Аскольд и дир когда действовали. Легендарный аскольд. корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться домой. Христиане или иудеи

1:508
…какая-то неведомая сила тянет меня на передовую. О, страсти, страсти, о, слепые мечты человеческого сердца. Я покорна сердцу. Мне нравятся приключения, взрывы, особенно интересно отбивать контратаки. Будь что будет за все, вперед — последнее бесповоротное вперед! 1:1120

Уже более семи десятилетий отделяют поколения ныне живущих людей от последних выстрелов той далекой войны. Время неумолимо, и человечество стремится вперед. Большинство современных людей не оглядывается назад и живет лишь сегодняшним днем. И это не случайно. Современная массовая культура лишает человека исторической памяти, осмысленно рвет связи поколений, уничтожает в сознании образы великого прошлого.

1:1877

1:8

В мире глобализации, эпохи потребления и «нового мирового порядка» не остается места для тех, кто в далеком прошлом пожертвовал собой ради тех, кто живет сегодня. Можно без всякого преувеличения сказать, что большая часть нынешнего поколения - это люди с кастрированной памятью. В лучшем случае они знают лишь то, что «была война» и «мы в ней победили». На этом их познания о том тяжелом времени, которое пережила наша страна заканчиваются.

1:850 1:859

Эта публикация не рассчитана на массового читателя - она что-то вроде маленькой благодарности одной очень смелой и отважной девушке, погибшей в Восточной Пруссии ровно 71 год назад в этот самый день - 28 января 1945 года.

1:1270 1:1279

Встречайте, Роза Егоровна Шанина, снайпер отдельного женского взвода 2-го стрелкового батальона 1138-го стрелкового полка 184-й дивизии 3-го Белорусского фронта.

1:1574

1:8

Находясь на фронте Роза вела дневник, который уже после войны в 60-е годы был опубликован.

1:174 1:183

Роза Шанина родилась в Архангельской области, деревня Едьма 4 апреля 1925 года. Быт и тяготы того времени, которые преодолевали родители Розы, растившие кроме неё ещё девятерых детей(шестеро родных и трое приемных), были просто несопоставимы с «проблемами» современных семей.

1:696 1:705

Всего несколько лет прошло с момента окончания разрушительной Гражданской войны, страна лишь начинала своё восстановление и впереди предстояло еще множество испытаний. Тем не менее семья Шаниных преодолевала все выпавшие на её долю трудности. Вот в таких непростых условиях росла Роза. С детства девочка отличалась самостоятельностью. Окончив 7 классов средней школы, в четырнадцатилетнем возрасте она вопреки желанию родителей уехала из дома поступать в педагогическое училище города Архангельска.

1:1631

2:505

Этот город впоследствии станет для девушки практически родным, уже находясь на фронте она будет с теплотой вспоминать о нем на страницах своего дневника.

2:790 2:799

В 1941 году, когда уже шла Великая Отечественная Война, Роза Шанина была уже на третьем курсе педагогического училища. Одновременно она работала воспитателем в детском саду. Дети её очень любили. После окончания училища она решила остаться на том же месте.

2:1270 2:1279

Шел 1942 год. Советские армии на фронте продолжали отчаянно сражаться с гитлеровскими дивизиями.

2:1458

Война не обходила стороной и Архангельск - сюда долетали немецкие бомбардировщики, наносившие смертносные воздушные удары по городу. Роза добровольно занималась наблюдением и дежурством на крышах домов, помогала тушить пожары после налетов немецкой авиации. Уже тогда Шанина хотела попасть на фронт, необъяснимая для современного человека самоотверженность и желание воевать за свою страну не давала молодой девушке покоя. Её характер не позволял ей равнодушно наблюдать за смертельной схваткой её Родины с немецким фашизмом.

2:2439 2:8

Однако изначально женщин на фронт не брали . Право пойти в действующую армию женщины и девушки в возрасте от 16 до 45 лет получили зимой 1942 года. В это же время открылась Центральная женская школа снайперской подготовки. Это был шанс для Розы и после окончания Всеобщего воинского обучения она поступила в эту школу.

2:586 2:595

Шло лето 1943 года. Гремели тяжелейшие бои на Курско-Орловской дуге. Обучение давалось Розе очень хорошо, она была одной из лучших учениц и закономерно закончила школу с отличием весной 1944 года. Ей поступило предложение остаться в снайперской школе в качестве инструктора, но девушка ответила отказом и изъявила желание немедленно отправиться на фронт. Её определили в отдельный женский снайперский взвод 338-й стрелковой дивизии.

2:1384 2:1393 3:1899

3:8

Она прибыла в расположение своей части 2 апреля 1944 года , а спустя три дня, находясь на передовой, первым же метким выстрелом убила немецкого пехотинца. К 11 апреля на её счету было еще 13 убитых вражеских солдат . К концу мая цифра уничтоженных вражеских солдат достигла 18-ти. Роза Шанина стала первой девушкой на фронте, награжденной Орденом Славы III степени. Её фотографии и заметки о ней печатали во фронтовых газетах.

3:773 3:782

4:1286 4:1295

Роза стремилась на передовую, часто уходила в «самоволки», даже когда их подразделение после тяжелейших боев отправили на некоторое время в тыл. Это было летом 1944-го. Ее взвод впоследствии принимал участие в боях за Витебск на территории Белоруссии, а также участвовал в освобождении столицы Литвы - Вильнюса. Далее был выход на немецкую территорию и тяжелые бои в Восточной Пруссии. Чувства, которые одолевали Розу в то время хорошо передают страницы её дневника:

4:2170
Цитата «Я бы все отдала, чтоб мне сейчас идти с солдатами в наступление. О боги, почему у меня такая загадочная натура? Я не могу понять только. Жажду, жажду боя, горячего боя. Все отдам и жизнь, только бы удовлетворить эту прихоть, она мучает меня, спать не могу спокойно…»
4:522

Поразительная смелость и мужество, а ведь Роза могла бы спокойно сидеть в тылу и не рваться на передовую, рискуя собой. Но именно это всепоглощающее самопожертвование и отсутствие страха перед смертью и отличало то поколение победителей, принесших нашему народу победу в той страшной войне. В дневнике Розы Шаниной много личных переживаний и просто описания окружающих её людей, хорошо заметно, что писала она не «на публику». Тяжело она мирилась с положением, когда их часть находилась в тылу:

4:1439 4:1448
Цитата

«Вы бы знали, на протяжении всей фронтовой жизни не было минуты, когда бы я не жаждала боя, хочу горячего боя, хочу идти вместе с солдатами. Я жалею, почему я не мальчик теперь, никто бы не обращал внимания на меня, никто бы не жалел меня, я бы воевала от всей души. Сейчас поднялся вопрос: я сказала: «Хочу в наступление идти», поверили Каля и Ева, которые знают мою натуру, все остальные: «Не бреши». А Ева доказала девчатам,что она слышала от солдат, как я сама лично лежала под немецкими танками, и что мне она вполне верит, ибо тогда тоже было добровольно.»

4:2507
4:10

5:516 5:525

Даже в то время многие не верили, что девушка добровольно способна пойти на фронт, однако факт остается фактом - Роза Шанина реальный человек, а не выдуманный персонаж героического эпоса, свидетелями её подвигов на фронте было огромное количество людей, а знавшие её лично никогда не сомневались в её искреннем желании сражаться с немецкими оккупантами. 12 декабря 1944-го во время очередного выхода к линии фронта, Роза был ранена в плечо выстрелом немецкого снайпера. Об этом она упоминает в своем дневнике:

5:1458
Цитата

«…12-го меня ранило. Удивительно: видела сон, приснилось, что меня ранят. Потом сижу на позиции за оптикой, вспомнила про сон, и мне показалось, как будто я ранена в правое плечо. Не прошло и 5 минут, как пуля фрицевского снайпера попала мне точно в то место, где видела рану. При этом я и не ощущала особой боли, обдало все плечо. Перевязали, и я, не требуя ухаживаний, ушла домой одна, в медсанбат не хотела, заставили. На операции больно было, хотела ехать домой, в часть не пустили все поразрезали. Кажется, ранение — пустяковое — две дырочки, а разрезали — не заживет и за месяц.

5:2546

Сейчас лежу в госпитале, болит сустав, все плечо, но не особенно. Думаю, убегу, что будет дальше — не знаю…»

5:212
5:223

6:729 6:738

Розу Шанину отличала удивительная скромность, она вовсе не считала себя героем, несмотря на то, что её заслуги по военным меркам были более чем значительны. Если бы каждый боец Красной Армии убил столько немцев, сколько смогла отправить на тот свет эта молодая девушка, то война бы закончилась гораздо раньше. Вот написанные ею в ноябре 1944 года:

6:1369
Цитата

Получила письма из дошкольной сети из Москвы, Архангельска. Все гордятся моими подвигами за мой портрет в журнале «Юмор» от 7 ноября. Но меня слишком переоценили. Я же делаю лишь то, что обязан каждый советский воин, и все. Я славлюсь везде, это много…
…Сознаю, что я заслужила славу в армии, ну, на фронте, но по Советскому Союзу зря разносят, ибо я не так много сделала…

6:2088

7:507

Удивительная натура Розы Шаниной сочетала в себе романтический характер молодой девушки, бесстрашие солдата и готовность к самопожертвованию, о чем свидетельствуют следующие строки из её фронтового дневника:

7:897
Цитата «О, страсти, страсти! О, слепые мечты человеческого сердца. Вперед-вперед, — твердит оно, — стремясь туда, куда ведет его красота…»

«Слава — это или свой череп расколоть во имя родины, или чужой раскрошить…».

7:1342
7:1353

Здесь она цитирует фразы из известного романа начала XX века «Сестра Керри», Теодора Драйзера и известного русского полководца эпохи наполеоновских войн Петра Багратиона, погибшего во время нашествия французской армии на Россию в 1812 году.

7:1804

С вступлением на территорию Восточной Пруссии советская армия встретила еще более усилившееся сопротивление немецких войск, которые теперь уже дрались на своей земле. Роза вернулась на фронт как раз накануне. Из двадцати семи девушек их взвода к тому времени в живых осталось только пятеро. Возможно, Роза Шанина предчувствовала свою гибель:

7:638
Цитата «…Николаю Б. Написала хорошее письмо, незачем ссориться, быть может, меня убьют…»
7:836

В начале января 1945 года газета «Уничтожим врага» опубликовала фотографию Розы Шаниной. Это фото оказалось последним.

7:1064 7:1073

8:1579

8:8

В последних записях Роза описывает тяжелые бои, усталость, страдания от потери подруг. Чувствуется эмоциональная подавленность девушки.

8:262 8:271

27 января во время очередного боя она получит смертельное ранение осколком артиллерийского снаряда . Роза Шанина умерла в военном госпитале 144-й стрелковой дивизии недалеко от местечка Рейхау. По словам медсестры, ухаживающей за ней, Роза жалела о том, что успела сделать так мало. Трое братьев Розы - Михаил, Сергей и Федор тоже погибли на фронте. Вернулся с этой страшной войны лишь один из них - Марат.

8:1018 8:1027

Счет Розы к моменту её смертельного ранения составлял 54 убитых вражеских солдата, в том числе 12 снайперов. Надо понимать, что это лишь официально подтвержденные и учтенные наблюдателями солдаты противника. А сколько раз она самовольно уходила к линии фронта и вела охоту на офицеров и солдат врага? Никто не считал потери фашистов в таких «вылазках». Во время контратак немцев, когда обороняющиеся советские бойцы и снайперы одновременно вели огонь по наступающим гитлеровцам, сколько именно убил каждый - тоже учесть было невозможно. Поэтому реальный счет убитых Шаниной вражеских солдат существенно превышает вышеуказанные данные.

8:2206 8:8

Наша страна потеряла в смертельной схватке с гитлеровским фашизмом практически весь цвет нации — бесчисленное количество молодых людей и девушек погибло на фронте и на оккупированных германскими войсками территориях СССР. Вал разрушительной нацистской стихии был остановлен благодаря бойцам Красной Армии, самоотверженно сражавшимся с врагом на Восточном фронте.

8:693 8:702

Нет числа погибшим героям, многие из которых уже давно забыты. Память о Розе Шаниной сохранилась до наших дней не в последнюю очередь благодаря её дневнику, но таких людей как эта смелая девушка было множество. Смелость, решительность, мужество и готовность идти до последнего за Родину — вот что определяло моральный облик лучших людей того поколения, которое воспитала наша страна до войны. Многих из них постигло забвение, но подвиг который они совершили, жив и не будет забыт никогда…

8:1607

8:8

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…

8:253 8:262

9:768

Памяти Розы Шаниной
3.04.1924 - 28.01.1945

9:841 9:850

Роза Шанина - Снайпер Великой Отечественной войны

9:944 9:953

9:960 9:969 Ц-Ч Ш-Щ Э-Ю-Я

Родилась 3 апреля 1924 года в деревне Едьма Архангельской области. В 14 лет уехала в Архангельск на учёбу в педагогическое училище. Подрабатывала воспитательницей в детском саду. После начала Великой Отечественной войны оставила учёбу. В июне 1943 года добровольцем вступила в ряды Красной Армии, призвана Первомайским РВК (Первомайский район города Архангельска). Прошла всевобуч, затем с отличием окончила Центральную женскую школу снайперской подготовки в городе Подольске (Московская область). С апреля 1944 года в действующей армии.

Уже 17 апреля 1944 года снайпер-стажёр 1138-го стрелкового полка (338-я стрелковая дивизия, 3-й Белорусский фронт) ефрейтор Р. Г. Шанина представлена командованием части к первой награде за уничтожение 13 солдат и офицеров противника. Приказом № 26 от 18 апреля 1944 года по 338-й стрелковой дивизии награждена орденом Славы 3-й степени.

16 сентября 1944 года снайпер отдельного взвода снайперов-девушек 184-й стрелковой Духовщинской Краснознамённой дивизии старший сержант Р. Г. Шанина представлена командованием части к новой награде за уничтожение 53 солдат и офицеров противника. Приказом № 131/н от 22 сентября 1944 года по войскам 5-й Армии награждена орденом Славы 2-й степени.

27 декабря 1944 года помощник командира взвода снайперов 215-й стрелковой Смоленской Краснознамённой дивизии (5-я Армия, 3-й Белорусский фронт) старший сержант Р. Г. Шанина представлена командованием части к очередной награде за уничтожение 59 солдат и офицеров противника. Приказом № 122/н от 29 декабря 1944 года по войскам 215-й стрелковой дивизии награждена медалью "За отвагу".

28 января 1945 года старший сержант Шанина Роза Георгиевна (во многих источниках отчество указывается как Егоровна) была смертельно ранена в живот осколком снаряда. Произошло это в 3 км юго-восточнее деревни Ильмсдорф округа Рихау (Восточная Пруссия). К тому времени на её личном счету числилось, по различным источникам, от 63 до 75 уничтоженных фашистов, в том числе 12 снайперов.


* * *
Из материалов наградных листов Р. Г. Шаниной:

Из фотоматериалов военных лет:











"Повесть временных лет" поставила двух "варягов" — Аскольда и Дира, будто бы пришедших в Киев из Новгорода и освободивших "полян" от хазарской дани.

Подобно Рюрику, оба "варяжских князя" прочно обосновались на страницах древнерусской истории. Однако подтвердить историчность этих персонажей абсолютно нечем. В середине IX в. ни Новгорода, ни Киева как городских центров еще не существовало. Имена предводителей русов, совершивших в 860 г. набег на Константинополь, остались неизвестны византийским и западноевропейским хронистам. Похожая картина наблюдалась и на Руси, где предшествующий "Повести временных лет" летописный свод, сохранившийся в составе Новгородской первой летописи младшего извода, тоже не связывал этот поход с Аскольдом и Диром. Из этого следует, что имена Аскольда и Дира были внесены в летопись одним из поздних редакторов "Повести временных лет", который также превратил их в "варягов" и Рюриковых "бояр". Таким образом, вся история их княжения в Киеве есть "поэма", совершенно не подходящая для исторических реконструкций.

Для подтверждения исторического существования Аскольда и Дира обыкновенно привлекается фрагмент из сочинения арабского историка Масуди с упоминанием схожего имени: "Первый из славянских царей есть царь Дира (или Алдира, Дина, Алдин. — С. Ц. ), он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами".

При этом историки закрывают глаза на то, что данный текст совершенно не подходит для описания Среднего Поднепровья второй половины IX в., где еще не было ни "обширных городов", ни политического объединения, обнимавшего "многие обитаемые страны", а более или менее заметные следы торговли с арабами (клады с дирхемами) появляются только после 900 г.

Но самое главное, сообщение Масуди о "царе Дире" рассматривается в отрыве от контекста, который предполагает совсем иную историко-географическую реальность. Границы "царства Дира" очерчены следующим образом: "Подле этого царя из славянских царей живет царь аль-Олванг, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом [Византией], Ифранджем [Франкской империй], Нукабардом [искаженное: лангобарды, то есть Северная Италия] и с другими народами..." Судя по географическим меткам, арабский писатель явно говорит о каком-то хорватском князе Далмации (среди тамошних городов Константин Багрянородный, современник Масуди, называет Алвун (Олванг у Масуди) — современный Лабин на полуострове Истрия в Югославии). "Затем, — продолжает Масуди, — с этим славянским царем граничит царь Турка [Венгрия]. Это племя [венгры] красивейшее из славян лицом, большее из них числом и храбрейшее из них..."

Итак, "царство Дира" ограничено с одной стороны северозападными Балканами, с другой — Венгрией, каковое обстоятельство перечеркивает все попытки соотнести его с киевским княжеством Аскольда и Дира.

Более того, оно не идентифицируется вообще ни с одним из славянских государств конца IX - начала X в. Согласно географическим ориентирам Масуди, "царство Дира" должно располагаться либо к югу, либо к северу от Дуная, на территории между Далмацией и Паннонией (Венгрией). Стало быть, речь может идти о Великой Моравии или о Болгарии — странах, чьи государи действительно претендовали на первенство в славянском мире, в обширных владениях которых были многолюдные города. Но ни к одному из них не приложимо наименование "царство Дира", поскольку это имя отсутствует как в именословах правящих династий, так и в топонимике этих стран.

Древнерусский воин. Конец IX - начало X в.

Но и это еще не все аргументы против локализации "царства Дира" в Среднем Поднепровье. Причисление к "славянам" венгров свидетельствует о том, что Масуди использовал термин "ас-сакалиба" ("славяне") весьма расширительно — для обозначения вообще населения Европы, живущего между Франкским государством, Италией и Византией. Поэтому не исключено, что под "первым из славянских царей" на самом деле подразумевается Оттон I — саксонский герцог, а с 936 г. король Восточнофранкского королевства (Германии) — действительно сильнейшего государства Центральной Европы того времени.

Явная чужеродность летописных преданий об Аскольде и Дире исторической реальности Киева на Днепре позволяет предположить их причастность к истории какого-то другого, дунайского Киева, куда они могли прийти из . На эту роль подходят, например: Кеве (Kevee, близ Орсова), о котором повествует венгерский летописец Аноним Нотариус, город Киёв в Южной Моравии недалеко от Брно, еще шесть Kyjov и три Kyje в Чехии, три Kije, четыре Kijani и два Kijova в Словакии. В пользу этой гипотезы говорит и сообщение Никоновской летописи (XVI в.) о гибели сына Аскольда в борьбе с дунайскими болгарами.

Этимология обоих имен не прибавляет ничего существенного к происхождению Аскольда и Дира. Имя Дир кельтское (Dir) и означает — верный, сильный, знатный (Кузьмин А.Г. Древнерусские имена и их параллели // Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. М., 1986 ); усвоено также славянами (в хронике Козьмы Пражского встречаются чешские имена Тир, Тиро; у польского историка Палацкого упомянут Дирслас или Дирислас). Имя Аскольд (первоначальное Оскольд), по всей видимости, родственно церковнославянскому слову осколъ — "скала" (прибавление конечного "д" характерно для южнорусского наречия — так и Дир в Ипатьевской летописи читается в форме Дирд) (Фасмер М. Этимологический словарь: В 4 т. Изд. 2. М., 1986. Т. III. С. 160 ). То есть оба они лишены каких-либо характерных черт, которые помогли бы прочно увязать их с тем или иным регионом.

В конце концов, единственным доказательством реального присутствия Аскольда и Дира в истории древнего Киева являются их "могилы", упоминаемые уже в "Повести временных лет" как местные достопримечательности и сохранившиеся в киевской топографии вплоть до наших дней. Впрочем, разнесенные между собой на значительное расстояние, они мало способствуют популяризации летописного представления о "варяжских князьях" как о неразлучном правительственном тандеме. Да и само "народное краеведение", приурочивающее те или иные местности к биографиям исторических или псевдоисторических персонажей, — крайне ненадежный источник даже для вероятностных заключений.

Словом, очень похоже, что перед нами фантомные фигуры начальной русской истории.

А между тем русы действительно должны были обосноваться в Среднем Поднепровье не позднее середины IX в. Патриарх Фотий отметил, что в 860 г. русы обратили оружие против Византии лишь после того, как покорили окружавшие их народы. Этими народами могли быть только обитавшие в Поднепровье восточнославянские племена, которых Константин Багрянородный немного позднее опишет как "пактиотов" (то есть данников) русов.

Вероятнее всего, первый "русский" князь, обосновавшийся в Среднем Поднепровье на киевских "горах", остался для нас неизвестным. Но если говорить не о личности правителя, а о правящем слое в целом, то гадать здесь не приходится: он состоял из таврических русов. Ведь, по заключению Д.Л. Талиса, "Днепровскую Русь византийские писатели называли тавроскифами и таврами именно потому, что на нее было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII- IX вв., т. е. росов" (Талис Д. Росы в Крыму). На это указывает, в частности, один любопытный гидрографический парадокс — название реки Десны, впадающей в Днепр чуть выше Киева. По современным географическим понятиям это — левый приток Днепра, но для тех, кто дал Десне ее название, она была "одесной", то есть "правой " рекой. А единственным славянским этносом, который, продвигаясь вверх по Днепру, мог обнаружить Десну справа от себя, были .

Видимо, приблизительно с этого времени за Средним Поднепровьем начало закрепляться название: Русь, Русская земля.
________________________________________ ________________________________________
Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь

Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция:).
За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.

Среди множества секретов, которыми столь богато прошлое нашей Родины, особенно интригующей является история Аскольда и Дира - легендарных князей, правивших на Киевской земле во второй половине IX века, вскоре после появления в Новгороде Рюрика и его варяжской дружины. Вокруг личностей этих героев по сей день не утихают научные споры, поскольку нет точных данных, касающихся обстоятельств их жизни. Некоторые исследователи даже склонны полагать, что в летописях под этими именами скрывается какой-то один человек.

Откуда стало известно об этих князьях?

Все сведения, касающиеся Аскольда и Дира, почерпнуты главным образом из «Повести временных лет» - летописи XII века, авторство которой традиционно приписывается монаху Киево-Печерской лавры Нестору, а также взяты из более поздних источников. Однако их достоверность вызывает сомнения, поскольку тексты многократно копировались от руки и могут содержать в себе как случайные ошибки переписчиков, так и умышленно внесенные искажения, сделанные в угоду определенным политическим тенденциям той эпохи. Восстановить же более или менее объективную картину минувших времен позволяет лишь сопоставление информации, заключенной в ряде независимых источников, которыми являются европейские, византийские и арабские документы.

Разногласия, содержащиеся в литературных памятниках

Годы жизни Аскольда и Дира точно не установлены, поскольку летописцы не выражают по этому поводу единого мнения. Даже само их прибытие в Киев описывается по-разному. В «Повести временных лет» автор утверждает, что, появившись вместе с Рюриком в 862 году на новгородской земле и будучи его дружинниками, они добровольно изъявили желание отправиться в поход на Константинополь (Царьград) и с этой целью предприняли путешествие вниз по Днепру.

Однако на основе более поздней, Никоновской летописи, относящейся к XVI веку, родилась гипотеза о том, что Аскольд и Дир, обделенные Рюриком при раздаче земель, подняли мятеж, после подавления которого спускались вниз по Днепру, спасаясь от преследования. Так или иначе, но, поравнявшись со славным городом, основанным, по утверждению его жителей, неким Кием, они узнали, что в нем нет правителя, и, располагая вооруженной дружиной, тут же восполнили этот пробел.

Причины покорности киевлян

О том, почему киевляне позволили распоряжаться у себя прибывшим невесть откуда иноземцам, летописцы упоминают лишь вскользь. Но на основании приведенных ими материалов можно заключить, что варяги достаточно лояльно относились к местным жителям и, при условии своевременной выплаты дани, не были намерены нарушать привычный уклад жизни. Общей у них была языческая религия. Кроме того, и мощный отряд, стоявший за спиной претендентов на власть, являлся весьма существенным аргументом.

Поход Аскольда и Дира на Византию

Все народы, проживавшие к северу от Черного моря, греки именовали русами, и об их разбойничьих набегах поведали миру в своих исторических хрониках. Об этих же событиях сообщает летописец Нестор, а также составители итальянских хроник той эпохи. Несмотря на некоторые малозначительные расхождения, в их рассказах нет существенных противоречий, и они заслуживают доверия.

Данное событие - грабительский набег на Византию - относится примерно к 860 году. Тогда к Царьграду с моря подошло до 300 судов, наполненных вооруженными русичами, во главе которых были киевские князья Аскольд и Дир. Истощенные длительной войной с арабами, византийцы не могли оказать им должного сопротивления и оказались на грани гибели. Безнадежность ситуации усугублялась слухами о жесточайшем разграблении, которому уже подверглись пригороды столицы.

Праздник, переживший века

Спастись от кровавых бесчинств иноземцев жителям Царьграда удалось лишь благодаря чудесному заступничеству Царицы Небесной, которая по молитвам во Влахернской церкви патриарха Фотия и самого царя Михаила распростерла над городом Свою ризу. Налетевшая буря тут же раскидала корабли русичей и тем самым вынудила завоевателей отступить. Покинули берега Босфора и их князья, предварительно заключив с царем Михаилом торговый договор. Праздник, установленный в честь этого события Русской православной церковью, отмечается ежегодно 14 октября и носит название Покрова Пресвятой Богородицы, вот только далеко не все знают, что связан он с именами киевских князей Аскольда и Дира.

Ошибки, утвердившиеся в истории

Далее в летописях говорится, что, избавившись чудесным образом от жестоких завоевателей, Византия начала налаживать с Древнерусским государством дипломатические и торговые отношения, а также развивать на его территории миссионерскую деятельность. На этом основании появилось мнение, что в период правления Аскольда и Дира наши предки впервые обозначили свой поворот к христианству, и инициаторами этого стали их новоиспеченные князья. Широкое распространение оно получило благодаря публикации в 1847-1848 гг. капитального сочинения «История Русской Церкви», автором которого был видный богослов и крупный религиозный деятель архиепископ Филарет (Гумилевский).

Однако эта точка зрения, весьма популярная в народе, не имеет сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Например, известный русский историк академик А. А. Шахматов (1864-1920) указывал на то, что киевские князья, состоявшие из-за территориальной близости в самых тесных отношениях с Хазарским каганатом, едва ли находились под влиянием византийских миссионеров и имели гораздо больше шансов сменить язычество на иудаизм, чем на христианство.

Кроме того, он обращает внимание на то, что ни в одной из ранних летописей нет упоминания о личном участии Аскольда и Дира в Цареградском походе 866 года. На этом основании ученый делает заключение, что их имена были вставлены в текст значительно позднее, с целью придать обоим большую историческую значимость.

Убийство киевских правителей

В 879 году, после смерти Рюрика, наследником княжеской власти стал его малолетний сын Игорь, опекуном которого и временным правителем был назначен его родственник Олег, вошедший в российскую историю с прозвищем Вещий. Воспользовавшись оказавшейся в его руках властью, он пожелал распространить свое влияние не только на северные земли, но и на обширные районы, простиравшиеся к югу от Новгорода. Собрав из варягов и славян многочисленное войско, он покорил Смоленск и Любеч, а в скором времени оказался у стен Киева.

По свидетельству автора «Повести временных лет», город на Днепре захватил при помощи самого изощренного коварства. Сознавая, что Аскольд и Дир сделали все необходимое для укрепления своей столицы, и взять ее приступом будет нелегко, он прибег к хитрости. Оставив в засаде основную часть своего войска, временщик выдал себя за мирного купца и пригласил правителей города выйти к нему для ведения торговых переговоров.

Не подозревая о нависшей над ними опасности, те появились на берегу Днепра без надлежащей охраны и тут же были схвачены набежавшими воинами. Обвинив князей в том, что они незаконно захватили власть, которая по праву должна принадлежать малолетнему сыну Рюрика, а до его совершеннолетия лично ему, Олег приказал их незамедлительно убить. Могилой князя Аскольда стал курган, до сих пор возвышающийся на днепровском берегу, а мощи его соправителя Дира долгое время покоились в Киеве, рядом с храмом святой великомученицы Ирины.

Единоличный правитель

Совершив это двойное убийство, Вещий Олег захватил в свои руки власть над Киевом, сделав его центром обширного княжества и впервые объявив «Матерью городов русских». Это событие, относящееся, по свидетельству летописцев, к 882 году, положило начало объединению всех южных и северных земель под властью одного правителя. Погиб он, если верить легенде, от укуса змеи, скрывавшейся в останках его коня.

Гипотезы и догадки ученых

В завершение статьи уместно будет привести несколько гипотез, касающихся происхождения коварно убитых Олегом князей. По одной из них, участником всех описанных выше событий был один лишь Дир, тогда как Аскольд являлся его потомком. При этом оба они были по происхождению не варягами, а славянами. Согласно другой версии, Аскольд единолично княжил в Киеве, происходил из варягов, в то время как Дира вообще не существовало, и его образ является плодом фантазии позднейших хроникеров.

В то же время исследователи, допускающие историчность обоих этих персонажей, вполне логично заключают, что княжили они в разные исторические периоды, и летописцем Нестором были объединены как незаконные соправители и узурпаторы власти. Сторонники какой из гипотез находятся ближе к истине - покажет время, поскольку исследования в этой области не прекращаются и по сей день.

Аскольд и Дир входят в когорту легендарных киевских князей. Правили они еще в конце 9 века, добившись при этом немалого успеха. Именно эти князья заложили основу древнерусской государственности, однако эту версию поддерживают далеко не все историки, ведь существуют и определенные противоречия в фактах.

Источники

Повесть временных лет - книга, из которой специалисты и черпают информацию про историю времен Киевской Руси. Достоверность же изложенных данных вызывает немало сомнений. Однако кроме этого имеются и другие источники, в которых многие факты Повести временных лет описываются совсем по-иному. Такие летописи переписывали далеко не один раз, отсюда могли и появиться ошибки. Другая же версия - заинтересованность в неправдивых данных со стороны определенных лиц. У некоторых экспертов есть мнение, что Нестор излагал не только реальные данные, но и немного переделывал их.

Восстановить же картину, касающуюся жизни в те времена, также помогаю византийские и европейские летописи, арабские документы.

Из варяг в хазары

В Повести временных лет четко указанно, что Аскольд и Дир являются варяжскими дружинниками известного новгородского князя Рюрика. Вместе с ним они и отправились в поход на Царьград (Константинополь). Если же верить Никоновской летописи, они являются врагами Рюрика и устраивают восстание против князя.

Идя вниз по Днепру, варяги попали в город, который нынче является столицей Украины. В те времена в нем не было правителя, население же подчинялось хазарам, кому они и платили дань. Пришедшие в город варяги решили остановиться здесь и начать свое правление.

В Устюжской летописи четко были выделены цели Аскольда и Дира от похода на Константинополь - получение земель и начало своего правления на них. По мнению историка Бегунова, они превратились в хазарских вассалов. Такое мнение имеет право на жизнь, однако вероятней всего здесь было место соглашению сторон.

Поход на Константинополь

О походах русских воинов на Константинополь есть множество сведений, причем это касается не только Повести временных лет, но и других летописей. При этом даты в источниках указывались разные. Так в Повести поход датирован 866 годом, что касается византийских летописей, в них указаны 860-861 года. Однако делая поправку на некоторые хронологические неточности в работе Нестора, можно предположить, что речь идет об одном временном периоде.

Византийцы в то время активно вели войну с арабами, а армия с годами лишь ослабевала. Этим и воспользовались русы, напав на противника с моря. В Константинополь по данным летописцев прибыло 200-360 кораблей. Сами оборонявшиеся не могли понять, откуда взялась армия противника, однако Нестор уверенно заявляет о том, что это были войска Аскольда и Дира, которые постепенно разграбляли близлежащие с Царьградом поселки.

Как свидетельствуют сведения, на море в момент разыгралась просто огромная буря, а корабли русские были разбросаны, поэтому уцелеть смогла лишь небольшая часть армии. Именно из-за этого битва была проиграна.

Христиане или иудеи?

Некоторые из источников гласят, что после своей победы византийцы начали налаживать отношения с Древнерусским государством. По мнению Филарета Гумилевского, в Киевской Руси именно при Аскольде и Дире начали активно читать евангельские проповеди.

Существует и другое мнение от академика Шахматова. Он сообщает, что в более поздних византийских и арабских летописях нет ни единого упоминания об Аскольде и Дире при походе на Константинополь. Информацию о них, будто бы, добавили. При этом существует мнение о связях князей с иудейским каганатом, поэтому вполне вероятно, что Руси был ближе иудаизм, а не христианство.

Расправа

Смерть Рюрика застала всех врасплох. Опекуном же его сына стал Олег, который вместе с этим тем самым стал и главой Новгорода. Он открыто заявлял о своей вражде к хазарам, а уже в 882 году им был организован поход на Киев, чтобы навсегда сместить власть самозванцев. Город этот тогда переживал не лучшие времена, поэтому для отпора нужно было предпринимать срочные меры.

В свой поход Олег взял и наследника Рюрика Игоря, которого он планировать посадить на киевский трон. Он обманом выманил Аскольда и Дира из-за стен надежной крепости, указав в разговоре с ними, что последние не являются князьями и тем более не принадлежат к знаменитому роду. На престол должен был сесть наследник Рюрика. Аскольда и Дира при этом было убито.

Польский историк Януш Длугош, который в основном занимался пересказами древнерусских летописей, утверждает, что Аскольд и Дир были наследными правителями Киева. Он уверен, что они были прямыми потомками Кия, основавшего город. Тем самым он хотел доказать, что Киев имел польские корни. По его мнению, Кий был наследником польской династии.

Существовал ли Дир?

Как гласит летопись, Аскольд был похоронен на высоком правом берегу Днепра, где собственно он и был убит. Что же касается Дира, его могила находилась за Ирининским монастырем, что немного странно. Соправители государства или даже братья, которые погибли в один день, были захоронены в 3 километрах друг от друга.
Существует ряд исследователей, которые предполагают, что Аскольд и Дир были князями киевскими в разные годы, другие же утверждают, что Аскольд и Дир является одним и тем же лицом.

Если рассматривать древнескандинавский вариант имени «Huskuldr», здесь указывалось лишь одно оно, о князе Дире не было и слова. В византийских же источниках, которые описывали поход на Константинополь, говорилось лишь про одного военачальника, однако имя его не упоминается.

По мнению историка Рыбакова, личность Дира остается загадкой, а его существование и вовсе под вопросом. При описании различных сведений в летописях всегда указывается одиночное число при упоминании Аскольда и Дира, поэтому вполне вероятно, что был всего один князь.

Именно эти князья или князь вызывают наибольшие противоречия у историков. В разных летописях излагаются факты, которые не имеют ничего общего между собой, поэтому верить в их достоверность бессмысленно. Что же касается археологии, она также не может сегодня помочь составить полную картину того, что происходило во времена Руси. Скорей всего, еще будут интересные находки и факты, однако большинство информации все же потеряно, ведь с того момента прошло более тысячелетия.