Упражнение определение границы контакта. Личные границы человека. Умей сказать "нет!". Важные аспекты навыка соблюдения границ

Работа с границами

Упражнение 1 «Нарушение пространства»

Это диагностическое упражнение, позволяющее определить, как человек ведет себя в ответ на внешнее воздействие. Клиент лежит на полу, развалившись, в удобной позе, и определяет «свое пространство». Вначале следует осмотреть положение тела клиента: наблюдается ли перекос и асимметрия, и если да – в какую сторону. После этого терапевт нарушает личное пространство клиента с разной интенсивностью, наблюдая, что при этом клиент делает и чувствует. Для этого терапевт начинает сдвигать вместе и складывать руки и ноги клиента, с каждым разом складывая их все плотнее. Клиент должен оценивать, как реагирует на действия терапевта его тело, насколько каждая последующая поза (более «сжатая», чем предыдущая) для него неудобнее, чем предыдущая, и начать сопротивляться при появлении дискомфорта. Сложите руки клиента на груди, положите его ногу на ногу и смещайте их до тех пор, пока клиент не начинает активно сопротивляться. Если окажется, что клиент уже давно испытывал дискомфорт и хотел сопротивляться, но терпел, это говорит о его желании приспособиться к обстоятельствам.

То же упражнение можно проделать, когда клиент сидит на стуле или лежит на боку – в этом случае терапевт «складывает» его в позу эмбриона, наблюдая, что клиент разрешает с собой делать, а что – нет.

Упражнение 2 «Внутреннее движение».

Это парное упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого. Мы попробуем представить себе границы своего личного пространства и показать, как мы их охраняем. Разбейтесь на пары и сядьте на пол лицом друг к другу. Чтобы определить оптимальное расстояние между вашими телами, один из вас будет медленно приближаться, а другой должен без слов попытаться его остановить – сделать отстраняющее движение, отодвинуться и т. п. Какие ощущения при этом испытывает каждый из участников в своем теле?

Теперь пары расходятся на расстояние около 10 метров. Один участник стоит, другой медленно приближается к нему до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Стоящий неподвижно партнер должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать «стоп». Какие ощущения каждый из участников испытывает в теле? Где они локализуются?

Разойдитесь снова и повторите упражнение, но на этот раз тот участник, который стоит на месте, держит глаза закрытыми.

Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу чужого персонального поля, не почувствовав ее? Кто до нее не дошел? Кто ее верно почувствовал? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше – и почему?

Упражнение 3 «Близость»

Близость здесь понимается не как уменьшение дистанции между телами, но как созвучие, соприкосновение душ, «настрой на одну волну». Часто общение без прикосновений гораздо ярче выявляет подобную близость.

Разбейтесь на пары. Сейчас вы будете по очереди выполнять роли ведущего и ведомого. Ведущий взаимодействует с партнером, держась на некотором расстоянии, не дотрагиваясь до его тела, но как-бы прикасаясь к его «ауре». Ведомый, стоя на месте с закрытыми глазами, реагирует на эти «прикосновения» непроизвольно, так, как «просит его тело»: мускулатура напрягается или расслабляется, дыхание становится свободным, глубоким или сдавленным, поверхностным и т. д. Задача ведущего – попытаться выявить то расстояние, на котором удается воздействовать на партнера, вызывая его непроизвольные реакции, а также почувствовать характер прикосновений, порождающий те или иные реакции. Задача ведомого – отследить, ощущает ли он дистантные «прикосновения», выполняемые ведущим, и понаблюдать за собственными ощущениями в процессе выполнения упражнения.

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ИНОГДА РАБОТА - ЭТО ПРОСТО РАБОТА Ее нельзя избежать, работа - это часть жизни каждого человека. Вы доллсны работать. Я еще не нашел способа, как избежать работы. Некоторые нашли. Но это не те люди, на которых вам хотелось бы походить. Работа - это данность, и не только потому,

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ИНОГДА РАБОТА – ЭТО ПРОСТО РАБОТА Ее нельзя избежать, работа – это часть жизни каждого человека. Вы доллсны работать. Я еще не нашел способа, как избежать работы. Некоторые нашли. Но это не те люди, на которых вам хотелось бы походить. Работа – это данность, и не только

Из книги Метод Седоны [Избавьтесь от эмоциональных проблем и живите так, как всегда мечтали] автора Двоскин Гейл

ГЛАВА 9 ЗА ГРАНИЦАМИ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ И АНТИПАТИЙ Если Вы прочли все главы и прилежно применяли описанные в них техники, уверен, Вы сделали существенный шаг на пути к эмоциональной свободе. К тому моменту как участники Основного Курса Седона-Метода доходят до этого раздела,

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Работа С того самого момента, как он получает свою первую работу после окончания учебы, этот молодой человек начинает размышлять, что он делал бы, если бы был начальником. Многие его ровесники воспринимают работу как источник заработка, где нужно делать то, что от тебя

Из книги Практическая психология для менеджера автора Альтшуллер А А

Работа На работе у мужчины-Аполлона есть несомненные преимущества перед другими. Ему легко добиваться успехов в труде, поскольку он обладает врожденной способностью сосредоточиваться на задаче, а также стремлением к совершенству в своем деле и заинтересованностью в

Из книги Дауншифтинг [или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется] автора Макеева Софья

Работа Гермес -- вестник богов; проводник душ в подземное царство; покровитель путешественников; бог ораторов, воров, предпринимателей и спортсменов; изобретатель чисел, алфавита и двух музыкальных инструментов (лиры и свирели). В выборе работы и в отношении к ней

Из книги Я не виноват! автора Таунсенд Джон

Из книги Как успевать все. Пособие по управлению временем автора Берендеева Марина

Работа – Удаленную работу искать лучше не через фрилансерские биржи (как правило, расценки там оставляют желать лучшего и конкуренция очень высока), а через знакомых или свой же блог.– На самых обычных хэдхантерских ресурсах все чаще стали появляться предложения по

Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо

Работа Каждый из нас хочет, чтобы его работа имела смысл, приносила удовлетворение и была интересной. Мы стремимся заниматься тем, в чем мы компетентны и что дает нам стимул и вдохновение. В этой области мы тоже нередко сталкиваемся с проблемами. Вы можете обнаружить, что

Из книги Любимое дело приносит достаток автора Марша Синетар

Работа Что мы хотим успеть Любовь и работа – единственные стоящие вещи в жизни. Работа – это своеобразная форма любви. Мерилин Монро Давайте для начала проанализируем ситуацию, задав себе вопрос: «А что я действительно хочу успеть?». Сколько людей, столько и ответов на

Из книги Брак: где проходит граница? автора Таунсенд Джон

Это не работа Тереза Пушкар: Когда вы говорите о работе, я знаю, что в вашем определении это слово означает занятие, которое приносит огромное удовольствие.Джо: Так и есть.Тереза Пушкар: Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.Джо: Это очень интересная тема. Потому что мое

Из книги Осознанная медитация. Практическое пособие по снятию боли и стресса автора Пенман Денни

Глава 10. Дело жизни: работа как любовь, работа как посвящение Бесполезно вести проповеди, если ваше поведение не проповедь. Святой Франциск Ассизский Работа - один из способов, которым зрелая личность заботится о себе и других. С помощи работы и связей человек находит

Из книги Я знаю, как меня воспитывать. И я вам честно об этом расскажу автора Ладитан Банми

Глава 16. Как избежать непреднамеренного злоупотребления личными границами в браке Рассказывает доктор ТаунсендОднажды, когда я вел семинар по формированию границ, со мной произошел любопытный случай. Наше обсуждение проходило в виде вопросов и ответов. Встала одна

Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

Из книги автора

Работа Итак, вы говорите, что вам нужно работать, чтобы зарабатывать деньги, чтобы выплачивать ипотеку. Отлично, но тот факт, что эта «работа», похоже, вредит вашей способности улучшать настроение своего малыша, должен служить четким указанием: от нее следует

Из книги автора

Город как контейнер с изменяющими форму границами Кажется ослепительно ясным фактом, что город имеет свою «личность». Мы можем выделить Монреаль, Рио-де-Жанейро, Сидней и Мумбаи как отдельные сущности. Более того, я утверждаю, что эти идентифицируемые сущности

Цель: Выработать навыки защиты собственных границ, уме ние отстаивать собственную позицию.

Начало работы. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Создание рабочей атмосферы в группе.

Обмен чувствами, любая активность с именами и настроениями.

Инструкция участникам:

« Ребята! С раннего возраста мы начинаем приспосабливаться к жизни в обществе и ощущаем его давление. Это давление со стороны окружающих сохраняется в течение всей жизни.

Очень отчетливо давление среды начинает чувствоваться при поступлении в школу. Здесь завязывается множество социальных контактов, но возникает и множество проблем: не обходимо налаживать отношения с товарищами и педагогами, вырабатывать эффективные стратегии поведения. В вашем возрасте у школьников особенно остро встает вопрос о соответствии ожиданиям сверстников и некоторых значимых взрослых. Они стремятся попасть в определенную компанию сверстников, иметь определенных друзей и готовы для этого пойти на многие жертвы. Для того чтобы быть готовыми к возможному давлению со стороны окружающих, мы пого ворим сегодня о способах самозащиты в подобных случаях ».

2. Разминка . Продолжительность - 15 минут.
Цель: Опыт ответственности и доверия.
Методы: Упражнение « Слепец и поводырь ».

Упражнение « Слепец и поводырь »

Группа разбивается на пары. « Поводырь » ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций.

Упражнение направлено на получение опыта ответственно сти и беспомощности, доверия партнеру. Участники могут в разной степени доверять разным членам группы.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность - 20 минут.
Цель: Осознание собственных границ.

Методы: Рисунки: « Я и мир вокруг меня », « Границы моей личности ».

Рисунок « Я и мир вокруг меня »

Участников просят взять лист бумаги и, оставив середину пустой, нарисовать все, что окружает их в жизни, с кем и с чем им приходиться общаться, взаимодействовать - то есть соци альный мир. Затем в центре они изображают себя.

Ведущий просит группу рассказать о своих рисунках, отве чая на вопросы:

Как вам нравится рисунок?

Что из нарисованного наиболее важно?

Есть ли разделяющая граница между вами и миром?

Как происходит взаимодействие с нарисованным окруже нием?

Игра направлена на осознание психологических границ и способов взаимодействия с окружающим миром.

Рисунок « Границы моей личности »

Участникам дается задание нарисовать свое личное про странство в виде какого-нибудь образа, дать этому образу на звание, очертить его границы.

Ведущий предлагает подумать и написать ответы на вопросы:

Где проходит граница моего личного пространства?

Имеет ли кто-нибудь право нарушать эту границу?

Кого я могу пустить на более близкое расстояние в моем личном пространстве?

Игра направлена на осознание психологических границ.

4. Разминка. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Разрядка.

Методы: Упражнение « Ручеек ».

Упражнение « Ручеек »

1. Участники встают в две шеренги, образуя коридор. Один участник закрывает глаза и идет через этот коридор. Задача ос­ тальных участников - здороваться с ним за руки и поглажи вать по другим частям тела. Нельзя трогать низ живота, грудь, голову. Прошедший коридор участник становится в конец ше ренги. Затем в коридор входит следующий участник, стоящий в начале шеренги. Так коридор проходит вся группа. Важно, чтобы прикосновения участников были легкими и нежными.

Очень мощное упражнение на осознание телесных границ. Может возникнуть бурная реакция участников.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность - 40 минут.

Цель: Осознание собственной роли в ситуациях давления группы.

Методы: Упражнение « Моя территория », ролевая игра « Дис котека ».

Упражнение « Моя территория »

Каждый из участников объявляет себя суверенным государ ством, выбирает себе название, герб, устанавливает границу вокруг своего государства. Он может ее обозначить словами или как-то иначе (выложить из предметов).

Каждый представитель суверенных государств имеет право послать дипломата на территорию другого государства. Однако суверенное государство само решает вопрос о том, кого и как далеко пускать на свою территорию. Государствам разрешается объединяться друг с другом, захватывать чужие территории, совместно защищаться от нападения и т. п. Участники могут использовать любые методы убеждения и противостояния, включая физические. При этом важно никого не поранить.

Игра направлена на осознание физических и психологических границ, развитие навыков противостояния давлению и от работку навыков прояснения ситуации - умение сказать « нет », умение убеждать, умение распознать обман и развитие внима ния к невербальным проявлениям. В игре могут принять уча стие 10 - 25 подростков.

Ролевая игра « Дискотека »

Компания друзей идет на дискотеку. Ребята танцуют и весе лятся.

Ситуация 1

1. К каждому по очереди подходит торговец наркотиков и пред­ лагает « взбодриться ». Задача участников - отказаться любыми способами, несмотря на уговоры. Задача продавца - уговорить любыми способами.

Ситуация 2

Кто-то из друзей принес на дискотеку травку и предлагает затянуться. Один из них отказывается, остальные пытаются заставить его, говоря, что не будут с ним дружить, или угрожа­ ют физической расправой.

Затем проводится обсуждение.

6. Завершение работы. Продолжительность - 10 минут.

Цель: Обмен чувствами.

Каждый человек обладает правом иметь собственные мысли и чувства, для каждого – необходимо свое личное пространство.
Представьте, что ваша душа - это дом. И в него приходят разные люди. У каждого из них своя цель, свои мотивы, свои потребности. Кто-то приходит с цветами, кто-то с мусором, кто-то с тортом, а кто-то не буду говорить с чем.
И вот заходит человек – вы встречаете его на пороге. И дальше вам нужно решить – готовы ли вы его впустить и как далеко?
Если сразу видно, что у человека полные руки всякой грязи – почему бы не оставить его там, где он есть? При этом не обязательно орать на него и обижаться. Можно просто закрыть дверь, предварительно улыбнувшись и сказав «Нет».
Кого-то вы может быть, впустите в гостиную. Хорошо, пообщайтесь там. Но обязательно ли после хорошего общения разрешать человеку распоряжаться своим домом по его усмотрению? Ведь хороший человек из лучших побуждений пойдет и мебель переставит. И вроде ничего плохого не сделал – хотел помочь. Но вам от этого плохо.
Почему бы сразу не определить, где и как вы будете общаться? С коллегами и сотрудниками – только в кабинете и иногда в обеденном зале. С приятелями и друзьями – в гостиной. С теми, кто к нам с мечом – на пороге. И только с тем, кто нам близок и дорог, кому мы полностью доверяем – мы даем ключи от дома. Хотя и тут есть одна деталь. Одну кладовку, все-таки оставьте только для себя.

У каждого из нас должно быть сугубо личное интимное пространство. Даже у идеальной жены и матери троих детей. Чем занять ту кладовку – решать вам. Может быть, это будет творческая мастерская или салон красоты. А может быть, библиотека или музыкальный салон. Фитнес-центр, храм или spa-салон. Решать вам, что именно будет у вас в этом месте.

Есть хорошее упражнение - "Карта моей жизни" , помогающее понять свои отношения с границами (а значит и другими людьми!).

Вы можете выполнить его самостоятельно.

"Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный.

А после посмотрите на свой рисунок и вспомните, какими были границы, скажем, пять лет назад?

И иногда это помогает увидеть многие вещи. Например:

Может быть, у вас пять лет назад было много тесных границ и связей, много контактов и конфликтов. И именно поэтому сейчас вы «перенасытились общением" и стали… островом… Который никто не трогает и не захватывает.

Может быть, наоборот, вы перешли из состояния изолированности к тесным прочным связям

Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять?

А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли? (сложно в этом признаться, но в каждом человеке есть такое стремление – просто масштабы разные)

Может быть, вы делите страны на союзниц, с которыми у вас упрощенные режимы взаимоотношений, и на противников – с которыми строите заборы и готовите против них кампании…

И когда вы видите основные закономерности, вам проще понять, куда стремиться. Нужно ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и не нападать. Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве"

Валяева О. "Личные границы. Беречь и охранять"

При вступлении в контакт

Для коррекции нарушений восприятия собственных границ необходимы упражнения, в которых эти границы достаточно ярко актуализируются. Причем актуализированы они могут быть как во взаимодействии человека с самим собой, так и в его безопасном взаимодействии с другими людьми.

К упражнениям, предполагающим взаимодействие человека с самим собой, кроме уже известного вам упражнения «ПОКАТУШКИ » , можно отнести следующие:

Упражнение «ОЩУПЫВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА»

Упражнение в равной степени может использоваться в индивидуальной и в групповой работе в парном режиме.

Процедура выполнения. Партнеры становятся лицом друг к другу на расстоянии полутора-двух метров, и тот из них, кто работает – назовем его исследователем, - закрывает глаза и начинает очень медленно – намного медленнее, чем вы себе это представляете! – поднимать руки в стороны и вверх, как бы ощупывая при этом пространство вокруг себя (фото 97). Ведь в этом пространстве очень много всего происходит! Он может, например, при достаточном внимании ощутить движение легчайших воздушных потоков, почувствовать самую ничтожную разницу температур в разных точках пространства, - может быть, сумеет почувствовать на расстоянии даже некоторые из окружающих предметов… Очень важно для него еще и обращать внимание на ощущения, сопровождающие каждое движение, и на самые мимолетные эмоции.

Когда исследователь поднимет руки над головой, ему предстоит ощупать и то, что расположено там. Ведь именно в этот момент его руки будут обращены к небу, к Богу, к высшим сферам или к чему-то другому, во что он верит.

Затем так же медленно – и даже еще медленнее – его руки пойдут вниз, снова стараясь ощутить и прочувствовать все окружающее.

Все эти действия помощник работающего самым тщательным образом «отзеркаливает» – иначе говоря, старается максимально точно их воспроизвести, не забывая при этом очень внимательно наблюдать и за внешними проявлениями исследователя, и за своими ощущениями и эмоциональными реакциями на происходящее.

После завершения опыта партнерам стоит обменяться впечатлениями.

Упражнение «СОСРЕДОТОЧЕНИЕ»

Предлагаемое упражнение может применяться как в группе при работе в парах, так и в индивидуальном режиме.

Процедура выполнения. Один из партнеров закрывает глаза и смыкает ладони на уровне груди пальцами вверх, принимая так называемую «молитвенную позу». Не стоит сжимать ладони изо всех сил – при сильном давлении тело способно ощутить лишь само давление как таковое, а вовсе не прикосновение себя к себе. Смыкание ладоней должно быть плотным и определенным, помогающим лучше сосредоточиться на себе – но и только.

Задача второго – встать за спиной у работающего и очень осторожно обхватить ладонями его локти – настолько, чтобы слегка, совсем чуть-чуть уплотнить контакт его ладоней (фото 98). Нужно быть предельно внимательным к состоянию рук работающего – иногда при всей бережности действий помощника его давление на локти все-таки оказывается избыточным или недостаточным. Помощнику важно вовремя это почувствовать и немедленно выполнить желание работающего, «высказанное» локтями и спиной.

Конечно же, работающему совершенно необходимо быть в полном и честном контакте с самим собой, своими чувствами и телесными ощущениями, а помощнику – и с собой, и с работающим. По окончании опыта будет очень интересно обсудить, что же происходило внутри у каждого.

Предложим несколько упражнений, в которых предполагаемое обострение чувствования собственных границ клиентом достигается за счет организации его взаимодействия с другим человеком. Для этой цели вполне пригодны «БЕРЕЖНЫЙ КОНТАКТ » и «ИДЕАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ » ; кроме того, можно использовать следующие упражнения:

Упражнение «СПИНА К СПИНЕ»

Упражнение вполне применимо как при парной работе в группе, так и в индивидуальном формате.

Процедура выполнения. Партнеры становятся спина к спине. Их задача - не разрывая контакта в области лопаток и не касаясь друг друга руками, сначала одновременно сесть на пол, а потом снова встать на ноги (фото 99, 100).

Кто-то из партнеров, вполне возможно, будет норовить взвалить на себя еще и вес другого, как бы помогая, а на самом деле – отчаянно мешая ему стоять на собственных ногах. Кто-то, наоборот, сам с охотой уляжется на спину партнера и передаст ему тем самым всю полноту ответственности за обе жизни. Возможны и другие варианты.

Партнеры могут обсуждать эти затруднения, могут повторять упражнение сколько угодно раз, но главное - это научиться вместе садиться и вставать. Само тело должно уловить необходимый баланс между взаимодействием с другим человеком и собственным самостоятельным равновесием. Если тело это умение в конце концов приобретет, и партнеры смогут без всякого труда вставать - значит, они получили опыт нормального, эффективного, партнерского распределения ответственности. Можно, кстати, не сомневаться, что для каждого из них это будет такое положение тела, при котором человек вполне сможет удержаться на ногах даже в том случае, если партнер ненароком его подведет.

Упражнение «ДВА ДЫХАНИЯ»

Упражнение может быть использовано и в индивидуальной, и в парной групповой работе.

Процедура выполнения. Упражнение состоит из четырех последовательно выполняемых заданий. Партнеры ложатся на спину друг рядом с другом на небольшом расстоянии и закрывают глаза.

В первом задании задача каждого из партнеров – на протяжении пяти минут слушать собственное дыхание, НЕ СЛЫША ДЫХАНИЯ ПАРТНЕРА. Если это не удается, тот из партнеров, у которого возникли затруднения, отодвигается от другого на расстояние, которое позволит ему сосредоточиться только на своем дыхании. Когда это удастся, нужно постараться постепенно снова приблизиться к партнеру на минимальное расстояние, продолжая игнорировать его дыхание. Как всегда, очень важно быть внимательным ко всему, что будет происходить внутри.

Во втором задании задача одного из партнеров – дышать так, как ему заблагорассудится, не обращая никакого внимания на дыхание другого. Задача же второго – максимально точно пристроиться к дыханию первого (и по частоте, и по глубине) и дышать пять минут в его ритме. Снова - максимум внимания на все происходящее внутри у каждого из партнеров.

В третьем задании партнеры просто поменяются ролями – так, чтобы у каждого из них был опыт пребывания в положении и того, кто пристраивается, и того, к кому пристраиваются.

В четвертом задании задача каждого из партнеров – десять минут дышать в собственном ритме, постоянно слышать дыхание другого, но при этом ни в коем случае к нему не пристраиваться, сохраняя удобный для себя ритм дыхания. Если это не будет удаваться, тот из партнеров, у которого возникли затруднения, отодвигается от другого на расстояние, которое позволит ему сосредоточиться на своем дыхании. Когда это удастся, нужно постараться постепенно снова приблизиться к партнеру на минимальное расстояние, услышать его дыхание, не сбиваясь со своего ритма.

После каждого задания партнеры обмениваются своими наблюдениями и переживаниями, возникшими в опыте.

Упражнение «ПОХЛОПУШКИ»

Упражнение можно выполнять в режиме индивидуальной работы, а можно делать в группе, что оказывается еще более эффективным. Неплохо выполнять его под очень быструю, ритмичную и энергичную музыку.

Инструкция для группы. Упражнение выполняется в тройках. Один из партнеров становится, широко расставив ноги, раскинув руки в стороны и закрыв глаза. Другой садится на корточки спереди от стоящего и, начиная со ступней и поднимаясь все выше, изо всех сил - обратите внимание: изо всех сил! - колотит кулаками по его телу. Важно «обстучать» все, ничего не пропуская – значительно умерив, конечно, силу ударов по лицу, горлу и гениталиям. Причем проделывать это нужно быстро и сильно, пройдя сначала спереди вверх по телу, а затем через макушку - вниз по плечам, спине, ягодицам и ногам, не забыв, конечно, и про руки. Третий партнер одновременно со вторым все то же самое в обратном направлении - только вместо кулаков использует ладони, дотошно и энергично «обхлопывая» все ваше тело - сначала сзади, а потом спереди, ничего не пропуская (фото 101). Естественно, каждый из тройки должен побывать во всех трех ролях. Работа с каждым из партнеров занимает примерно пять-семь минут. После завершения тому из партнеров, с чьим телом работали, стоит подвигаться, внимательно прислушиваясь к тому, как чувствует себя в движении его тело после этой процедуры.

В индивидуальном режиме упражнение, разумеется, делается только по отношению к клиенту и только одним психотерапевтом. Он при этом «проходит» тело клиента дважды - сначала спереди назад, работая кулаками, а затем сзади вперед, хлестко работая ладонями.

Упражнение «ОБМАТЫВАНИЕ ТЕЛАМИ»

Упражнение может быть использовано только в условиях группы. Если группа небольшая (до семи человек), то упражнение можно выполнять одновременно всей группой. Если же количество членов группы больше, то имеет смысл разбить группу на подгруппы – так, чтобы в каждой было от пяти до семи человек.

Процедура выполнения. Цель упражнения – дать каждому члену группы пережить опыт контакта максимальной площади, когда практически вся поверхность его тела соприкасается с телами других участников. Метафорический смысл этого процесса может быть различным – его может задавать терапевт, он может возникать спонтанно у каждого участника процесса и т.д.

Группа располагается на полу таким образом, чтобы площадь соприкосновения тела того, кто работает в настоящий момент, с остальными телами, была максимальной. Для этого один-два человека ложатся бок о бок друг с другом, оказываясь своего рода «матрасом» для работающего. Он укладывается сверху, и к нему по бокам и сверху начинают укладываться остальные участники группы, словно «обматывая» его тело своими. Очень важно проследить, чтобы даже самые труднодоступные участки тела работающего находились в контакте с телами других участников. Например, голову, лицо, подошвы ног, кисти вполне можно обхватить руками – не забыв, разумеется, оставить работающему возможность свободно дышать. Расположиться группа должна так, чтобы работающему было как можно удобнее лежать в этом «коконе» из тел. Когда необходимые положения всех участников процесса будут найдены, все должны будут расслабиться и замереть на три-пять минут – или до тех пор, пока работающий не захочет завершить упражнение.

Для ведущего группы очень важно обсудить с каждым его опыт. Нужно быть готовым к самым разнообразным переживаниям участникам группы – от безразличия до эйфории и страдания.

Упражнение «МОЛЧАЛИВЫЕ ИСТОРИИ»

Упражнение может быть использовано только в групповой работе, причем по возможности не в начале группового процесса.

Процедура выполнения. Предлагаемое упражнение принадлежит к серии упражнений, проводимых в режиме активного молчания. Для него требуется не менее двух, еще лучше – четырех часов времени непрерывной работы. Принципы работы остаются теми же, на которых основан режим активного молчания:

На протяжении всей сессии участники группы не имеют права разговаривать и использовать любые другие знаковые системы;

В случае необходимости временно выйти участник обязуется за пределами помещения, в котором работает группа, также хранить молчание;

Возможны любые действия (или бездействие), за исключением тех, которые причиняют физическую боль другому участнику.

Главное отличие этого упражнения от прочих, осуществляемых в рамках активного молчания, состоит в том, что у каждого участника процесса – своя реальность, определяемая выбранным им самим сюжетом. Перед началом сессии терапевт медленно зачитывает список возможных сюжетов, из которого каждый участник группы выбирает себе сюжет, внутри которого он хотел бы прожить время, отведенное на упражнение. Когда сюжеты выбраны (участники группы не озвучивают выбранные сюжеты до окончания упражнения), определяется время окончания упражнения и дается сигнал к началу. Терапевт может тоже существовать в рамках какого-либо определенного сюжета, а может позволить себе спонтанное поведение, соотнесенное с его стратегическими и тактическими установками.

Примерный список сюжетов :

Вы в сумасшедшем доме для глухонемых

Вы в пустыне, и все, что вы видите – сплошные миражи

Вы только что умерли

Вы на чужой планете, где каждый встречный – инопланетянин

Вы кукла, которая проснулась и обнаружила себя живой

Вам объявили бойкот

Вам осталось (*) часа (длительность сессии) до смерти

Вы последний выживший после атомной войны, все остальные – только ваши воспоминания

Вы в музее собственных страхов

Вы ищете бога среди людей

Вы бог среди людей.

Список может быть изменен или дополнен терапевтом по собственному усмотрению и в соответствии с его задачами на данной групповой сессии.


Похожая информация.


психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Осознавание границ»

Упражнение демонстрирует эффект направленности внимания и осознавания на определенные участки – физические границы тела, занимающие важное место во внутренней психологической карте человека и связанные с устойчивым «образом себя» (на языке физиологии именуемым «схемой тела»), влияющим на самооценку и отношения с окружающими. По образному выражению А. Лоуэна, &человек «пришвартован» к реальности на обоих концах тела: внизу через контакт с землей», а наверху – через макушку головы. Подобный подход используется в даосских психотехниках, где уделяется обостренное внимание трем «кончикам тела»:

  1. темени – для усиления ощущения восходящих потоков «энергии» (граница «человек – небо»);
  2. ладоням – воспроизведение чувства упора в пальцах и ладонях (граница «человек – человек»);
  3. ступням – усиление ощущения нисходящих потоков «энергии» (граница «человек – земля»).

Очевидно, что в процессе возрастного формирования физического «образа себя», ощущение «границ» (или различение «Я – не-Я») является одним из начальных этапов, связанным с ранним детством. Поэтому важным моментом для продуктивной работы с «границами», наряду с концентрацией внимания, является переход в состояние детско-созерцательного восприятия. При выполнении упражнения человек должен стремиться почувствовать себя буквально так, как чувствует себя ребенок, который впервые начинает осознавать собственное тело и окружающий мир.

Еще одним важным моментом данного упражнения является то, что вызываемое в нем чувство отграничения, выделения себя из окружающего мира, несмотря на кажущуюся противоположность, является близким медитативному ощущению всепроникающего единства с миром.

Первоначально упражнение выполняется в положении лежа, после предварительной релаксации (по мере тренированности – в произвольной позе). Внимание и вместе с ним дыхание направляются на область тела, соответствующую одной из перечисленных «границ». Внимание удерживается в заданной области в течение нескольких минут. Наблюдайте, как с каждым выдохом дыхание «передается» в выбранные участки тела, постепенно создавая в них ощущение тепла, «энергии». Через 3 – 5 минут переключайте внимание и дыхание на следующую «граничную» область. После того как будут пройдены все три «границы» по отдельности, объедините их, распределяя внимание одновременно на пять точек, соответствующих фигуре пятиконечной звезды (модификацией упражнения является направленность внимания на шесть точек, или два треугольника, соответствующих шестиконечной звезде). Важно представить, что тело как бы растягивается, вы словно становитесь выше ростом. При этом вдоль позвоночника возникает ощущение «натянутой струны». Затем представьте, что ваше тело заключено со всех сторон в непроницаемую сферическую оболочку. Мысленно постарайтесь раздвинуть этот «кокон», упираясь в него в 5 точках: кистями, стопами, макушкой головы.

Распределение «телесно-направленного» внимания одновременно на большое число объектов, близких к максимальной пропускной способности канала осознаваемого восприятия по Г. Миллеру – 7±2 единицы (Miller G.A., 1956) или превышающих его, вызывает так называемую сенсорную перегрузку и способствует формированию особого состояния сознания. Аналогичным образом влияет на состояние сознания и выравнивание ощущений в удаленных участках левой и правой половин тела, способствующее достижению баланса активности левого и правого полушарий мозга.

Примечание. Упражнение, помимо оздоровительных целей, имеет важное практическое применение в повседневной жизни. Оно помогает человеку быстро прийти в себя в ситуации внезапного стресса, когда «земля плывет под ногами» и теряется эмоциональное равновесие и самообладание. Особенно необходимо оно людям, чрезмерно волнующимся перед публичными выступлениями (артистам на сцене, ораторам перед трибуной или спортсменам перед выходом на старт). Жизненно важным это упражнение может стать для людей, страдающих паническими атаками, которым оно помогает избавиться от ощущений «надвигающейся потери сознания». Для этого нужно всего-навсего сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и переключить внимание поочередно на каждую из описанных границ, начиная с «земли».

Нужно заметить, что физические, телесные границы человека («внешнее тело», по М.М. Бахтину) представлены в его внутреннем миревнутреннее тело» по Бахтину, или «виртуальное тело» по Н.А. Носову) таким образом, что оказываются тесно связанными с его общением с окружающими. Границы телесных контактов предстают границами эмоциональных контактов, сочувствия и эмоциональной отстраненности, границами замкнутости и общительности, влияния на других и подверженности чужому влиянию, автономности и зависимости, а также разнообразными стереотипами и внутренними ограничениями, через которые человек может перешагнуть в процессе работы над собой. Как показывает опыт телесно-ориентированной психологии, работа с телесными границами приводит к совершенствованию связанных с ними аспектов личности, является важным инструментом личностного роста.