процессе: «Что касается первого факта, то есть преступлений, совершенных целыми войсковыми соединениями, то я, чтобы не злоупотреблять вниманием Трибунала, приведу просто очень характерный пример. Это событие, происшедшее в Ставело, где, приблизительно, 140 человек, из которых было 36 женщин и 22 ребенка, старшему из которых 14 лет, а младшему - 4 года, были зверским образом убиты германскими частями, принадлежащими к танковым дивизиям СС. Это были дивизия „Хоенштауфен“ и охранная дивизия СС „Адольф Гитлер“»

12. Мальчишки итальянского города Неаполь, один из которых потерял ногу во время боевых действий.

13. Встреча освободителей Праги. Советский младший офицер держит на руках чешского мальчика.

14. Встреча освободителей Праги. Советский генерал-майор держит на руках чешскую девочку.

15. Неизвестный узник варшавского гетто держит в руках тело мертвого, опухшего от голода младенца.

16. Греческий солдат в каске держит на руках свою дочь.

17. Русский мальчик сидит у ствола брошенного при немецком отступлении артиллерийского орудия.

18. Плачущий китайский ребенок на платформе разбомбленной железнодорожной станции «Юг» в Шанхае.

19. Советский партизан-подросток Коля Любичев из партизанского соединения А.Ф. Федорова с трофейным немецким 9-мм пистолетом-пулеметом МР-38 в зимнем лесу. Николай Любичев пережил войну и дожил до преклонных лет.

20. Советский ребенок, плачущий над телом своей погибшей матери. Кадр из советского фильма времен войны, в котором показывались преступления гитлеровцев.

21. Советский ребенок рядом с убитой матерью. Концлагерь для гражданского населения «Озаричи». Белоруссия, местечко Озаричи Домановичского района Полесской области.

26. Каратели расстреливают еврейских женщин и детей у села Мизоч Ровенской области. Еще подающих признаки жизни хладнокровно добивают. Перед казнью жертвам было приказано снять всю одежду.

27. Группа детей в оккупированном советском селе. Снимок немецкого фотографа.

28. Филиппинские дети-сироты на улице разрушенной Манилы.

29. Ланс-капрал канадского медицинского корпуса Д. Кертис (J.W. Curtis) перевязывает ногу французского мальчика Марселя Фремонта (Marcel Frémont, 10 лет); рядом его брат Даниел (Daniel Frémont, 4 года).

Мы помним и чтим подвиг нашего народа, не забывая о том, какой ценой досталась Победа. Особый вклад в нее внесли дети, не по своей воле в одночасье ставшие взрослыми, лишившись родителей и крова.

В преддверии Дня Победы в Музее памяти Елабужского государственного музея-заповедника для младших школьников были проведены музейные уроки «Война − не место для детей». Сотрудники музея рассказали ребятам о том, как жили их ровесники в страшные 1941-1945 годы, о детях, эвакуированных в наш город, о маленьких героях, самоотверженно помогавших солдатам на полях сражений. Также школьники посмотрели фильм и послушали воспоминания пожилых людей о своем военном детстве. Те не понаслышке знают, что такое страх и голод, и никогда не забудут, как, заменяя ушедших на фронт мужчин, встали на заводах за станки, работали по 12 часов, едва доставая до своего рабочего стола, а некоторым и вовсе приходилось для этого подставлять ящики.

Слушая рассказы о том, как жили их сверстники, учились, работали за взрослых по 12 часов, школьники искренне жалели их, а некоторые не могли сдержать слез. Перешептываясь друг с другом, они радовались, что дома ждут мама с папой, на столевкусный обед, в шкафу - удобные джинсы и футболки.

− А мы можем купить все, что хотим, − доносится из рядов юных слушателей в то время, как им рассказывали о карточной системе, введенной в Елабуге в 1941 году. В сутки по карточкам выдавали 450 граммов хлеба на взрослого и 250 граммов − на ребенка и пожилого. При этом хлеб был испечен из ржаной муки, древесных опилок, хвои и овса. Кроме хлеба, питались кисельным супом, изготовленным из столярного клея, пили чай из натертой и высушенной моркови.

Несмотря на военное время про учебу не забывали. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В ее коридорах было тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах - на это не хватало сил. Зимой урок продолжался 20-25 минут − больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки − замерзали и чернила.

Местные и эвакуированные дети работали в Елабужских колхозах, помогали убирать урожай. Елабужане вспоминают о военном лихолетье, как о неимоверно тяжком времени. Пахать приходилось в основном на упрямых быках, тощих от недокорма. Лошадей оставалось очень мало, да и те от изнурительной работы падали среди пашни, их поднимали, подсунув под них оглобли. Были случаи, когда женщины пахали на себе, впрягаясь в плуг по 3-4 человека.

В Елабуге и Елабужском районе работа народного хозяйства шла под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!». Военные заказы досрочно выполняли Бондюжский и механический заводы, промысловые артели. В городе функционировал механический завод, на нем выпускали продукцию для нужд фронта: корпуса гранат, головки минных взрывателей, шестерни, компрессорные кольца для двигателей внутреннего сгорания. Трудились на заводе подростки с 14-ти лет. Дети и подростки также привлекались на сельскохозяйственные работы, в хлебоприемный пункт и на текстильный комбинат, на общественные работы в городе.

Из воспоминаний

Фания Хабибулловна Иушева:

«Просыпаемся с чувством тревоги. Что-то необычное происходит за окнами нашего дома. На улице многолюдно, шумно. Мужчины запрягают лошадей, стоят подводы, готовые к отъезду, а молодые парни поют под гармошку прощальную песню: «Покидаем деревню, родные дома! Вернемся ли? Увидимся ли еще? До свиданья, родные!»

− Дочки, вставайте, − говорит мама. − Война.

Мы еще до конца не понимаем значения этого слова, но по заплаканным лицам женщин, испуганным глазам детей, грустным словам песни чувствуем, что в деревню пришла беда».

Мария Степановна Егорова:

«Детские игры были отражением нашей голодной жизни. Мы часто играли в «гости», где нас понарошку угощали картошкой с котлетой. О большем и мечтать не могли, потому что даже такое меню казалось запредельным.

Любимой темой для разговоров тоже была еда. Рассказывали, как кто-то перебирал старые елочные игрушки и нашел среди них пусть старый, но все же съедобный, выкрашенный золотой краской грецкий орех, пряник, конфету. Как мы завидовали счастливчику!».

Анна Григорьевна Мелихова:

«Некоторым не в чем было выйти на улицу. Мы, дети, донашивали старые фуфайки и тулупы. А на ногах зимой и летом - лапти. Кирзовые сапоги мне впервые достались только в 16 лет».

Виктор Михайлович Еремин:

«В интернате нам на обед давали болтушку: брали две ложки муки, заваривали ее в горячей воде, взбалтывали и наливали каждому. Нас это здорово поддерживало».

Екатерина Андреевна Савина:

«Я теперь ученица второго класса. В школе холодно, печи не согревают кабинеты, мы сидим в пальто. Я ношу его несколько лет, рукава стали короткими, но другого нет. Перед уроками согреваем замершие чернильницы. Бумаги тоже нет, пишем на старых газетах, между печатных строк. Я очень внимательно слушаю учительницу. Она нам объясняет новую тему и идет к старшеклассникам - одна на всех. После занятий скорее домой − вдруг мама испечет картошку».

К слову

В Елабуге в годы войны было организовано несколько детских домов-интернатов для приема эвакуированных детей. Их привозили из разных уголков страны: Минска, Витебска, Калинина, Москвы, Ленинграда.

Здание библиотечного техникума, ул. Спасская, 11 − 325 детей

Дом-интернат №2, ул. Казанская, 76 − 99 детей

Дом-интернат № 3, ул. Стахеева, 7 − 77 детей

Село Первомайское (сейчас - Гаринка) − 127 детей

Село Лекарево − 85 детей

Село Мальцево − 93 ребенка

Село Морты − 163 ребенка

Село Мурзиха − 60 детей

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».



Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь - парни и девушки - побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале - но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,-вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», - воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную - молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

Вопросы:

1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.

2. Как помогали дети взрослым в тылу?

3. Что посылали школьники бойцам на фронт?

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии - Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгром­лена.

Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.

Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.

Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.

Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.

Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Великая победа

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.

По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.

Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.

В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.

Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.

В памятных местах столицы - на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!

Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.

Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?

2. Расскажите о героях войны.

3. Как отмечается День Победы в нашей стране?

4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?

Автор: Морозова Татьяна Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №32 "Ромашка"

Населённый пункт: город Тамбов

Наименование материала: сценарий мероприятия

Тема: "Война не место для детей"

Описание:

Я считаю, что необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм и активную гражданскую позицию подрастающего человека, знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И данная литературно-музыкальная композиция помогает осуществить эти задачи.

Ссылка на публикацию:

http://сайт/doshkolnoe/index?nomer_publ=965

Опубликовано 12.10.2015

Текстовая часть публикации

Война – не место для детей. Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Играют

дети

всей

Земли

войну

разве

войне

мечтают

дети

Пусть

только

смех

взрывает

тишину

радостной

безоблачной

планете

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна,

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война...

Оборудование:
книжная выставка "Опаленное войной детство", выставка книг, посвящённая пионерам-героям, мультимедийная установка, портретная галерея юных героев в виде презентации, изображение Вечного огня, цветы, свечи.
Аннотация:
Маленьким героям большой войны посвящена данная литературно- музыкальная композиция, способствующая расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и девчонок военных лет. Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современные дети мало знают о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Кто из молодых людей сейчас скажет, кто такие пионеры-герои, за что получил Золотую Звезду Героя Марат Казей, и чем знаменита Зина Портнова? Я считаю, что необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм и активную гражданскую позицию подрастающего человека, знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И данная литературно-музыкальная композиция помогает осуществить эти задачи
.

Цели:
 способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и девчонок военных лет; познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;  развивать интерес к истории своей родины;
 воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны;  познакомить с литературными произведениями о войне, вызвать яркий эмоциональный отклик на произведения;  продолжить работу по формирования чувства патриотизма, любви к Родине, своему народу.  развивать артистические способности детей. Дети входят под марш, садятся на стулья. Танец «Военный вальс» - «Ах, эти тучи в голубом»
Девочка и 2 мальчика открывают утренник.
1.Война не место для детей! Здесь нет ни книжек, ни игрушек. Разрывы мин и грохот пушек, И море крови и смертей. 2. Война не место для детей! Ребёнку нужен тёплый дом И ласковые мамины руки, И взгляд, наполненный добром И песни колыбельной звуки. 3. И ёлочные огоньки, С горы весёлое катанье, Снежки и лыжи, и коньки, А не сиротство и страданье!
Ведущий.
Трудное холодное и голодное время называют лихолетьем – лихими, злыми годами. Тяжелы они для всего народа, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Одни остались сиротами, их родители либо погибли на войне, либо во время бомбёжек, другие лишились не только родных, но отчего дома, третьи оказались на оккупированной врагами территории, четвёртые – в плену у немцев, пятые – в блокаде.
Ведущий:
В июне 41 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Ребёнок 1.
22 июня 1941 года не объявляя войны, фашисты вероломно напали на нашу мирную страну, нарушив её покой. И счастливый тёплый день стал днём слёз и горя.
Ребёнок 2.
Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все 4 года. Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что 30 лет и 60 Живым не верится, что живы. Звучит запись Ю.Левитана, диктор ВРК - «Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР».
Песня “Священная война”
Музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача. Перестроение парами через зал на полукруг.
Ведущий

.
Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть больше, чем вам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали, и пели.
Дети исполняют “Песню о пионерах героях”.
Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова. 1.Шумела гроза над землею, Мужали мальчишки в бою. Знает народ: пионеры – герои Навечно остались в строю!2 раза Припев: Шли они сквозь бурю, Шли они сквозь ветер, И ветер песню, песню их сберег: “У нас один, один лишь путь – к победе! И нету других дорог!” 2.Шагают они на параде, Равняя невидимый ряд, Правофланговыми в каждом отряде Ребята – герои стоят! Припев. 3.Мы в жизни, мой друг и ровесник, Дорогой героев пойдем. Подвиги их мы запомним, как песню, И сами ее допоем! Припев.
Ведущий.
Дети были активными участниками боевых действий. Один такой случай описывает в своем стихотворении Л. Твардовский.
РАССКАЗ ТАНКИСТА. (
читают дети
)

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут его, забыл его спросить... Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит - не выглянуть из башен,- И не поймёшь, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился,- столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: - Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал. Я подползал, они вон там, в саду. - Да где же, где?.. - А дайте я поеду. На танке с вами. Прямо приведу. - Что ж, бой не ждёт. Влезай сюда, дружище! И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка - мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Подъехали. - Вот здесь. И с разворота Заходим в тыл, и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! И руку, как товарищу, пожал- Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить. Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.
Ведущий
. Повзрослевшее детство этих ребят было наполнено, такими испытаниями, что в это даже трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят. И если бы они не проявили свое мужество, выносливость, неизвестно как бы сложилась наша с вами судьба.
Почтим же память всех погибших детей в годы войны минутой молчания….
Просматривание видеоролика о войне с минутой молчания.
Ведущий
. Юные герои шли по дорогам войны вместе со своими отцами. Немало детей сражалось с немецкими фашистами, находясь в рядах Советской Армии и Военно- морского флота. Таким был образ Вани Солнцева в книге В. Катаева «Сын полка».
Горнили: «к бою» трубы полковые. Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые На левый фланг, в солдатский строй. Великоваты были им шинели, Во всём полку сапог не подобрать, Но всё равно в боях они умели Не отступать и побеждать.
Ведущий
. Дети войны – все герои того страшного времени, и об этих героях нужно говорить, об этом нельзя молчать. Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, погибали дети, ради жизни на земле. Навечно имена юных героев остались в памяти народа. Много написано художественных книг о юных героях. (Читать на экране) Вы, ребята, должны знать О юных участниках войны, занесенных в "Книгу почета Всесоюзной пионерской организации им. В.В. Ленина" – Саше Бородулине, Гале Комлевой, Нине Куковеровой, Ларе Михеенко, Ларе Мищенко, Вите Коробкове, Володе Дубинине, Тихоне Бароне, Ване Федорове, Аркадии Каманине и других. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:  Ордена Ленина были удостоены - Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени - Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;  Ордена Отечественной войны 1-й степени - Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;  Ордена Красной звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.  О ратных подвигах Героев Советского Союза: Лени Голикова, Марата Казея, Вали Котика, Зины Портновой, о которых мы поговорим подробнее. За героизм и отвагу при защите Родины 4 пионера были удостоены звания Героя Советского Союза.
Лёня Голиков
из деревни Лукино Новгородской области стал партизаном в 1941 году. Он участвовал в 26 боевых операциях. Лёня вёл разведку, взрывал с товарищами мосты, уничтожил 78 фашистов. Однажды, находясь в засаде, он подорвал гранатой немецкую легковую машину, в которой ехал гитлеровский генерал, и захватил важные документы – карту оборонительных сооружений и чертёж новой мины. Они были переданы командованию. В январе 1943 года в бою у села Станки Псковской области Лёня погиб.
Марат Казей
родился в белорусской деревне Станьково. Его мать фашисты повесили за связь с партизанами. Марат стал разведчиком партизанской бригады. Однажды бригада была окружена эсэсовцами, но мальчик сумел пробраться к партизанам соседней бригады, и они помогли выйти из окружения. В мае 1944 года Марат попал в засаду.
Валя Котик,
пионер из украинского города Шепетовки, в 11 лет стал подпольщиком. Он распространял листовки, добывал оружие, гранатой уничтожил группу офицеров жандармерии. Однажды Валя неожиданно наткнулся на отряд карателей, тайно пробиравшийся к партизанской базе. Он бросил гранату, но сам был при этом тяжело ранен. Партизаны отбили нападение врага. Второй раз Валя был ранен, спасая командира.
В феврале Ленинградскую пионерку
Зину Портнову
война застала в Белоруссию. Она стала членом подпольной комсомольской организации «Юные мстители» в г. Оболи Витебской области. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестрёнку ценные сведения. Затем её переправили в партизанский отряд. Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в витебском гестапо она сумела застрелить начальника гестапо и дежурного офицера. Зина бежала, но гитлеровцы снова схватили её. Она выдержала все пытки и ничего не сказала врагам. Другая ленинградская пионерка Лара
Михеенко
летом 41года поехала вместе с бабушкой к родным в деревню. Здесь и застала их война.немцы угоняли в германию девушек, в списках бала фамилия Лары. Но девочка не хотела, и она убежала к партизанам.
Звучит песня « Ой, туманы мои, растуманы» (Уходили в поход партизаны)
Сценка. Партизанская землянка, в ней командир. Командир. Малы ещё, совсем ещё малютки, Жизнь партизанская, поверьте, не легка! Ведь это риск, война, здесь не до шутки, Послушайте, девчата, старика. Лариса. Нет, мы хотим фашистов бить И верно нашей Родине служить. Командир. Что ж оставайтесь у меня в отряде, Для вас у нас найдётся дело, Я вижу: вы малы, но смелы! Чтец. Девочки, одетые в лохмотья, По деревням ходили, Просили подаяние: « Подайте нам на пропитание!» А сами всё в округе примечали И партизанам вечерами сообщали. (девочки уходят) Деревня Игнатово. Партизаны остановились отдохнуть в одном доме. Но предатель- полицай выследил их. Завязался бой. Партизаны были убиты, а Лару взяли в плен. Фашисты расстреляли партизанку Лару 4 ноября 1943 года. Сейчас на месте её расстрела поставлен обелиск. Посмертно Лару наградили орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью « Партизану Великой Отечественной войны»
Ведущий
. Во время Вов немало детей за подвиги получили ордена и медали. Юным героям посвящают стихи, песни и даже пьесы. Им устанавливают памятники. Каждый, кто приезжает в город Николаев, обязательно проходит мимо сквера, в котором стоит памятник 2м мальчикам: Вите Шуре. Враги захватили город Николаев, в котором жили Витя Хоменко и Шура Кобер. Их в подпольную организацию по борьбе с фашистами привела школьная учительница. Витя очень хорошо знал немецкий язык. Его направили работать в немецкую столовую, все услышанные сведения от немцев он передавал в центр. Но вот у подпольщиков оборвалась связь с Москвой. И мальчиков отправили за радиопередатчиком в Москву. А от Николаева до Москвы сотни км. Почему их? Да потому, что они совсем дети, мальчишки, которых много по дорогам, которые не вызовут подозрений у фрицев. Они отправились в путь, а в руках несли палочку, в которой были спрятаны важные сведения. В Москве их научили читать карты, прыгать с парашютом и отправили на самолёте обратно с новым радиоприёмником. Но вот пришла беда! В отряд проник предатель. Были и такие нехорошие люди, в отличие от героев. И Витю, и Шуру арестовали, долго пытали а затем повесили на площади. Эти юные разведчики были награждены посмертно орденами Отечественной войны 1-й степени. На памятнике друзья изображены идущими
вперёд, а в руках у них волшебная палочка. И каждый оставляет их в своей памяти и в сердце – всегда в движении, всегда в пути. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию. С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тяжёлых испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. « Кто носит орден боевой, За подвиги в бою, А кто за подвиг трудовой В своём родном краю» Дети старались помогать взрослым в этой войне. Кто-то помогал разведчикам, а кто-то в тылу у станка. Послушайте стихотворение о маленьком герое.
Ребёнок
. Давно это было, давно – предавно, Жил мальчик, мальчишка, ходил он в кино. И бегал на речку, ловил пескарей И очень хотел он встать взрослым скорей. И вдруг, на рассвете, в дыму голубом Земля содрогнулась от вражеских бомб. Запел под землёю горячий свинец- Уходят на фронт старший брат и отец. У мамы слезинки текут по лицу: Снаряды у наших подходят к концу. Не спится мальчишке, он думал всю ночь: « Ну как же, ну чем же мне фронту помочь?» Знакомой дорогой идёт на завод И к мастеру:»Дядя, меня научи, Я буду снаряды для фронта точить!» Земля от разрывов гудит и дрожит. Не выдержал враг – отступает, бежит! Тот мальчик, ребята, остался живой, Но только покрылись виски сединой.
Ведущий.
Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.
Ребёнок.
Играют дети всей Земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете. Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна, И как огонь с водой несовместимы, Несовместимы дети и война.
Ребёнок.
Юные погибшие герои, Юными остались вы для нас. Мы – напоминание живое, Что Отчизна не забыла вас. Жизнь и смерть – и нету середины. Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм.
Сколько вас, весёлых и влюблённых, По родной земле погребено? Вы сегодня в лёгком шуме клёнов, Тихо постучавшихся в окно. Строятся на полукруг и поют, солирует девочка.
Песня «Пусть всегда будет солнце»

1
.Солнечный круг, небо вокруг Это рисунок мальчишки Нарисовал он на листке И подписал в уголке
Припев.
Пусть всегда будет солнце Пусть всегда будет небо Пусть всегда будет мама Пусть всегда буду я. 2р.
2
.Милый мой друг, добрый мой друг Людям так хочется мира И в тридцать пять сердце опять Не устаёт повторять
3.
Тише солдат, слышишь солдат Люди пугаются взрывов Тысячи глаз в небо глядят Губы упрямо твердят
4
.Против беды, против войны Станем за наших мальчишек Солнце навек, счастье навек Так повелел человек
Припев.
Пусть всегда будет солнце Пусть всегда будет небо Пусть всегда будет мама Пусть всегда буду я
. 2р.