Почему по вашему мнению появилось неравенство. Социальное неравенство. Принадлежность к определенной группе лиц

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv - воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Крат ковр еменная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio - разум).

На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий:

1) понятия, отражающие общее в предметах;

2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;

3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;

4) понятия-идеи.

Следующей формой рационального познания является суждение. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно не зависит от конкретного языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.

Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. inductio - наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность.

Однако, хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция - это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной задачи;

2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;

3) непосредственным характером постижения истины.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда - в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.


| |

Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.

Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.

2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.

3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.

5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.

Сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (представители – Локк, Гоббс, Беркли) утверждает:

Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.

Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию

Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен

В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.

Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств.

Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали:

Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.

Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.

Чувства нас нередко обманывают.

Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.

Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.

Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.

Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно-логические аргументы в его пользу.

Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.

Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. Прежде всего интуиция - функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.

Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы, все логические резервы поиска исчерпаны.

Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" отдельные звенья логической цепи.

Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие "подсказки". Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.

Чувственное и рациональное познание

Начиная со времён древней Греции, чувственный и рациональный методы познания - были противопоставлены друг другу. Возникло два направления в гносеологической мысли (в теории познания), связанных с этим: сенсуализм - отводил главную роль в познании - чувствам, а рационализм - разуму.

Сенсуализм аргументировал предпочтительность чувств тем, что:

1. чувства - почти никогда не лгут, а разум - часто пребывает в заблуждениях;

2. из-за разума, люди создают множество противоречащих друг другу мнений, чувства же - однозначны, а значит, более правдивы;

3. мир полон лжи, и лишь чувства говорят правду, и должны руководить человеком («слушай сердце, а не разум», «любовь спасёт Мир», и т.п.);

4. многие «вещи» (любовь, цвет, и т.п.) - нельзя рационально познать, а можно лишь почувствовать, познать чувством, а не разумом;

В общем, у сенсуализма - немало аргументов. А сами идеи сенсуализма - широко распространены, и имеют много последователей, в т.ч. и в современности…

В чувственном познании, ещё со времён древней Греции, было принято выделять три уровня: чувство, восприятие и представление. Чувство (ощущение) - это элементарный уровень чувственного познания. Восприятие - это соединение отдельных чувств, позволяющее видеть (чувственно познавать) объект в целом, или совокупность объектов (окружающую обстановку, Мир). Представление - это чувства и восприятия, записанные в памяти, и могущие использоваться и без непосредственного наличия объекта, вызывающего чувство.

Теперь рассмотрим подход, противоположный сенсуализму - рационализм, который отдаёт предпочтение в познании - не чувствам, а разуму, и аргументирует это тем, что:

1. только с помощью разума можно увидеть глубинную суть объектов, и вскрыть механизмы явлений, в то время как чувственное познание - даёт лишь поверхностные знания;

2. достаточно лишь один раз увидеть и потрогать окружающий Мир, и потом, ослепнув, и лишившись всех ощущений - можно познавать Мир рационально, не используя больше чувственной информации для этого (хотя один раз ощутить Мир, как-никак, всё-таки нужно, иначе (словами) - не объяснить, и не понять, что такое объём, твёрдость… и т.п. физические (и другие) свойства и понятия);

3. органы чувств - человек чаще использует не для чувственного познания, а для того, чтобы черпать рациональные знания из книг глазами, и из речи - ушами, и т.д.;

4. чувственное познание - не может быть использовано для познания, например, атомов, ибо органы чувств не приспособлены к этому, и т.о. - тут владычествует применение разума;

В общем, у рационализма - аргументов тоже много.

В рациональном познании, как и в чувственном - выделяют тоже три уровня: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - простейший уровень рационального познания. Понятие - это описание конкретного объекта. Суждение - следующий, более высокий уровень. Суждение - это мысль, в которой что-то утверждается или отрицается (например: день - сменяет ночь; кот - пушистый). Суждения мозг получает путём комбинирования (соединения) нескольких понятий. Комбинируя же различные суждения (два, десятки, тысячи суждений), мозг получает следующий уровень рационального познания - умозаключения (выводы) (например: «жизнь прожить - не поле перейти», и т.п.).

Далее: Сенсуализм и рационализм, как определённые классические направления в гносеологической мысли - противопоставлялись друг другу как разные способы познания. Люди (философы, прежде всего) - веками спорили, дискутировали и размышляли об этих методах, в результате чего, представления об этих методах познания - постепенно развивались и менялись.

В неклассические времена, этот конфликт, большей частью - уже исчерпан, если применить такой неклассический принцип как принцип дополнительности: Чувственный и рациональный методы познания, в этом случае - предстают дополняющими друг друга, улучшающими друг друга, и лучше т.о. использовать оба этих метода сразу, не абсолютизируя и не противопоставляя их друг другу.

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Как в технике формировалось рациональное обобщение? Первая ступень рационального обобщения в ремесленной технике по отдельным её отраслям была связана с необходимостью обучения в рамках каждого отдельного вида ремесленной технологии. Такого рода справочники и

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

2. СХОЛАСТИКА КАК РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕОЛОГИИ Философско-религиозное учение Августина и других представителей патристики подготовили возникновение схоластической философии. Суть схоластики состояла не в опоре на сверхразумное созерцание Бога, а в поиске

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

4.2. Чувственное познание Материальные объекты со стороны их явления отражаются в ощущениях, восприятиях и представлениях. С помощью органов чувств организм отражает свойства материальных объектов, изменения в окружающей среде, регулирует свои реакции на эти изменения.

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

4.4. Чувственное и логическое В философии Нового времени сложилась оппозиция сенсуализма и рационализма. Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) решающую роль в познании отводил чувственному познанию. Рационализм (от лат. ratio – разум) решающую роль в познании отводил разуму.

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое Невозможно допустить совершенной пассивности субъекта в познании. Субъект не может быть зеркалом, отражающим объект. Объект не

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

Знание – это не чувственное восприятие Сократ, интересовавшийся, подобно софистам, человеческим поведением, не верил в то, что истина относительна, что не существует стабильных моральных норм и постоянного объекта познания. Он был убежден, что основой нравственного

Из книги Человеческое познание его сферы и границы автора Рассел Бертран

2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание Знание как системаВажнейшим для теории познания вопросом является вопрос, что такое знание, каково его строение, как оно возникает. Недаром Гёте писал: Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос. На этот счет у нас

Из книги Священное автора Отто Рудольф

Из книги Фома Аквинский автора Боргош Юзеф

Глава первая. Рациональное и иррациональное Для всякой теистической идеи Бога вообще, а для христианской по преимуществу и исключительно, существенным является то, чтобы посредством нее божество постигалось в ясной определенности и обозначенным такими предикатами, как

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание Чувственное и эмпирическое познание - не одно и то же. Чувственное знание - это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что

Из книги Смысл жизни автора Папаяни Федор

4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира Познание, начинаясь с ощущений и восприятий и продолжаясь отвлеченным мышлением в понятиях, представляет собой единый процесс. Поскольку ощущение и понятие существенно отличаются друг от друга, есть все

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Евангелие от атеиста автора Богоссян Питер

Рациональное (Rationnel) То, что соответствует теоретическому разуму, иначе говоря, то, что разум способен осмыслить, вычислить (на латыни слово ratio прежде всего означает счет), познать и объяснить, по меньшей мере, в теории. Безумие не менее рационально, чем психическое

Из книги автора

Рациональное в борьбе с иррациональным Вера и разум часто рассматриваются – и по праву – как несовместимые друг с другом, несмотря на знаменитое доказательство папы Иоанна Павла II в энциклике, метко озаглавленной «Вера и разум» (Fides et Ratio), согласно которому это два

Чувственное и рациональное в познании

Теперь нам следует рассмотреть взаимосвязь следующих, часто встречающихся понятий: система и структура. Под структурой понимается совокупность элементов или частей, из которых состоит целое (система), а также способ взаимосвязи этой целостности. Система может выполнять различные операции (функции) и в зависимости от этого имеет различную структуру. Так, когда мы рассматривали ситуацию, описываемую классической гносеологией, то имели дело со следующей структурой познавательного процесса: субъект – средства познания – объект. Выделяют также целеполагающую, деятельностную структуру: цель – средство – результат. При сопоставлении этих структур можно получить субъектную и объектную составляющие познавательной деятельности.

Рассмотрим структуру познавательного процесса в зависимости от традиционно выделяемых в классической гносеологии двух основных уровней познания – чувственного и рационального.

Чувственное познание человека основывается на работе органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), прежде всего на зрении и слухе. Рациональное познание основано на выработке человеческим мышлением абстрактных понятий, теорий и является сущностно-логическим. Однако любой реальный процесс познания всегда представляет собой единство чувственных и рациональных форм – всякая чувственная форма окрашена рациональным моментом, и наоборот, любое абстрактное теоретическое понятие в конечном итоге имеет основание в практической деятельности человека и так или иначе связано с данными органов чувств. И чувственное, и рациональное познание протекает в определенных формах.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств объекта. Ощущение является исходным пунктом познавательного процесса и представляет собой непосредственную связь человека с внешним миром.

2. Восприятие – более высокая форма познания, которая представляет собой отражение предмета в целом.

3. Представление – высшая форма, которая характеризуется воз-можностью воспроизведения ранее воспринятых объектов. Особенность представления в том, что оно содержит элемент обобщения и тем самым сближается с рациональной формой.

Рациональное познание называется логическим или абстрактным мышлением. Это высшая форма познания, благодаря которой субъект проникает в сущность предметов и явлений.

Формы рационального познания:

Понятие – есть определенная мысль, в которой зафиксированы общие и существенные свойства объекта. Например: различные понятия, категории науки, обыденного сознанияэлектрический ток» как направленное движение электронов в проводнике, или «дом» как жилище человека).

Суждение – это определенная мысль, в которой что-либо отрицается или утверждается. Например, металл электропроводен.

Умозаключение – это вывод из двух или более суждений нового суждения. Существует два вида умозаключения: индукция и дедукция .

Индукция – умозаключение на основе движения мысли от частных высказываний к общим. Например, железо проводит электрический ток, медь проводит электрический ток. Вывод: металлы элект-ропроводны.

Дедукция – умозаключение на основе движения мысли от общего к частному высказыванию. Например, металлы электропроводны, медь – металл, следовательно, медь проводит электрический ток.

Итак, логическое познание – это опосредованное, абстрактное отражение действительности, которое не сводится к чувственному.

В классической теории познания существовала дилемма эмпиризма и рационализма, которая основывалась на рассмотрении одной из форм познания как основной, определяющей. Так, эмпиризм (эмпирический означает опытный) основывался на положении о том, что чувственное познание является главным, определяющим в научном освоении мира. Представитель эмпиризма, английский философ Дж. Локк утверждал, что нет ничего в интеллекте, чего бы раньше не было в чувствах. Интеллект здесь трактуется как особое интегративное чувство, не привносящее ничего качественно нового, а лишь синтезирующее обычные чувственные впечатления. Несомненно, что рациональное познание, интеллект основывается на чувственном познании, однако выходит далеко за его пределы. Таким образом, из верного сенсуалистического тезиса, что ощущения – первоисточник наших знаний, эмпиризм делает неверный вывод, что все содержание нашего знания определяется чувствами.

Познание представляет собой сложный процесс, в который включена вся психическая деятельность человека: внимание, воображение, интуиция, эмоции, воля и др. Однако основную роль в этом процессе выполняют чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы.

Чувственное познание (или сенситивное) имеет свою специфику: оно осуществляется с помощью органов чувств и дает непосредственное знание о предметах и их свойствах. Его объектом выступает непосредственно данная действительность. Чувственное познание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это простейшее отражение отдельных свойств объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств человека. Так, зрение отражает световые волны, слух - звуковые колебания, обоняние и вкус - химические свойства, а осязание - механические и тепловые свойства объекта. Все органы чувств человека имеют свои пределы. Многие животные обладают такими способностями, которым мог бы позавидовать человек: зрение орла значительно острее зрения человека, а обоняние собаки тоньше человеческого. Однако ограниченность органов чувств человека - факт не только отрицательный, но и в целом ряде случаев положительный.

Представьте себе, что человеческий глаз способен видеть предметы в мельчайших деталях (вплоть до молекул и атомов), а ухо способно воспринимать все звуки вплоть до движения крови в капиллярах; тогда бы жизнь человека стала невыносимой, а его познание мира было бы сомнительным. То есть диапазон отражательных способностей органов чувств человека вполне достаточен для того, чтобы он мог ориентироваться и действовать в окружающем его, соразмерном ему макромире. В современной философской литературе распространено признание социальной обусловленности человеческих ощущений. Этим они отличаются от ощущений у животных: глаз орла видит дальше человеческого глаза, но человек замечает в вещах значительно больше. Нужно также иметь в виду, что человек постоянно совершенствует свои познавательные способности с помощью специально изготовленных орудий познания - приборов, приспособлений, которые усиливают его органы чувств (микроскопы, телескопы, локаторы и т.п.). Поэтому физиологическая ограниченность органов чувств человека не является серьезным препятствием в познании мира.

Восприятие - это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств субъекта.

Восприятие возникает на основе ощущений, представляет собой специфический синтез ощущений и рождается обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Так, например, взяв в руки яблоко и откусив от него, мы получаем целостный образ как комбинацию различных ощущений: формы, цвета, вкуса, веса, запаха.

Восприятие нельзя рассматривать лишь как копирование, как бездумное созерцание внешнего мира, оно не является механическим суммированием ощущений. На формирование целостного образа (восприятия) могут оказывать влияние разные факторы: уровень культуры человека, его мыслительная деятельность, накопленный опыт, психические состояния. Например, опытный следователь при осмотре места преступления «увидит» значительно больше, чем его начинающий коллега. Восприятию присущ избирательный характер: человек обращает внимание прежде всего на то, что ему интересно. Кроме того, в зависимости от личной системы ценностей один и тот же предмет может восприниматься разными людьми как красивый или безобразный. Может меняться и восприятие одного и того же человека: любящий человек видит в своем партнере одни достоинства. Но если любовь проходит и ее сменяет ненависть, то и восприятие друг друга меняется радикально.

Представление - это чувственный, целостный образ ранее воспринятого предмета.

Представление обладает специфическими особенностями, которые отличают его от восприятия:

  • а) этот чувственный образ воспроизводиться в сознании, когда нет непосредственного взаимодействия человека с самим предметом;
  • б) образ-представление отличается обобщенностью, абстрактностью (представление «беднее» восприятия, так как теряет отдельные детали, часть подробностей предмета);
  • в) важную роль в формировании представления играют память и воображение (воображение и память могут формировать представление не только о реальном предмете, но и фантастические образы, являющиеся комбинацией нескольких реальных предметов);
  • г) у этого образа может и не быть своего прообраза в реальности: образ-модель, образ-план, образ-цель.

Все рассмотренные формы чувственного познания представляют собой противоречивое единство субъективного и объективного, которое проявляется в том, что ощущения, восприятия, представления идеальны, т.е. субъективны по своей форме, а по содержанию - объективны, поскольку отражают наиболее важные, наиболее существенные характеристики материальных объектов. Чувственное познание во всей совокупности его форм имеет большое значение в жизни человека. С его помощью человек получает первичные знания о мире и о самом себе, у него формируется чувственная картина мира, которая необходима для адаптации к условиям собственного бытия.

Однако для более глубокого и всестороннего познания вещей, для обобщения знаний, для проникновения в сущность объектов, для познания причин явлений и законов бытия одного только чувственного познания недостаточно. Все это достигается с помощью рационального познания.

Рациональное познание (нередко называется абстрактным мышлением) выражается в том, что с его помощью исследуют общие и существенные признаки и связи явлений действительности, выводятся законы их строения, функционирования и развития. Основными его формами являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - это форма мысли, в которой выражаются общие и существенные признаки предметов и явлений.

В каждом понятии различают его содержание и объем. Содержание понятия - это совокупность существенных признаков объекта, отраженных в понятии. Объем понятия - это определенная общность (класс) предметов с родственными признаками.

Число предметов, обобщаемых в понятии может быть различным. Понятие может отражать признаки лишь одного вполне конкретного предметаестественный спутник Земли») или признаки группы однородных предметов (студент). Оно сможет относиться и к несуществующим в действительности предметам («апейрон», «вечный двигатель»). В понятиях может быть различный уровень обобщения. Одни из них могут использоваться в какой-либо одной области познания (частнонаучные понятия), другие - в целом ряде наук (общенаучные), третьи имеют всеобщий характер (философские). Понятие отражает общее не только в отдельных предметах («дом», «человек»), но и в отношениях между ними («отталкивание», «упругость» - фиксация общего во взаимодействии с предметами; «высокий», «широкий» - фиксация общего в свойствах тел). По мере накопления опыта содержание понятий обогащается, что свидетельствует об исторической обусловленности рационального познания.

Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности.

Суждение выражает связь понятий. С помощью суждений человек соотносит те или иные свойства с предметами и характеризует эти предметы с определенной стороны. В суждениях выделяются определенные признаки, свойства предмета («тополь - дерево», «все люди смертны»). Здесь выделяются предмет, свойство, которое ему приписывается, и связь. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражается не существенный, а второстепенный признак золота. Основным элементом суждения являются понятия, которые связываются между собой определенным образом, что и порождает новую структуру мысли. Про суждение можно сказать, что это форма движения понятий.

Другой формой движения понятий является умозаключение.

Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из суждений (именуемых посылками) выводят новое суждение (заключение).

Главной особенностью умозаключений является то, что с их помощью человек может получать знания о предметах реального мира без непосредственного взаимодействия с ними, опосредованно, благодаря способности к рассуждению.

Чтобы новое суждение было истинным, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, исходные суждения (посылки) должны быть истинными. Во-вторых, соблюдать правила вывода, не допускать нарушения законов и принципов логики. Главные типы выводного знания - индукция, т.е движение мысли от частного к общему, и дедукция - от общего к частному.

Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания, об их роли в познавательном процессе имеет большое значение для гносеологии. В истории философии сложились две альтернативные точки зрения в решении этого вопроса: сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм - (от лат. sensus - чувство, ощущение) представители Эпикур, Беркли, Юм, Бэкон, Локк, Гоббс и др. Сторонники этого направления считали единственным источником наших знаний о мире и о самих себе деятельность органов чувств. Все остальные виды знания, рациональные в том числе, являются обобщением и анализом данных чувственного опыта. Классическая формула сенсуализма, сформулированная Дж. Локком, утверждает, что нет ничего в человеческом разуме, чего бы раньше не было в чувствах.

Рационализм (от лат. ratio - разум, мышление) развивали Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Шеллинг и др. Они провозглашали разум единственным источником наших истинных знаний о бытии. Чувственное познание здесь не отрицалось, но рассматривалось как несовершенное, субъективное, подверженное обманам, то есть не дающее истинных знаний.

Такое противопоставление: либо чувства, либо абстрактное мышление в истории философии разрешается попытками гармонически объединить, синтезировать сенсуалистические и рационалистические позиции. Начиная с Аристотеля попытку синтеза чувственного и рационального познания можно найти у И. Канта, В. С. Соловьева, С.Л. Франка и других.

Современная гносеология рассматривает чувственное и рациональное познание как стороны, моменты единого процесса познания. Человек ставит цели и задачи познания, а потом интерпретирует его результаты на рациональном уровне. А необходимую рабочую информацию получает на чувственном уровне. Чувственное познание, отражая объект с внешней, поверхностной стороны, содержит в себе элементы обобщения (они свойственны не только представлениям, но и восприятиям, ощущениям). Рациональное знание обязательно включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержание и связи с объективным миром.

Таким образом, познание не является простым «фотографированием», копированием действительности, а является сложнейшим процессом, где диалектическое единство чувственного и рационального дополняется субъективными предположениями, которые находятся в зависимости от личностных и социокультурных предпосылок, а также от психологических установок и ценностных ориентаций субъекта.